Купить ГОСТ Р 58712-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает общие технические требования к вновь разрабатываемым автоматизированным метеорологическим измерительным системам (АМИС), которые предназначены для:
- метеорологического обеспечения авиационного транспорта и обеспечения непрерывного измерения и мониторинга атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления ветра, скорости ветра, интенсивности осадков;
- формирования и передачи метеорологических сообщений;
- архивирования метеорологической информации и отчетности;
- сопряжения с внешними системами.
1 Область применения
2 Термины, определения и сокращения
3 Общие положения
4 Состав и источники данных
5 Общие технические характеристики
6 Параметры ветра
7 Параметры атмосферного давления
8 Температура и влажность воздуха
9 Параметры измерения атмосферных осадков
10 Видимость
11 Высота нижней границы облаков (вертикальная видимость)
12 Яркость фона (освещенность)
Библиография
Дата введения | 01.07.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
29.11.2019 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1313-ст |
---|---|---|---|
Разработан | Комитет по аэронавигации Союза авиапроизводителей России | ||
Разработан | Концерн Международные аэронавигационные системы | ||
Издан | Стандартинформ | 2019 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
58712—
2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Издание официальное
Москва Стандарт* иформ 2019
1 ПОДГОТОВЛЕН Концерном «Международные аэронавигационные системы», комитетом по аэронавигации «Союза авиапроизводителей России»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. № 1313-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление. 2019
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II
УДК 502.52:551.5:006.354
ОКС 93.120
Ключевые слова: станция необслуживаемая, автоматическая, автоматизированная, метеорологическая. метео, система, безопасность полетов
БЗ 1—2020
Редактор В Н Шмельков Технический редактор И Е Черепкова Корректор РА Ментова Компьютерная верстка Е А Кондрашовой
Сдано в набор 12.12 2019 Подписано в печать 16 12 2019. Формат 60»84V4. Гарнитура Ариал
Уел. печ л. 1.40 Уч.-изд л. 1.26.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов.
117418 Москва. Нахимовский пр-т, д 31. к 2
www.gostinf6.ni infbQgostinfo.ru
1 Область применения.................................................................1
2 Термины, определения и сокращения...................................................1
3 Общие положения...................................................................2
4 Состав и источники данных............................................................2
5 Общие технические характеристики.....................................................3
6 Параметры ветра....................................................................4
7 Параметры атмосферного давления....................................................5
8 Температура и влажность воздуха......................................................5
9 Параметры измерения атмосферных осадков.............................................5
10 Видимость.........................................................................6
11 Высота нижней границы облаков (вертикальная видимость)................................6
12 Яркость фона (освещенность).........................................................6
Библиография........................................................................7
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Общие технические требования
Automated weather observing system General technical requirements
Дата введения — 2020—07—01
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к вновь разрабатываемым автоматизированным метеорологическим измерительным системам (АМИС). которые предназначены для:
- метеорологического обеспечения авиационного транспорта и обеспечения непрерывного измерения и мониторинга атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления ветра, скорости ветра, интенсивности осадков;
- формирования и передачи метеорологических сообщений;
- архивирования метеорологической информации и отчетности;
- сопряжения с внешними системами.
2.1 В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
2.1.1 автоматизированная метеорологическая измерительная система: Комплекс для определения, обработки, отображения и распространения данных о метеорологических параметрах в режиме реального времени, в состав которого входят автоматические метеорологические датчики и измерительные приборы, способные функционировать непрерывно и без помощи обслуживающего персонала в течение продолжительных периодов времени.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АМИС — автоматизированная метеорологическая измерительная система:
ВНГО — видимость нижней границы облаков;
ВПП — взлетно-посадочная полоса;
ДАД — датчик атмосферного давления;
ДСВ — датчик скорости ветра;
ДНВ — датчик направления ветра,
ДТВВ — датчик температуры и влажности воздуха;
ДАО — датчик атмосферных осадков;
ДВ — датчик видимости;
ДЯФ —датчик яркости фона;
ДВГО — датчик высоты нижней границы облаков;
ИКАО — Международная организация гражданской авиации (ICAO);
ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина;
ASCII — американский стандартный код для обмена метеорологической информацией (American standard code for information interchange);
Издание официальное
QNH — давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (Question Nautical Height);
QFE — давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (Question Field Elevation).
