государственные стандарты союза сер
ПИИКШШ
С1СТЕЙ1
смршпи
москва
государственный комитет сссг по стандартам 1916
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
ГОСТ 1.0-85, ГОСТ 1.2-85 - ГОСТ 1.5-85,
ГОСТ 1.7-85, ГОСТ 1.13-85, ГОСТ 1.15-85, ГОСТ 1.18-85 - ГОСТ 1.20-85, ГОСТ 1.22-85, ГОСТ 1.25-76
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва 1986
© Издательство стандартов, 1986
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Государственная система стандартизации
Порядок разработки стандартов
State system of standardization. Procedure of standards development
ОКСТУ 0001
Дата введения 01.01.87
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке государственных, отраслевых и республиканских стандартов, а также требования к построению, изложению, оформлению и содержанию технического задания на разработку стандарта, пояснительной записки к проекту стандарта, отзыва и сводки отзывов к проекту стандарта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Стандарты разрабатывают министерства (ведомства) в соответствии с утвержденными планами стандартизации.
Разработку проектов стандартов осуществляют непосредственно соответствующие головные и базовые организации по стандартизации, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и другие организации, ведущие предприятия, высшие учебные заведения (далее - организация-разработчик стандарта).
Допускается разработка стандартов рабочими группами специалистов организаций и предприятий различных министерств (ведомств) в порядке, установленном Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом) .
1.2. Разработка стандартов на продукцию для экспорта - по ГОСТ 1.22 -85.
1.3. Разработку государственных стандартов общих технических требований с перспективными требованиями в составе и по результатам научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции проводят в порядке, установленном Госстандартом и Государственным комитетом СССР по науке и технике (ГКНТ).
1.4. Разработку, согласование и утверждение государственных и отраслевых стандартов на основе стандартов ИСО и МЭК проводят в порядке, установленном Госстандартом.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
С. 2 ГОСТ 1.2-85
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ
2.1. Стадии разработки стандартов
В целях достижения организационно-методического единства при разработке стандартов, а также для контроля выполнения работ по разработке стандартов устанавливают четыре стадии разработки стандарта:
1) 1-я стадия - разработка и утверждение технического задания на разработку стандарта;
2) 2-я стадия — разработка проекта стандарта (первом редакции) и рассылка его на отзыв;
3) 3-я стадия — обработка отзывов, разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение;
4) 4-я стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта.
Построение, изложение, оформление и содержание стандарта - по
ГОСТ 1.5-85.
2.2. Разработка и утверждение технического задания на разработку стандарта
2.2.1. Техническое задание на разработку стандарта разрабатывает организация-разработчик стандарта.
При разработке стандарта несколькими организациями ведущая организация-разработчик (первая в списке исполнителей) совместно с каждой организацией-соисполнителем определяет объем и сроки выполгения работ и предусматривает эти работы в техническом задании на разработку стандарта.
Ведущая организация-разработчик является ответственной ^а своевременную разработку проекта стандарта в целом, а организации-соисполнители - за своевременное выполнение возложенных на них работ.
2.2.2. Для разработки проекта технического задания на разработку стандарта необходимо изучить и проанализировать ма1ериалы по объекту стандартизации с учетом высших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта.
Результаты анализз материалов по объекту стандартизации оформляют в виде таблицы сравнения стандарта в порядке, установленном Госстандар-том.
При разработке стандарта технических условий на продукцию, на которую по ГОСТ 2.116 - 84 предусмотрена разработка карты технического уровня и качества продукции, используют эту карту и не составляют таблицу сравнения стандарта.
2.2.3. Допускается разрабатывать одно техническое задание при одновременной разработке нескольких стандартов одной и той же категории на однородные объекты стандартизации.
Техническое задание на разработку стандарта, проводимую в составе работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, не разрабатывают. Этапы работ и сроки разработки проекта стандарта в этом случае предусматривают в техническом задании на разработку продукции.
