МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИИ К ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
УДК 631.3-585.862-233.1:006.354 Группа Г91
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Технические условия
Agricultural machinery.
Drive shafts. Specifications
OKI! 47 9124
Дата введения 01.01.90
Настоящим стандарт распространяется на карданные валы сельскохозяйственных машин для передачи крутящего момента от вала отбора мощности (ВОМ) трактора к валу приема мощности (ВПМ) сельскохозяйственных машин с частотой вращения 9с-1 (540 мин-1) и 16.67 с-1 (1000 мин-*), и на межузловые карданные валы с частотой вращения до 20.9 с-1 (1250 мин-1).изготавливаемые для нужд народного хозяйства и экспорта.
Требования пи. 1.1.1.2.1.3.1.5.2.4.2.5.2.6.2.8,2.11. приложений I и 3 настоящего стандарта являются обязательными.другие требования — рекомендуемыми.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
I. ТИНЫ. ПАРАМЕТРЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. Карданные валы по типам и основным параметрам должны соответствовать указанным в табл. I и 2.
Таблица 1 |
Условное обозначение типов карданных нагон |
Наименование конструктивного исполнения |
01 |
Телескопические с у нм нереальным и карданными шарнирами без защитного кожуха |
02 |
Нстслсскопичсскис с универсальными карданными шарнирами беззащитного кожуха |
10 |
Телескопические с универсальными карданными шарнирами с защитным кожухом |
20 |
Телескопические с универсальным карданным шарниром и карданным шарниром равных угловых скоростей с защитным кожухом |
30 |
Телескопические с двумя карданными шарнирами равных угловых скоростей с защитным кожухом |
40 |
Телескопические с предохрани тельной муфтой и универсальными карданными шарнирами с защитным кожухом |
50 |
Телескопические с предохранительной муфтой и универсальным карданным шарниром, карданным шарниром равных угловых скоростей с защитным кожухом |
|
Издание официальное Перепечатка воспрещена
Е
© Издательство стандартов. 1989 © И ПК Издательство стандартов. 1999
С. 2 ГОСТ 13758-89
Таблица 2 |
Условное обозначение основного параметра карданных валов |
Номинальный крутящим момент. Н м |
Условное обозначение основною параметра карданных валов |
Номинальный крутящий момент. Н м |
005 |
50 |
063 |
630 |
016 |
160 |
100 |
1000 |
040 |
400 |
|
|
|
Пример условного обозначении типоразмера карданного вала телескопического с универсальными карданными шарнирами с защитным кожухом с номинальным крутящим моментом 160 н м:
Вал карданный 10.016 ГОСТ 13758-89
1.2. Типоразмеры валов и их основные размеры должны соответствовать указанным на черт. 1—7 и в табл. 3—9.
Карданный нал типа 01
Таблица 3 |
Обозначение карданного кала |
Номинальный крутящий момент Нм |
L |
|
D. не более |
Обозначение концевых вилок |
01.005 |
50 |
260 |
380 |
65 |
Г50: |
|
|
5<Х> |
800 |
|
(Ж50) |
01.016 |
160 |
340 |
410 |
90 |
К160; |
|
|
400 |
530 |
|
А160; |
|
|
500 |
725 |
|
В160; |
|
|
550 |
820 |
|
(Ж160); |
|
|
630 |
985 |
|
1И160); |
|
|
7<Х>
900 |
НИХ)
1200 |
|
(Т160) |
|
|
1180 |
1250 |
|
|
|
|
1500 |
1700 |
|
|
01.040 |
400 |
400 |
500 |
125 |
К400; |
|
|
500 |
610 |
|
Л400; |
|
|
525 |
780 |
|
В400; |
|
|
635 |
1000 |
|
(Ж400); |
|
|
700 |
1050 |
|
(11400); |
|
|
800
1000 |
1210
1370 |
|
(Т400) |
01.630 |
630 |
390 |
450 |
150 |
А630; |
|
|
530 |
730 |
|
В630 |
|
|
700 |
