Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

141 страница

Купить ГОСТ Р 59266-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к управлению конструктивной целостностью морских нефтегазопромысловых сооружений (МНГС), устанавливаемых на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и в российском секторе Каспийского моря. Требования следует применять при планировании, проектировании и проведении работ: - по созданию баз данных по управлению конструктивной МНГС; - инспекциям в процессе эксплуатации и мероприятиям по управлению конструктивной целостностью новых и действующих МНГС; - оценке состояния действующих МНГС; - оценке состояния МНГС перед повторным использованием на новых площадках установки; - оценке состояния МНГС для определения мероприятий по их демонтажу. Установленные настоящим стандартом требования определены в отношении стационарных и мобильных МНГС, эксплуатирующихся как на морском дне, так и на плаву

 Скачать PDF

 
Дата введения01.09.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Petroleum and natural gas industry. Offshore oil and gas field structures. Structural integrity management

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

59266—

2020

(ИСО 19901-9:2019)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Нефтяная и газовая промышленность СООРУЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ

МОРСКИЕ

Управление конструктивной целостностью

(ISO 19901-9:2019,

Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures — Part 9: Structural integrity management, MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2021

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН филиалом Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Инжини-ринг» «ВолгоградНИПИморнефть» (ООО «ВолгоградНИПИморнефть») на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен ФГУП «Стаидартинформ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2020 г. N« 1324-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 19901-9:2019 «Нефтяная и газовая промышленность. Специальные требования к морским сооружениям. Часть 9. Менеджмент прочности конструкции» (ISO 19901-9:2019 «Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures — Part 9: Structural integrity management». MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федералыюго закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок —- в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2019 — Все права сохраняются © Стаидартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Fnt~ недопустимое количество смертельных исходов (intolerable number of fatalities);

G — постоянное воздействие (permanent action):

Hs — характерная высота волны (significant wave height);

L — протяженность или длина (span or length);

Z.ca(c — расчетная усталостная стойкость (calculated fatigue life);

N — количество летальных исходов (number of fatalities);

Pf — вероятность отказа (probability of failure);

p-y — боковое сопротивление грунта в зависимости от локального смещения свай (lateral soil resistance versus local pile displacement);

О — меняющееся воздействие (variable action);

q-z — несущая способность конца сеаи по сравнению со смещением наконечника сваи (pile end bearing resistance versus pile tip displacement); r— решающий вектор (resolving vector);

RP — повторяемость (return period);

RPC — повторяемость потери прочности на смятие (return period at collapse);

S — внутреннее усилие (internal force);

Sa — среднее спектральное ускорение, связанное с периодом колебаний осциллятора с одной степенью свободы Т. полученное при выполнении ВАСО;

t-z — передача усилий сдвига сваи в грунте по сравнению с локальным смещением сваи (soil pile shear transfer versus local pile displacement);

T — толщина элемента конструкции или плиты fundamental period of vibration).

Tdom — доминирующий модальный период колебаний сооружения;

U — скорость течения (current speed);

WiDA — воздействие волн на палубу (wave-in-deck action);

WiJA — воздействие волн на внешние цилиндры (wave-in-jacket action);

(R — коэффициент относительной устойчивости (partial resistance factor);

Д — отклонение с индексами для эффектов различных элементов (deflection with subscripts for various component effects).

5 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БЛА — беспилотный летательный аппарат;

ВАСО — вероятностный анализ сейсмической опасности.

ВО — визуальный осмотр;

ВС — верхнее строение:

МНГС — морские нефтегазопромысловые сооружения:

НК — неразрушающий контроль:

НКТ — насосно-компрессорная труба;

ОЧ — опорная часть.

ПМ — переходной мост;

ППБУ — полупогружная плавучая буровая установка;

ППЗ — пассивная противопожарная защита;

РМРС — федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства»; СпБУ — самоподъемная буровая установка;

СПК — скважинный предохранительный клапан;

ТБ. ПБ и ООС — техника безопасности, промышленная безопасность и охрана окружающей среды:

УД — ультразвуковая дефектоскопия;

УКЦ — управление конструктивной целостностью:

УОИ — управление организационными изменениями,

ALIE — сейсмическое воздействие аномального уровня,

ALS — аварийное или аномальное предельное состояние,

CFD — расчетная гидродинамика.

CS — основные элементы конструкции:

DLM— метод уровня проектирования;

EER — эвакуация, покидание и спасание:

ELIE — сейсмическое воздействие экстремального уровня;

FMD — обнаружение заводненного элемента конструкции;

IRPA — индивидуальный риск в год;

LJF— гибкость локальной муфты;

NTE — не должно превышать;

NT — нормализованная и закаленная сталь;

МАН — опасность возникновения крупномасштабных аварий:

РА — ликвидировать (скважину):

ROV — дистанционно управляемый аппарат,

RP — повторяемость;

SECE — элемент с особыми требованиями к соблюдению техники безопасности или охраны окружающей среды;

SMR — усиление, восстановление и/или ремонт;

ТА — временно законсервировать (скважину),

TRIF — частота повреждений временного убежища;

UR— коэффициент использования;

USM — метод расчета по предельным нагрузкам.

6 Основные принципы управления конструктивной целостностью

6.1    Общие сведения

УКЦ должно быть непрерывным процессом подтверждения готовности сооружения к эксплуатации с момента установки и до момента демонтажа. УКЦ должно учитывать последствия износа, повреждений. изменения нагрузки и случайной перегрузки. Кроме того, УКЦ используется для установления рамок планирования инспекций, технического обслуживания, а также ремонта одного или нескольких МНГС.

6.2    Оценка пригодности к эксплуатации

Настоящий стандарт содержит требования и рекомендации для проведения оценки пригодности МНГС к эксплуатации в присутствии опасного воздействия на морском месторождении. При оценке пригодности к эксплуатации определяется приблизительная вероятность возникновения отказа при опасном воздействии на МНГС. которое в сочетании с категорией последствий формирует оценку риска. Это позволяет спланировать проведение инспекции на основе оценки риска, которая может варьироваться по времени и объему проводимых мероприятий.

