Стр. 1
 

14 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей.

Стандарт не распространяется на САРЧ дизелей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и летательных аппаратов

Утратил силу в РФ

Утратил силу на территории РФ, с 01.07.2013 пользоваться ГОСТ Р 55231-2012

Действие завершено 30.06.2013

Оглавление

1 Классификация

2 Технические требования

Приложение 1 (справочное) Пояснения терминов, используемых в стандарте

Приложение 2 (справочное) Таблица соответствия классов точности по настоящему стандарту и ИСО 3046-4-97

Показать даты введения Admin

ГОСТ 10511-83 ВЗАМЕН 10511-72

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (САРЧ) СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Общие технические требования

Automatic rotational frequency control systems (ARFCS) of marine, locomotive and industrial diesel engines. General technical requirements

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 декабря 1983 г. № 5717 срок действия установлен с 01.01.85 до 01.01.90. Действует по настоящее время.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на системы автоматического регулирования частоты вращения (далее — САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей.

Стандарт не распространяется на САРЧ дизелей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и летательных аппаратов.

Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3046/IV в части терминов, определений и обозначений.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Виды САРЧ в зависимости от числа или диапазона регулируемых режимов частоты вращения установлены в табл. 1. _Таблица 1

Наименования видов САРЧ

Определения видов САРЧ

Регулирование с заданной точностью обеспечивается:

Однорежимные

Всережимные

при одной заданной частоте вращения; при любой выбранной частоте вращения в пределах заданного диапазона частоты вращения;

Двухрежимные

при двух заданных частотах вращения

1.2. Виды регуляторов, применяемые для САРЧ дизелей, установлены в табл.2. _Таблица 2

Классификационный признак вида регулятора

Наименования видов регуляторов

Определения видов регуляторов

Диапазон регулирования

Однорежимные

Регуляторы, обеспечивающие заданные параметры регулирования при номинальной настройке частоты вращения

Всережимные

Регуляторы, обеспечивающие заданные параметры регулирования в диапазоне от минимальной до номинальной настроек частоты вращения

Двухрежимные

Регуляторы, обеспечивающие заданные параметры регулирования при минимальной и поминальной настройках частоты вращения

Наличие усиления в регуляторе

Прямого действия

Регуляторы, в которых перемещение регулирующего органа производится за счет энергии измерителя скорости (механического или другого типа)

Непрямого действия

Регуляторы, в которых перемещение регулирующего органа производится за счет энергии усилителя, например, гидравлического

Измеряемые величины

Обычного типа

Регуляторы, реагирующие на отклонение частоты вращения и ее производных

Двухимпульсные

(комбинированные)

Регуляторы, реагирующие на отклонение частоты вращения и возмущающего воздействия

Наклон статической характеристики

Статические (пропорциональные)

Регуляторы, обеспечивающие работу с положительным наклоном статической характеристики

Астатические (интегральные)

Регуляторы, обеспечивающие работу с нулевым наклоном статической характеристики

Универсальностатические (пропорциональноинтегральные)

Регуляторы, обеспечивающие работу с нулевым и положительным наклоном статической характеристики

Конструктивное исполнение

Автономные

Регуляторы, выполненные в виде отдельного узла

Неавтономные

Регуляторы, объединенные с одним из узлов двигателя

Направление вращения

Нереверсивные

Регуляторы, допускающие работу только при одном направлении вращения

Реверсивные

Регуляторы, допускающие работу при любом направлении вращения

1.3. Условные обозначения регуляторов установлены в табл. 3.

Таблица 3

Наименование регулятора

Условное обозначение

Область применения

Однорежимный прямого действия

Однорежимный непрямого действия

ОРП

ОРН

Для дизелей, предназначенных для привода генераторов переменного тока и дизелей, предназначенных для работы в узком диапазоне настройки частоты вращения

Однорежимный двухимпульс-ный

ОРД

Для дизелей, предназначенных для привода генераторов переменного тока

Всережимный прямого действия

Всережимный непрямого действия

ВРП

ВРН

Для транспортных дизелей (судовых, тепловозных и др.) и дизелей, предназначенных для работы в широком диапазоне настройки частоты вращения

Двухрежимный прямого действия

Двухрежимный непрямого действия

ДРП

ДРН

Для транспортных дизелей

1.4. Пояснения терминов, применяемых в стандарте, приведены в справочном приложении.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Требования к однорежимным САРЧ

2.1.1.    САРЧ (за исключением САРЧ с регуляторами, встроенными в дизель и не имеющими настройки частоты вращения) должны обеспечивать возможность изменения частоты вращения дизеля при номинальной нагрузке в следующих пределах, % от номинальной частоты вращения: не менее 105 — верхний; не более 95 — нижний.