1020 |
|
1В630;
И630; |
|
|
|
|
|
(Т630) |
01.100 |
1000 |
500 |
640 |
170 |
А1000; |
|
|
560 |
760 |
|
ВКХХ); |
|
|
630 |
900 |
|
1В1000; (Т1000) |
|
Обозначение карданного нала |
Номинальный крутящим момент Н м |
L |
D, не более |
Обозначение концевых ВИЛОК |
02.005 |
50 |
120; 200; 380; 500 |
65 |
Г50; Ж 50 |
|
02.016 |
160 |
180; 280; 450; 500; 600; 900; 1400 |
90 |
К160 А160 В160 (Ж16 (И 16) |
0):
)) |
02.040 |
400 |
330; 400; 500; 750; 1000 |
125 |
К400 А400 В400 (Ж40 (И4<И |
0):
h_ |
02.063 |
630 |
430; 500; 750; 1000; 1250 |
150 |
А630;
В630;
1В630;
(И630) |
02.100 |
1000 |
400; 680; 1470 |
170 |
А1000;
В1000;
1В1000; (Т1000) |
Обозначение кар- |
Номинальный кру- |
/ |
/ |
D, не менее |
Обозначение |
данного вала |
тишмй момент Н м |
Ла |
|
концевых вилок |
10.016 |
160 |
550 |
740 |
150 |
К160; |
|
|
700 |
920 |
|
А160; В160; (Ж 160); (И 160); (Т160) |
Продолжение таб.1. 5
Размеры.мм |
Обозначение карданного вала |
Номинальный крутящий момент Нм |
L |
L, |
D. не менее |
Обозначение концевых вилок |
10.040 |
400 |
500 |
710 |
175 |
К400; |
|
|
610 |
800 |
|
А400; |
|
|
650 |
900 |
|
В400;
(Ж400);
(И400);
(Т400) |
10.063 |
630 |
510 |
700 |
200 |
А630; |
|
|
650 |
860 |
|
В630;
1В630;
(И630);
(Т630) |
10. ИХ) |
1000 |
500 |
640 |
220 |
А1000; |
|
|
640 |
860 |
|
В1000;
1В1000:
(Т1000) |
|
Обозначение |
Номинальный |
|
|
D |
*>. |
Обозначение |
крутяшии момент Нм |
L |
|
|
|
концевых вилок |
карданною вала |
|
|
|
|
|
|
не менее |
|
20.016 |
160 |
550 |
740 |
150 |
|
К160; |
|
|
700 |
920 |
|
175 |
А160: В160: (Ж160); (И 160) |
20.040 |
400 |
500 |
710 |
175 |
К400: |
|
|
610 |
800 |
|
|
А400; |
|
|
650 |
900 |
|
|
В400:
(Ж400);
(И400) |
Размеры, мм
Таблица 7 |
Обозначение карданного |
Номинальный крутящий |
/ |
/ |
Обозначение концевых |
вам |
момент Н м |
ил |
*1 |
видок |
30.016 |
160 |
550 |
740 |
KI60; |
|
|
700 |
920 |
AI60:
В160; (Ж 160); (И160) |
30.040 |
400 |
500 |
710 |
К400; |
|
|
610 |
800 |
А400; |
|
|
650 |
900 |
1 * § |
|
Размеры,мм
Таблица 8 |
Обозначение карданного |
НоМННЛ.1ЬНМЙ КрЧ'ТЧШИИ |
L |
|
А не менее |
Обозначение концевых |
ваша |
момент И м |
|
вилок |
40.016 |
160 |
550 |
740 |
150 |
К160: |
|
|
700 |
920 |
|
А160;
В160; (Ж 160); (И 160) |
40.040 |
400 |
500 |
710 |
175 |
К400; |
|
|
610 |
800 |
|
А400; |
|
|
650 |
900 |
|
В400;
(Ж400);
(И400) |
|
Продолжение таб.1. 8
Размеры.мм |
Обозначение карданного нала |
Номииаи.ный крутящий момент Н м |
L |
|
D. не менее |
Обозначение концевых вилок |
40.063 |
630 |
510 |
700 |
200 |
А630: |
|
|
650 |
860 |
|
В630; |
|
|
|
|
|
1В630; |
|
|
|
|
|
(И630) |
40.100 |
1000 |
500 |
640 |
220 |
В1000: |
|
|
630 |
860 |
|
IB1000 |
|
Обозначение |
Номина1ьный крутящий момент Нм |
L |
L, |
D |
О, |
Обозначение |
карданного вала |
|
|
|
|
концевых виток |
|
|
|
не менее |
|
50.016 |
160 |
550 |
740 |
150 |
|
К160; |
|
|
700 |
920 |
|
175 |
А160; BI60; (Ж160); (И160) |
|
|
|
|
|
|
50.040 |
400 |
500 |
710 |
175 |
|
К400: |
|
|
610 |
800 |
|
|
А400; |
|
|
650 |
900 |
|
|
В400; (Ж400); (И4<Х») |
Примечания к табл. 3—9:
1. L — расстояние между центрами шарниром полностью сдвинутого карданного вала;
— расстояние между центрами шарниров раздвинутого карданного ваза с учетом перекрытия телескопических элементов;
/>. /), — габаритные размеры защитного кожуха, а дли типов карданных валов 01. 02 — габаритный диаметр вращения.