3.1 Оборудование АМИС, устанавливаемое на открытом воздухе, должно сохранять работоспособность в соответствии с авиационными правилами (1) при:
- температуре окружающего воздуха от минус 50 °С до плюс 50 °С и от минус 60 X до плюс 55 X для измерителей температуры воздуха;
- относительной влажности воздуха до 98 % при температуре плюс 25 X и 100 % при температуре плюс 25 X для измерителей влажности воздуха;
а также при воздействии:
- воздушного потока со скоростью до 50 м/с и до 55 м/с для измерителей параметров ветра;
- дождя, снега, росы, инея
иметь защиту от загрязнений, в том числе пыли (песка).
3.2 Оборудование АМИС, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть работоспособно в соответствии с авиационными правилами (1) при:
- температуре воздуха от плюс 5 X до плюс 40 X;
- относительной влажности воздуха до 80 % при плюс 25 X.
3.3 Оборудование АМИС должно быть работоспособно при воздействии пониженного атмосферного давления до 700 гПа, а для измерителей атмосферного давления — до 600 гПа (см. (1 ]).
3.4 Метеорологические параметры должны измеряться непрерывно (см. (1)).
3.5 Оборудование АМИС должно быть совместимо с линиями связи, использующими интерфейсы RS-232 [2] или RS-485 (3), либо с модемной линией связи (см. (1]).
3.6 Автономные датчики из состава АМИС должны иметь устройства для установки и крепления (см. (1)).
3.7 Датчики температуры и влажности воздуха из состава АМИС должны иметь защиту от солнечной радиации (см. [1]).
3.8 Оборудование АМИС должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В ± 10 % и частотой 50 Гц ± 1.0 Гц (см. (1р.
3.9 АМИС не должна выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут (см. (1р.
3.10 Операционная система АМИС общего применения должна иметь лицензию (см. (ip.
3.11 Все составные части оборудования, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока частотой 50 Гц и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала (см. (1])
3.12 В АМИС должна быть предусмотрена сигнализация о неисправностях (отказах) (см. (1р.
3.13 На каждый тип оборудования должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах показатели срока службы или ресурса, средней наработки на отказ и среднего времени восстановления, срок гарантийного обслуживания (см. (1)).
4.1 В минимальный состав АМИС должны входить:
- модуль управления;
- датчик атмосферного давления;
- датчик скорости ветра;
- датчик направления ветра;
- датчик температуры и влажности воздуха;
- датчик атмосферных осадков:
- датчик видимости;
- датчик яркости фона;
- датчик высоты нижней границы облаков.
5.1 АМИС должна иметь возможность подключения средств измерения: атмосферного давления, скорости и направления ветра, температуры и влажности воздуха, атмосферных осадков, видимости, яркости фона и высоты нижней границы облаков (см. (1]).
5.2 АМИС должна обеспечивать автоматическое измерение в соответствии с авиационными правилами (1):
- атмосферного давления;
- скорости и направления ветра;
- температуры и влажности воздуха;
- атмосферных осадков;
- видимости;
- яркости фона;
- высоты нижней границы облаков.
