Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

35 страниц

747.00 ₽

Купить ГОСТ 12.0.230.3-2016 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

  Скачать PDF

Действие завершено 01.01.2018

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда

5 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

6 Сбор, преобразование и анализ исходных данных

7 Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

8 Отчетность и распространение информации

Приложение А (рекомендуемое) Примеры показателей результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда применительно к оценке системы управления охраной труда

Приложение Б (рекомендуемое) Примеры статистических показателей для оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда субъектов права, включая органы управления, надзора и контроля

Приложение В (справочное) Примеры методов математической обработки и представления данных для индикации (расчета показателей) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

Библиография

Показать даты введения Admin

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

12.0.230.3-

2016

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА Оценка результативности и эффективности

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Обществом с ограниченной ответственностью «Экожил-сервис». ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 «Безопасность труда»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. №92-П)

За принятие проголосовали

Краткое наименование страны поМК(ИСО 3166)004—97

Код страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киртизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. № 471-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.nj)

©Стандартинформ, 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

-    информациюо результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;

-    интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);

-    информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;

-    необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;

-    данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;

-    прочее.

4.4    ОРД должна быть основана;

а)    на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;

б)    результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;

в)    информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;

г)    результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:

1)    планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

2)    планом мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда:

3)    планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны

труда;

4)    иными планирующими документами в области охраны труда;

д)    оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;

е)    результатах адаптации и интегрирования системы управления охраной труда с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).

4.5    ОРД также следует проводить с учетом;

-    опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями национального законодательства;

-    рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;

4.6    Руководством организации в рамках функционирования системы управления охраной труда должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.

4.7    Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации. ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.

4.8    В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства. наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.

4.9    Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД. должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.

4.10    При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то. что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.

Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.

6

ГОСТ 12.0.230.3-2016

5 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

5.1    Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны:

-    быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так. чтобы давать представление о степени достижения целей:

-    иметь ясный смысл, быть легкодоступными для восприятия, понимания и интерпретации:

-    быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям национального законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон;

-    быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей системы управления охраной труда:

-    быть достоверными и проверяемыми;

-    быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование:

-    быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям.

5.2    При выборе ПРЭД организации следует учитывать:

-    соответствие показателей политике в области охраны труда:

-    соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда;

-    полезность показателей для оценки соответствия национальному законодательству в области охраны труда;

-    полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД;

-    совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон;

-    достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений;

-    адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных;

-    представительность для проведения ОРД:

-    восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда;

-    способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

5.3    Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда.

При этом ПРЭД должны быть выбраны так. чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании системы управления охраной труда в организации. а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта).

Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности.

5.4    ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т. п.. а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности.

5.5    ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные. обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения — на абсолютные и относительные показатели.

Примечания

1 Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма.

7

2 Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным.

5.6    В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период — месяц, квартал, год. трудовую жизнь работника.

Примечания

1    Основным временным периодом анализа считается календарный год.

2    С тандартной длительностью рабочею времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе.

5.7    ПРЭД. применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ).

Примечание — Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом.

5.8    ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как:

-    внедрение политики в области охраны труда;

-    соблюдение требований национального законодательства;

-    осуществление плановых мероприятий по управления состоянием и охраной труда;

-    обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда;

-    образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда;

-    обеспечение ресурсами и их эффективное использование;

-    регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда:

-    разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда;

-    своевременность и полнота корректирующих действий;

-    характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и(или) представителями работников.

5.9    ПРЭУ используются для анализа:

-    результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;

-    действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и. возможно, состояния условий и охраны труда:

-    соответствия состояния условий и охраны труда требованиям национального законодательства:

-    финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.

5.10    ПРЭУ позволяют:

-    определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;

-    идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД;

-    идентифицировать возможности предупреждающих действий.

5.11    ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.

5.12    Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б.

5.13    Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД.

В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т. п.) в области охраны труда.

8

ГОСТ 12.0.230.3-2016

6 Сбор, преобразование и анализ исходных данных

6.1    В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД.

Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД.

6.2    Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения. выборки и предоставления данных и информации.

6.3    Для ОРД в организации могут быть использованы:

а)    собственные данные (отчеты подразделений):

1)    результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда;

2)    записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы);

3)    записи о закупках и записи об организации подрядных работ;

4)    отчеты по проверкам (внутреннему аудиту);

5)    записи об образовании и обучении вопросам охраны труда;

6)    финансовые и бухгалтерские записи;

7)    и другое:

б)    данные из других источников:

1)    предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля;

2)    акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний;

3)    отчеты по экспертизе условий труда;

4)    научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда;

5)    данные от подрядных организаций;

6)    данные от общественных объединений;

7)    и другое.

6.4    Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству* подходят для использования при ОРД.

Для повышения объективности результатов ОРД собранные данные должны быть проанализированы на предмет их достоверности. Для этого должны быть рассмотрены качество данных, их значимость, адекватность и полнота.

6.5    Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую результативность и эффективность деятельности организации в области охраны труда в виде ПРЭД.

Преобразование данных для индикации (расчета) ПРЭД может быть проведено с использованием методов математической обработки, расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств (приложение В).

При определении ПРЭД должно быть четкое представление о преобразовании данных и о сделанных допущениях.

6.6    Формирование ПРЭД на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации.

6.7    Для определения тенденций улучшения или ухудшения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда информация о ПРЭД должна рассматриваться и сравниваться с установленными в организации КРЭД.

6.8    Полученная по результатам сопоставления ПРЭД с КРЭД информация позволяет:

-    оценить результаты деятельности в области охраны труда:

-    судить о том. как функционирует система управления охраной труда;

-    определить соответствие системы управления охраной труда национальному законодательству в области охраны труда и другим требованиям, с которыми организация согласилась и приняла на себя (например, требованиями заключенных подрядных договоров), а также продемонстрировать такое соответствие;

* Под «качеством данных» понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность идр).

9

-    определить, были ли своевременно и полностью реализованы все планируемые мероприятия в области охраны труда и достигнуты ли цели по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подпункты 4.8 и 4.9);

-    убедиться, что мероприятия по управлению рисками внедрены и поддерживаются на должном уровне, а также выявить возможности совершенствования процедур управления рисками (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.10.1);

-    содействовать осуществлению процедур управления рисками путем обеспечения обратной связи для всех участвующих в реализации мер по управлению сторон (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.6);

-    сделать выводы о сбоях и упущениях в системе управления охраной труда, исходя из анализа несоответствий в мерах по управлению рисками, наблюдаемых опасных происшествиях и случаев ухудшения здоровья (согласно ГОСТ 12.0.230 подраздел 4.12);

-    выявить тенденции изменения состояния и условий охраны труда, тенденции изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, определить возможности и/или выработать рекомендации по повышению результативности и эффективности всей деятельности организации;

-    определить области деятельности, в которых необходимо выполнить корректирующие действия для обеспечения соответствия фактической результативности и эффективности установленным КРЭД (согласно ГОСТ 12.0.230. подраздел 4.13);

-    использовать ее при проведении анализа системы управления охраной труда со стороны руководства организации (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.14);

-    обеспечить основу для постоянного улучшения (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.16), в том числе определить пути экономии ресурсов или другие (в том числе финансовые) выгоды;

-    обеспечить мотивацию повышения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

7 Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

7.1    Информация о ПРЭД и результатах сравнения их с КРЭД должна быть (как правило ежегодно) представлена в виде отчета (доклада о состоянии охраны труда) руководству организации, которое должно предпринимать соответствующие действия по улучшению или поддержанию необходимого уровня результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

7.2    Анализ результатов ОРД должен проводить представитель руководства по системе управления охраной труда.

При этом должны быть рассмотрены:

-    эффективность затрат на обеспечение требований охраны труда;

-    прогресс в отношении достижения КРЭД;

-    приемлемость КРЭД

При анализе результатов ОРД должны быть приняты во внимание достоверность и полнота источников данных, методов сбора и анализа данных, а также качество полученных данных с позиции их представительности.