Подход к оценке пригодности к эксплуатации структурирован таким образом, что повреждение или обрушение МНГС не увеличит риск гибели людей, а также неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Тем не менее подход может создать экономическое препятствие для эксплуатирующей

организации с точки зрения потерь на нефтепромысловом объекте, а также производственных потерь. Определение приемлемого уровня финансового риска ложится на эксплуатирующую организацию. Для эксплуатирующей организации может быть полезным выполнить детальный анализ рисков применительно к эффективности затрат в дополнение к использованию уровней эффективности работы с точки зрения пригодности к эксплуатации, которые рекомендованы в настоящем стандарте.

Причины для проведения оценок пригодности к эксплуатации устанавливают до выбора метода оценки. Основную идею обуславливают соответствием нормативным требованиям в отношении уровня эффективности работы, стремлением оптимизировать программу инспекций и/или потребностью понять соотношение затрат и выгод при определении эффективности стратегии минимизации последствий.

6.3 Схома управления конструктивной целостностью

Эксплуатирующая организация должна разработать схему УКЦ МНГС. соответствующую требованиям органов государственного контроля (надзора) (Ростехнадзор. РМРС), и организовать ее выполнение в целях обеспечения безопасной эксплуатации сооружения в течение всего срока службы.

Схема УКЦ относится к комплексным системам, рабочим процессам и документации, которые используются вместе с процессом УКЦ для обеспечения конструктивной целостности.

Инфраструктуру УКЦ следует согласовывать с ТБ. ПБ и ООС и задачами бизнеса, а также она должна включать следующие взаимосвязанные элементы:

-    руководящие принципы организации, которые устанавливают цели и указания эксплуатирующей организации в отношении УКЦ:

-    письменное описание конструктивной целостности, какие документы, процессы и процедуры приняты эксплуатирующей организацией в отношении УКЦ;

-    организационная структура и персонал, которые формируют порядок подчиненности, подотчетность. функции и сферы ответственности, а также профессионализм, необходимый для персонала;

-    процесс УКЦ. применяемый для МНГС, которые готовы к эксплуатации;

-    процедуры для реализации требуемых мероприятий;

-    управление организационными изменениями, которое используется для определения и мониторинга изменений;

-    валидация, которая используется для измерения и проверки технических данных по сравнению с исходными показателями;

-    непрерывное улучшение, которое периодически проверяет процесс и вносит необходимые изменения.

Основой инфраструктуры управления является процесс УКЦ (см. раздел 7). как показано на рисунке 1. Другие элементы в основном поддерживают этот процесс.

РуЮйОДОДО

орган кадей


> Письменное описание


Оргшмацнотй1 структура и персонал

ПроцюоУКЦ

Данные

->

Аней»

t

1

Программа

<-

Стратегия


Г^оцадуры


ВаЛОДаЦИЯ


I


Нмрарыянм

улучшение


Рисунок 1 — Схема управления конструктивной целостностью


6.4 Уровень эффективности работы

До внедрения процесса УКЦ эксплуатирующая организация должна определить уровни эффективности работы для одного или нескольких МНГС в отношении каждой операционной опасности. Уровень эффективности работы включает количественное выражение прочностных характеристик конструкций МНГС и должен:

a)    использоваться при определении стратегии реализации конструктивной целостности:

b)    способствовать ликвидации возможных последствий после наступления воздействия:

c)    способствовать ликвидации всех опасностей.


6.5    Проектирование

Процесс УКЦ должен быть выработан на этапе проектирования и включать системный и итеративный процессы анализа рисков. Связи между проектированием, эксплуатацией, инспекцией и техническим обслуживанием должны быть выработаны на этапе проектирования МНГС.

Эксплуатирующая организация должна определить основные угрозы МНГС и связанные с ними риски, а затем разработать стратегию управления этими рисками, а именно: определение требований к инспекциям, технического обслуживания и мониторинга, а также устранение неисправностей конструкции МНГС.

Перед началом эксплуатации нового или повторно используемого МНГС данные УКЦ, разработанные в ходе проектирования или полученные от предыдущей эксплуатирующей организации, должны быть доступны для группы эксплуатации, которая отвечает за конструктивную целостность МНГС. Переход к основным эксплуатационным мероприятиям должен включать:

-    данные по проектированию, изготовлению и монтажу;

-    проектную документацию основных элементов конструкций для ОЧ и ВС.

-    выполнение начальной оценки рисков;

-    начальные планы инспекции, технического обслуживания и мониторинга на длительную перспективу.

При проектировании новых МНГС или при реконструкции существующих сооружений необходимо учитывать извлеченный опыт УКЦ. а именно:

-    критерии условий окружающей среды на площадке установки,

-    повреждение существующих конструкций и причины повреждения;

-    активность судоходства в регионе;

-    требования законодательства;

-    требования и нормы вывода из эксплуатации;

-    общий опыт эксплуатации, связанный с конструктивными характеристиками, включая взаимное влияние конструктивных элементов.

6.6    Верхние строения

УКЦ охватывает конструкцию ВС с упором на конструктивные элементы, которые обеспечивают безопасность персонала в случае нештатной ситуации. Кроме того, УКЦ ВС учитывает взаимодействие с другими программами целостности по конкретным разделам проектирования.

Для МНГС УКЦ конструкции ВС следует согласовывать с теми принципами процесса УКЦ, которые используются для несущей конструкции. Различия между ними заключаются в том. как они меняются со временем и какие мероприятия выполняются для сохранения в исправном состоянии различных компонентов с целью живучести МНГС. На конструктив ВС чаще всего действует коррозия из-за повреждения лакокрасочных и других покрытий, увеличения нагружения элементов из-за дополнительных нагрузок на ВС и/или доработок конструкций ВС, а также из-за износа/повреждения в результате проведения ежедневных операций.

6.7    Продление срока эксплуатации

По мере старения конструктивных элементов срок службы МНГС приближается к окончанию расчетного срока эксплуатации, определенного в первоначальной стадии проекта, или ресурса, согласованного в настоящее время; эксплуатирующая организация подтверждает пригодность к эксплуатации сооружения (т. е. работает в рамках приемлемых уровней риска) в течение продленного срока службы.

Для продолжения эксплуатации МНГС на срок, превышающий проектный срок эксплуатации, эксплуатирующая организация принимает соответствующее решение и привлекает организацию, которая проводит обследование технического состояния сооружения. Проведение данной оценки зависит не от фактического срока, в течение которого эксплуатируется МНГС. а от момента возникновения решения со стороны эксплуатирующей организации продлить срок эксплуатации данного МНГС. что может произойти в любой момент.