5.3 В АМИС должны быть предусмотрены функции управления ее работой от внешних устройств (см. [1])
Примечание — Под внешними устройствами понимаются ПЭВМ (для технического обслуживания) или центральное вычислительное устройство измерительных систем
5.4 АМИС должна обеспечивать (см. (1J):
- сбор и обработку данных от датчиков, автоматизированный расчет метеорологических параметров. диагностику и контроль состояния датчиков, регистрацию и архивацию данных, автоматическое заполнение журналов наблюдений и табличных форм, формирование и передачу в установленные адреса и в установленные сроки информацию в виде сводок в форматах международных кодов METAR. SPECI. MET REPORT. SPECIAL;
- автоматическую обработку измеренных метеовеличин;
- автоматическую передачу результатов обработки метеовеличин через линии связи на входное устройство ПЭВМ или на вход центрального вычислительного устройства измерительных систем в коде ASCI;
- сигнализацию об отказе АМИС и отдельных датчиков, входящих в состав АМИС;
- автоматическую передачу метеорологической информации на выносные средства отображения;
- автоматическую регистрацию измеренных датчиками метеорологических величин:
- автоматическую регистрацию передаваемой метеорологической информации;
- автоматизированный расчет и включение в сводки метеорологических величин;
- ввод в специальное программное обеспечение таблицы восхода — захода и сумерек;
- ввод в специальное программное обеспечение пороговых значений метеорологических элементов. соответствующих минимумам аэродрома для светлого и темного времени суток, для всех курсов посадки;
- возможность ручного ввода метеонаблюдателем метеорологических параметров, не измеряемых автоматически (количество и форма облаков, явления текущей и недавней погоды, едвиг ветра, информация о состоянии покрытия ВПП и коэффициенте сцепления, рабочий курс взлета и посадки, дополнительная метеорологическая информация, определенная требованиями ИКАО);
- возможность предварительного контроля и исправления метеорологической информации, выдаваемой на выносные средства отображения, средства регистрации и в линии связи;
- периодичность опроса метеорологических датчиков:
- через интервал времени не более 15 с датчиков видимости, яркости фона. ВНГО и параметров ветра;
- не реже чем через 30 мин датчиков атмосферного давления, температуры и влажности воздуха;
- сигнализацию об отказе АМИС и отдельных датчиков, входящих в состав АМИС:
- возможность перехода с основного на резервное центральное вычислительное устройство АМИС за период времени, не превышающий 1 мин;
- автоматическую передачу метеорологической информации на выносные средства отображения;
- отображение метеорологических величин в объеме и с дискретностью обновления данных в 1 мин;
- возможность сопряжения и получения информации от системы единого времени;
- метрологическое обеспечение метеорологических датчиков;
- устойчивую работу, без потребности повторного включения, при кратковременных бросках и/или пропадании напряжения в питающей электросети на время до 20 мин.
АМИС должна обеспечивать измерение метеорологических параметров, обработку результатов измерений, расчеты метеорологических величин, формирование и передачу данных на средства отображения и в линии связи обеспечивать при условии выполнения нижеперечисленных требований:
- скользящее осреднение мгновенных значений скорости и направления ветра за истекшие 2 мин (для местных сводок и включения в информацию, передаваемую на средства отображения) и 10 мин (для автоматического включения в сводки, передаваемые за пределы аэродрома);
- скользящий выбор максимальной скорости ветра (порывов) из измеренных за истекшие 10 мин мгновенных значений скорости ветра;
- анализ изменения направления ветра за истекшие 10 мин и включение в сводки погоды информации о значительных (60° и более) отклонениях направления ветра от среднего;
- вычисление перпендикулярной и попутной к ВПП составляющих максимальной скорости ветра;
- использование критериев приложения 3 к Конвенции международной гражданской авиации «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации» [4] для включения в сводки значений измеренных параметров приземного ветра.
5.5 В АМИС должна быть обеспечена передача сигналов от средств измерения на входное устройство ПЭВМ или на вход центрального вычислительного устройства измерительных систем на расстояние не менее 8000 м (см. (1J).
5.6 В АМИС должна обеспечиваться регистрация и архивирование (на съемных носителях) за период не менее 30 сут всей поступающей метеорологической информации (см. (1)).
5.7 Дисплей АМИС должен иметь размер по диагонали не менее 19 дюймов и разрешающую способность не хуже 1280x1024 пикселей (см. (1)).
5.8 На дисплее средства отображения должна обеспечиваться возможность регулировки (цвет, яркость, контраст) изображения информации (см. (1]).
5.9 Программное обеспечение АМИС должно иметь защиту от несанкционированного доступа, а также от неправильных действий оператора (см. [1]).
