Группа Е61
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ КОЛЛЕКТОРНЫЕ
Общие технические условия ГОСТ
Commutator motors. 16264.3—85
General specifications
окп 33 юоо
Срок действия с 01.01.86 до 01.01.96
Настоящий стандарт распространяется на коллекторные двигатели мощностью до 1000 Вт.
Стандарт не распространяется на двигатели со встроенным механическим редуктором, электрифицированных игрушек и следящих приводов.
Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.
Все требования настоящего стандарта, кроме пп. 2.6, 2.7, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Двигатели должны изготовляться на следующие номинальные напряжения*
6; 12; 24; 27; (36); (40); 42; 110; (127); 220 В — переменного тока и универсальные частотой 50 или 60 Гц;
1,5; 2,4; 3; 4,5; 6; 9; 12; 24; 27; 36; 40; 48; 60; 110; 220 В —постоянного тока.
Двигатели, питаемые от химических источников тока, допускается изготавливат э на диапазон напряжений.
Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
1.2. Коэффициент пульсации выпрямленного напряжения постоянного тока на зажимах двигателя — по ГОСТ 13109.
1.3. Двигатели должны изготавливаться на следующие номинальные частоты вращения:
Издание официальное 54
ГОСТ 16264.3—85
100, 200, 400, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 2200, 2400, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12000, 15000, 18000, 20000, 22000, 30000 мин-1 — постоянного тока;
1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 8000, 10000, 12С00, 15000, 18000, 20000, 22000, 24 000, 25000 мин —универсальные и переменного тока.
Номинальную частоту вращения универсальных двигателей устанавливают при работе на переменном токе.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Способы охлаждения двигателей — по ГОСТ 20459.
2.2. Степень искрения на коллекторе по ГОСТ 183 не должна превышать значений, указанных в табл. 1.
Таблица 1 |
|
Степень искрения для двигателей |
Режим работы |
постоянного тока |
переменного тока |
Нормальный |
1'А |
2 |
Кратковременная перегрузка по току или моменту |
2 |
3 |
|
Степень искрения допускается проверять в режиме холостого' хода.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. Напряжение и напряженность поля радиопомех двигателей, установленных в приборы, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 23511 для соответствующего типа приборов. При этом требования к индустриальным радиопомехам устанавливают на объект в целом.
Примечание Указанные требования для двигателей не устанавливают, еслл объект, комплектуемый двигателем, сам является источником радиопомех или конструктивно влияет на радиопомехи, создаваемые двигателем
2.4. Двигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин следующие повышения частоты вращения:
на 50% сверх наибольшей номинальной — двигатели с последовательным возбуждением;
на 20% сверх наибольшей номинальной — двигатели с параллельным или смешанным возбуждением или с постоянными магнитами.
бб
ГОСТ 16264.3-85
2.5. Двигатели должны выдержать перегрузку по току на 50% выше номинального значения в течение 1 мин, если иное время не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателя.
2.6. Отношение начального пускового вращающего момента к номинальному при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети должно соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2 |
Номи
нальная
частота
вращения,
МИН-1 |
ЮОС—600D |
1СС0—6000 |
8СОО—
12СОО |
150СО— 1SC СО |
Св 18СС0 |
Номи |
|
|
|
|
|
нальная |
|
|
|
|
|
мощность, |
|
|
|
|
|
Вт |
0,6—90 |
120 —750 |
|
0,6-750 |
|
Отноше |
Устанав |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
Устанав |
ние на |
ливается |
|
|
|
ливается в |
чального |
в стан |
|
|
|
стандар |
пускового |
дартах |
|
|
|
тах или |
вращаю |
или тех |
|
|
|
техничес |
щего мо |
нических |
|
|
|
ких усло |
мента к |
условиях |
|
|
|
виях на |
номиналь |
на кон |
|
|
|
конкрет |
ному |
кретные |
|
|
|
ные типы |
|
типы дви |
|
|
|
двигате |
|
гателей |
|
|
|
лей |
|
2.7. Допускаемые отклонения номинальной частоты вращения двигателей при номинальном напряжении, номинальной нагрузке и практически установившейся рабочей температуре обмоток должны быть не более указанных в табл. 3.
Таблица 3 |
Исполнение двигателя |
Допускаемые отклонения, % от номинального значения |
Смешанного возбуждения |
±20 |
Последовательного возбуждения Постоянного тока с параллельным |
±20 |
возбуждением или постоянными |
|
магнитами |
±15 |
Универсальные с ответвлением в обмотке возбуждения |
±20 |
Универсальные без ответвления в |
+50 |
обмотке возбуждения |
—20 |
|
S6 |
ГОСТ 16264.3-85
Для двигателей всех видов и типов мощностью до 40 Вт, а также двигателей со стабилизатором частоты вращения и многоскоростных коллекторных двигателей допускаемые отклонения частоты вращения должны быть установлены в стандартах или тех-нических условиях на конкретные типы двигателей.
