Купить ГОСТ Р 56420.3-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает методы оценки энергопотребления и методы определения класса энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров. Стандарт распространяется на новые, модернизированные и находящиеся в эксплуатации эскалаторы и пассажирские конвейеры: горизонтальные длиной до 60 м и наклонные высотой до 8 м. Стандарт рассматривает энергетическую эффективность оборудования эскалаторов и пассажирских конвейеров в процессе эксплуатации (в рабочем состоянии и в состоянии ожидания) с учетом энергопотребления системы управления и энергозатрат на освещение гребенок входных площадок, зазоров ступеней, индикаторов направления движения.
Содержит требования ISO 25745–3:2015
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и обозначения
4 Общие положения
5 Классификация энергетической эффективности
5.1 Методика классификации энергетической эффективности
5.2 Расчет базисной мощности
5.3 Расчет или измерение фактической потребляемой мощности
5.4 Расчет показателя энергетической эффективности
5.5 Расчет показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров
5.6 Классификация энергетической эффективности
6 Отчетность
6.1 Документация по энергоэффективности
6.2 Примеры
Приложение А (справочное). Расчет энергопотребления
Дата введения | 01.01.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.01.2021 |
05.06.2015 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 562-ст |
---|---|---|---|
Разработан | НП Российское лифтовое объединение | ||
Разработан | ЗАО Эскомстроймонтаж-сервис | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСТР
стандарт 56420.3—
российской 2015 федерации (ИСО 25745-3:2015)
ЛИФТЫ, ЭСКАЛАТОРЫ И КОНВЕЙЕРЫ ПАССАЖИРСКИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Часть 3
Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров
(ISO 25745-3:2015,
Energy performance of lifts, escalators and moving walks — Part 3: Energy calculation and classification for escalators and moving walks, MOD)
№
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Закрытым акционерным обществом «Эскомстроймонтаж-сервис» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2015 г. № 562-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25745-3:2015 «Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 3: Расчет энергопотребления и классификация эскалаторов и пассажирских конвейеров» (ISO 25745-3:2015 «Energy performance of lifts, escalators and moving walks — Part3: Energy calculation and classification for escalators and moving walks», IDT).
При этом дополнительные требования, показатели, фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54764-2011 в части расчета энергопотребления и классификации энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
©Стандартинформ, 2015
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
| |||||||||||||||||||||||
* Без энергии, потребляемой на транспортирование пассажиров. |
5.5.2 Расчет показателей экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров
В отличие от эскалаторов и пассажирских конвейеров нормального режима работы эскалаторы и пассажирские конвейеры тяжелого режима работы значительную часть времени (например, в метрополитенах) работают под пассажирской нагрузкой и потребляют основную часть энергии на транспортирование пассажиров.
Показателем экономичности энергопотребления эскалатора по ГОСТ 4.476 является удельный расход энергии при транспортировании одного пассажира на высоту один метр, определяемый по фактическому (рассчитанному или измеренному) энергопотреблению эскалатора под нагрузкой Егр и количеству перевезенных пассажиров N на высоту Н за интервал времени 1 ч по формуле
ЕУд = Espl(N Н), кВт ■ ч/(чел ■ • м). (6)
Для горизонтальных пассажирских конвейеров удельный расход энергии определяется на 1 м длины несущего полотна L.
Оценочным показателем экономичности энергопотребления эскалатора и наклонного пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров является отношение
Пээ = E-j.-i/Eys, %, (7)
где Е1_1 — «чистая» энергия, необходимая для подъема одного человека массой тпасс = 75 кг на высоту 1 м
Ei-1 = /Т7пасс g Н/3600000 = 75 ■ 9,81 ■ 1/3600000 = 2,04375 ■ 10~4, кВт ■ ч/(чел ■ ч'1 ■ м). (8)
Показатель Пээ носит информационный характер и не применяется к горизонтальным пассажирским конвейерам.
Расчет показателей экономичности энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров при транспортировании пассажиров приведен в таблице 4.