6.1 Диапазоны измерений мгновенной скорости и направления ветра должны быть соответственно от 1 до 55 м/с и от 0° до 360°в соответствии с авиационными правилами (1).
6.2 Пределы допустимой погрешности измерения скорости и направления ветра должны быть (см. [1]):
± 0.5 м/с при скорости ветра до 5 м/с;
± 10 % при скорости ветра более 5 м/с;
± 10° по направлению ветра.
6.3 Рекомендуется, чтобы пределы допустимой погрешности измерения скорости и направления ветра были:
± 0,5 м/с при скорости ветра до 10 м/с;
± 5 % при скорости ветра более 10 м/с;
± 5е по направлению ветра.
6.4 Должно обеспечиваться определение и отображение значений направления и скорости ветра, осредненных за двухминутный период.
6.5 Должно обеспечиваться определение и отображение максимального значения скорости ветра (см. (1)).
6.6 Должно обеспечиваться осреднение мгновенных значений скорости ветра за период 3 сек при определении максимального значения скорости ветра.
6.7 Должно обеспечиваться определение и отображение перпендикулярной относительно ВПП составляющей максимальной скорости ветра (см. [1]).
6.8 Должно обеспечиваться определение и отображение продольной относительно ВПП составляющей максимальной скорости ветра (см. (1)).
6.9 Для средств отображения должно обеспечиваться округление значений направления и скорости ветра до величин, кратных 10 истинным градусам и 1 м/с соответственно (см. [11).
6.10 Для средств отображения должно обеспечиваться округление скорости ветра с кратностью 0.5 м/с (см. (1]).
6.11 Дискретность обновления информации о значениях параметров ветра должна составлять не более 60 (см. (1]).
7.1 Диапазон измерения атмосферного давления должен быть от 600 гПа до 1080 гПа в соответствии с авиационными правилами [1].
7.2 Рабочий диапазон измерения должен быть не менее 150 гПа с установкой его в пределах от 600 до 1080 гПа (см. [1]).
7.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть ± 0.5 гПа (см. (1]).
7.4 Должно обеспечиваться вычисление значений атмосферного давления, приведенного к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) в гектопаскалях (гПа) и к уровню порогов ВПП (QFE) в гПа и миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) (см. (1)).
Примечания
1 Давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QNH). используется для отсчета барометрической высоты в аэронавигации
2 Давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (QFE), используется для отсчета барометрической высоты в аэронавигации
7.5 Значения QNH и QFE должны определяться до десятых долей гектопаскаля (гПа) и/или миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.) и представляться соответственно четырехзначным и/или трехзначным числом с указанием используемых единиц измерения (см. (1)).
7.6 Дискретность обновления информации о значениях атмосферного давления, указанных в 7.5, должна составлять не более 60 с.
7.7 На средствах отображения должно обеспечиваться вычисление и индикация барической тенденции (СМ. (1)).
8.1 Диапазон измерения температуры воздуха должен составлять от минус 60 e С до плюс 55 ° С. относительной влажности от 30 % до 100 % в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 0 С (см. [1]).
8.2 Пределы допустимой погрешности измерения должны быть в соответствии с авиационными правилами (1]:
± 0.4 °С при измерении температуры:
± 5 % при измерении относительной влажности при температуре выше 0 °С;
±10% при температуре ниже 0 °С.
8.3 На средствах отображения должна обеспечиваться индикация значений температуры воздуха в величинах, кратных целым градусам Цельсия, при этом наблюдаемые значения с 0.5 °С округляться до ближайшего большего целого градуса (см. (1р.
8.4 Дискретность обновления информации о значениях температуры и влажности воздуха должна составлять не более 60 с (см. (1]).
9.1 Диапазон измерений количества атмосферных осадков не должен быть ограничен (см. руководство [5]).
9.2 Пиковая интенсивность измеряемых осадков должна быть не более 300 мм/час (5 мм/мин) (см. [5]—(7)).
9.3 Пределы допускаемой погрешности измерений количества осадков должны быть не более ± 2 % (см. [6)—(8)).
