Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

23 страницы

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на пневматические шины с регулируемым давлением, предназначенные для эксплуатации на автомобилях высокой проходимости преимущественно в условиях бездорожья, на мягких грунтах, а также на дорогах всех категорий во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 55 град. С

Ограничение срока действия снято: Постановление Госстандарта № 1385 от 15.10.92

Переиздание (август 1997 г.) с Изменением № 1

Оглавление

1. Технические требования

2. Приемка

3. Методы испытаний

4. Транспортирование и хранение

5. Указания по эксплуатации

6. Гарантии изготовителя

Приложение 1 (обязательное) Индексы грузоподъемности шин

Приложение 2 (справочное) Примеры нанесения маркировки

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШИНЫ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 13298-90

Издание официальное

fv.    .    л    |

I • ij .    -    **IiUA    I

БЗ 5-96

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

Страница 2

УДК 629.114.012.55:006.354    Группа    Л62

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШИНЫ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ

ГОСТ

13298-90

Технические условия

Tyres with regulated pressure. Specifications

ОКП 25 21 14

Дата введения QL.Q2.91

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины (покрышку, камеру и ободную ленту) с регулируемым давлением, предназначенные для эксплуатации на автомобилях высокой проходимости преимущественно в условиях бездорожья, на мягких фунтах, а также на дорогах всех категорий во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 55 ‘С.

Настоящий стандарт не распространяется на шины радиальной конструкции и бескамсрные.

Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, изложены в пп. 1.2.3, 1.2.5, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.5, 1.5 настоящего стандарта для шин, эксплуатируемых со скоростью 80 км/ч и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Шины должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

О    ©    Издательство    стандартов, 1990

© ИПК Издательство стандартов, 1997 Переиздание с Изменениями

Страница 3

ГОСТ 13298-90 С. 2

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1.    Термины и определения основных параметров и размеров шин - по ГОСТ 22374.

1.2.2.    Шины должны иметь рисунок протектора повышенной проходимости.

1.2.3.    Обозначения, основные параметры и размеры шин приведены в табл. 1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.4.    Шины с регулируемым давлением изготовляют двух типов: обычного профиля и широкопрофильные.

Шины обычного профиля имеют дюймовое обозначение, широкопрофильные — миллиметровое.

Примеры условных обозначений:

Шина обычного профиля 12,00—18, где 12,00 — условная ширина профиля;

18 — условный посадочный диаметр обода. Широкопрофильная шина 1300x530—533, где 1300 — условный наружный диаметр;

530 — условная ширина профиля;

533 — условный диаметр обода.

Камера 12,00-18,

где 12 — условная ширина профиля соответствующей покрышки;

18 — условный диаметр обода.

Ободная лента 205—457, где 205 — ширина ленты;

457 — условный диаметр обода.

1.2.5.    Нормы эксплуатационных режимов приведены в табл. 2.

1.2.6.    На труднопроходимых участках пути допускается кратковременное снижение внутреннего давления. При этом максимальный пробег и максимальная скорость не должны превышать значений, указанных в табл. 3.

1.2.7.    Допускается увеличение размеров новых шин от указанных в табл. 1:

по ширине профиля за счет рисок, ребер и применяемых материалов — до 3 % включительно;

по наружному диаметру и статическому радиусу — до 1,5 % включительно от номинала.

В эксплуатации допускается увеличение ширины профиля, указанной в табл. 1, до 4 % включительно, и при применении нетермо-обработанного корда — до 8 % включительно.

1.2.8.    При механическом повреждении шины при размере сквозного отверстия не более 8 мм шина должна сохранять работоспособ-

Страница 4

С. 3 ГОСТ 13298-90

шин м. мм    I Масс* шины. кг. ис боле с

Страница 5

Продолжение табл. 1

Обожгченне

ШИНЫ

Обозначение

кдмеры

Римеры камеры. мм

Обозначение

ободной

Рэ**гры ободноА ленты, нм

Длина внутренней пюу-

окружности плоское ло-жгнной камеры

Ширина плоско-сложен -нов камеры

Даойная толщина стенки, не яснее

Ялик* ленты, сложен • ной адьое

Ширина

Толщина средней чости лен гы

Толщина по кромке, не белее

в бего-юй части

в бон-

данной

част

ленты

12,00-18

12.00-18

730

378

5.5

5.5

205-457

740

205

7.511

2.0

13.00-18

13.00-18

735

410

5.5

5.5

12,00-20

12,00-20

810

368

5.5

5.5

3

»/"»