По требованию потребителя (заказчика), нижний предел настройки частоты вращения может быть снижен до 70 % от номинальной частоты вращения.

2.1.2.    Темп изменения настройки частоты вращения и в диапазоне, указанном в п. 2.1.1, при дистанционном управлении дизелем, предназначенным для привода генератора переменного тока, должен обеспечиваться в пределах от 0,4 до 1,5 % номинальной частоты вращения в секунду. Конкретное значение темпа изменения настройки частоты вращения, а также допускаемое отклонение темпа от заданного значения устанавливают в технических условиях на регуляторы конкретного типа.

2.1.3.    САРЧ должны обеспечивать изменение наклона регуляторной характеристики 8st в следующих пределах, %: не более 2 — нижний; не более 4 — верхний.

По согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком), пределы регулировки наклона регуляторной характеристики могут быть расширены до следующих крайних значений, %,:

0 — нижний предел (для регуляторов ОРН);

6 — верхний предел (для регуляторов ОРП и ОРН)

2.1.4.    Для САРЧ, в зависимости от показателей регулирования, установлены четыре класса точности.

Нестабильность частоты вращения v, на установившемся режиме, заброс частоты вращения 6,| и длительность переходного процесса регулирования т после мгновенного сброса или наброса номинальной нагрузки не должны превышать значений, указанных в табл. 4.

Таблица 4

Наименование показателя

Классы точности САРЧ

1

2

3

4

Нестабильность частоты вращения v, "о. не более:

при относительной нагрузке до 25 " о:

0.8

1.0

1.5

3.0

при относительной нагрузке св. 25 до 100 " о

0.6

0.8

1.0

2.0

Заброс частоты вращения 5j. " о. не более

5.0

7.5

10.0

15.0

Длительность переходного процесса регулирования х, с, не более

2.0

3.0

5.0

10.0

По согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком), допускается применение САРЧ с показателями смежных классов точности.

2.1.5. САРЧ для дизелей с газотурбинным наддувом должны обеспечивать значения заброса частоты вращения и длительности переходного процесса при набро-се нагрузки от холостого хода, не превышающие значений, указанных в табл. 4.

Допускаемые значения набрасываемой нагрузки для четырехтактных дизелей не должны превышать значений, указанных на чертеже.

Допускаемые значения набрасываемой нагрузки для двухтактных дизелей устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

Допускаемые значения набрасываемой нагрузки для судовых дизелей менее 50 % устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком), изготовителем и Регистром СССР или Речным Регистром РСФСР.

Примечание. Для дизелей с нагружающими устройствами, увеличивающими нагрузку с уменьшением частоты вращения, допускаемое значение набрасываемой нагрузки определяют с учетом приращения нагрузки, вызванной уменьшением частоты вращения.

Допускаемый мгновенный наброс относительной нагрузки в функции среднего эффективного давления рте дизелей с наддувом

2.1.6.    При сбросе нагрузок, составляющих 25 и 50% от номинальной нагрузки и набросе нагрузок, составляющих 25 и 50 % от значений, установленных в п. 2.1.5, заброс частоты вращения не должен превышать соответственно 0,4 и 0,6 от значений, указанных в табл. 4, длительность переходного процесса не должна превышать значений, указанных в табл. 4.

2.1.7.    Степень не прямо линейности регуляторной характеристики дизеля ек при ее наклоне 6,/ 2 % и более не должна превышать значений, вычисленных по форму-

где Ki=0,15 для САРЧ 1 и 2-го классов точности;

К2=0,20 для САРЧ 3 и 4-го классов точности;

Для САРЧ с наклоном регуляторной характеристики менее 2% степень непря-молинейности устанавливают в технических условиях на конкретные дизели.

2.1.8.    При параллельной работе дизелей номинальный наклон регуляторной характеристики дизелей с регуляторами типов ОРН и ОРП должен быть не менее 2 %.

