Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57262-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общую методику расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов в процессе транспортных перевозок (грузовых, пассажирских или грузопассажирских).

Стандарт устанавливает общие принципы, понятия, ограничения и методы расчета, обеспечивающие получение надежных данных и поддающихся проверке деклараций потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления любой транспортной услуги. Приведены практические примеры применения этих принципов.

Стандарт может применяться: - операторами транспортных услуг (грузовые и пассажирские перевозки); - организаторами транспортных услуг (перевозчиками, выполняющими транспортные операции по субподряду, транспортными и туристическими компаниями); - потребителями транспортных услуг (грузоотправителями и пассажирами).

 Скачать PDF

Идентичен EN 16258:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Единицы измерений

4 Количественные оценки границ

5 Принципы расчета потребления энергии и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг

6 Идентификация транспортных этапов

7 Принципы расчета для схемы эксплуатации транспортных средств

8 Распределение показателей по грузам и пассажирам

9 Принципы суммирования результатов для каждого этапа транспортной услуги

10 Декларация

Приложение А (обязательное) Коэффициенты энергетического содержания и выбросов парниковых газов

Приложение В (обязательное) Методы распределения для паромов (морской транспорт)

Приложение С (справочное) Включение порожних рейсов в схему эксплуатации транспортных средств

Приложение D (рекомендуемое) Форма заявления категорий значений показателей, использованных для расчетов

Приложение E (справочное) Пример перевозки пассажиров автобусом

Приложение F (справочное) Примеры грузовых перевозок

Приложение G (справочное) Примеры совместной перевозки пассажиров и грузов паромом

Приложение H (справочное) Источники и расчеты, использованные для составления таблицы А.1

Приложение I (справочное) Примеры источников стандартных значений

Библиография

 
Дата введения01.12.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

14.11.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1687-ст
ИзданСтандартинформ2016 г.
РазработанАО НИЦ КД

Ecological management. Calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

57262—

2016/

EN 16258: 2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Расчет и декларирование энергопотребления и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг

(EN 16258:2012,

Methodology for calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services (freight and passengers), IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии европейского стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 «Вибрация, удар и контроль технического состояния»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2016 г. № 1687-ст

4    Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 16258:2012 «Методология расчета и декларирования энергопотребления и выбросов парниковых газов при оказании транспортных услуг (грузовых и пассажирских перевозок)» (EN 16258:2012 «Methodology for calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services (freight and passengers)», IDT],

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правипа применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.qost.ru)

© Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ P 57262—2016

Примечание — Коэффициенты энергетического содержания и выбросов парниковых газов к указанным показателям не относятся и в настоящем пункте не рассматриваются

Принимаемые для расчетов значения показателей могут принадлежать к одной из следующих категорий (в порядке убывания приоритета):

-    фактическое значение;

-    установленное специфическое значение;

-    установленное среднее значение;

-    стандартное значение.

Стандартные значения применяют в соответствии с 5.4.2.

Примечание 1 — В одном расчете могут быть использованы значения разных категорий

Примечание 2 — Примеры расчетов с использованием значений разных категорий приведены в приложениях F и G.

5.4.2 Стандартные значения

Стандартные значения берут из опубликованных нормативных, справочных или иных документов. При этом следует убедиться, что использована последняя редакция соответствующего документа.

Стандартные значения должны соответствовать операциям, для которых выполняют расчет.

6    Идентификация транспортных этапов

Перед выполнением расчетов проводят анализ транспортной услуги с точки зрения транспортных средств, последовательно применяемых для перевозки грузов или пассажиров.

Под транспортным этапом (см. этап 1 в 5.2) понимают участок маршрута, выполняемый одним транспортным средством.

Пример — Если пассажир едет сначала на автобусе, потом на метро и, наконец, на другом автобусе с тем же билетом, то соответствующая транспортных услуга состоит из трех транспортных этапов.

7    Принципы расчета для схемы эксплуатации транспортных средств

7.1    Общие положения

В разделе 7 установлены общие правила выполнения подэтапов 2.1—2.3 (см. 5.3) для одного транспортного этапа одной транспортной услуги при данной схеме эксплуатации транспортных средств.

7.2    Определение схемы эксплуатации (подэтап 2.1)

Для любого этапа транспортной услуги расчет следует начинать с определения соответствующей схемы эксплуатации транспортных средств.

Как минимум необходимо знать последовательность операций, связанных с применением данного транспортного средства на данном транспортном этапе.

При определении схемы эксплуатации рассматривают следующие факторы:

-    количество и тип транспортных средств, включенных в рассмотрение;

-    срок их эксплуатации.

Схема эксплуатации может быть выбрана в соответствии с критериями, заданными пользователем настоящего стандарта

Во всех случаях схема эксплуатации должна включать в себя порожние рейсы транспортного средства.

Примечание — В приложении С приведены примеры, демонстрирующие включение порожних рейсов в схему эксплуатации транспортных средств

Пример 1 — Схема эксплуатации может описываться через всю транспортную активность парка техники транспортного оператора в течение одного года для всех транспортных этапов, обеспечиваемых парком.