1

§

830

205

7.5±1

2.0

14,00-20

14,00-20

807

440

6,0

7,0

500-508

830

300

7.5±1

2.0

16,00-20

16,00-20

825

515

6.0

6.0

340-508

830

340

7.5±1

2.0

1200x600-508

1200x500-508

810

S08

7.0

8.S

475-508

830

475

7,5±1

2.0

1220-400-533

1220x400-533

840

440

7.0

8.0

340—533

855

340

8.0*1

2.0

1300x530-533

1300x530-533

835

580

5.5

5.5

475-533

830

475

7,5*1

2.0

1500x600-635

1500x600-635

1045

645

5.0

5.0

525-635

1010

525 ,

7*1

2.0

1600x600-685

1600x600-685

1080

640

5.0

5.0

510-685

1060

510 1

7,5*1

2.0.

Примечания:

1.    Нормы суммарной ширины бортов не распространяются на шины, эксплуатируемые на оболах без распорных колеи.

2.    Для шин 12,00—18, эксплуатируемых на автомобилях старых марок, допускается применять ободья 9x18. 8.0РВ-18. 8.5РВ-18. 203СУ-457 (8.00СУ-18).

3.    Ободные ленты шин 12,00—18. 12.00—20, 14,00— 20, 16,00—20, 1200*500—508 применяют на ободьях с тороидальными полками.

4.    По согласованию изготовителя с потребителем допускается утолшение ободной ленты по месту вентильного отверстия.

5.    Размеры камер и ободных лент являются справочными. Длина внутренней полуокружности плоско-сложенной камеры и длина ободной ленты, сложенной вдвое, ширина плоскосложенной камеры и ширина ободной ленты обеспечиваются пресс-формой.

Страница 6


Таблица 2


Л&ппгнис в шине.

СООЛКТСТВУЮИКС максимально ДО-ПуСКаСМОА Hupyj-ке iu шмму при которой 11IMI ус кл стоя снижение дхкк-НШ при ХКНЖСННИ по беиорожио МПа (ггс/см‘)


Максимально ао-тсдомая Horpyj* ка ка шину. при которой лопусклст-СЙ снижение ллаления при лънжсним по Оеалорожью. К (кгс)


о


0.29

(3.0)

0.27

(2.8)

0.29

(3.0) -

0.31

<3.2)”

0.25

(2.5)

0.39

(4.0)

0.31

(3.2)

0.39

(4.0)

0.35

(3.6)

0.37

(3.8)

0.43

(4.4)

** И

«••*, на


80

100

80

85

70

80

85

80

65

6S

45


15691

18142

18142

24517

24517

32362

25595

39227

49033

56388

77473


(1600)

(1S50)

(1850)

(2500)

(2500)

(3300)

(2610)

(4000)

(5000)

(5750)

(7900)


I


Обожаченнг

ШЮ1Ы

Норма

слоймоети

Mn.CHVU.3bHO до-пускаемы нагрузка нд шину, при которой не допускается снижение лаплення при движении гк» беглоро-жио. Н (кге)

Давление в шине, соответствующее максимально допускаемой МаГДО-

ке. МПа (кгс/см )

12.0— 18

8

18142 (1850)

0.34 (3.5)

13.00-18

8

18829 (1920)

0.29 (3.0)

12.00-20

8

21575 (2200)

0.41 (4,2)

14.00-20

10

28047 (2860)

0.38 (3.9)*

16.00-20

10

-

1200.500- 508

10

1220x400—S33

10

26164 (2668)

0.34 (3.5)

1300*530—S33

12

1500x600-635

10

1500x600-635

14

61292 (6250)

0.44(4.5)

1600x600—685

24

Максимальны скорость ЛМ1ЖСИИЯ по у сооершенслюоа н• ным ДОРОГОМ. км/ч


Примечание. При эксплуатации шин 14,00— 20 в режимах, отмеченных знаками «** и асфальтобетонном покрытии в изношенном состоянии, шоссе с булыжным, щебеночным и гравийным покрытием, а также на указанных грунтовых и снежных дорогах допускается:

для шин. эксплуатируемых при максимальной нагрузке 28047 (2860) Н (кге), — максимальная скорость не более 60 км/ч;

для шин, эксплуатируемых при максимальной нагрузке 24517 (2500) Н (кге), — внутреннее давление снижать до 0,25 МПа (2.5 кгс/см3).


