Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

31 страница

456.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные бензины для двигателей и устанавливает методы стендовых и дорожных детонационных испытаний

Показать даты введения Admin

Страница 1

государственный стандарт СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

МЕТОДЫ ДЕТОНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 10373-75

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДА^ТОв СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Москва

Страница 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

МЕТОДЫ ДЕТОНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 10373-75

Издание официальное

МОСКВА — 197*

Страница 3

РАЗРАБОТАН

Всесоюзным научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИ НП)

Зам. директора Агафонов А. В.

Руководители темы:    Энгяин    Б.    А..    Жапиии    И.    Е., Мзпиимский Л. 8.

Исполнитель Ниной Ю. Н.

Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)

Зам директор* Черияйким 8. Н.

Рукоюдитегл темы Соколов В. В.

Исполнитель Кицкий Б. П.

Государственным научно-исследовательским институтом автомобильной промышленности |НИИАТ|

Директор Островский Н. И.

Руководители темы: Мвнуоджяиц О. И., Коробков М. 8.

Исполнитель Демч*ико А. И.

ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

Зам министра Соболев В. М.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор Гличов А. В.

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 августа 1975 г. № 2246

<§) Издательство стандартоо, 1976

Страница 4

УДК 645.633.001.4(043.74)    Групп.    Ы9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ

10373—75

Вымен

ГОСТ 10373-63

КЕНЗИНЫ АВТОМО&ИЛЬНЫЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Методы детонационных испытаний

Motor gasolines for car engines Methods of knock jests

Постановлением Государственного комитета стандартов Соаета Министров СССР от 26 августа 1975 г. М1 2246 срок действия установлен    OipCUWIt

Несоблюдение стандарта преследуется по закону    _

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные бензины для двигателей и устанавливает методы стендовых и дорожных детонационных испытаний.

Метод стендовых детонационных испытаний бензинов для двигателей предназначен для оценки детонационных требований двигателя и фактических антндетонационпых свойств бензинов на данном двигателе ло детонационным характеристикам при ра-боте двигателя на установившихся режимах работы во всем диапазоне частоты вращения и соответственно детонационным характеристикам испытуемых бензинов.

Метод дорожных детонационных испытании автомобильных бензинов для двигателей предназначен для оценки детонационных требований двигателя и фактических антндетонационпых свойств бензинов по детонационным характеристикам во всем диапазоне скоростей движения автомобиля на неустановившихся режимах работы с учетом особенностей конструкции автомобиля.

1

Страница 5

Стр. 2 ГОСТ 10373-75

Метод ускоренных дорожных испытаний автомобильных бензинов для двигателей предназначен для предварительной оценки детонационных требований двигателя и антидетонационных свойств бензинов но детонационным характеристикам и дорожному октановому числу.

Методы детонационных испытаний применяют при квалификационных испытаниях и проведении научно-исследовагельских работ.

1. АППАРАТУРА, ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

I 1. Для испытаний применяют:

первичные эталонные топлива:

изооктан (2,2, 4-триметилиентан) по ГОСТ 4374-18;

нормальный гептан по ГОСТ 4375-48;

смеси изооктана с нормальным гептаном с содержанием изооктана в смеси: 100, 95, 90, 85, 80. 75, 70, 65, 60, 55 и 50% (по объему);

двигатель, подвергающийся детонационным испытаниям, установленный на тормозной стенд, оборудованный в соответствии с требованиями ГОСТ 14846-69 со следующими дополнениями: з системе питания двигателя должны быть предусмотрены сменные бачки для эталонных смесей;

устройство для установки и измерения опережения зажигания, которое должно позволять изменять угол опережения зажигания от —20 до +80° поворота коленчатого вала (ПКВ) и замерять его с погрешностью не более 1°;

автомобиль, предназначенный для дорожных детонационных испытаний и оборудованный:

указателем скорости движения автомобиля с погрешностью замера не более I км/ч (в диапазоне скоростей движения от 20 до 100 км/ч);

устройством для замера пройденного пути автомобиля с погрешностью замера не более 5 м (в диапазоне от 500 до 1500 м);

устройством для замера расхода бензина с погрешностью замера не более 1 мл (в диапазоне измерений от 40 до 250 мл) и с погрешностью замера ие более 2 мл (в диапазоне измерений от 200 до 500 мл);

устройством для питания автомобиля из сменных бачков смесями эталонных топлив;

устройством для изменения установки прерывателя — распределителя в диапазоне от 10° поворота коленчатого вала (ПКВ) после верхней мертвой точки В.М.Т. до 60° поворота коленчатого вала (ПКВ) до В.М.Т.;

устройством для замера установки распределителя зажигания с^шностью замера ие более 1° поворота коленчатого вала

Страница 6

ГОСТ 10172-75 Стр. 3

устройством для контроля теплового режимл двигателя;

секундомером с погрешностью отсчета не более 0.2 с.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1.    Антндетонационные характеристики двигателей серийных моделей должны определяться не менее чем на трех образцах предварительно обкатанных двигателей, соответствующих нормативно-технической документации, и оборудованных системой выпуска газов, воздухоочистителем, подогревом топливно-воздушной смеси.

• 2.2. Фактические антндетонационные качества бензинов определяют не менее чем на трех образцах основных моделей двигателей, для которых предназначаются бензины. Двигатели должны быть полностью укомплектованы, пройти обкатку и проверку на соответствие нормативно-технической документации.

