Стр. 1
 

11 страниц

244.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на термостабильные топлива для реактивных двигателей, получаемые из нефти и продуктов ее переработки

Изменение № 2 действует только на территории Российской Федерации

Действие завершено 01.01.2015

Оглавление

1 Технические требования

2 Приемка

3 Методы испытаний

4 Транспортирование и хранение

5 Гарантии изготовителя

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ 12308-89

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА ТЕРМОСТАБИЛЬНЫЕ Т-6 и Т-8В ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Иэдание официальное

СтШНДЦГПШфЩ»!

Страница 2

УДК 662.753:621.45:006.354    Группа    Б17

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА ГЕРМОСТАБИЛЬНЫЕ Т-6 и Т-8В ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Технические условия    ГОСТ

12308-89

Thermostable fuels Т-6 and Т-8В for jet engines.

Specifications

M КС 75.160.120 ОКП 02 5121 0100

Дата введения 01.07.90

Настоящий стандарт распространяется на термостабильные топлива для реактивных двигателей, получаемые из нефти и продуктов ее переработки.

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Топлива изготовляют по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.2.    Характеристики

1.2.1. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Норма для марки

Наименование показатели

Т-6 код ОКП 02 S12I 0101

T-SB коя ОКП 02 5121 0102

Метод

испыгаиии

1.    Плотность при 20 ‘С, кг/м5, не менее

2.    Фракционный состав, "С:

840

800

По ГОСТ 3900 По ГОСТ 2177

температура начала перегонки, не ниже

195

165

10 % перегоняется при температуре, не выше

220

185

50 % перегоняется при температуре, не выше

255

Не нормируется

90 % перегоняется при температуре, не выше

290

Не нормируется

98 % перегоняется при температуре, не выше 3. Вя зкость кинематическая, мм’/с (сСт):

315

280

По ГОСТ 33

при 20 ’С

До 4.5

Св. 1.5

при минус 40 ‘С. не более

60

16

4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее

42900

По ГОСТ 11065 или по ГОСТ 21261 и по п. 3.2 настоящего стандарта

5.    Высота некоптяшею пламени, мм, не менее

6.    Кнстотность, мг КОН на 100 см3 топлива:

в топливе без противонзносной присадки, не

20

По ГОСТ 4338 По ГОСТ 5985 п по п. 3.3 настоящего стандарта

более

0,5

в топливе с противонзносной присадкой на месте потребления, не более

0.4—0,7 0,7

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Издательство стандартов. 1989 © СТАНДАРГИНФОРМ, 2009

Страница 3

ГОСТ 12308-89 С. 2

Окончание

Норма дли мирки

Наимеионаиис показатели

Т-6

T-SH

Метод

кол ОКП

коя ОКП

испытания

02 S12I 0101

02 512! 0102

7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не бо

По ГОСТ 2070

лее

0,8

0.9

8. Температура вспышки в закрытом тигле, "С, не

По ГОСТ 6356

ниже

62

45

9. Температура начала кристаллизации, *С, не

По ГОСТ 5066. метод Б

выше

-60

-50

10. Тсрмоокислитсльная стабильность в статичес

По ГОСТ 11802

ких условиях, не более:

массовая конценграция ос ал ка. мг на 100 см5

топлива

6

массовая концентрация смол, растворимых в

Не норми

По ГОСТ 8489 или по

топливе, мг на 100 см* топлива

60

руется

ГОСТ 1567

массовая концентрация смол, не растворимых

Отсутствие

Не норми

в топливе, мг на 100 см’ топлива

руется

11. Массовая доля ароматических углеводородов.

По ГОСТ 6994

не более

10

22

12. Массовая концентрация фактических смол, мг

По ГОСТ 1567 и по

на 100 см3 топлива, не более

4

ГОСТ 8489 и по п. 3.5 настоящего стандарта

13. Массовая доля обшей серы, %, не более

0,05

0,10

По ГОСТ 19121

14. Массовая доля меркаптановой серы, %, не

Отсутствие

0.001

По ГОСТ 17323

более

15. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321 и по п. 3.6

настоящего стандарта

16. Содержание водорастворимых кислот и щело

Отсутствие

По ГОСТ 6307 и по и. 3.7

чей

настоящего стандарта

17. Зольность. 58, не более

0,003

По ГОСТ 1461

18. Содержание механических примесей и волы

Отсутствие

По п. 3.8 настоящего

стандарта

19. Содержание сероводорода

То же

По ГОСТ 17323

20. Массовая доля нафталиновых углеводородов.

По ГОСТ 17749

не более

0,5

2.0

21. Тсрмоокислитсльная стабильность в динами

По ГОСТ 17751

ческих условиях при 150— 180 ‘С:

перепад давления на фильтре за 5 ч, МПа, не

выше

0,01

отложения на подогревателе, баллы, не бо

лее

1

22. Люминомстрическое число, не менее

45

50

По ГОСТ 17750

23. Взаимодействие с водой, баллы, не более:

ПоГОСТ 27154

состояние поверхности раздета

1

состояние разделенных фаз

1

24. Удельная электрическая проводимость, пС'м/м.

По ГОСТ 25950

в пределах:

50

при температуре заправки техники, не менее

при 20 С. не более

600

Примечания:

1.    В термостабильном топливе для реактивных двигателей после длительного хранения (более 3 лет) допекаются огклонснии or норм, указанных в таблице, по кислотности — на 0,1 мг КОН на 100 см\ но массовой конненграиин фактических смол — на 2 мг на 100 см3 и по массовой концентрации нерастворимого осадка при определении термоокислительной стабильности в статических условиях — не более 2 мг на 100 cmj.