Расхождение фактических частот вращения универсальных двигателей, работающих с номинальной нагрузкой на переменном и постоянном токе, не должно превышать 10% от номинальной частоты вращения.
2.5—2.7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Требования безопасности — по ГОСТ 16264.0.
3.2. Сопротивление изоляции токоведущих частей коллекторных двигателей, не предназначенных для применения в бытовых электроприборах, относительно корпуса должно быть не менее:
20 МОм— при практически холодном состоянии в нормальных климатических условиях;
2 МОм — при практически установившейся рабочей температу ре обмоток;
1 МОм — после воздействия влаги.
Указанные нормы устанавливаются на период до ввода двигателя в эксплуатацию. На период эксплуатации в пределах наработки, а также в условиях повышенной влажности воздуха допускается снижение сопротивления изоляции. При этом в обоих случаях сопротивление изоляции должно быть не менее 1 кОм на 1 В напряжения на выводах двигателя.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
4. КОМПЛЕКТНОСТЬ
4.1 Двигатели должны комплектоваться:
одним комплектом сменных электрошеток — по требованию потребителя;
помехоподавляющим устройством, если оно предусмотрено стандартами и техническими условиями на конкретные виды или типы двигателей.
Допускается, по согласованию с потребителем, двигатели помехоподавляющими устройствами не комплектовать
4.2. Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, помехоподавляющими устройствами не комплектуют.
5, ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Приемосдаточные испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл. 4.
57
Таблица 4 |
|
|
Пункты |
|
Вид испытаний и проверок |
требований |
методов испытаний |
ГОСТ 16264 0 |
ГОСТ 16264 3 |
ГОСТ 16264 0 |
гост
16264*3 |
1 Проверка внешнего вида |
221 |
|
63 |
|
2 Проверка установочных и присоединительных размеров и биения коллектора и выступающего конца вала |
1 6, 2 1 1, 224 |
|
6 4 |
62 |
3 Проверка направления вращения вала и маркировки выводов обмоток |
2 1 1, 225 |
72 |
64 |
|
4 Проверка сопротивления изоляции между токоведущими частями и корпусом |
32 |
32 |
6 1 |
|
5 Проверка сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии |
2 1 1 |
|
6 1 |
|
6 Проверка электрической прочности изоляции между токоведущими частями обмоток и корпусом |
33 |
|
6 1, 65 |
6 1 |
7 Проверка коммутации в номинальном режиме и при кратковременной перегрузке по току
8 Проверка уровня звука |
27б.
24 17 |
22 |
611 |
63 |
|
Примечания
1 Испытания по пп 2, 4, 5, 8 допускается проводить выборочно на не менее чем 1% двигателей суточного выпуска При суточном выпуске на одном предприятии более 1C 00 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 1C Вт объем выборки для испытаний по п 8 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей Испытания по п 2, 4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах По согласованию с потребителем испытания по п. 8 не проводят
2 Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, испытание по пп 3, 5, 6 и 8 допускается проводить совместно с изделием
3 Для закрытых двигателей при приемо-сдаточных испытаниях вместо коммутации допускается проверять потребляемый ток и мощность холостого хода, что должно быть оговорено в технических условиях на конкретные типы двигателей
4 Испытание по п 7 при кратковременной перегрузке по току допускается
проводить выборочно в количе:тве не менее 1% суточного выпуска только для двигателей, предназначенных для внутрисоюзных поставок
5 Проверку по п 3 допускается совмещать с испытаниями по п. 7.
58
5.2. Периодические испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл. 5.