6.8    Зоны обследования конструктивной целостности

Для МНГС определяются особые зоны обследования, которые необходимо учитывать в рамках процесса УКЦ. К данным зонам относят:

-    точки соединения ОЧ и ВС,

•    зону периодического смачивания ОЧ;

•    обследования, выполняемые в рамках других инспекций (например, внутренняя инспекция кессона) или инспекции изготовителей оборудования.

Точки соединения ОЧ и ВС. обследуемые в рамках УКЦ, могут отличаться у разных типов МНГС. Кроме того, процесс УКЦ может потребовать взаимодействия со следующими специалистами:

-    инженерами-геологами:

-    специалистами по гидрометеорологии;

-    сейсмологами.

-    специалистами по оценке рисков;

-    специалистами по документообороту.

7 Процесс управления конструктивной целостностью

Процесс УКЦ включает периодический анализ данных по МНГС с целью определения стратегий минимизации последствий и программы и состоит из четырех основных элементов, как это иллюстрируется на рисунке 2:

а)    данные;

б)    анализ;

в)    стратегия;

г)    программа.

Анапм* цюмно-СШ пжстру*ф*1 и

ГкдаЛий объ«ы peftn по инопвицняы и мкпол-ммво ня мор* о ним пополнив кгмлммък данньа (at.    11)

фтнофия

npBHftlHM тспйк-цйй,* TW»»Crp*TT-

пм и циггарии проведения инопкциив

(сы.рмд'лЮ)


УпрЙВЛИМЙЯ МАЙ щлштщ* * it**** июипроммхдш-

ных и ддоос оосхпигг-отуоцих ttr—atfi (ем. РВ*ДЫ1Й)


мтупашш; р**-pt&mai моррмти-дащждМбтш* (ил р«эдвл»>

Рисунок 2 — Процесс управления конструктивной целостностью

8 Данные

8.1    Общие сведения

Система управления данными в процессе эксплуатации, которая содержит данные УКЦ. создается и поддерживается в течение срока службы МНГС. Данные включают следующее: информацию из первоначального проекта сооружения, данные по изготовлению и монтажу, выводы инспекций, результаты повреждений и износа, анализ конструкций, перегрузку конструкций и/или элементов конструкций, а также текущие изменения в нагружении и/или применении конструкций и/или элементов конструкций. Кроме того, данные должны включать проекты разработки технологий или эксплуатационный опыт аналогичных сооружений в отрасли.

Данные должны быть объединены в систему управления данными по завершении проектирования. изготовления и монтажа МНГС. Тем не менее признается, что для многих ранее построенных МНГС данные четко комплектуются на этапе эксплуатации МНГС.

8.2    Проектные данные

Проектные данные по МНГС должны собираться и храниться эксплуатирующей организацией в течение срока службы сооружения. Проектные данные являются исходной информацией об архитектурно-строительных и объемно-планировочных решениях по МНГС и должны комплектоваться начиная с этапа проектирования в целях предоставления исходных данных для этапов изготовления и монтажа.

Другие проектные данные, которые эксплуатирующая организация должна получить при и по окончании строительства для поддержания в течение срока службы, являются компьютерными проектными моделями. Модели могут использоваться для оценки будущих изменений в течение срока службы либо тех, которые будут включены в программу действий при аварии для оценки основных повреждений в результате нештатных ситуаций, штормов или износа.

8.3    Данные об изготовлении и монтаже

Процесс изготовления дает большое количество информации о конструкции МНГС и ее прогнозируемой реакции на нагрузку (изменения нагрузок). Инспекционные данные по изготовлению и монтажу предоставляют информацию о первоначальном состоянии сооружения, и от них напрямую зависит стратегия инспекций в ходе эксплуатации.

8.4    Данные о состоянии морских нефтегазопромысловых сооружений

Данные о состоянии МНГС должны включать изменения основных технических характеристик, которые могут возникнуть в течение срока службы МНГС и представлять текущее состояние и возможное будущее состояние МНГС.

Данные о состоянии следует подразделять на две категории:

-    данные о модернизации, касающиеся изменений, внесенных в МНГС;

-    данные текущего состояния, относящиеся к исследуемому состоянию МНГС.

8.5    Эксплуатационные данные морских нефтегазопромысловых сооружений

Эксплуатационные данные по МНГС должны включать информацию о фактических прочностных характеристиках сооружения и выступать в качестве критерия для понимания некоторых допущений и неопределенностей, используемых в конструкции МНГС.

Эксплуатационные данные должны содержать следующую информацию:

-    изменения нагрузок на ВС и палубы;

-    подверженность МНГС действию штормов, землетрясений и других природных явлений;

-    подверженность МНГС воздействию аварийных ситуаций;

-    рабочие параметры, используемые в оборудовании МНГС.

8.6    Технические данныо

Технические данные должны включать информацию по методам, решениям и параметрам, используемым для подтверждения того, что конструктивные аспекты МНГС пригодны к эксплуатации. Технические данные должны включать документацию по работам, выполненным с целью подтверждения пригодности для эксплуатации, и могут включать исследования по опасностям, оценку рисков, расчеты, анализ, структурный анализ и/или структурные модели.

8.7    Отсутствующие данные

Если данные по МНГС отсутствуют или они неточные, то это может заставить использовать взвешенные допущения в ходе планирования инспекций или технической оценки. Это может привести к ненужным инспекциям или. наоборот, не допустить выполнение работ по реконструкции и тем самым несправедливо противодействовать потенциальным разработкам.

Если первоначальные проектные данные или исполнительные чертежи отсутствуют, то данные оценки могут быть получены в результате натурных наблюдений конструкции МНГС.

На МНГС. в которых не выполнялся учет масс конструкций и оборудования, необходимо выполнить контроль нагрузки масс с целью подтверждения фактической нагрузки масс и положения центра тяжести конструкций и оборудования.

8.8    Управление данными

Базы данных по массе ВС должны вестись и актуализироваться, а также отслеживаться изменения центра тяжести конструкций, элементов конструкции и оборудования (т. е. добавления, перестановки и удаления). Предлагаемые изменения массы и/или центра тяжести элемента ВС (конструкции и/или оборудования) должны быть собраны и доведены до сведения специалистом, ответственным за конструктивную целостность. Модель конструкции и базы данных по массе ВС должны соответствовать друг другу.

