Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

34 страницы

487.00 ₽

Купить ГОСТ 16264.0-85 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электродвигатели номинальной мощностью до 1000 Вт: асинхронные, синхронные, коллекторные переменного тока и универсальные, коллекторные и бесконтактные постоянного тока и шаговые с номинальным моментом до 10,0 Н.м, предназначенные для работы от сети постоянного или переменного тока частотой 50, 60 или 400 Гц, изготовленные для нужд народного хозяйства и экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.

Стандарт не распространяется на двигатели взрывозащищенные, электрифицированных игрушек, линейные, подвижного транспорта, а также асинхронные трехфазные серий 4А, 4АМ, АИ

  Скачать PDF

Заменяет:

Ограничение срока действия снято: Протокол № 5-94 МГС от 17.05.94 (ИУС 11-94)

Оглавление

1 Типы, основные параметры и размеры

2 Технические требования

3 Требования безопасности

4 Комплектность

5 Правила приемки

6 Методы испытаний

7 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

8 Указания по эксплуатации

9 Гарантии изготовителя

Показать даты введения Admin

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

МАЛОЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ МАЛОЙ МОЩНОСТИ

Издание официальное

МОСКВА— 1994

частоты вращения, при необходимости, устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.4.9.    Значения токов, потерь холостого хода и короткого замыкания двигателей устанавливают, при необходимости, в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.4.10.    Масса двигателей должна быть указана в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.11.    Характеристики двигателей устанавливают для практически синусоидального напряжения питания переменного тока и симметричной системы многофазных напряжений согласно ГОСТ 13109 и ГОСТ 183.

2.4.12.    Предельные отклонения напряжения питания от номинального значения ±10%» по требованию потребителей в обоснованных случаях — плюс 10, минус 15%.

Для двигателей, изготовляемых для работы в диапазоне напряжений, допускаемое отклонение от границ диапазона не должно превышать плюс 5% по отношению к верхней границе и минус 5% по отношению к нижней границе диапазона.

2.4.13.    Предельные отклонения частоты питания от номинального значения ±2,0%.

2.4.14.    Двигатели должны развивать номинальную мощность или номинальный вращающий момент при указанных отклонениях напряжения и частоты сети, кроме двигателей, применяемых в вентиляторах и других приборах с вентиляторной нагрузкой.

2.4.15.    Предельные отклонения частоты вращения — по ГОСТ 10683.

Для асинхронных двигателей допускается указывать вместо предельных отклонений от номинального скольжения предельное отклонение частоты вращения, что устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретные виды двигателей.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.16.    Предельные отклонения потребляемого тока от номинальных значений устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретные типы или виды двигателей.

2.4.17.    Предельные отклонения параметров и характеристик двигателей от номинальных значений, указанных в настоящем стандарте и в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей, должны быть не более указанных в табл. 4.

Значения параметров и характеристик в сторону улучшения не ограничиваются.

10

Наименование показателя


Пред, откл


Таблица 4


t Кпд (у\): до 0,25


св. 0,25 до 0,50 св 0,50


2 Коэффициент мощности (cos ф)


двигателей переменного тока


3 Начальный пусковой момент


двигателя мощностью, Вт:


до 10 св 10


4    Начальный пусковой ток

5    Уровень звука

6    Вибрационная скорость 7. Момент инерции

8 Масса двигателя


Устанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные


типы двигателей -0,125 (1-лЬ —0,15 (1-л)

, но не менее 0,03 и


не более 0,07


-2 3% -15% +20%

+ 3 дБ А +20% ±Ю%

-I- ) Н


+2% но не менее +10 г для дви


гателей массой более 0,2 кг и +5 г


для двигателей маосой 0,2 кг и менее


для двигателей с корпусом +5%


(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.5. Требования к надежности

2.5.1.    В стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов устанавливают нормы на следующие показатели надежности:

вероятность безотказной работы Р (t0) за наработку U или среднюю наработку до отказа ТсР;

средний срок службы Гслср или средний ресурс Грср.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.5.2.    Возможность ремонта и требования к показателям ремонтопригодности устанавливают, при необходимости, в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.5.3.    Требование надежности к двигателям с электронными стабилизаторами частоты вращения или схемами управления указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.5.2, 2.5.3. (Введены дополнительно, Изм. № 1).


3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


3.1.    Требования безопасности двигателей — по ГОСТ 12Л.019, ГОСТ 12.2.С07.0, ГОСТ 12.2.007.1 с учетом изложенного в настоящем стандарте.

