Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

61 страница

548.00 ₽

Купить ГОСТ 12.2.002-91 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на сельскохозяйственные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации с/х тракторов тяговых классов от 0,6 и более, самоходные машины сельскохозяйственные, навесные,полунавесные, монтируемые, полуприцепные с/х машины и орудия агрегатируемые с тракторами, тракторные прицепы, с/х агрегаты, ручные машины для с/х работ и с/х стационарное технологическое оборудование и устанавливае методы определения и оценки показателей их безопасности

  Скачать PDF

Заменяет ГОСТ 12.2.002-81

Оглавление

1 Общие положения

2 Оценка параметров безопасности

2.2.1 Защитные свойства кабин и каркасов

2.2.2 Измерения размеров сетчатых ограждений

2.2.3 Нагрузка на управляемые колеса машины

2.2.4 Определение предельного угла поперечной статической устойчивости

2.2.5 Определение люфта рулевого колеса

2.2.6 Методы определения эффективности тормозных систем

2.2.7 Определение габаритных размеров

2.2.8 Определение размеров кабины и рабочего места оператора

2.2.9 Определение обзорности с рабочего места оператора

2.2.10 Определение сил сопротивления перемещению органов управления

2.2.11 Определение шума на рабочем месте оператора

2.2.12 Определение внешнего шума

2.2.13. Определение параметров вибрации на рабочем месте оператора

2.2.14 Определение микроклимата на рабочем месте оператора

2.2.15 Определение содержания пыли в воздухе рабочей зоны

2.2.16 Определение содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны

2.2.17 Определение освещенности

2.2.18 Определение герметичности кабины

2.2.19. Определение пожароопасности

2.2.20 Определение эффективности работы искрогасителя

2.2.21 Определение надежности защиты молотильных устройств

Приложение 1 (обязательное) Максимальные допустимые значения погрешностей измерения

Приложение 2 (рекомендуемое) Результаты измерения углов поперечной статической устойчивости

Приложение 3 (рекомендуемое) Результаты измерения сил сопротивления перемещению органов управления

Приложение 4 (рекомендуемое) Результаты измерения шума

Приложение 5 (обязательное) Условия работы машины при измерении вибрации

Приложение 6 (рекомендуемое) Результаты измерения и оценки параметров вибрации

Приложение 7 (справочное) Расчетные температуры наружного воздуха

Приложение 8 (рекомендуемое) Результаты измерения микроклимата

Приложение 9 (рекомендуемое) Результаты измерения содержания пыли в воздухе рабочей зоны

Приложение 10 (рекомендуемое) Результаты измерения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Приложение 11 (рекомендуемое) Результаты измерения искусственного освещения

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСТ 12.2.002-91


ЬЗ 7-91/712


Издание официальное

СО

rf

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва

УДК 631.3.001,4:658.382.3:006.354    Группа    Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

Методы оценки безопасности    ГОСТ

Occupational safety standards system.    12.2.002—91

Agricultural machinery.

Methods of safety evaluation

ОКП 17 0300

Дата введения 01.07.92

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов тяговых классов от 0,6 и более (далее — тракторы), самоходные машины сельскохозяйственные, навесные, полунавесные, монтируемые, прицепные, полулрицепные сельскохозяйственные машины и орудия, агрегатируемые с тракторами (далее — машины), тракторные прицепы, сельскохозяйственные агрегаты (СХЛ), ручные машины для сельскохозяйственных работ и сельскохозяйственное стационарное технологическое оборудование и устанавливает методы определения и оценки показателей их безопасности.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Испытаниям подвергают машины, изготовленные, укомплектованные, отрегулированные и обкатанные в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

1.2.    Требования безопасности при проведении испытаний — по ГОСТ 12.3.002.

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1991 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован или распространен без разрешения Госстандарта СССР

С. 2 ГОСТ 12 2.002-91

1.3. Максимальные допустимые значения погрешности средства измерения при испытаниях приведены в приложении 1.

1 4. Объемы испытаний определяют программой испытаний.

2. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

2 1 Методом непосредственного осмотра и опробования оценивают

безопасность входа на рабочее место и выхода с него, наличие средств обеспечения безопасности узлов машин, работающих под давлением и (или) при высокой температуре; наличие и работу сигнальных устройств,

безопасность перевода машины из рабочего положения в транспортное и обратно;

наличие и окраску ограждений опасных мест, безопасность присоединения и отсоединения сельскохозяйственных машин и орудии,

наличие и работу устройств, исключающих запуск основного двигателя при включенной передаче,

наличие средств обеспечения условий и безопасности труда операторов устройствами нормализации микроклимата, стеклоочистителей, стеклоомывателей, ремней безопасности и т д ;

наличие устройств, фиксирующих навесные машины в транспортном положении,

наличие средств освещения для работы в темное время суток; наличие устройств и мест для закаливания машины и сборочных единиц, а также мест для установки домкратов, обеспечивающих безопасность при подъеме и перемещении машины, наличие схемы замаливания и поддомкрачивания, наличие площадок, поручней и упоров для ног 2 2 Методами измерения и расчета оценивают защитные свойства кабин и каркасов; ограждения опасных мест, нагрузку на управляемые колеса, поперечпею статическую устойчивость машины; люфт рулевого колеса; эффективность действия рабочих юрмозов, эффективность действия стояночных тормозов, габаритные размеры машин, размеры рабочего места оператора; обзорность с рабочего места оператора, силы сопротивления перемещению органов управления; шум на рабочем месте оператора, внешний шум;

ГОСТ 12 2.002—91 С 3

вибрацию на рабочем месте;

микроклимат на рабочем месте;

содержание пыли в воздухе рабочей зоны;

содержание вредных веществ в воздухе рабе чей зоны;

освещенность рабочей зоны и пульта управления;

герметичность кабины;

пожаробезопасность;

эффективность работы искрогасителя (глушителя) выпускной системы двигателя внутреннего сгорания;

надежность защиты молотильных устройств зерноуборочных комбайнов и навесных молотилок от попадания в них посторонних предметов

2 2.1. Защитные свойства кабин и каркасов колесных тракторов определяют

—    при динамических испытаниях—по ГОСТ 12.2.002.1;

—    при испытаниях статической нагрузкой — по ГОСТ 12 2.002.2. 2 2.2. Размеры сетчатых ограждений и расстояния от движущихся или нагретых св. 70°С деталей машин до ограждений измеряют при неработающем двигателе.

2.2.3. Нагрузку на управляемые колеса трактора (машины, СХЛ) определяют отношением массы, приходящейся на управляемые колеса (ось), к эксплуатационной массе трактора (машины). Определение массы —по ГОСТ 23734.

За оценочный показатель принимают значение нагрузки па управляемые колеса трактора (машины, СХА) в процентах, определенное по п 2.2.3, которое должно обеспечиваться с учетом балластирования для СХА в транспортном положении с навесными и полу навесными машинами

2 2.4 Определение предельного угла поперечной статической устойчивости

2.2.4.1.    Определение предельного угла поперечной статической устойчивости трактора (машины, СХА) проводят на стенде с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров, обеспечивающей угэл наклона к горизонтальной плоскости, при котором испытываемый трактор (машина, СХА) теряет устойчивость.

2.2.4.2.    При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра

не должна быть более 5 м/с, поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда

2 2.4.3 Трактор (машину, СХА) устанавливают па платформе стенда таким образом, чтобы продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не б^лее 1,5°, включают стояночные тормоза и низшую передачу.