22
ГОСТ 1.2-85 С.З
2.2.4. Построение, изложение, оформление и содержание технического задания на разработку стандарта - в соответствии с разд. 3.
При разработке технического задания на разработку стандарта составляют и прилагают к техническому заданию:
1) перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект стандарта на отзыв;
2) перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект стандарта.
Примечания:
1. При разработке стандарта, проводимой в составе работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, указанные перечни прилагают к техническому заданию на эти работы.
2. Согласование проекта стандарта - подтверждение согласия с проектом стандарта, которое оформляют отдельным письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) согласующей организации, или оформляют подписью руководителя (заместителя руководителя) согласующей организации на подлиннике и дубликате проекта стандарта.
Записи типа „Согласовано с замечаниями” не допускаются.
2.2.5. В перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект стандарта на отзыв, в зависимости от объекта стандартизации, категории и вида стандарта, включают:
1) министерство (ведомство)-заказчик (основной потребитель) или одну из его организаций, назначенную головной по согласованию проекта стандарта;
2) органы государственного надзора, профсоюзные органы, транспортные министерства, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;
3) министерства (ведомства), внедряющие и обеспечивающие внедрение стандарта;
4) базовые (головные) организации по стандартизации по закрепленной продукции или области деятельности, если они не являются разработчиками проекта стандарта;
5) научно-исследовательский институт Госстандарта или Государственного комитета СССР по делам строительства (Госстроя СССР), указанный в плане государственной стандартизации (для проектов государственных стандартов);
6) органы ценообразования (для проектов стандартов технических условий) ;
7) республиканские управления Госстандарта (для проектов республиканских стандартов);
8) органы, утвердившие действующие взаимосвязанные нормативнотехнические документы, которые подлежат пересмотру, изменению, отмене в связи с разработкой проекта стандарта.
В перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект государственного стандарта на отзыв, включают также организации и предприятия, сообщаемые министерствами (ведомствами) - по ГОСТ 1.0 -85, разд. 4.
2.2.6. В перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть
23
согласован проект стандарта, включают министерство (ведомство)-заказчик (основной потребитель) или одну из его организаций, назначенную головной по согласованию проекта стандарта.
Кроме того, в перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект стандарта, включают:
1) профсоюзные органы - в соответствии с порядком, установленным Госстандартом и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов (ВЦСПС);
2) органы государственного надзора - по объектам стандартизации, стандарты на которые подлежат согласованию в соответствии с положениями об органах государственного надзора.
При разработке государственного стандарта министерством (ведомством) , не являющимся головным (ведущим) по виду выпускаемой продукции или порученной области деятельности, проект стандарта перед представлением на утверждение должен быть согласован с соответствующим головным (ведущим) министерством (ведомством) СССР.
2.2.7. Проект технического задания на разработку стандарта, при необходимости, рассматривают на научно-техническом (ученом) совете (секции) или на техническом совещании, проводимом ведущей организацией-разработчиком.
2.2.8. Проект технического задания на разработку стандарта согласовывают с министерством (ведомством)-заказчиком (основным потребителем) или одной из его организаций, назначенной головной по согласованию проекта стандарта.
При разработке государственного стандарта министерством (ведомством) , не являющимся головным (ведущим) по виду выпускаемой продукции или порученной области деятельности, проект технического задания на разработку стандарта должен быть согласован с соответствующим головным (ведущим) министерством (ведомством) СССР.
Проект технического задания на разработку стандарта направляют на согласование с таблицей сравнения стандарта, если она была составлена в соответствии с п. 2.2.2.
Проект технического задания на разработку стандарта, представленный на согласование, следует рассматривать и оформлять согласование в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления.
Замечания согласующей организации по номенклатуре и значениям показателей, включаемых в проект технического задания, направляют с соответствующим обоснованием ведущей организации-разработчику в срок, установленный для согласования проекта технического задания на разработку стандарта.