Таблица 4 — Показатели экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
7 |
Наименование показателя и размерность |
Расчет показателей | |
Формула |
Показатели | |
Средняя масса пассажира, кг |
тпасс |
™пасс - |
Эквивалентное количество пассажиров в час, чел/час |
N - Q4 Н^пасс 9) |
N = 60507001(75-9,81)= 8224 |
Мощность, кВт |
Р (по результатам тягового расчета) |
Р= 140,1 |
Энергопотребление изделия под нагрузкой q в течение 1 ч, кВт • ч |
Eap = Pt |
Е = 140,1-1= 140,1 |
Удельный расход энергии, кВт ■ ч/(чел -ч-1 -м) |
Еуд = Егр1(НН) |
Еуд = 140,1/(8224 ■ 65) = = 2,67185- 10~4 |
Показатель экономичности энергопотребления изделия при транспортировании пассажиров, % |
Пээ = (ЕР1/Еуд) ■ 100 |
Пээ = (2,04375- 10~4/ 2,67185- 10-4) -100 = 76,49 |
2. Расчет по результатам грузовых испытаний (расходуемая мощность измеряется) | ||
Параметры эскалатора/пассажирского конвейера |
Н; V; a |
Н = 40м, V=0,75м/с, а = 30° |
Вес испытательного груза, Н |
Q |
Q = 21600 |
Нагрузка на 1 м несущего полотна, Н/м |
q = Q/(H/sin a) |
q = 21600/(40/0,5) = 2700 |
Вес груза, перевезенного за 1 ч, Н |
Q4 = 3600 q ■ V |
Q4 = 3600 -2700 -0,75 = = 7290000 |
Средняя масса пассажира, кг |
тпасс |
тпасс ~ 75 |
Эквивалентное количество пассажиров в час, чел/час |
N = Q/(mnacc g) |
N = 7290000/(75-9,81) = = 9908 |
Мощность, кВт |
P (измеренная при испытаниях при нагрузке Q) |
Р= 107,6 |
Энергопотребление изделия под нагрузкой q в течение часа, кВт ■ ч |
Esp = Pt |
Егр = 107,6- 1 = 107,6 |
Удельный расход энергии, кВт ■ ч/(чел ■ ч-? ■ м) |
Еуд = Егр/(ЫН) |
Еуд = 107,6/(9908-40) = = 2,71497- 10~4 |
Показатель экономичности энергопотребления изделия при транспортировании пассажиров, % |
Пээ = (Е,_,/Еуд) ■ 100 |
Пээ = = (2,04375 -10~4/2,71497- 1Q-4) х X 100 = 75,27 |
5.6 Классификация энергетической эффективности
Для классификации энергетической эффективности применяются описываемые ниже указатели,
а) Указатель класса энергетической эффективности отражает энергетические потери в отдельных узлах и системах эскалатора/пассажирского конвейера. В целях классификации используются обозначения в диапазоне от А+++ до Е, где А+++ — наивысшая эффективность. Принято, что базовое потребление энергии согласно таблице А.2 является энергетической эффективностью класса D и составляет 100 %.
Таблица 5 — Указатель класса энергетической эффективности | ||||||||||||||||||
|
8
Ь) Указатель режима работы (графический символ) определяет способность изделия работать в одном или более режимах работы, представленных на рисунке 1.
О
Выключение
питания
Снижение
скорости
Автоматический
пуск
х /</
Отключение
электропитания
Движение с малой скоростью
Автоматический
пуск
Примечание — Возможность реализации режима определяется маркировочным знаком^^ или
Рисунок 1 — Указатель режима работы
с) Указатель экономичности энергопотребления отражает энергопотребление эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы при транспортировании пассажиров.
_, кВт ■ ч/ (чел ч*1 -м)
%.
Еуд
Пээ -
Примечание — Пробелы заполняются показателями, рассчитанными по формулам 6 и 7.
Указатель энергетической эффективности вспомогательного оборудования для эскалатора/пас-сажирского конвейера не определен.
Измерение потребляемой мощности вспомогательным оборудованием для энергетической классификации не предусмотрено.
