Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

26 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57187-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Стандарт устанавливает требования к протоколу обмена данными бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления. Стандарт предназначен для использования при организации обмена данными между бортовыми телематическими устройствами транспортных средств городского пассажирского транспорта и системой диспетчерского управления. Стандарт разработан в соответствии с требованиями к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, которые утверждены [1]. Стандарт уточняет требования к протоколам обмена, устанавливаемым [1] в части регламентации отдельных структурных элементов фреймов протокола обмена, описанных в дополнительных блоках, дополняющих базовую навигационную информацию.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Требования к программному обеспечению и алгоритмам работы бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта при работе в составе автоматизированной системы диспетчерского управления

5 Требования к организации информационного взаимодействия бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления по протоколу обмена данными

6 Требования к передаче управляющих команд на бортовое телематическое устройство транспортного средства городского пассажирского транспорта

7 Требования к бортовому навигационно-связному оборудованию пассажирских транспортных средств

Приложение А (обязательное) Пример описания структуры тела информационного пакета

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ГОСТР

f СТАНДАРТ ( ) РОССИЙСКОЙ

57187—

ФЕДЕРАЦИИ

2016

Интеллектуальные транспортные системы

ПРОТОКОЛ ОБМЕНА ДАННЫМИ БОРТОВОГО ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА С СИСТЕМОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Издание официальное

Стандартинформ

2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 057 «Интеллектуальные транспортные системы»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 октября 2016 г. № 1495-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае перескютра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www gost.ru)

© Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 57187—2016

Коммуникационный сервер формирует и передает на БТУ информационный пакет, содержащий управпяющую команду (пакеты типа 102 и дапее). Каждый такой пакет имеет в своем составе уникаль-ный код сообщения, однозначно опредепяющий команду, отправленную на конкретное БТУ. В ответ сервер оборудования формирует информационный пакет типа 0. подтверждая факт успешного получения пакета. БТУ информирует коммуникационный сервер об этом отправкой пакета типа 5. Уникальный код сообщения в составе пакета типа 5 должен совпадать с одноименным кодом той управляющей команды, которую он подтверждает. Этот порядок позволяет однозначно определить, на какую команду пришел ответ. В ответ на пакет типа 5 коммуникационный сервер должен отправить на БТУ информационный пакет типа 0. подтверждающий факт успешного получения пакета.

Пример описания структуры тела информационного пакета приведен в приложении А.

6.2 Требования к работе с бортовым дисплеем индикатором (дисплеем водителя)

6.2.1    Если в составе навигационно-связного блока входит бортовой дисплей индикатор водителя, то. в зависимости от его функциональности, диспетчер АСДУ имеет возможность:

а)    отправить водителю формализованное сообщение (выбрать из списка), которое:

1)    не требует реакции со стороны водителя.

2)    требует от водителя подтверждение прочтения:

б)    отправить водителю неформализованное сообщение (ввести произвольный текст), которое:

1)    не требует реакции со стороны водителя.

2)    требует от водителя подтверждение прочтения.

3)    требует от водителя сделать выбор из нескольких вариантов.

Пример описания структуры тела информационного пакета приведен в приложении А.

6.2.2    Отправка формализованного сообщения водителю осуществляется посредством информационного пакета типа 102. Если сообщение требует от водителя подтверждения факта прочтения (поле <msg_type> = 1) и водитель подтверждает его. нажав соответствующую кнопку, то на коммуникационный сервер должен прийти информационный пакет типа 6 и со значением поля <bdi_choice> = 0. Уникальный код сообщения в составе пакета типа 6 должен совпадать с одноименным кодом той управляющей команды, которую он подтверждает. В ответ на пакет типа 6 коммуникационный сервер должен отправить на БТУ информационный пакет типа 0. подтверждающий факт успешного получения пакета.

6.2.3    Отправка неформализованного сообщения водителю осуществляется посредством информационного пакета типа 103. Если сообщение требует от водителя подтверждения факта прочтения (поле <msg_type> = 1) и водитель подтверждает его. нажав соответствующую кнопку, то на коммуникационный сервер должен прийти информационный пакет типа 6 и со значением поля <bdi_choice> = 0.