Таблица 5 |
|
|
Пункты |
|
Вид испытаний |
требований |
методов испытаний |
и проверок |
ГОСТ 16264 0 |
ГОСТ 16264 3 |
ГОСТ 16264 0 |
ГОСТ
16264.3 |
1 Проверка габаритных, присоединительных и установочных размеров |
16, 211 |
|
64 |
|
2 Испытание на кратковременную перегрузку по току |
|
25 |
|
64 |
3 Испытание при повышенной частоте вращения |
|
24 |
|
66 |
4 Проверка работы двигателей при предельных отклонениях напряжения и частоты питания |
2 4 14 |
|
67 |
|
5 Определение начального пускового момента и пускового тока |
2 4 2, 244 |
26 |
68 |
68 |
6 Испытание на нагревание |
245 |
|
69 |
|
7 Определение потребляемой МОЩНОСТИ |
1 2-1 5, 24 1, 243 |
1 1, 1.3, 27 |
6 10 |
|
8 Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после испытания на нагревание |
24 17
3 2—3 4 |
32 |
6 1, 6 5, 6 13 |
|
9 Измерение радиопомех |
_ |
23 |
_ |
6 5 |
10 Измерение уровня звука |
2 4 6, 2 4 17 |
|
6 11 |
|
11 Измерение среднеквадратического значения вибрационной скорости |
2 4 7, 2 4 17 |
|
6 12 |
|
12 Испытания на механические воздействия |
234, 235 |
|
6 14 |
67 |
13 Испытания на климатические воздействия |
23 1, 233 |
|
6 15 |
67 |
14 Измерение тока утечки, сопротивления изоляции и испытание электрической прочности изоляции обмоток после воздействия влаги |
3 2-3 4 |
32 |
6 1, 65; 6 13;
6 154 |
|
15 Измерение массы |
24 1C |
|
6 17 |
|
|
59 |
ГОСТ 16264.3-85
Продолжение табл. 5 |
Вид испытаний и провеоок |
Пункты |
требований |
методов испытаний |
гост
16264.0 |
гост
16264уЗ |
гост
16264 0 |
гост
16264,3 |
16 Проверка степени за |
|
|
|
|
щиты |
223 |
_ |
6 is |
—. |
17 Испытание на надеж |
|
|
|
|
ность |
25 |
— |
61б |
— |
|
Примечания
1 Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п 8 допускается не проводить
2 Испытания по п 9 проводят только в том случае, если для двигателей >становлены соответствующие требования
3 Программа испытаний двигателей на механические и климатические воздействия — по ГОСТ 16962 |
6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ
6.1. Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном выпуске двигателей допускается проверять в течение (1 ±0,2) с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл. 5 ГОСТ 16264.0 в графе «до испытания на влагостойкость», или в течение (5±0,2) с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0-85 в графе «до испытаний на влагостойкость».
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
6.2. Биение коллектора проверяют индикатором, расположенным по середине рабочей части коллектора, при медленном вращении якоря вокруг оси. При проверке определяют максимальное и минимальное значения показаний индикатора. Разность между показаниями индикатора не должна превышать значений, указанных в технической документации на конкретный тип двигателя.
Допускаемая погрешность при измерениях — по ГОСТ 8.051.
6.3. Проверку коммутации проводят визуально невооруженным глазом. Степень искрения под сбегающим краем щетки оценивают по ГОСТ 183.
У закрытых двигателей коммутацию при периодических испытаниях допускается проверять методами, указанными в технических условиях на конкретные типы двигателей.
6.4. Испытания на кратковременную перегрузку по току проводят на испытательном стенде при температуре обмоток, близких к температурам при номинальном режиме работы двигателей в течение (1±0,05) мин. Для двигателей кратковременного режима работы допускается в технических условиях устанавливать другое время испытаний. Перегрузку по току достигают увеличением мо-
60
ГОСТ 16264.3-85
мента нагрузки и, при необходимости, напряжения, но не более 10% от номинального значения напряжения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр и проверяют сопротивление изоляции между обмотками и корпусом, а также состояние коллектора и щеток.
6.3, 6.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.5. Измерение напряжения радиопомех и напряженности поля радиопомех — по ГОСТ 16842.
6.6. Испытание на механическую прочность при повышенной частоте вращения проводят без нагрузки на валу и напряжении питания, при котором достигаются требуемые частоты вращения. До и после испытаний проводят тщательный внешний осмотр двигателей, проверяют невооруженным глазом отсутствие трещин и изломов. После испытаний также проверяют биение коллектора.
6.7. До и после испытаний двигателей на механические и климатические воздействия, кроме испытаний на теплостойкость и грибостойкость, проверяют дополнител ьно потребляемый ток и частоту вращения при номинальной нагрузке.
6.8. Начальный пусковой ток и начальный пусковой момент двигателей постоянного тока параллельного, независимого или смешанного возбуждения при номинальном напряжении определяют методом двух точек на механической характеристике путем экстраполяции на частоту вращения, равную нулю.
Для двигателей с относительно малым сопротивлением якоря допускаются испытания начального пусковсго момента и начального пускового тока проводить при пониженном напряжении методом, установленным в технических условиях на двигатели конкретного типа.
(Введен дополнительно, Изм. № 2).
7. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей— по ГОСТ 16264.0.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.2. Маркировка выводов обмоток двигателей переменного тока и универсальных — по ГОСТ 26772 как для двигателей постоянного тока с учетом ГОСТ 16264.0.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
8.1. Указания по эксплуатации — по ГОСТ 16264.0.
9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
9.1. Гарантии изготовителя — по ГОСТ 16264.0.
61
ГОСТ 16264.3-85
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А. Ю. Станюлис, А. А. Дежурный, П. Й. Катил юс, А. А. Ши-вицкас
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.85 № 168
3. ВЗАМЕН ГОСТ 10800-77, ГОСТ 16264-78 в части коллекторных двигателей
4. Срок проверки 1990 г.; периодичность проверки 5 лет
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
6. Проверен в 1990 г. Постановлением Госстандарта срок действия продлен до 01.01.96 № 1862 от 26.06.90.
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, утвержденными в феврале 1989 г., в июне 1990 г. (ИУС 5—89, 10—90)
62