Проект технического задания на разработку стандарта направляют также на заключение с таблицей сравнения стандарта или копией карты технического уровня и качества продукции в базовую (головную) организацию по стандартизации по закрепленной продукции или области деятельности (если она не является разработчиком проекта стандарта) для подготовки заключения
24
ГОСТ 1.2-85 С. 5
о соответствии требований проекта технического задания мировому уровню.
Проект технического задания на разработку государственного стандарта направляют также на заключение с таблицей сравнения стандарта или копией карты технического уровня и качества продукции в научно-исследовательский институт Госстандарта или Госстроя СССР, указанный в плане государственной стандартизации. Заключение на проект технического задания на разработку государственного стандарта эти институты направляют организации-разработчику в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления.
2.2.9. Техническое задание на разработку стандарта утверждает руководитель (заместитель руководителя) министерства (ведомства)-разработчика или, по его поручению, начальник соответствующего управления (отдела) этого министерства (ведомства).
По поручению министерства (ведомства) техническое задание на разработку отраслевого и республиканского стандарта может утверждать соответствующая головная (базовая) организация по стандартизации.
2.2.10. Ведущая организация-разработчик направляет копии утвержденного технического задания на разработку стандарта в срок, не превышающий 15 дней со дня его утверждения:
1) организациям-соисполнителям;
2) организации, согласовавшей проект технического задания на разработку стандарта.
2.2.11. При необходимости на последующих стадиях разработки стандарта разрабатывают изменение к техническому заданию на разработку стандарта. Изменение утверждает орган, утвердивший проект технического задания на разработку стандарта. Проект изменения согласовывают с организацией, ранее согласовавшей проект технического задания на разработку стандарта, и направляют в организации, в которые было направлено утвержденное техническое задание на разработку стандарта.
2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв
2.3.1. Проект стандарта разрабатывают в соответствии с утвержденным планом и техническим заданием на разработку стандарта.
2.3.2. Проект стандарта подписывают по ГОСТ 1.5 — 85.
Допускается оформлять письмом согласие организаций-соисполнителей
с проектом стандарта. В этом случае указывают в проекте стандарта наименование должностей лиц, подтверждающих согласие (включая наименование организаций), расшифровку подписей, даты и номера писем.
При наличии разногласий между ведущей организацией-разработчиком и организациями-соисполнителями допускается подписание проекта стандарта только ведущей организацией-разработчиком. При этом содержание разногласий отражают в пояснительной записке к проекту стандарта. Разногласия снимают на этапе разработки окончательной редакции проекта стандарта.
2.3.3. Одновременно с разработкой проекта стандарта составляют пояснительную записку к проекту стандарта в соответствии с разд. 4 и разрабатывают проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта (далее — проект плана основных мероприятий) по ГОСТ 1.20-85.
Допускается составлять одну пояснительную записку при одновременной разработке, подготовке к согласованию и утверждению нескольких стандартов одной и той же категории на однородные объекты стандартизации.
25
С. 6 ГОСТ 1.2-85
Если при разработке проекта стандарта выявляется необходимость пересмотра, изменения или отмены действующих взаимосвязанных нормативно-технических документов, то ведущая организация-разработчик одновременно с разработкой проекта стандарта должна подготовить обоснованные предложения о пересмотре, изменении или отмене действующих взаимосвязанных нормативно-технических документов и включить эти предложения в проект плана основных мероприятий.
2.3.4. Проект стандарта, пояснительную записку к проекту стандарта, проект плана основных мероприятий до рассылки на отзыв, при необходимости, предварительно рассматривают на научно-техническом (ученом) совете (секции) или на техническом совещании ведущей организации-разработчика с участием представителя министерства (ведомства) -заказчика (основного потребителя).
2.3.5. Проект стандарта вместе с пояснительной запиской и проектом плана основных мероприятий размножают и рассылают на отзыв министерства (ведомства) -разработчики или, по их поручению, организации-разработчики или другие организации.
2.3.6. Отзыв составляют организации, которым представлен проект стандарта на отзыв.