Пример 2 — Если транспортный этап представляет собой часть маршрута контейнерного судна, то схема эксплуатации может распространяться на весь маршрут.

7

При мор 3 — Если рассматривается транспортный этап для транспортного сродства, осу-ществляющего сбор и распределение грузов по круговому маршруту, то схема эксплуатации может распространяться на весь этот маршрут.

Пример 4 — Если этапом услуги является поездка пассажира в общественном транспорте, схема эксплуатации может распространяться на всю автобусную пинию от начальной точки до конечной точки. Другим вариантом может быть схема эксплуатации для всей автобусной сети.

7.3    Определение общего расхода топлива для схемы эксплуатации (подэтап 2.2)

Определение общего расхода топлива для схемы эксплуатации осуществляют с помощью значений одной из категорий, указанных в 5 4.

В тех случаях, когда транспортные средства используют разные энергоносители, общий расхода топлива должен быть выражен количественно отдельно для каждого энергоносителя.

7.4    Расчет общего потребления энергии и выбросов парниковых газов

для схемы эксплуатации (подэтап 2.3)

Преобразование общего расхода топлива в потребленную энергию и выбросы парниковых газов выполняют по следующим формулам:

-    энергопотребление для полного цикла

E„(VOS) = F(VOS)    е„,    (1)

-    выбросы парниковых газов для полного цикла

GkV(VOS) = E(VOS)    gw.    (2)

-    энергопотребление при работе транспортного средства

EjyOS) = E(VOS)    е,,    (3)

-    выбросы парниковых газов при работе транспортного средства

Gfi/OS) = E(VOS)    g,    (4)

где E(VOS) — общее потребление топлива в рамках схемы эксплуатации (например. 5 тыс. л дизельного топлива или 30 тыс. кВт-ч); ew — коэффициент энергетического содержания полного цикла для данного вида топлива (например. для дизельного топлива е„ = 42,7 МДж/л); gw — коэффициент выбросов парниковых газов полного цикла для данного вида топлива (например, для дизельного топлива gkV = 3,24 кгС02е/л); е, — коэффициент энергетического содержания при работе транспортного средства на данном виде топлива (например, для дизельного топлива е, = 35,9 МДж/л); д, — коэффициент выбросов парниковых газов при работе транспортного средства на данном виде топлива (например, для дизельного топлива д, = 2.67 кгС02е/л).

Значения коэффициентов энергетического содержания и выбросов парниковых газов приведены в приложении А.

Если в рамках схемы эксплуатации транспортные средства используют разные энергоносители, то расход каждого вида топлива преобразуют в потребление энергии и выбросы парниковых газов по отдельности, после чего их складывают.

8 Распределение показателей по грузам и пассажирам

8.1 Общие положения

Настоящий раздел устанавливает требования к расчету, проводимому в соответствии с подэтапом 2.4 (см. 5.3), для одного транспортного этапа.

(5)

После выполнения подэтапов 2.1. 2.2 и 2.3 и получения значений EW(VOS), Gvv(VOS), Et(VOS), G((VOS) для данной схемы эксплуатации, часть каждого из этих значений должна быть отнесена к рассматриваемому транспортному этапу. Соответствующие вычисления выполняют по формулам:

S(leg) = T(leg)/7(VOS).

8

ГОСТ P 57262—2016

EJleg) = E„(VOS) • S(leg).

(6)

G(leg) = G^O/OS) • S(leg).

(7)

Etleg) = E/VOS) • S(leg).

(8)

G/leg) = G/yOS) S(leg).

(9)

где S(leg) — коэффициент, используемый для расчета доли энергии и выбросов парниковых газов.

приходящейся на рассматриваемый транспортный этап в данной схеме эксплуатации. Этот показатель основан на относительной части транспортной активности в рамках данной схемы эксплуатации на данном транспортном этапе;

T(leg) — транспортная активность на рассматриваемом транспортном этапе транспортной услуги;

T(VOS) — транспортная активность в схеме эксплуатации, связанной с рассматриваемым транспортным этапом (см. 7.2).

7"(1ед) и 7(VOS) определяют одними и теми же показателями, измеряемыми в одних и тех же единицах (см 8.3).

Примечание — В разделе 8 рассмотрены различные способы определения доли транспортного этапа в 7(VOS) Согласно разделу 10 конкретный способ, используемый пользователем, должен быть им заявлен и обоснован.

8.2    Основные принципы

Все потребление энергии и выбросы парниковых газов при эксплуатации транспортных средств должны быть распределены между перевозимыми грузами или пассажирами.

Маржинальный метод для учета добавочных расходов на груз или пассажиров не применяют.

Распределение показателей по долям и единицы измерений должны оставаться неизменными во времени

В рамках одной схемы эксплуатации следует применять только один способ распределения по долям для грузов и пассажиров.

8.3    Распределяемые показатели и единицы измерений

8.3.1    Общие положения

Распределение осуществляют по показателям транспортной активности.

