Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ 12.2.002.3-91 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на сельскохозяйственные и лесные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов, самоходные сельскохозяйственные и лесные машины, полунавесные, монтируемые, прицепные и полуприцепные сельскохозяйственные машины и тракторные прицепы, рассчитанные на эксплуатацию при скоростях, превышающих 6 км/ч.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Общие требования

2 Методы определения эффективности рабочих тормозов

3 Метод определения эффективности стояночного тормоза

Приложение 1 (справочное)

Приложение 2 (обязательное)

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

26 p. 40 к. БЗ 7—01/649

ГОСТ 12.2.002.3-91

Издание официальное

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ГОСТ 12.2.002.3-91

1991

Издание официальное

МОСКВА

УДК 631.3.001.4:658.382.8:006.354    Группа    Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ и лесные

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА    ГОСТ

Определение тормозных характеристик    ]2    2    002.3_91

Occupational safety standards system.

Agricultural and forestry vehicles.

Determination of braking performance ОКП 47 ООО)

Дата введения 01.07.92

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов (далее — тракторы), самоходные сельскохозяйственные и лесные машины (далее — самоходные машины), полунавесные, монтируемые, прицепные и полуприцепные сельскохозяйственные машины (далее — прицепные машины) и тракторные прицепы (далее — прицепы), рассчитанные на эксплуатацию при скоростях, превышающих 6 км/ч.

Стандарт устанавливает методы определения эффективности действия рабочих и стояночных тормозов.

Все требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения даны в приложении 1.

1.2.    Прицепное транспортное средство должно быть присоединено деталями, предусмотренными изготовителем, к тормозной системе буксирующего транспортного средства, если управление торможением прицепного транспортного средства осуществляется с буксирующего транспортного средства.

1.3.    Масса транспортного средства должна быть измерена для каждого типа испытаний и записана в отчете об испытаниях.

Издание официальное

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован н распространен без разрешения Госстандарта СССР

2-6С2

С. 2 ГОСТ 12.2.002.3-91

1.4.    Испытательный трек или испытательная площадка должны иметь бетонное, асфальтовое или эквивалентное им покрытие, обеспечивающее хорошее сцепление.

1.5.    Испытания следует проводить при скорости ветра менее 10 м/с.

1.6.    Температура воздуха должна быть в пределах от минус 10 до плюс 35°С. Температуру следует фиксировать.

1.7.    Тормозная ось (оси) должна быть оборудована шинами наибольшего диаметра из установленных изготовителем транспортного средства. Шины должны быть накачаны до давления, установленного изготовителем транспортного средства.

1.8.    Перед началом серии испытаний тормоза должны быть приработаны (притерты) и отрегулированы в соответствии с инструкциями изготовителя. После этого тормоза не следует подвергать дальнейшему ручному регулированию в процессе проведения каждой серии испытаний.

В начале каждого испытания тормоза должны быть холодными. Тормоз считается холодным при выполнении одного из следующих условий:

а)    температура, измеренная на диске или на наружной поверхности барабана, ниже lOO’C;

б)    в случае полностью закрытых тормозов, в том числе тормозов, погруженных в масло, температура, измеренная на наружной поверхности корпуса, ниже 50°С или в пределах, установленных изготовителем;

в)    тормоза не должны приводиться в действие в течение предыдущего часа.

1.9.    Характеристики рабочих тормозных систем следует определять до полной остановки транспортного средства при условии отсутствия блокировки колес.

1.10.    Температура трансмиссии транспортного средства и привода должна соответствовать указанной изготовителем транспортного средства.

1.11.    Поверхность, на которой проводят испытание, должна быть без продольных уклонов, превышающих 1%, и поперечного уклона, превышающего 3%.

1.12.    При проведении испытаний должны быть обеспечены требования к точности измерений:

скорость движения — ± 3%;

масса транспортного средства — ±3%;

замедление— ± 3%;

тормозной путь — ± 1 %;

усилие, прикладываемое к органу управления—±5%;

давление в шинах — ±5%;

давление жидкости (воздуха) в тормозной системе— ±5.