3.2.    Сопротивление изоляции токоведущих частей двигателей относительно корпуса должно быть не менее:

2* И


100 МОм — для основной изоляции в практически холодном состоянии в нормальных климатических условиях;

2    МОм — для основной изоляции после воздействия влаги, а также при практически установившейся рабочей температуре обмоток;

5 МОм — для дополнительной изоляции после воздействия влаги, а также при практически установившейся рабочей температуре обмоток;

7 МОм—для двойной или усиленной изоляции после воздействия влаги, а также при практически установившейся рабочей температуре обмоток.

Для двигателей на номинальное напряжение до 12 В сопротивление изоляции не проверяют.

3    3. Испытания электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса двигателя должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3 019. Изоляция обмоток относительно корпуса двигателя должна выдерживать без повреждения испытательное, практически синусоидальное напряжение частоты (50±1) Гц в течение (1 ±0,05) мин в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Тип двигателя

Испытательное напряжение (действующее значение). В

до испытания на влагостойкость

после испытания на влагостойкость

1 Двигатели, питаемые от авто

12-кратное зна

100

номного источника напряжения

чение номиналь

св 12 до £0 В (например, от аккумуляторной и гальванической батареи или такого источника, который не может получить более высокое напряжение от другого источника, например, автономного генератора низкого напряжения и т п )

2 Двигатели на номинальные напряжения до 24 В, кроме указанных в п 1, т е питаемые от сети

ного напряжения

через преобразователи напряжения

£00

440

3 Двигатели на номинальные на

6С0 плюс дву

50 0

пряжения св 24 до 1С 0 В, кроме

кратное номиналь

указанных в п 1

ное напряжение

4 Двигатели на номинальные на

ЮС0 плюс дву

1250

пряжения св ISO до 380 В

кратное номинальное напряжение, но не менее

1500

ГОСТ 16264.0-85

Продолжение табл. 5

Тип двигателя

Испытательное напряжение (действующее значение), В

до испытания на влагостойкость

после испытания на влагостойкость

5 Двшатели на номинальные напряжения св 50 до 380 В с двойной или усиленной изоляцией: основная изоляция

1C 30 плюс дву

1250

дополнительная изоляция

кратное номинальное напряжение, но не менее 1500 2500

2500

усиленная изоляция

4 С 3 0

3750

Примечания:

1. Для двигателей на номинальное напряжения до 12 Bt питаемых от автономных источников напряжения, требования к электрической прочности изоляции не устанавливают.

2 Электрическую прочность изоляции между электрически не связанными обмотками устанавливают, при необходимости, в технических условиях на конкретные типы двшателей согласно табл. 5

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4.    Ток утечки двигателей для бытовых электроприборов в нагретом состоянии и после воздействия влаги должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей и не должен превышать 3,5 мА при напряжении U ном+10%.

Ток утечки двигателей на номинальные напряжения до 40 В не нормируют.

3.5.    Все двигатели, кроме двигателей на номинальное напряжение до 40 В, а также двигателей с усиленной или двойной изоляцией должны иметь на корпусе или коробке выводов или на подшипниковом щите заземляющий зажим по ГОСТ 21130 и ГОСТ 12.1.030.

По согласованию с заказчиком (основным потребителем) заземляющий зажим допускается не ставить.

3.4; 3.5. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

4.1.    Комплектность устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных видов и типов.

4.2.    К комплекту прилагают документацию согласно ГОСТ 2.601. При отправке двигателей одного типа в один адрес допускается по согласованию с заказчиком (основным потребителем)

13

прилагать один экземпляр на всю отгружаемую одновременно партию.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3. Количество и вид товаросопроводительной документации должны соответствовать условиям договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5 1 Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить квалификационные, предъявительские, если на предприятии проводится Государственная приемка продукции, приемосдаточные, периодические и типовые испытания.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.    Квалификационные испытания должны проводиться после изготовления установочной серии по программе приемосдаточных и периодических испытаний, установленных в стандартах на конкретные виды двигателей. Квалификационным испытаниям по программе приемосдаточных подвергают каждый двигатель, а по программе периодических — не менее 5 двигателей.

Допускается климатические испытания и испытания на надежность проводить на разных выборках двигателей установочной серии.

