Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

396.00 ₽

Купить ГОСТ 11283-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электрические портальные краны, предназначенные для производства перегрузочных и монтажных работ в макроклиматических районах с умеренным климатом.

Стандарт не распространяется на портальные краны, устанавливаемые на плавучих сооружениях.

 Скачать PDF

Отменен. Дейстуют ТУ 24.09.ЭД1.579-83, ТУ 24.09.579-83 (ИУС 12-1989)

Оглавление

1. Технические требования

2. Комплектность

3. Правила приемки

4. Методы испытаний

5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

6. Гарантии поставщика

Приложение Требования к технической документации

 
Дата введения01.01.1974
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1990
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

17.12.1971УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР181
РазработанЗавод подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова
ИзданИздательство стандартов1972 г.

Portal cranes intended to operate in areas with temperate climate. General technical requirement

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ ПОРТАЛЬНЫЕ ДЛЯ РАЙОНОВ С УМЕРЕННЫМ КЛИМАТОМ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 11283-72

Издание официальное

МОСКВА 1 9 72

РАЗРАБОТАН Заводом подъемно-транспортного оборудования! им. С. М. Кирова

Гл. инженер Суходольский Ю. П.

Начальник отдела стандартов Минина Н. К,

Начальник КБ портальных кранов канд. техн, наук Мазовер И. С. Ответственный исполнитель Плавник Б. И.

ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения

Зам. министра Семенов Г. П.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Зам. начальника Управления Лесников М. В.

Инженер Кулешова Г. О.

Научно-исследовательским отделом стандартизации, унификации и* агрегатирования средств механизации и автоматизации вспомогательных операций Всесоюзного научно-исследовательского института по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Зав. отделом Грннфельдт А. Г.

Ст. инженеры: Демина А. Ф„ Смольянникова Н. К.

УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Мини* стров СССР 17 декабря 1971 г. (протокол № 181)

Председательствующий на отраслевой научно-технической комиссии член Комитета Шахурин В. Н.

Члены комиссии: Бергман В. П., Златкович Л. А., Климов Г. Н.( Плехаг нов В. И., Доляков В. Г., Федин Б. В.

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 января 1972 г. № 325

Размеры в м>м


Наименование отклонения формы по ГОСТ 10356-63


7. Неплоскостность свисающих кромок поясов коробчатых балок



/ 1,0


а "    10    '


но не более 5 мм


8. Непараллельность фланцев коробчатых балок.

Примечание. Требование распространяется на случай сборки и сварки фланцевых коробчатых балок в специальных приспособлениях с предварительной механической обработкой наружных поверхностей фланцев в деталях. После механической обработки неплоскостность поверхностей фланцев с размерами сторон до 1000 мм не должна быть более 0,4 мм (после сварки — 1 мм), с размерами сторон свыше 1000 мм — 0,8 мм (после сварки — 2 мм)



^1 - 1*2 1 >.0

В ^ 1000

при £<1000


L\ "" 7,2 ^ 0,5 В < 1000

при £>1000


9. Непараллельность торцов диафрагм и ребер



в


1,5

В < 1000


Размеры в мм


Наименование отклонения формы ло ГОСТ 10356-63

10. Неперпендикуляр-ность торцов диафрагм и рёбер

/    1,5

В < 1000


11. Неперпендикуларность диафрагм и ребер стенкам и поясам коробчатых и двутавровых балок


а

/

4,0

в

^ 1000

\

/

4,0

1

И

1000


2,0

1000


12, Спиральная изогнутость платформ, оголовков порталов, рам лебедок и т. п.

L-

/    5,0

L < 1000

13. Вогнутость (выпуклость) настилов поворотных рам, оголовков порталов, рам лебедок в местах под оборудование и т. п.

ГОСТ 11283-72 Стр; 11

Размеры в м>м

Продолжение

Наименование отклонения формы по ГОСТ 10356-63

Эскиз

Величина отклонения

14. Вогнутость (выпуклость) обшивки кабин и кожухов

/ 6,0

L " 1000 '

Примеча-н и е. При плавном выпучивании в одну сторону допускается

/ . .ю,о

L 1000

i r

15. Вогнутость (выпуклость) настилов площадок

/ .10,0 L ^ 1000

16. Изогнутость стержней между узлами ферм

/ . 1.5

У

.■Оч

L ^ 1000

17. Отклонение осевых линий решетчатых ферм от проектной геометрической схемы

I

fi -< 5,0

Ji

1.10.2, Величины отклонений размеров основных деталей крановых механизмов от номинальных при изготовлении не должны быть более указанных в табл. 4.