Страница 7

Таблица 3

Вча дороги

Допускаемое екмженкое хлмечие. МП» (ыс/си2)

И

з I

Макскмдльмий пробег • течение гарантийного срока службы шик. км

т

8

с*

•©

Т

8

п

Й

8

Г4

0

1

1

ог-оо‘91

1

о»

а

1

fn

ri

1

8

щ

У

я

гн

£

7

1

-

1500.600-

635

8

?

1

.

X

1

нею

НС 14

Тяжелые

0.05 (0.5)

15

600

_

600

600

_

участки заболо

0.07 (0.7)

15

550

185

—.

ченной местнос

0.08 (0.8)

10

450

-

ти, смежной це

0.10(1.0)

20

400

100

100

-

лины и сыпучих

25

800

SOO

800

8СЮ

-

песко»

0.13(1.3)

20

-

-

450

-

тт

шт

30

-

0.15(1.5)

20

30

1400

1125

1400

1400

0.16(1.6)

15

200

25

0.17(1.7)

20

0.20 (2.0)

. 25

450

0,30 (3,0)

15

650

Дороги всех

В интервале от

25

-

750

типов на период

наибольшего значе

30

1000

1000

700

подкачки шин

ния допускаемого

35

700

700

после тяжелых

сниженного давления

40

1400

1000

1400

1400

1250

участков пут

зо давления, соответ

ствующего макси

мально допускаемой

нагрузке на шину,

указанной в табл. 2

Примечание. В период повышения давления в шине при въезде на дорогу с твердым покрытием рекомендуется остановить машину.

Страница 8

С. 7 ГОСТ 13298-90

ность на дистанции 50 км при условии соблюдения соотношения между давлением и скоростью, указанных в табл. 3.

1.2.9. Применение шин для новых марок автотранспортных средств - в соответствии с актом приемки или протоколом разрешения применения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3. Характеристики

1.3.1.    Покрышки и камеры всех обозначений должны быть защищены от старения.

1.3.2.    Камеры должны быть герметичными. Конструкция, тип и положение вентиля в камерах должны быть согласованы между изготовителем и потребителем.

1.3.3.    Показатели внешнего вида должны соответствовать нормативно-технической документации. В покрышках не допускаются:

расслоения в каркасе, брекере и борте;

отслоение протектора и боковины:

гребень по протектору с выпрессовкой ткани;

запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя.

В камерах не допускаются наружные пористость стенок камеры и посторонние включения.

1.3.4 По физико-механическим показателям шины должны соответствовать нормам, указанным в табл. 4.

Таблица 4

Норма для шин обозначений

Наименопание

показателя

12,00-18 «3,00-18

12,00—20

14.00-20

16.00-20 1200*500—508 1220.400-533 1300.530-533

1500.600-635

1600.600-685

Протектор

покрышки

Камера

Ободная

лсктя

Протектор

покрышки

Камера

Ободная

лента

1. Условное напряжение при удлинении 300 %. МПа (кгс/см2): не менее

6.4(65)

6,9(70)

не более

5.9(60)

5.9(60)

Страница 9

ГОСТ 13298-90 С. 8

Продолжение таблицы 4

Норма для шин обозначений

Наименование

Похааагеля

12,00-18

13.00-18

14.00—20

16.00-20 1200« 500 -50S 1220x400-533 1300*530— 533 J 500.600-635 1600 .600-685

Протектор

покрышки

Камера

Ободная

лента

Протектор

покрышки

1

Камера

Ободная

лента

2. Условная прочность при растяжении, МПа (кгс/см2),

НС мснсс

14,7(150)