Результаты оценки энергетической эффективности должны быть документально оформлены и содержать следующую информацию:
a) техническую характеристику эскалатора или пассажирского конвейера;
b) расчетную или измеренную мощность в ненагруженном состоянии;
c) указатель класса энергетической эффективности;
d) указатель (указатели) эффективности режима работы.
Примечание — Допускается не применять графические символы в случае отсутствия режимов энергосбережения;
e) удельный расход электроэнергии при транспортировании одного пассажира на высо-ту/горизонтальное расстояние 1 м для эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы и показатель экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров.
Пример 1. Эскалатор нормального режима работы с высотой подъема 4,5 м, с углом наклона 30° и номинальной скоростью V = 0,5 м/с. Потребляемая мощность в холостом режиме 1,78 кВт, что составляет 1,78/2,505 = 71 % от базового значения по таблице А.2 и соответствует классу В энергетической эффективности. Эскалатор работает в режиме автоматического пуска и снижения скорости в отсутствие пассажиров.
Отчет по энергоэффективности должен содержать следующие показатели:
- высота подъема, м................................................4,5
- угол наклона, град................................................30
- номинальная скорость, м/с...........................................0,5
- режим работы............................................нормальный
9
a) Мощность без нагрузки, кВт.........................................1,78
b) Указательклассаэнергетической эффективности............................В
с) Указатели эффективности режима работы в соответствии с рисунком 2:
-\ |
Выключение питания |
X
А
--->
Автоматический
пуск
>/
Рисунок 2 — Указатель режима работы эскалатора, указанного в примере 1
Пример 2. Эскалатор тяжелого режима работы с высотой подъема 65 м, с углом наклона 30° и максимальной скоростью V = 0,75 м/с. Потребляемая мощность в холостом режиме 17,8 кВт, что составляет 76 % от базового значения по таблице А.2 и соответствует классу В энергетической эффективности. Энергосберегающие режимы не применяются.
Удельный расход электроэнергии при транспортировании пассажиров Еуд = 3,489 ■ 10~4, кВт ч/(чел ч-1 • м), эффективность экономии энергии Пээ = 58 %.
Отчет по энергоэффективности должен содержать следующие показатели:
- высота подъема, м 65
- угол наклона, град 30
- номинальная скорость, м/с 0,75
- режим работы тяжелый
а) Мощность без нагрузки, кВт 17,8
б) Указатель класса энергетической эффективности В
в) Указатели эффективности режима работы Режимы
энергосбережения не применяются
г) Удельный расход электроэнергии при транспортировании пассажиров 3,489-10
д) эффективность экономии энергии 58 %.
10
Расчет энергопотребления
А.1.1 Предварительные замечания
Формулы, приведенные в приложении А, применимы ко всем эскалаторам и пассажирским конвейерам.
А.1.2 Стандартные значения показателей энергопотребления
Стандартные значения показателей энергопотребления приведены для оценки энергопотребления при проектировании. Стандартные значения определены как средние значения по данным изготовителей эскалаторов и пассажирских конвейеров и утверждены Техническим комитетом ISO/TC178, подкомитет WG5. Величины показателей могут меняться в зависимости от применения и технических характеристик изделия.
Среднее количество пассажиров, перевозимых эскалатором или пассажирским конвейером в сутки (N), может быть определено по таблице А.1.1.
Примечание — В настоящем стандарте расчетным периодом времени приняты сутки. Допускается использовать другие расчетные интервалы времени.
Таблица А. 1.1 — Стандартные значения пассажиропотоков | ||||||||||
|
Примечание — Затраты мощности Рожид = 0,2 кВт и Равто = 0,3 кВт приняты в процентном отношении к мощности, потребляемой системой управления при работе эскалатора или пассажирского конвейера без нагруз-ки Рхупр - 50 % и 75 % соответственно.