Таблица 4

Элемент деталей

Наименование отклонения

Величина

отклонения

1. Реборды обода бло-ка на участке внешних необработанных поверхностей на равных радиусах при диаметре блока, мм

До 500

Разностенность, мм, не более

3

Св. 500 до И000

5

Ов. 1000

6

2. Обечайки обработанного грузового барабана при диаметре барабана, мм

До 1000

5

Св. 1000

8

Элемент деталей


Наименование отклонения


3. Диаметр барабана по дну канавки;

наружный диаметр тормозного шкива

охваты

До 600

4. Обработка

вающие

Св. 600

под сварку, размеры, мм

охваты-

До 500

ваемые

Св. 500


Допуск на размер по ГОСТ 2689-54 или ОСТ 4015, не грубее



5. Наружный диаметр ходового коле-са, наружный диаметр катка опорно-поворотного устройства


6. Зубчатые и червячные передачи


закрытые


открытые


Степень точности ГОСТ 1643-56ГОСТ 1758-56ГОСТ 3675-56, не ниже


по


сз


Ст. 8-Х


Ст. 9-Х


7. Рабочая поверхность тормозного шкива


8. Поверхность катания катка опорно-поворотного устройства_


Непара л дельность относительно базовой оси вращения детали, мм, не более


0,


5 на 1000


9.    Поверхность катания ходового колеса_

10.    Рабочая поверхность тормозного шкива


1 на 1000


11. Поверхность катания катка опор но-ловоротного устройства_


1,2. Поверхность катания ходового колеса_

13.    Поверхность блока по дну канавки_

14.    Выточжзи под уплотнения на ступицах блока


15. Поверхность барабана по дну ка навки


16.    Присоединительные поверхности

тормозных шкивов и полумуфт_

17.    Выточки под уплотнения и ступицы в блоках, катках и ходовых колесах


0,03


0,05


Радиальное биение относительно базовой ос,и вращения детали, мм, не более, на каждые 100мм диаметра


0,10


0,15


Торцовое биение относительно базовой оси вращения детали, ,мм, не более, на каждые 100 мм диаметра    k


В пределах величины допуска на диаметр

0,05


0,10


ГОСТ 11283-72 Стр. 13

Продолжение

Элементы деталей

Величина

Наименование отклонения

отклонения

18. Присоединительные поверхности барабанов

То же, на каждые 1000 (ММ диаметра

0,30

1.10.3. Шероховатость поверхности элементов должна быть не грубее указанной в табл. 5.

Таблица 5

Наименование поверхностей элементов

Класс чистоты по ГОСТ 2789—59. не грубее

Рабочая поверхность тормозного шкива

V7

Посадочные поверхности отверстий ходовых колес, катков, тормоз-ных шкивов, зубчатых колес, блоков и муфт

vti

Посадочные поверхности барабанов

Поверхности канавок барабанов и блоков

v5

Поверхности катания ходовых колес и катков

Примечание. Посадочные поверхности деталей под падшипниюи качения — по ГОСТ 3325-55.

1.10.4. Твердость поверхности после термической обработки должна соответствовать:

Твердость, не менее

HRC 46 HRC 40

Поверхность стального тормозного шкива на глубине

не .менее 4 мм............

НВ '269 НВ 223 НВ 212

Поверхность цевки на глубине не менее 2 мм . Поверхность стального литого ходового колеса или катка опорно-поворотного устройства на глубине не менее 1'5 мм с плавным переходам к незакаленному слою . . Поверхность рельсов опорно-поворотных устройств Поверхность зубьев зубчатых передач .    .

1.10.5. Величины отклонения расположения поверхностей основных деталей и сборочных единиц металлоконструкций и механизмов при сборке не должны быть более указанных в табл. 6.