13,7(140)

7,8(80)

17.6(180)

13,7(140)

7.8

3. Относительное удлинение при разрыве, %, не мснес

450

600

450

600

(80)

4. Относительное остаточное удлинение %, не более

40

40

5 Сопротивление раз-1 диру, кН/м ,

(кгс/см),

не менее ' 49,0(50)

39.2(40)

63,7(65)

39.2(40)

6. Твердость. едини-1 иы по Шору А,\ не менее 55

45

55

45

7. Исти- 1 раемоегь мТТДж

(см}/квт • ч). 1 не более 1 97,2(350)

90,2(325)

Страница 10

С. 9 ГОСТ 13298-90

Продолжение таблицы 4

Норма для шин обозначений

Наименование

показателя

12,00-18

13.00-18

12,00-20

14.00-20

16.00-20

1200*500—508 1220.400-533 1300.530-533 1500.600-635 1600-600-685

Протектор

покрышки

Камера

Ободмая

лента

Протектор

покрышки

Камера

Ободная

лента

8. Условная прочность при растяжении стыка камеры (при торцевой стыковке), МПа (кгс/см2), не менее

6,9(70)

6,9(70)

9. Прочность еннзи резинового основания вентиля с металлическим корпусом. Н (кгс), не менее

98,1

(10.0)

98.1

(10.0)

10. Прочность связи резины камеры с резиновым основанием вентиля, кН/м (кгс/см), не менее

1.47(1.5)

1,47(1,5)

i

Страница 11

ГОСТ 13298-90 С. 10

Продолжение таблицы 4

Норма лея шин обозначений

Наименование

показателя

12.00-18

13,00-18

12.00-20

14.00-20

16.00-20 1200x500-508 1220x400-533 1300x530-533 1500x600—635 1600x600-685

Протектор

Камера

Ободная

Протектор

Камера

Ободная

похрышки

лента

покрышки

лента

11. Предел

прочности при

расслоении

стыка камеры

(при стыковке

внахлестку).

кН/м (кгс/см).

не менее

3,9(4.0)

3.9(4.0)

12. Проч

ность связи

при расслое

1

нии покрыш

ки, кН/м

(кгс/см).

не менее:

п роте кто р-

брекер

8.8(9,0)

8,8(9,0)

брекер-

брекер

7,8(8,0)

7,8(8,0)

брекер-

каркас

7,8(8,0)

7,8(8,0)

каркас-

боковина

4,9(5,0)

5,9(6,0)

-

между слоя

ми каркаса

5.9(6,0)

6,9(7.0)

13. Темпе

ратурный пре

дел хрупкости.

*С, не более

- 59

- 59

- 59

- 59

- 59

- 59

Страница 12

С. II ГОСТ 13298-90

1.3.5. Статический дисбаланс шин шириной профиля до 370 мм (14 дюймов) включительно должен составлять не более 0,7 % от произведения массы шины на радиус. Допускается в партии 10 % шин со статическим дисбалансом 0.7—1,2 % от произведения массы шины на радиус. Для шин 14.00—20 автомобилей УралАЗ в партии допускается 9 % шин со статическим дисбалансом 0,7—1,0 % от произведения массы шины на радиус и 1 % шин со статическим дисбалансом 1,0—1,2 % от произведения массы шины на радиус.

Статический дисбаланс шин шириной профиля свыше 370 мм (14 дюймов) не определяется.

(И)мененная редакция. Им. № 1).

1.4.    Комплектность

1.4.1.    В комплект шины входят покрышка, камера с вентилем и ободнаи лента (при необходимости).

1.5.    Маркировка

1.5.1.    На каждом изделии должны быть четко обозначены:

1)    товарный знак и наименование предприятия-изготовителя или товарный знак;

2)    обозначение шины (на обеих сторонах покрышки), камеры, ободной ленты в соответствии с табл. 1;

3)    обозначение модели шины (на обеих сторонах покрышки);

4)    индекс скорости для шин в соответствии с табл. 5.