5.3.    Предъявительские и приемосдаточные испытания должны проводиться по программе и в последовательности, указанных в стандартах на конкретные виды двигателей. При сплошном контроле двигатели на испытания поступают поштучно, по мере изготовления. За партию для приемки принимают сменный выпуск двигателей, если иное количество не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателя. При выборочном контроле объем выборки, уровень контроля, вид контроля и приемочный уровень дефектности — по ГОСТ 18242. Правила приемки или браковки — по ГОСТ 26964 или нормативно-технической документации.

5.4.    Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в год по программе, указанной в стандартах на конкретные виды двигателей. Объем партии при планировании периодических испытаний — суммарный выпуск двигателей между периодическими испытаниями. План контроля — двухступенчатый. Вид контроля, объем выборки, уровень контроля и приемочный уровень дефектности — по ГОСТ 18242 указывают в технических условиях на конкретный тип двигателя. Правила приемки или браковки и оформление документов — по нормативно-технической документации.

14

ГОСТ 16264.0-85

Выборку двигателей для проведения испытаний проводят методом случайного отбора из числа принятых ОТК предприятия-изготовителя.

Периодические испытания на надежность должны проводиться не реже одного раза в три года при среднем ресурсе или средней наработке до отказа до 5000 ч и не реже одного раза в пять лет при среднем ресурсе или средней наработке до отказа более 5000 ч.

5.5.    Двигатели должны подвергаться типовым испытаниям при изменениях конструкции, материалов и технологии производства, если эти изменения могут оказать влияние на параметры и характеристики двигателей. Объем выборки и программа типовых испытаний составляется предприятием-изготовителем и согласовывается с разработчиком и государственной приемкой.

5.6.    Если при проведении периодических испытаний обнаружено несоответствие требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания удвоенного числа двигателей.

Результаты повторных испытаний являются окончательными после внедрения мероприятий, направленных на устранение дефектов.

5.3—5.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).

57. Двигатели с подшипниками скольжения, а также коллекторные двигатели для испытаний всех видов отбирают после предварительной обкатки (притирки щеток и узлов трения) в течение времени, указанного в технических условиях на конкретный тип двигателя.

5.8.    Входной контроль двигателей у потребителя — по ГОСТ 24297. При проверке качества двигателей потребитель проводит сплошной или выборочный контроль согласно п. 5.3 настоящего стандарта. Объем выборки устанавливает потребитель, но не менее трех двигателей из одновременно полученной партии. Результаты распространяют на всю партию. Правила приемки или браковки согласуются между потребителем и изготовителем двигателей. Испытания проводят по программе приемо-сдаточных испытаний, если в технических условиях на конкретный тип двигателя нет других указаний.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.9.    Проверку соответствия показателей надежности при квалификационных, периодических и типовых испытаниях требованиям настоящего стандарта проводит изготовитель двигателей контрольными испытаниями. Испытания планируют по следующим данным:

риск потребителя Р;

браковочный уровень вероятности безотказной работы Pf> ;

приемочное число отказов    1    при    подтверждении    вероят

ности безотказной работы Р (/).

15

Конкретные значения исходных данных, а также закон распределения отказов, при необходимости, устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Выборку для испытаний на безотказность определяют из табл. 6 или ГОСТ 27.410-87 для одноступенчатого метода. Для изделий единичного и мелкосерийного производства объем выборки устанавливают в технических условиях на конкретный тип двигателя.

Таблица б

Объем выборки для контрольных испытаний на безотказность в зависимости от браковочного уровня вероятности безотказной работы Р, и риска потребителя р

6

0.03

0 10

0.15

0 20

0.25

0.30

0.35

0.40

0 45

0.50

3,99

296

228

187

159

137

119

104

91

79

69

0,98

133

91

8J

69

60

52

45

40

34

3,97

98

76

62

53

46

40

35

30

26

23

0,96

71

57

47

40

34

30

26

23

20

17

0,95

56

45

37

32

27

24

21

18

16

14

0,94

48

37

31

26

22

20

17

15

П

11

0,93

46

32

26

22

19

17

15

13

11

10

0,92

41

28

23

19

17

15

13

11

10

8

С,91

36

24

20

17

15

13

11

1

9

7

С,90

28

22

18

15

13

12

10

9

8

7

Риск потребителя рекомендуется р<0,2.

По согласованию с основным потребителем допускается установленную наработку (Ту) и средний ресурс или среднюю наработку до отказа проверять по результатам эксплуатации двигателей в составе изделий, в которых они применяются.