2.    Для топлива марки Т-8В 50 %-ный и 90 %-ный отгон, массовая концентрация смол, растворимых и не растворимых в топливе, определялись обязательно для накопления данных до 01.07.95.

Страница 4

С. 3 ГОСТ 12308-89

3.    Показатель но п. 24 таблицы определяют при ввслснии в топливо антистатической присадки.

4.    По требованию потребителя отдельные партии топлива марки Т-6 должны ИЗГОТОВЛЯТЬСЯ с вязкостью не более 25 мм:/с при температуре минус 40 °С.

(Измененная редакция, Изм. № I).

1.2.2. Требования безопасности

Термостабильные топлива для реактивных двигателей по степени воздействия на организм человека относятся к малоопасным и малотоксичным продуктам 4-го класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

Предельно допустимая концентрация паров углеводородов, входящих в состав топлив, в воздухе рабочей зоны помещения составляет 300 мг/м3 (в соответствии с ГОСТ 12.1.005) и определяется по ГОСТ 12.1.014.

Топливо марки Т-8В представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 165—280 'С, топливо марки Т-6 — горячую жидкость, выкипающую в пределах 195—315 *С.

Температура самовоспламенения топлива марок Т-6 и Т-SB составляет 220 "С.

Верхний температурный предел воспламенения топлива марок Т-6 и Т-SB составляет 105 *С, нижний — 57 *С для марки Т-8В и 75 "С — для марки Т-6; верхний концентрационный предел воспламенения паров топлив составляет 8 % (об.), нижний — 1,5 % (об.).

Термостабильные топлива для реактивных двигателей могут раздражать слизистые оболочки глаз и носоглотки, вызывать раздражение кожных покровов.

В помещении для хранения и использования реактивных топлив запрещается обращение с открытым огнем; искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару и место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива следует засыпать песком с последующим его удалением.

При загорании топлива применяют следующие средства пожаротушения; распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ. состав СЖБ, состав 3.5 и перегретый пар.

Помещение, в котором проводится работа с топливом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. При работе применяют индивидуальные средства зашиты согласно нормам, утвержденным в установленном порядке.

Емкости для термостабильного топлива для реактивных двигателей должны быть защищены от статического электричества.

1.3.    Маркировка топлив — по ГОСТ 1510.

1.4.    Упаковка топлив — по ГОСТ 1510.

2. ПРИЕМКА

2.1.    Термостабильные топлива для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленное входе непрерывного технологического процесса, однородное по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСГ 1510. Дополнительно в документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.

Для проверки качества топлива проводят приемосдаточные испытания.

Объем выборки — по ГОСТ 2517.

При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.2.    Периодические испытания по показателю «термическая стабильность в динамических условиях» проводятся один раз в 3 месяца заводом-изготовителем. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания поданному показателю в категорию приемосдаточных для получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517.

Объем объединенной пробы — 104 дм3.

Страница 5

ГОСТ 12308-89 С. 4

100 дм’ топлива, отобранного в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали, предназначены для определения термической стабильности по ГОСТ 17751.

При возникновении разногласий в оценке качества используют объединенную пробу, оставлен-ную на хранение, в количестве 2 дм1.

3.2.    При разногласиях в оценке качества топлив для реактивных двигателей по показателю «низшая теплота сгорания» определение проводят по ГОСТ 21261.

3.3.    Кислотность определяют по ГОСТ 5985 со следующими дополнениями.

Для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300 (высшего сорта), предварительно проверив на отсутствие шелочной реакции. Дня этого 50 см' спирта кипятят 5 мин с обратным холодильником. добавляют 8—9 капель иитрозннового желтого индикатора.

При зеленом окрашивании спирт перегоняют из колбы с елочным дефлегматором до получения 90 %-ного оттона. Перегнанный спирт вновь проверяют на отсутствие шелочной реакции. При получении после проверки желтого окрашивания спирт не перегоняют и используют для анализа. Для этого спирт в горячем состоянии нейтрализуют по ГОСТ 5985 до первого перехода окраски в зеленую. К нейтрализованному горячему спирту приливают 50 см5 испытуемого топлива и содержимое вновь кипятят 5 мин. При титровании с топливом индикатор больше не добавляют.

Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0.01 см3.

3.4.    (Исключен, Изм. № 1).

3.5.    При разногласиях в оценке качества топлив по показателю «массовая концентрация фактических смол» его определяют по ГОСТ 1567.

3.6.    Топливо считается выдержавшим испытание, если медная пластинка не изменила первоначальный ивег и блеск или имеют место изменения цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.

3.7.    Содержание водорастворимых кислот и щелочей определяют индикаторным методом. При проведении испытания в делительную воронку берут 100 см3 топлива и 10 см3 дистиллированной воды.

3.8.    Определение содержания механических примесей и воды

Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40—55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не должно содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды. В случае разногласий по содержанию механических примесей их определяют по ГОСТ 10577. при этом массовая да!я механических примесей в топливах не должна превышать 0.0003 %.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Транспортирование и хранение — по ГОСТ 1510.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1.    Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

5.2.    Гарантийный срок хранения термостабильных топлив для реактивных двигателей: 10 лет со дня изготовления — для топлива марки Т-6 и 5 лет — для топлива марки Т-8В.

Заменяет ГОСТ 12308-80