ГОСТ 12.2.002.8-91 С. 8

2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ

2.1.    Если при определении тормозного пути и (или) замедления требуется более одного типа испытания, то испытания следует проводить в следующей последовательности:

а)    испытание в холодном состоянии — тип 0;

б)    испытание в обычном режиме — тип 1;

в)    испытание в восстановленном состоянии — тип 3;

г)    испытание в обычном режиме — тип 2 (в случае целесообразности его проведения). Этот тип испытаний проводят только для транспортных средств с максимальной расчетной скоростью, превышающей 35 км/ч, и максимальной массой, превышающей 12000 кг;

д)    испытание в восстановленном состоянии — тип 3.

2.2.    Методы измерения тормозной эффективности тракторов и самоходных машин

2.2.1.    Испытание типа 0

2.2.1.1.    Условия проведения испытания

В процессе испытания ось, не подвергающаяся торможению, если имеется возможность ее отключения, не должна быть прямо связана с тормозной осью.

В случае нагруженного транспортного средства ось, не подвергающаяся торможению, должна нести максимальную нагрузку.

В случае колесных транспортных средств на тормозную ось (оси) должны быть установлены колеса с максимальным диаметром шин, предусмотренным изготовителем транспортных средств данного типа.

В случае транспортного средства, у которого тормозятся все колеса, передняя ось должна быть нагружена до максимального технически допустимого уровня.

Для самоходных сельскохозяйственных транспортных средств масса и нагрузка на оси должны соответствовать установленным изготовителем транспортных средств.

2.2.1.2.    Последовательность испытания

У нагруженного транспортного средства, движущегося с установившейся максимальной расчетной скоростью, а если рабочая скорость выше 50 км/ч, то со скоростью 50 км/ч 4- 10%, перед торможением двигатель должен быть отключен от ведущей оси. Если это невозможно, то устанавливается минимальная скорость вращения вала двигателя.

Вспомогательный замедлитель, изменяющий передаточное отношение привода, или тормозящие вспомогательные устройства не следует использовать при испытаниях тормозов, если они не действуют одновременно при управлении тормозным устройством или если такое замедление не происходит автоматически при нормаль 2*

С. 4 ГОСТ 12.2.002.3-91

ном процессе торможения. Описание и указания об исполнении таких устройств должны быть приведены в отчете об испытании.

Измеряют тормозной путь и (или) замедление для нескольких различных значений усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой, и рассчитывают соответствующие значения среднего замедления.

Испытания повторяют для нескольких различных усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой, до достижения максимального значения усилия, при котором не происходит блокирование колес, или до значения усилия 600 Н — для ножного органа управления и 400 Н — для ручного органа управления, если при этом не происходит блокирование колес.

Испытание повторяют для ненагруженного транспортного средства, не учитывая водителя и, в случае необходимости, работника, ответственного за испытания.

2.2.1.3. В отчете об испытании нагруженного и ненагруженного транспортного средства приводят соотношение между длиной тормозного пути, замедлением и усилием, прикладываемым к органу управления тормозной системой, либо в форме графиков, либо в форме таблицы соответствующих значений. Форма отчета приведена в приложении 2.

2.2.2. Испытание типа 1

2.2.2.1.    Последовательность испытания

Все транспортные средства, предъявляемые на настоящее испытание, должны предварительно пройти испытание типа 0.

2.2.2.1.1.    Для транспортных средств, максимальная расчетная скорость которых не превышает 35 км/ч, при отключенном двигателе нагревают рабочие тормоза работающего транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованиями п. 2.2.1.1 таким образом, чтобы подводимая энергия была эквивалентна затрачиваемой за тот же период времени для торможения нагруженного транспортного средства, движущегося с установившейся скоростью, равной (80±5)% скорости, определенной для испытания типа 0, по поверхности с уклоном 10% на расстоянии 1 км.

После нагрева тормозов в пределах времени, не превышающего 3 мин, повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением усилия, которое обеспечивает наикратчайший тормозной путь (по п. 2.2.1.2).

■2.2.2.1.2. Для транспортных средств, максимальная расчетная екорооть которых превышает 35 км/ч, рабочие тормоза транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованиями п. 2.2.1.1, нагревают последовательным их включением при выполнении следующих условий:

а) первоначальная скорость и>, при которой начинается торможение и которая составляет (80±5)% максимальной скорости,— не более 60 км/ч;

ГОСТ 12.2.002Л—II С S

б)    скорость в конце торможения о* составляет половину перво' начальной скорости (0,5 t»i);

в)    число включений тормоза за цикл нагрева — 20;

г)    продолжительность цикла торможения Дt — период времени от начала одного включения тормоза до начала следующего включения — 60 с.