2.3.    При доводке новых моделей автомобильных двигателей по й'нтндетонационным качествам, испытаниях опытных образцов двигателей или бензинов, а также для определения изменения аитн-детонацнопных качеств двигателей или бензинов в процессе эксплуатации число испытуемых образцов, их состояние и подготовка не регламентируются.

2.4.    До начала испытаний необходимо провести прогрев и проверку технического состояния двигателя и евтомобнля. Во время испытаний должна поддерживаться температура охлаждающей жидкости, предусмотренная нормативно-технической документацией на автомобиль данного типа по верхнему пределу. Испытания автомобиля должны проводиться с полной нагрузкой, предусмотренной нормативно-технической документацией.

3. МЕТОД СТЕНДОВЫХ ДЕТОНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ВЕНЗИНОВ НА ДВИГАТЕЛЯХ

3.1.    Стендовые детонационные испытания предусматривают определения, указанные ниже.

3.1.1.    Определение регулировочных характеристик двигателя по углу опережения зажигания на режиме полной нагрузки при нескольких скоростях вращения коленчатого вала (не мёнсе четырех). равномерно распределенных от минимального рабочего числа оборотов до номинального. Испытание проводят на топливе, обеспечивающем бездетонационную работу двигателя при оптимальных установках угла опережения зажигания в диапазоне углов от —10 до +60° поворота коленчатого вала (ПКВ)-

3.1.2.    Определение детонационной характеристики двигателя на смесях эталонных топлив при полной нагрузке.

3.1.3.    Определение детонационных характеристик испытуемых бензинов

Страница 7

Стр. 4 ГОСТ 10*73—75

3.2. Испытания проводят в порядке, указанном ниже.

3.2.1.    При испытаниях по п. 3.1.1 устанавливают режим минимальных рабочих частот вращения при полностью открытой дроссельной заслонке. Подбирают оптимальный угол опережения зажигания, обеспечивающий наибольшие показания весов тормоза на данном скоростном режиме. На установленном режиме замеряют угол опережения зажигания, частоту вращения коленчатого вала, крутящий момент двигателя и часовой расход топлива.

3.2.2.    Устанавливают более позднее зажигание на величину, обеспечивающую снижение мощности или экономичности двигателя не менее чем на 20% по сравнению с полученной по п- 3.2.1. После стабилизации теплового режима двигателя и доведения частоты вращения до нужной величины замеряют угол опережения зажигания. число оборотов, мощность и часовой расход топлива.

3.2.3.    В дальнейшем изменяют угол опережения зажигания в сторону более раннего зажигания и испытания повторяют через интервалы 5° поворота коленчатого вала (ПК.В). При каждой новой установке зажигания после стабилизации режима и доведения числа оборотов до нужной величины замеряют угол опережения зажигания, частоту вращения, мощность и расход топлива. Изменение угла опережения зажигания продолжают до получения перегиба кривой мощности или удельных расходов топлива.

3.2.4.    Испытания повторяют по пп. 3.2.1, 3.2.2, 3 2.3 яри других частотах вращения.

3.2.5.    В ходе испытаний строят кривые контрольных характеристик зависимости крутящего момента (показания весов тормоза) от угла опережения зажигания (черт. 1).

3.2.6.    По окончании испытаний по п. 3.1.1 прекращают подачу топлива к двигателю, полностью вырабатывают топливо из поплавковой камеры Карбюратора и продолжают испытание по п. 3.1.2. Питание двигателя переключают на эталонную смесь с наименьшим октановым числом. Последующей работой двигателя обеспечи-взют полную замену топлива, оставшегося в системе питания от предыдущих испытаний.

3.2.7.    Устанавливают минимальные рабочие обороты двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке. После стабилизации теплового режима двигателя подбирают угол опережения зажигания, вызывающей легкую, прослушиваемую детонацию. Если при изменении угла опережения зажигания значительно изменяется частота вращения скоростной режим двигателя регулируют тормозом и подбор угла опережения зажигания, вызывающего легкую детонацию, повторяют.

3.2.8- Разгрузкой тормоза повышают частоту вращения двигателя на 200—300 об/мин. На новом скоростном режиме подбирают угол опережения зажигания, вызывающий легкую детонацию.

Страница 8

ГОСТ «0373—75 Стр. 5

Первична* характеристик* двигатели но углу опережения «ажигаиия

Черт I

3.2.9. Операцию повторяют но ». 3.2.8 черел примерно равные интервалы частот вращения от минимальных до номинальных. На каждом скоростном режиме замеряют частоту вращения, угол оно-режелпя зажигания и мощность двигателя. Одновременно поддео-живают постоянство теплового режима двигателя.

3.2.10 В ходе испытаний строят контрольный график в виде зависимости угла опережения зажигания, вызывающего детонацию на данной смеси эталонных топлив, от частоты вращения коленчатого нала двигателя (черт. 2).

3.2.11.    Повторяют операцию при смене топлива по и. 3.2.G. Питание двигателя переключают на следующую смесь топлив с более высоким октановым числом.

3.2.12.    Повторяют операции по пп- 3.2.6- 3.2.10 на всей серии смесей эталонных топлив.