В случае отрицательных результатов испытаний проводят повторные испытания на надежность на двигателях, изготовленных после внедрения мероприятий, устраняющих обнаруженные дефекты, на выборке, увеличенной по сравнению с первоначальной на 15—20% и установленной по табл. 6 или ГОСТ 24.410-87 для одноступенчатого метода для нового значения ТЧ .

(Измененная редакция, Изм. № 1,2).

5.10.    Показатели безотказности и долговечности модификаций двигателей допускается устанавливать по результатам испытаний базовых изделий.

5.11.    Двигатели, подвергнутые испытаниям на надежность и типовым испытаниям, использованию по своему назначению не подлежат.

16

ГОСТ 16264.0-85

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1.    Методы испытаний двигателей — по ГОСТ 7217, ГОСТ 11828 с учетом изложенного в настоящем стандарте. Испытания проводят при нормальных значениях климатических условий испытаний по ГОСТ 15150 и номинальном напряжении питания, если иные значения не установлены в настоящем стандарте для конкретных видов испытаний. Частота питания асинхронных и коллекторных двигателей переменного тока при испытаниях должна находиться в пределах, предусмотренных в п. 2.4.13 настоящего стандарта. Синхронные двигатели испытывают при частоте питания, указанной в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

Конденсаторные двигатели испытывают с конденсаторами, отклонение емкости которых не более ±3% для рабочих и не более ±5% для пусковых от номинального значения. Отклонение величины добавочного сопротивления, включаемого в цепь двигателя, не более ±2% от номинального значения.

Погрешность средств измерения момента вращения не должна превышать ±3%. При периодических испытаниях погрешность средств измерения частот вращения до 500 мин~1...±1%, св. 500 мин-1... ±0,2 %. При приемосдаточных испытаниях частшу врашения допускается измерять приборами с допустимой погрешностью ±2 %, если более высокие требования не установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей. Испытания встраиваемых двигателей, состоящих только из ротора и статора (без подшипниковых щитов), проводят методами, указанными в технических условиях на конкретные типы дри-гателей.

Проверку соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта проводят сравнением полученных результатов испытаний с техническими требованиями.

^Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2.    Испытательные приборы и установки потребителя по точности п пределам измерения должны быть аналогичны приборам и установкам изготовителя.

6 3 Внешний вид двигателей проверяют осмотром невооруженным глазом на соответствие конструкторской документации н in сравнивая с внешним видом утвержденного контрольного образца. Кромки и углы не должны повреждать руку при соприкосновении. При внешнем осмотре также проверяют вращение вала рукой и наличие маркировки выводных концов обмоток двигателей, обн!ую маркировку, комплектность и упаковку.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.4. Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей и биение выступающего рабочего конца вала прове-

17

ряют мерительным инструментом или калибрами согласно ГОСТ 8592.

Допускаемая погрешность измерений — по ГОСТ 8.051.

Направление вращения вала определяют визуально при включении или отключении двигателя. По направлению вращения вала определяют правильность маркировки выводных кондов обмоток двигателя.

6.5.    Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность при приемосдаточных испытаниях, а также после испытаний на влагостойкость проводят по ГОСТ 11828 в практически холодном состоянии двигателей, а при всех других видах испытаний— сразу после испытания на нагревание. Допустимое отклонение выходного напряжения испытательной установки не должно превышать +5% от заданного в п. 3.3 значения.

Во время испытаний конденсаторы, помехоподавляющие фильтры и электронные схемы управления и стабилизации отключают. Потребителю допускается испытывать электрическую прочность изоляции обмоток двигателей, поставляемых с изделиями, не более трех раз напряжением, указанным в табл. 5 для значений, приведенных в графе «после испытаний на влагостойкость». У двигателей герметичных компрессоров дополнительно к указанному допускается испытывать электрическую прочность изоляции обмоток не более двух раз напряжением, составляющим 70% от указанных в табл. 5 для значений, приведенных в графе «до испытаний на влагостойкость». При массовом выпуске потребителю допускается испытывать электрическую прочность изоляции двигателей в течение (1 ±0,2) с напряжением на 20% выше указанного в графе «после испытания на влаге стойкость».

Полезная мощность испытательного трансформатора должна быть не менее 0,25 кВ-A при испытательном напряжении до 2500 В, 0,5 кВ*А при испытательном напряжении до 5000 В.

(Измененная редакция, Изм. № 1,2).

6.6.    Напряжение трогания проверяют, если это установлено в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, без нагрузки на валу из нескольких положений ротора двигателя относительно статора путем плавного увеличения напряжения питания от нуля до значения, при котором вал двигателя начнет вращаться. За напряжение трогания принимают наибольшее измеренное значение напряжения. При приемосдаточных испытаниях напряжение питания увеличивают до значения, указанного в технических условиях, в течение 1—3 с.