7.3    Заключение о результативности и эффективности системы управления охраной труда должно содержать выводы о пригодности, адекватности (соответствия требованиям ГОСТ 12.0.230 и нормативным правовым документам национального законодательства) системы управления охраной труда и/или ее процедур.

7.4    Основными критериями результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:

-    улучшение условий и повышения безопасности труда работающих, оцениваемое динамикой условий труда на рабочих местах вследствие выполненных мероприятий;

-    снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

-    повышение производительности труда, качества продукции за счет улучшения условий труда, если их причинно-следственную связь удается вычленить и формализовать;

-    достижение всех намеченных целей своевременно и без необоснованного превышения запланированных ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т. л.).

Ю

ГОСТ 12.0.230.3-2016

7.5 При необходимости, по результатам ОРД. характеризующим пригодность, адекватность, результативность и эффективность системы управления охраной труда и действий по поддержанию системы, могут быть изданы локальные нормативные акты организации, касающиеся:

-    актуализации политики в области охраны труда;

-    определения стратегических задач по совершенствованию системы управления охраной труда и/или корректировки целей;

-    изменения (коррекция) процедур и стандартов системы управления охраной труда:

-    определения потребности в корректирующих действиях:

-    поощрения активных и ответственных работников или дисциплинарных взысканий работников, допустивших нарушения:

-    разработки предложений в проекты различных планирующих документов в области охраны труда, установленных в организации на очередной период:

-    подготовки предложений по корректировке программ и планов обучения и повышения квалификации персонала в области охраны труда:

-    проведения внеочередных проверок (аудитов) системы управления охраной труда;

-    разработки предложений по дальнейшему расширению контактов в целях ознакомления заинтересованных лиц с деятельностью организации в области охраны труда;

-    и прочее — по самостоятельному выбору организации.

8 Отчетность и распространение информации

8.1    Организация в соответствии с требованиями национального законодательства должна предоставлять органам статистики, государственного управления, контроля и надзора информацию об осуществлении деятельности в области охраны труда по установленной форме и в установленные сроки.

8.2    По решению руководства организации информация о результатах ОРД может быть распространена в виде отчета внутри организации или передана заинтересованным сторонам вне организации (инвесторам, подрядчикам, кредитным и страховым организациям, средствам массовой информации идр.).

Представление информации о результатах ОРД заинтересованным сторонам может происходить по их запросам или по инициативе самой организации.

8.3    Распространение информации о результатах ОРД:

-    демонстрирует возможности и действия организации по улучшению условий и охраны труда;

-    способствует повышению осведомленности собственного персонала, а также подрядчиков и других заинтересованных сторон в вопросах охраны труда;

-    помогает персоналу выполнять свои обязанности, содействуя тем самым достижению соответствия ПРЭД установленным КРЭД.

8.4    Методы распространения информации о результатах ОРД следует выбирать таким образом, чтобы они обеспечивали своевременность информирования внутри организации, а также соответствовали уровню знаний предполагаемого потребителя информации.

11

ГОСТ 12.0.230.3-2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................2

3    Термины и определения................................................2

4    Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда.....................4

5    Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда........7

6    Сбор, преобразование и анализ исходных данных................................9

7    Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области

охраны труда.......................................................10

8    Отчетность и распространение информации...................................11

Приложение А (рекомендуемое) Примеры показателей результативности и эффективности

деятельности организации в области охраны труда применительно к оценке системы

управления охраной труда......................................12

Приложение Б (рекомендуемое) Примеры статистических показателей для оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда субъектов права, включая

органы управления, надзора и контроля.............................21

Приложение В (справочное) Примеры методов математической обработки и представления данных для индикации (расчета показателей) результативности и эффективности

деятельности в области охраны труда..............................27

Библиография........................................................30

III

Введение

Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда направлено на достижение ее основной цели — предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.

Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.

Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.

Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные «модели штрафных санкций» (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими «моделями профилактического соответствия» (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера. направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.

Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда — специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.

Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и. при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.

Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:

-    оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля:

-    определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;

-    сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов):

-    определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий:

-    обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:

-    реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда. идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;

-    использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;

-    получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;

-    определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и. прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;

-    отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);

IV

ГОСТ 12.0.230.3-2016

-    проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций:

-    внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;

-    устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.

Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.

Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования. осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.

Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.2. но может быть использован также независимо от них.

Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.

При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения (1J.

V

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Оценка результативности и эффективности

System of standards for occupational safety. Management systems for occupational safety. Evaluation of effectiveness and efficiency

Дата введения — 2018—01—01

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.

1.2    Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230. и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.

1.3    Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.

1.4    Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда,

1.5    Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

1.6    Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.

Изданио официальное

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.230.2-2015 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь1

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоя-нию на 1 января текущею года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, применяется в части, не за трагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002. ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

(ГОСТ ISO 9000-2011. пункт 3.2.1412


3.1

эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

(ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.2.15)3


3.2

Примечания

1    В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).

2    Экономическая эффективность может быть оценена по ряду показателей, например через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность). Примером показателей ресурсной эффективности является производительность труда, которая может быть принята в качестве основного показателя эффективности при улучшении условий труда.

3    Следует иметь в виду, что экономическая эффект ивность деятельности организации не тождественна экономической эффективности деятельности всей системы охраны труда в масштабе отрасли или государства, а потому имеются существенные различия определения экономической эффективности деятельности поохране труда на разных уровнях управления.

3.3 результаты деятельности в области охраны труда зафиксированные показатели (индикаторы. индексы, коэффициенты и т. д.) состояния условий труда, соблюдения требований охраны труда, применения методов управления рисками и другие достижения организации в области охраны труда.

эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. (ГОСТ Р ИСО 9000-2015. пункт 3.7.10)


ГОСТ 12.0.230.3-2016

Примечания

1    В контексте систем управления охраной труда результаты деятельности могут быть измерены по отношению:

-    к политике организации в области охраны труда (согласно ГОСТ 12.0.230. подраздел 4.1);

-    целям организации по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230. подраздел 4.9);

-    соответствию требованиям действующего национального законодательства по охране труда;

-    улучшениям в области охраны труда, и др.

2    Результаты деятельности могут быть количественными и качественными.

3    Результаты деятельности могут быть использованы как показатели результативности и(или) показатели эффективности.

3.4    оценка (оценивание) результатов деятельности в области охраны труда; ОРД: Процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к деятельности в области охраны труда, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям результативности и эффективности деятельности (3.5), составления отчетности и распространения информации, периодического пересмотра и улучшения этого процесса.

3.5    критерий результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; КРЭД: Плановый (целевой) показатель, заданный требованиями национального законодательства и/или руководством организации, политикой в области охраны труда и целями по охране труда, на основании которого производится оценка результатов деятельности в области охраны труда (3.4).

Примечание — Совокупность условий (правил), определяющих пригодность или оптимальность процедур в области охраны труда для достижения установленных целей, также составляет критерии результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

3.6    показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;

ПРЭД: Обобщенная характеристика результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, представленная в конкретной, принятой в организации, форме, удобной для восприятия и оценки и зафиксированной в численном, письменном или иконографическом* виде, в том числе на электронном носителе и др.

Примечание — Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда по возможности должны быть выражены количественно.

3.7    показатель результативности и эффективности управления; ПРЭУ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3 6). характеризующий действия руководства организации, предпринимаемые с целью воздействия на результаты деятельности в области охраны труда и/или на результативность и эффективность системы управления охраной труда в организации.

3.8    показатель результативности и эффективности функционирования; ПРЭФ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.6), характеризующий состояние условий и охраны труда в организации и обобщающий результативность и эффективность функционирования комплекса различных процедур обеспечения требований охраны труда, либо результативность и эффективность системы управления охраной труда организации в целом.

3.9    абсолютный показатель: Данные о числе тех или иных событий или их результатов.