Число смесей эталонных топлив может быть ограничено. Применение тихооктановых смесей ограничивается неустойчивой работой двигателя или чрезмерно поздним зажиганием, выходящим за пределы, выявленные но н. 3.2.2. Применение высокооктановых смесей ограничивается отсутствием детонации или чрезмерно ран-ним опережением зажигания, далеко выходящим за пределы, выявленные но п. 3.2.3. Общее число применяемых смесей эталэшнда топлив не должно быть менее четырех.    .    .

2 -Чип ям

Страница 9

Стр. 6 ГОСТ 10173-7*

Первичная детонационная характеристика днигателя

Черт. 2

3.2 13. По окончании испытаний на смесях эталонных топлив проводят аналогичные испытания по пп. 3.2.6—3.2.9 на испытуемых образцах автомобильных бензинов или их компонентов (в соответствии с п. 3.1.3).

3.2.14. В ходе испытаний строят контрольный график, аналогичный графику (см. черт- 2) в виде зависимости угла опережения зажигания, вызывающего легкую детонацию на данном испытуемом бензине, от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

3.3. Обработка результатов

3.3.1. Результаты стендовых детонационных испытании двигателя обрабатывают по пунктам, указанным ниже.

3.3.1 Л. По данным результатов испытаний (п. 3.2) строят два первичных графика.

Первичную характеристику по углу опережения зажигания (см. черт. 1).

Первичную детонационную характеристику (см. черт. 2).

3.3.1.2. Строят кривую промежуточной характеристики в виде зависимости крутящего момента двигателя от угла опережения зажигания для нескольких значений частот вращения (черт. 3).

На каждую кривую наносят точки, соответствующие максимальному крутящему моменту при данной частоте вращения н точки, соответствующие крутящему моменту, который отличается на 1, 2, 4. б, 8 и 10% от максимального значения. Точки, соответствующие одинаковому уменьшению крутящего момента для всех частот вращения, соединяют пунктирными линиями.

Страница 10

ГОСТ 10373-75 Стр. 7

Промежуточная характеристика двигателя по углу опережения зажжвмня

Черт. 3

3.31.3. Строят кривую итоговой характеристики по углу опережения зажигания путем перестройки первичной характеристики в координатах: угол опережения зажигания — частота вращения коленчатого вала двигателя (черт. 4). Наносят на кривую итоговой характеристики, кроме оптимальных углов опережения зажигания, обеспечивающих получение максимальных крутящих моментов при всех частотах вращений, также углы опережения зажигания, вызывающие одинаковые относительные уменьшения крутящего момента на I, 2, 4, 6, 8 и 10%. Если известна характеристика центробежного автомата опережения зажигания, наносят ее на кривую итоговой характеристики *ю зажиганию с полем допусков, предусмотренным нормативно-технической документацией. При отсутствии указаний о начальной установки зажигания характеристику автомата наносят так, чтобы она максимально приближалась к оптимальному опережению зажигания.

3.3.1.4. Строят кривую промежуточной детонационной характеристики (черт. 5) в координатах: октановые числа смесей эталонных топлив — угол опережения зажигания; для этого первичную детонационную характеристику (см. черт. 2) пересекают несколькими линиями, соответствующими постоянным частотам вращения, и для каждой частоты вращения определяют зависимость угла опережения зажигания от октанового числа смеси эталонных топ-

Страница 11

Ctp. 8 ГОСТ *: 10373—75

Иioi«вдн характеристика двигателя н<х углу опережении зажигаии*

4<-рт. Л

Промежуточная детонационная характеристика двигателя

Ошев”7® f SM*5 <$ <5 Я ?S<to6MT Черт. 5

Страница 12

№Ct 1М7ДО1 Cip. 9

лив. На постенную крявутд промежуточной характеристики нанося! для каждого значения частоты вращения точки, соответствующие оптимальным углам опережения зажигания, углам, равного падения крутящего момента или увеличения удельного расхода топ* л ива на I, 2, 4, 6, 8 и 10%я углам, устанавливаемым автоматом one-режения зажигания, заимствованным из итоговой характеристики по углу опережения зажигания (см. черт. 4).

3 3.1.5. Строят кривую итоговой детонационной характеристики двигателя (черт. 6) йутем перестройки промежуточной детонационной характеристики. На кривую итоговой детонационной характеристики наносят рптимальные октановые числа беи.жпа, октановые числа бензина, вызывающие уменьшение мощности на 1. 2, 4. 6, 8 и 10%, а также октановые числа, требующиеся при работе двигателя с заводским автоматом опережения зажигания.

Итогом а дстоняиммшоя характеристика двигателя

Черт, 6

3.3.2. Результаты стендовых детонационных испытаний автомобильного бензина обрабатывают способами, указанными ниже.

3.3.2.1. Строят кривую первичной детонационной характеристики испытуемого бензина (черт. 7) и совмещают ее с кривой пер-ьичной детонационной характеристикой двигателя (см- черт. 2).

3.3J2.2. Строят кривую промежуточной детонационной характеристики но «. 3.3.1.4 для испытуемого бензина (черт- 8).

