ГОСТ 10032-80
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СТАЦИОНАРНЫЕ,
ПЕРЕДВИЖНЫЕ, СУДОВЫЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗАЦИИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СТАЦИОНАРНЫЕ,
ПЕРЕДВИЖНЫЕ, СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
Технические требования к автоматизации
Stationary, travelling, auxiliary,
marine diesel generator sets.
Technical requirement to automatization
|
ГОСТ
10032-80*
Взамен
ГОСТ 10032-69
|
* Переиздание
(ноябрь 1998 г.) с Изменением № 1, утвержденным в августе 1986 г. (ИУС 11-86)
Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от
25.11.80 № 5572
дата введения установлена
01.01.82
Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93
Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС
5-6-93)
Настоящий стандарт распространяется на
автоматизированные стационарные, передвижные, судовые вспомогательные
дизель-генераторы мощностью до 5000 кВт (далее - дизель-генераторы),
предназначенные для использования в качестве источников электроэнергии, и
устанавливает технические требования к их автоматизации.
Стандарт не распространяется на судовые
аварийные дизель-генераторы по ГОСТ
22246-84 и дизель-генераторы систем, обеспечивающих электродвижение
наземного и водного транспорта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При автоматизации дизель-генераторов
должны выполняться требования настоящего стандарта и рабочих чертежей,
утвержденных в установленном порядке; при автоматизации судовых вспомогательных
дизель-генераторов должны также выполняться Правила Регистра СССР или Речного
Регистра РСФСР.
1.2. Дизели дизель-генераторов должны
соответствовать ГОСТ 10150-88.
1.3. Генераторы дизель-генераторов должны
соответствовать стандартам и техническим условиям на конкретные генераторы.
1.4. Средства автоматизации
дизель-генераторов должны соответствовать ГОСТ 10511-83, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 11928-83, требованиям
Правил Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР при автоматизации судовых
дизель-генераторов, а также стандартам и техническим условиям на
конкретные средства автоматизации.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
1.5. Дизель-генераторы должны быть
оборудованы или подготовлены к оборудованию средствами автоматизации.
Перечень средств автоматизации
устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретные
дизель-генераторы.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дизель-генераторы в зависимости от
объема автоматизированных и (или) автоматически выполняемых операций и времени
необслуживаемой работы должны соответствовать степеням автоматизации по ГОСТ 14228-80.
2.2. Требования
к автоматизируемым операциям
2.2.1. Предпусковая прокачка смазочного масла
должна обеспечивать наличие предпускового давления в масляной магистрали.
Значение предпускового давления, место и
метод его контроля, а также длительность прокачки устанавливаются
предприятием-изготовителем дизель-генераторов и указываются в инструкции по
эксплуатации.
2.2.2. При пуске дизель-генератора
электростартером должно автоматически осуществляться не менее трех попыток
пуска в соответствии с ГОСТ 10150-88.
2.2.3. При пуске сжатым воздухом его подача
должна ограничиваться временем по ГОСТ 10150-88 и одной попыткой пуска.
2.2.4. При достижении дизель-генератором
частоты вращения, соответствующей состоявшемуся пуску, должно осуществляться
выключение электростартера или подачи сжатого воздуха.
При несостоявшемся пуске за установленное
время или число попыток должен появляться аварийный сигнал.
2.2.5. Готовность дизель-генератора к приему
нагрузки до номинального значения должна определяться контролем (прямым или
косвенным) выхода дизель-генератора на заданную частоту вращения, а также
контролем (по инструкции по эксплуатации на конкретные дизель-генераторы)
дополнительных параметров.
2.2.6. При экстренном пуске должен допускаться
прием нагрузки непрогретым дизель-генератором. При этом значение нагрузки и
режим ее включения для определенной температуры смазочного масла устанавливают
в инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
2.2.7. В начале останова дизель-генератора
должна отключаться нагрузка.
После отключения нагрузки должна при
необходимости осуществляться работа дизель-генератора на холостом ходу в
течение времени, обусловленного конструкцией дизеля, или до снижения
температуры охлаждающей жидкости или масла до значения, установленного в
инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.2.8. Останов дизель-генератора должен
осуществляться отключением подачи топлива путем воздействия непосредственно на
механизм управления топливоподачей или на регулятор частоты вращения.
При состоявшемся останове должна
обеспечиваться готовность очередного пуска.
2.2.9. Для дизель-генераторов,
автоматизированных по 2 - 4-й степеням, при несостоявшемся останове за время,
установленное инструкцией по эксплуатации, должен осуществляться останов
посредством аварийной защиты.
2.2.10. Для дизель-генераторов мощностью свыше
630 кВт после останова, исключая аварийный останов из-за падения давления масла
при необходимости должна осуществляться послеостановочная прокачка масла в
течение времени, обусловленного конструкцией дизеля.
2.2.9, 2.2.10. (Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.2.11. Поддержание дизель-генератора в
готовности к быстрому приему нагрузки должно осуществляться либо прогревом
смазочного масла и при необходимости охлаждающей жидкости путем использования
внешней энергии (электрической, тепла горячей воды работающих дизелей и т.п.),
либо путем периодических или постоянных прокачек масла и (или) воды, а также
при необходимости прокруток и (или) пусков дизель-генератора.