6.7.    Испытание при отклонениях напряжения и частоты питания от номинальных значений проводят после достижения установившейся рабочей температуры обмоток двигателей и номинальном моменте нагрузки в течение 10 мин. Конденсаторные двигатели проверяют при минимальном значении емкости рабочего конден-

18

ГОСТ 16264.0-85

сатора. При этом двигатели должны работать без рывков, остановок и опрокидывания вращающего момента, а синхронные двигатели не должны выпадать из синхронизма в течение 10 мин работы. Двигатели кратковременного и повторно-кратковременного режимов работы испытывают в течение времени, указанного в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.8.    Начальный пусковой момент определяют на нагрузочном стенде или другом устройстве, обеспечивающем нагружение двигателя заданным моментом при подаче напряжения на обмотки двигателя. Производят не менее пяти измерений момента при различных положениях ротора относительно статора. За начальный пусковой момент принимают наименьшее замеренное значение момента. Отсчет показаний приборов при измерении производят не позднее 4 с после включения. Одновременно определяют начальный пусковой ток при помощи амперметра или осциллографа, имеющего послесвечение. В момент отсчета тока и момента напряжение питания двигателя должно соответствовать номинальному значению. Испытания проводят у двигателей продолжительного режима работы — в холодном состоянии, у двигателей других режимов работы — при температуре обмоток, указанной в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

Допускается определять начальный пусковой момент по механической характеристике M=f(n) двигателя, записанной регистрирующим прибором.

При невозможности испытания начального пускового момента и пускового тока при номинальном напряжении испытания проводят при пониженном напряжении по ГОСТ 11828-86.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.9.    Превышение температуры обмоток двигателей — по ГОСТ 11828. Превышение температуры обмоток определяют методом измерения сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном и нагретом состояниях или при помощи встроенных термоприемников. Двигатели должны работать при номинальных значениях напряжения и номинальном моменте нагрузки. Двигатели закрепляют на нагрузочном устройстве через теплоизолирующие прокладки (текстолитовые или резиновые толщиной не менее 5 мм) таким образом, чтобы они влияли на вентиляцию и теплоотдачу двигателя; способ закрепления к испытательному стенду узлов статора и ротора встраиваемых двигателей (например, холодильников) должен быть оговорен в технических условиях на конкретные типы двигателей. Конденсаторные двигатели мощностью до 25 Вт допускается испытывать в режиме холостого хода. Сопротивление обмоток якоря коллек-

19

УДК 621.313.13/. 17:006.354

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Сборник «Электродвигатели малой мощности» содержит стандарты, утвержденные до 1 декабря 1993 г

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе «Государственные стандарты»

2103 О С ООО 0—С 2-2 _

Э 085(02)—94    Без объявл

ISBN 5—7050—0303—X

© Издательство стандартов. 1994


торных двигателей измеряют до и после испытаний по фиксированным ламелям коллектора в течение не более 25 с после снятия напряжения.

Двигатели закрытого исполнения без внешнего обдува допускается испытывать с прикрепленным алюминиевым радиатором с длиной квадрата, равной 2,5 диаметра корпуса двигателя, и толщиной не менее 5 мм.

Время измерения сопротивления остальных обмоток после снятия с них напряжения не должно превышать 10 с. Если первое измерение сопротивления в нагретом состоянии было произведено позднее указанного времени, то превышение температуры следует находить при помощи экстраполяции. Превышение температуры обмоток двигателей проверяют при практически установившемся температурном режиме, если иное не установлено в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей. Двигатели вентиляторов и тепловентиляторов допускается испытывать в этих приборах с нагрузкой, создаваемой крыльчаткой вентилятора, для которого они предназначены.

6 10. К. п д. определяют по ГОСТ 25941. При этом также определяют номинальную и потребляемую мощности, потребляемый ток, частоту вращения. Частоту вращения измеряют при номинальной нагрузке двигателя приборами, которые при измерениях не нагружают двигатель дополнительным моментом. Показания всех измеряющих приборов фиксируют в течение 1—5 с. К. п. д. определяют как отношение полезной мощности к потребляемой мощности. Коэффициент мощности для двигателей переменного тока определяют как отношение потребляемой мощности к произведению потребляемого тока и напряжения.