Страница 13

Стр. to ГОСТ 103УД—75

Первичная детонационная характеристика бензила

ОктаноЯые числа смеса зта/гонмнх гтллаб

I

| Лввмт

*1 * .§5 го

II    *

si

$3 *"г

'Ssr s 1 ю

1 : П~Г '

ffxteSfiT

Ш0Л,оЗр1и»

ш там ш>

Черт. Г

Промежуточная детонационная характеристика бензина

П. odiMUH I

Цспы/пуе-~ный бензин

После вМТЮ 5 Ы17 $ ГУ fS «7 tSd$8H’ Черт. 8

Страница 14

ГОСТ ШП—И Стр. и

3.3.2.3. Строят итоговую детонационную характеристику испытуемого бензина в соответствии с п. 3.3.1.5 в координатах: фактическое октановое число бензина — частота вращения коленчатого вала двигателя (черт. 9).

И готовая детонационная характеристик бензина

ФОч

8S

90

’5

Ю

Сктсновж числом исс/ге&йаяильсюяу ме/nofy

't-к1 9ак^ичеа<се0нта>'0 1    |    |    |    Л. все число <фоч)

ОктансВсе числом wnep/wty ме/гю&/ (cvfcrs^

ЬС<Ю п.сб/ми*

юос гооо то

Черт. 9

Под фактическим октановым, числом (ФОЧ) бензина понимается октановое число смеси эталонных то<плив. обладающей детонационной стойкостью в данных условиях испытаний, равной детонационной стойкости испытуемого бензииа.

3.4.    Использование результатов стендовых детонационных испытаний автомобильных бензинов для двигателей.

3.4.J.    По детонационным характеристикам двигателя определяют требуемые оптимальные октановые числа для данного двигателя.

3.4.2.    По рекомендуемому заводом-нзготовителем двигателей установочному углу опережения зажигания и характеристике автомата определяют требуемые октановые числа бензина и возможные при этом ухудшения показателей двигателя.

3.4.3.    По и тоговой детонационной характеристике двигателя определяют возможные ухудшения его показателей при использовании бензина с октановыми числами меньше оптимальных; для этого результаты детонационных испытаний представляют в виде зависимости падения мощности или экономичности двигателя от октановых чисел бензина (черт. 10) при нескольких постоянных значениях частот вращения.

Страница 15

Стр. 12 гаст -нй7>—iv

3.4.4. Определяемые по Детонационным характеристикам фактические антидетонанионные свойства (фактические октамопые числа) бензинов сопоставляют с их октановыми числами, полученными на лабораторных установках но исследовательскому (ОЧ/И) п моторному (ОЧ/М) методам (см. черт. 9).

Характеристики падения мощности двигателя в зависимости от октанового числа бензина

70    75    SO    95    К    04

Октансбое число бензина

Черт. )0

3.4.5.    По сопоставлению игоговон детонационной характеристики двигателя с итоговыми детонационными характеристиками испытуемых бензинов подбирают оптимальный бензин, наиболее полно отвечающий требованиям данного двигателя.

3.4.6.    Для испытуемого автомобильного бензина но его детонационной характеристике подбирают оптимальную характеристику автомата опережения зажигания для данной модели двигателя-Для этого детонационную характеристику бензина совмещают с итоговой характеристикой по углу опережения зажигания двигателя (черт. II). Для обеспечения работы двигателя на испытуемом 'бензине с легкой детонацией, при одновременном получении нан-лучшнх показателей двигателя налаянном бензине, характеристика автомата должна максимально приближаться к детонационной характеристике бен.жна и к оптимальной характеристике угла опережения зажигания (см. верхний график черт II).

Страница 16

Выбор характеристики аятомагя и оценки возможного паленин мощности двигателя

6>°

I Лсюнаижшпэ* хдрахп’рмствка опилил Гкишм,

i иыбрашиа л«р>|кгераегмьд nilMalu; J ««при UMU-постя

Черт. II

Если детонационная характеристика бензина не позволяет установить оптимальное зажигание на всех режимах, на ряде |юж!1-XIов будут потери мощности, величина которых определяется sio точкам пересечения линии выбранном характеристики автомата опережения зажигания с линиями углов опережения зажигания, вызывающих равное падение мощности и ухудшение экономичности двигателя (см. график черт. II).

гост tom—;» оР. 13


3.4.7. Комплекс всех детонационных испытании рекомендуется проводить при влажности воздуха не более 70^ и ба;и>мегричсском давлении не ниже 0.1 МПа (740 мм рт.ст.). Воспроизводимость детххнжгионных характеристик при непосредственном иоато|к'лни испытания должна быть в пределах одной октановой единицы- Расхождения в условиях испытания при этом не должны превышать следующих значений величин: по атмосферному давлению 20С6Пн (20 мм рт.ст.), :ю температуре воздуха 10°С и по относительной влажности 20%.

Для обеспечения точности испытаний каждая и.* определяемых характеристик дат ж на иметь не менее восьми опытных точек, рач-

Страница 17

Стр. 14 ГОСТ 10373—УД

вомерно размещенных по кривой. Все точки, выпадающие из плавной кривой, проведенной через остальные экспериментальные точки, должны быть повторены дважды.

За результат испытания принимаются среднее арифметическое результатов не менее трех испытаний.

4. МЕТОД ДОРОЖНЫХ ДЕТОНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЯ БЕНЗИНОВ НА АВТОМОБИЛЯХ

4.1.    Испытания автомобиля следует проводнтьяа-мерном участ

ке прямого горизонтального шоссе с асфальтовым (бетонным) покрытием при метеорологических условиях:    сухо,    ветер слабый

(скорость ветра не более 5 м/сек).

4.2.    Дорожные детонационные испытания предусматривают определения. указанные ниже.

