Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

64 страницы

548.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56413-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основным назначением настоящего документа является повышение ясности, прозрачности и продолжение конвергенции общего ландшафта европейских ИКТ-умений с помощью ввода серии европейских профилей для ИКТ-сектора. В ответ вызовы, связанные с неудобством использования значительного количества названий и форм описаний ИКТ-профессий и должностей, используемых в настоящее время в европейском ИТ-бизнесе и квалификационных системах, было решено создать ограниченное количество профилей ИКТ-должностей, покрывающих с определенной степенью детализации все пространство бизнес-процессов ИКТ-сектора. Предложенные профили могут быть использованы в качестве справочной информации, а также для последующего создания родственных профилей на более низком уровне иерархии.

 Скачать PDF

Идентичен CWA 16458:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Обозначения и сокращения

4 Европейские ИКТ-профили

     4.1 Основные положения и взаимосвязи

     4.2 Европейская рамка ИКТ-компетенций

     4.3 Европейские ИКТ-профили и ИКТ-компетенции

     4.4 Преимущества для различных сторон

     4.5 Взаимодействие с европейскими проектами. Краткий обзор

5 Основные принципы европейских ИКТ-профилей

     5.1 Общие положения

     5.2 Определение европейских ИКТ-профилей

     5.3 Основные концепции: ИКТ-компетенции и ожидаемые результаты

     5.4 Макет и правила формирования описания ИКТ-профиля

     5.5 Определение семейств ИКТ-профилей

6 Вершина дерева европейских ИКТ-профилей: 23 ИКТ-профиля, сгруппированных в шесть семейств

     6.1 Общие положения

     6.2 Уровень 1: шесть семейств ИКТ-профилей

     6.3 Уровень 2: ИКТ-профили — полное описание

     6.4 ИКТ-профили в координатах бизнеса — технологии и уровня сложности

     6.5 Связи ИКТ-профилей

     6.6 Матрица соответствия ИКТ-профилей и ИКТ-компетенций

     6.7 Матрица соответствия ИКТ-профилей и ожидаемых результатов

7 Руководство по применению. Создание ИКТ-профилей третьего уровня

     7.1 Некоторые основные замечания

     7.2 Создание нового — как адаптировать макет?

     7.3 Как осуществить связь с существующими профилями

8 Глоссарий

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 
Дата введения01.06.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.05.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии465-ст
ИзданСтандартинформ2015 г.
РазработанООО ИАВЦ

Information technology. European ICT professional profiles

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

56413—

2015/

CWA 16458:2012


<е>

АЦИОНА ЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Информационные технологии ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОФИЛИ ПРОФЕССИЙ ИКТ-СЕКТОРА

CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles (IDT)

Издание официальное

Москва Ста ндартин форм 2015

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Информационный аналитический вычислительный центр» (ООО «ИАВЦ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационные технологии»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2015 г. № 465-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу CWA 16458:2012 «Европейские профили профессий ИКТ-сектора» (CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Применение e-CF на практике уже через три года после первой публикации доказало преимущества своего применения для планирования и развития кадрового потенциала. Многие компании и ассоциации, включая и национальные государственные предприятия в Европе и за ее пределами, используют e-CF.

Вполне закономерно, что e-CF была использована и для создания европейских ИКТ-профилей.

4.3 Европейские ИКТ-профили и ИКТ-компетенции

Европейская рамка ИКТ-компетенций и европейские ИКТ-профили являются согласованными взаимодополняющими структурами, концепция которых разработана для всесторонней поддержки и управления кадровым потенциалом ИКТ-сектора Европы.

Работа многихзаинтересованных сторон связана с подбором и наймом, развитием, образованием и профессиональным обучением, управлением, сертификацией и квалификациями ИКТ-специалистов. Каждая из сторон имеет различные перспективы в рамках процессов постоянного профессионального развития. На схеме, представленной ниже, приведены основные фазы развития ИКТ-специалиста.

•    Тесты

•    Сертификация

•    Квалификация



Доказательства

успеха


Описание

требований

должности


Что требуется для выполнения работы


Профиль

должности


Компетенции


U Образование и обучение



Формы обучения:

•    традиционное (в классе)

•    дистанционное

•    самостоятельное

•    на рабочем месте


Рисунок 4 — Ключевые стадии развития ИКТ-профессионализма

Профили, которые иногда ошибочно называют описанием должности, обычно предоставляют обобщенную информацию для начала работы сИКТ-персоналом. Профили содержат компоненты, описывающие основные элементы работы и характеристики того, как она должна выполняться. Настоящий документ задает структуру и правила для проектирования профилей.

Образование и обучение имеют много различных форм, не последней из которых является форма обучения на рабочем месте. Целью работодателя, который финансирует и заказывает образовательные программы, является расширение возможностей индивидуумов для того, чтобы приносить больше пользы организациям, использующим их труд. Задачи обучения специалистов преимущественно делегируются частным и государственным организациям.

ИКТ-компетенции, являясь способом описания возможностей ИКТ-специалистов, позволяют признавать их компетенции и определять разрыв, который необходимо преодолеть для того, чтобы улучшить эффективность деятельности работника, а следовательно, и эффективность деятельности организации в целом. С помощью e-CF Европа получила возможность создать единый язык описания ИКТ-компетенций.

Материальное свидетельство (сертификат, диплом...) часто используют как доказательство достижений индивидуума при завершении периода обучения. Многие свидетельства, выпускаемые государственными и частными организациями, содержат и индикаторы уровня достижений обучаемого. Такие свидетельства могут быть универсальными либо специализированными, широко известными или менее известными.

6


ГОСТ P 56413—2015

Работодатели часто описывают требования к должности в виде профилей и/или компетенций. Образовательные учреждения обычно более знакомы с правилами оценки знаний и соответствующих свидетельств, таких сертификации и квалификации. Создание профилей должностей и концепции ИКТ-компетенции предоставляет возможность формулирования требований к характеристикам знаний и умений со стороны работодателей, к другими заинтересованным сторонам, таким как кадровые агентства и образовательные учреждения всех форм обучения.

Профили должностей, популярные во многих европейских странах, обеспечивают циклическую трансляцию требований к должностям посредством образования, развития компетенций и квалификаций, как показано на рисунке 4. Преимущества подхода, использующего профили должностей, заключены в предоставлении возможности более ясного обмена информацией между заинтересованными сторонами, необходимого для установления слаженного процесса взаимодействия, приводящего к хорошим результатам. Недостатком такого подхода является отсутствие гибкости и затраты времени, которое требуется для обновления профилей в ответ на быстро меняющиеся технологии.