Таблица 6

Наименование отклонения по ГОСТ 10356-63

Величина

отклонения

1. Непараллельность и перекос относительно друг друга геометрических осей шарниров металлоконструкций (стрелы, коромысла, стреловой тяги, каркаса и т. п.), мм, не более

1 на 1000

2. Неперпендикулярность геометрических осей шарниров относительно продольной плоскости симметрии металлоконструкций, мм, не более

1 на 1000

3. Несоосность геометрических осей отверстий корпусов подшипников одного шарнира относительно общей геометрической оси, МгМ, не более

1

4. Непараллельность и перекос геометрических осей шарнира в корне стрелы и выходного вала редуктора механизма изменения вылета стрелы, мм, не более

2 на 1000

5. Несимметричность стрелы и хобота, мм, не более

10

6. Несимметричность стрелы и стреловой тяги, мм, не более

20

7. Несимметричность стрелы и соединительного звена (рейка, винта и т. п.) механизма изменения вылета, мм, не более

10

8. Несоосность оголовка и крестовины портала кранов на колонне, мм, не более

2 на 1000

9, Разность диагоналей основания портала, мм, не более

10

10. Непараллельность и перекос осей колес ходовой тележки, и осей, соединяющих ходовые тележки с балансирами, балансиры между собой и с порталами, мм, не более

0,5 на 1000

11. Несимметричность вертикальных продольных плоскостей симметрии ходовых колес в пределах одной ходовой тележкй, мм, не более

0,5

12. Несимметричность вертикальных продольных плоскостей симметрии ходовых колес всех ходовых тележек по одной нитке подкранового пути, мм, не более

1

13. Неперпендикулярность продольной плоскости симметрии каждого ходового колеса к плоскости, в которой лежат головки обоих рельсов, мм, не более

1 на 1000

14. Угол качания ходовых тележек и балансиров в плоскости подкранового рельса, град, не менее

±3

15. Несимметричность ходовой тележки и балансира, соединяемых балансиров относительно друг друга, мм, не более

15

ГОСТ 11283-72 Стр. 15

Продолжение

Наименование отклонения по ГОСТ 10356-63

Величина

отклонения

16. Зазор между ребордой ходового колеса и подкрановым рельсом при симметричном взаимном расположении колеса и рельса, мм, не менее

10

17. Несоосность барабана механизма подъема относительно выходного зубчатого вала редуктора, мм, не более

2 ид 1000

18. Продольное осевое смещение барабана механизма подъема относительно выходного зубчатого вала редуктора, мм, не более

2 на каждые 500 мм диаметра барабана

19. Несоосность вала электродвигателя и входного вала редуктора при их соединении с помощью эластичной >муф-ты, мм, не более

0,05 на каждые 100 мм диаметра тормозного шкива

20. Перекос геометрических осей вала электродвигателя и входного вала редуктора при их соединении с помощью эластичной муфты, мм, не более

0,1 на каждые 100 мм диаметра тормозного шкива

21. Отклонение от общей горизонтальной плоскости рабочей поверхности всех частей кругового рельса опорно-поворотного устройства, мм, не более

0.5

22. Зазор между упорами и опорными поверхностями механосборочных единиц (редуктора, рама лебедки и т. п.) для восприятия горизонтальной нагрузки, мм, не более

при знакопеременной нагрузке

0.1

при знакопостоянной нагрузке

1

23. Зазор во фланцевых соединениях металлоконструкций (при пезатяиутых болтах), мм, не более

в зоне установки болтов (зона с радиусом 2d от центра отверстия под болт, где d—диаметр отверстия)

при фланцах с размерами сторон

любыми

1

вне зоны установки болтов (суммарная площадь с зазорами свыше 1 мм не более 30%)

до 1000 мм

2

СВ.

1000 мм

3

1.11. Требования к сварным соединениям

1.11.1. Допускается применение всех промышленных способов сварки при условии обеспечения свойств сварных соединений в соответствии с требованиями настоящего стандарта и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Стр. 16 ГОСТ 1ШЗ—72

1.1 1.2. Для сварных соединений должны применяться материалы, указанные в табл. 7.

Таблица 7

Свариваемая сталь

Тип электрода по ГОСТ 9467 -60

Марка сварочных проволок по ГОСТ 2246-70

Марка флюса по ГОСТ 9087-69

Углеродистая

Э42А

Св-08А

Св-08Г2С

АН-348-А

Низколегированная

Э50А

Ов-ОвГЕС

Примечания:

1.    Допускается применение других сварочных материалов, характеристики которых не ниже характеристик марок, указанных в таблице.

2.    Для вспомогательных элементов конструкции из углеродистой стали, исключая приварку к несущим элементам, допускается применение электродов типа Э42 по ГОСТ 9467-60.