8.3.2    Распределение по пассажирам

8.3.2.1    Общие положения

Показатель транспортной активности, по которому осуществляют распределение, определяют умножением числа пассажиров на расстояние их перевозки.

Расстояние определяют по реально пройденному маршруту.

Если это расстояние по воздуху, то берется ортодромическое расстояние и к нему прибавляется 95 км.

Соответствующая единица измерений — пассажиро-километр (п км).

8.3.2.2    Другие показатели

Распределение можно осуществлять по другим показателям транспортной активности, связанным с числом пассажиров или количеством поездок.

8.3.3 Распределение по грузам

8.3.3.1 Общие положения

Показатель транспортной активности, по которому осуществляют распределение, определяют умножением количественной характеристики груза на расстояние его перевозки.

Количественная характеристика груза должна включать перевозимый груз и его упаковку, контейнер и вспомогательные средства его перемещения за исключением тех. которые не являются частью поставки

Пример 1 —Для груза, перевозимого на поддонах, количественная характеристика груза включает в себя поддоны.

Пример 2 — Для груза, перевозимого морским путем на трейлере. количественная характеристика груза соответствует массе тройлора и груза.

Пример 3 — Для груза, перевозимого поездом в контейнере для смешанных автомобильно-железнодорожных перевозок, количественная характеристика груза соответствует массе контейнера и груза.

9

При мор 4 — Для грузов, перевозимых поездом на поддонах, количественная характеристика груза соответствует массе груза и поддонов.

Пр и мер 5 — Груз, который комплектуется организатором или оператором транспортной услуги и прост в регулировке (например, на поддоне или в контейнере), количество грузов не включает в себя перевозочное средство.

Количественная характеристика груза — его масса.

Расстояние — реальное пройденное расстояние, за исключением круговых маршрутов сбора и распределения грузов (см. 8.3.3.3).

Если расстояние преодолевается по воздуху, то берется ортодромическое расстояние и к нему прибавляется 95 км.

Таким образом, распределяемый показатель должен равняться произведению массы груза на реальное расстояние.

Соответствующая единица измерений — тонно-километр (т км).

8.3.3.2    Другие параметры и единицы

В качестве количественной характеристики груза может быть выбрана другая величина, особенно если она лучше соответствует возможностям транспортного средства по его вместимости (такая как объем груза, число палет, партий, стандартных контейнеров и т. д ).

Распределение можно осуществлять также по другим показателям транспортной активности, связанной с перевозкой грузов, которые являются:

-    только количественной характеристикой груза (его масса или другие параметры, такие как объем и т. д.) с соответствующей единицей измерений (т. м3 и т. д.);

-    только характеристикой пройденного пути (реальное расстояние или ортодромическое расстояние для кругового маршрута, а также минимально возможное расстояние) с единицей измерений — км.

8.3.3.3    Круговые маршруты сбора и распределения грузов

Чтобы характеризовать путь, пройденный транспортным средством, выбирают один из двух возможных вариантов:

-    ортодромическое расстояние;

-    минимально возможное расстояние.

8.3.4    Совместные перевозки пассажиров и грузов

8.3.4.1 Воздушный транспорт

Показатель транспортной активности, по которому осуществляют распределение, определяют умножением общей массы пассажиров и грузов на расстояние их перевозки.

Общую массу пассажиров и грузов определяют как сумму масс грузов и пассажиров Последнюю определяют (в порядке убывания приоритета):

• как массу пассажиров и их багажа по центровочному графику на рейс:

-    через стандартное значение 0.1 т на каждого пассажира (включая багаж).

За расстояние принимают ортодромическое расстояние с добавлением 95 км.

Соответствующая единица измерений — тонно-километр (т км).

Примечание — Если схема эксплуатации включает рейсы между одними и теми же пунктами отправления и назначения, тогда за показатель транспортной активности принимают только массу, поскольку расстояния для всех грузов и пассажиров будут неизменными

8.3.4    2 Морской транспорт (паромы)

Применяют один из методов, описанных в приложении В:

-    метод распределения масс;

-    метод распределения площадей.

8.3.4.3    Другие совместные перевозки пассажиров и грузов

При осуществлении совместных перевозок пассажиров и грузов, не описанных в 8.3.4.1 и 8.3.4.2, может быть использован специальный метод измерения транспортной активности. В этом случае описание метода и обоснование его применения должны быть указаны в декларации.

8.4    Сбор данных

Объемы груза, число пассажиров и расстояние, используемые для расчета распределения, определяют в соответствии с 5.4

ГОСТ P 57262—2016

9 Принципы суммирования результатов для каждого этапа транспортной услуги

На этапе 3 (см. 5.2) получают значения расчетных показателей Ew, Е{ и G, для всей транспортной услуги путем суммирования соответствующих значений, рассчитанных по 8.1—8 4 для всех ее транспортных этапов.

Примечание — При расчете конечных результатов для транспортной услуги могут быть использованы разные категории значений показателей согласно 5 4 1 (фактические, установленные специфические, установленные средние, стандартные), особенно если транспортная услуга включает в себя несколько транспортных этапов

10 Декларация

10.1    Общие положения

Декларация о потреблении энергии и выбросах парниковых газов в ходе предоставления транспортной услуги должна включать в себя:

a)    значения четырех расчетных показателей (G^ Gf, Ew и Et). указанных в 5.1;

b)    дополнительную информацию, указанную в 10 3

Применяемые единицы измерений — согласно разделу 3.