12

Управление данными должно быть распределено между ответственными специалистами, участвующими в управлении данными организации, и включает:

-    разработку обустройства месторождения от концепции до ввода в эксплуатацию:

-    разработку концепции обустройства месторождения;

-    разработку проектной документации;

-    разработку рабочей документации:

-    изготовление;

-    монтаж и подключение коммуникаций;

-    пусконаладочные работы и испытания;

-    периодическую инспекцию и мониторинг:

-    вывод из эксплуатации (ликвидация объектов обустройства).

Кроме того, управление данными должно быть интегрировано по разделам проектирования, включая:

-    технологическое и устьевое оборудование — контроль веса;

-    целостность трубопровода/стояка (водоотделяющей колонны) — конструктивную целостность опор вспомогательного оборудования;

* бурение и работы по капитальному ремонту скважин.

9 Анализ данных целостности МНГС

9.1    Общие сведония

Анализ данных целостности МНГС выполняется по мере сбора новой информации/данных. В ходе анализа проверяют новую информацию/данные для выявления аномальных условий и определяют необходимость детальной оценки или уменьшение риска для подтверждения пригодности для эксплуатации.

Анализ выполняют на протяжении всего срока службы МНГС и используют для подтверждения того, что конструктивная целостность МНГС. стратегии минимизации последствий и установленные уровни рисков по-прежнему действительны для достижения уровней эффективности работы. Анализ может охватывать конструкцию МНГС в целом или ее элементы, где возникло опасное событие.

Выводы по итогам анализа используются в качестве основы для поддержки или адаптации стратегии целостности, а также программы целостности и включают:

-    в период между инспекциями проведение текущего планового технического обслуживания/мо-ниторинга/инспекции МНГС (с указанием объема работ);

-    необходимость проведения восстановительных мероприятий (незамедлительно или в более отдаленной перспективе).

Результаты анализа могут включать технические решения, эксплуатационный опыт, исследовательские данные, качественный скрининговый анализ и методы прогнозирования для оценки воздействия новых данных на стратегию УКЦ.

Анализ основывается на качественном исследовании МНГС и может включать рассмотрение конструкторской документации предыдущих расчетов конструкции МНГС или структурного анализа оценки МНГС без выполнения детальной оценки.

9.2    Факторы

Анализ должен учитывать следующую информацию/данные:

a)    первоначальные критерии проектирования;

b)    основные технические данные (например, срок службы МНГС, несущие конструкции, фермы и их элементы (количество и конфигурация), высотные отметки палуб/площадок МНГС];

c)    проектные данные (например, запас прочности и остаточная прочность МНГС):

d)    данные о состоянии МНГС на основе выводов инспекции в ходе эксплуатации (например, эффективность системы защиты от коррозии, износ конструкции и/или ухудшение конструктивных характеристик);

e)    данные о состоянии МНГС на основе непрерывного мониторинга;

0 эксплуатационные данные (например, данные о контроле нагрузки масс);

д) данные об изготовлении (например, качество сварных соединений при изготовлении и доработке конструкции);

h) данные о транспортировке/монтаже (например, данные о забивке свай, наличие повреждений);

j)    данные усиления, восстановления и/или ремонта (например, конструктивные изменения МНГС и/или ремонт/усиление конструкции МНГС);

k)    аналитические данные (например, результаты анализа и предположения о состоянии и критериях, используемых в первой проверке конструкции МНГС или предыдущих оценках);

l)    данные по несущей способности (например, обновленные результаты о несущей способности грунта и результаты испытаний трубных соединений);

т) обновленные данные по геотехническим методам определения несущей способности грунта;

п)    данные по критериям (например, уточненные данные гидрометеорологических, сейсмических или ледовых условий);

о) данные об аварийной ситуации [например, пожар, взрыв, столкновение, случай падающего объекта (груза) или гидрометеорологические, сейсмические, экстремально ледовые и аномальные явления];

р)    опыт аналогичных МНГС.

Когда рекомендуемая для включения, как часть анализа, информация отсутствует, анализ выполняют с учетом всех неопределенностей и допущений. Однако отсутствующая информация может влиять на анализ и стратегию УКЦ для МНГС. Если отсутствуют основные технические данные либо информация по состоянию устарела, то анализ может содержать рекомендацию исследовать конструкцию МНГС с целью сбора необходимом информации.

9.3    Опасные факторы

Анализ содержит возможные опасности, которые могут привести к полному или частичному обрушению МНГС или прорыву водоотделяющих колонн, трубопроводов/стояков, содержащих углеводороды. Сценарий частичного обрушения следует использовать для определения категорий элементов конструкций МНГС. которые критичны при ограничении риска для безопасности персонала, риска для окружающей среды или для финансового риска.

Выявление опасностей должно быть основано на профессиональной оценке, экспертных знаниях и опыте рассматриваемой МНГС. Опасности представляют собой природные явления и случайные события. и для МНГС они. как правило, включают в себя:

-    гравитационное воздействие;

-    гидрометеорологические условия;

-    сейсмические условия:

-    ледовые условия:

-    столкновение (например, с проходящим судном, судов снабжения, СПБУ, опрокидывание близко расположенных СПБУ или МНГС);

-    пожар и/или взрыв,

-    упавший и/или качающийся объект.

-    неустойчивость морского дна (например, грязевые оползни, вулканы на дне моря).

Коррозия металла, усталость металла, морской размыв и частичная потеря прочности грунтов

являются механизмами ухудшения, а не опасностями. Опасности формируют воздействие на МНГС. в то время как механизмы ухудшения снижают способность МНГС противостоять такому воздействию.

9.4    Основные элементы конструкции

Основные элементы конструкции являются частью МНГС. чей отказ повлечет за собой определенные последствия для безопасности жизни персонала, загрязнение окружающей среды или финансовые затраты. Основными элементами конструкций, как правило, являются несущие конструкции с набором, опорные и раскрепляющие конструкции ферменного, башенного или колонного типа и другие типы конструкций, используемые для предотвращения события, которое вызывает негативные последствия в случае инцидента.

Эксплуатирующая организация должна определить конструктивное исполнение МНГС с учетом последствий отказа основных элементов конструкции при формировании стратегии УКЦ на базе оценки рисков, которые приведены в настоящем стандарте.