Таблица А. 1.2 — Стандартные значения энергопотребления изделиями без учета энергозатрат на транспортировку пассажиров
Наименование режима энергопотребления |
Стандартные значения потребляемой мощности, кВт (используются в расчетах таблицы А.З) |
Время энергопотребления за расчетный период, ч |
Потребляемая энергия, кВт ■ ч |
Режим ожидания |
^ожид “0,2 |
^ожид |
Е = Р • t *“ОЖИД ' ожид ‘ожид |
Режим автоматического пуска |
^авто “0,3 |
^авто |
Е = Р • f *-авто ' авто ‘авто |
Работа без нагрузки |
Рх Согласно табл. А.2 |
tx |
р - р f ‘-х 1 х LV ном |
Рхупр = 0,4 (см.табл.2) |
tx |
Е = Р . t ‘-хупр 1 xvnp ‘xvnp | |
Работа на малой скорости |
Ру мал “ ' Рц |
W мал |
p — p f *-\/мал г \/мал 1\/мал |
Таблица А.1.3 — Потребление энергии эскалатором или пассажирским конвейером на транспортирование пассажиров Епаоо, кВт ■ ч
Расчетный режим |
Формула для расчета |
Эскалатор или пассажирский конвейер движется вверх |
£пасс = N' тпасс ’ 9' Н (1 + p/fga)/(3600000r|) |
Окончание таблицы А. 1.3 | ||||||||
|
Оценка энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера определяется суммарным потреблением энергии £сумм, включающим общее энергопотребление изделия Еобщ и энергопотребление вспомогательного оборудования Евсп.
£сумм £общ + £ВСП‘
Общее энергопотребление изделия определяется по формуле
£общ " £ожид + £авто + £х + £V мал + £пасс- Таблица А.2.1 — Базисная мощность в ненагруженном состоянии согласно пункту 5.2, кВт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Для промежуточных высот подъема/длин, углов наклона, скоростей должны применяться формулы и базовые значения величин по таблице 2 по 5.2. |
Примечание — Приведенные выше значения потребляемой мощности включают в себя мощность
Р
'хупр-_
Таблица А.2.2 — Пример расчета энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера при проектировании
Наименования параметров и размерность |
Обозначение |
Показатель примера |
Общие данные | ||
Место установки |
Адрес | |
Наименование изделия (эскалатор/пассажирский конвейер) |
Эскалатор | |
Режим работы изделия (нормальный/тяжелый) |
Нормальный | |
Высота подъема, м |
Н |
4,5 |
Длина,м |
L |
— |
Угол наклона, град |
a |
30 |
Среднее число пассажиров за период наблюдения, чел/день |
N |
8000 |
Средняя масса пассажиров, кг |
ГЯ пасс |
75 |
Направление движения (подъем, спуск, горизонтально) |
Подъем | |
Ширина ступени, мм |
W |
1000 |
Номинальная скорость, м/с |
V |
0,5 |
Номинальная мощность двигателя, кВт |
р |
7,5 |
Периоды работы | ||
Период наблюдения (день, неделя, месяц, год) |
1 день | |
Период времени потребления энергии, ч |
^общ |
24 |
Период времени нахождения в режиме ожидания, ч |
^ожид |
12 |
Период времени нахождения в режиме автоматического пуска, ч |
^авто |
0 |
Период времени работы с номинальной скоростью, ч |
tv ном |
10 |
Период времени работы с малой скоростью, ч |
tv мал |
2 |
Потребление энергии в режиме ожидания, кВт ч | ||
^ожид ^ожид ^ожид 0,2 ■ 12 (Р0)КИд из таблицы А.1 0,2) |
Рожид |
2,4 |
Потребление энергии в режиме автоматического пуска, кВт - ч | ||
^авто ^авто ^авто 0,3 ‘ 0 (^авто ^3 таблицы А.1 0,3) |
Равто |
0 |
Потребление энергии эскалатором в ненагруженном состоянии, кВт ч | ||
Ех = ^x^Vhom = 2,505 ■ 10 (Рх из таблицы А.2) |
Ех |
25,1 |
Потребление энергии эскалатором в режиме малой скорости, кВт ч | ||
Ру мал Ру мал ty мал 1,250 • 2 (Ру мал ИЗ таблицы А.1) |
Ру мал |
2,5 |
Наименования параметров и размерность |
Обозначение |
Показатель примера | |
Потребление энергии на транспортирование пассажиров, кВт • ч | |||
подъем |
Епасс = N тпасс 9 Н {1 + ц/tд a)/(3600000ri) = = (8000 • 75 • 9,81 -4,5) • (1 + 0,05/0,577)/(3600000 • 0,75) |
10,7 | |
спуск |
£пасс = N тпасс дН л (-1 + ц/tg a) CF/(3 600 000) = = (8000 • 71 • 9,81 -4,5) • (-1 + 0,05/0,577) • 0/(3600000 • 0,75) |
^пасс |
0 |
гориз. |
£пасс = N "W 9 МЗбОООООф |