В целях создания декларации пользователь настоящего стандарта может использовать любые средства получения информации как основу для проводимых расчетов, включая, например, ресурсы сети Интернет

10.2    Составление сокращенной декларации

Декларация может состоять из двух отдельных частей при условии, что:

a)    первая часть содержит:

1)    выброс парникового газа в полном цикле Gw для данной транспортной услуги;

2)    Примечание следующего содержания: «Указанный показатель является одним из четырех. рассчитанных в соответствии с ЕН 16258:2012. Для получения значений остальных показателей вместе с дополнительной информацией следует обратиться к (ХХХХ)».

Примечание — В декларации вместо обозначения (XXXXJ указывают подробное описание адреса (например. адрес веб-страницы), куда можно обратиться за необходимой информацией.

b)    вторая часть содержит значения остальных трех показателей, необходимую дополнительную информацию и доступна для получателя декларации в разумный срок.

10.3    Дополнительная информация

10.3.1    Общее положение

Декларация должна содержать следующее положение: «Четыре показателя рассчитаны согласно стандарту ЕН 16258:2012. в котором приведена дополнительная информация о процессах, которые не были приняты во внимание, методах и общих принципах расчетов. При необходимости сравнить приведенные результаты с другими результатами, полученными в соответствии с ЕН 16258:2012, следует убедиться, что для их получения были использованы сопоставимые методы расчета, в частности методы распределения показателей, и источники данных».

10.3.2    Ясное описание метода

Пользователь стандарта должен обеспечить доступность для получателя результатов понятно и точно изложенного описания метода расчета.

В нем должны быть указаны:

a)    категория каждого значения, использованного для расчета (см. 5.4);

b)    обоснование используемых коэффициентов энергетического содержания и выбросов парниковых газов, если один из них или оба отличаются от указанных в приложении А;

c)    в случае использования стандартных значений:

1)    само стандартное значение;

2)    точное указание на источник, где приведено это значение;

3)    обоснование выбора этого источника;

11

4) обоснование использования стандартного значения вместо фактического или установленного транспортным оператором:

d)    если в качестве энергоносителя используют электричество, то обоснование коэффициентов потребления энергии и выброса парниковых газов, используемых для производства электроэнергии;

e)    если в качестве энергоносителя используют смесь биотоплива и обычного топлива, то доля биотоплива, которая входит в смесь,

0 применяемые методы распределения (в том числе показатели, для которых выполняют распределение. и их единицы измерений) с обоснованием их выбора.

д) перечень отклонений от рекомендаций настоящего стандарта с соответствующим обоснованием.

Примечание — В приложении D приведена форма заявления категорий значений, используемых для расчета

Кроме того, описание может включать в себя:

h) общее описание транспортной услуги (отправная точка, пункт назначения, загрузка):

О описание операций по осуществлению транспортной услуги;

j)    выбранную схему эксплуатации для каждого транспортного этапа транспортной услуги:

k)    если применяются средние значения для парка транспортных средств транспортного оператора. то должна быть указана дополнительная информация о рамках системы (например, размер парка, классы транспортных средств);

l)    информацию о соотношении между четырьмя рассчитанными показателями и транспортной активностью, например, выраженная в килограммах С02е на т км или килограммах С02е на п км;

т) другие общие сведения, необходимые для понимания метода.

12

ГОСТ P 57262—2016

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Термины и определения...............................................................1

3    Единицы измерений..................................................................4

4    Количественные оценки границ.........................................................4

5    Принципы расчета потребления энергии и выбросов парниковых газов

при предоставлении транспортных услуг...................................................6

6 Идентификация транспортных этапов...................................................7

7    Принципы расчета для схемы эксплуатации транспортных средств...........................7

8    Распределение показателей по грузам и пассажирам......................................8

9    Принципы суммирования результатов для каждого этапа транспортной услуги.................11

10    Декларация.......................................................................11

Приложение А (обязательное) Коэффициенты энергетического содержания

и выбросов парниковых газов...............................................13

Приложение В (обязательное) Методы распределения для паромов (морской транспорт).........21

Приложение С (справочное) Включение порожних рейсов в схему эксплуатации

транспортных средств....................................................23

Приложение D (рекомендуемое) Форма заявления категорий значений показателей.