4.2.1.    Динамической характеристики автомобиля по углу опережения зажигания при разгоне автомобиля на высшей передаче в интервале его минимально устойчивой скорости и 0.8 максимальной скорости, указанной в технической характеристике (динамическая характеристика — это время разгона автомобиля з заданном интервале скоростей).

4.2.2.    Детонационной характеристики автомобиля на смесях эталонных топлив и принятом диапазоне скоростей.

4.2.3.    Детонационных свойств испытуемых бензинов в дорожных условиях в принятом диапазоне скоростей.

Испытания по п. 4.2.1 проводят на изооктане, обеспечивающем бездетонационную работу двигателя при всех установках опережения зажигания.

До испытаний двигатель и автомобиль прогревают до нормаль^ ного теплового состояния в соответствии с нормативно-технической, документацией.

4.3.    Испытания проводят в порядке, указанном ниже.

4.3.1.    Устанавливают начальное опережение зажигания (начальную установку распределителя) в соответствии с технической документацией.

4.3.2.    Автомобиль нависшей передаче подводят к мерному участку дороги с установившейся принятой минимально устойчивой скоростью. По команде одновременно быстро выжимают педаль газа до упора, включают секундомер. При достижении автомобилем принятой высшей скорости движения по второй команде одновременно быстро переключают коробку перемены передач в нейтральное положение и останавливают секундомер.

4.3.3.    Повторяют испытания, предусмотренные п. 4.3.2, по два раза в двух направлениях движения автомобиля.

Страница 18

ГОСТ 10173-73 Crp. 15

4.3.4.    Изменяют начальную установку распределителя в сторону позднего зажигания так, чтобы время разгона автомобиля возросло по сравнению с предыдущими испытаниями не менее чем иа 10%.

4.3.5.    Испытания по п. 4.3.2 и 4.3.3. полностью повторяют при новой установке опережения зажигания.

4.3.6.    В дальнейшем проводят изменения начальной установки распределителя в сторону более раннего опережения зажигания через интервалы Г поворотз коленчатого вала (ПКВ) и испытания по пп. 4.32 и 4.3.3 повторяют до получения явного перегиба крииой времени разгона автомобиля.

4.3.7.    В ходе испытаний строят кривые контрольных характеристик времени разгона ( т р) от начальной установки опережения зажигания (см. черт. 12).

Динамическая характеристика автомобиля по углу опережения зажигапия при разгоне

е- до вмт

время разгона аётсмоБиля от \!атн до 08 Vacate

Черт. 12

Страница 19

Стр. 16 ГдСТ

4.3.8; По окончании испытаний, приведенных в п. 4.2.1. выключают подачу топлива к двигателю, полностью вырабатывают топливо из поплавковой камеры карбюратора и переходят и испытаниям но п. 4.2.2, для этого питание двигателя переключают на смесь эталонных топлив с наименьшим октановым числом. Последующим пробегом автомобиля обеспечивают полную замену о> тав-шегоея в системе питания топлива от предыдущих испытаний.

4.3.9.'    Автомобиль на высшей передаче подводят к мерному участку дороги с установившейся минимальной скоростью движения. Быстро выжимают педаль газа до упора, и одновременно регистрируют начало появления детонации в двигателе и скорость движения автомобиля.

Если стуки не появляются, изменяют начальную установку распределителя в сторону более раннего опережения зажнгаиня. При сильной детонаиии устанавливают более позднее зажигание. Изменением начальной установки распределителя подбирают такую установку зажигания, которая вызывает легкую детонацию, слышимую при разгоне автомобиля в каком-либо интервале скорости.

4.3.10.    Испытания но и. 4.3.9 проводят во всем принятом диапазоне скоростей с определением детонационных характеристик в виде зависимости установочного угла опережения зажигания, вызывающего начало детонации, от скорости движения автомобиля (см.черт 13)-

Первичная детонационная характеристика автомобиля ил смесях эталонных топлмп

в" do ем Г

Черт. 13

Страница 20

ГОСТ, Щ73г-,7S Стр. 17

4.3.11.    Повюряют испытания по п. 4,3;8 (смена топлив).

Питание автомобиля f4«peключа ют «а следующую смесь эталонных топлив с более высоким октановым числом.

4.3.12.    Число эталонных смесей может быть ограничено. Применение ннзкооктановых смесей ограничивается неустойчивой работой двигателя или чрезмерно поздним зажиганием. Применение высоохтановых смесей ограничивается отсутствием детонации или чрезмерно ранним зажиганием- Общее число испытуемых смесей эталонных топлив не должно быть менее пяти.

4.3.13.    При определении детонационной стойкость бонзина в дорожных условиях (и. 4.2.3) проводят испытание, аналогичное испытанию, приведенном^ в п. 4.3, используя в качестве тонлиоа вместо смеси эталонных топлив, испытуемый бензин.

4.4.    Обработка результатов

4.4.1 Результаты/дорожных детонационных испытаний автомобилей обрабатывают .способами, указанными ниже.

4.4.1.1.    По первичной детонационной характеристике строится промежуточная детонационная характеристика в виде зависимости угла опережении зажигания, выбывающего начало детонации о* октановых чисел эталонных смесей топлив для нескольких постоянных схоростей движения автомобилей (черт. 14).

