Купить ГОСТ 1.20-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает основные положения по внедрению государственных, отраслевых и республиканских стандартов, изменений и дополнений к ним в министерствах (ведомствах), предприятиях (организациях).
1 Общие положения
2 Планирование работ по внедрению стандартов
3 Реализация планов основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов
4 Учет, отчетность и информация о внедрении стандартов
Приложение Форма акта о внедрении стандарта
Дата введения | 01.01.1987 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.09.1994 |
Актуализация | 01.01.2021 |
26.09.1985 | Утвержден | Госстандарт СССР | 160 |
---|---|---|---|
Разработан | Государственный комитет СССР по стандартам |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Государственная система стандартизации
Порядок внедрения стандартов
State system of standardization.
Procedure of implementation of standards
ОКСТУ 0001
Дата введения 01.01.87
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по внедрению государственных, отраслевых и республиканских стандартов, изменений и дополнений к ним (далее - стандарты) в министерствах (ведомствах), предприятиях (организациях).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Внедрение стандарта — осуществление организационно-технических мероприятий, обеспечивающих соблюдшие стандарта.
Соблюдение стандарта - выполнение требований, установленных стандартом в соответствии с его сферой действия и областью распространения.
Дата введения стандарта в действие — дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения.
1.2. Внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия, областью распространения и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.
Бсяи выпускаемая продукция или другие объекты стандартизации, на которые распространяются стандарты, после даты его введения в действие не соответствуют установленным требованиям, то следует считать, что стандарт не соблюдается.
Допускается вводить стандарт в действие досрочно. Введение в действие стандартов на продукцию досрочно должно быть согласовано с основным потребителем (заказчиком), а по стандартам технических условий и с органами ценообразования.
1.3. Министерства (ведомства) несут ответственность за своевременное внедрение стандартов, обеспечивают и контролируют их внедрение и соблюдение на подведомственных им предприятиях (организациях).
Издание официально* ★
На предприятиях (в организациях) ответственность за внедрение и соблюдение стандартов несут непосредственно их руководители, подразделе-
Перапачатка воспрещена
207
ния (службы) стандартизации и другие должностные лица.
Головные и базовые организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство и координацию работ по внедрению стандартов и контроль за их внедрением по закрепленным за ними видам продукции и областям деятельности.
1.4. Госстандарт осуществляет методическое руководство внедрением стандартов. Органы госнадзора Госстандарта контролируют своевременность внедрения и соблюдения стандартов.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ
2.1. Планирование работ по внедрению стандартов является составной частью государственного планирования. Планирование внедрения стандартов должно обеспечивать своевременное и комплексное осуществление всех работ по внедрению стандартов в установленные сроки.
2.2. Внедрение стандартов осуществляют в соответствии с планами основных организационно-технических мероприятий министерств (ведомств) по их внедрению и разрабатываемых на их основе планами организационнотехнических мероприятий предприятий (организаций), в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку, обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. В этих планах в зависимости от области распространения стандартов в общем случае предусматривают:
1) пересмотр, внесение изменений или отмену действующих и разработку новых нормативно-технических документов, связанных с содержанием внедряемого стандарта;
2) разработку новой технической документации и внесение изменений в действующую техническую документацию;
3) обеспечение предприятий необходимым сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, а также оборудованием, приборами, приспособлениями, инструментами, используемыми в производстве новой (модернизированной) продукции, и модернизацию действующего оборудования;
4) изготовление опытных образцов (опытных партий) продукции, проведение испытаний и постановку на производство новой (модернизированной) продукции;
5) изменение технологических процессов, режимов работы, автоматизацию и механизацию производственных процессов, повышение точности изготовления продукции;
6) реконструкцию, расширение, строительство новых производственных мощностей, организацию специализированных производств;
7) повышение квалификации и подготовку кадров;
8) другие мероприятия, необходимые для внедрения стандарта.
ГОСТ 1.20 - 85 С. 3
По каждому мероприятию указывают объемы работ и финансирования, исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Допускается разрабатывать план основных организационно-технических мероприятий по внедрению нескольких, одновременно разрабатываемых и представляемых на утверждение взаимосвязанных стандартов.
В план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта включают мероприятия по всем министерствам (ведомствам) , участвующим во внедрении стандарта.
2.3. Порядок разработки и утверждения планов основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов министерств (ведомств)
2.3.1. Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерств (ведомств) разрабатывает предприятие (организация)- разработчик проекта стандарта одновременно с разработкой проекта стандарта.