использованных для расчетов..............................................25

Приложение Е (справочное) Пример перевозки пассажиров автобусом.........................26

Приложение F (справочное) Примеры грузовых перевозок...................................30

Приложение G (справочное) Примеры совместной перевозки пассажиров и грузов паромом.......37

Приложение Н (справочное) Источники и расчеты, использованные для составления таблицы А.1 . . 39

Приложение I (справочное) Примеры источников    стандартных значений.......................48

Библиография........................................................................49

Введение

В настоящем стандарте предложены методика и требования для расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг. Основное внимание уделено вопросам потребления энергии и выбросов парниковых газов, обусловленное использованием различных видов средств передвижения на суше, в воде и в воздухе в процессе перевозок. Вместе с тем при расчете потребления энергии и выбросов парниковых газов необходимо также учитывать потребление энергии (топливной или электрической) и выбросы транспортных средств, используемых при получении, переработке, поставке и использовании энергии. Таким образом, при выполнении расчетов и составлении деклараций для потребителей транспортных услуг использован подход, основанный на полном цикле преобразования энергии.

Основные положения, содержание и структура настоящего стандарта ориентированы на то. чтобы сделать его широко применимым во всей транспортной отрасли и доступным для различных групп пользователей. Следует иметь в виду, что поставщики транспортных услуг отличаются широким разнообразием — от транснациональных корпораций, осуществляющих перевозки разными видами транспорта по всему миру, до небольших местных операторов, предоставляющих услуги для конечного пользователя. Разнообразна также группа пользователей настоящего стандарта, а мониторинг энерго-ресурсов и выбросов в организациях может отличаться по степени его развития и детализации. Поэтому в настоящем стандарте сделана попытка найти компромисс между научной строгостью и простотой изложения, чтобы удовлетворить потребности как можно более широкого круга пользователей.

Применение настоящего стандарта позволит обеспечить единый подход и общую основу расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг независимо от уровня их сложности (как простой, состоящей из одной поездки, так и в рамках комплексной системы перевозок, которая может включать в себя несколько этапов, более одного типа транспортного средства, различные виды транспорта и несколько компаний в рамках транспортной цепи поставок). Применение настоящего стандарта обеспечит большую последовательность и прозрачность процедуры декларирования, а также привязку энергопотребления и выбросов к объектам транспортирования (грузам или пассажирам).

Предполагается, что в последующих версиях настоящего стандарта количественные границы будут расширены за счет учета дополнительных аспектов транспортных услуг, связанных, например, с перемещением грузов в транспортных терминалах, операциями при транзитных перевозках и пр.

Настоящий стандарт является прямым применением ЕН 16258:2012, и содержащиеся в нем стандартные значения взяты из источников, описывающих практику эксплуатации европейских транспортных и энергетических систем. Применение методологии настоящего стандарта для расчета показателей транспортных систем других регионов может потребовать других стандартных значений, взятых из соответствующих надежных источников.

IV

ГОСТ Р 57262-2016/ EN 16258:2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Расчет и декларирование энергопотребления и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг

Ecological management Calculation and declaration of energy consumption and GHG emissions of transport services

Дата введения — 2017—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общую методику расчета и декларирования потребления энергии и выбросов парниковых газов в процессе транспортных перевозок (грузовых, пассажирских или грузопассажирских).

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы, понятия, ограничения и методы расчета, обеспечивающие получение надежных данных и поддающихся проверке деклараций потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления любой транспортной услуги. Приведены практические примеры применения этих принципов.

Настоящий стандарт может применяться:

-    операторами транспортных услуг (грузовые и пассажирские перевозки);

• организаторами транспортных услуг (перевозчиками, выполняющими транспортные операции по субподряду, транспортными и туристическими компаниями);

-    потребителями транспортных услуг (грузоотправителями и пассажирами).

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    Общие термины

2.1.1    эквивалент диоксида углерода С02; С02-эквивалент (carbon dioxide equivalent; С02е): Единица сравнения излучающей способности массы данного парникового газа с диоксидом углерода.

Примечание — Эквивалент диоксида углерода рассчитывают путем умножения массы данного парникового газа на его потенциал глобального потепления

(ИСО 14064-1:2006. статья 2.19]

2.1.2    углеродная компенсация (carbon offsetting): Механизм компенсации углеродного следа продукции за счет предотвращения, сокращения или устранения соответствующей доли выброса парниковых газов в других процессах, не связанных с данной продукцией.

[ИСО 14021:2016. статья 3.1.12 с изменениями]

2.1.3    груз (cargo): Группа товаров, перевозимая из одного места в другое с помощью транспортного средства.

Издание официальное

Примечание — Груз может состоять из жидких или твердых материалов либо веществ без какой-либо упаковки, например сыпучий груз, или незакрепленных изделий неупакованных товаров, посылок, приходящих грузов (на поддонах или в контейнерах) или грузов, погруженных на транспортное средство и перевозимых на нем

(ЕН 14943:20051

2.1 4 энергия (energy): Электричество, топливо, пар. тепло, сжатый воздух и подобные ресурсы.

[ЕН ИСО 50001:2011, словарная статья 3.5]

2.1.5    энергоноситель (energy carrier): Материя в виде вещества или поля, обладающая энергией, которая может быть использована для целей энергопотребления.

[ИСО 13600:1997. словарная статья 2.5]

2.1.6    потребление энергии (energy consumption): Количество потребленной энергии.

[ЕН ИСО 50001:2011. статья 3.7]

2.1.7    коэффициент энергетического содержания (energy factor): Коэффициент, связывающий потребление энергии с совершаемой транспортным средством работой.