2. Обозначения концевых вилок указанные в скобках, допускается применять только в случае, если по экономическим или производственным причинам невозможно применять размеры, указанные в таблице.
(Измененная редакция, Изм. № I).
1.3. Обозначения и размеры концевых вилок и крестовин в сборе карданных валов приведены в приложении I.
1.4. Применение валов в машинно-тракторных агрегатах в зависимости от способа соединения машинно-тракторного агрегата указаны в приложении 2.
1.5. Зона свободного пространства должна соответствовать указанной в приложении 3.
ГОСТ 13758-89 С. 7
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Карданные валы, их узлы и детали должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Карданные валы со сдвоенными шарнирами равных угловых скоростей должны применяться для обеспечения равномерности вращения ВПМ машины при применении тягово-сиепных устройств, не обеспечивающих равенства расстояний от точки прицепа до ВОМ трактора и ВПМ машины.
2.3. Карданные вазы с предохранительной муфтой должны применяться для защиты от перегрузок сельхозмашин и трактора, вызванных большими пусковыми моментами, перегрузкой рабочих органов (блокировок), пульсацией нагрузок привода.
2.4. Карданные валы должны обеспечивать передачу номинального крутящего момента при рабочих углах нс более 0.385 рад. (22 *) для универсальных шарниров и нс более 0.438 рад. (25 ’) для шарниров равных угловых скоростей.
2.5. Допускается кратковременный угол наклона шарниров равных угловых скоростей при повороте машинно-тракторного агрегата с включением ВОМ трактора не более 1.4 рад. (50 *).
2.6. Универсальные шарниры карданного вала при повороте машинно-тракторного агрегата с включенным ВОМ должны обеспечивать угол наклона нс менее 0.960 рад. (55 °).
(Измененная редакция, Изм. № I).
2.7. Усилие телескопирования не должно превышать 200 Н при условии отсутствия нагружения крутящим моментом.
2.8. ВОМ трактора и ВПМ сельскохозяйственных машин выбирается в соответствии с ГОСТ 3480.
2.9. Карданный вал должен сохранять работоспособность при температуре окружающей среды от минус 20 * до плюс 40 *С.
2.10. Защитный кожух карданного вала из полимерных материалов должен сохранять работоспособность при температуре окружающей среды от минус 40 *С до плюс 50 "С.
2.11. Конструкция защитного кожуха карданного вала в сочетании с защитными козырьками ВОМ трактора и ВПМ машины должны обеспечивать взаимное перекрытие для безопасных условий работы механизатора.
2.12. Цвет защитного кожуха должен быть желтый шли оранжевый. Допускается выполнять защитный кожух по цветовой гамме отдельных узлов контрастного цвета:
1) телескопические трубы — черного цвета:
2) воронки — желтого (или оранжевого).
2.13. Лакокрасочные покрытия карданных валов должны соответствовать требованиям ГОСТ 6572.
По требованию потребителя допускается карданные валы не окрашивать.
2.14. Требования к лакокрасочным покрытиям конкретных типоразмеров карданных валов устанавливаются в отраслевой нормативно-технической документации.