В европейских странах, в которых преимущественно используют компетентностный подход, была реализована другая концепция. Согласно этой концепции отдельные компетенции, содержащие описания требований к обучению и образованию, гибко группируются в кластеры и могут быть легко переформированы для отражения необходимых изменений в технологиях и бизнесе. Недостатком такого подхода является тот факт, что концепция компетенций до сих пор не имеет единого понимания среди всех заинтересованных сторон и нуждается в адаптации к тому окружающему контексту, в котором применяется.

Для того чтобы соединить преимущества обоих подходов в проекте «европейские ИКТ-профили», было решено соединить профили и компетенции в одной структуре. Семейства ИКТ-профилей со встроенными ИКТ-компетенциями обеспечивают универсальное решение для коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в развитие умений, знаний и возможностей ИКТ-специалистов.

Как итог, комбинация профилей и компетенций позволяет индивидуумам, организациям, странам с различными культурами подходить к развитию ИКТ-специалистов на основе стандартных принципов, понимаемых и разделяемых всеми.

4.4 Преимущества для различных сторон

Заинтересованные стороны согласились, что ИКТ-профили разработаны с целью оказания помощи всем участникам рынка ИКТ-умений. Особенную пользу получат следующие участники:

-    руководители ИКТ-подразделений, обеспеченные форматами описания обязанностей, задач, компетенций и контроля между подразделениями (ИТ и не только);

-    ИТ-менеджеры и ИКТ-специалисты при определении описания позиций, индивидуальных планов обучения и тренингов, а также перспектив развития карьеры;

-    работники кадровых служб, прогнозирующих и планирующих требования к компетенциям;

-    руководители образовательных учреждений, планирующие образовательные программы и содержание курсов;

-    студенты, нуждающиеся в профессиональной ориентации;

-    менеджеры предприятий, разрабатывающие технические контракты на предоставление ИКТ-услуг.

Кроме того, было согласовано, что на общеевропейском уровне применение профилей предоставит дополнительные специальные преимущества, например:

-    многие заинтересованные стороны нуждаются в том, чтобы ИКТ-профили отражали интересы ИКТ-бизнеса;

-    использование ИКТ-компетенций в ИКТ-профилях позволяет расширять зоны применения ком-петентностного подхода;

-    ИКТ-профили ускорят внедрение ИКТ-компетенций в практику компаний, которые привыкли использовать профили в своей деятельности;

-    ИКТ-профили также помогут яснее взаимодействовать ИКТ-предприятиям со своими заказчиками в зоне обязанностей предоставления ИТ-услуг.

Большинство заинтересованных сторон из различных государств (представители правительства, профсоюзов, университетов, крупных предприятий, учебных советов...) нуждаются в том, чтобы учитывать изменения в требованиях к основным компетенциям путем обновления существующих рамок и стандартов.

7

4.5 Взаимодействие с европейскими проектами. Краткий обзор

Настоящий документ вносит большой вклад в европейскую стратегию развития ИКТ-умений, изложенную в «Коммюнике Европейской комиссии Европейскому совету и парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету, Комитету регионов: ИКТ-компетенции XXI века для повышения конкурентоспособности, роста, развития и увеличения числа рабочих мест».

В последние годы значительные усилия, направленные на развитие ИКТ-умений в Европе, предпринимались заинтересованными сторонами из разных стран, особенно в рамках работ Европейской комиссии и CEN. На рисунке 5 показаны организации, принимающие участие в этих работах.

Рисунок 5 — Европейские ИКТ-умения XXI века — основные заинтересованные стороны

и их взаимодействие

5 Основные принципы европейских ИКТ-профилей

5.1    Общие положения

Для формирования европейских ИКТ-профилей применялись системные методологические подходы в сочетании с принципами, заложенными в разработку e-CF, и опытом экспертов ИКТ-сектора. В данном разделе приведено описание того, как были определены перечень ИКТ-профилей и подходы к разработке их описания. Предлагаемая методика может быть применима к любому виду деятельности.

5.2    Определение европейских ИКТ-профилей

Миссия разработки настоящего документа состояла в том, чтобы разработать европейские ИКТ-профили, применимые в любой стране ЕС, с использованием e-CF в качестве основы для определения компетенций. В самом начале было предложено разработать примерно 20 обобщенных ИКТ-профилей, релевантных по отношению к организациям любого типа и размера.

На первом этапе было выявлено некоторое количество ИКТ-профилей. Оказалось, что в европейских странах в ИКТ-секторе используют примерно 10ОО названий должностей. Были предприняты также попытки подсчитать большое количество названий производственных ролей.

ГОСТ P 56413—2015

Используя такие источники, как корпоративные порталы карьеры, государственные порталы служб занятости, порталы профессионального обучения, структуры средних и малых предприятий1, проектная команда экспертов составила открытый список, состоящий из ста сорока названий ИКТ-должностей.

В условиях существования бесчисленного количества названий ролей был принят критерий для отбора названий, заключающийся в ясности понимания его содержания всеми заинтересованными сторонами.

Была создана таблица, в которой заложена возможность определения диапазона и границ производственных ролей. В таблице также был учтен уровень обобщения, заложенного в используемых названиях: например, от Packaged Application Specialist (очень специфическое название) до Technician (самое общее).

Кроме того, было ясно, что описание каждого профиля должно быть сопоставимо по уровню детализации.

Для определения названий профилей учитывалась и частота их использования.

Таким образом, первоначально были выбраны 19 обобщенных названий профилей, отвечающие следующим требованиям:

-    быть легко понимаемы всеми заинтересованными сторонами (использовался английский язык);

-    быть обощенными;

-    иметь единый уровень детализации описания.

Перечисленные выше требования были вновь протестированы относительно применения к названиям выбранных обобщенных профилей. Далее было выверено, чтобы каждое из первоначально отобранных на рынке труда названий профилей (таких оказалось примерно 140) можно однозначно соотнести с одним из определенных обобщенных названий2.

Объединение сотен названий должностных ролей в управляемое количество (примерно 20) в некоторых случаях приводило к неизбежному компромиссу в определении степени детализации. Было необходимо решать эту проблему для того, чтобы быть уверенными, что покрывается весь диапазон производственных ролей ИТК-сектора. Понимание этого требования привело к созданию концепции сформированного/кастомизированного профиля уровня 3, который обеспечивал необходимую консистентную структуру и связь с профилями уровня 2 (см. также раздел 7).

Выводы, сделанные экспертной группой, были представлены широкому профессиональному сообществу с целью получения дополнительных мнений и предложений по классификации названий профилей2. Так как определение названий профилей не является точной наукой, тестирование правомерности и ценности выбранных названий было продолжено посредством апробации на других этапах проекта.