4.4.1«2. На промежуточную детонационную характеристик* переносятся детонационная характеристика испытуемого •бензина и линии оптимальной начальной установки опережения зажигания.

4.4 1.3. На основании промежуточной детонационной характеристики строится итоговая детонационная характеристика, представляющая зависимость октановых чисел бензина требуемых двигателю (ТОЧ) и фактических дорожных октановых чисел испытуемого бензина (ДОЧ) от Скорости движения автомобиля (черт. 15).

4.5.    Использование результатов дорожных детонационных испытании автомобильных бензинов для двигателей.

4.5.1.    Сопоставляют характеристики требуемых октановых чисел (ТОЧ)4^ дорожных октановых чисел бензинов (ДОЧ):

4.5.2.    Определяют область соответствия или несоответствия между двигателем и рекомендуемым бензином (низкоскоростная или вы&оо<оскоростпая детонация).

4.5.3.    ПО результатам дорожных детонационных испытаний различных компонентов и композиций автомобильных бензинов решают вопрос об улучшении фактических дорожных детонационных характеристик бензшг&в или путях корректирования детонационных требований двигатели.

4.5.4.    Точность испытаний и допускаемые расхождения определяют по п. 3.4.7.

Страница 21

Стр. 18 ГОСТ 10373-7$

Промежуточная детонационная характеристика автомобиля и топлива

в'вовмт

Ок/поновое число смесей з/т-ло*шк monmjS

Черт. 14

Итоговая детонационная характеристика автомобиля и топлива


Онтаиодое число смесей эталонных топлив


Страница 22

ГОСТ 10)73—7S Стр. 19

S. МЕТОД УСКОРЕННЫХ ДОРОЖНЫХ ДЕТОНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИИ БЕНЗИНОВ НА А1ТОМО»ИЛ1Х

51. Условия проведения ускоренных дорожных детонационных испытаний должны соответствовать п. 4.1.

5.2. Ускоренные дорожные детонационные испытания предусматривают определения, указанные ниже.

5.2.1.    Экономической характеристики автомобилей по углу опережения зажигания при двух постоянных скоростях движения на высшей передаче (рекомендуемые схоростн движения 30 н 70 км/ч).

5.2.2.    Экономической характеристики автомобилей по урлу опережения зажигания при разгоне автомобиля на высшей передаче в интервале выбранных скоростей.

5.2.3.    Динамической характеристики автомобиля по углу опережения зажигания при разгоне автомобиля «а высшей передаче в интервале выбранных скоростей (под динамической характеристикой понимают время разгона автомобиля в заданном интервале скоростей).

5.2.4.    Детонационной характеристики автомобиля на смесях эталонных топлив.

5.2.5.    Детонационной стойкости испытуемых бензинов в дорожных условиях.

Испытания по л п. 5.2.1 — 5.2.3 проводят ша высокооктановом бензине, обеспечивающем бездетонацио»ную работу двигателя при всех установках опережения зажигания.

До испытаний двигатель и автомобиль прогревают до нормального теплового состояния.

5.3. Испытания проводят в порядке, указанном ниже.

5.3.1.    Устанавливают начальное опережение зажигания (начальную установку распределителя) в соответствии с технической документацией.

5.3.2.    Автомобильна высшей передаче подводят к мерному километру испытательного участка дороги с выбранной низшей постоянной скоростью движения (30 км/ч). В момент прохождения мерного столба включают секундомер и прибор, замеряющий расход топлива. Мерный участок длиной в I км проходят с постоянной скоростью. В момент прохождения мерного столба в конце километрового участка выключают прибор для замера расхода топлива и останавливают секундомер.

Среднюю скорость движения (иа ) в км/ч вычисляют по формуле

где т — время прохождения участка, с.

Страница 23

Стр. 20 ГОСТ 10373-75

53.3.    Повторяют испытаны*, предусмотренные л. 5.3.2, в противоположном ианранлснии^длм иск.иочекми-влиянии наклона дороги н нлиянич скорости ветра.

5.3-1 Повторяют испытания, предусмотренные пп. 5.3.2л 5.3.3, при выбранной высшей скорости движения (70 км/ч).

5.3.5. Автомобиль па высшей передаче подводят к мерному участку дороги с установившейся принятой низшем скоростью По команде одновременно быстро выжимают медаль газа до упора, в ключ .-нот секундомер, прибор для замера расхода топлива п прибор дли hi мера пройденного пути. Мри достижении автомобилем ирннятом высшей скорости движения но второй команде одновременно С.асгро переключают коробку перемены передач в нейтрально» положение, выключают прибор для замера расхода топлива н осыи.шлиаают секундомер. Дальнейшее движение автомобиля происходи! то инерции (накатом). Г1о достижении автомобилем начальной скорости движения выключают прибор для замера пути-

5.3.»*    Повторяют испытании, предусмотренные и. 5.2.5. ;ю два paia и дну \ направлениях движения автомобиля.

5.3    7 Изменяют начальную установку распределителя н сторону iio.uiiero зажигания так. чтобы расход топлива и время разгона «•вюмоСж.чя возросли но сравнению с предыдущими испытаниям:! не меиес, чем на 10%.

5.3.1*. Пс.чытания по пп. 5-2.2—5.2.6 полностью повторяют ирн повои усупновке угла опережения зажигания.