— | |
Потребление основной энергии изделием без учета вспомогательной энергии, кВт ч | |||
подъем |
^общ ^ожид + ^авто + ^l/мап + + ^пасс = 2,4 + 0 + 2,51 +2,5 + 10,7 |
£общ |
40,7 |
спуск |
^общ ~~ ^ожид+^а вто+^l/мап + +^пасс (^пасс < 0) ” = 2,4 + 0 + 2,51 +2,5 + 0 |
30,0 | |
Примечание — Потребление энергии вспомогательным оборудованием определяется конкретным проектом и должно рассчитываться применительно к каждому конкретному случаю. |
Оценка энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера определяется суммарным потреблением энергии £сумм, включающим общее энергопотребление изделия Еобщ и энергопотребление вспомогательного оборудования £всп по формулам, приведенным в А.2, в которых базисные значения потребляемой мощности из таблицы А.1.2 заменены измеренной мощностью Рожид (в режиме ожидания), Равт0(в режиме автоматического пуска), Pvмал (в Режиме работы с малой скоростью), Р^(в ненагруженном состоянии).
Кроме того, измерению подлежит мощность вспомогательного оборудования Рвсп.
Энергопотребление эскалатора или пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров £пасс определяется по формулам таблицы А.1.3.
Таблица А.З — Пример расчета энергопотребления эскалатора или пассажирского конвейера на основе измерений мощности
Наименования параметров |
Обозначение |
Показатель |
и размерность |
примера | |
Общие данные | ||
Место установки |
Адрес | |
Наименование изделия (эскалатор/пассажирский конвейер) |
Эскалатор | |
Назначение измерений (первичное/контрольное) |
Первичное | |
Торговая марка и тип изделия | ||
Серийный номер | ||
Дата изготовления | ||
Расположение изделия (внутри, наполовину снаружи, снаружи) | ||
Режим работы изделия (нормальный/тяжелый) |
Нормальный | |
Высота подъема, м |
Н |
4,5 |
Длина, м |
L |
— |
Угол наклона, град |
a |
30 |
Среднее число пассажиров за период наблюдения, чел/день |
N |
8000 |
Средняя масса пассажиров, кг |
^пасс |
75 |
Направление движения (подъем, спуск, горизонтально) |
Подъем | |
Ширина ступени, мм |
W |
1000 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Окончание таблицы А.З | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
УДК 621.876.32:006.354 ОКС 91.140.90 ОКП31 6530
31 6540
Ключевые слова: эскалаторы, пассажирские конвейеры, энергетическая эффективность, класс энергетической эффективности, энергопотребление
Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 04.08.2015. Подписано в печать 09.10.2015. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,90. Тираж 36 экз. Зак. 3253.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.rn
Содержание
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины, определения и обозначения.......................................2
4 Общие положения....................................................4
5 Классификация энергетической эффективности.................................5
5.1 Методика классификации энергетической эффективности........................5
5.2 Расчет базисной мощности............................................5
5.3 Расчет или измерение фактической потребляемой мощности......................6
5.4 Расчет показателя энергетической эффективности............................6
5.5 Расчет показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления
при транспортировании пассажиров.....................................6
5.6 Классификация энергетической эффективности..............................8
6 Отчетность.........................................................9
6.1 Документация по энергоэффективности...................................9
6.2 Примеры.......................................................9
Приложение А (справочное). Расчет энергопотребления.............................11
Разработка настоящего стандарта обусловлена быстро растущей потребностью в рациональном и эффективном использовании энергии.