6.2.4    Сообщения, требующие от водителя сделать выбор из нескольких вариантов (поле <msg_ type> = 2). не отличаются от обычных неформализованных сообщений, единственное отличие заключается в том. что строки с вариантами помечены соответствующим битом. Если водитель делает выбор, нажав соответствующую кнопку, то на коммуникационный сервер должен прийти информационный пакет типа 6 и со значением поля <bdi_choice>. равным номеру выбранного варианта. Уникальный код сообщения в составе пакета типа 6 должен совпадать с одноименным кодом той управляющей команды, которую он подтверждает. В ответ на пакет типа 6. коммуникационный сервер должен отправить на БТУ информационный пакет типа 0. подтверждающий факт успешного получения пакета.

6.2.5    Для запроса фотоснимка с конкретной камеры, коммуникационный сервер формирует информационный пакет типа 104 и передает его на БТУ. Когда БТУ получает снимок с камеры, он формирует и передает на коммуникационный сервер информационный пакет типа 2 (навигационная посылка), к которому прикреплен дополнительный блок типа 4 Если по какой-то причине фотоснимок не может быть получен с камеры, то на коммуникационный сервер поступает информационный пакет типа 2 (навигационная посылка), к которому прикреплен дополнительный блок типа 4. в котором поле <photo> пустое (имеет нулевую длину).

6.2.6    Информация о текущем состоянии дискретных выходов поступает на коммуникационный сервер в составе дополнительного блока навигационной посылки (информационный пакет типа 2). Для изменения состояния конкретного дискретного выхода коммуникационный сервер отправляет на БТУ информационный пакет типа 105.

6.2.7    Коммуникационный сервер может с определенной периодичностью передавать на БТУ дополнительную информацию, относящуюся к радиостанции (например, гаражный номер транспортного средства, на котором установлена данная радиостанция). Для этих целей используется информацион-

8

ный пакет типа 106 К каждому широковещательному пакету может быть прикреплен один и более дополнительных блоков навигационной посылки. На каждый широковещательный пакет БТУ необходимо прислать подтверждение.

7 Требования к бортовому навигационно-связному оборудованию пассажирских транспортных средств

Для обеспечения функций взаимодействия основных элементов АСДУ и БТУ, при организации обмена данными между бортовыми телематическими устройствами транспортного средства городского пассажирского транспорта и системой диспетчерского управления, пассажирские транспортные средства должны быть оснащены БТУ. работающими по сигналам ГЛОНАСС. ГЛОНАСС/GPS. Состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования по — ГОСТ Р 54024.

9

Приложение А (обязательное)

Пример описания структуры тела информационного пакета

Перечень типов информационных пакетов приведен в таблице А 1 Таблица А1 — Перечень типов информационных пакетов

Тип пакета

Описание пакета

Отправитель

0

Подтверждение в получении пакета

БТУ.КС

1

Авторизация на коммуникационном сервере

БТУ

2

Получена навигационная посылка

БТУ

3

Получено формализованное сообщение от водителя

БТУ

4

Получено неформализованное сообщение от водителя

БТУ

5

Формализованное (неформализованное) сообщение доставлено

БТУ

6

Получено подтверждение прочтения (выбор опции) от водителя

БТУ

10

Проверка связи

БТУ

11

Служебные команды (зарезервировано)

БТУ

101

Результат авторизации на коммуникационном сервере

КС

102

Отправить формализованное сообщение

КС

103

Отправить неформализованное сообщение

КС

104

Запросить фотоснимок

КС

105

Изменить состояние дискретного выхода

КС

Структура тела информационного пакета типа 0 приведена в таблице А 2 Таблица А2

Поле

Длина

Тип

Описание

<conf_hst>

var

unsigned int32

Коды успешно полученных информационных пакетов

Структура тела информационного пакета типа 1 приведена в таблице АЗ Таблица АЗ

Поле

Длина

Тип

Описание

<auth_code>

16

byte

Уникальный код БТУ

Структура тела информационного пакета типа 2 приведена в таблице А 4 Таблица 4

Поле

Длина

Тип

Описание

<radionum>

4

unsigned mt32

Номер мобильного блока

<radiotype>

2

unsigned mt16

Тип мобильного блока

ГОСТ P 57187—2016

Окончание таблицы 4

Попе

Длина

Тип

Описание

<timenav>

4

unsigned mt32

Время навигационной посылки

Число секунд, прошедших с 01 01 1970 00 00 00

Мировое время (GMT)