Конечным итогом описанного выше процесса при общем согласии всех заинтересованных сторон стали названия 23 ИКТ-профилей. Принимая во внимание необходимый уровень детализации, описание каждого профиля можно рассматривать как взаимодополняющее и законченное: они были выверены для того, чтобы полностью отразить все пространство бизнес-процессов в ИКТ-секторе.

В таблице 1 предоставлено описание всех 23 профилей. В колонке № 3 перечислены альтернативные названия профилей на английском языке, которые в настоящее время используются на рынке труда.

5.3 Основные концепции: ИКТ-компетенции и ожидаемые результаты

Европейские ИКТ-профили основаны на следующих фундаментальных концепциях:

-    e-CF: ИКТ-профиль содержит перечень ИКТ-компетенций, который обеспечивает различия между профилями;

-    ожидаемые результаты: ИКТ-профиль определен перечнем ожидаемых результатов, каждый из которых относится к определенной категории: отчитывается, исполняет, участвует;

-    ожидаемый результат — это результат выполнения рабочей задачи в определенном рабочем контексте;

Таблица 1 — Названия профилей, общее описание, примеры альтернативных названий

Название

европейского

ИКТ-профиля

Общее описание профиля

Альтернативное название на английском языке, которое используется на европейском рынке (не обязательно точное)

Менеджер по продажам в ИТ

Концентрируется на клиентских продажах и удовлетворенности заказчиков

Sales Advisor (AITTS)

Customer Representative (General multisector use)

Бизнес-аналитик

Осуществляет анализ информационной системы с целью повышения эффективности бизнеса

Business Development Manager (ICT Role, ACS)

Директор по бизнес-информации

Планирует и управляет функциональным и техническим развитием ИС в пределах определенного бизнес-подразделения

Business Intelligence Developer (Microsoft)

Business/ Systems Analyst (ICT-Role)

ИТ-директор

Определяет и поддерживает ИС предприятия, отвечающую интересам организации и бизнеса

Head of Computing (Demand side title)

Администратор баз данных

Проектирует, внедряет, поддерживает и осуществляет эксплуатацию баз данных

Database Developer (Microsoft) Database Manager (Eucip) Network Administrator (ACS)

Разработчик

Разрабатывает/кодирует ИТ-решения и специфические ИТ-продукты в соответствии с требованиями заказчика

Component Developer (AITTS) Application Developer (ITA-J) Programmer (IBM)

Специалист по

мультимедийным

технологиям

Создает веб-сайты и мультимедийные приложения, сочетающих мощь цифровых технологий с эффективным использованием графики, аудио-, фото- и видеоизображения

Front-End Web Developer (IWA)

User Experience Designer (IWA)

Web & Multimedia Master (Eucip)

Web Content Manager (UK-Gov, IWA) Web Developer (Bring-IT-On, Microsoft, UK-Gov)

Web Editor (UK-Gov)

Digital Media Developer (AITTS) Multimedia Designer (Bring-IT-On) Multimedia Developer (ACS)

Архитектор информационных систем

Проектирует и поддерживает архитектуру предприятия

Консультант в ИТ

Поддерживать понимание, как новые технологии увеличивают добавленную стоимость бизнеса

Consultant (ACS)

Consultant and Contractor (ACS) Enterprise Solutions Consultant (Eucip) Logistics & Automation Consultant (Eucip)

Sales & Application Consultant (Eucip) Technical Consultant (Bring-IT-On)

Менеджер по управлению ИТ-ресурсами

Управляет процессами,специалистами и ресурсами для поддержки функционирования ИС

IS Service Manager (Airbus) Service Advisor (AITTS)

Computing Manager (Demand side title)

Менеджер по информационной безопасности бизнеса

Управляет политиками информационной безопасности

Security Advisor (Eucip)

Security Analyst (ACS)

Security Service Personal (UK-Gov) Security Services Specialist (ITA-J) Security Specialist (aux, ICT Role) Security Technician (AITTS)

Специалист по

информационной

безопасности

Гарантирует внедрение организационной политики безопасности

Окончание таблицы 1

Название

европейского

ИКТ-профиля

Общее описание профиля

Альтернативное название на английском языке, которое используется на европейском рынке (не обязательно точное)

ИТ-тренер

Обучает и осуществляет подготовку ИКТ-специалистов с целью достижения ими определенных стандартов компетенций в области ИТ-бизнеса и технологий

Technical Trainer (IBM)

Instructor (multi-sector common title)

Специалист по телекоммуникационным технологиям

Обеспечивает соответствие сетевой ИТ-инфраструктуры, включая телекоммуникации и/или компьютерную базу, коммуникационным потребностям организации

Network Engineer (Bring-IT-On, UK Gov) Network Manager (Eucip, UK Gov) Network Services Specialist (ITA-J) Network Support (ACS)

Network Administrator (ACS)

Менеджер ИТ-проектов

Управляет проектами, соблюдая оптимальное соответствие проектным спецификациям

IS Project Manager (Eucip) Project Coordinator (AITTS)

Web Project Manager (IWA)

Менеджер по качеству в ИТ

Гарантирует, что информационные системы поставляются в соответствии с организационной политикой (качество, риски, соглашение об уровне обслуживания)

Quality Management Coordinator (AITTS) Quality Manager (SME)

Специалист сервисной службы в ИТ

Обеспечивает первый уровень технической поддержки по телефону или электронной почте внутренним или внешним клиентам

Help Desk Supervisor (Eucip) Helpdesk Professional (UK-Gov)

Менеджер сервисной службы в ИТ

Планирует, внедряет и управляет предоставленными решениями

Service Advisor (AITTS)

IS Service Manager (Airbus)

Системный администратор

Администрирует работу компонент ИТ-системы для обеспечения выполнения требований по сервисному обслуживанию

Network Administrator (ACS)

Server Administrator (Microsoft) System Administrator (SME) Database Administrator (Microsoft) Enterprise Administrator (Microsoft) Enterprise Messaging Administrator (Microsoft)

Web Server Administrator (IWA)

Системный аналитик

Анализирует требования и специфицирует программное обеспечение и системы

Information Scientist (UK-Gov)

Information Systems Analyst (Eucip, ACS)

Системный архитектор

Планирует и несет ответственность за внедрение и интеграцию программного обеспечения и/или ИТ-систем

Telecommunications Architect (Eucip)

Технический ИТ-специалист

Осуществляет эксплуатацию и ремонт оборудования и программного обеспечения на стороне заказчика

Computer Service and Repair Technician (UK-Gov)

Consumer Support Technician (Microsoft)

Service Engineer (general multi-sector use) Customer Engineer (IBM)

Специалист по тестированию

Разрабатывает и исполняет планы тестирования

Computer Games Tester (UK-Gov) Software Tester (SME)

Systems Integration & Testing Engineer (Eucip)

Test Specialist (ITA-J)

Tester (AITTS)

-    только один ожидаемый результат может быть ассоциирован с работой, за которую отчитываются, несколько результатов может быть в работах, в которых участвуют;

-    ожидаемый результат может быть очевиден или не очевиден для пользователей, быть промежуточным или конечным, но всегда должен быть наблюдаемым.

e-CF широко известна, о ней можно прочитать в опубликованной документации3.