2.1.9.    Степень рассогласования нагрузки в при параллельной работе дизелей не должна превышать значений, указанных в табл. 5 при:

наклоне регуляторной характеристики дизелей не менее 2 %;

диапазоне относительных нагрузок от 20 до 100 %;

совмещенных на каком-либо нагрузочном режиме регуляторных характеристи-

одинаковых классах точности САРЧ.

Таблица 5

Классы точности САРЧ

0,%

1

5,0

2

7,5

3

10,0

4

12,5

Примечания:

1.    При наклоне регуляторной характеристики менее 3 % степень рассогласования нагрузки устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

2.    Для судовых дизелей, предназначенных для привода генераторов переменного тока и подлежащих надзору Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР, степень рассогласования нагрузки устанавливают в соответствии с Правилами Регистра СССР или Правилами Речного Регистра РСФСР.

2.1.10.    Амплитуда обменных колебаний мощности при параллельной работе дизелей, предназначенных для привода генераторов переменного тока, по абсолютному значению не должна быть более, % от номинальной' мощности каждого из агрегатов:

10 для САРЧ 1 и 2-го классов точности;

15 для САРЧ 3 и 4-го классов точности;

2.1.11.    Для САРЧ промышленных дизелей объем технических требований устанавливают в технических условиях на промышленные дизели.

2.2. Требования к всережимным и двухрежимным САРЧ

2.2.1.    Верхний предел настройки частоты вращения СЛРЧ должен быть не менее 105 % от номинальной частоты вращения. Нижний предел настройки частоты вращения должен соответствовать минимально устойчивой частоте вращения дизеля.

2.2.2.    Для САРЧ устанавливают две степени настройки частоты вращения. При работе по характеристике нагрузки погрешность настройки частоты вращения не должна превышать значений, указанных в табл. 6.

Таблица 6

Вид устройства настройки частоты вращения

Погрешность настройки частоты вращения %, не более при степени точности

А

Б

Бесступенчатое

± 1,5

±2,5

Ступенчатое 16-позиционное

± 1,5

±2,5

Ступенчатое 8-позиционное

±3,0

±4,0

Погрешность настройки номинальной частоты вращения для обеих степеней точности не должна превышать ±1,5%.

Примечание. Указанные значения учитывают погрешность всей цепи управления частотой вращения, включая системы дистанционного управления (ДУ) и дистанционного автоматизированного управления (ДАУ).

2.2.3. Номинальный наклон регуляторной характеристики дизеля предназначенного для параллельной работы в широком диапазоне частоты вращения, устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком), но его значение не должно быть менее 3 %.

2.2.4.    Значение наклона номинальной регуляторной характеристики дизелей, оборудованных регуляторами типов ВРП, ВРН, ДРП и ДРН с нерегулируемым наклоном, должно находиться в пределах от 0 до 12 %. Конкретное значение наклона регуляторной характеристики устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

По согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком), для САРЧ с регуляторами типов ВРП и ВРН должна быть предусмотрена возможность регулировки наклона номинальной регуляторной характеристики дизеля в диапазоне, который устанавливают в зависимости от типа силовой установки, но не должен превышать 0—12 %.

2.2.5.    Заброс частоты вращения 6,| после мгновенного сброса номинальной нагрузки не должен превышать 15%. Длительность переходного процесса при этом не должна превышать 10 с.

В установках где в эксплуатационных условиях мгновенный сброс нагрузки не предусматривается, проверку динамических параметров САРЧ осуществляют, используя имеющиеся нагружающие устройства по ГОСТ 11479-75.

2.2.6.    Заброс частоты вращения при быстром изменении настройки частоты вращения от номинальной до минимальной при любой нагрузке дизеля в пределах ограничительной характеристики не должен приводить к останову дизеля.

2.2.7.    Нестабильность частоты вращения v при работе по регуляторным характеристикам не должна превышать значений, указанных в табл. 7.

Таблица 7

Вид САРЧ

Нестабильность частоты вращения v, % при относительной частоте вращения

<50 %

>50%

Всережимная

2,0 (4,0)

1,0 (1,5)

Двухрежимная

2,0 (3,0)

Примечание. Значения, заключенные в скобках, применять для режимов работы при относительной нагрузке менее 25 % от номинальной.