<flags>

1

byte

bit7 — достоверность навигационных данных (1 — достоверная. 0 — нет ); bit6 — полушарие долготы (1 — Е.О — W); bit5 — полушарие широты (1 — N. 0 — S ); bit4 — работа от встроенного аккумулятора (1 — да. 0 —нет).

bit3 — данные пришли из буфера (неоперативные)

(1 — да, 0 —нет),

bit2 — состояние SOS (1 — SOS. 0 — нет SOS); bitl — признак включенного зажигания (1 — вкл , 0 — выкл );

bitO — состояние вызова на голосовую связь

(1 — есть запрос на голосовую связь. 0 — нет запроса

на голосовую связь)

<latitude>

4

unsigned int32

Широта в \ умноженная на 10000000

<k>ngitude>

4

unsigned int32

Долгота в \ умноженная на 10000000

<speed>

2

unsigned int16

Скорость движения, км/ч

<course>

2

unsigned int16

Направление движения (вектор скорости)."

<altitude>

2

signed int16

Высота над уровнем моря, м (- 18000 ... ♦ 18000)

<nsat>

1

byte

Число видимых спутников

<track>

4

unsigned int32

Накопленный пробег (одометр), м

<flags2>

1

byte

Зарезервировано (всегда 0)

<CSQ>

1

byte

Уровень GSM сигнала (АТ ♦ CSQ)

<dop 1>

var

struct

Дополнительный блок 1

<dop n>

var

struct

Дополнительный блок п

Дополнительные блоки содержат данные, дополняющие базовую навигационную информацию Дополнительный блок не имеет фиксированного размера и состоит из следующих элементов заголовок дополнительного блока, тело дополнительного блока (см таблицу А 5).

Таблица А. 5 — Структура дополнительного блока навигационной посылки

Поле

Длина

Тил

Описание

<Ыоск_1еп>

4

unsigned mt32

Длина дополнительного блока

<Ыоск_1уре>

1

byte

Тип дополнительного блока

<reserved>

1

byte

Зарезервировано Заполняется нулями

<block_body>

var

struct

Тело дополнительного блока

Тело дополнительного блока содержит полезную информацию, передаваемую в блоке Структура и размер этой информации определяются типом дополнительного блока Типы дополнительных блоков, которые поддерживаются в настоящее время, приведены в таблице А 6

11

Таблица А 6 — Перечень типов дополнительных блоков навигационной посылки

Код

Описание

1

Аналоговые и цифровые датчики

2

Данные аппаратуры подсчета пассажиропотока

3

Данные с дополнительного топливного датчика

4

Фотоснимок

5

Дополнительные датчики

7

Данные от CAN

8

Дополнение к базовой навигационной посылке

11

Именованный параметр

Структура тела дополнительного блока типа 1 приведена в таблице А 7

Таблица А 7 — Аналоговые и цифровые датчики

Поле

Длина

Тип

Описание

<di_in>

2

unsigned mt16

Значение 16 цифровых входов (побитно)

<di_out>

2

unsigned mtl6

Состояние 16 дискретных выходов (побитно)