2.1.8    использование энергии (energy use): Способ или вид применения энергии.

Пример — Двигатель автомобиля, охлаждение, отопление.

[ЕН ИСО 50001:2011, статья 3.18 с изменениями]

2.1.9    транспортный груз (freight): Товар, перевозимый из одного места в другое.

[ЕН 14943:2005]

2.1.10    потребление топлива (fuel consumption): Количество энергоносителя, используемое транспортными средствами.

Примечание 1 — В целях упрощения определение включает в себя все энергоносители, в том числе и электричество

Примечание 2 — Для железнодорожного транспорта, работающего на принципе электрической тяги, потребление топлива рассчитывают как суммарное количество энергии, полученной от соприкосновения с контактным проводом за вычетом любой энергии, возвращенной к контактному проводу транспортным средством Энергия возвращается (по контактному проводу) при рекуперативном торможении, так что энергия, вырабатываемая во время торможения, становится доступной для других потребителей, подключенных к контактному проводу

2.1.11    потенциал глобального потепления (global warming potential; G\NP): Коэффициент, устанавливающий степень воздействия излучательной способности одной единицы массы конкретного парникового газа относительно соответствующей единицы диоксида углерода за установленный период времени.

[ИСО 14064-1:2006. статья 2.18]

2.1.12    парниковый газ (greenhouse gas; GHG): Газообразная составляющая атмосферы природного и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает излучение при определенных длинах волн в диапазоне спектра инфракрасного излучения, испускаемого поверхностью Земли, атмосферой и облаками.

Примечание — В настоящем стандарте в качестве парниковых газов рассматриваются только диоксид углерода С02, метан СН4. оксид азота N20, гидрофторуглероды HFCs, перфторуглероды PFCs и гексафторид серы SFe Данные шести газообразных сред приведены в приложении А к Киотскому протоколу Рамочной конвенции ООН об изменении климата

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.18]

2.1.13    коэффициент выбросов парниковых газов (greenhouse gas emission factor; GHG emission factor): Показатель, связывающий вид деятельности с величиной выброса парниковых газов.

2.1.14    транспортное средство (means of transport): Судно, сухопутное перевозочное средство или другое средство передвижения, используемое для перевозки пассажиров и/или грузов.

[ЕН 14943:2005]

2.1.15    пассажир (passenger; pax): Человек, перевозимый на транспортном средстве и не принимающий участие в его работе.

Примечание — Данный термин также используют при подсчете числа перевозимых людей

2.1.16    маршрут (route): Путь следования из начальной точки в конечную точку.

[ЕН 14943:2005]

2.1.17    перевозка (transport): Перемещение пассажиров и/или грузов.

Примечание — Термин «перевозка» обычно используют для обозначения перемещения с применением специальных средств

[ЕН 14943:2005]

2

ГОСТ P 57262—2016

2.1.18 стандартный (двадцатифутовый) контейнер (twenty-foot equivalent unit; TEU): Стандартный контейнер размером 6.10 м. который применяется в качестве единицы измерения для контейнеров различной длины, объема контейнерных судов и терминалов.

Примечание — Один стандартный сорокафутовый контейнер эквивалентен двум стандартным контейнерам

(ЕН 14943:2005)

2.2 Специальные термины

2.2.1    стандартное значение (default value): Значение показателя, полученное из внешнего источника и не определяемое оператором транспортной услуги.

Примечание — Методические указания по использованию данного понятия даны в 5 4

2.2.2    порожний рейс (empty trip): Часть маршрута транспортного средства, в течение которого не осуществляется перевозка пассажиров либо грузов.

Пример — Передвижение транспортного средства к начальной точке маршрута.

2.2.3    энергетический цикл (energy process); Процесс, включающий все уровни преобразования энергоносителя, начиная с его получения и переработки вплоть до доставки транспортному средству.

2.2.4    парк техники (fleet); Группа транспортных средств, эксплуатируемая одним оператором транспортной услуги.

2.2.5    ортодромическое расстояние (great circle distance); Теоретическое кратчайшее расстояние по поверхности Земли между любыми двумя ее точками.

2.2.6    загрузка (load): Количественная характеристика или вид объекта, перевозимого транспортным средством.

(ЕН 14943:2005)

2.2.7    транспортный этап (leg (of a transport service)): Участок маршрута, на котором осуществляют перевозку грузов или пассажиров.

2.2.8    коэффициент загрузки (load factor): Отношение фактической загрузки к максимально допустимой для данного транспортного средства.

Примечание — Вместимость транспортного средства определяют в разных единицах, например, в единицах массы или объема

(ЕН 14943:2005)

2.2.9    маржинальный метод (учета) (marginal accounting): Метод распределения по объектам, заключающийся в разделении единого целого на основе нефизических критериев.

При мор — Для самолета большая часть расхода топлива относона к пассажирам, а на подбрюшный груз идет добавочный расход, соответствующий избыточному весу самолета.

2.2.10    процесс (process): Деятельность, связанная с применением энергии или выбросами парниковых газов.