1.11.3.    Типы и конструктивные элементы швов сварных соединений—по ГОСТ 5264-69, ГОСТ 8713-70, ГОСТ 11533-65ГОСТ 11534-65 и ГОСТ 14771-69.

1.11.4.    В сварных соединениях элементов конструкции портальных кранов в дополнение к требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» не допускаются:

местные наплььвы общей длиной более 100 мм на участке 1000 мм;

подрезы основного металла более 0,5 мм;

протеки, застывшие брызги, незачищенные места прихваток;

поверхностные поры, раковины, шлаковые включения диаметром более 1 мм при толщине металла до 20 мм и более 1,5 мм при толщине металла свыше 20 мм в количестве -более 4 шт. на длине шва 400 мм с расстоянием между смежными дефектами менее 50 мм; при размерах дефектов менее 1 мм количество их не должно превышать число, дающее в произведении с размером дефекта более 4;

внутренние газовые и шлаковые включения с размерами дефектов более 2 мм в количестве более 4 шт. (из них шлаковых включений более 3 шт.) на длине шва 300 мм с расстоянием между смежными дефектами менее 10 мм; при размерах дефектов менее 2 мм количество их не должно превышать число, дающее в произведении с размером дефекта более 8.

1.11.5.    Контроль сварных соединений должен производиться в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Обязательному контролю просвечиванием подлежит: начало, конец и перекрестия сварных стыковых швов несущих и расчетных элементов конструкции.

ГОСТ 11283-72 Стр. 17

1.12. Требования к покрытиям

1.12.1. Класс и группа лакокрасочных покрытий поверхностей крана должны соответствовать указанным в табл. 8.

Таблица 8

Вид поверхности

Класс покрытия по ГОСТ 9894-61

Группа покрытия по ГОСТ 9894-61

Наружные и внутренние поверхности металлоконструкций, механизмов, сборочных единиц с электрооборудованием и запасных частей

IV

А

Внутренние поверхности редукторов и приборов

М

Внутренние поверхности машинной кабины, инструмент и приспособления

111

А

Внутренние поверхности кабины крановщика

П

1.12.2.    Предприятие-изготовитель производит грунтовку наружных поверхностей конструкций крана, внутренних поверхностей конструкций с открытыми полостями, грунтовку и окраску частей с установленным оборудованием и произведенным электромонтажом, запчастей, инструмента и приспособлений.

Примечание. Закрытые полости конструкций с толщиной стенок 6 мм и более разрешается не грунтовать.

1.12.3.    Окончательную окраску всего крана производит потребитель на месте монтажа.

1.12.4.    Крепеж часторазборных соединений должен быть с металлическим защитным покрытием.

Допускается оставлять без покрытий детали, работающие в среде обильной густой или жидкой смазки.

1.12.5.    Фирменная табличка предприятия-изготовителя, указательные таблички, рукоятки управления, изготовленные из металла, должны быть с защитно-декоративным покрытием.

1.12.6.    Опасные при работе части крана должны иметь отличительную окраску и при необходимости предупреждающие надписи по технике безопасности.

2. КОМПЛЕКТНОСТЬ

2.1. Кран должен комплектоваться:

а) укрупненными частями, подготовленными для соединения с элементами стыкуемых сборочных единиц.

Настоящее требование относится к механосборочным единицам металлоконструкции и электрической части;

б)    грузозахватными устройствами в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке;

в)    запасными частями по механической и электрической части в объеме, обеспечивающем работу крана в течение гарантийного срока;

г)    запасными специальными крепежными деталями (болты, гайки и т. п.) несущих и расчетных элементов конструкций в количестве не менее 5% от общего’"числа каждого типоразмера;

д)    нормальным и специальным инструментом, приспособлениями и защитными средствами, необходимыми для текущего обслуживания;

е)    приспособлениями и тарой, необходимыми для транспортирования.

2.2.    Сопроводительная документация (см. приложение) на один кран должна быть не менее чем в двух экземплярах, причем для производства монтажных работ — россыпью, для текущего обслуживания — в переплете или футлярах.

2.3.    Бетонные противовесы должны быть изготовлены заказчиком на месте монтажа крана. 1

УДК 621.875.561083.74J    Группа    Г8б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

гост

11283—72

Взамен ГОСТ 11283-^65

КРАНЫ ПОРТАЛЬНЫЕ

ДЛЯ РАЙОНОВ С УМЕРЕННЫМ КЛИМАТОМ

Общие технические условия

Portal granes intended to operate in -areas with temperate climate. General technical requirements

Издание официальное

Перепечатка воспрещена


4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ


ГОСТ 11283—П Стр. 19


4.1.    Исследовательские, приемо-сдаточные и периодические ист иытания кранов проводятся в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

4.2.    Эксплуатационные испытания кранов проводятся в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.


5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ


5.1.    Предприятие-изготовитель должно произвести маркировку всех грузовых мест в соответствии с ГОСТ 14192-69.

На грузовых местах должны быть обозначены условия их хранения и транспортирования в соответствии с указанными в табл. 9.

5.2.    На кране должна быть установлена фирменная табличка, на которой указывают:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

дату выпуска крана;

порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

обозначение настоящего стандарта.

5.3.    На металлоконструкции крана должен быть установлен товарный знак предприятия-изготовителя.

5.4.    Предприятие-изготовитель должно произвести консервацию и упаковку отгружаемых частей крана в соответствии с ГОСТ 13168-69 для условий транспортирования и хранения, указанных в табл. 9.


Таблица 9



Сборочные единицы    Sj    ^    Условия    хранения




1. Металлоконструк-


дни, имеющие механически обработанные участки; механосборочные единицы без электрооборудования


Под навесом или на Сухо- Ж открытом воздухе с ча- путным стичной упаковкой    путем__


Водным ОЖ


путем (на палубе)


Стр. 2 ГОСТ    72

Если ветер со скоростью 20 м/с действует более 5 с, то работа «.рана должна быть прекращена.

2. Если кран будет эксплуатироваться в 6-м по скоростным напорам ветра районе СССР, то расчет крана в нерабочем состоянии должен щронзводиться по 7-му району.

1.5.    Основные эксплуатационные требования к конструкции кранов.

1.5.1.    Конструкция кранов должна обеспечивать:

независимость всех движений крана и возможность совмещения рабочих движений в любых сочетаниях. Допускается не совмещать главный и вспомогательный подъемы;

горизонтальность перемещения груза при изменении вылета, при этом отклонение от горизонтальности не должно превышать 15% от диапазона рабочих вылетов;

вертикальность оси вращения поворотной части крана, при этом тклонение от вертикальности допускается не более 4/1000;

уравновешенность массы стрелового устройства на всем диапазоне рабочих вылетЬв, при этом отклонение от уравновешенности допускается не более 15% от момента, создаваемого массой стрелового устройства на максимальном вылете относительно оси вращения стрелы.

1.5.2.    Механизм подъема перегрузочных кранов с грейфером должен обеспечивать полуавтоматическую работу в грейферном: режиме.

Механизм подъема монтажных кранов, перегрузочных с крюком, а также перегрузочных с грейфером при работе в крюковом; режиме должен обеспечивать возможность регулирования скоростей.

Механизм подъема монтажных кранов грузоподъемностью 20 тс (196 кН) и выше должен иметь главный подъем для номинального груза и вспомогательный подъем с повышенной скоростью для малых грузов.

1.5.3.    Механизм поворота кранов всех типов должен быть снабжен муфтой предельного момента.

1 5.4. Конструкция механизма передвижения должна обеспечивать возможность перевода и работы кранов на перпендикулярных подкрановых путях и движение по кривым.

1.5.5.    Конструкция токоподвода должна обеспечивать возможность передвижения крана по всей длине подкранового пути, если электропитание крана троллейное, и не менее чем по 50 м в обе стороны от штепсельной колонки без переключения кабеля, если подвод электроэнергии производится гибким кабелем.

1.5.6.    Электропроводка на кранах должна выполняться кабелями и проводами с медными жилами. Кабели и провода открытой проводки в необходимых местах должны быть защищены от повреждений.

ГОСТ 11283-72 стр. 3

1.5.7. Аппаратура освещения кранов (с лампами накаливания) должна обеспечивать освещенность: грузоз-ахватного устройства при всех его положениях — не менее 5 лк; рабочих мест в кабинах— не менее 50 лк; площадок и лестниц внутри металлоконструкции — не менее 20 лк, наружных — не менее 10 лк.

'1.5.8. В конструкциях кранов должны быть предусмотрены: необходимые устройства для строповки сборочных единиц и возможность переноса крана в сборе или укрупненными частями;

система лестниц, площадок, а также грузоподъемных устройств (талей, кранбалок, домкратов), необходимых для текущего обслуживания и ремонта;

возможность замены подверженных износу деталей без демонтажа крана в целом или его основных сборочных единиц металло'--конструкций;

смазка всех трущихся поверхностей;

устройства, исключающие течь редукторов и других емкостей; возможность стока конденсата и атмосферных осадков из полостей металлоконструкций.

1.5.9. На приборах и аппаратуре управления, двигателях, редукторах, тормозах крана должны быть установлены необходимые указательные таблички по ГОСТ 12969-67 или технической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.6. Показатели надежности кранов должны быть не менее величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Показатели надежности*

л

X

«3

Характер

выполняемой

работы

Г рузоподъемность, тс (кН)

Ресурс до первого капитального ремонта

Срок

службы

Коэффи

циент

X

с

X

н

млн. т

машино-

час

до

списания в годах

готов

ности

До 3,2 (31,4)

0,6

«S

Я

X

Св. 3,2 (31,4) до 5 (49)

0,8

X

О

со

>>

Си

Перегрузка штучных и лесных гру

Св. 5 (49) до 10 (98)

1,0

25000

20

0,87

<D

Си

О

С

зов

Св. 10 (98) до 16 (157)

1.2

Св. 16 (157)

1,4

2 Зак. 293

Продолжение

Тип крана

Характер

выполняемой

работы

Грузоподъемность, тс (кН)

Показатели надежности*

Ресурс до первого капитального ремонта

Срок

службы

ДО

списания в годах

Коэффи

циент

готов

ности

млн, т

машино-

час

1

Перегрузочный

Перегрузка

навалочных

грузов

До 5 (49) '

1.6

18000

20

0,82

Св. 5 (49) до 10 (98)

2,5

Св. 10 (98) до 16 (157)

3,2

Св. 16 (157)

3,8

Монтажный

Монтажные и сборочные работы

Без

ограничения

30000

30

0,92

* Определение показателей надежности — по ГОСТ 13377-67.

Примечание. Коэффициент готовности нормируется за период до первого капитального ремонта без учета периода приработки ‘(равного 15% ресурса до первого капитального ремонта); в период приработки допускается снижение коэффициента готовности не более чем на 15%.

1.7.    Конструкция кранов в целом, а также отдельных сборочных единиц и деталей должна соответствовать современному уровню технической эстетики.

1.8.    Механизмы, металлоконструкции и электрооборудование кранов должны быть блочными, т. е. должны состоять из отдельных сборочных единиц.

Сборочные единицы крана должны комплектоваться в основном из стандартных и унифицированных сборочных единиц и деталей серийного производства. Сборочные единицы и детали должны быть преимущественно взаимозаменяемыми.

1.9.    Требования к материалам и комплектующим изделиям

1.9.1. Основные элементы крановых металлоконструкций и механизмов должны быть изготовлены из металлов, марки которых указаны в табл. 2.

Допускается применение других марок, если их характеристики не ниже характеристик марок металлов, указанных в табл. 2.

Элементы металлоконструкций и механизмов

Исполнение

Вид

проката

Толщина,

мм

Материал

Марка

Обозначение

стандарта

Дополнительные

требования

Вспомогательные нерасчетные элементы металлоконструкций (площадки, лестницы, перила, обшивка кабины)

Сварные

Листовой;

фасонный;

полосовой; трубы

До 9

ВСтЗ

ГОСТ 380-71

С гарантией свариваемости

Сортовой

До 16

Несущие и расчетные элементы металлоконструкций (стрелы, колонны, каркасы, коромысла, платформы, порталы, рамы .механизмов, балансиры).

Элементы механизмов (блоки, барабаны грузовые, корпуса и крышки редукторов, рычаги тормозов)

Сварные— для металлоконструкций; сварные и штампо-ванные— для механизмов

Листовой;

фасонный;

полосовой; трубы

От 5 до 10

ВСтЗпсБ

Сортовой

От 5 до 16

Листовой;

фасонный;

полосовой;

сортовой;

трубы

От 5 до 25

ВСтЗспб

От 5 до 30

ВСтЗГпс5

От 5 до 30

09Г2

ГОСТ 5058-65

Ударную вязкость определять при температуре минус 40°С и после механического старения

От 5 до 40

10ХСНД

От 5 до 100

09Г2С

От 5 до 40

М16С

ГОСТ 6713-53

Трубы

От 5 до 25

20

ГОСТ 1050-60

Ударную вязкость определять аналогично стали ВСтЗсп категории 5 по ГОСТ 380-71

Элементы

механиз

мов

Блоки, корпуса и крышки редукторов

Литые

Ст25Л-И

Ст35Л-П

ГОСТ 977-65

ГОСТ 11283—п Стр.

Продолжение

Материал

Э л е м е кт ы м ет а л ло ко н стру кци й и механизмов

Исполнение-

Вид

проката

Толщина,

мм

Марка

Обозначение

стандарта

Рычаги тор* мозов

Ст35Л-Ш

Ст45Л-111

Элементы механизмов

Шкивы тормозов, колеса зубчатых передач, ходовые колеса, катки и рельсы опорно-поворотных устройств

Литые

Ст45Л-Ш

Ст65Л-Ш

ГОСТ 977-65

Шкивы

тормозов

ВЧ60—2 ВЧ70—3

ГОСТ 7293-70

Шкивы

тормозов

Из про

45

50

ГОСТ 1050-60

Колеса зубчатых передач, валы,оси

ката;

кованые;

цельнока

таные;

Сортовой;

трубы

40Х

40ХН

ГОСТ 4543-61

Рельсы опорно-поворотных устройств

штампо

ванные

60Г

65Г

ГОСТ 1050-60

Дополнительные

требования

Примечания:

1.    Вспомогательные нерасчетные элементы металлоконструкций, толщина которых выше указанной, изготовляют из марки стали, предусмотренной для несущих и расчетных элементов металлоконструкций.

2.    Для вспомогательных нерасчетных элементов металлоконструкций толщиной до 4 мм допускается использование стали марок СтО и БСтО по ГОСТ 380-71.

3.    Для кожухов, обшивки кабины рекомендуется применять сталь прокатную тонколистовую холоднокатаную по ГОСТ 3680-57.

4.    Ходовые колеса, катки опорно-поворотных устройств в кованом, цельнокатаном и штампованном исполнениях — по ГОСТ 3569-60.

ГОСТ «283—71 Стр. 7


1.9.2.    В технически и экономически обоснованных случаях допускается изготовление элементов металлоконструкций и механизмов крана из легких сплавов и других материалов по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.9.3.    Комплектующие изделия, устанавливаемые на кранах, должны соответствовать требованиям пп. 1.3 и 5.4.

1.10. Требования к элементам, деталям и сборочным единицам

1.10.1. Величины отклонений формы основных элементов крановых металлоконструкций при изготовлении не должны быть более указанных в табл. 3.


Размеры в м-м


Таблица 3


Наименование отклонения формы по ГОСТ 10356-63


Эскиз


Величина отклонения


L Изогнутость балок й ферм



при £<2000


/ 0,8 £ ^ 1000 при £>2000


2. Скручивание коробчатых и двутавровых балок



i 2,о L

Н < 1000 ‘ 1000 при /.<2000


f - *»5    ^

Н ^ 1000 ’ 1000 при 2000 <L<10000


/ ^ 0,8 L Н < 1000 ' Ю00 при /.>10000



Продолжение

Размеры в мм

Наименование

отклонения формы по ГОСТ .10356-63

Эскиз

Величина отклонения


3. Неперлендикуляр-носгь стенок и поясов коробчатых и двутавровых балок в любом сечении



/    4,0

В    <    1000 ’

/    4.0

Н    <    1000


4. Неплоскостность стенок и поясов коробчатых ,и двутавровых балок


/ ^ 1,0



L    1000    '

П р и м е ч а-н ие. В местах стыкового сварного соединения стенок и поясов допускается


/    5.0

L ^ 1000


5. Вогнутость (выпуклость) стенок коробчатых и двутавровых балок в сжатой зоне при отсутствии других швов, кроме поярсных.

Примечание. Количество вогнутостей (выпуклостей) на участке между соседними диафрагмами не должно быть более одной



< 1,0

$

при $<12


/

$


<0,6


при $>12


6. Выпуклость поясов балок



У коробчатых

/ ю,о

а < 1000


У двутавровых /    15,0

а < 1000


1

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28/1 1972 г. № 325 срок введения установлен

с 1/1 1974 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на электрические портальные краны, предназначенные для производства перегрузочных и монтажных работ в микроклиматических районах с умеренным климатом.

Стандарт не распространяется на портальные краны, устанавливаемые на плавучих сооружениях.