<an_in1>

2

unsigned mt16

Значение аналогового входа 1

<an_in2>

2

unsigned mtl6

Значение аналогового входа 2

<an_m3>

2

unsigned mtl6

Значение аналогового входа 3

<ап_ш4>

2

unsigned mt16

Значение аналогового входа 4

<ап_ш5>

2

unsigned mt16

Значение аналогового входа 5

<ап_шв>

2

unsigned mt16

Значение аналогового входа 6

<ап_ш7>

2

unsigned mt16

Значение аналогового входа 7

<ап_ш8>

2

unsigned m!16

Значение аналогового входа 8

Итого

20

Структура тела дополнительного блока типа 2 приведена в таблице А 8

Таблица А 8 — Данные аппаратуры подсчета пассажиропотока

Поле

Длина

Тип

Описание

<irma_door_in1>

1

byte

Пассажиры, вошедшие через первую дверь

<irma_doorJn2>

1

byte

Пассажиры, вошедшие через вторую дверь

<ifma_doorjn3>

1

byte

Пассажиры, вошедшие через третью дверь

<irma_door_in4>

1

byte

Пассажиры, вошедшие через четвертую дверь

<irma_door_out1>

1

byte

Пассажиры, вышедшие через первую дверь

<irma_door_out2>

1

byte

Пассажиры, вышедшие через вторую дверь

<irma_door_out3>

1

byte

Пассажиры, вышедшие через третью дверь

<irma_door_out4>

1

byte

Пассажиры, вышедшие через четвертую дверь

ГОСТ P 57187—2016

Окончание таблицы А 8

Попе

Длина

Тип

Описание

<ifma_present_door>

1

byte

Битовая маска присутствия двери (bit3 bitO): 1 — дверь присутствует

0    — дверь не найдена

Битовая маска закрытия двери (bit 7 brt4):

1    —дверь закрывалась

0 — дверь не закрывалась

Итого

9

Структура тела дополнительного блока типа 3 приведена в таблице А 9 Таблица А9 — Данные от дополнительного топливного датчика

Попе

Длина

Тип

Описание

<fuel_num>

1

byte

Номер топливного бака

<fuel_value>

4

unsigned mt32

Значение топливного датчика

<det_status>

1

byte

Состояние топливного датчика

<level_l>

2

unsigned mt16

Уровень топлива в баке (литры)

<temperature>

1

byte

Температура бака (градусы Цельсия)

<reserved>

4

byte|4)

Зарезервировано Заполняется нулями

Итого

13

Структура тела дополнительного блока типа 4 приведена в таблице А10 Таблица А 10 — Фотоснимок

Попе

Длина

Тип

Описание

<photo_num>

1

byte

Номер фотокамеры, от которой пришел снимок

<photo_res>

1

byte

Разрешение фотокамеры

0    — QVGA 320x240

1    — VGA 640x480

<reserved>

8

byte(8]

Зарезервировано Заполняется нулями

<photo>

var

byte{ ]

Снимок в формате jpeg

Структура тела дополнительного блока типа 5 приведена в таблице А11 Таблица А. 11—Дополнительные датчики

Поле

Длина

Тип

Описание

<counter_1>

2

unsigned int16

Значение счетчика №1

<counter_2>

2

unsigned mt16

Значение счетчика №2

<counter_3>

2

unsigned int16

Значение счетчика №3

<counter_4>

2

unsigned mt16

Значение счетчика №4

<temper>

2

signed int16

Датчик температуры (градусы)

<reserved>

22

byte{22]

Зарезервировано Заполняется нулями

Итого

32

13

ГОСТ P 57187—2016

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины, определения и сокращения...................................................2

4    Требования к программному обеспечению и алгоритмам работы бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта при работе

в составе автоматизированной системы диспетчерского управления...........................2

5    Требования к организации информационного взаимодействия бортового телематического

устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления по протоколу обмена данными...................................6

6    Требования к передаче управляющих команд на бортовое телематическое устройство

транспортного средства городского пассажирского транспорта................................7

7    Требования к бортовому навигационно-связному оборудованию пассажирских транспортных

средств..............................................................................9

Приложение А (обязательное) Пример описания структуры тела информационного пакета.......10

Библиография.......................................................................21

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ПРОТОКОЛ ОБМЕНА ДАННЫМИ БОРТОВОГО ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА С СИСТЕМОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Intelligent transport systems Communication protocol for urban passenger transport on-board telematics unit

and dispatching control systems

Дата введения — 2017—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом.

Настоящий стандарт устанавливает требования к протоколу обмена данными бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления.

Настоящий стандарт предназначен для использования при организации обмена данными между бортовыми телематическими устройствами транспортных средств городского пассажирского транспорта и системой диспетчерского управления.

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М. используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N. используемых для перевозки опасных грузов, которые утверждены (1).