Концепция ожидаемых результатов вносит второй инновационный элемент в концепцию формирования европейских ИКТ-профилей. Для того чтобы более подробно пояснить идею использования ожидаемых результатов, в следующем разделе настоящего документа приведены рассуждения, как выявлялись и идентифицировались ожидаемые результаты.

Методология определения ожидаемых результатов и их описания

В общем смысле ожидаемый (предопределенный) результат — это итоговый результат определенной деятельности. Профили разными способами могут приводить к идентификации ожидаемых результатов.

Ожидаемые результаты являются важными атрибутами в определении профиля; используя их, мы можем явно указать на миссию, задачи и компетенции для иллюстрации наблюдаемых результатов.

Ожидаемые результаты должны быть «наблюдаемыми».

Например, миссией менеджера по работе с клиентами является «создание деловых связей», откуда логически вытекает, что ожидаемый результат — это «деловые связи». Тем не менее определение ожидаемых результатов не предоставляет качественную характеристику, такую как, например, «надежные деловые связи». Качество результата выявляется только тогда, тогда появляется возможность измерения4.

Целью данного проекта не было выявление полного перечня ожидаемых результатов, но в рамках проекта было решено определить наиболее релевантные, сопоставимые по уровню детализации и применимые к определенным ИКТ-профилям ожидаемые результаты.

Была сделана выборка для определения наиболее релевантных результатов для лучшего пояснения миссии профиля. Для такого применения были отобраны ожидаемые результаты, иллюстрирующие наблюдаемые результаты, либо явно выраженные, либо скрытые.

Было решено, что для 23 ИКТ-профилей понадобится примерно 60—70 наблюдаемых результатов.

Наблюдаемые результаты было решено извлекать из трех основных источников:

-    из e-CF версии 2.0;

-дополнительное содержание по «модели водопада»;

-    итерации профиля роли.

Далее приведены более детальные пояснения того, как использовались причисленные выше источники.

Первоначально набор ожидаемых результатов был извлечен из дескрипторов 2, 3 и 4 e-CF. Так как формированию одного ожидаемого результата может способствовать более чем одна компетенция, то и некоторый ожидаемый результат может быть представлен для нескольких компетенций. Этот подход обеспечил совместимость с определениями e-CF и выявление 49 ожидаемых результатов.

Модель водопада — наиболее популярная и устойчивая модель ИКТ-процесса, которую используют для описания организации разработки информационной системы. Поэтому было решено воспользоваться этой моделью для определения дополнительных ожидаемых результатов. Все вновь выявленные ожидаемые результаты были верифицированы с ИКТ-компетенциями e-CF. С помощью модели водопада было выявлено дополнительно еще 11 ожидаемых результатов.

Следующие ожидаемые результаты были выявлены из процессов разработки содержания ИКТ-профилей. Как только были определены миссия и задачи профиля, был установлен итерационный цикл между ожидаемыми результатами и профилем. Все вновь выявленные этим способом ожидаемые результаты были также верифицированы с ИКТ-компетенциями e-CF. Шесть дополнительных ожидаемых результатов было сформировано на этой стадии проекта.

ГОСТ P 56413—2015

Из первоначально определенных 66 ожидаемых результатов для описания профилей были использованы только 52 — только те ожидаемые результаты, которые, по существу, помогали идентифицировать ИКТ-профиль (часть интерактивного цикла).

Для облегчения понимания сути ожидаемых результатов была предложена следующая схема их выявления (вид со спутника). В соответствии с принятыми процессами развития ИКТ ожидаемые результаты могут быть отнесены к семи группам, представленным в блоках справа на рисунке 6:

Требования бизнеса

Картография (ИКТ, процессы), анализ рынка


Методы, ссылки

План проекта

SLA, поддержка, обучение, обслуживание


^ Общая спецификация ^ ^Проектная спецификация) ^ Блоки (тестирование) ^ ^Решение (тестирование)) ^Решение (обеспечение)^

Рисунок 6 — Ожидаемые результаты, классифицированные согласно процессам ИКТ («вид со спутника»)

Для того чтобы достичь максимальной совместимости с результатами других европейских проектов в области развития ИКТ-умений, уровень детализации описания ожидаемых результатов был согласован с уровнем детализации, применяемый в европейской рамке ИКТ-компетенций.

Тем не менее необходимо отметить, что в условиях разброса характеристик ИКТ-профилей по части степени независимости и контекста сложности, не все выявленные ожидаемые результаты имеют одинаковый уровень обобщения или детализации. Например, ожидаемый результат «Стратегия и реализация ИС», ассоциированный с профилем ИТ-директора, является более укрупненным и общим, чем другие ожидаемые результаты, ассоциированные с производственными ролями более низкого уровня контекста сложности и степени независимости, например, с профилем менеджера по качеству — ожидаемый результат «Аудиторский отчет» представляется более специфицированным и детальным.

На рисунке 7 представлен обзор ожидаемых результатов и классификации относительно e-CF.