Предприятия и организации министерства (ведомства)-разработчика составляют отзыв на проект стандарта и направляют отзыв в двух экземплярах непосредственно ведущей организации-разработчику не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта стандарта-.
Министерство (ведомство) или, по его поручению, организация (предприятие) , ответственная за составление обобщенного отзыва от министерства (ведомства), составляет обобщенный отзыв по представленному проекту стандарта на основании замечаний и предложений подведомственных предприятий (организаций) и направляет отзыв в двух экземплярах министерству (ведомству) -разработчику стандарта не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.
В обобщенном отзыве не должно быть ссылок на отзывы предприятий (организаций), на основании которых он составлен.
Построение, изложение, оформление и содержание отзыва на проект стандарта - в соответствии с подразделом 5.1.
2.4. Обработка отзывов, разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение
2.4.1. Ведущая организация-разработчик на основании полученных отзывов составляет сводку отзывов в соответствии с подразделом 5.2.
2.4.2. Отзывы (обобщенные отзывы), направленные после срока, установленного в п. 2.3.6, рассматривают и включают в сводку отзывов по усмотрению ведущей организации-разработчика.
2.4-.3. Ведущая организация-разработчик и организации-соисполнители на основании сводки отзывов составляют окончательную редакцию проекта стандарта и уточняют пояснительную записку к проекту стандарта и проект плана основных мероприятий.
ГОСТ 1.2 - 85 С. 7
2.4.4. При наличии разногласий по проекту стандарта и проекту плана основных мероприятий между предприятиями (организациями) министерства (ведомства)-разработчика решение по этим разногласиям принимает министерство (ведомство)-разработчик или, по его поручению, головная (базовая) организация по стандартизации этого министерства (ведомства) до рассмотрения разногласий по проекту стандарта с другими заинтересованными министерствами (ведомствами).
При наличии разногласий с другими министерствами (ведомствами) по проекту стандарта или по проекту плана основных мероприятий ведущая организация-разработчик или головная (базовая) организация по стандартизации проводит совещание по рассмотрению разногласий.
На совещание приглашают представителей основных заинтересованных министерств (ведомств), в том числе представителей министерств (ведомств) -заказчиков (основных потребителей) в случае рассмотрения проекта стандарта на продукцию, уполномоченных министерствами (ведомствами) на принятие решений совещания по рассматриваемому проекту стандарта.
Состав участников совещания должен обеспечивать всестороннее обсуждение и принятие решений совещания по рассматриваемым вопросам.
Ведущая организация-разработчик или головная (базовая) организация по стандартизации высылает участникам совещания уточненные документы (редакцию проекта стандарта, пояснительную записку к проекту стандарта и проект плана основных мероприятий) или выписки из сводки отзывов по спорным вопросам. Приглашения на совещание рассылают с таким расчетом, чтобы они были получены участниками совещания не менее чем за 10 дней до начала совещания.
Решение совещания оформляют протоколом, подписанным участниками совещания.
В протоколе или отдельном списке, который прилагают к протоколу, указывают фамилию, имя, отчество каждого участника совещания и наименование его должности (включая наименование организации).
При разногласиях по отдельным пунктам уточненной редакции проекта стандарта в протоколе совещания указывают, что по этим пунктам представители министерств (ведомств) имеют особое мнение.
Особые мнения излагают на отдельных листах, которые прилагают к протоколу, или непосредственно в протоколе. Особые мнения подписывают представители министерств (ведомств), имеющих особое мнение.
На основании решений, принятых на совещании, составляют окончательную редакцию проекта стандарта и уточняют пояснительную записку к проекту стандарта и проект плана основных мероприятий.
2.4.5. Окончательную редакцию проекта стандарта перед представлением на утверждение министерство (ведомство) -разработчик направляет на согласование в организации по перечню, приведенному в техническом задании на разработку стандарта в соответствии с п. 2.2.6.
2.4.6. Окончательную редакцию проекта стандарта министерство (ве-
27