Целью настоящего стандарта является установка нормативных требований по определению и оценке энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров и классификация их энергетической эффективности.
Настоящий стандарт определяет:
a) метод оценки потребления энергии эскалаторами и пассажирскими конвейерами;
b) метод энергетической классификации применительно к новым, существующим или модернизированным эскалаторам и пассажирским конвейерам;
c) рекомендации по снижению энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров.
Настоящий стандарт может использоваться в качестве руководства:
- для монтажных организаций и компаний, осуществляющихтехническое обслуживание эскалаторов и пассажирских конвейеров;
- для специалистов при разработке конструкций эскалаторов и пассажирских конвейеров;
- инспекторов и специалистов организаций энергоснабжения.
Общее потребление энергии в течение всего срока службы эскалаторов и пассажирских конвейеров складывается из энергии, расходуемой при их изготовлении, монтаже, эксплуатации и утилизации. В настоящем стандарте рассматривается только эксплуатационная (в рабочем состоянии и в состоянии ожидания) энергетическая эффективность.
Численные значения коэффициентов для расчета энергетических показателей, представленные в таблицах 2 и А.2.1, установлены Техническим комитетом ISO/TC 178, подкомитет WC 10, на основании исследований более 300 типовых эскалаторов и пассажирских конвейеров.
Настоящий стандарт входит в группу стандартов ИСО под общим заголовком «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Энергетические характеристики»:
- Часть 1: Измерение и верификация;
- Часть 2: Энергетический расчет и классификация для лифтов;
- Часть 3: Энергетический расчет и классификация для эскалаторов и пассажирских конвейеров.
IV
Часть 3
Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов
и пассажирских конвейеров
Lifts (elevators), escalators and moving walks. Energy characteristics. Part 3. Energy calculation and classification for
escalators and moving walks
Дата введения — 2016—01—01
1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы оценки энергопотребления и методы определения класса энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на новые, модернизированные и находящиеся в эксплуатации эскалаторы и пассажирские конвейеры: горизонтальные длиной до 60 ми наклонные высотой до 8 м.
1.3 Настоящий стандарт рассматривает энергетическую эффективность оборудования эскалаторов и пассажирских конвейеров в процессе эксплуатации (в рабочем состоянии и в состоянии ожидания) с учетом энергопотребления системы управления и энергозатрат на освещение гребенок входных площадок, зазоров ступеней, индикаторов направления движения.
1.4 Настоящий стандарт не охватывает энергетические аспекты, связанные с вспомогательным оборудованием, такие как:
a) освещение, за исключением осветительных приборов по 1.3;
b) вентиляция и обогрев;
c) аварийная сигнализация и аварийное энергоснабжение;
d) охрана окружающей среды;
e) другие электрические нагрузки, не связанные с эскалатором или пассажирским конвейером.
1.5 Настоящий стандарт может быть использован для оценки энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров по 1.2, оценки энергетической эффективности зданий и сооружений, в которых установлены эскалаторы и пассажирские конвейеры, а также в целях повышения энергетической эффективности при модернизации или замене эскалаторов и пассажирских конвейеров.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4.476-87 Система показателей качества продукции. Эскалаторы. Номенклатура
показателей
ГОСТ Р 54765-2011 (ЕН 115-1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке (EH 115-1:2010 Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Устройство и установка, MOD)
ГОСТ Р 56420.1-2015 (ИСО 25745-1:2012) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 1. Измерение и контрольные проверки (ИСО 25745-1:2012 Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Энергетические измерения и верификация, MOD)
Издание официальное
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТР 54765, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 базовая мощность, энергия: Мощность, энергия, рассчитанные для базовых режимов и параметров эскалаторов и пассажирских конвейеров.
3.1.2 базовые параметры, режимы работы: Усредненные показатели, полученные на основании исследований более 300 типовых эскалаторов и пассажирских конвейеров.
3.1.3 вспомогательное оборудование: Оборудование, выполняющее вспомогательные функции — освещение, вентиляцию, обогрев, аварийную сигнализацию, аварийную подачу электропитания.