Таблица 5

Максимальная скорость, км/ч

Индекс скорости

80

90

100


F

G

J


Примечание. Для шин, эксплуатируемых со скоростью менее 80 км/ч, инлскс скорости не наносят.

5)    индекс грузоподъемности для шин, эксплуатируемых со скоростью 80 км/ч и выше, в соответствии с приложением 1, и норма слойности (НС или PR) для шин, эксплуатируемых со скорбстью менее 80 км/ч;

6)    дата изготовления;

для покрышек — неделя, год изготовления (две последние цифры), индекс предприятия (допускается не указывать), порядковый номер, например:

1291К011395, где 12— неделя года;

91 — год изготовления (1991);

Страница 13

ГОСТ 13298-90 С. 12

К — индекс предприятия;

011395 — порядковый номер покрышки;

для камер и оболных лент — неделя и год изготовления, например. 041 где 04 — неделя года;

1 — год изготовления;

7)    знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

8)    обозначение настоящего стандарта;

9)    штамп технического контроля;

10)    буква «Н1 на покрышках с ненормированной шириной бортов;

11)    страна-изготовитель на английском языке, например- «Made in**.

До замены имеющихся пресс-форм на новые допускается старая

маркировка шин.

(Измененная редакция, Изч. № 1).

1.5.2.    На покрышке, камере и обод ной ленте допускаются дополнительные обозначения.

1.5.3.    Маркировку на шины наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона. Маркировка на покрышках оттиском гравировки наносится с обеих сторон. Обозначение настоящего стандарта на камерах наносится оттиском фавировкн от пресс-формы. Дату изготовления на камерах, маркировку ободных лент, знак «Н». штамп технического контроля наносят прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделий.

Допускается наносить порядковый номер покрышки с помошью резиновой вставки.

Примеры нанесения маркировки на покрышку, камеру и ободную ленту приведены в приложении 2.

1.6.    Упаковка шин — по ГОСТ 24779.

1.7.    Требования к новой шине, обеспечивающие показатели устойчивости, управляемости, тормозного пути автомобиля, устанавливают в технических требованиях на разработку новой шины и определяют при приемочных испытаниях. Ресурс шин устанавливают при контрольных эксплуатационных испытаниях.

(Введен дополнительно, Изм. JNe 1).

2. ПРИЕМКА

2.1. Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 3000 шт., сопровождаемые доку-ментом о качестве, содержащим:

1

Указывается страна-иЖУтовитель

Страница 14

С. 13 ГОСТ 13298-90

1)    наименование предприятия-изготовителя или товарный знак;

2)    обозначение и модель шин и их количество;

3)    обозначение настоящего стандарта;

4)    номер партии;

5)    дату отгрузки;

6)    результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям стандарта.

2.2.    Для проверки соответствия шин требованиям настояшего стандарта ил подвергают приемосдаточным и периодическим испытаниям.

При приемосдаточных испытаниях проверяют внешний вид покрышек, камер и ободных лент, герметичность камер — на каждом изделии; твердость резины — не менее 10 покрышек от партии, статический дисбаланс — на одной покрышке от партии.

Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель не реже одною раза в квартал по следующим показателям:

габаритным размерам, статическому радиусу — на одной шине;

физико-механическим — на одной покрышке, камере и ободной ленте;

массе — не менее пяти шин.

2.3.    При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин. взятых от той же партии.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

2.4.    При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин, изготовленных по той же технологической документации.

В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в приемосдаточные испытания до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5.    Представитель заказчика принимает шины по нормативно-технической документации на испытания и приемку серийных изделий.

По согласованию изготовителя с заказчиком объем партии шин может быть ограничен периодом ее изготовления.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Наружный диаметр и ширину профиля измеряют по ГОСТ 26000,

Страница 15

ГОСТ 13298-90 С. 14

3.2.    Статический радиус шины определяют последовательным измерением расстояния от плоскости опоры до оси вращения в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее максимально допускаемой нагрузкой.

3.3.    Ширину бортов измеряют в четырех точках покрышки, равнорасположенных по окружности борта.

3.4.    Внешний вид шин определяют визуально.

3.5.    Герметичность камеры определяют полным погружением наполненной воздухом камеры в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из камеры.