Условия поддержания дизель-генератора в
готовности к быстрому приему нагрузки, в том числе продолжительность
периодических режимов, должны устанавливаться в стандартах и технических
условиях на конкретный дизель-генератор.
2.2.12. В период работы дизель-генератора должна
осуществляться автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита.
Исполнительная сигнализация должна
информировать об исполнении задаваемых автоматизируемых операций.
Объем аварийно-предупредительной
сигнализации и защиты, а также исполнительной сигнализации, их вид,
функционирование и применяемая визуальная информация должна соответствовать ГОСТ
11928-83, Правилам Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых
дизель-генераторов и устанавливаться в технических условиях и в инструкции по
эксплуатации системы управления для конкретного типа дизель-генератора.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.2.13. (Исключен, Изм. № 1).
2.3. Требования
к эксплуатационным характеристикам
2.3.1. Время
от поступления (подачи) сигнала на автоматический или дистанционный
автоматизированный пуск до момента готовности приема нагрузки до номинального
значения для дизель-генераторов, находящихся в готовности к быстрому приему
нагрузки, должно быть не более указанного в таблице.
Номинальная мощность дизель-генератора, кВт
|
Время, с, не более
|
До 100 включ.
|
10; 15*
|
Св. 100 до 500 включ.
|
20; 30*
|
» 500 » 1000 »
|
30; 45*
|
» 1000
|
40; 80*
|
_______
*
В разработках новых моделей дизель-генераторов не применять.
Примечания:
1. Для дизель-генераторов с электростартерным пуском время
указано при пуске с первой попытки.
2. Значение одноразового приема (наброса) нагрузки после
пуска устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретный
дизель-генератор.
2.3.2. (Исключен, Изм. № 1).
2.3.3. При автоматизации дизель-генераторов
должна использоваться двухпроводная схема питания с электрическим источником на
номинальное напряжение 24 (27) или 12 В постоянного или выпрямленного тока.
Допускается применение однопроводной схемы питания за исключением судовых
дизель-генераторов.
Допускается также применение схем питания
с другим источником:
- электрическим;
- переменного тока напряжением 127*;
220; 380 В и частотой 50 Гц;
- постоянного тока напряжением 75*,
110, 220 В;
- пневматическим;
- гидравлическим;
- комбинированным из указанных видов.
________
*
Для новых разработок не применять.
2.3.4. Дизель-генераторы должны иметь ручное
управление и (или) управление с местного поста (дизельного щитка). По
требованию потребителя должно предусматриваться дистанционное управление, а
также подготовка дизель-генераторов к использованию средств дистанционного
контроля (измерения).
2.3.3, 2.3.4 (Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.3.5. При аварийном останове дизель-генератора
очередной пуск его должен быть возможен только после ручной деблокировки схемы
и (или) устройств защиты.
2.3.6. Средства автоматизации в зависимости от
назначения дизель-генератора должны надежно работать в условиях, установленных ГОСТ 13822-82, ГОСТ 22246-84, Правилами
Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых дизель-генераторов.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
2.3.7. Допустимый уровень радиопомех
электрооборудования дизель-генераторов должен соответствовать «Общесоюзным
нормам допускаемых индустриальных радиопомех» или уровню, согласованному с
заказчиком.
2.4. Требования
к надежности
2.4.1. Составные части дизель-генераторов
(дизель, генератор, система управления, приборы и устройства) и электроагрегаты
на их базе должны иметь показатели надежности не ниже установленных ГОСТ 10150-88, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 20439-87.
2.4.2. На средства автоматизации
дизель-генераторов должны задаваться показатели надежности с учетом их
номенклатуры по ГОСТ 4.367-85.
2.4.3. Вероятность безотказной работы системы
управления по функционально самостоятельным операциям должна быть не менее 0,95
за 2000 ч или 0,9 за 5000 ч; по
требованию заказчика для вновь разрабатываемых систем - не менее 0,95 за 5000 ч.
2.4.4. Назначенный ресурс системы управления
должен быть не менее 25000 ч до заводского ремонта или назначенный полный
ресурс не менее 40000 ч без проведения ремонта.
Ресурс непрерывной работы (установленная
безотказная наработка) должен быть не менее 5000 ч.
2.4.3, 2.4.4 (Новая редакция, Изм.
№ 1).
2.4.5. Срок службы системы управления должен
быть равен сроку службы дизель-генератора.
2.4.6. Признаком отказа дизель-генератора
является аварийный останов или нарушение выполнения операций, установленных
настоящим стандартом.
2.4.7. Дизель-генераторы, оборудованные
средствами автоматизации, должны иметь гарантийный срок эксплуатации не ниже
гарантийного срока эксплуатации дизеля по ГОСТ 10150-88.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Аварийный останов дизель-генератора -
останов дизель-генератора в результате срабатывания аварийной защиты и
появления аварийной сигнализации, в том числе при несостоявшемся пуске или
останове.
Примечание.
Пояснения остальных терминов - по ГОСТ
14228-80.