2.3.    Для всех видов САРЧ дизелей, работающих на различные виды нагрузок (например, главный судовой дизель с отбором мощности для привода валогенера-тора), заброс частоты вращения следует определять по каждому из видов нагрузки в отдельности. Степень нестабильности частоты вращения и степень рассогласования нагрузок в этом случае устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

2.4.    Требования к регуляторам

2.4.1. Регуляторы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и (или) рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.4.2.    Степень непрямолинейности статической характеристики регулятора при ее наклоне 8st 2 % и более не должна превышать значений, вычисленных по формуле:

2z =

где К2=0,05 для регуляторов САРЧ 1 и 2-го классов точности;

К2=0Д0 для регуляторов САРЧ 3 и 4-го классов точности;

2.4.3.    Назначенный ресурс до списания регуляторов, ресурс и срок службы регуляторов до капитального ремонта должны соответствовать назначенному ресурсу до списания, ресурсу и сроку службы до капитального ремонта дизелей, для которых они предназначены.

2.4.4.    Ресурс регуляторов до первой регулировки должен быть не менее 5000 ч.

2.4.5.    Регуляторы, по согласованию между, изготовителем и потребителем (заказчиком), могут оборудоваться дополнительными устройствами для:

дистанционной настройки частоты вращения; регулировки наклона статической характеристики; местного и дистанционного останова дизеля;

исполнения команд по аварийным сигналам от устройств защиты дизеля; автоматического по заданной программе ограничения подачи топлива; выдачи сигналов по положению органа настройки и регулирующего органа; автоматического регулирования нагрузки тепловозного дизеля. Ресурс дополнительных устройств до первой регулировки устанавливают в технических условиях на конкретные регуляторы.

2.4.6.    Требования к характеристикам:

усилию на исполнительном органе регулятора от системы передач к топливной аппаратуре;

суммарному зазору в системе передач к топливной аппаратуре; амплитуде колебаний частоты вращения привода регулятора за один оборот коленчатого вала дизеля в зависимости от среднего установившегося значения частоты вращения;

отрицательному самовыравниванию дизеля, определенному как разность относительных положений исполнительного органа регулятора при номинальной и минимальной настройках частоты вращения на холостом ходу;

зависимости забросов частоты вращения от времени разгона дизеля Т устанавливают в технических условиях на регуляторы конкретного типа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Термин

Пояснение

Настройка частоты вращения

Частота вращения при заданной нагрузке, определенная координатой органа задания регулятора или, при наличии дистанционного управления, органа задания поста дистанционного управления

Номинальная настройка частоты вращения

Настройка частоты вращения, соответствующая поминальной частого вращения дизеля при заданной нагрузке:

для дизелей со всережимными регуляторами заданная нагрузка равна номинальной;

для дизелей с однорежимными регуляторами, предназначенными для привода генераторов переменного тока, заданная нагрузка равна 0,5 номинальной

Минимальная настройка частоты вращения

Настройка частоты вращения, соответствующая минимально устойчивой частоте вращения дизеля под нагрузкой, определяемой ограничительной характеристикой

Максимальная настройка частоты вращения

Настройка частоты вращения, соответствующая максимально допускаемой частоте вращения дизеля на холостом ходу

Диапазон настройки частоты вращения

Интервал частоты вращения дизеля между минимальной и номинальной настройками частоты вращения

Характеристика нагрузки

Зависимость момента сопротивления на фланце вала отбора мощности дизеля от частоты вращения, характерная для установки, в состав которой входит дизель

Погрешность настройки частоты вращения, % от номинальной частоты вращения

Наибольшая разность между фактической и заданной частотами вращения, определенная при работе по заданной характеристике нагрузки (например, винтовой)

Статическая характеристика регулятора

Зависимость между у станов! исполнительного органа реп ния (п/пг), определенная при ния во всем диапазоне регул минальное (SR=ShR) положен установленного на дизель, д( хода и номинальной мощное Статические и ограничи

1—минимальная статическа; характеристика; 3—максима номинальная статическая ха ская характеристика; 6—хар

1вшимися относительным ходом (Sr/Smi) ^лятора и относительной частотой враще-фиксированной настройке частоты враще-ирования (черт. 1). Начальное (Sr=0) и но-ия исполнительного органа регулятора, элжны соответствовать режимам холостого ти

гельиая характеристики всережимного регулятора

Щк

L Vv | ** 'Л . J

характеристика; 2—ограничительная льная статическая характеристика; А— зактеристика; 5—промежуточная статиче-актеристика холостого хода Черт. 1