9.5 Риски

9.5.1    Общие сведения

Эксплуатирующая организация должна принять подходы на основе оценки рисков с целью УКЦ МНГС. Риск для МНГС или основных элементов конструкции должен быть определен и использован для оптимизации мероприятий по инспекции, мониторингу или технического обслуживания, которые необходимы при эксплуатации. Для принятия подхода на основе оценки рисков эксплуатирующая организация устанавливает допустимый с количественной или качественной точки зрения уровень риска применительно к риску безопасности персонала, экологическому загрязнению и финансовому риску.

Риски для МНГС оценивают на основе произведения потенциального последствия отказа (см. 9.5.2) и вероятности возникновения отказа (см. 9.5.3), которое должны учитывать воздействия, созданные опасностями для МНГС, а также механизмы ухудшения, вызывающие уменьшение способности противостоять этим воздействиям.

9.5.2    Последствия отказа

9.5.2.1    Общие сведения

Риск для МНГС должен учитывать риск для здоровья и безопасности, экологического загрязнения, финансовый риск и репутационный риск, которые могут возникнуть при отказе МНГС или отказе основных элементов конструкции в ходе опасного события.

Отказ конструкции определяется на основе оценки несущей способности основных элементов конструкции. Отказ конструкции может возникнуть при отказе отдельного конструктивного элемента, который приводит к потере несущей способности основных элементов конструкции без обрушения или может являться причиной общего отказа системы, приводящей к разрушению основных элементов конструкции.

3.5.2.2    Оценка последствий при отказе МНГС на безопасность персонала

a)    Общие сведения

Последствия для безопасности персонала при возникновении отказа должны быть отнесены либо к событиям с присутствием обслуживающего персонала, либо без его присутствия в условиях одного или нескольких летальных исходов при полном или частичном отказе конструкции МНГС. При таких событиях возникает риск летальных исходов не только персонала МНГС, но и персонала рядом расположенных других сооружений обустройства.

Локальный отказ конструкции включает в себя разрушение опорных, ограждающих и несущих элементов конструкции временного убежища или жилого модуля, которое может привести к разрушению или сдвигу/опрокидыванию временного убежища или жилого модуля МНГС. Кроме того, категория угрозы безопасности персонала должна учитывать распространение последствий аварии из-за выброса нефти или газа и возникновение опасности пожара или взрыва по причине:

-    локального смятия конструкции МНГС. вызвавшего разрыв водоотделяющих колонн от ОЧ. стояков. поддерживаемых нижней палубой, клапана системы аварийного останова на МНГС. поддерживаемых нижней палубой и направлениями;

-    разрыва водоотделяющих колонн или направлений из-за прямо направленного воздействия:

-    разрыва водоотделяющих колонн, обвязки или направлений из-за потери механической целостности.

Последствия для безопасности персонала, указанные в настоящем стандарте, не являются функцией числа потенциальных летальных исходов. Эксплуатирующая организация или региональный регулирующий орган может потребовать использования кривой FIN в тех случаях, когда последствия для безопасности персонала являются функцией числа потенциальных летальных исходов.

b)    Категория последствий для МНГС с присутствием обслуживающего персонала

Категория последствий для безопасности жизни при наличии обслуживающего персонала относится к МНГС (или рядом стоящему сооружению, которое может подвергнуться воздействию от аварии МНГС), на котором постоянно (или временно) размещен и проживает персонал и с которого эвакуация персонала не начинается, пока гидрометеорологические условия не достигнут допустимого уровня. Опасности, по которым эвакуация недопустима до наступления опасного события, включают зимние штормы, внезапные ураганы и землетрясения.

c)    Категория последствий для МНГС без присутствия обслуживающего персонала

В настоящем стандарте не используется категория сооружений «с эвакуируемым обслуживающим персоналом» в качестве последствия отказа для безопасности персонала.

d)    Категория сооружений без обслуживающего персонала

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...................................... 2

4    Обозначения........................................................................5

5    Сокращения........................................................................6

6    Основные принципы управления конструктивной целостностью..............................7

6.1    Общие сведения.................................... 7

6.2    Оценка пригодности к эксплуатации.................................................7

6.3    Схема управления конструктивной целостностью......................................8

6.4    Уровень эффективности работы....................................................9

6.5    Проектирование.................................................................10

6.6    Верхние строения...............................................................10

6.7    Продление срока эксплуатации....................................................10

6.8    Зоны обследования конструктивной целостности.....................................10

7    Процесс управления конструктивной целостностью.......................................11

8    Данные............................................................................11

8.1    Общие сведения................................................................11

8.2    Проектные данные.................................. 11

8.3    Данные об изготовлении и монтаже.................................................12

8.4    Данные о состоянии морских нефтегазопромысловых сооружений.......................12

8.5    Эксплуатационные данные морских нефтегазопромысловых сооружений.................12

8.6    Технические данные................................. 12

8.7    Отсутствующие данные.............................. 12

8.8    Управление данными................................ 12

9    Анализ данных целостности МНГС.....................................................13

9.1    Общие сведения........«.......................................................13

9.2    Факторы.......................................................................13

9.3    Опасные факторы...............................................................14

9.4    Основные элементы конструкции..................................................14

9.5    Риски..........................................................................15

9.6    Уровень эффективности работы...................................................18

9.7    Усталостный анализ.............................................................20

9.8    Оценка пригодности к эксплуатации МНГС...........................................20

9.9    Мероприятия по снижению рисков аварийных ситуаций................................22

10 Стратегия........................................................................25

10.1    Общие сведения............................. 25

10.2    Стратегия проведения инспекции .................................................26

10.3    Стратегии технического обслуживания.............................................35

10.4    Стратегии мониторинга.............................. 35

10.5    Стратегия эвакуации................................ 36

10.6    Геотехнические исследования....................................................37

11 Программа...................... 37

11.1    Общие сведения...............................................................37

11.2    Программа инспекции...........................................................37

III

Категория последствий для безопасности персонала на необслуживаемом сооружении относится к МНГС. которое посещают время от времени для инспекций, технического обслуживания и модификаций.

МНГС можно отнести к категории необслуживаемых, если:

-    посещения МНГС делаются только для целей плановой инспекции, технического обслуживания или модификации самого МНГС;

-    не предполагается, что посещения превышают по продолжительности 24 ч в течение сезона, когда могут возникнуть предварительно определенные гидрометеорологические опасности;

-    на МНГС отсутствуют жилые помещения для постоянного проживания.