3.1.4 вспомогательная энергия: Энергия, потребляемая вспомогательным оборудованием.
3.1.5 класс энергетической эффективности: Характеристика эскалатора/пассажирского конвейера, отражающая его энергетическую эффективность.
3.1.6
номинальная скорость эскалатора/пассажирского конвейера: Скорость ступеней, пластин или ленты при работе без нагрузки в установившемся режиме.
[ГОСТ Р 54765]_
3.1.7 период приработки: Время работы эскалатора/пассажирского конвейера, необходимое для того, чтобы механические компоненты достигли оптимальных рабочих характеристик.
3.1.8 режим автоматического пуска: Состояние, в котором эскалатор/пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием и готов к началу движения при обнаружении пассажира датчиками системы управления.
3.1.9 режим малой скорости: Работа эскалатора/пассажирского конвейера без нагрузки при скорости ступеней, пластин или ленты ниже номинальной.
3.1.10 режим ожидания: Состояние, в котором эскалатор/пассажирский конвейер остается неподвижным с поданным на него электропитанием и может быть приведен в движение обслуживающим персоналом.
3.1.11 режим работы без нагрузки (холостой режим): Работа эскалатора/пассажирского конвейера с номинальной скоростью без пассажиров.
3.1.12 режим работы под нагрузкой (рабочий режим): Работа эскалатора/пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров.
3.1.13 состояние отключения электропитания: Состояние, при котором электропитание отключено от изделия сетевым выключателем.
3.1.14 удельное энергопотребление эскалатора/пассажирского конвейера: Энергопотребление при перемещении одного пассажира на расстояние 1 м по вертикали/горизонтали.
3.1.15
энергопотребление: Мощность, потребляемая за определенный период. [ГОСТР 56420.1 (ИСО 25745-1:2012), статья 3.6]_
3.2 Обозначения
В настоящем стандарте использованы обозначения согласно таблице 1.
Таблица 1 — Обозначения, используемые в настоящем стандарте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, производимые на территории Российской Федерации, а также импортируемые в Российскую Федерацию, в прилагаемой к ним технической документации могут содержать информацию о классе их энергетической эффективности.
4.2 Определение класса энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров осуществляется производителем, импортером, эксплуатирующей или экспертной организациями в соответствии с настоящим стандартом на основе следующих принципов:
- определение показателей энергопотребления, используемых при установлении класса энергетической эффективности эскалатора или пассажирского конвейера;
- применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров: «А+++», «А++», «А+», «В», «С», «D», «Е» (класс «А+++» соответствует наибольшей энергетической эффективности, класса «Е» — наименьшей энергетической эффективности);
- обеспечение единого подхода к процедурам определения классов энергетической эффективности, включая проведение измерений по определению показателей энергопотребления и оформлению документов о результатах.
4.3 Значения показателей энергопотребления и классов энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров определяются на основе измерений и расчетов для единичной установки без учета затрат энергии на управление группами машин.
4.4 Энергопотребление эскалаторов и пассажирских конвейеров определяется как измеренная или рассчитанная потребляемая мощность, умноженная на расчетный период времени.
Методы оценки энергопотребления, приведенные в приложении А, основаны на использовании усредненных значений базовых показателей.
Энергопотребление конкретных эскалаторов и пассажирских конвейеров может отличаться от расчетных значений, поскольку определяется фактическими пассажиропотоками.
4.5 Отчет по результатам определения показателей энергопотребления эскалаторов и пассажирских конвейеров должен быть оформлен и содержать информацию в соответствии с разделом 6.
4
Классификация энергетической эффективности эскалатора или пассажирского конвейера осуществляется в три этапа:
a) Определение энергетической эффективности:
- определение базисной мощности, соответствующей конкретному изделию (см. 5.2);
- расчет или измерение мощности, потребляемой конкретным изделием (см. 5.3);
- расчет показателя энергетической эффективности (см. 5.4).
b) Определение показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров для конкретного изделия (см. 5.5).
c) Определение класса энергетической эффективности (см. 5.6).