В качестве исполнителей в проекте плана основных организационно-технических мероприятий указывают министерства (ведомства), участвующие во внедрении стандарта, а также, при необходимости, предприятия и организации.
К разработке проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, при необходимости, привлекают заинтересованные предприятия (организации) министерства (ведомства)-разработчика и других министерств (ведомств) по их поручению.
Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта подписывают руководитель (заместитель руководителя) предприятия (организации)- разработчика проекта стандарта, руководитель разработки проекта стандарта и разработчик проекта плана.
Разработанный проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта вместе с проектом стандарта рассыпают на отзыв и уточняют при подготовке окончательной редакции проекта стандарта на основе полученных отзывов с участием, при необходимости, представителей заинтересованных министерств (ведомств).
2.3.2. Министерство (ведомство)- разработчик проекта стандарта направляет уточненный проект плана основных организационно-технических мероприятий по его внедрению на заключение министерствам (ведомствам) , внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта, указанным в проекте плана. При необходимости, по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта должно быть получено заключение Госплана СССР, Госснаба СССР и (или) Госплана, Госснаба союзной республики.
209
Заключения по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) направляют министерству (ведомству) -разработчику в IS-дневный срок со дня поступления проекта этого плана. При наличии замечаний по проекту плана ос-
8 Зак. 804
С. 4 ГОСТ 1.20-85
новных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта их излагают в заключении с необходимыми обоснованиями.
Разногласия по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта решают министерство (ведомство)-разработчик и заинтересованные министерства (ведомства) одновременно с рассмотрением разногласий по проекту стандарта или проекту этого плана. Оставшиеся нерешенными разногласия по этому проекту плана включают в справку о разногласиях по проекту стандарта и решают при утверждении этого стандарта.
Окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта прилагают к проекту стандарта, представляемому на утверждение.
2.3.3. Министерство (ведомство)— разработчик проекта государственного стандарта после получения постановления Госстандарта об его утверждении и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) в 5-дневный срок направляет окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта всем министерствам (ведомствам), внедряющим стандарт и обеспечивающим его внедрение (указанным в проекте плана).
2.3.4. Министерство (ведомство)-разработчик, министерства (ведомства) , внедряющие н обеспечивающие внедрение государственного стандарта, в месячный срок после получения постановления Госстандарта об утверждении государственного стандарта и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) на основе окончательной редакции проекта плана основных организационно-технических мероприятий подготавливают и утверждают планы основных организационно-технических мероприятий по его внедрению своего министерства (ведомства), издают приказ (при необходимости) или указание, обязывающие подчиненные предприятия (организации) провести необходимые работы, в направляют их подчиненным предприятиям (организациям).
Для обеспечения внедрения стандарта к дате его введения в действие в планах основных организационно-технических мероприятий по его внедрению министерства (ведомства) могут устанавливать дифференцированные сроки выполнения работ по внедрению стандарта:
1) в организациях — разработчиках технической и иормагивно-техш!-ческой документации;
2) на предприятиях ~ изготовителях готовой продукции;
3) на предприятиях — поставщиках сырья, материалов, комплектующих изделий.
Планы основных организационно-технических мероприятий по внедрению отраслевых и республиканских стандартов, приказы (указания) по их внедрению соответствующие министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик утверждают и направляют исполнителям в установленном ими порядке.
2.4. Предприятия (организации) на основе приказа (указания, утверж-
210
ГОСТ 1.20-85 С. 5
ЖДенного плана основных организационно-технических мероприятий министерства (ведомства) или на основе информации об утверждении стандарта, информационных указателей стандартов, изданного стандарта и т.п. (являющегося обязательным согласно его области распространения для данного предприятия (организации) издают приказы (в необходимых случаях) или распоряжения, разрабатывают и утверждают план организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта с конкретными заданиями по подразделениям (цехам, службам, отделам и т.д.), обеспечивающим внедрение стандарта к дате введения его в действие.
2.5. Мероприятия по внедрению стандарта допускается включать в издаваемые соответственно министерствами (ведомствами) и предприятиями (организациями) приказы (указания, распоряжения) по внедрению стандарта. В этом случае план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) и план организационно-технических мероприятий предприятия (организации) не разрабатывают.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ
3.1. Для реализации плана основных оганизащюнно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) предусматривают в планах экономического и социального развития задания и необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При установлении в планах заданий по освоению и выпуску новой (модернизируемой) продукции должны указываться стандарты на эту продукцию.