-    на МНГС имеются аварийные убежища.

9.5.2.3    Последствия от загрязнения окружающей среды

a)    Общие сведения

Последствие, связанное с загрязнением окружающей среды, подразделяется на категории сильного загрязнения или незначительного загрязнения окружающей среды, при этом должны учитывать причину возникновения последствия (вследствие конструктивного отказа МНГС). которое может привести к загрязнению нефтью или высокосернистым газом.

Уровни воздействия на окружающую среду (атмосферу) определяют в соответствии с [3].

Уровни воздействия на окружающую среду (гидросферу) определяют в соответствии с (4).

b)    Последствие от сильного загрязнения окружающей среды

Последствие в виде сильного загрязнения окружающей среды относится к МНГС с крупным ВС, содержащим эксплуатационно-технологический комплекс, или к МНГС, которые имеют высокий дебит скважины для добычи нефти или высокосернистого газа в случае отказа МНГС. Кроме того, сюда включаются МНГС, на которых остановка добычи нефти или высокосернистого газа не планируется или считается нецелесообразной до возникновения опасности (например, сейсмической опасности). МНГС, которые поддерживают линии транспорта нефти или на которых предусмотрены хранилища для периодической отгрузки нефти, признаются имеющими высокий риск отказа.

c)    Последствие от незначительного загрязнения окружающей среды

Последствие в виде незначительного загрязнения окружающей среды относится к МНГС, на которых добыча будет остановлена в период проектных работ. Скважины в режиме свободного фонтанирования в случае отказа МНГС должны оборудоваться СПК. которые изготавливают и испытывают в соответствии с применимыми спецификациями. Хранение нефти ограничено только технологическим оборудованием и перегрузочными резервуарами для транспортировки продукции по трубопроводу. Данные МНГС могут поддерживать транспорт продукции с МНГС с использованием внутрипромысло-вых трубопроводов малой пропускной способности. Хранение нефти ограничено только технологическим оборудованием.

9.5.2.4    Финансовые последствия

a)    Общие сведения

Финансовые последствия подразделяются на значительные или незначительные финансовые последствия и должны учитывать предполагаемые потери для эксплуатирующей организации и других организаций в отрасли. Финансовые последствия должны включать возможные затраты на ремонт, упущенную прибыль от добычи и затраты на очистку от загрязнения окружающей среды. Определяющим фактором для отнесения финансовых последствий к категориям может служить возможный ущерб для региона, который будет нести значительные финансовые потери в результате перерыва в добыче.

Разбивка на категории финансовых последствий основана на допущении о том, что эксплуатирующая организация определяет категорию финансовых потерь, чтобы приспособить допустимую величину риска с достижением соглашения с регулирующим органом, если это необходимо.

b)    Значительные финансовые последствия

Примерами МНГС. которые должны быть отнесены к категории значительного финансового последствия. являются:

-    МНГС с высоким дебитом или с большой емкостью хранения продукции;

-    МНГС с эксплуатационно-технологическими комплексами, которые поддерживают магистральные линии транспорта нефти, или на МНГС предусмотрены хранилища для периодической отгрузки нефти:

-    МНГС, которые при возникновении отказа могут повредить рядом стоящее МНГС или инфраструктуру со значительными последствиями.

c)    Незначительные финансовые последствия

11.3    Программа технического обслуживания............................................40

11.4    Программа мониторинга.........................................................40

12    Требования к оценке........................................... 40

12.1    Общие сведения...............................................................40

12.2    Информация по оценке..........................................................41

12.3    Метод оценки..................................................................42

12.4    Модель оценки.................................................................46

12.5    Оценка гравитационной опасности................................................48

12.6    Оценка гидрометеорологической опасности.........................................48

12.7    Оценка сейсмической опасности..................................................51

12.8    Оценка опасности столкновения..................................................52

12.9    Оценка ледовой опасности.......................................................54

12.10    Оценка опасности взрыва.......................................................54

12.11    Оценка опасности пожара.......................................................54

13    Повторное использование...........................................................54

13.1    Общие сведения...............................................................54

13.2    Усталость в повторно использующихся морских нефтегазопромысловых сооружениях.....54

13.3    Материалы в повторно использующихся морских нефтегазопромысловых сооружениях____54

13.4    Инспекция повторно используемых морских нефтегаэопромысловых сооружений.........55

13.5    Демонтаж и повторный монтаж морских нефтегаэопромысловых сооружений.............56

14    Вывод из эксплуатации.............................................................56

14.1    Общие сведения...............................................................56

14.2    Процесс вывода из эксплуатации..................................................56

14.3    Сбор данных перед выводом из эксплуатации.......................................56

14.4    Планирование и проектирование..................................................56

14.5    Вывод скважин из эксплуатации...................................................57

14.6    Вывод из эксплуатации объектов обустройства......................................57

14.7    Вывод из эксплуатации трубопроводов.............................................57

14.8    Демонтаж направления..........................................................57

14.9    Вывод из эксплуатации морских нефтегаэопромысловых сооружений...................57

14.10    Очистка морской площадки.....................................................57

Приложение А (справочное) Дополнительная информация и рекомендации....................58

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных

и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном

стандарте............................................................128

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного в нем международного стандарта............................129

Библиография.................................. 134

Введение

Настоящий стандарт разработан в дополнение комплекса действующих национальных стандартов в области морской нефтегазодобычи, устанавливающих требования к проектированию и строительству морских нефтегазопромысловых сооружений (МНГС).

Формирование комплекса стандартов по МНГС в соответствии с основами национальной стандартизации и принципами гармонизации документов национальной системы стандартизации с международной осуществляется на основе применения международных стандартов, отражающих передовой зарубежный опыт, новейшие мировые практики и современные методики проектирования. При этом для повышения научно-технического уровня комплекса национальных стандартов, учета особенностей объекта и аспекта стандартизации, которые характерны для Российской Федерации в силу климатических и географических факторов, а также для учета накопленного отечественного опыта проектирования. строительства и эксплуатации МНГС техническое содержание национальных стандартов модифицировано по отношению к применяемым международным стандартам.

При разработке настоящего стандарта также использована модифицированная форма применения международного стандарта, которая определена необходимостью внесения технических отклонений. изменения структуры и их идентификации.