Расчетная мощность эскалатора или пассажирского конвейера, работающего без нагрузки (холостой режим), складывается из:
- мощности, потребляемой поручневыми устройствами Рхпор;
- мощности, потребляемой системой несущего полотна Рхпол;
- мощности, потребляемой системой управления Рхупр.
(1)
(2)
Расчет производится по следующим формулам:
Рх — Рх пор Рх ПОЛ ■*" Рх упр
2cosa[A(H/ tga)+ В] V 1000г|х
(3)
П _[2(тст/пл/0+2тцепи)(9,8У1000)ц(Жда) + С]\/ ^
' хпол ” > LKdTJ.
Пх
Примечания
1 Обозначения и размерность величин — в соответствии с таблицей 1.
2 Для горизонтального пассажирского конвейера (Hltga) = L.
3 Базовое значение Рхупр принимается равным 0,4 кВт.
Базисные значения потребляемой мощности РХбаз в зависимости от высоты подъема Н (длины транспортирования пассажиров L), угла наклона трассы а, скорости движения несущего полотна и поручней Vопределяются по вышеприведенным формулам при подстановке в них базовых значений параметров из таблицы 2.
Результаты расчета базисных значений мощности для характерныхзначений H(L), а, ^/приведены в таблице А.2.1.
Т аблица2 — Базовые параметры для расчета базисной мощности Рх6аз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Для расчета мощности, потребляемой конкретным изделием, может быть использована модель расчета по 5.2. В этом случае базовые значения параметров из таблицы 2 заменяются значениями для конкретного изделия.
Допускается применять другие обоснованные методы расчета.
Фактическая потребляемая мощность применительно к существующим эскалаторам или пассажирским конвейерам может определяться также путем измерения по ГОСТ Р 56420.1 (ИСО 25745-1:2012):
- после окончания периода приработки работы продолжительностью в 1000 ч;
- после непрерывной работы не менее 30 мин;
- при температуре окружающей среды от 10 °С до 30 °С.
При расчете и/или измерении должна учитываться мощность, расходуемая на освещение гребенок входных площадок, подсветку зазоров ступеней и индикаторов направления движения.
Результаты расчета или измерения фактической потребляемой мощности обозначаются как
Р
г хфакт-
Показатель энергетической эффективности /7Эф определяется отношением фактической потребляемой мощности Рхфакт (см. 5.3) к базисной мощности Рхбаз (см. 5.2) по формуле
Г7эф — РхфактIPхбаз, %■ (4)
5.5 Расчет показателей энергосбережения режима работы и экономичности энергопотребления при транспортировании пассажиров
Энергосбережение при работе эскалаторов и пассажирских конвейеров обеспечивается применением энергосберегающих режимов работы, при которых в периоды отсутствия пассажиров несущее полотно движется с пониженной скоростью или останавливается. В случае остановки привод может оставаться под напряжением в режиме ожидания, в режиме автоматического пуска или обесточиваться.
Эффективность энергосбережения зависит от продолжительности действия мер экономии электроэнергии для конкретного эскалатора или пассажирского конвейера и определяется показателем энергосбережения режима работы /7эр, который представляет собой отношение фактической потребляемой энергии в конкретном энергосберегающем режиме работы Ерфакт к энергии Ербаз, потребляемой в базовом режиме работы эскалатора или пассажирского конвейера
Пэр ~ Ер факг/Ер баз, 7о. (5)
В качестве базового режима работы принят режим работы, при котором несущее полотно в течение 12 ч движется с номинальной скоростью и еще 12 ч эскалатор или пассажирский конвейер находится в состоя нии ожида н ия.
Расчет показателей эффективности базового режима ихарактерныхэнергосберегающих режимов приведен в таблице 3. Потребление энергии рассчитано согласно приложению А, таблица А.З, для эскалатора высотой подъема 4,5 м. Данная методика может использоваться также для расчета показателей энергосбережения других режимов работы.
Показатель энергосбережения режима работы носит информационный характер и не влияет на показатель энергетической эффективности /7Эф.
Таблица 3 — Показатели энергосбережения режимов работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|