6.11. Средний уровень звука при квалификационных, периодических и типовых испытаниях измеряют техническим методом по ГОСТ 11929 на расстоянии 1 м от наружного контура двигателя.

При испытаниях измерительный микрофон располагают на расстоянии (1,00±0,03) м от наружного контура двигателя, при измерении уровня звука двигателей звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры — на расстоянии (0,25±0,01) м от наружного контура двигателя. Двигатели при испытаниях устанавливают в рабочем положении на нерезонирующем основании или подвешивают на эластичных элементах. Двигатели, предназначенные для нескольких рабочих положений вала, испытывают в положении, наихудшем для создаваемого уровня звука, указанном в технических условиях на конкретный тип двигателя. Если положение в технических условиях не оговорено, то принимают горизонтальное положение.

При приемосдаточных испытаниях средний уровень звука допускается проверять ориентировочным методом путем сравнения с уровнем звука контрольного образца двигателя в любых поме-

20

Группа EftI

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ 16264.0-85 (CT СЭВ 6337—88)

Машины электрические малой мощности

ДВИГАТЕЛИ

Общие технические условия

Small power electric machines Motors General specifications

ОКП 33 1000

Срок действия с 01.01.86 до01.0|‘.96

Настоящий стандарт распространяется на электродвигатели номинальной мощностью до 1000 Вт: асинхронные, синхронные, коллекторные переменного тока и универсальные, коллекторные и бесконтактные постоянного тока и шаговые с номинальным моментом до 10,0 Н-м, предназначенные для работы от сети постоянного или переменного тока частотой 50, 60 или 400 Гц, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.

Виды климатического исполнения:    для    двигателей бытового

назначения — УХЛ4; 04; У1.1 и Т1.1 поГОСТ 15150; для двигателей промышленного назначения — У2, УЗ, УХЛЗ, Т2, ТЗ, УХЛ4 и 04 по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.

Стандарт не распространяется на двигатели взрывозащищенные, электрифицированных игрушек, линейные, подвижного транспорта, а также асинхронные трехфазные серий 4А, 4АМ, АИ.

Все требования настоящего стандарта, кроме п. 2.2, являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1. ТИПЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.L Условные обозначения типов вновь разрабатываемых двигателей— по ГОСТ 23264. Условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа — по ГОСТ 2479.

Перепечатка воспрещена

1.2. Номинальные напряжения питания двигателей — по ГОСТ 21128, ГОСТ 23366 и ГОСТ 12139.

Издание официальное Е

По заказу потребителей двигатели могут изготавливаться на два и более номинальных напряжений.

Двигатели, предназначенные для экспорта, изготовляют на напряжении питания в соответствии с заказом-нарядом внешнеторговой срганизации. Допускается изготовление этих двигателей на диапазон напряжений питания и напряжения 115 В переменного тока.

1.3.    Номинальные мощности двигателей — по ГОСТ 12139.

Для многоскоростных двигателей номинальная мощность хотя бы на одной частоте вращения должна соответствовать ГОСТ 12139.

1.4.    Номинальные частоты вращения двигателей, кроме шаговых,— по ГОСТ 10683.

Для многоскоростных двигателей хотя бы одна частота вращения при номинальной мощности должна соответствовать ГОСТ 10683.

1.5.    Номинальный потребляемый ток двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретные виды и типы двигателей, при необходимости.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.6.    Установочные и присоединительные размеры, конструкция и размеры мест крепления двигателей с лапами и крепительным фланцем — по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Допускаемые отклонения установочных и присоединительных размеров двигателей с подшипниками качения — по ГОСТ 8592, нормальной или повышенной точности, если в технических условиях на конкретный тип двигателя нет других указаний.

Установочные и присоединительные размеры и их предельные отклонения других конструктивных форм крепления (на качающейся опоре, за корпус и т д.) устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

17. Высота оси вращения (габарит) двигателей — по ГОСТ 13267.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Общие требования

2.1.1.    Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов общих технических условий на виды двигателей и технической документации на конкретные типы двигателей по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Двигатели, предназначенные для эксплуатации в районах с тропическим климатом, кроме того, должны изготовляться в со-

4

ГОСТ 16264.0-85

ответствии с требованиями ГОСТ 15963, а для районов с холодным климатом — по ГОСТ 17412.

Для встраиваемых двигателей, состоящих только из статора и ротора, требования пп. 1.6, 2.2.3—2.2.5, 2.4.6—2.4.8, 3.5 не распространяются.