Герметичность камеры с наружным диаметром но пресс-форме более 1000 мм допускается определять методом подачи воздуха в камеру до увеличения ее периметра на 10 %, после чего камеру в поддутом состоянии выдерживают в течение 6 ч. при этом не должно наблюдаться уменьшения ее периметра.

3.6.    Статический дисбаланс покрышек определяют по ГОСТ 25692, при этом норма должна соответствовать п. 1.3.5.

3.7.    Для определения условного напряжения при удлинении 300 %. условной прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве, а также сопротивления раздиру из подканавочного слоя беговой части протектора вырезают в продольном направлении параллельно расположению слоев каркаса пластинки толщиной (2,0±0,2) мм; для определения условной прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве — не менее пяти пластинок длиной не менее 115 мм и шириной не менее 25 мм; для определения сопротивления раздиру — не менее пяти пластинок длиной не менее 60 мм и шириной не менее 30 мм.

Допускается подшероховка поверхности образца при условии сохранения установленной толщины.

Испытания проводят по ГОСТ 270 (образец типа I) и ГОСТ 262 (образец типа Б).

3.8.    Для определения условного напряжения при удлинении 300 %. условной прочности при растяжении, относительного удлинения при разрыве, относительного остаточного удлинения после разрыва резины камеры, сопротивления резины камеры раздиру, а также условной прочности при растяжении резины ободной ленты, вырубают из любого места камеры (ободной ленты) в продольном направлении не менее пяти образцов для каждого испытания.

Допускается подшероховка поверхности пластинок.

Испытания проводят по ГОСТ 270 (образец типа I) и ГОСТ 262 (образец типа Б).

Страница 16

С. 15 ГОСТ 13298-90

3.9.    Твердость резины протектора покрышки и ободной ленты определяют ручным твердомером на поверхности изделия в пятишести местах. Твердость протектора определяют на наиболее широких выступах рисунка протектора. При этом индентор прибора должен находиться в середине выступа, а опорная площадка твердомера должна быть в тесном контакте с протектором покрышки. Показания прибора фиксируют через (3‘0‘) с с момента приложения нагрузки. Не допускается устанавливать опорную площадку твердомера на выпрсссовку протектора покрышки.

Испытания проводят по ГОСТ 263.

3.10.    Для определения истираемости резины протектора из под-канавочного слоя (у основания выступов рисунка) вырезают в продольном направлении пять пластинок длиной не менее 165 мм, шириной не менее 12 мм и толщиной (2,0±0,3) мм. При этом колебания толщины отдельной пластинки по,глине и ширине не должны превышать 0,2 мм. Подшсроховка пластинок со стороны, подвергаемой истиранию, не допускается.

Каждую пластинку наклеивают стороной, обращенной к каркасу, на кольцевой образец-подложку с наружным диаметром (50,0±0,2) мм и шириной (10.2±0,2) мм из резины протекторного типа на основе натурального каучука или другого типа каучука с хорошей адгезионной способностью и подрезают до ширины образца-подложки или вырубают специальным штанцевым ножом шириной (10±0,2) мм и наклеивают на образец-подложку.

Испытания проводят по ГОСТ 12251.

3.11.    Для определения прочности связи при расслоении отдельных элементов покрышки вырезают четыре образца: по два из двух диаметрально противоположных мест окружности покрышки, один из которых вырезают вдоль нитей первого слоя каркаса, а другой — вдоль нитей второго слоя.

Образцы должны быть шириной (25,0±3,0) мм и длиной не менее 250 мм.

Для удобства закрепления в зажимах машины образцы перерезают по центральной окружной линии С образцов срезают часть протектора, оставляя резиновый слой в 5—6 мм. Концы предварительно надслаивают со сторон боковины через каждые четыре слоя, начиная со второго или третьего слоя с одной стороны или с четвертого или пятого слоя с другой стороны на участке длиной 50—60 мм (при этом нити должны быть расположены вдоль образца в слоях с наименьшими номерами).

Страница 17

ГОСТ 13298-90 С. 16

Испытания проводят по ГОСТ 6768 на разрывной машине на участке образца длиной 50—60 мм между краем беговой дорожки и центральной окружной линией, оставляя нерасслоенным участок около 30 мм.