2 Зак 1719

С 4 ГОСТ 12.2.002-91

Сбоку колес устанавливают опорные брусья высотой:

20 мм — при наружном диаметре колес до 1000 мм;

40 мм    »    »    »    »    от 1000    до    1700 мм;

60 мм    »    »    »    »    св    1700    мм

Платформа стенда должна иметь устройство, позволяющее при достижении предельного угла статической устойчивости зафиксировать потерю устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвратить дальнейшее опрокидывание трактора (машины, СХЛ)

2 2 4 4 Тракторы (машины) должны быть в транспортной комплектации, полностью заправлены горюче-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью Заливные горловины баков должны быть герметически закрыты Ширина колеи и давление в шинах должны соответствовать требованиям технической документации, сиденье оператора должно быть нагружено грузом массой (75±5) кг, а колеса (гусеницы) очищены от грязи

2 24 5 Технологические бункеры машины (СХА) должны быть полностью загружены технологическим материалом, для которого они предназначены. Допускается использование другого материала с физическими свойствами и удельной массой, отличающейся не более чем на 5 % от технологического

В технически обоснованных случаях измерение угла поперечной статической устойчивости проводят в рабочей комплектации, положении рабочих органов и ширине колеи, ухудшающих устойчивость машины (СХЛ)

2 24 6 Машины (СХА), которые по технологическому процессу перевозят гр)з, испытывают без груза и с грузом (технологическим материалом), который должен быть равномерно распределен по площади прицепа

2 2 4 7. Прицепные и полу навесные машины испытывают в агрегате с трактором Допускается проводить испытания этих машин без трактора, при этом они должны быть соединены с неподвижно установленным на платформе устройством, имитирующим сцепное устройство трактора

2 2 4 8 На машинах, оснащенных для повышения поперечной устойчивости вспомогательными опорами, определение устойчивости следует проводить как с опорами, так и без них

2.2 4 9 Углы поперечной статической устойчивости измеряют на обе стороны Допускается углы поперечной статической устойчивости измерять только на наиболее нагруженную сторону машины.

ГОСТ 12.2 002—91 С 5

2.2.4.10 Углы наклона платформы увеличивают плавно до тех пор, пока любое из колес (гусениц) трактора (машины, СХА) не «оторвется» от платформы. Эту операцию повторяют до тех пор, пока три отсчета подряд будут иметь разницу не более 2°.

2.2.4.11.    Результаты измерения углов статической устойчивости оформляют согласно приложению 2.

2.2.4.12.    За оценочный показатель принимают минимальный из учтенных угол наклона платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором происходит отрыв колеса.

2.2.5.    Определение люфта рулевого колеса

2.2.5.1.    Люфт рулевого колеса измеряют на месте при положении управляемых колес, соответствующем движению но прямой.

Если трактор (машина) имеет усилитель рулевого управления (гидравлический, пневматический), то люфт измеряют с работающим усилителем.

2.2.5 2. Люфт рулевого колеса измеряют путем воздействия на динамометрические рукоятки днпамомстра-люфтомера с силой в 10 И, при проворачивании рулевого колеса по часовой стрелке и против нее.

2.2.5.3.    За результат измерения люфта рулевого колеса принимают суммарный угол отклонения стрелки динамометра-люф-томера вправо и влево от нулевого деления.

2.2.5.4.    За оценочный показатель принимают среднее арифметическое результатов трех измерений.

2.2.6.    Методы определения эффективности тормозных систем — но ГОСТ 12.2.002.3

Номенклатуру показателей эффективности тормозных систем устанавливают в программе испытаний.

2.2.7.    Габаритные размеры тракторов, машин, СХА определяют по ГОСТ 26025

2.2.8.    О и р еде л е н и е размеров кабины и рабочего места оператора

2.2.8.1.    Размеры кабины, взаимное расположение сиденья и элементов управления определяют при установке машины на горизонтальной площадке.

2.2.8.2.    При определении размеров рабочего места сиденье должно быть в среднем по всем регулировкам положении и нагружено нагрузочным устройством по ГОСТ 27715. Рычаги и педали управления должны быть в крайних положениях (в положениях «выключено» и «включено»).

2.2.8.3.    За оценочный показатель принимают результаты измерений размеров кабины, линейных координат центров рукояток и опорных площадок педалей управления и расположения рулевого колеса в ортогональной системе координат с началом в КТС (контрольной точке сиденья) по ГОСТ 27715 и осью X, лежащей

в продольной вертикальной плоскости, совпадающей с плоскостью симметрии сиденья.