Если характеристики транспортного средства не обеспечивают возможность такого цикла, то продолжительность цикла может быть увеличена.

Продолжительность каждого цикла может быть увеличена на 10 с для стабилизации скорости движения транспортного средства;

д)    усилие, прилагаемое к органу управления, является постоянным и находится в пределах ±5% усилия, обеспечивающего установившееся замедление, равное 60% максимального замедления, полученного при испытании типа 0 нагруженного транспортного средства.

После нагрева тормозов в пределах времени, не превышающего 3 мин, повторяют испытание типа 0 нагруженного транспорта с приложением усилия, которое обеспечивает наикратчайший тормозной путь (по п. 2.2.1.2).

2.2.2.2. В отчет об испытаниях записывают значения прилагаемого усилия и тормозного пути (расчетного среднего замедления) и (или) замедления, измеренные при испытании (см. приложение 1).

Записывают продолжительность цикла нагрева, если она превышала 60 с.

2.2.3.    Испытание типа 3

Испытание проводят после охлаждения тормозов в холодном состоянии повторением испытания типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением силы торможения, зафиксированной в отчете (п. 2.2.1.3) для минимального тормозного пути.

2.2.4.    Испытание типа 2

2.2.4.1. Последовательность испытания

Все транспортные средства, предъявляемые на настоящее испытание, должны предварительно пройти испытание типа 1.

Рабочие тормоза транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованием п. 2.2.1.1, нагревают таким образом, чтобы подводимая энергия была эквивалентна зафиксированной за тот же период времени на транспортном средстве, движущемся со средней скоростью 30 км/ч по поверхности с уклоном 6% на расстоянии 6 км с включенным замедлителем (при его наличии) и на такой передаче, чтобы частота вращения двигателя не превышала; максимального значения, указанного изготовителем,

Для транспортного средства, у которого энергия при действии тормоза поглощается только двигателем, разрешается устанавливать значение средней скорости (допуск ±5 км/ч), при этом долж-

на быть включена передача, обеспечивающая поддержание ста* Сильной скорости, значение которой наиболее близко к 30 км/ч.

Повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением усилия на орган управления, которое обеспечивает наиболее короткий тормозной путь (наибольшее расчетное замедление), зафиксированный в отчете по п. 2.2.1.3.

2.2.4.2. В отчет об испытаниях записывают значения прилагавшейся силы i тормозного пути (расчетного среднего замедления) и (или) замедления, измеренные при испытаниях.

2.2.5. Испытание типа 3 (необязательное)

Необязательное испытание в восстановленном состоянии проводят в соответствии с требованиями п. 2.2.3.

2.3. Измерения тормозной эффективности прицепных транспортных средств

2.3.1.    В процессе всех испытаний характеристик рабочих тормозов прицепное транспортное средство должно быть сцеплено с буксирующим транспортным средством, с которым изготовитель рекомендует его использовать.

2.3.2.    Испытание типа 0

2.3.2.1.    Условия проведения испытания

В случае нагруженного прицепного транспортного средства на ось, не подвергающуюся торможению, должна действовать максимальная нагрузка. У прицепных транспортных средств с более чем одной осью, у которых тормозными являются все колеса, передняя ось должна быть нагружена до максимального технически допустимого значения.

2.3.2.2.    Последовательность испытания

2.3.2.2.1.    У буксирующего транспортного средства и нагруженного прицепного транспортного средства, движущихся с установившейся максимальной расчетной для прицепного транспортного средства скоростью, но не превышающей 50 км/ч, измеряют тормозной путь для нескольких значений усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой. Рассчитывают соответствующее значение среднего замедления.

2.3.2.2.2.    Если управление тормозной системой прицепного транспортного средства не зависит от управления тормозной системой буксирующего транспортного средства, то в действие приводят только тормоза нрицепного транспортного средства.

2.3.2.2.3.    При немеханическом приводе тормозной системы в процессе каждой остановки измеряют соответствующие параметры привода (давление жидкости, воздуха) так, чтобы измерения не влияли на динамические характеристики тормозной системы.

2.3.2.2.4.    Измерения проводят для нескольких различных значений усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой до достижения максимального значения усилия, при котором не происходит блокирование колес, или до значения усилия 600 Н —

ГОСТ 12.2.002.3-91 С 7

для ножной системы управления и 400 Н —для ручной еистемы управления, если при этом не происходит блокирование колес.