13

ГОСТ P 56413—2015


Результаты: 52 38 Из e-CF (дескриптор 2,3,4)

6    Из Waterfall

7    Из проектов профилей (Р)

1 Из промежуточного отчета

А1. Согласование ИС и бизнес-стратегии


:зультаты из e-CF и из проектов профилей

Модель ИКТ

Стратегия и внедрение ИКТ Т-подразделения & бюджет Требования бизнеса


Результаты из e-CF и из проектов щхк


Дескрипторы

2| 3| 4


Результаты их Waterfall


Включает:

Концептуальные требования (WF) План преобразований (WF)


I I I


S4


Включает:

ICT Orientation Руководство ИТ


А2. Управлением уровнем услуг



Соглашение по уровню услуг


L3

Бизнес-кейс


АЗ. Бизнес-планирование

Бизнес-план

У

Стратегия и внедрение ИКТ

L4


Включает:

SWOT анализ (e-CF)


А4. Планирование работ или продуктов


План проекта

5:

L4

S3

Процесс разработки

План бюджета ^

План по качеству

S3


Включает:

План взаимодействия (WF)


S2


Включает:

Анализ преобразования данных (WF) Проектирование моделей


А5. Проектирование архитектуры ИС

ИТ-архитектура предприятия

Оценка требований

_1_

Включает:

Gap анализ (WF)

А6. Проектирование приложений

Спецификация решения

-


А7. Анализ новых технологий

Предложения по внедрению новых технологий

А8. Устойчивое развитие

Справочник по учету экологи*]


В1. Проектирование и разработка

Компонент программного обеспечения

Описание проекта

Мультимедийные компоненты

Аппаратные компоненты

В2. Интеграция систем

Интеграционное решение д

ВЗ. Тестирование


Процедуры тестирования

S3

Результат тестирования

L2

S5

Утвержденное решение


План тестирования


Включает:

Спецификации требований ПО


Включает:

Архитектуру данных (WF)

Код приложений (WF)

Тестирование приложений (WF) Приложения конвертации данных (WF)

Включает:

План преобразования данных


Включает:

Обзор после внедрения (WF) Документация по приложениям (WF) Руководство пользователя (WF)


В4. Развертывание решений

В5. Документирование

Документация по решению

С1. Поддержка пользователей

Поддержка уровня 1

С2. Поддержка изменений

Современное решение

1_

1

СЗ. Предоставление услуг

Решение по операционной деятельности

Поддержка уровня 1

С4. Управление проблемами

Разрешенные инциденты


Включает:

Пользовательские процедуры (WF) Документация по приложениям (WF)


Включает:

План работы с непредвиденными событиями (WF)

Система в действии (WP)

База данных в действии (WP)

Миграция и поддержка приложений (WP)


Рисунок 7 — Часть 1: ожидаемые результаты для областей e-CF — планирование, реализация, эксплуатация


ГОСТ P 56413—2015

D1. Разработка стратегии информационной безопасности

Стратегия информационной безопасности

S1

Политика информационной безопасности

S2

D2. Разработка стратегии обеспечения качества ИС

Стратегия и внедрение ИКТ

Политика обеспечения качества ИКТ

S1

Включает:

_IL --

пользователей (WF) Каталог обучения (WF)

D3. Обеспечение подготовки и обучения

Политика ИКТ-обучения

Программа обучения

D4. Обеспечение закупок

D5. Разработка коммерческих предложений

Техническое предложение

L3

D6. Управление каналами продаж

D7. Управление продажами

Продажи

D8. Управление контрактами

D9. Развитие персонала

Описание обучения

L2

План развития персонала

L4

D10. Управление информацией и знаниями

База знаний или информационная база

Модели данных

Н

Е1. Разработка прогнозов

Прогноз продаж

S2

Прогноз выпуска продукции

S3

-1

Включает:

План внедрения (WF) Устав проекта (WF)

1г-

Е2. Управление проектами и портфелями

-V-

Портфель проектов

а

План проекта

S2

ЕЗ. Управление рисками

Политика управления рисками

L4

План по управлению рисками

S1

Е4. Управление взаимоотношениями

Деловые взаимоотношения

Е5. Оптимизация процессов

_П =

Включает:

Справочник по качеству

Е6. Управление качеством ИС

Политика обеспечения качества ИКТ

Аудиторский отчет

S5

Обеспечение качества

S4

Показатели качества

Е7. Управление изменениями

Описание бизнес-процесса

Включает:Справочник по безопасности (WF)

д-

Е8. Управление информационной безопасностью

-v-

Политика информационной безопасности

Е9. Руководство развитием ИС

Стратегия и внедрение ИКТ

L4

L5

Рисунок 8 — Часть 2: ожидаемые результаты для областей e-CF — обеспечение, управление

15

ГОСТ P 56413—2015
Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Термины и определения..............................................................1

3    Обозначения и сокращения...........................................................2

4    Европейские ИКТ-профили............................................................3

4.1    Основные положения и взаимосвязи................................................3

4.2    Европейская рамка ИКТ-компетенций...............................................5

4.3    Европейские ИКТ-профили и ИКТ-компетенции.......................................6

4.4    Преимущества для различных сторон...............................................7

4.5    Взаимодействие с европейскими проектами. Краткий обзор.............................8

5    Основные принципы европейских ИКТ-профилей.........................................8

5.1    Общие положения...............................................................8

5.2    Определение европейских ИКТ-профилей...........................................8

5.3    Основные концепции: ИКТ-компетенции и ожидаемые результаты........................9

5.4    Макет и правила формирования описания ИКТ-профиля...............................19

5.5    Определение семейств ИКТ-профилей..............................................21

6    Вершина дерева европейских ИКТ-профилей: 23 ИКТ-профиля, сгруппированных в шесть

семейств...........................................................................23

6.1    Общие положения...............................................................23

6.2    Уровень 1: шесть семейств ИКТ-профилей...........................................24

6.3    Уровень 2: ИКТ-профили — полное описание.........................................25

6.4    ИКТ-профили в координатах бизнеса — технологии и уровня сложности..................37

6.5    Связи ИКТ-профилей.............................................................38

6.6    Матрица соответствия ИКТ-профилей и ИКТ-компетенций..............................40

6.7    Матрица соответствия ИКТ-профилей и ожидаемых результатов.........................43

7    Руководство по применению. Создание ИКТ-профилей    третьего уровня......................46

7.1    Некоторые основные замечания....................................................46

7.2    Создание нового — как адаптировать макет?.........................................46

7.3    Как осуществить связь с существующими профилями..................................51

8    Глоссарий..........................................................................53

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов

национальным стандартам Российской Федерации............................56

Библиография........................................................................57

Для более детальной ориентации в таблице 2 представлен список ожидаемый результатов, используемых в описании профилей, в алфавитном порядке, с краткой аннотацией каждого ожидаемого результата. Далее для каждого результата приведены область компетенций e-CF (дескриптор 1) и характеристика вовлеченности роли: отчетность/ответственность/участие.