Образцы готовят не ранее чем через 6 ч после вулканизации покрышек. Продолжительность выдержки образцов перед испытанием не должна быть менее 2 ч.

3.12.    Для определения прочности связи между боковиной и каркасом вырезают из двух диаметрально противоположных мест окружности покрышки между бортом и беговой дорожкой в направлении нитей последнего слоя каркаса по одному образцу длиной не менее 120 мм, шириной (25,0±3,0) мм. Образцы предварительно расслаивают между резиной и каркасом на участке 50—60 мм со стороны беговой дорожки до боковины и испытания по ГОСТ 6768 проводят в соответствии с условиями, указанными в п. 3.9.

3.13.    Для определения условной прочности при растяжении стыка камеры (при торцевой стыковке) вырубают в месте стыка из бегового, бандажного и двух боковых участков камеры не менсс четырех образцов в форме двухсторонней лопатки.

Испытания проводят по ГОСТ 270 (образец типа I), при этом толшину образцов измеряют рядом со стыком камеры в месте окончания утолщения и усилительной ленточки.

3.14.    Для определения прочности связи при расслоении стыка камеры (при стыковке внахлестку) вырубают из его середины в продольном направлении два образца в виде полосок шириной не более 80 % ширины стыка и длиной не менее 150 мм.

Испытания проводят по ГОСТ 6768 на разрывной машине при скорости подвижного зажима (100±10) мм/мин. Режим заготовки образцов указан в п. 3.9.

3.15.    Для определения прочности связи резинового основания вентиля с металлическим корпусом резиновое основание надрезают по окружности штанцевым ножом диаметром, равным диаметру металлического корпуса до плоскости основания корпуса. Испытания проводят на разрывной машине со скоростью движения подвижного зажима (100*10) мм/мин. В верхний зажим разрывной машины закрепляют резиновое основание вентиля, а в нижний — металлический корпус таким образом, чтобы плоскость металлического корпуса была перпендикулярна к направлению движения зажима. За результат испытаний принимают среднее арифметическое результатов испытаний двух образцов.

3.16.    Для определения прочности связи камеры с резиновым основанием вентиля из камеры по обе стороны от вентиля на рассто-

Страница 18

С. 17 ГОСТ 13298-90

янии 10 мм от основания его корпуса вырубают штанцевым ножом шириной (8,0±0.1) мм по два образца длиной не менее 40 мм. В процессе расслаивания фиксируют максимальную силу.

Испытания проводят на разрывной машине со скоростью движения подвижного зажима (|00±10) мм/мин.

Камеру закрепляют в верхний зажим, резиновое основание вентиля в нижний зажим и проводят расслаивание образца При расслаивании фиксируют не менее двух пар максимальных сил расслаивания. Среднюю силу вычисляют как среднее арифметическое всех максимальных значений. Если при испытании происходит только нарастание силы расслаивания, то определяют максимальную силу, принимая ее за результат испытаний на данном образце.

Для определения показателя прочности связи среднюю нагрузку при расслоении делят на ширину образца. За результат принимают среднее арифметическое результатов испытаний двух образцов.

3.17. Температурный предел хрупкости определяют по ГОСТ 7912.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1.    Транспортирование и хранение шин — по ГОСТ 24779.

При транспортировании шин железнодорожным транспортом используют крытые вагоны и универсальные контейнеры.

Транспортирование шин морским транспортом должно проводиться в соответствии с правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов.

5. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации, утвержденным в установленном порядке.

Эксплуатация шин, изготовленных по заказам Министерства обороны, должна соответствовать порядку, установленному Министерством обороны.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1.    Изготовитель гарантирует соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

6.2.    Гарантийный срок хранения шин:

Страница 19

ГОСТ 13298-90 С. 18

1) 12 лет —для шин 1500x600—635. 1600x600—685;

2) 10 лет — для шин других обозначений.

6.3. Гарантийная наработка шин в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать указанной в табл. 6.