Целью разработки настоящего стандарта является фактическая реализация мер. относящихся к проектированию, инспектированию, техническому обслуживанию, мониторингу и восстановительным мероприятиям, которые необходимы, чтобы продемонстрировать пригодность к эксплуатации МНГС в соответствии с их предназначением на протяжении полного срока службы, а также предотвратить тяжелые или катастрофические происшествия в отношении промышленной безопасности, охраны окружающей среды.

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 19901-9:2019 «Нефтяная и газовая промышленность. Специальные требования к морским сооружениям. Часть 9. Менеджмент прочности конструкции» (ISO 19901-9:2019 «Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures — Part 9: Structural integrity management»), разработан в развитие требований нормативных положений ГОСТ Р 54483 «Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования» и в целях обеспечения безопасности при выполнении работ по освоению морских месторождений на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и в российском секторе Каспийского моря.

В целях улучшения понимания пользователями некоторых положений настоящего стандарта, а также для учета требований российских нормативных правовых актов, нормативных документов и отечественной специфики проектирования, строительства и эксплуатации МНГС в текст настоящего стандарта внесены изменения и дополнения, выделенные курсивом.

ГОСТ Р 59266-2020 (ИСО 19901-9:2019)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

СООРУЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ МОРСКИЕ

Управление конструктивной целостностью

Petroleum and natural gas industry.

Offshore oil and gas field structures. Structural integrity management

Дата введения — 2021—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению конструктивной целостностью морских нвфтегазопромысловых сооружений (МНГС), устанавливаемых на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и в российском секторе Каспийского моря.

Требования следует применять при планировании, проектировании и проведении работ:

-    по созданию баз данных по управлению конструктивной МНГС;

-    инспекциям в процессе зкеплуатации и мероприятиям по управлению конструктивной целостностью новых и действующих МНГС;

-    оценке состояния действующих МНГС;

-    оценке состояния МНГС перед повторным использованием на новых площадках установки;

-    оценке состояния МНГС для определения мероприятий по их демонтажу.

Установленные настоящим стандартом требования определены в отношении стационарных и

мобильных МНГС. эксплуатирующихся как на морском дне. так и на плаву.

При проектировании и эксплуатации МНГС под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства в дополнение к требованиям настоящего стандарта следует руководствоваться требованиями [1] и [2].

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 19179 Гидрология суши. Термины и определения

ГОСТ 30247.0 (ИСО 834—75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 31438.1 (EN 1127-1:2007) Взрывоопасные среды. Взрывозащита и предотвращение взрыва. Часть 1. Оаювополагающая концепция и методология

ГОСТ 33715 Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация

ГОСТ Р 12.3.047 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля

ГОСТ Р 52649 Такелаж из стальных канатов для лесосплава типов «КФ» и «КР». Общие технические условия

Издание официальное

ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002) Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования

ГОСТ Р 57123 (ИСО 19901-2:2004) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазо-промысловые морские. Проектирование с учетом сейсмических условий

ГОСТ Р 57148-2016 (ИСО 19901-1:2015) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения не-фтегазолромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий

ГОСТ Р 57555-2017 (ИСО 19901-3:2014) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Верхние строения

ГОСТ Р 58036-2017 (ИСО 19901-5:2016) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазолромысловые морские. Контроль нагрузки масс при проектировании и строительстве

ГОСТ Р ЕН 1363-2-2014 Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Часть 2. Альтернативные и дополнительные методы

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 19179. ГОСТ 33715. ГОСТ Р 52649. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    анализ (evaluation): Проверка состояния конструкций по сравнению с состоянием в ходе последней оценки и других параметров, оказывающих влияние на техническое состояние и уровни риска, для подтверждения актуальности имеющейся оценки технического состояния.

3.2    база данных по массе (weight database): Обновляемый документ, в котором содержатся значения неизменной и меняющейся масс, а также данные по центру тяжести для опорной части и верхнего строения морских нефтегазопромысловых сооружений, с разбивкой по секциям и разделам проектирования.

3.3 _

верхнее строение (topside): Конструкции и оборудование, установленные на опорную часть, обеспечивающие функционирование сооружения по его назначению.

Примечания

1    Для плавучих сооружений палуба не является частью верхнего строения.

2    Для самоподъемной плавучей буровой установки корпус не является частью верхнего строения.

3    Отдельно изготовленная несущая палуба является частью верхних строений.

[ГОСТ Р 57556-2017. пункт 3.5]

3.4    готовность к эксплуатации (fit-for-service): Выполнение требований конструктивной целостности и эксплуатационных требований.

3.5    дефект (defect): Неоднородность, повреждение или трещина элемента конструкции.

3.6 _

инспекция (inspection): Виды деятельности, такие как измерения, обследования, испытания, проверка одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение результатов с техническими требованиями для определения соответствия.

[ГОСТ Р 54382-2011. статья 3.35]

3.7    клиренс (air дар): Расстояние по вертикали между уровнем поверхности воды или льда в период экстремальных воздействий окружающей среды и самой нижней частью конструкции верхнего строения, которая не рассчитывается на воздействие волнения и ледяных образований.

3.8 _

конструктивная целостность (structural integrity): Способность конструктивных систем, входящих в состав сооружения, сохранять свои прочностные свойства и пространственное положение в пределах, позволяющих сооружению выполнять свое функциональное назначение с заданным уровнем безопасности и надежности.

[ГОСТ РИСО 2394—2016. статья 3.2.14/

3.9    аудит (assurance): Процесс, подтверждающий, что управление конструктивной целостностью выполняется в соответствии с методиками, изложенными в регламентирующих документах и письменных указаниях касательно управления конструктивной целостности, и отвечает требованиям действующего законодательства.

3.10    методика (practice): Официальный документ, устанавливающий технические критерии, методы и процессы.

3.11 _

мобильное морское нефтегазопромысловов сооружение (mobile offshore structure): Плавучее или стационарное морское нефтегазопромысловое сооружение, временно привлекающееся для выполнения работ по обустройству и/или эксплуатации месторождения.

Примечание — Мобильные морские нефтегазопромысловые сооружения привлекаются для выполнения геолого-разведочных, буровых, строительно-монтажных работ, ремонтно-технических работ в скважинах и т. д.

[ГОСТ Р 58772-2019. статья 3.45)

3.12    мониторинг (monitoring): Система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, утверждаемой заказчиком, для выявления объектов, на которых произошли значительные изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций или крена МНГС и для которых необходимо обследование их технического состояния (изменения напряженно-деформированного состояния характеризуются изменением имеющихся и возникновением новых деформаций или определяются путем инструментальных измерений).