Настоящий стандарт уточняет требования к протоколам обмена, устанавливаемым (1] в части регламентации отдельных структурных элементов фреймов протокола обмена, описанных в дополнительных блоках, дополняющих базовую навигационную информацию.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52928 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения.

ГОСТ Р 54024 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования.

ГОСТ Р 54026 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «На-

Издание официальное

циональные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины, определения и сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54024, ГОСТ Р 54026, ГОСТ Р 52928, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    бортовое телематическое устройство транспортного средства городского пассажирского транспорта: Мобильное связное оборудование, устанавливаемое на транспортных средствах городского пассажирского транспорта для регулярной передачи навигационной и телематической информации по сетям подвижной радиосвязи, обмена голосовыми сообщениями с системой диспетчерского управления.

3.1.2    коммуникационный сервер: Программное обеспечение, входящее в состав системы диспетчерского управления и предназначенное для взаимодействия с бортовым телематическим устройством транспортного средства городского пассажирского транспорта.

3.1.3    тангента: Микрофон-манипулятор с кнопкой управления режимом голосовой связи.

3.1    4 фрейм: Информационная посылка — контейнер для передачи информационных пакетов при обмене данными между бортовым телематическим устройством транспортного средства городского пассажирского транспорта и коммуникационным сервером

3.2    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АСДУ — автоматизированная система диспетчерского управления городским пассажирским транспортом;

БТУ — бортовое телематическое устройство транспортного средства городского пассажирского транспорта;

ГЛОНАСС — Глобальная навигационная спутниковая система (Россия);

GPRS — пакетная передача данных по радиоканалам общего пользования;

GPS — Глобальная навигационная система США;

TCP — протокол транспортного уровня передачи данных по сети Интернет:

GSM — цифровой стандарт мобильной связи по радиоканалу;

КС — коммуникационный сервер.

4    Требования к программному обеспечению и алгоритмам работы бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта при работе в составе автоматизированной системы диспетчерского управления

4.1 БТУ должны содержать программы управления, обеспечивающие отработку команд установленного протокола обмена данными и надежную работу во всех режимах эксплуатации АСДУ при использовании сотовой связи стандарта GSM/GPRS. БТУ должны быть адаптированы к применяемым в АСДУ протоколам и дисциплинам обмена данными, а также согласованы с базовыми техническими и технологическими решениями.

Функционирование БТУ в составе автоматизированных диспетчерских систем реализуется по двум основным вариантам:

2

ГОСТ P 57187—2016

а)    обмену данными непосредственно между БТУ и коммуникационным сервером АСДУ по согласованному эфирному протоколу;

б)    обмену данными по унифицированному протоколу путем написания производителем БТУ программной службы (драйвера), которая встраивается в коммуникационный сервер АСДУ и обеспечивает обмен данными с БТУ данного производителя.

4.2    Основным режимом для передачи телематической информации от БТУ на коммуникационный сервер АСДУ является режим GPRS.

4.3    Для накопления данных, получаемых от спутникового навигационного приемника, в БТУ должна быть установлена энергонезависимая буферная память, организованная по принципу замкнутого кольца (когда память заполняется полностью, указатель сбрасывается, и запись продолжается, перезаписывая самые старые данные, полученные от спутникового навигационного приемника). При наступлении определенных событий (см. таблицу 1) текущая навигационная отметка, а также связанные с ней дополнительные данные (значения датчиков, состояния выходов и т. д.) сохраняются в буфере памяти БТУ.

Таблица 1 — Описание событий при сборе и передаче навигационных данных

Наименование события

Описание события

1 Таймер

Данное событие наступает с заданной (настраиваемой) периодичностью Значение по умолчанию — 30 секунд БТУ необходимо в обязательном порядке поддерживать данный вид события

2 Вызов на связь со стороны водителя

Если на БТУ предусмотрена отдельная кнопка вызова

3 Сигнал SOS со стороны водителя

Если на БТУ предусмотрена отдельная кнопка SOS

4 Срабатывание дискретных датчиков

Настройками устанавливается какие датчики и в каком случае должны генерировать данное событие

БТУ также может обрабатывать и другие виды событий, например превышение скорости выше порогового значения, выход значения аналогового датчика за установленные границы, изменение азимута движения, увеличение пробега транспортного средства на определенное, заранее указанное значение и т. д.