Таблица 2 — Ожидаемые результаты

Результаты

Области компетенций e-CF (уровни е-1 — е-5)

Описание результатов

Утверждает (А)

Отвечает(R)

Участвует (С)

1

Аудиторский

отчет

Результаты проводимых проверок и других действий, которые должны предприниматься для исправления ошибочных ситуаций

16

2

План бюджета

Модель, как финансировать бизнес при условии выполнения стратегий, мероприятий, планов

10

3

Экономическое

обоснование

Пример обоснования для инициирования проекта или задачи

2

4

Бизнес-план

Формальное положение о совокупности бизнес-целей, обоснование и план их достижимости

2

3

8

5

Описание бизнес-процесса

Набор связанных структурированных действий, которые раскрывают специфическую организационную цель

8

6

Деловые взаимосвязи

Формальные согласованные взаимоотношения, установленные для обеспечения поддержки бизнеса

1

2

7

Требования бизнеса

Описание того, что необходимо бизнесу для успешного функционирования

2

9

8

Описание курса

Элемент программы обучения

13

9

Модели данных

Описание данных и связей между ними в терминах зависимости, последовательности, целостности

5

10

Процесс разработки

Процесс, направленный на разработку программного продукта

21

11

Справочник по учету экологии

Справочник для обеспечения экологических требований

10

12

ИТ-архитектура

предприятия

Точное описание структуры предприятия с точки зрения ИКТ

8

13

Поддержка первого уровня

Услуги, предоставляемые в рамках первого уровня поддержки пользователей

17

14

Аппаратные компоненты

.

.

Физические артефакты технологий

6

20

15

План развития персонала

Систематический процесс достижения сближения интересов, компетенций, возможностей индивидуумов с долговременными целями организации

10

16

Модель ИКТ

Описание пользовательских функций и предоставляемых услуг, которые обеспечивает информационная система

20

17

Определения

ИТ-процесса

Определяет совокупность связанных структурированных действий или задач, которые раскрывают цели развития ИКТ

20

Введение

Настоящее Соглашение рабочей группы Европейского комитета по стандартизации [далее — CEN, European Committee for Standardization (фр. Comite Europeen de Normalisation)] составлено и утверждено рабочей группой представителей заинтересованных сторон, перечисленных ниже.

Разработка Соглашения осуществлялась рабочей группой в соответствии с формальной процедурой, одобренной членами CEN, однако ни члены CEN, ни центр управления CEN не несут ответственности за техническое содержание данного соглашения и возможные несоответствия стандартам или действующим законам.

Европейские ИКТ-профили были разработаны в контексте деятельности рабочей группы CEN/WS ICT ICT/SKILLS. Проект «европейские ИКТ-профили» получил финансирование EC/EFTA в рамках рабочей программы стандартизации ИКТ-сектора в 2009 г. Настоящий документ заменяет документ «Пространство карьеры» (CWA 14925, март 2004 г.).

Настоящее Соглашение рабочей группы CEN не следует рассматривать как официальный стандарт, разработанный комиссией CEN и ее членами.

Данное Соглашение является общедоступным справочным документом, предлагаемым государственными органами стандартизации членов CEN.

Членами CEN являются государственные органы стандартизации Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии. Все права стран — членов CEN на использование в любой форме и любыми средствами защищены во всем мире (CWA 16458:2012 D/E/F).

Настоящий документ — Соглашение рабочей группы Европейского комитета по стандартизации (CEN Workshop Agreement, далее — CWA) был разработан и одобрен представителями рабочей группы по информационно-коммуникационным технологиям/навыкам [профили IT и учебные программы № 388 (далее — CEN/WS ICT ICT/SKILLS)] в январе 2009 г., положения документа были поддержаны CEN, с последовавшим в мае 2009 г. приглашением к публичному обсуждению.

Список индивидуумов и организаций, которые поддержали технические консенсусы, представленный в настоящем документе, доступен для заказа через офис CEN-CENELEC. В этом списке крупные ИТ-компании, ИКТ-специалисты, сертификационные системы ИКТ-сектора, кадровые службы.

Формальный процесс, которому следовала рабочая группа при разработке настоящего документа, был утвержден национальными членами CEN, но ни национальные члены CEN, ни офис CEN-CENELEC, не несут ответственности за содержание настоящего CWA или возможные противоречия с другими стандартами или с законодательством. Настоящий документ не может рассматриваться в качестве официального стандарта, разработанного CEN и его членами.

Окончательное рассмотрение/одобрение настоящего документа началось 21 марта и было завершено 28 марта 2012 г. Окончательный текст настоящего документа был предоставлен в CEN для опубликования 30 марта 2012 г. Ниже перечислены компании, которые одобрили настоящий документ:

-AICA;

-    CEPIS — Council of European Professional Informatics Societies (Совет европейских профессиональных ассоциаций по информатике);

-    CIGREF — Club informatique des grandes enterprises frangaises (Ассоциация крупнейших ИКТ-компаний Франции);

-    ECDL Foundation — The European Computer Driving Licence (Европейские компьютерные права);

-    EMF eExcellence;

-    ESI Central Europe;

-    EuroCIO (Европейская ассоциация ИТ-директоров по информационным технологиям);

-    EXIN Examination Institute for Information Science (Экзаменационный институт по информатике);

-    НВО-1 — Hoger Beroepsonderwijs ICT (Ассоциация ИТ-разработчиков и представителей высшего профессионального образования Нидерландов);

-    IWA— International webmasters association Italy (Международная ассоциация веб-разработчиков);

-    KWB — Koordinierungsstelle Weiterbildung und Beschaftigung e.V. (Компания KWB, Германия);

-    Microsoft;

-    Thames Communication (компания Thames Communication, Канада);

-    UBO Univ. Brest.

ГОСТ P 56413—2015

Настоящий документ является документом, на который необходимо ссылаться и который доступен через страны — члены CEN: Австрию, Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию и Эстонию.

Комментарии и предложения от пользователей этого документа приветствуются и должны быть адресованы в офис управления CEN-CENELEC.

V

ГОСТ Р 56413-2015/ CWA 16458:2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационные технологии
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОФИЛИ ПРОФЕССИЙ ИКТ-СЕКТОРА

Information technologies. European ICT professional profiles

Дата введения —2016—06—01

1    Область применения

Основным назначением настоящего документа является повышение ясности, прозрачности и продолжение конвергенции общего ландшафта европейских ИКТ-умений с помощью ввода серии европейских профилей для ИКТ-сектора.

В ответ на вызовы, связанные с неудобством использования значительного количества названий и форм описаний ИКТ-профессий и должностей, используемых в настоящее время в европейском ИТ-бизнесе и квалификационных системах, было решено создать ограниченное количество профилей ИКТ-должностей, покрывающих с определенной степенью детализации все пространство бизнес-процессов ИКТ-сектора.

Предложенные профили могут быть использованы в качестве справочной информации, а также для последующего создания родственных профилей на более низком уровне иерархии.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    действие (activity): Обобщенный термин, подобный терминам «действовать», «работать».