9.4 На средствах отображения должна обеспечиваться индикация значений количества осадков в величинах, кратных 1 мм/час (см. [7)).
9.5 Дискретность обновления информации о значениях измеряемого количества атмосферных осадков должна составлять не более 60 с (см. (6]. [7]).
Примечание — При инструментальных измерениях под видимостью понимается метеорологическая оптическая дальность видимости
10.1 Диапазон измерения должен быть от 20 м до 6000 м в соответствии и авиационными правилами (1].
10.2 Рекомендуемый диапазон измерения от 20 м до 10000 м (см. [1]).
10.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами [1]:
±15% при видимости до 250 м;
± 10 % при видимости от 250 м до 3000 м;
± 20 % при видимости от 3000 м до 6000 м.
10.4 Должно обеспечиваться скользящее осреднение измеренных значений за период 60 с (см. [1)).
10.5 Для выносных средств отображения видимость должна округляться (см. (1)) в сторону меньшего значения.кратного:
- 50 м при видимости менее 800 м;
- 100 м при видимости 800 м или более, но менее 5000 м;
- 1000 м при видимости 5000 м или более, но менее 10000 м.
10 6 Дискретность обновления информации о значениях видимости должна составлять не более 60 с (см. [1р.
11.1 Диапазон измерения от 15 м до 2000 м в соответствии с авиационными правилами [1].
11.2 Рекомендуемый диапазон измерения должен быть от 0 до 3000 м (см. (1)).
11.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами (1):
± 10 м при ВНГО (ВВ) до 100 м;
± 10 % при ВНГО (ВВ) более 100 м.
11.4 Рекомендуемый предел допустимой погрешности измерения (см. (1)):
± 10 м при ВНГО (ВВ) до 1000 м;
± 30 м при ВНГО (ВВ) более 1000 м.
11.5 Рекомендуется обеспечивать скользящую выборку минимального значения за период 60 с из ряда мгновенных значений, сглаженных на интервале 6—10 с (см. (1)).
11.6 Для выносных средств отображения высота нижней границы облаков должна округляться в сторону меньшего значения, кратного 5 м до высоты 30 м. кратного 10 м в диапазоне от 30 м до 300 м и кратного 30 м для высоты нижней границы облаков более 300 м (см. (1)).
11.7 Дискретность обновления информации о значениях ВНГО (ВВ) должна составлять не более 60 с (см. [1fl.
12.1 Диапазон измерения должен быть в соответствии с авиационными правилами [1] от 40 до 15000 кд/м2.
12.2 Рекомендуемый диапазон измерения яркости фона — от 10 до 100000 кд/м2.
12.3 Предел допустимой погрешности измерения должен быть ± 20 % (см. (1]).
12.4 Рекомендуемый предел допустимой погрешности измерения (см. (1)) — ± 10 %.
12.5 Рекомендуется обеспечивать скользящее осреднение измеренных значений за период 60 с (см. [1]).
12 6 Дискретность обновления информации о значениях яркости фона не более 60 с (см. (1]).
Библиография
(1] Авиационные правила Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс (АЛ-170). Том II. Сер-Часть 170 тификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс Изда
ние третье
[2J RS-232 Стандарт физического уровня для асинхронного интерфейса, обеспечивает пере
дачу данных и специальных сигналов между терминалом и коммуникационными устройствами (Recommended Standard 232)
(3] RS-485{5] Стандарт физического уровня для асинхронного интерфейса, обеспечивает пере
дачу данных и специальных сигналов между терминалом и коммуникационными устройствами (Recommended Standard 485)
(4] Конвенция международной гражданской авиации «Метрологическое обеспечение международной аэронавигации»
(5] ИКАО Doc 9837 AN/454 Руководство по автоматическим системам метеорологического наблюдения на аэро
дромах
(6) Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдения BMO-Nfi 8 Всемирная метеорологическая организация
(7) WMO-99 TD-Ne 1504 Field Inter companson of Rainfall Intensity Gauges
(8) HMO ГА-95 Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России