Для двигателей, встраиваемых в герметичные компрессоры, также не распространяются требования пп. 2.3.1—2.3.3.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2. Требования к конструкции

2.2.1.    Внешний вид двигателей должен соответствовать требованиям конструкторской документации или эталонному образцу, утвержденному в установленном порядке.

2.2.2.    Антикоррозионные покрытия деталей и узлов двигателей в зависимости от условий эксплуатации, хранения и транспортирования должны выбираться по ГОСТ 9.303 и ГОСТ 15151.

2.2.3.    Степень защиты двигателей по ГОСТ 17494 должна устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

2.2.4.    Двигатели должны изготовляться с одним или двумя выступающими цилиндрическими концами вала по ГОСТ 12080.

При изготовлении двигателей с двумя концами вала суммарная нагрузка на оба конца вала нс должна превышать номинальную по мощности или моменту.

Допускаемая величина силы, прилагаемой к выступающему рабочему концу вала в радиальном или аксиальном направлениях при эксплуатации двигателей по требованию заказчика (основного потребителя), должна устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2.5.    Двигатели должны изготовляться правого направления вращения или реверсивные. По требованию заказчика (основного потребителя) допускается изготавливать двигатели левого направления вращения. Если двигатель предназначен только для одного направления вращения, то оно должно быть указано стрелкой на корпусе или щите двигателя со стороны выступающего рабочего конца вала. По согласованию с заказчиком (основным потребителем) стрелку направления вращения допускается не указывать.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2.6.    Двигатели промышленного назначения должны изготовляться с клеммной колодкой, штепсельным разъемом, коробкой выводов, имеющей одно или два выходных отверстия, или со свободными проводами; бытового назначения — с клеммной колодкой.

&

контактным мостиком, контактами на каркасах обмоток, штепсельным разъемом или со свободными выводными проводами. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. Требования по устойчивости к внешним воздействиям

2.3.1. Номинальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации — по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543, тип атмосферы I и II. При этом запыленность воздуха не более

1    мг/м3 — для открытых и защищенных двигателей и не более

2    мг/м3 — для закрытых двигателей.

2 3.2 Двигатели должны быть устойчивы к воздействию влаги в соответствии с требованиями, указанными в табл. 1.

Таблица 1

Климатическое исполнение

Категория размещения

Степень жесткости по ГОСТ 16962

УХЛ

4

I

У

1 1

II

У, УХЛ

3

III

У

2

IV

т

3

VII

т

1 1, 2

VIII

О

4

VI

2.3.3.    Двигатели, предназначенные для работы в условиях влажного тропического климата, должны быть устойчивы к воздействию плесневых грибов.

2.3.4.    Группы условий эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды по ГОСТ 16962 и ГОСТ 17516 должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей, кроме встраиваемых, состоящих из статора и ротора без подшипниковых щитов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.5.    Двигатели должны быть устойчивы к воздействию механических факторов при транспортировании по ГОСТ 23216.

2.4. Требования к характеристикам

2.4.1. Номинальный режим работы двигателей по ГОСТ 183 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

Для двигателей бытового назначения допускается устанавливать номинальный режим работы по циклограмме, задаваемой бытовым прибором, например, автоматической стиральной маши-

ГОСТ 16264.0-85

2 4 2. Параметры механических характеристик (начальный пусковой, максимальный вращающий моменты или их отношения к номинальному) должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

ЗОЯНОч телном *


М


ном


Номинальный вращающий момент AfHOM, Н«м, определяют по формуле

где Рном — номинальная мощность двигателя, Вт;

Яном — номинальная частота вращения, мин~1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2 4,3, Энергетические показатели двигателей (к. п. д., коэффициент мощности) следует устанавливать в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Для двигателей полезной мощностью до 100 Вт коэффициент мощности допускается не устанавливать.

2 4 4. Начальный пусковой ток или его отношение к номинальному устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей, если такое требование имеется в стандартах на конкретные виды двигателей.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.5. Предельно допускаемые превышения температуры обмоток двигателей над верхним значением температуры окружающей среды — по ГОСТ 183.

Допускается увеличение предельно допустимых превышений температуры обмоток двигателей сверх установленных ГОСТ 183 на 30°С, если наработка двигателей за весь срок службы изделия, в котором они применяются, не превышает 250 ч, на 20°С, если наработка двигателей за весь срок службы изделия, в котором они применяются, не превышает 1000 ч и на 10 °С, если наработка не превышает 2000 ч.