Наклон (средний) статической характеристики регулятора 8st, % от номинальной

Перепад относительной частоты вращения по статической характеристике между начальным и номинальным положениями исполнительного органа регулятора

где rii - частота вращения при Sr=0; tij - частота вращения при Sr=ShR

Степень непрямолинейности статической характеристики регулятора Хд, %

Наибольшее отклонение формы статической характеристики регулятора от идеализированной прямолинейной Измеряется перепадом относительных частот вращения по оси п/пг между точками пересечения действительной характеристики и касательной к ней, имеющей тот же средний наклон с осью (см. черт. 1)_


Регуляторная характеристика дизеля

Зависимость между установившемся относительным крутящим моментом (Гл/ад и относительной частотой вращения (п/пг) во всем диапазоне регулирования при фиксированной настройке частоты вращения (черт. 2)

Регуляторные и ограничительная характеристики дизеля с всере-жимным регулятором


1—минимальная регуляторная характеристика; 2—ограничительная характеристика; 3—максимальная регуляторная характеристика; 4— номинальная регуляторная характеристика; 5—промежуточная регуляторная характеристика; 6—характеристика холостого хода _Черт. 2_

Номинальная регуляторная характеристика дизели_

Регуляторная характеристика дизеля, соответствующая номинальной настройке частоты вращения_


Наклон регуляторной характеристики дизеля, 8st, % от номинальной частоты вращения

Перепад относительной частоты вращения по регуляторной характеристике между начальным и номинальным значениями крутящего момен-

где rij - частота вращения при Тц=0; tij - частота вращения при Ttq=TtqN


Степень непрямолинейности регуляторной характеристики дизеля, %

Наибольшее отклонение формы регуляторной характеристики дизеля от идеализированной прямолинейной. Измеряется перепадом относительных частот вращения по оси п/пг между точками пересечения действительной характеристики и касательной к ней, имеющей тот же средний наклон с осью (см. черт. 2)_


Ограничительная характеристика

Зависимость между максимально допускаемым относительным ходом исполнительного органа (ShRic/Shr) или относительным крутящим моментом (Trqic/TtqN) и относительной частотой вращения (п/пг) (см. черт. 1 и 2)_


Степень рассогласования нагрузки при параллельной работе дизелей, ©, %

Наибольшая разность относительных нагрузок данного дизеля и групповой силовой установки. Определяется при фиксированных нагрузках групповой силовой установки во всем рабочем диапазоне нагрузки

-100.

где ре — фактическая нагрузка дизеля;

£ре —фактическая нагрузка групповой силовой установки; pev — номинальная мощность дизеля;

Spev — номинальная мощность групповой силовой установки;

Spevmax max — номинальная мощность наиболее мощного из параллельно работающих дизелей

Время разгона дизеля Т, с

Время, необходимое для разгона дизеля из состояния покоя до номинальной частоты вращения при отсутствии внешнего сопротивления и при постоянном крутящем моменте, равном номинальному

T-0J039J- lt-7K

К.

где Is — суммарный момент инерции маховых масс дизеля и связанных с

ним вращающихся масс, кг м2;

pev — номинальная мощность дизеля, кВт;

пг —номинальная частота вращения, с'1

Нестабильность частоты вращения v, % от номинальной частоты вращения

Размах колебаний относит вившемся режиме (черт. 3 Переходный процес

ельной частоты вращения дизеля при устано-

)

с регулирования после сброса нагрузки

yVw

Черт. 3

Заброс частоты вращения 5d, % от номинальной частоты вращения

Наибольшее отклонение относительной мгновенной частоты вращения в переходном процессе регулирования от относительной частоты вращения предшествовавшего установившегося режима (см. черт. 3)

Длительность переходного процесса регулирования х, с

Промежуток времени от начала переходного процесса до момента, начиная с которого отклонение мгновенной частоты вращения от ее нового установившегося значения не будет выходить за пределы допуска на нестабильность (см. черт. 3)

Работоспособность регулятора (только для регуляторов непрямого действия)

Работа, совершаемая исполнительным органом регулятора при его перемещении на заданное значение и вычисляемая: по полному конструктивному ходу исполнительного органа; по номинальному (рабочему) ходу исполнительного органа

Заменяет ГОСТ 10511-72