2.2.9.    Определение обзорности с рабочего места оператора — по ГОСТ 12.2.002.4

2.2.10.    Определение сил сопротивления перемещению органов управления.

2.2.10.1. Силу сопротивления перемещению рулевого колеса измеряют при движении трактора, машины и СХА по дорогам или площадке с асфальтовым или бетонным покрытием со скоростью (3,0±0,5) м/с по криволинейной траектории в соответствии с черт. 1.

Па тракторах и машинах, не имеющих сервоусилителей рулевого колеса, силы сопротивления перемещению его, кроме того, определяют на поле, подготовленном под посев.

При этом измерение проводят в агрегате с машиной, создающей наибольшую нагрузку на управляемые колеса.

ГОСТ 12.2.002-91 С 7

2 2 10 2 Силу сопротивления перемещению рычагов и (или) педалей механизма поворота измеряют при движении гусеничного трактора по стерне зерновых колосовых со скоростью (1,5± 0,5) м/с по криволинейной траектории в соответствии с черт. 1 2 2 10 3 Силу сопротивления перемещению педалей (рычагов) рабочих и стояночных тормозов измеряют при определении эффективности действия рабочих и стояночных тормозов по п 2 26 2 2.10 4 Силу сопротивления перемещению других органов управления измеряют на месте при работающем двигателе после прогрева систем машин до рабочих температур на бетонной или асфальтовой площадке

2 2 10 5 За оценочный показатель принимают среднее арифметическое значение трех измерений силы сопротивления перемещению органов управления

2 2 10 6 Результаты измерений оформляют согласно приложению 3

2211 Определение шума на рабочем месте оператора

2 2 11 1 Методы определения шумовых характеристик само ходных сельскохозяйственных машин — по ГОСТ 12 4 095

22 112 Методы определения шумовых характеристик на рабочих местах операторов в производственных помещениях — по ГОСТ 12 1 050

22 113 Методы определения шумовых характеристик ручных машин — по ГОСТ 12 2 030

2 2 114 Методы определения шумовых характеристик ссльско хозяйственных стационарных машин и технологического оборудования, расположенных вне производственных помещений, — по ГОСТ 12 I 026

2 2 115 Методы определения шумовых характеристик тракторов

2 2 115 1 Место для измерения шума должно представлять собой открытое пространство (местность), крупные отражающие поверхности (здания, другие машины, лесные посадки) должны быть расположены на расстоянии не менее 50 м от объема нс пытаний и измерительного микрофона. Уклон дороги при двьжс нии машины должен быть не более 2%.

2 2 115 2 Не допускается проводить измерения шума на рабочем месте оператора при наличии посторонних шумовых помех с уровнем шума менее чем на 4 дБА ниже уровня шума создавае мою испытуемой машиной

При уровнях шумовых помех, отличающихся or измеряемого уровня шума на 4—9 дБА, в результат измерений шума вносят поправку согласно табл. 1

2 2 115 3 Атмосферное давление, температура возду ха и отно сигельная влажность должны быть в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации измерительной аппаратуры Не доиус-

! З^к 1719

Таблица 1

дБ Л

Прснышсиио и «меренною уровня шума

Гоправка, вычитаемая из измеренного

над уровнем шума помехи

значения уровня шума

От 4 до 5 вилку 1

2

Св. 5 » 9

1

кается проводить измерения при скорости ветра более 5 м/с, а также во время дождя, снегопада, грозы.

2.2.11.5.4. Шумоизмерительная аппаратура должна соответствовать ГОСТ 17187 и ГОСТ 17168.

2.2.1155 Во время проведения измерений шума на рабочем месте трактора должно быть столько операторов, включая оператора, проводящего измерения, сколько мест, оборудованных для работы сидя или стоя.

Двери, окна и люки кабины трактора должны быть закрыты, а средства нормализации микроклимата должны работать ь режиме максимальной производительности.