2.2    должность (job): Должность обеспечивает связь между организацией и предприятием. Должность отражает условия занятости на рынке труда. Должность может описывать требования, результаты, задачи, компетенции, требуемые квалификации. Должности соединяют вместе несколько целей, несут ряд перспектив и определяются организационно. Должности определяются или называются с помощью одного или нескольких слов, например: программист, сервисный инженер, ИТ-директор.

2.3    задачи, задачи труда (task): Отдельное трудовое действие (обычно частично ожидаемое), которое имеет начало, конец и ожидаемый результат.

2.4    занятие (occupation): Понятие «занятие» относится к должностям, занятости на рынке труда, карьере. Профессиям часто даются названия, соответствующие выполняемой работе.

2.5    знания (knowledge): Согласно европейской рамке ИКТ-компетенций (а также в европейской рамке квалификаций) знания, которые представляют собой совокупность «знаю что» (языки программирования, средства разработки и дизайна...) и могут быть описаны операционными дескрипторами.

2.6    компетенция (contribute): Согласно европейской рамке ИКТ-компетенций продемонстрированная способность применять знания, умения и отношения для достижения наблюдаемых результатов.

2.7    контекст сложности (complexity): Согласно европейской рамке ИКТ-компетенций контекст сложности ранжируется между «структурированный предсказуемый» и «непредсказуемый, неопределенный, неструктурированный».

2.8    матрица ролей и ответственности (RACI): Матрица RACI (ответственный, утверждающий, участвующий/консультирующий, информируемый) описывает участников согласно их ролям в достижении предопределяемых результатов проектного и/или бизнес-процесса. (РМВОК): Независимость (autonomy): В контексте европейской рамки ИКТ-компетенций ранжируется между «следование инструкциям» и «принятие персональных решений».

Издание официальное

2.9    ожидаемый результат (deliverable): Ожидаемый ощутимый продукт или результат рабочего процесса. Результаты являются наблюдаемыми независимо от того, можно ли их выразить материально.

2.10    описание должности (job descriptions): Описание должности содержит больше подробной и специфической информации о должности и таким образом предоставляет ее краткое описание.

2.11    ответственный (responsible): Ответственные за выполнение работы. Они должны выполнять задачи или цели либо принимать решения. Может быть несколько ответственных за выполнение работ, совершающихся с целью достижения ожидаемого результата. Термины «ответственный» и «ответственность» также использованы как общие термины без привязки к матрице RACI.

2.12    отношение (attitude): В контексте европейской рамки ИКТ-компетенций означает комплексное понятие — когнитивные способности и способности устанавливать связи (т. е. способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т. д.). Если знания и умения являются структурными компонентами компетентности, то отношение является тем, что их соединяет в индивидууме.

2.13    позиция (position): Позиция подразумевает список поручений и обязанностей, временных или постоянных, требуемых для полной или частичной занятости одного индивидуума. Может быть вакантной или занятой, а также называться функционалом и должностью, профилем должности (профилем).

2.14    профессионал (professional): Индивидуум, который занят в определенной профессии. Также используется в общем смысле позитивных характеристик возможностей и этических качеств работника.

2.15    профессия (profession): Специальная роль работника в трудовом процессе, требующая глубоких знаний, обеспеченных обучением и образованием, обычно завершающихся специальной лицензией, разрешающей производственную деятельность. Иногда этот термин используется неоднозначно — как название роли, находящейся вне управления.

2.16    профиль (profile): Профили должностей добавляют к описанию должности включением дополнительных относящихся к должности компонент, таких как миссия, основные задачи, ответственность, требуемые ожидаемые результаты, KPI и т. д. В этом контексте профиль должности обеспечивает всеохватывающее формальное описание должности.

2.17    роль (role): Как правило, использован как «профиль роли»: специфицированное описание сочетания умений и компетенций с обязанностями, позволяющими выполнять задачи труда и достигать ожидаемых результатов, обычно этот термин используют в инжиниринге, особенно разработке программного обеспечения.

2.18    структура организации (organisation): Соглашения и правила, которые устанавливают основу для определения обязанностей, ответственности и взаимосвязей всех сотрудников предприятия. (Как организованы ресурсы для того, чтобы соответствовать целям, которые ставит перед собой организация.) Организационная структура должна отражать функции, координацию, независимость, обязанности и ответственность.

2.19    умения (skills): В европейской рамке ИКТ-компетенций термин умения определяется как способность выполнять управленческие и технические задачи. Управленческие и технические умения являются компонентами компетенций и специфицируют основные способности, которые формируют компетенции.

2.20    утверждающий (accountable): Быть утверждающим означает быть единственным «владельцем» производственного процесса. «Владелец» должен подтверждать (в том числе и письменно) выполнение поставленных задач, целей или решений. Он должны быть уверен, что обязанности назначены для всех связанных трудовых действий. Имеется только один «владелец» для каждого ожидаемого результата. Термин «утверждающий» также может быть использован в своем обычном смысле, вне связи с матрицей RACI.

2.21    участвовать (contribute): Участники вносят свой вклад в производственный процесс до того, как работа будет сделана и ее результаты подписаны. Несколько работников могут вносить свой вклад в достижение одного результата.

2.22    функционирование (function): Понятие функции в организации является аналогичным понятию позиции.

3 Обозначения и сокращения

Приведенные ниже аббревиатуры являются общими для документов серии CWA:

- ИКТ (ICT): Информационно-коммуникационные технологии — обобщенный термин, включающий вычислительные комплексы, системы хранения информации, телекоммуникации и приложения. Этот термин обычно используется лицами, принимающими решения.

2

ГОСТ P 56413—2015

-    ИС (IS): Информационные системы — этот термин обычно применяется для вычислительных комплексов и систем баз данных, объединяемых научными подходами к хранению и доступу к информации. Обычно это понятие не включает телекоммуникации.

-    КПЗ [Key Performance Indicator (KPI)]: Ключевой показатель эффективности. Задачи труда, которые должны быть согласованы между работником и его руководством и/или руководителем кадровой службы, с ожиданием, что они будут выполнены удовлетворительно и в положенный срок.

4 Европейские ИКТ-профили

4.1 Основные положения и взаимосвязи

Серия европейских профилей для ИКТ-сектора содержит 23 профиля. Согласно концепции проекта эти профили, в свою очередь, будут рассмотрены как профили первого уровня иерархии и предоставят основу для формирования профилей второго уровня, которые, с одной стороны, будут более точно отражать специфику требований заинтересованных сторон, с другой — сохранять основные характеристики профилей первого уровня. Предложенная концепция напоминает геном человека, в котором гены предыдущего поколения передаются следующему. 23 европейских ИКТ-профиля можно представить в виде дерева ИКТ-профилей, структурно состоящего из шести семейств родственных профилей.