2.15. Все неокрашенные наружные металлические поверхности карданных валов, ухлов. в том числе предназначенных в запасные части, должны быть законсервированы.
2.16. Установленный ресурс карданных валов при работе с постоянной номинальной нагрузкой и рабочем угле 0,262 рад. (15®) должен быть нс мене 500 ч.
2.17. Маркировка карданных валов должна соответствовать ГОСТ 26826 и условиям договора между изготовителем и потребителем продукции.
2.18. Маркировка упаковочных мест должна соответствовать ГОСТ 14192 или условиям договора между предприятием и внешнеэкономической органихшней.
2.19. Упаковка карданных валов — по ГОСТ 23170.
2.20. Требования к упаковке конкретных типоразмеров карданных валов устанавливается в отраслевой нормативно-технической документации.
3. ПРИЕМКА
3.1. Карданные валы подвергаются следующим видам контроля и испытаний:
1) приемо-сдаточным испытаниям;
2) периодическим испытаниям.
3.2. Количество карданных валов, подвергаемых приемо-сдаточным испытаниям, должно составлять 5 % от партии, но не менее 5 шт. каждого типоразмера.
С. 8 ГОСТ 13758-89
3.3. Партией считается количество карданных валов, подлежащих одновременной приемке и оформленных одним документом, удостоверяющим качество.
3.4. При приемо-сдаточных испытаниях проверяют соответствие карданных валов требованиям пп. 1.2, 1.3. 2.1, 2.6, 2.7, 2.12, 2.13, 2.15, 2.17.
3.5. При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному контролируемому параметру или размеру, необходим повторный контроль удвоенного числа карданных валов, взятых из той же партии.
3.6. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
3.7. Периодические испытания проводят не реже одного раза в полгода.
3.8. Периодическим испытаниям следует подвергать нс менее 2 карданных валов каждого типоразмера, прошедшим приемо-сдаточные испытания.
3.9. Периодические испытания карданных валов следует проводить на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.12, 2.13, 2.15, 2.16.
3.10. Периодические испытания карданных валов на надежность проводятся по программе и методике испытаний, утвержденной в установленном порядке.
4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Транспортная тара в страны с тропическим климатом окрашивается в один слой снаружи и внутри эмалями:
ХВ-1100 серой и темно-серой по ТУ или ХВ-785 серой по ГОСТ 7313.
4.2. Консервация карданных валов должна производиться по ГОСТ9.014для группы изделия 11-2.
4.3. Транспортирование карданных валов может производиться любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических поврежленнй.загрязнеиий и атмосферных осадков.
4.4. Условия транспортирования 6 (ОЖ2) и хранения З(ЖЗ) по ГОСТ 15150.
5. УКАЗАНИЯ НО ЭКСПЛУАТАЦИИ
5.1. Монтаж и демонтаж карданных валов производить только при отключенном ВОМ трактора.
5.2. Концевые вилки карданных валов должны надежно фиксироваться на валах.
5.3. Элементы крепления должны надежно предохранять защитный кожух от вращения.
5.4. Не более чем через каждые 10 ч работы внешним осмотром проверяется состояние вала:
1) надежность фиксации концевых вилок;
2) крепление защитного кожуха.
5.5. Подшипники защитных кожухов.телескопические части и игольчатые подшипники карданных валов, кроме подшипников с разовой смазкой, в процессе эксплуатации должны периодически смазываться.
Периодичность смазки:
1) подшипники защитного кожуха — ежесменно;
2) подшипники игольчатые с периодической смазкой шарниров и телескопические части карданного вала в условиях умеренного климата через 70—80 ч работы, в условиях тропического климата через 15—20 ч работы.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.6. Условия хранения карданных валов после установки нхна машины должны соответствовать ГОСТ 7751.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
Изготовительгарантирует соответствие карданного вала требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования.эксплуатаиии и хранения.
Гарантийный срок хранения карданных валов — три года с момента изготовления.
ПРИЛОЖЕНИЕ I Обязательное
ОБОЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ КОНЦЕВЫХ ВИЛОК И КРЕСТОВИН Концевые вилки AI60. К160. К400. А400. А630, А1000
д-д