3.2. Для реализации плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие (организация) включает работы, связанные с материально-технической и организационной подготовкой производства и выпуском продукции по внедряемому стандарту, в соответствующие разделы плана предприятия и организации (производства, научно-технического развития, материально-технического снабжения и в другие разделы), а также заключает договоры поставки и другие хозяйственные договоры, необходимые для внедрения стандарта, организует производство запасных деталей для изделий, находящихся в эксплуатации и невзаимозаменяемых с деталями для изделий по внедряемому стандарту, определяет техникоэкономическую эффективность от внедрения стандарта и проводит другие необходимые работы.
3.3. При внедрении стандартов работы осуществляют:
1) по вновь разрабатываемой (модернизируемой) продукции — предприятия (организации) - разработчики этой продукции;
2) по производимой продукции — предприятия (организации)-разработчики продукции совместно с предприятиями — изготовителями этой продук-
ции, если подлинники технической документации на нее не переданы пред* приятиям-изготовителям, или предприятия-изготовители продукции, если подлинники технической документации им переданы.
3.4. Завершение работ по внедрению стандарта (или группы взаимосвязанных стандартов) оформляют актом о внедрении стандарта (в соответствии с приложением), утверждаемым руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации). В работе комиссии участвуют представители предприятия (организации), внедряющего стандарт, а также представитель заказчика (основного потребителя) по согласованию с ним.
4. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ
4.1. Предприятия (организации) ведут учет внедрения стандартов и представляют министерствам (ведомствам) или, по их указанию, базовым (головным) организациям по стандартизации отчеты (оперативную информацию) о внедрении стандартов.
Примечание. Формы отчетов устанавливает ЦСУ СССР.
4.2. На основании отчетов (оперативной информации), материалов проверок и других сведений осуществляют сводный учет и подготавливают информацию о внедрении стандартов:
1) в министерствах (ведомствах) - по подчиненным им предприятиям (организациям),
2) в республиканских управлениях Госстандарта — по народному хозяйству союзной республики;
3) в Госстандарте — по министерствам (ведомствам) СССР и союзным республикам.
4.3. Информацию о внедрении стандартов используют для анализа состояния внедрения стандартов и разработки мер, направленных на ускорение внедрения стандартов в народное хозяйство.
212
ГОСТ 1.20-85 С. 7
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
УТВЕРЖДАЮ
должность
Личная Расшифровка
подпись подписи
Дата
А К Т И*
место составления о внедрении ■
обозначение и наименование стандарта
вводимого в действие с — ■ -.»■ Основание для работы комиссии
Составлен комиссией:
дата
приказ или указание
Председатель
Члены комиссии 1.
должность» фамилия, инициалы должность, фамилия, инициалы
Комиссией установлено:
1. Разработанная техническая документация на
наименование продукции полностью соответствует требованиям
2. Установленные в
обозначение стандарта
требования полностью соблюдаются
обозначение стандарта
область
распространения стандарта
наименование продукции и ее обозначение полностью соответствует требованиям .....
тавит
обозначение стандарта
4. Ожидаемый технико-экономический эффект от внедрения стандарта сос-экономический эффект в расчете на годи другие технико-экономические и социальные эффекты:
экономия по основным видам ресурсов, рост производительности труда, снижение загрязняющих выбросов, улучшение условий труда и т.д.
считать внедренным с -
обозначение стандарта
дата
Председатель комиссии
личная подпись
расшифровка подписи
Члены комиссии:
Личная
подпись
Расшифровка
подписи
Примечания.
1. Акты о внедрении стандартов не составляют на сырье, материалы и комплектующие изделия несобственного производства, используемые для производства выпускаемой продукции, а также по внедрению изменений к стандартам, не оказывающих влияния на технический уровень и качество продукции, охрану труда и природы, и не требующих материально-технической подготовки производства.
2. Акты по внедрению стандартов на осваиваемую конкретную новую (модернизированную) продукцию могут оформлять комиссии по приемке установочных серий, опытных образцов (опытных партий) этой продукции с участием в ней представителей подразделений (службы) стандартизации предприятия.
3. Пункт 2 заполняется для общетехническйх к организационно-методических стандартов.
214
ГОСТ 1.20 — 85 С. 9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
ИСПОЛНИТЕЛИ
Н.С.Алпеев (руководитель темы); А.Я.Игнатенко; Е.Р.Клаузнер; Г.А.Курден* ков; В.П.Панов, канд. экон. наук; Ю.А.Пивоваров; АЖПознянский; А.Д.Ро-манов; Ж.Г.Романова; В.В.Сигодин; С.С.Станковский; Н.Г.Тимонова; В.В.Тро-фимов; И.А.Халап; Б.К.Ширкин.
215