Таблица 6

Обозначение шин

12,00-18

8

8

8

10

10

10

10

12

10

14

24

35000

22000

30000

30000

15000

15000

25000

20000

20600

20600

20000

13.00-18

12.00-20

14.00-20

16.00-20 1200*500—508 1220*400—533 1300x530-535 1500x600-635 1500x600-635 1600x600-685

Гарантийная наработка шин дм Министерства обороны СССР, км

Гарантийная пара-

Норма СЮЙНОС1И 601X3 шин Wl' и3' норма слоиности    Х0311Йства,

км

35000 22000 35000 40000 16500 17000 25000 22000 23000 23000 20000


6.4. Изготовитель обменивает безвозмездно вышедшие из строя шины но производственным дефектам при наработке до 6 тыс. км. шины 12,00—20 —до 10 тыс. км.

При пробеге более 6 тыс. км, а шины 12.00—20 — более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы, предприятие-изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шин.

Замена шин или оплата стоимости километража недопробега их проводится в течение гарантийного срока хранения и эксплуатации.

Порядок замены шин. поставляемых по заказам Министерства обороны, устанавливается по согласованию Министерства промышленности и Министерства обороны.

(Измененная редакция, Изм. № I).

Страница 20

С. 19 ГОСТ 13298-90

ПРИЛОЖЕНИЕ / Обязательное

ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШИН

'

Индекс rpyjono-лъемнос1и

Максимально допускаемая нагрузка на шину, км

Индекс груэопо-дъсмности

Максимально допускаемая нагрулка ка шину, км

124

1600

141

2575

125

1650

142

2650

126

1700

143

2725

127

1750

144

2800

128

1800

145

2900

129

1850

146

3000

130

1900

147

3075

131

1950

148

3150

132

2000

149

3250

133

2060

150

3350

134

2120

151

3450

135

2180

152

3550

136

2240

153

3650

137

2300

154

3750

138

2360

155

3875

139

2430

156

4000

140

2500

Страница 21

ГОСТ 13298-90 С. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

ПРИМЕРЫ НАНЕСЕНИЯ МАРКИРОВКИ

1.    Маркировка покрышки

^    12.00-18 К-70 124F 1291К0! 1395 ГОСТ 13298;

■ «Made in1» ■

2.    Маркировка камеры 12.00-18 121 ГОСТ 13298

3 Маркировка обоаной ленты 205-457 121 ГОСТ 13298.

(Измененная редакция. Им. № 1).

1

Указывается страна-и:»готовитель.

Страница 22

С. 21 ГОСТ 13298-90

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.Н Жеребцов; Ю.С. Мендус; Б.В. Ненахов, канд. техн. наук;

О.А. Гончар

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по .управлению качеством продукции и стандартам or 19.07.90 № 222!

3.    Срок первой проверки — 1995 г., периодичность проверки — 5 лет

4.    ВЗАМЕН ГОСТ 13298-78

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который лана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 262-93

3.7. 3.8

ГОСТ 263-75

3.9

ГОСТ 270-75

3.7, 3 8. 3.13

ГОСТ 6768-75

3.11. 3.12. 3.14

ГОСТ 7912-74

3.17

ГОСТ 12251-77

3.10

ГОСТ 22374-77

1.2.1

ГОСТ 24779-81

1.6. 4.1

ГОСТ 25692-83

3.6

ГОСТ 26000- 83

3.1

6.    Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 15.10.92 № 1385

7.    ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1997 г.) с Изменением № 1, утвержденным в октябре 1992 г. (ИУС 1-93)

Страница 23

Редактор PC Федором Технический редактор// А Кумт^ыа Коррею op Р. А . Ментола Компьютерная верстк» А С. Юфмш

Им. лиц №021007от 10 08.95 Сдано а иаборОв 079?. Подписано в печать 060807 Уел пен я 1.40 Уч -нш.т I. 27. Тир»* 146 эю. С 757 Зак. 552

ИПК Издательство стандартом. 107076. Москва. Колодезный пер.. 14 Набрано ■ Изддтельспк на ПЭВМ Филиал ИПК И 1Дат«льст»о стандартов —тип. “Московский печатник" Москм. Л я.тин нер. 6 Плр№ 080102

Заменяет ГОСТ 13298-78