2.2.11.5.6.    Шум измеряют во время выполнения технологической операции при загрузке двигателя трактора не менее чем на 80% эксплуатационной мощности.

2.2.11.5.7.    Шум на рабочем месте оператора колесных тракторов допускается определять при движении по дороге с бетонным или асфальтовым покрытием, а гусеничного трактора — по укатанной грунтовой дороге. Загрузку осуществляют динамометрической тележкой, при этом загрузка двигателя должна быть не менее 80% его эксплуатационной мощности. Измерения проводят на каждой транспортной и рабочей передачах, при этом определяют максимальный уровень звука (L.\ ). Уровни звуковою давления в октавных полосах определяют на передаче, на которой скорость движения машины наиболее близка к 2 м/с, и гон передаче, на которой уровень звука окажется наибольшим.

2.2.11.5.8.    При измерении шума на рабочем месте, оборудованном сиденьем, микрофон должен быть расположен таким образом, чтобы центр мембраны был смещен:

а)    вверх от контрольной точки сиденья на (700±50) мм,

б)    вправо и влево (в сторону наибольшего уровня шума по ю-ризонтали от точки, определенной в подпункте а, на (200±10) мм. На рабочих местах, предназначенных для работы стоя, микргм|юи следует располагать таким образом, чтобы центр мембраны находился на высоте (1600± 10) мм над уровнем пола или площадки и на расстоянии (100±=10) мм вправо или влево от уха (со стороны наибольшего уровня) по горизонтали.

Направление измерительного микрофона должно обеспечивать минимальное искажение измеряемого сигнала.

I ОСТ 12.2.002—91 С 9

22 1159 Уровень звука измеряют но характеристике А шу-момера

Уровни звукового давления следует измерять шумомером при включенных характеристике «Лин» и октавных полосовых фильтрах

Бее показания следует определять при динамической характс-пистике шумомера «медленно»

В качестве значения измеренной ве жчины принимаю! визуальное среднее значение показаний

22 115 10 Шум измеряют не менее трех раз Если разность между результатами отдельных измерений в одной точке превышает 2 дБ Л для уровня звука и 3 дБ — для уровня звукового давления, го проводят повторные трехкратные измерения, и сред нес арифметическое значение всех измерений принимают за результат измерения Результаты измерений оформляю! еопасно приложению 4

22 115 11 За оценочные показатели принимают ерс шее арифметическое значение измерений уровня звука, проведенное по шкале А шумомера, и среднее арифметическое значение уровней звукового давления в октавных полосах, скорректированные с учетом поправок на чувствительность микрофона и неравномер ность частотной характеристики измерительного тракта согласно рс тультатам поверки

2 2 12 О in р е д е л е н и е внешнего шума 2 2 12 1 На стационарных машинах и машинах, выполняющих технологический процесс в стационарных условиях, внешний шум машин измеряют по ГОСТ 12 1 02G

2 2 12 2 Уровень звука внешнего шума колесных факторов определяют при дэижении на высшей транспортной пере а гч в режиме разгона без нагрузки на крюке при проезде мимо микрофона шумомера, установленного на высоте (1,2±0,05) м от поверхности дороги, на измерительном участке согласно черт 2 2 2 12 3 Условия измерений должны соответствовать требованиям гш 2 2 115 1—2 2 115 4, 2 21159, 2211510 При пров'тении измерений вблизи микрофона не дотжно быть посторонних людей

Уровень помех определяют в центре измерительного учаска дороги на высоте (1,2±0,05) м от ее поверхности до и после проведения измерений

2 2 12 4 При проведении измерений машина подъезжает к линии А—А (черт 2) на высшей транспортной передаче при 75%-ной максимальной частоте вращения коленчатого вала двиг зте-ля При пересечении передними колесами линии А—А измерит ель-ного участка дороги оператор не более чем за 0,2 с переводит педаль (рычаг) управления частотой вращения коленчатого вала двигателя в положение максимальной подачи топлива и поддер-