Примечания

1    Как правило, абсолютный показатель представляет собой число с характерной размерностью.

2    Как правило, абсолютный показатель выражается в натуральных, стоимостных (денежных) или трудовых единицах измерения (человеко-дни и человеко-часы простого процесса труда).

3.10    относительный показатель: Изначально полученный абсолютный показатель (3.9). приведенный (отнесенный) к таким единицам измерения или к такой форме, которая позволяет его сопоставлять (сравнивать) с выбранным стандартизованным параметром или базовым значением.

* Иконографический вид представления информации — наглядное образное графическое или изобразительное воспроизведение, фигуративное символическое представление. визуалы«ая репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи. темы, концепции (например, знаки и цвета безопасности).

3

Примечания

1    Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютиото показателя (3.9). находящегося в числителе. — текущего, сравниваемого, индикативного, на другой абсолютный показатель (3.9). находящийся в знаменателе — основание или база, и выражает соотношение между используемыми количественными характеристиками.

2    Относительный показатель вычисляется по различным формулам на основе требований теории статистики и является безразмерной величиной.

3    Относительный показатель может быть дополнительно нормирован и рассчитан в процентах (%, или единиц на 100. от лат. рог cont — «на сотню»), в промилле (V или единиц на 1000. от лат. рогт///о — «на тысячу»)или в расчете единиц на 10 тысяч, единиц на 100 тысяч, единиц на миллион {part рог million).

4    Относительный показатель часто называют еще удельной численностью или коэффициентом (частоты, тяжести и т. п.).

5    В соответствии с международной практикой оценку неблагоприятных событий в сфере охраны труда желательно вести в расчете на 100 тысяч лиц. мотущих стать пострадавшими, и/или в расчете на один миллион человеко-часов простого процесса труда, что удобно и наглядно, а также сопоставимо с данными других стран.

6    В странах, участвующих в межгосударственной стандартизации, традиционно для оценки частоты и характера несчастных случаев на производстве применяют коэффициенты частоты и тяжести (отнесенные на 1000 работников), а для оценки выявленных профессиональных заболеваний относят число таких случаев на 10 тысяч работников.

3.11    обобщенный показатель: Данные одного или разных типов, полученные из различных источников, собранные и представленные в виде одного итогового показателя.

3.12    взвешенный показатель: Данные, преобразованные с учетом коэффициента (веса) их значимости.

3.13    показатели результативности и эффективности планируемой деятельности: Данные о соответствии или несоответствии планируемых мероприятий в области охраны труда или системы управления охраной труда в целом установленным критериям результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.5).

Примечание — Показатели результативности и эффективности планируемой деятельности формируются в основном по данным текущего контроля (согласно ГОСТ 12.0.230. пункт 4.11.6).

3.14    показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности: Данные о распространенности опасных событий и происшествий, т. е. инцидентов, несчастных случаев и случаев ухудшения здоровья, включая случаи производственного травматизма и/или профессиональной заболеваемости.

Примечание — Показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности формируются в основном поданным реагирующего мониторинга — расследования и учета опасных событий и происшествий (согласно ГОСТ 12.0.230. пункт 4.11.7).

4 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда

4.1    Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в области охраны труда, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).

Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т. е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т. е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.

4.2    Порядокоценки результатов деятельности в областиохраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1):

а) Планирование — выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).

Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов системы управления охраной труда достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех

4

ГОСТ 12.0.230.3-2016

или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия поГОСТ 12.0.230 (подраздел 4.15).

б)    Выполнение:

1)    сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;

2)    анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;

3)    оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);

4)    подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

в)    Проверка и действие — анализ и совершенствование процедур ОРД.

Рисунок 1 — Оценка результатов деятельности в области охраны труда

4.3 При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:

-    текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;

-    организационную структуру:

-    соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;

-    опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;

-    информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований:

5

1

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

2

В Российской Федерации (ГОСТ Р ИСО 9000-2015. пункт 3.7.11).

3

В Российской Федерации: