Стр. 1
 

25 страниц

456.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автогрейдеры, предназначенные для землеройно-профилировочных работ при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также в других видах строительства

Оглавление

1 Термины и определения

2 Типы и основные параметры

3 Технические требования

3.1 Характеристика

3.2 Комплектность

3.3 Маркировка

3.4 Упаковка

4 Приемка

5 Методы испытаний

5.1 Требования к средствам испытаний

5.2 Подготовка к испытаниям

5.3 Проведение испытаний

5.4 Оформление результатов испытаний

6 Транспортирование и хранение

7 Указания по эксплуатации

8 Гарантии изготовителя

Приложение 1 Требования к присоединительным местам для подключения диагностических приборов к гидросистемам

Приложение 2 Места крепления ремня безопасности

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ 11030-93

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АВТОГРЕЙДЕРЫ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Издание официальное

межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации

M И NC к

Страница 2

ГОСТ 11030—из

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Госстандартом России

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Сове* та по стандартизации, метрологии и сертификации

2    ПРИНЯТ .Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Нэниин»«*и«е н<цмия«.>ы101'0 о>г ли по стаяавртимиин

KiillUCIIOLSMlUIC юсудорски

Республика Беларусь Республика Кыргызстан Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан Украина 6елстандар7

Кыргыжтаидарт

Молдовастандарг

Госстандарт России

Таджиксгандарг

Туркмсиглавгосинспскиня

Госстандарт Украины


3    Постановлением Комитета Российской Федерации по стандарти-зации, метрологии и сертификации от 02.06.94 № 160 межгосударственный стандарт ГОСТ 11030-93 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.95

4    ВЗАМЕН ГОСТ 28590-90, ГОСТ ПОЗО-88

© Издательство стандартов. 1995

Настоящий стандарт ис может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен на территории Российской Федерации в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

Страница 3

УДК 621.878.2.629.114:006.354    Группа Г44

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт

АВТОГРЕЙДЕРЫ Общие технические условия

Motor graders Genera! specifications

ОКП 48 1410

Дага введения 01.01.95

Настоящий стандарт распространяется на автогрейдеры, предназначенные для землеройно-профилировочных работ при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также в других видах строительства.

Стандарт не распространяется на планировщики и специальные автогрейдеры (четырехосные, с активным рабочим органом и др.).

Требования пн. 2.2; 3.1.1 — 3.1.3; 3.1.4;    3.1.7-3.1.11; 3.3;

5.3.7—5.3.10, 5.3.11 -5.3.19; 5.3.23, 5.3.24 и разд. 8 настоящего стандарта являются обязательным, другие требования являются рекомендуемыми.

Обязательные требования к автогрейдерам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья оператора и охраны окружающей среды, изложены в пп. 3.1.2; 3.1.П. 1; 3-1.11.3— —3.1.11.4; 3.1.11.7-3.1.11.14; 5.3.13-5.3.19; 5.3.23-5.3.24.

Стандарт пригоден для целей сертификации н части требований безопасности и экологии.

I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины и определения— по ГОСТ 27535.

2. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Типы автогрейдеров в зависимости от конструктивных признаков устанавливают в соответствии с ГОСТ 27535 в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей.

Издание официальное

Страница 4

С 2 ГОСТ 11030-93

2 2. Автогрейдеры всех типов в зависимости от эксплуатационной мощности двигателя изготавливают четырех классов в соответствии с табл. 1

Таблица

К i.»cc

Экплултшионма1 чошност» дямг.Пете кВт It < >

100

66 2-88,2 (90-120)

МО

88.9—117.6 (121-ИЗО)

180

118.4-147.0 1161-200)

250

147.8— и выше (201 и аышс)

2.3. В технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей устанавливают значения показателей качества, номенклатуру которых устанавливают по coi ласованию с потребителем с учетом нижеприведенного перечня:

эксплуатационная мощность двигателя но ГОСТ 18509; эксплуатационная масса но ГОСТ 27922; длина овала; высота отрала;

максимальные скорости движения на передачах; удельный расход топлива двигателя; расход масла в двигателе и трансмиссии автогрейдера; достигаемые параметры точности планирования; удельное давление на грунт.

дымность отработавших газов двигателя автогрейдера в соответствии с ГОСТ 17.2.2.02 или ГОСТ 24028 (принимается по документации нэ двигатель);

уровень ннбрацнн сиденья оператора по ГОСТ 12.1.012;* выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя автогрейдера в соответствии с ГОСТ 17 2.2.05 или ГОСТ 24585 (принимают по документации на двигатель);* уровень звука на рабочем месте оператора по ГОСТ 12.1.003;" средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания;

удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживание;

80%'НЫЙ ресурс до первого капитального ремонта и критерии предельного состояния;

средняя наработка на отказ.

1

Локауте.™ обя^тмлно включают а технические условия

Страница 5

ГОСТ II0W—93 С. 3

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1.    Характеристики

3.1.1.    Автогрейдеры изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий иа автогрей-деры конкретных моделей по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

3.1 2. Климатические исполнения и категории размещения автогрейдеров по ГОСТ 15150.

3.1.3.    Конструкция автогрейдеров в течение срока службы должна обеспечивать работоспособность их при соблюдении потребителем правил эксплуатации.

3.1.4.    Конструкция автогрейдеров должна обеспечивать: планирование и профилирование земляного полотна с кюветами глубиной не менее 0,5 м и наклоном внутренних стенок от 1:2 до 1:3, наружных от 1:1 до 1:1,5, а также с откосами крутизной от 1:1,5 до 1:4 на насыпи высотой до 2.5 м;

агрегатирование с дополнительным оборудованием, перечень которого, установленный по требованию потребителя, должен быть приведен в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей;

устойчивость в поперечной плоскости до 0,35 рад (20°) к горн* зонталн при вырезании кювета;

установку на пульте управления приборов, дающих оператору информацию о давлении и температуре в системе гидротранемне-сни;

установку счетчика наработки автогрейдера, контроль уровня топлива в баках;

возможность установки устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах;

буксировку и строповку автогрейдера для подъема краном; наработку без дозаправки топливом не менее 9 моточасов работы (18 ч сменного времени);

диагностирование в соответствии с требованиями ГОСТ 27518, ГОСТ 25044, прн этом конкретные требования по приспособленности к диагностированию н уровню автоматизации процессов диагностирования должны быть установлены в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей;

оборудование необходимых мест ввода портативных приборов н приспособлений для диагностической проверки технического состояния. При атом перечень приборов и приспособлений устанавливают н технических условиях в соответствии с ГОСТ 27253 н требованиями заказчика.

2 3*к. 1058

Страница 6

С 4 ГОСТ 11030-93

Присоединительные места для подключения диагностических приборов к гидросистемам должны соответствовать требованиям приложения I.

3.1.5.    В конструкции автогрейдера по согласованию с потребителем (заказчиком) рекомендуется: устанавливать систему автоматической стабилизации положения отвала, обеспечивающую при высококвалифицированном управлении автогрейдером выполнение планировочных и профилировочных работ с оценкой сна отлично» — по СНИП 3.06.03—85;

предусматривать возможность зачистки откосов с углом 1.5G рад (90*) при угле захвата в плоскости откоса не менее 0.78 рад (43°).

3.1.6.    Требования к конструкции гидропривода автогрейдера по ГОСТ 17411 (кроме п. 2.2).

3.1.6.1. Гидроприводы и гидроустройства должны функционировать с сохранением заданных параметров после испытания статическим давлением не меиее 1.5 номинального.

3.1.7.    Размеры наливных горловин топливных баков — по ГОСТ 27533.

3.1.8.    Спускные, наливные и контрольные пробки — по ГОСТ 27720.

П р и м е ч а н и с Допускается по согласованию с заказчиком применение на комплектующих изделиях, покупаемых в других отраслях, пробок с размерами, соотеею'гвукмцими норма niatio технической документации зтих отраслей

3.1.9.    Смазочные масленки —по ГОСТ 19853.

3.1.10.    Ножи автогрейдеров — по ГОСТ 28771. Для машин, техническое задание на которые утверждено до введения в действие настоящего стандарта, допускается применение ножей с радиусом закругления 280 мм.

3.1.11. Требования эргономики к безопасности — по ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 27251. ГОСТ 27257, ГОСТ 27921, ГОСТ 28769, ГОСТ 12.1.012.

3.1.11 I. Шумовые характеристики автогрейдеров — по ГОСТ 12.1.003

3.1.11.2.    Конструкция автогрейдера должна обеспечивать обзорность рабочих органов во всех технологических положениях, кроме кирковщика заднего расположения.

3.1.11.3.    Внешние световые приборы должны соответствовать ГОСТ 8769 и обеспечивать необходимую освещенность при передвижении по дороге, а также необходимую освещенность рабочей площадки в дополнение к ее общей освещенности. Допускается по согласованию с потребителем изменение расположения некоторых

Страница 7

ГОСТ 11030-93 С. 5

световых приборов, если это обусловлено конструктивными особенностями автогрейдера и не нарушает безопасности движения.

3.1.11.4. Цвета сигнальные и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.

3.1.П.5. Электрооборудование должно соответствовать ГОСТ 12.2.007.0 н ГОСТ 3940. Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи.

3.1.11.6. Способы приведения в действие и расположение основных органов управлении должны соответствовать приведенным в табл. 2.

Таблиц» 2

Наиииюнймие

Органа

УП|М9.1С|1ЕМ


Ниприпленяс пепемешшяк


вогЛ«»«*«•» оператора


Рулевое колесо

Рычаг управления поворотом полу-рам*

Педаль управления рабочим тормозом Рычаг стояночного тормоза

Рычаг подачи топлива

Педаль подачи топлива*

Рычаги переключения передач

Рычаг реверса' Педали реверса*

Рычаг поэорога отвала

Приведение в действие дву «я р\ ка ми Правой рукой

Правой ногой

Правой или ле-ооП рукой Правой рукой

Правой ногой Правой рукой

Правой пли левой рукой Левой ногой

Правой «.in левой рукой

Вращение по часовой стрелке лля поворота машины вправо, против часовой стрелки — влево Перемещение назад — для поворота машины вправо, перемещение вперед —дли поворота машины влево

Перемещение    нажатием вперед

и (или) вниз прн торможении Тянущее    движение    прн тормо

жении

Перемещение впери вверх па раллельно    плоскости    продольной

оси машины — для увеличения числа оборотов двигатели Перемещение    нажатием вперед

и (или) вниз— для увеличения чис ла оборотов двигатели

Направлении перемещения относительно    нейтрально! о    положения

должны    обозначаться    мнемосхе

мой

Перемещение вперед — для переднего хода Нажатие на    педаль передней

часто ступни —    для движения пе

редним ходом, нажатие на педаль каблуком—для движения назад Перемещение вперед поворачивает отвал протнц часовой стрелки Перемещение назад поворачивает отвал по часовой стрелке


Страница 8

с. в ГОСТ 11030- 93

Продолжение пбл. 2

Усржлаюшсс

«ошоОсшкс

0п*Г>л10ри


Нямисмопяние

Орган»

уара»лсянх


IIапрллсиис перемещения


Рычаг подъема отвала

Рычаг бокового выноса тяговой рамы Рычж наклона колес*

Рычаг выдвижения отвала*

Рычаг изменения угла резания отва да*

Рычаг управления кирковщиком, рыхлителем н другими видами дополнительного оборудования

Правой или левой рукой

Правой или левой рукой

Правой или левой рукой

Правой или левой рукой

Правой или левой рукой

Правой или левой рукой

Перемещение вперед вызывает опускание отвала, назад — подъем отвала

Перемещение вперед или влево вызывает вынос поворотного круга с отвалом влево Перемещение вперед или влево вызывает наклон колес влево; назад или вправо наклон колес вправо Перемещение вперед или влево вызывает выдвижение отвала влево; назад или вправо — выдвижение отвала вправо Перемещение вперед, визы наст движение верхнею края отвала вперед; перемещение назад — движение верхнего края отвала на«д Перемещение вверх или назад вызывает подъем оборудования; вниз или вперед —опускание оборудования


* Если предусмотрено конструкцией машины

Для машин, техническое задание на которые утверждено до введения в действие настоящего стандарта, допускается отклонение от требований, приведенных в табл. 2.

Назначение и направление перемещения органа управления должно быть обозначено символом или надписью.

3.1.11.7.    Колеса заднего моста автогрейдера должны иметь защитные устройства. Если эти устройства используются для доступа, то они не должны иметь острых кромок, их поверхность не должна быть скользкой, н они должны выдерживать вертикальную нагрузку не менее 1500 N.

3.1.11.8.    Вентилятор двигателя должен быть снабжен ограждением.

Ограждение должно быть достаточно прочным во избежание прогиба в сторону подвижных лопастей и должно обеспечивать за-

Страница 9

ГОСТ 11030-93 С. 7

щиту от случайного контакта машиниста с лопастями вентилятора.

3.1.11.9.    При давлении и гидросистеме более 5000 кПа, при температуре рабочей жидкости более 323 К (50°С) рукава высокого давления, расположенные в кабине в пределах 0,5 м от машиниста, должны иметь защитные устройства, обеспечивающие безопасность машиниста в случае их разрыва.

3.1.11.10.    Конструкция системы доступа должна соответствовать требованиям ГОСТ 29100 и обеспечивать безопасность подъема и входа оператора на рабочее место и обслуживание автогрейдера.

3.1.11.11.    Системы ремня безопасности, места их крепления должны соответствовать требованиям приложения 2.

3.1.11.12.    Выпускная система должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя-отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горю,-чие материалы.

В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.

3.1.11.13.    Звуковая сигнализация авюгрейдеров должна соответствовать ГОСТ 12.2.011.

3.1.11.14.    Уровень радиопомех — по ГОСТ 17822 и «Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех. Нормы 8-72*.

3.1.12.    Окраска автогройдеров производится в соответствии со схемой окраски для конкретной модели автогрейдера.

Класс покрытия —VI по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации — по ГОСТ 9.104.

3.1.12.    Требования технического обслуживания и ремонта

3.1.12.1. В конструкции автогрейдеров рекомендуется обеспечивать:

техническое обслуживание двигателя, шасси, трансмиссии без демонтажа кабины;

возможность агрегатного ремонта;

применение систем групповой и картерной смазки. Допускается применение индивидуальной смазки (с предпочтительным применением долговременной смазки);

ежесменное техническое обслуживание одним оператором, при этом оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч, не более:

0.5 —для классов 100 и 140,

0,7 — для класса 180,

0,95 —для класса 250;

Страница 10

с. я ГОСТ 11030-93

удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживании, чел.-ч/моточас, не более:

0.070 —для классов 100, И0,

0.090 —для класса 180.

0,118 — для класса 250.

3.1.12.2.    Конкретные требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей.

3.2.    Комплектность

3.2.1.    В комплект автогрейдера входя г:

дополнительное оборудование и система стабилизации положения отвала (по согласованию с потребителем); два комплекта ножей;

запасное колесо в сборе для автогрейдеров классов 100, 140 и 180;

шина с камерой н флеиом для авюгрейдеров класса 250; запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП;

эксплуатационная документация но ГОСТ 2.601, в том числе инструкция по эксплуатации, содержащая технико-эксплуатационную характеристику по ГОСТ 27535, инструкция по техобслуживанию, инструкция по монтажу, формуляр;

ремонтная документация по ГОСТ 2.602 (после 18 мес серийного производства), в том числе каталог деталей и сборочных единиц, нормы расхода запасных частей;

руководство но текущему ремонту, перечень быстроизнашиваемых деталей.

3.3.    Маркировка

3.3.1.    На каждом автогрейдере должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969. содержащая следующие данные:

наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; индекс автогрейдера н его заводской номер; обозначение нормативно-технического документа, по которому изготавливают автогрейдер.

3.3.2.    На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192.

3.4.    Упаковка

3.4.1. Требования к упаковке устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.

Страница 11

ГОСТ i 1030—93 С. 9

4. ПРИЕМКА

4.1. Автогрейдеры серийного производства подвергают приемосдаточным и периодическим испытаниям, объем и периодичность которых устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей.

Проверяемые параметры выбирают из табл. 3.

Таблица 3

Проясряеиь-'Л параметр

Номер пупки «етолоп нашный

Визуальный контроль

5 3.1

Проверка работы автогрейдера ка холостом ходу

5 3.2

Проверка работы автогрейдера иод нагрузкой

5.3.3

Проверка работы автогрейдера к распределение масс по

5.3.4

осям

Проверка геометрических показателей

5.3.5

Проверка скоростей движения по передачам

5.3.6

Проверка звуковой сигнализации

5.3 7

Проверка работоспособности апгогрейдера

5.3 8

Проверка возможности вырезания кюветов заданных раз

53 И 5.39

меров

Проверка выполнения качеств;*, планировочных работ

Прочерка устойчивости в поперечной плоскости

5.3 10

Проверха времени работы без дополнительной заправки то-

# •) | л

пливом

53 12

Проверка технической производительности и расхода топлива

5.3 20

Определение средней оперативной трудоемкости ежесменно

5.3 21.

го технического обслуживания н оперативной ip) доем кости плановых технических обслужи ван и 1» (ТО!. ТО-2>

5 3.22

Проверка выполнения требований безопасности и эргономи

53.13

ческих показателей

Испытания систем рулевого управления

53.15

Испытания параметров поворота автогрейдеров

53.16

Проверка тормозных СЮЙСТВ аигогрейдера

5.3.17

Проверка обзорности

53 18

Проверка освмиенносги

5.3.19

Проверка выброса вредных веществ из двигателя

53 14

Проверка дымности отработавших газов

5.3.24

Проверка уровня радиопомех*

5.3.23

* Проверяют п случае, если при государстоениых приемочных испытаниях уровень радиопомех выше »/»-

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1.    Требования к средствам испытаний

5.1.1.    Перечень средств измерений, испытательного оборудова-

Страница 12

С 10 ГОСТ 11030-93

ния н материалов, необходимых для проведения испытаний, должен быть приведен в программе и методике испытаний.

5.1.2.    Применяемые при испытаниях оборудование и площадки должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555.

5.1.3.    Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513. нестандар-тизованиые — аттестованы по ГОСТ 8.326.

5.1.4.    Погрешности средств измерений не должны быть более:

для определения линейных размеров до 1 м — ±\ мм; от I до

10 м — ±3 мм,

угловых величин    ±3%;

массы    ±2 %;

времени    :t0,2 с;

температуры    ± 1 °С;

частоты врашения    ±1

угловой скорости    ± 2 %;

скорости    ±2%;

уровня звука    ±1 дБ;

эргономических

показателей    ±5%.

5.2.    Подготовка к испытаниям

С авюгрейдером, предъявляемым к испытаниям, представляется. в зависимости от вида испытаний, комплект документации из числа перечисленной ниже:

программа и методика испытаний;

инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;

норматнвно-техннческая документация на серийно выпускаемые автогрендеры;

акт приемосдаточных испытаний (для периодических испытаний);

протокол предшествующих периодических испытаний;

комплект сборочных чертежей серийного производства.

5.3.    Проведение испытаний

5.3.1. Визуальный контроль автогрейдеров и их составных частей проводят без снятия и разборки агрегатов; он включает проверку:

комплектности автогрейдера, в том числе, сопроводительной документации;

отсутствия видимых повреждений агрегатов и деталей или некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;

Страница 13

ГОСТ 1Н)3<*-»3 С. II

состояния уплотнений, отсутствия течей масла и других жидкостей:

заправки автогрейдера топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах;

качества сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличия пломб и маркировки.

5.3.2.    Проверку работы автогрейдера на холостом ходу проводят путем предварительного перемещения рабочих органов в крайние положения с выдержкой в каждом положении не менее 30 с.

При этом проверяют: отсутствие утечек рабочей жидкости в парораспределителях, уплотнениях гидроцилиндров, резьбовых соединениях; настройку предохранительного клапана.

5.3.3.    Проверку работы автогрейдера под нагрузкой проводят путем транспортного пробега продолжительностью не менее 30 мин и упором отвала в непреодолимое препятствие (не менее трех раз) с буксованием ведущих колес при коэффициенте сцепления не менее 0,5 и продолжительностью не менее 30 с.

Допускается проверку работы автогрейдера под нагрузкой проводить путем перемещения грунта (в.зимнее время—снега) отвалом или рыхления кирковшиком продолжительностью не менее 2 ч.

При этом проверяют работу трансмиссии, рулевой системы, тормозных свойств (без измерения количественных параметров), работу систем управления рабочим оборудованием, приборов контроля и др. при их включении.

5.3.4.    Проверку эксплуатационной массы автогрейдера проводят в соответствии с ГОСТ 27922.

Распределение масс по осям проверяют измерением при помощи весов опорных реакций, действующих на машину в местах опи-рання ее мостов За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.

5.3.5.    Геометрические размеры звтогрейдера проверяют в соответствии с ГОСТ 27256 н ГОСТ 27535.

5.3.6.    Значения фактических скоростей движения автогрейдера проверяют на всех передачах переднего н заднего хода в соответствии с ГОСТ 27927.

5.3.7.    Испытание звуковой сигнализации автогрейдеров проводится в соответствии с ГОСТ 29292.

5.3.8.    Проверку работоспособности автогрейдера проводят на основных видах работ (резание и перемещение грунта, планирование и профилирование, ремонт и восстановление дорог, сооружение земляного полотна, киркование, транспортный пробег н т. д.).

Страница 14

С 12 ГОСТ 11030-93

При этом констатируют характер неисправностей машины и их нричнны.

5.3.9.    Проверку выполнения качества планировочных работ проводят в соответствии со СНнП 3.06.03—85.

5.3.10.    Оценку поперечной устойчивости автогрейдера проводит на специальном стенде, на котором наклоном опорной поверхности создает условия, соответствующие безразличному равновесию объекта испытаний.

Критерием потери устойчивости является потеря контакта с опорной поверхностью хотя бы одного колеса. Момент отрыва колеса следует фиксировать с помощью сигнальных устройств. Угол наклона платформы, при котором произошло срабатывание сигнального устройства, является углом устойчивости.

Испытания проводят при транспортном положении грейдерного отпала и при положении отвала, соответствующем его положению при вырезании кювета.

При \К'чаине Оценку устойчивости проводит при приемочных испытаниях автогрейдера.

5.3.11.    Возможность автогрейдера вырезать и зачищать кюветы с заданным наклоном стенок проверяют установкой грейдерного отвала на заданный угол.

5.3.12.    Проверку наработки без дозаправки топливом проводят-при землеройных работах и транспортном пробеге с коэффициентом технического использования не менее 0,85.

5.3.13.    Проверку выполнения требований безопасности и эргономических показателей проводят в соответствии с ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12 1 003. ГОСТ 12.1.012. ГОСТ 27254, ГОСТ 27257. ГОСТ 27921, ГОСТ 28769, ГОСТ 28975.

5.3.14.    Проверку выброса вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя автогрейдера проводят по ГОСТ 17.2.2.05 на заводе изготовителе двигателей.

5.3.15.    Испытания систем рулевого управления проводят в соответствии с ГОСТ 2725-1.

5.3.16.    Проверку параметров поворота проводят н соответствии с ГОСТ 27257.

5.3.17.    Проверку тормозных свойств автогрейдера проводят в соответствии с ГОСТ 28769.

5.3.18.    Обзорность проверяют с целью оценки возможности наблюдения с рабочего места машиниста грейдерного отвала в его основных технологических и транспортных положениях, а также наблюдения за дорогой при передвижении.

Испытания проводят на ровной твердой горизонтальной площадке на-неподвижной машине, при зтом отвал устанавливают в

Страница 15

ГОСТ 11030-93 С. 13

среднее положение, перпендикулярно к продольной осп машины, а тайже в крайние рабочие положения.

Примечании Проверку обзорности с рабочею места пропали г при при счочных испытаниях.

5.3.19.    Проверку осиещенностн проводят с целью оценки освещенности собственными осветительными устройствами рабочего органа машины н зоне его действия и окружающего пространства в зоне работы машины. Испытания включают в себя измерение уровня освещенности грейдерного отвала во всех его технологических положениях и места работы, а также участка дороги на 20 м впереди машины, находящейся в транспортном положении. Измерения проводят в темное время суток на неподвижной машине при работе двигателя на номинальных оборотах н при полном включении всех осветительных устройств. Прибор для измерения освещенности устанавливают на поверхности отвала, наиболее близкой к источнику света, и периодически перемешивают отвал из одного крайнего положения в другое. При определении освещенности дороги прибор устанавливают на 20 м впереди машины. Освещенность места работы и дороги определяют на уровне опорной поверхности.

Примечание Проверку ociwuivmiiociи проводя! при приоиочиых испытаниях.

5.3.20.    Техническую производительность автогрейдера и расход топлива определяют на операции вырезания кювета. Участок для определения производительности длиной не менее 100 м должен быть предварительно разравнен без отсыпок грунта, чтобы уклон в любом направлении был не более 1 %.

Рекомендуемый грунт: объемная масса — 1,8—2,0 т/м*; влажность — 15—20 %;

плотность — 9— Iо ударов но ударнику ДорНИИ по ТУ 22—5р94, ТУ 22—5997.

Углы установки отвала по отношению к поверхности копания должны составлять:

угол захвата — 35—40°; угол резания — 30—35°; угол зарез ання — 12—15°.

Копание выполняют круговыми проходами при полной подаче топлива. После каждого рабочего прохода грунт перемещают в сторону кювета так, чтобы он не мешал последующему проходу.

Копание осуществляют в одном направлении с максимальной глубиной стружки и постоянной скоростью движения. Рекомендуе-мая-глубина кювета должна быть не менее 0,5 м.

Страница 16

С. 14 ГОСТ 11030-93

Измерение поперечного профиля кювета проводят не менее чем в десяти местах по длине участка с помощью рейки, условно считая сечение поперечного профиля треугольным. Объем вырезанного грунта За один проход (№"/), рассчитывают по формуле

где Ь, — ширина кювета в i-м сечении, м;

Л, —-глубина кювета в t-м сечении, м;

/* -'Длина кювета, м; п — количество измеряемых сечений.

Обшнй объем вырезанного грунта (1Уо). время рабочих проходов (Т0) и рабочую скорость движения (ир ) рассчитывают по формуле

Г.- I W,\ Т0= 1 Г,;    Рр—    ^

1-I    /-I    I    i-i

где Tj — продолжительность /-го рабочего прохода, (час); m - количество рабочих проходов; v, — скорость движения в /• м рабочем проходе, (м/час)

Длина кювета при одном проходе должна составлять не менее 80 м.

Техническую производительность автогрейдера (//т). м*/ч, рассчитывают по формуле

Расход топлива (Ст), кг, за время выполнения рабочих проходов рассчитывают но формуле

от=

/-1

Удельный расход (5,). кг/м\ рассчитывают по формуле

5.3.21. Среднюю оперативную трудоемкость ежесменного технического обслуживания (S< © ), чел.-ч, рассчитывают по формуле

к

где —среднее оперативное время, затраченное на выполнение <-н операции;

К — число операций ежесменного технического обслуживания.

Страница 17

ГОСТ 11030-М С. 15

Повторность хрономе тражных измерений — не менее трех по каждой операции, проведение которой предусмотрено инструкцией по эксплуатации.

Оперативные затраты времени на выполнение ежесменного технического обслуживания включают в себя затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием автогрейдера, н не включают затраты, обусловленные организацией, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды.

5.3.22.    Оперативную трудоемкость плановых технических об-служиваний (ТО-1 и ТО-2) контролируют на основании данных хронометража при имитации выполнения каждой операции всех видов технического обслуживания, проведение которых предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины. Повторность хроно-метражных измерений —не менее трех по каждой операции.

5.3.23.    Проверку уровня радиопомех проводят по ГОСТ 16842 и «Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех Нормы 8—72».

5.3.24 Проверку дымности отработавших газов двигателя проводят по ГОСТ 17.2.2.02 на заводе изготовителе двигателей.

5.4. Оформление результатов испытаний

5.4.1.    Результаты испытаний оформляют протоколами и актами испытаний.

в. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1.    Транспортирование автогрейдеров осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, и требованиями ГОСТ 27252.

6.2.    Требования к хранению автогрейдеров устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 7751.

6.3.    Требования к консервации автогрейдеров устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.

7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1.    Требования к эксплуатации автогрейдеров — по ГОСТ 25646.

7.2.    В эксплуатационной документации должен быть указан перечень инструментов для обслуживания звтогрейдеров, а также

Страница 18

С. 16 ГОСТ 11030-93

перечень приборов для обслуживания автогрейдера в соответствий с ГОСТ 27253.

7.3. В ремонтной документации должен быть указан перечень механических съемников, приспособлений и переходников в соответствии с ГОСТ 27718.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1.    Изготовитель гарантирует соответствие автогрейдеров требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования, установленных в эксплуатационной документации.

8.2.    Гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров — 18 мес со дня ввода в эксплуатацию при гарантийной наработке не более 2000 ч.

Гарантийный срок эксплуатации комплектующих изделий, устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на них.

Страница 19

ГОСТ 11030-93 С 17

ПРИЛОЖЕНИЕ I Обчмтельное

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМ МЕСТАМ ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ К ГИДРОСИСТЕМАМ

Размеры и типы присоединительных мест

Штуцера для итмерения температуры, давления и отбора проб жидкости.

Для измерении температуры, давлении и для отбора проб рабочей жидкости следует применять штуцера резьбой ММх1,5 по ГОСТ 21705, присоединенные к трубе с наружным диаметром 8 мм.

Присоединительные места для измерения расхода жидкости

Присоединительные места отверстий для измерения расхода жидкости должны ечхлйсгегвояагь измеряемому расходу жидкости.

При диаметре трубопровода 25 мм применяют штуцер М 14x1,5, а при диаметре 25 им и бо.и-е могут Сыть предусмотрены присоединительные места либо под резьбоиог, либо под фланцевое соединенно.

Число и расположение присоединительных мест

Число и расположение присоединительных мест для подключения к гидросистеме диагностических приборов определяет изготовитель, они должны соответствовать уровню сложности проверяемой системы с учетом экономических требований.

Предпочтительно располагать присоединительные места в гидроагрегате, при «том к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ

Следует так располагать диагностические отверстия по отношению к потоку жидкости, члзбы с 314-ти к минимуму любые факторы, которые мот ли бы поплин it, на точность показании приборов; отверстия для отбора проб жидкости должны быть расположены на участке гидросистемы. 1де поток янлкегси турбулентным

Присоединительные места должны быть снабжены устройстаами, предотвращающими вытекание жидкости при подключении и отсоединении диагностические измерительных приборов.

Доступность

К присоедяшпельным местам для диагностических проверок должна быть обеспечена возможность доступа с помощью обычных инструментов по ГОСТ 28983 без снятия каких-либо составных частей машины, кроме заглушек, панелей к крышек.

Должна быть предусмотрена свободная зона радиусом 75 мм от центра присоединительного места и шириной 200 мм от ого поверхности Доступ к присоединительному месту должен соотеетствояать требованиям ГОСТ 27921.

Страница 20

С. 1в ГОСТ I «МО-93

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

МЕСТА К-РЕПЛ ЕННЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Если скдеиье оператора без подвески, то комплект ремия безопасности допускается крепить к сидень» или к машине в любой точке заилрихованных зон, как указано на чертеже Положение контрольной точки сиденья (точка S1P) определяют по ГОСТ 27715

В остальных случаях комплект ремня безопасности следует присоединять к местам крепления пь сидеиы; у задних углов подушки сиденья в заштрихованной зоне (см чертеж) так, чтобы он перемещался вместе с подушкой сиденья

Места крепления ремней безгласности

Страница 21

ГОСТ ПОМ-Ю с. 19

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

ОбЭДНягеиме НТД «а когориА atm скылшл

Номер пуант* 11|>л.»ож«ин»

ГОСТ 2601-68

321. 52

ГОСТ 2 602-fee

32 1

1 ОСТ 8 326- 89

5 1 3

ГОСТ 8 513-84

5 1 3

ГОСТ 0014-78

34 1. 63

ГОСТ 4 032—74

31 12

ГОСТ 9 104-79

3 1 12

ГОСТ 12 1 003 83

23 3 1 II 1 53 13

ГОСТ «2 1 012 90

23 31 11,53 13

ГОСТ 12 4 026—76

3 1 11 4

ГОСТ 12 2 007 0-75

3 1 II 5

ГОСТ 122011-75

3 1 II. 3 1 II 13. 53 13

ГОСТ 17 2 2 02-86

2 3 53 24

ГОСТ 17 2 2 05—86

23 5314

I ОСТ 3940- 84

3 1 II 5

ГОСТ 7751- 85

62

ГОСТ 8769- 75

3 1 II 3

ГОСТ 12969 67

331

ГОСТ 14192-77

332

ГОСТ 15150-69

3 1 2

ГОСТ 16842-82

5 3 23

ГОСТ 17411-91

3 1 6

ГОСТ 17822-91

3 III 14

ГОСТ 18509-88

23

ГОСТ 19853-74

3 1 9

ГОСТ 24028-80

23

10СТ 24555-81

512

23

ГОСТ 24705-81

Приложение 1

ГОСТ 25044-81

314

ГОСТ 25646-83

7 1

ГОСТ 27252-87

34 1.61. 62. 63

ГОСТ 27253-87

3 1 4. 72

ГОСТ 27254 87

31 11.5313.5315

ГОСТ 27256-87

535

ГОСТ 27257-87

3 1 11.53 13.53 16

ГОСТ 27518-87

3 1 4

ГОСТ 27533 —87

317

ГОСТ 27535-87

1. 2 1. 32.1. 535

ГОСТ 27715-88

Приложение 2

ГОСТ 27718-88

73

ГОСТ 27720-88

3 1 8

ГОСТ 27921-88

3 1 II. 53 13 приложение 1

ГОСТ 27922-88

23. 534

ГОСТ 27927 88

536

F ОСТ 28769-90

31 11, 5313. 5317

Страница 22

С. 20 ГОСТ 11030-03

Продолжение

ОСо>нат«1Шс 11ТД. на ноюриП ялы

ССЧЛК»

Номер 11>НКТЭ. приложения

ГОСТ 28771-00

.3.1- 10

ГОСТ 28975-91

53.13

ГОСТ 28983 91

Приложение I

ГОСТ 29100—91

3.1.11.10

ГОСТ £>292 -92

537

СНкП 3 06.03-85

3.1.5; 5.3.9

Нормы 8—72

3.1.11.14; 5.3.23

ТУ 22 5094 -81

5.3.20

ТУ 22 5997-85

5 3.20

Страница 23

Изменение Jfc 1 ГОСТ 11030-93 Аитогрейдеры. Общие технические условия

Пряшято Межгосударственны»! Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12 от 21.11.97)

Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС № 2703

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Киргизская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан

Украина

Азгосстандарт

Армгосстандарт

Госстандарт Беларуси

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизстандарт

Молдовасгандарт

Госстандарт России

Таджикгосстандарт

Главная государственная инспекция

Туркменистана

Госстандарт Украины

Вводная часть Третий абзац. Исключить ссылки: 2.2, «и разд. 8*.

Пункт 2.2. Таблица 1. Для класса 100 заменить значение: 66.2—88.2 (100-120) на .До 88.2 (120)*.

Раздел 2 дополнить пунктом — 2.4:

«2.4. Порядок индексации конкретных моделей автогрейдеров (проектируемых после 01.01.97) приведен на схеме:

ГС XX XX

Буквенное обозначение автогрейдера-—J

Класс автогрейдера без последнего «0»-

Порядковый номер модели (01, 02, 03 и т. д.)-

Страница 24

(Продолжение изменения № 1 к ГОСТ 11030-93)

Пример индексации автогрейдера класса 180 третьей модели

ГС-1803*.

Пункт 3.1.11.6. Таблица 2. Для рычага подъема отвала заменить слова: «вперед* на «вперед или вниз», «назад* на «назад или вверх».

Пункт 3.2.1 изложить в новой редакции:

«3.2.1. В комплект автогрейдера входят.

дополнительное оборудование и система стабилизации положения отвала (по согласованию с потребителем);

два комплекта ножей (в том числе, установленные на рабочих органах);

запасное колесо в сборе для автогрейдеров классов 100, 140 и 180; шина с камерой и флепом для автогрейдеров класса 250; запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП;

эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, в том числе инструкция по эксплуатации, содержащая технико-эксплуатационную характеристику по ГОСТ 27535, инструкция по техобслуживанию и формуляр;

ремонтная документация по ГОСТ 2.602 (после 18 месяцев серийного производства на партию машин по заказам эксплуатирующих и ремонтных предприятий), в том числе каталог деталей и сборочных единиц, нормы расхода запасных частей;

руководство по текущему ремонту, перечень быстроизнашиваемых деталей*.

Пункт 4.1. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Автогрейдеры серийного производства подвергают приемосдаточным, а также сертификационным или периодическим испытаниям. Объем и периодичность приемосдаточных и периодических испытаний устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей и в программах испытаний. Сертификационные испытания проводят в установленном порядке*;

таблица 3. Графа «Проверяемый параметр*. Исключить знак сноски * и сноску;

четвертый абзац. Заменить слова: «работы* на «эксплуатационной массы».

дополнить примечанием:

«Примечание. Показатели проверяют: по пп. 5.3.4; 5.3.5; 5.3.7—5.3.9; 5.3.11; 5.3.12; 5.3.20-5.3.22 - при приемочных испытаниях;

по пп. 5.3.7; 5.3.10; 5.3.13-5.3.15; 5.3.16-5.3.19; 5.3.23; 5.3.24 - при приемочных и сертификационных испытаниях;

по п. 5.3.23 — при периодических испытаниях, если при приемочных испытаниях уровень радиопомех выше 1/3 по ГОСТ 17822*.

Пункт 5.2. Пятый абзац после слова «периодических» дополнить словами: «и сертификационных».

(ИУС Пл 10 1998 г.)

Страница 25

Редактор Р. С Федорова Технический редактор Я. И Прусако*а Корректор Af С Кабашоаи

Сдано а ядбоо 20 01% Поди в печать *»(*>** Уел aei л МО У си mjtOit МО

Уч иза л |Д* Тир J05 »к> С *39*

Ордеиа «Злах now*» Издательство стандартов. 107076. Москва. Кол#д**ныа пар.. 14. Калужская тадегуафла стандуту^л^Моевок*■*. 2W. Зек. 10И

Заменяет ГОСТ 11030-88 ГОСТ 28590-90