5.3.!#    » дальнейшем изменяют начальную установку распределителя в сторону более раннего угла опережения зажигания через I..'порвали У поиорота коленчатого вала (Г1КВ) н испытания но пи. 5.2.2 5.2.6 повторяют до получения явного перегиба кривой pncxaia ним.та н времени разгона автомобиля.

5.3    10 II ходе испытании строят кривые контрольных характе

ристик расхода топлива при движении с постоянной скоростью <<У,)- рнсхода топлива на цикл движения разгои-нпкат (О,,) и времени ра йона <    )    07 начальной установки угла опережении

зажигания (черт. 16 и 17).

Расход топлива на цикл fQj() п л/100 км вычисляют но формуле

п 100 \v.

Vil” о    *

гд< Av, — расход топлива за время разгона, мл;

Su путь, пройденный за время разгон-накат, м.

5.3.11. По окончании испытаний, приведенных в пп. 5.2.1--5.2.3. отключаю г подачу топлива к двигателю, полностью вырабатывают топливо п.; поплавковой камеры карбюратора и переходят к испытаниям но п. 5.2.4; для чтого питание двигателя переключают на

Страница 24

ГОСТ 10)73—7S Стр. 21

смесь эталонных топлив с наименьшим октановым числом. Последующим пробегом автомобиля обеспечивают полную замену оставшегося в системе питания топлива от предыдущих испытаний.

Экономическая характеристика автомобиля по углу опережения зажигания при постоянной скорости движения

Мюльная </стймс8ка опервхенм зажигании

при ДМЖ««И1 в прямой вооровленяи; г-при дни-жезни D обратасм козраывмкн

Черт. 16

5.3.12.    Автомобиль на высшей передаче подводят к мерному участку дороги с установившейся минимальной скоростью движения. Быстро выжимают педаль газа до упора и одновременно ведут наблюдения за появлением в двигателе детонационных стуков.

Если стуки не появляются, изменяют начальную установку распределителя в сторону более раннего угла опережения зажигания. При сильной детонации устанавливают более позднее зажигание. Изменением начальной установки распределителя подбирают такую установку угла опережения зажигания, которая вызывает легкую детонацию, слышимую при разгоне автомобиля в любом интервале скорости.

5.3.13.    Повторяют испытание по п. 5.3.2 со сменой топлива- Питание автомобиля переключают на следующую смесь эталонных топлив с более высоким октановым числом.

5.3.14.    Повторяют испытания по п. 5.3.3 на всей серии смесей эталонных топлив.

Страница 25

Стр. 22 ГОСТ 10J7J—75

Экономическая и динамическая характеристика автомобиля по углу опережения зажигания при разгоне

Н"1

1

к-!

п

11

L

• >

о 1

1 1 -}

Л

/

-

)

гИ

j

л/80лм

О•

ПослеВМТ    /0 5 ВМТ 5 К /5 20 Ко'оВМТ

Начальная установка опецекенил яим/аюа

l—zря дмжекна в промой иопроалсиин; 2— при движении а обротеим и&1фаал*и*н

Черт. 17

5.3 15. В ходе испытаний строят контрольный график (черт. 18) детонационной характеристики в координатах: октановые числа смесей эталонных топлив — начальная установка угла опережения зажигания, при которой данная смесь детонирует. Интенсивность детонации на графике условно отмечают числом стрелок.

Число эталонных смесей может быть ограничено. Применение низкооктановых смесей ограничивается неустойчивой работой двигателя или поздним зажиганием, выходящим за пределы, выявленные по п. 5.3.7. Применение высокооктановых смесей ограничивается отсутствием детонации или ранним зажиганием, выходящим за пределы, указанные по п. 5.3.9. Общее число испытуемых смесей эталонных топлив не должно быть менее четырех.

5.3.16- При определении детонационной стойкости бензина в дорожных условиях (п- 5.2.5) проводят испытание, аналогичное испытанию, приведенному в п. 5.3.7, используя в качестве топлива вместо смесей эталонных топлив испытуемый бензин, и получают установочный угол опережения зажигания, вызывающий появление легкой детонации.

Страница 26

ГОСТ 10273-75 Стр. 23

Пгряичили детонационная характеристика автомобиля иа смесях эталонных топлив

Начальная установка опережения мм и га нор

/—начало астоиаихи: 7—легкая аетозавкя: 3—сильная детом* им: <—очени сильная дотогавча

Черт, 18

5.4. Обработка результатов

5.4.1.    Результаты дорожных детонационных испытаний автомобиля обрабатывают способами, указанными ниже.

54.1.1.    Г!о осредкенным данным испытаний строят три исходных первичных графика:

экономической характеристики автомобиля по углу опережения зажигания при постоянной скорости движения (см. черт. 16);

экономической и динамической характеристики автомобиля по углу опережения зажигания при разгоне (см. черт. 17);

первичной детонационной характеристики автомобиля на смесях эталонных топлив (см. черт. 18).

5.4.1.2. Совмещением первичных графиков и переведением их в относительные величины строят кривую промежуточной детонационной характеристики автомобиля (черт. 19). При построении кривой промежуточной детонационной характеристики за 100% принимают для каждой из первичных кривых минимальный расход топлива при выбранных низшей и высшей скоростях, минимальный расход топлива на цикл и минимальное время разгона и затем подсчитывают относительные увеличения этих величин лри изменении угла опережения зажигания.