Передача навигационных данных на коммуникационный сервер должна осуществляться по инициативе БТУ. Сразу после подключения к коммуникационному серверу БТУ начинает выгружать не переданные данные из буфера В качестве транспортного протокола должен использоваться протокол TCP.

При выкачке данных из буфера в первую очередь должны передаваться оперативные (текущие) данные, а затем история

4 4 БТУ должно обеспечивать получение данных от подключенных внешних дискретных (датчик открытия дверей, включения двигателя, включения агрегатов и др.) и аналоговых датчиков (датчик топлива и т. д ) и привязку этих данных к навигационной информации.

4.5    БТУ должно обеспечивать получение данных от подключенных внешних контроллеров по каналам передачи RS-232, RS-485. CAN и привязку этих данных к навигационной информации.

4.6    БТУ должно обеспечивать получение фотоснимков с внешних цифровых фотокамер по запросу от коммуникационного сервера, а также по наступлению определенных событий и их привязку к навигационной информации.

4.7    БТУ должно обеспечивать возможность управления дискретными выходами по запросу от коммуникационного сервера

4 .8 БТУ должно обеспечивать возможность интерактивного взаимодействия диспетчера с водителем с помощью дисплея водителя. Дисплей может быть встроен в БТУ или может подключаться к нему через внешний разьем. Базовый размер дисплея водителя — четыре строки по 20 символов на каждой.

БТУ должно обеспечивать:

-    прием и отображение на дисплее неформализованных сообщений от диспетчера;

-    прием и отображение на дисплее формализованных сообщений от диспетчера (см. таблицу 2);

-    выбор и отправку на коммуникационный сервер формализованных сообщений от водителя (см. таблицу 3);

3

- отправку на коммуникационный сервер подтверждения от водитепя факта прочтения сообщения.

Таблица 2 — Пример формирования списка текстов формализованных сообщений для передачи от водителя в диспетчерский центр

Код

Текст сообщения

1 — Экстренный вызов

01

Вызов пожарной службы

02

Вызов полиции

03

Вызов скорой медицинской помощи

04

Вызов ГИБДД

05

Вызов технической помощи

06

Вызов Службы безопасности движения

07

Вызов диспетчера на голосовую связь

2 — Сход с линии

08

Сход техническая неисправность

09

Сход неисправность резины

10

Сход эксплуатационные причины

11

Сход бригада

12

Сход дорожно-транспортное происшествие

3 — Сообщения диспетчеру

13

По трассе замечаний нет

14

Готов к движению

15

Возврат в парк

16

Возврат в парк, буксировка тягачом

17

Работа закончена — ранний сход

18

Нужен обед

19

Нет смены

4 — Задержка движения

20

Скопление постороннего транспорта

21

ДТП постороннего транспортного средства

22

Дорожные работы

23

Погодные условия

5 — Запрос справки

24

Количество выполненных рейсов

25

Время начала и окончания обеда

26

Время пересмены

27

Время окончания работы

28

Текущее расписание движения

Таблица 3 — Пример формирования списка текстов формализованных сообщений для отражения на экране индикатора по получению кода сообщения от диспетчерского центра

Код

Содержание сообщения

Команды регулирования движения

1

Отставание от графика движения — войти в расписание

2

Опережение графика движения — войти в расписание

Распоряжения, подтверждения, ответы на запросы водителя

11

Пожарная машина выехала

12

Машина полиции выехала

13

Машина Скорой медицинской помощи выехала

14

Машина ГИБДД выехала

15

Машина технической помощи выехала

16

Машина Службы безопасности движения выехала

17

На остановке прошу вызвать диспетчера на радиосвязь

18

Прием сообщения подтверждаю Принимаю меры

19

Прием сообщения подтверждаю

Информационные сообщения

21

Скорость снижена на 10 %

22

Скорость снижена на 20 %

23

Осторожно Гололед

24

Густой туман, скорость 5 км/ч

25

Отмена снижения скорости

26

Рейс за опоздание не бракуется

27

Штормовое предупреждение

При передаче сообщения на дисплей указывается: время жизни сообщения (сколько времени сообщение должно отображаться на дисплее), наличие сигнализации (звуковой или световой) о поступлении нового сообщения и другие параметры.