2.2.11    фактическое значение (specific measured value): Результат измерений физической величины, используемый на определенном этапе расчета.

2.2.12    минимально возможное расстояние (shortest feasible distance): Расстояние, соответствующее кратчайшему маршруту, который может быть пройден данным видом транспортного средства.

2.2.13    TTW-анализ (tank-to-wheel assessment): Оценка, связанная с работой транспортного средства.

2.2.14    транспортная активность (transport activity): Совокупность показателей, характеризующих перемещение пассажиров, грузов или транспортных средств.

Примеры — Две тысячи пассажиро-километров, одна тысяча пятьсот тонно-километров, сто палет, пятьсот километров пути автомобиля.

2.2.15    установленное среднее значение (для парка транспортных средств) (transport operator fleet value): Значение показателя, определенное оператором транспортных услуг на основании измерений транспортной активности парка транспортных средств, включая типы транспортных средств, для которых должен быть выполнен расчет.

3

2.2.16    установленное специфическое значение (transport operator specific value): Значение показателя, определенное оператором транспортных услуг на основании измерений на конкретном типе транспортного средства или конкретном типе маршрута, для которых должен быть выполнен расчет.

2.2.17    транспортные услуги (transport service): Услуги, предоставляемые получателю для перевозки груза или пассажиров из пункта отправления в пункт назначения.

Примечание — Получателя услуг именуют «пользователь транспортных услуг» (см 2 2 20)

2.2.18    организатор транспортных услуг (transport service organizer): Организация, передающая по договору подряда средства оказания транспортных услуг другому лицу (оператору транспортных услуг), которое осуществляет эти транспортные услуги.

Примечание — Организатором транспортных услуг может быть экспедиторская фирма, организатор поездок/путешествий (например, турагентство или туроператор) или орган местного управления городским пассажирским транспортом

2.2.19    оператор транспортных услуг (transport service operator): Лицо, которое осуществляет транспортные услуги.

Примечание — Оператором транспортных услуг может быть компания по перевозке пассажиров или грузов (оказывающая свои услуги непосредственно или в рамках субподряда с организатором транспортных услуг).

2.2.20    пользователь транспортных услуг (transport service user): Лицо/организация. которое приобретает транспортные услуги или пользуется ими.

Примечание — Пользователем транспортных услуг может быть пассажир, грузоотправитель или организатор транспортной услуги (по субподряду с оператором транспортных услуг)

2.2.21    эксплуатация транспортного средства (vehicle operation): Использование транспортного средства с целью полностью или частично обеспечить выполнение транспортных услуг для одного или более пользователей.

2.2.22    схема эксплуатации (транспортного средства) (vehicle operation system; VOS): Последовательность операций при экслпуатации транспортного средства.

Примечание — Руководящие принципы и примеры применения данного понятия приведены в разделе 7 и приложениях С, Е и F

2.2.23    работа транспортного средства (vehicle process): Процессы, происходящие в транспортном средстве и связанные с работой его двигателей.

2.2.24    WTT-анализ (welMo-tank assessment): Оценка, связанная с энергетическим циклом.

2.2.25    WTW-анализ (welMo-wheels assessment): Оценка дпя полного цикла, включающего энергетический цикл и работу транспортного средства.

3    Единицы измерений

3.1    Энергия

Количество энергии выражают в джоулях (Дж) и в производных единицах, таких как мегаджоуль (МДж) и гигаджоуль (ГДж).

3.2    Выбросы парниковых газов

Выбросы парниковых газов выражают в граммах (г), килограммах (кг) или тоннах (т) 002-эквивалента.

4    Количественные оценки границ

4.1 Общие положения

Описанные ниже процессы относятся к оцениваемым транспортным услугам и не ограничены пределами конкретной организации.

4

ГОСТ P 57262—2016

4.2    Рассматриваемые процессы

Оценки потребления энергии и выбросов парниковых газов при оказании транспортных услуг должны быть выполнены как для работы транспортного средства, так и для энергетического цикла энергоносителя, используемого данным транспортным средством.

Работа транспортного средства включает в себя функционирование всех бортовых систем, в том числе работу двигателя и вспомогательного оборудования.

Пр и мер — Гравные двигатели, вспомогапюльное оборудование для поддержания температуры грузового помещения, бортовые погрузочно-разгрузочные устройства.

Энергетические циклы включают в себя:

-    для топлива: добычу или выращивание первичных источников энергии, их переработку, очистку, транспортирование и распределение на всех стадиях производства энергоносителя;

-    для электроэнергии: добыча и транспортирование первичных источников энергии, преобразование и генерирование электроэнергии, ее передача и потери в электросети.