Страница 27

Стр. 24 ГОСТ 10173-75

5.4 1.3. Строят кривую итоговой детонационной характеристики (черт. 20); для этого из графика (см. черт. 19) определяют соответствующие октановому числу каждой смеси эталонных топлив относительные изменения расхода топлива и времени разгона.

Промежуточная детонационная характеристика автомобиля

После8ЯТ 10 5 вМТ 5 W >5 20 25 doВМ7 Начальная //станобха оле/хжеяця зажигание

Черт. 19

Итоговую детонационную характеристику строят только, на участке от низких октановых чисел до оптимального октанового числа, обеспечивающего наилучшую дннамнку и топливную экономику автомобиля.

5.4.1.4. На первичную детонационную характеристику автомобиля (см. черт. 18) .наносят точку, соответствующую углу опережения зажигания, вызывающего начало детонашти при работе на испытуемом бензине (черт. 21). Эта точка определяет дорожное октановое число (ДОЧ) испытуемого бензина-

Под дорожным октановым числом (ДОЧ) бензина понимается октановое число смеси эталонных топлив, обладающей детонационной стойкостью, равной в данных условиях испытаний детонационной стойкости испытуемого бензина.

Страница 28

ГОСТ 40Э73—75 Стр. 2S

Итоговая детонационная характеристика автомобиля

Toeft,'ewe охтанодь'С числа <Ге*зи*а Черт 20

Оценка дорожного октанового числа венвнна на автомобиле

Мачо&моя ус.лям&Ьв дедехдеъ яжигох</в


Черт 21


Страница 29

Стр. 26 ГОСТ 1М7Э—75

5.5. Использование результатов ускоренных дорожных детонационных испытаний.

5.5.1. По детонационной характеристике автомобиля определяют оптимальные октановые числа бензина, обеспечивающие получение наилучших экономических и динамических показателей данного автомобиля.

55.2. По рекомендуемой заводом-изготовителем начальной установке угла опережения зажигания и промежуточной детонационной характеристике определяют требования двигателя к октановому числу бензина и соответствующие ухудшения топливной экономики и динамики автомобиля относительно оптимальных величин.

5.5.3.    По известному октановому числу бензина и промежуточной детонационной характеристике определяют требующуюся для данного бензина установку угла опережения зажигания и соответствующее ухудшение топливной экономики п динамики автомобиля.

5.5.4.    Определяют дорожное октановое число испытуемого бензина и сопоставляют его с октановыми числами, полученными на лабораторных установках по исследовательскому (ОЧ/И) к мо-TOpHOMv (ОЧ/М) методам.

5.5.5- Точность испытаний и допускаемые расхождения определяют по п. 4.3.7.

Редактор А. С. Пшеничная Технический редактор В. Ю. Смирнова KopixtcTOp А. П. Якуничкина

С***» • и*боп I3.10.7S Подл. ■ печ. 10.12.7S 1.75 п. а. Тир. IOOO) Ц*н« 9 коа.

Ордсзв «Зил* Почет» Иматсльство стаидюто». Мос*вв. 11-37. Но*опрес»*яс*к» а«р., I К*лужск*и TMfiwp»*»» стлил*рто». ул. Москоаская. Ш. 3»к. 221»

Страница 30

Группа Б19

Изменение Л* I ГОСГ 10373—75 Бензииы автомобильные д.»я двигателей. Методы детонационных испытаний

Постановлением Государственною комитета СССР по стандартам от 21.07.86 Л 2194 срок действия установлен

с 01.01.87

Под наименование* стандарта проставить код: ОКСТУ 0209.

Раздел 1. Заменить единицу и ссылки, мл иа см1. ГОСТ 5-394-70 на ГОСТ 12433— 83, ГОСТ 5.395-70 на ГОСТ 2582&-83 ГОСТ 14В46—69 на ГОСТ 14846-81;

пятый абдон нзлоншть о новой редакции: «Смеси иэооктана с иорма.тмшм гептаном с объемной долей изооктана: 100. 95, 90. 85. 80. 75. 70. 63 и 60%.

Дня составления смесей эталонных топлив используют мерные колбы по ГОСТ 1770-74 вместимостью 250, 500 и 1000 см1»:

десятый, одиннадцатый, четырнадцатый абзацы. Заменить слово: «замера» на «измерения» (6 раз);

(Продолжение см. с. 54)

Страница 31

(Продолжение изменения к ГОСТ 10373-75)

одиияаддггтыЛ абзац. Заменить значение: 200 па 251.

Раздел 3. Наименование. Исключить слова; «бензинов па двигателях». Пункт 3.2.8 к чертежи I—II» Заыенн-ть единицу: об/мим на чин-'.

Раздел 4. Наименование. Исключить слова: «бензинов на автомобилях».

Пункт 5.3.6. Заменить ссылку: а. 5.2.5 яа п. 5.3.5.

Пункты 538; 5.3.9. Заменить ссылку: пп. 55.2—5.2.6 па па. 5.2.2—52.5. Пункт 5.3.10. Заменить единицы: д/100 км на ам5/100 км. мл иа см*. Пункты 5.3.11 (чертеж 16), 5.3.14 (чертеж 17). Заменить единицу: л/100 о* ЯМ‘/1<Ю км.

Пункт 5.5.5. Зигехктъ ссылку: я. 4.3.7 на п. 3.4.7.

(ИУС N* 10 1986 г.)

Заменяет ГОСТ 10373-63