Рисунок 1 — европейское семейство ИКТ-профилей — иерархические уровни 1 и 2

23 профиля, представленных в настоящем документе, согласованы с компетенциями, определенными в европейской рамке ИКТ-компетенций (the European e-Competence Framework, далее — e-CF), что обеспечивает надежную основу для дальнейшего развития и обновления серии 23 ИКТ-профилей. Заинтересованные стороны договорились, что описания профилей будут основаны на e-CF. Европейские ИКТ-профили и e-CF — взаимодополняющие концепции, которые призваны способствовать развитию и управлению профессиональным кадровым потенциалом ИКТ-сектора.

3

Разработанные на том же уровне детализации, который был согласован при формировании e-CF, европейские ИКТ-профили обеспечивают генетическую структуру для разработки уточненных профилей, которые широко применяются в настоящее время в европейских бизнес-процессах ИКТ-сектора.

Европейские ИКТ-профили должны быть адаптивны к сложившимся практикам их использования работодателями. Они будут бесполезны, если, напротив, работодатель должен будет изменять свои практики для того, чтобы удовлетворялись требования, заложенные в профилях.

Именно поэтому в европейских ИКТ-профилях представлены только самые основные компоненты, спроектированные таким образом, чтобы явные различия между профилями сделать очевидными. На практике к профилю могут быть добавлены специфические для того или иного контекста компоненты. Далее приведены рекомендации в отношении того, как европейские ИКТ-профили могут быть использованы для различных целей: для применения в бизнесе, для проведения исследований либо для описания квалификаций.

23 ИКТ-профиля полностью отражают работу специалистов в рамках бизнес-процессов ИКТ-сектора, что наглядно иллюстрируется размещением их в областях компетенций, определенных дескриптором 1 e-CF (см. рисунок 2).

УПРАВЛЕНИЕ4

/-ЦИТ J-

>

f Менеджер по N. ( продажам в ) Ч. ИТ >/

сз>

//^^ециапист"гю^^4 [ информации V безопасности

Поддержка

V

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рисунок 2 — Европейские ИКТ-профили, сгруппированные в шести семействах и соотнесенные

с бизнес-процессами e-CF

Европейские ИКТ-профили предоставляют связь между существующими в настоящее время двумя подходами: профильным и компетентностным. В некоторых европейских странах создание профилей должностей составляет основу традиционной методологии, применимую и для задач кадрового менеджмента, и для обновления программ обучения. Другие страны развивают компетентностные подходы, используя преимущества, связанные с гибкостью, которую такие подходы предоставляют.

В концепции формирования европейских ИКТ-профилей использованы преимущества обоих подходов. ИКТ-компетенции, включенные в ИКТ-профили, содержат описание характеристик специалиста в терминах его возможностей, необходимых для успешного выполнения производственной роли. Включение описаний таких характеристик (компетенций) обеспечивает гибкость для применения ИКТ-профилей в европейской практике кадрового управления.

ГОСТ P 56413—2015

Благодаря такому подходу ИКТ-компетенции, встроенные в ИКТ-профили, могут быть одинаково понимаемы как ИКТ-специалистами, так и другими сотрудниками компаний, обеспечивая универсальное решение для коммуникаций различныхзаинтересованных в повышении уровня ИКТ-профессионализма сторон.

4.2 Европейская рамка ИКТ-компетенций

Европейская рамка ИКТ-компетенций (e-CF5), так же как и европейские ИКТ-профили, разработана рабочей группой CEN/WS ICT ICT/SKILLS в ответ на необходимость стандартизации в области кадрового управления потенциалом ИКТ-сектора Европы и создания практического руководства для самих ИКТ-специалистов, позволяющего удовлетворить их потребности профессионального развития, обучения и трудоустройства.

e-CF обеспечивает основу для определения должностей, программ обучения, квалификаций, путей развития карьеры, сертификации и т. д. в ИКТ-секторе. Благодаря e-CF локальные, национальные, европейские и глобальные компании и ИКТ-вендоры, а также компании, использующие ИКТ в своей деятельности, получили общий язык обмена информацией.

Дескриптор 1, Пять областей e-CF

Дескриптор 2,

36 определенных ИКТ-компетенций

Дескриптор 3, профессиональные уровни компетенций

е-1 | е-2 | е-3 | е-4 | е-5

А. ПЛАНИРОВАНИЕ

А1. Согласование ИС и бизнес-стратегии А2. Управлением уровнем услуг АЗ. Бизнес-планирование А4. Планирование работ или продуктов А5. Проектирование архитектуры ИС А6. Проектирование приложений А7. Анализ новых технологий А8. Устойчивое развитие

В. РЕАЛИЗАЦИЯ

В1. Проектирование и разработка В2. Интеграция систем ВЗ. Тестирование В4. Развертывание решений В5. Документирование

С. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

С1. Поддержка пользователей С2. Поддержка изменений СЗ. Предоставление услуг С4. Управление проблемами

D. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

D1. Разработка стратегии информационной безопасности

D2. Разработка стратегии обеспечения качества ИС

D3. Обеспечение подготовки и обучения

D4. Обеспечение закупок

D5. Разработка коммерческих предложений

D6. Управление каналами продаж

D7. Управление продажами

D8. Управление контрактами

D9. Развитие персонала

D10. Управление информацией и знаниями

Е. УПРАВЛЕНИЕ

Е1. Разработка прогнозов

Е2. Управление проектами и портфелями проектов

ЕЗ. Управление рисками

Е4. Управление взаимоотношениями

Е5. Оптимизация процессов

Е6. Управление качеством ИС

Е7. Управление изменениями

Е8. Управление информационной безопасностью

Е9. Руководство развитием ИС

Рисунок 3 — Европейская рамка ИКТ-компетенций в.2 — ключ к созданию европейских ИКТ-профилей

1

   Были проанализированы организационные структуры: Michelin, международный уровень — EUCIP, европейский уровень — AITTS, Германия —Airbus, международный уровень — CIGREF, Франция — an SME framework, Великобритания — SME company framework, Германия — UK Government framework — Microsoft Technet, международный уровень— IBM, международный уровень, IWAWeb Skills Profiles, международный уровень.

2

   См. приложение 1 к промежуточному отчету Towards European ICT (e-Job) Profiles, апрель 2011 г.

9

3

   См. www.ecompetences.eu.

4

   Для адресации к вопросам качества в ИКТ-профилях было решено включить поле KPI в структуру ИКТ-профиля.

5

Впервые опубликована в 2008 г., в 2010 г. была выпущена версия 2.0 www.ecompetences.eu.

5