2.3.2.2.5.    Если прицепное транспортное средство снабжено вторичной тормозной системой или если привод рабочего тормоза транспортного средства зависим от привода тормозной системы буксирующего транспортного средства, то проводят испытание типа 0 буксирующего транспортного средства в соответствии с требованиями п. 2.2.1.

Используют ту же массу, что и при сцеплении с прицепным транспортным среоетюи. и прикладывают те же усилия к органу управления тормозной системой, что и при испытании по п. 2.3.2.2.4.

2.3.2.2.6.    Для каждого значения усилия, прилагаемого к органу управления тормозной системой, рассчитывают силу торможения прицепного транспортного средства в ньютонах по одной из формул:

а) если используют только тормоза прицепного транспортного средства,

F,=(«,+«,)о„

где Ft — сила торможения прицепного транспортного средства, Н; Ш| — масса буксирующего транспортного средства, кг; rrit — масса прицепного транспортного средства, кг; а% — измеренное и (или) среднее замедление системы буксир — прицепное транспортное средство, м/с8;

е) если используют тормоза буксирующего и прицепного транс-noDTHoro средства,

гдеBi—и:меренное и (ши) среднее замедление, измеренное у одного букснрутощего транспортного средства при приложении к органу управления тормозной системой буксирующего транспортного средства того же усилия, которое обеспечило получение замедления аз, системы буксир — прицепное транспортное средство.

2.3.2.2.7.    Для каждого значения силы торможения F3 рассчитывают эквивалентное среднее замедление аз прицепного транспортного средства по формуле

2.3.2.2.8. Для каждого значения эквивалентного среднего замедления рассчитывают эквивалентный тормозной путь 52 прицепного транспортного средства по формуле

где v— измеренная начальная скорость прицепного транспортного средства, м/с.

2.3.2.2.9. Испытание повторяют при ненагруженном прицепном транспортном средстве.

2.3.2.3.    В отчете об испытании при нагруженном и при ненагруженном прицепном транспортном средстве приводят соотношение между прилагавшийся усилием,тормозным путем и эквивалентным и (или) средним замедлением либо в форме графика, либо в форме таблицы соответствующих значений.

Форма отчета приведена в приложении 3.

При немеханическом приводе тормозной системы в отчет включается соотношение между тормозным путем, эквивалентным и (или) средним замедлением и соответствующим параметром трансмиссии (давление жидкости, воздуха).

2.3.3.    Испытание типа 1

2.3.3.1.    Последовательность испытания

Все транспортные средства, предъявляемые на данные испытания, должны предварительно пройти испытание типа 0 (п. 2.3.2).

2.3.3.2.    Для прицепных транспортных средств, максимальная расчетная скорость которых не превышает 35 км/ч, рабочий тормоз следует испытывать на транспортном средстве, нагруженном до максимальной массы, определенной для испытания типа 0, а подводимая для нагрева термеза энергия должна быть эквивалентна зафиксированной за тот же период времени на транспортном средстве, буксируемом с постоянной скоростью, составляющей (80± ±5)% максимальной расчетной скорости на расстоянии 1 км с рабочими тормозами, включенными таким образом, чтобы эквивалентное тяговое усилие в сцепном устройстве прицепного транспортного средства составляло 10% массы прицепного транспортного средства с максимальной массой.

После нагрева тормозов повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением усилия, которое обеспечивает наикратчайший эквивалентный тормозной путь (наибольшее замедление) (по п. 2.3.2.2.4).

2.3.3.3.    В отчет об испытании записывают значения прилагаемой силы и эквивалентных тормозного пути и замедления, рассчитанных в соответствии с требованиями пп. 2.3.2.2.1, 2.3.2.2.6— 2.3.2.2.8.

2.3.4.    Испытание типа 3

Испытание в восстановленном состоянии проводят после охлаждения термозав в холодней состоянии повторением испытания типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением силы торможения, зафиксированной в отчете по п. 2.3.2.3, для минимального тормозного пути.

2.3.5.    Испытание в обычном режиме (тип 2)

2.3.5.1. Последовательность испытания

Все транспортные средства, предъявл яемые на настоящее испытание, должны предварительно пройти испытание типа 1 (п. 2.3.3).