Превышение температуры других частей двигателей, а также изолированных пусковых обмоток повышенного сопротивления двигателей переменного тока, при необходимости, должно быть установлено в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей.

2,4.6. Двигатели, кроме шаговых, в зависимости от требований к уровню звука разделяют на шесть классов, указанных в табл. 2. Основным по среднему уровню звука является 1-й класс для двигателей с подшипниками качения и 4-й класс — для двигателей с подшипниками скольжения. Средний уровень звука двигателей на расстоянии 1 м от наружного контура устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей в соответствии с требованиями табл. 2. Для двигателей с механическим редукто-

7

Таблица 2


Номинальная частота вращения мин — 1

Средний уровень звука, дБА, двигателей классов

1

2

3 4 | 5

6

Номинальная мощность, Вт

о

10 до

о

«

о

о

СО

о

10 до

40 до

S

о

off 01

о

d

о

о

ОС

о

Ю до

40 до

О

ОС

о

10 до

40 до

о

СО

о

о

fct

о

40 до

о

со

о

ч

Св

40

се

О

о

Ч

СО о

и -з-

£0

и

о

ч

Св

180

«

и

с

Ч

“о U '+

и S

£С

О

о

ч

и с

и ^

со S

и-

5

о

ч

Св

40

081

«

О

50

55

59

62

45

50

54

57

40

45

49

52

35

40

44

48

30

35

40

45

28

32

35

40

52

53

63

65

48

53

58

60

42

48

53

55

38

45

50

52

35

40

45

48

32

35

40

43

56

60

65

67

50

55

60

62

45

50

55

57

40

46

52

54

36

42

48

50

33

37

43

45

(30)*

58

62

66

68

53

57

61

63

48

52

56

58

43

48

54

55

38

45

50

53

34

40

45

48

62

66

70

71

58

61

6*5

66

52

66

60

61

47

53

57

59

43

49

53

55

38

45

50

51

66

72

75

76

63

67

70

71

58

62

65

66

50

57

60

61

47

52

57

59

42

50

54

56

70

75

78

80

66

70

70

75

62

65

68

70

56

60

63

65

52

58

59

63

48

54

57

60

76

80

82

84

71

75

77

79

67

70

72

74

60

65

67

69

57

62

64

67

52

58

62

64

* Для микродвигателей номинальной мощностью менее 1 Вт.

До ] О D О Св юса до 150С » 1Е 00 » 20 ЗЮ

» 200С » 3000

>    30 30 > 8000

>    8СС0 » 150С0 » 15000 » 18100 » 18000 » 25003

ГОСТ 16264.0-85

ром средний уровень звука устанавливают по согласованию с заказчиком (основным потребителем).

Средний уровень звука двигателей с повышенными требованиями (например, применяемых в аппаратуре воспроизведения звука) определяют на расстоянии 0,25 м от наружного контура.

Требования к другим шумовым характеристикам, указанным в ГОСТ 11929, а также максимальные значения уровня звука в одной точке, при необходимости, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные виды или типы двигателей

Расчет уровня звуковой мощности — по ГОСТ 16372.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.4.7. Двигатели по среднему квадратическому значению виброскорости изготавливают трех категорий: нормальной (N), с пониженной вибрацией (R) и с жесткими требованиями по вибрации (S).

Среднее квадратическое значение виброскорости для двигателей с номинальной частотой вращения до 4000 мин-1 устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей в соответствии с требованиями табл. 3.

Таблица 3

Среднее квадратическое значение виброскорости мм/с

Категория двигателя

N |

К 1

S

Высота оси вращения,

Двигателя, питаемые от

мм

однофазной

однофазной

однофазной

много

сети постоян

много

сети постоян

много

сети постоян

фазной

ного и пере

фазной

ного и пере

фазной

ного и пере

сети

менного

сети

менного

сети

менного

тока

тока

тока

До 25

1 12

1.8]

С,45

0,71

0,28

0,45

Св 25 до 45

1.80

2,80

071

1,10

0,45

0,71

» 45

2,SO

4 50

1.12

2,80

0,71

1,10

Для двигателей с номинальной частотой вращения 4000 мин-1 и выше, а также для многоскоростных двигателей переменного тока среднее квадратическое значение виброскорости, не должно превышать 7,1 мм/с.

Требования настоящего пункта не распространяются на двигатели, имеющие заданный конструктивный дисбаланс вращающихся частей.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

9

2.4.8. Требования к индукции магнитных полей рассеяния, линейности механической характеристики M = f(n), стабильности

2 Зак 160