3.13    неизбыточный (non-redundant): Платформа, общая производительность которой достигается. когда один из основных элементов конструкции достигает максимальной производительности.

3.14    непрерывное улучшение (continual improvement): Постоянное внедрение новых сведений или результатов актуализации устаревших данных для совершенствования процесса управления конструктивной целостностью.

3.15    обрушение (collapse): Состояние несущей способности морских нефтегазопромысловых сооружений. при котором металлоконструкции опорной части и верхнего строения больше не могут выдерживать вертикальную нагрузку.

3.16 _

обследование технического состояния сооружения: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

[ГОСТ 31937-2011. статья 3.4]

3.17_

ослабление (mitigation): Действие, предпринятое для снижения последствий опасного события. [ГОСТ Р 57555-2017. пункт 3.15]

3.18    остаточная прочность (residual strength): Временное сопротивление конструктивного элемента (конструкции) в поврежденном состоянии.

3.19 _

отказ (failure): Событие, происходящее с элементом или системой и вызывающее один или оба следующих эффекта: потеря элементом или системой своих функций или ухудшение работоспособности до степени существенного снижения безопасности установки, персонала или окружающей среды.

[ГОСТ Р 54382-2011, статья 3.29}

3.20    отклонение (anomaly). Выход какого-либо параметра технического состояния морских нефтегазопромысловых сооружений, его составной части, элемента за границы допускаемых проектом значений в процессе постройки, монтажа, эксплуатации.

3.21    оценка (assessment): Детальное качественное или количественное определение компонентов или прочностных характеристик конструкции.

3.22    оценка конструктивной целостности (structural assessment): Толкование имеющейся информации. включая результаты анализа, используемые для подтверждения целостности сооружения.

3.23    план действий в чрезвычайных и аварийных ситуациях (emergency response plan): Письменный документ организации, устанавливающий порядок действий, направленных на защиту людей, окружающей среды и имущества от неблагоприятных последствий аварийных ситуаций.

3.24    последствие (consequence): Результат аномального, например гидрометеорологического. сейсмического, ледового воздействия на персонал, окружающую среду или на морские нефтегазопромысловые сооружения.

3.25    предшествующее воздействие (prior exposure): Предыдущее по отношению к рассматриваемому моменту воздействие на сооружение гидрометеорологического, сейсмического или иного фактора.

3.26    пригодность (конструкции) к эксплуатации (fitness-for-service): Состояние конструкции, характеризующееся конструктивной целостностью ев частей и элементов, отказ которых приводит к отказу конструкции в целом.

3.27    программа инспекции (inspection program): Программа производства работ по выполнению обследования технического состояния морских нефтегазопромысловых сооружений с целью определения состояния конструкций.

3.28    продленный срок службы (continued service): Обоснованный и утвержденный решением эксплуатирующей организации период эксплуатации сооружения сверх его расчетного срока службы.

3.29 _

процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.

[ГОСТ ISO 9000-2011. статья 3.4.5]

3.30    рассмотрение (review): Процесс, используемый для определения способов улучшения процессов управления конструктивной целостностью на основе корпоративного и внешнего опыта и наилучших отраслевых методик.

3.31 _

расчетный срок службы (design service life): Принятый период времени, в течение которого конструкцию будут использовать по назначению с предусмотренным техническим обслуживанием.

[ГОСТ Р 54483-2011, статья 3.30]

3.32_

резервирование (redundancy): Способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций.

(ГОСТ 27.002-89, пункт 7.1]

3.33    руководящие принципы (policy): Намерение и указание эксплуатирующей организации в отношении процессов и мероприятий, относящихся к управлению структурной целостностью.

3.34 _

самоподъемная плавучая буровая установка (self-elevating floating drilling unit, jack-up): Плавучая буровая установка, оснащенная подъемными механизмами, предназначенными для установки ее корпуса в рабочем положении над поверхностью воды на колоннах, опирающихся на грунт морского дна.

(ГОСТ Р 55311-2012. статья 18]

3.35    стандарт эффективности работы (performance standard): Перечень требуемых характеристик системы, элемента оборудования или процедуры, которые используются в качестве основы для управления опасностями на протяжении срока службы морских нефтегазопромысловых сооружений.

3.36    стратегия (strategy): Процесс обеспечения конструктивной целостности, согласующийся с руководящими методиками управления конструктивной целостностью.

3.37    стратегия инспекции (inspection strategy): Системный подход по совершенствованию методик проведения инспекции за состоянием конструкции.

3.38    структурный анализ (structural analysis): Вычисления с целью прогнозирования поведения сооружения, как правило, по отношению к указанным нормативным требованиям.

3.39    техническое обслуживание (maintenance): Содержание в соответствующем состоянии конструкции за счет упреждающих действий на основе результатов анализа конструкции.

3.40    управление информацией (information management): Процесс по сбору, передаче и хранению документации, данных и информации.

3.41    управление конструктивной целостностью (structural integrity management): Деятельность по обеспечению контроля, оценки, сохранения и восстановления конструктивной целостности сооружения на протяжении его срока службы.

3.42    уровень эффективности работы (performance level): Показатель, определяющий степень достижения заданной цели.

3.43 _

эксплуатационная надежность (robustness): Способность конструкции выдерживать случайные и аномальные ситуации без получения повреждений, которые непропорциональны их причине.

[ГОСТ Р 57555-2017. статья 3.22]

4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

А — площадь палубы (deck area);

Сс — поправочный коэффициент, применимый к спектральному ускорению с целью учета неопределенности. не отраженной на кривой сейсмической опасности;

Cd — коэффициент сопротивления (drag coefficient);

Ст — коэффициент уменьшения момента (moment reduction factor).

Cr — сейсмический коэффициент запаса (seismic reserve capacity factor);

CoG — центр тяжести (centre of gravity);

CoV — коэффициент вариации (coefficient of variance);

CoVR — коэффициент вариации сопротивления (resistance coefficient of variance);

D — диаметр (diameter);

E — воздействие окружающей среды (environmental action);

Erp — гидрометеорологическое воздействие (metocean action);

Eg — экстремальное воздействие окружающей среды (extreme environmental action);

F— суммарная вероятность смертельных исходов (cumulative probability of fatalities);