Примечание 1— Неучитываемые процессы и их примеры приведены в 4 3

Примечание 2 — Для количественных оценок процессов в рамках энергетического цикла могут быть использованы соответствующие законодательные акты и иные нормативно-правовые документы Однако информация, содержащаяся в этих документах, может быть не полной (например, касаться только выбросов С02 или поставки электроэнергии только от электростанции до потребителя)

4.3    Процессы, не включаемые в рассмотрение

При оценке потребления энергии и выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг не следует учитывать:

-    прямые выбросы парниковых газов в результате утечек, например охлаждающего агента или природного газа, в транспортном средстве:

-    дополнительные эффекты, связанные с горением авиационного топлива, в верхних слоях тропосферы (конденсационный след самолета, образование перистых облаков и т. д);

-    процессы, связанные с кратковременным сопровождением транспортного средства по соображениям безопасности или работой вспомогательных средств управления движением, таких как буксиры для судов в портах, тягачи для самолетов в аэропортах и т. д.;

-    процессы, реализованные с помощью погрузочно-разгрузочных устройств для грузов или внешних устройств передвижения для пассажиров (например, лифтов и движущихся дорожек), для перевалки груза или перемещения пассажиров. В услугах экспресс доставки и других сетевых транспортных услугах сюда входят также погрузо-разгрузочные работы внутри платформы, состоящие из погрузки и разгрузки упаковок и поддонов:

• процессы административного уровня в организациях, задействованных в транспортных услугах К таким процессам относятся эксплуатация зданий, поездки и командировки, работа компьютерных систем и т. д.;

-    процессы строительства, технического обслуживания и утилизации транспортных средств:

-    процессы строительства, обслуживания и демонтажа транспортной инфраструктуры, используемой транспортными средствами;

-    работы в энергетике, не связанные с энергетическим циклом, такие как производство или строительство добывающего оборудования, транспортной и распределительных систем, систем нефтепереработки. систем обогащения, производства, электростанции и т. д.. их повторное использование, переработка и утилизация.

4.4    Парниковые газы

В расчет выбросов парниковых газов следует включать следующие шесть газов: диоксид углерода С02. метан СН4. оксид азота N20. гидрофторуглероды HFCS. перфторуглероды PFC$ и гексафторид серы SF6. Любые другие газы должны быть из расчетов исключены.

4.5    Углеродная компенсация и торговля квотами на выбросы

Результаты углеродной компенсации или торговли квотами на выбросы не должны учитываться для расчета и декларирования энергопотребления, выбросов парниковых газов в ходе предоставления транспортных услуг.

5

ГОСТ P 57262—2016

5 Принципы расчета потребления энергии и выбросов парниковых газов при предоставлении транспортных услуг

5.1    Общие требования

В расчетах должны быть учтены:

-    все транспортные средства, используемые для выполнения данных транспортных услуг, в том числе выполняемых субподрядчиками;

-    потребление каждого энергоносителя по каждому транспортному средству;

-    все поездки каждого транспортного средства (как с грузом, так и порожние рейсы).

Пример — Каждое из нижеперечисленных транспортных средств может работать на двух разных энергоносителях, каждый из которых должен быть учтен при расчетах: внедорожник, работающий на сжиженном углеводородном газе и бензине; внедорожник, работающий на бензине и электрической энергии; судно, работающее на мазуте и судовом дизельном топливе.

В результате вычислений должны быть получены значения следующих показателей:

-    потребление энергии в полном цикле Ew (WTW-анализ);

-    выброс парникового газа в полном цикле Gw (WTW-анализ);

-    потребление энергии при работе транспортного средства Е( (ТП/У-анализ);

-    выброс парникового газа при работе транспортного средства Gf (TTWaHann3).

5.2    Порядок расчета потребления энергии и выбросов парниковых газов для одной транспортной услуги

Расчет для конкретной транспортной услуги осуществляют в три основных этапа:

-    этап 1: идентификация транспортных этапов (см. раздел 6);

-    этап 2: расчет потребления энергии и выбросов парниковых газов на каждом транспортном этапе (см. 5.3);

-    этап 3: объединение результатов для всех транспортных этапов (см. раздел 9).

5.3    Подэтапы расчета потребления энергии и выбросов парниковых газов на каждом транспортном этапе одной транспортной услуги

Расчет для одного транспортного этапа может быть разделен на следующие четыре основных подэтапа.

подэтап 2.1: определение схемы эксплуатации транспортного средства, связанной с данным транспортным этапом;

подэтап 2.2: количественное определение расхода топлива для данной схемы эксплуатации транспортного средства;

подэтап 2.3: расчет четырех показателей общего потребления энергии и выбросов парниковых газов (см. 5.1), связанных со схемой эксплуатации транспортного средства;

подэтап 2.4: распределение на транспортном этапе долей значений показателей, полученных на подэтапе 2.3.

Подэтапы 2.1, 2.2 и 2.3 проводят в соответствии с разделом 7. подэтап 2.4 — в соответствии с разделом 8.

5.4    Значения, используемые для расчета

5.4.1 Общие положения

В соответствии с настоящим стандартом для расчетов показателей по 5.1 требуется знать показатели. связанные с оказываемыми транспортными услугами и применяемыми транспортными средствами для разных транспортных этапов.

Такими показателями могут быть, например:

-    расход топлива;

-    расстояние;

• расход топлива на единицу расстояния:

-    загрузка:

-    коэффициент загрузки;

-    грузоподъемность транспортного средства;

-    длина порожних рейсов.

6