Приняв сообщение от коммуникационного сервера. БТУ должно незамедлительно подтвердить этот факт ответной посылкой. Приняв новое сообщение от коммуникационного сервера. БТУ должно незамедлительно вывести его на экран водителя, сопроводив вывод звуковой или световой сигнализацией (если требуется).

Сообщения, передаваемые на дисплей водителю, подразделяются на два типа: требующие подтверждения и не требующие подтверждения. Сообщение, не требующее подтверждения, отображается на дисплее водителя до тех пор. пока не закончится время жизни этого сообщения или не поступит новое сообщение, или водитель не сбросит его.

Сообщение, требующее подтверждение, отображается на дисплее водителя до тех пор. пока не закончится время его жизни или не поступит новое сообщение, или водитель не нажмет кнопку, подтверждающую факт прочтения. Данная подтверждающая информация должна быть незамедлительно передана на коммуникационный сервер.

БТУ должен обеспечить возможность выбора водителем формализованного сообщения диспетчеру из списка. При успешном выборе сообщения из списка БТУ должен отправить код сообщения на коммуникационный сервер.

4.9 Инициатором GSM-звонка в АСДУ всегда является диспетчер. Водитель должен иметь возможность отправить запрос на связь по каналу GPRS, нажав определенную кнопку на БТУ (либо подключенную к БТУ).

5

При поступлении входящего звонка БТУ необходимо осуществить автоматическое поднятие трубки (прием звонка) и обеспечить голосовую двухстороннюю связь в режиме Hands Free или с использованием микрофона-манипулятора (тангенты).

4.10 БТУ должно обеспечивать возможность настройки базовых параметров посредством SMS сообщений Минимальный набор настраиваемых параметров: параметры подключения к коммуникационному серверу через GPRS и периодичность сохранения навигационных данных в буфере (периодичность возникновения события Таймер).

5 Требования к организации информационного взаимодействия бортового телематического устройства транспортного средства городского пассажирского транспорта с системой диспетчерского управления по протоколу обмена данными

5.1    Инициатором подключения БТУ к коммуникационному серверу всегда является БТУ. В случае невозможности установления связи с коммуникационным сервером или в случае пропадания связи БТУ предпринимает попытки повторного подключения к коммуникационному серверу с заданной периодичностью. Периодичность попыток подключения — настраиваемая величина.

5.2    Обмен данными между БТУ и коммуникационным сервером осуществляется посредством информационных посылок, называемых фреймами. Фрейм представляет собой контейнер для передачи информационных пакетов. В одном фрейме может передаваться как один, так и несколько информационных пакетов. Структура тела каждого информационного пакета описана в таблицах приложения А.

5.3    Каждый переданный информационный пакет (кроме пакетов типов 0. 1. 101) требует подтверждения от принимающей стороны факта успешного получения. Если отправляющая сторона не получила подтверждения в течение заданного промежутка времени (10—15 с), она осуществляет повторную отправку пакета. Если и на этот раз факт доставки пакета не подтвердился, отправляющая сторона разрывает связь с принимающей стороной. Далее БТУ предпринимает попытку восстановить подключение.

5.4    Если от БТУ в течение заданного промежутка времени (1—3 мин) не поступипо ни одного пакета. то коммуникационный сервер принудитепьно разрывает с ним связь. Для предотвращения разрыва связи БТУ может периодически отправлять на коммуникационный сервер информационные пакеты типа 10 (проверка связи). В ответ коммуникационный сервер пришлет подтверждающий информационный пакет типа 0.

5.5    Фрейм состоит из следующих составных частей: заголовок фрейма, тело фрейма, контрольная сумма фрейма (см. таблицу 4). Тело фрейма представляет собой контейнер, в котором хранятся информационные пакеты. В одном фрейме может передаваться как один, так и несколько информационных пакетов. Контрольная сумма фрейма должна формироваться на основе использования циклического избыточного кода CRC-8.

Таблица 4 — Структура фрейма

Поле

Длина

Тип

Описание

<frame_tag>

2

char(2)

Признак начала фрейма Заполняется символом (тильда)

<frame_len>

4

unsigned mt32

Общая длина фрейма в байтах

< reserved >

6

byte (3)

Зарезервировано. Заполняется нулями

<frame_body>

var

struct

Тело фрейма

<checksum>

1

byte

Контрольная сумма

5.6 Информационный пакет является неделимым элементом обмена информацией между БТУ и коммуникационным сервером. Информационный пакет состоит из следующих составных частей: заголовок информационного пакета, тело информационного пакета (см. таблицу 5). Тело информационного пакета содержит полезную информацию, передаваемую в пакете. Структура и размер этой информации определяются типом пакета.

Пример описания структуры тела информационного пакета приведен в приложении А.

6

Таблица 5 — Структура информационного пакета

Поле

Длина

Тип

Описание

<pack_len>

4

unsigned int32

Общая длина информационного пакета в байтах

<pack_num>

4

unsigned int32

Уникальный номер пакета После того как номер достигнет значения 4294967295. он сбрасывается в 0

<pack_type>

2

unsigned int16

Тип пакета

«reserved >

2

byte [2]

Зарезервировано Заполняется нулями

<pack_body>

var

struct

Тело информационного пакета

5.7    Подключившись к коммуникационному серверу. БТУ в первую очередь должно пройти процедуру авторизации. Для этих целей оно отправляет информационный пакет типа 1 и ждет ответа от коммуникационного сервера (10—15 с). В случае отсутствия ответа БТУ повторно отправляет пакет типа 1. Если и на этот раз ответ от коммуникационного сервера не поступил. БТУ разрывает подключение и через определенное время (5 с) повторно предпринимает попытку соединиться с коммуникационным сервером. В ответ на пакет типа 1 коммуникационный сервер отправляет ответный пакет типа 101, информируя об успехе или о неуспехе авторизации. Неуспех авторизации обычно связан с неверно указанным кодом БТУ.

5.8    До тех пор. пока БТУ не авторизуется на коммуникационном сервере, никакие пакеты (за исключением пакета типа 1) коммуникационным сервером не принимаются,

5.9    Передача навигационных данных осуществляется посредством информационного пакета типа 2. Кроме базовой навигационной информации, к каждой посылке могут быть прикреплены дополнительные блоки данных по датчикам, вешним периферийным устройствам и др. В ответ коммуникационный сервер формирует информационные пакеты типа 0. подтверждая каждую полученную навигационную посылку.

5.10    Если в состав БТУ входит бортовой дисплей индикатора водителя, то. в зависимости от его функциональности, водитель имеет возможность отправить формализованное сообщение (выбрать из списка) и неформализованное сообщение (ввести произвольный текст). Передача формализованного сообщения осуществляется посредством информационного пакета типа 3. В ответ коммуникационный сервер формирует информационный пакет типа 0. подтверждая факт успешного получения пакета. Передача неформализованного сообщения осуществляется посредством информационного пакета типа 4 В ответ коммуникационный сервер формирует информационный пакет типа 0. подтверждая факт успешного получения пакета.

5.11    Информация о текущем состоянии дискретных и аналоговых датчиков поступает на коммуникационный сервер в составе дополнительного блока навигационной посылки.

5.12    Информация о текущем состоянии дополнительного топливного датчика, подключаемого к навигационному блоку не через аналоговый вход, а через цифровой вход (RS-232, 485 и др ). поступает на коммуникационный сервер в дополнительном блоке навигационной посылки. Если транспортное средство оборудовано несколькими дополнительными топливными датчиками, то информация по каждому из них поступает в отдельных дополнительных блоках.

5.13    Пример описания структуры тела информационного пакета приведен в приложении А.

6 Требования к передаче управляющих команд на бортовое телематическое устройство транспортного средства городского пассажирского транспорта

6.1 Требования к организации передачи данных по протоколу обмена

В зависимости от своих функциональных возможностей любое БТУ имеет возможность принимать со стороны коммуникационного сервера управляющие команды. Под управляющими командами понимаются: передача на дисплей водителя текстовой или иной другой информации, запрос снимка с камеры, управление дискретными выходами и т. д.

7