Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

75 страниц

578.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56360-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения колесных транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и устанавливает общие технические требования к указанной аппаратуре.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 33472-2015 (ИУС 4-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Состав аппаратуры спутниковой навигации

7 Общие требования к аппаратуре спутниковой навигации

8 Требования к функциональным модулям и компонентам аппаратуры спутниковой навигации

9 Требования к интерфейсам передачи данных

10 Требования к электропитанию

11 Требования электробезопасности

12 Требования к электромагнитной совместимости

13 Требования по стойкости к внешним воздействиям

14 Конструктивные требования

15 Требования к надёжности

16 Требования к установке аппаратуры спутниковой навигации

17 Требования по эргономике и технической эстетике

18 Требования по безопасности и экологической чистоте

19 Требования к маркировке

20 Требования к упаковке, транспортированию и хранению

Приложение А (обязательное) Спецификация протокола транспортного уровня

Приложение Б (обязательное) Спецификация протокола передачи мониторинговой информации

Приложение В (обязательное) Спецификация протокола уровня поддержки услуг и спецификация сервисов предоставления услуг

Библиография

 
Дата введения01.07.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.06.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

19.03.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии140-ст
ИзданСтандартинформ2015 г.
РазработанООО НИИ ПТ

Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment to equip wheeled vehicles of category M used for commercial transportations of passengers. General technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

56360-

2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ М, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ

Общие технические требования

Издание официальное

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ Прикладной Телематики» (ООО «НИИ ПТ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2015 г. № 140-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 56360—2015

Примечания

1    Под управлением понимается изменение параметров настройки (режима работы и т. п.) по беспроводным каналам связи.

2    Под обработкой информации следует понимать общий первичный анализ, фильтрацию и систематизацию информации (показаний датчиков, фото-, видео-, аудиофайлов, текстовых сообщений и пр.) с целью управления данной информацией.

7.10.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.

7.11 Требования к аппаратуре спутниковой навигации, устанавливаемой на транспортные

средства категорий М2 и М3

7.11.1    АСН, устанавливаемая на ТС категорий М2 и М3, кроме выполнения требований, указанных в 7.1—7.9, должна обеспечивать возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) информации дополнительного бортового оборудования:

-    видеорегистратора(ов), обеспечивающего(их) также возможность аудиозаписи;

-    датчика(ов) задымления и быстрого повышения температуры;

-    голосовой гарнитуры;

-    датчика(ов) уровня топлива, используемого для измерения уровня топлива в топливном баке ТС;

-    датчика подсчета входящих и выходящих пассажиров;

-    голосового автоинформатора, используемого для воспроизведения аудиоинформации в целях информирования пассажиров, находящихся в салоне ТС;

-    переднего, заднего и бокового маршрутоуказателей, используемых для вывода визуальной информации о маршруте движения в целях информирования потенциальных пассажиров, находящихся снаружи ТС;

-    внутрисалонного информационного табло, используемого для вывода визуальной информации в целях информирования пассажиров, находящихся в салоне ТС;

-    модема передачи данных по беспроводным локальным сетям, указанным в [4];

-    модема передачи данных по беспроводным сетям, отличным от GSM/UMTS;

-    кнопки подачи «Сигнала бедствия» (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);

-    устройства отображения информации (дисплей) для водителя (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);

-    акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства).

7.11.2    Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.

7.11.3    В АСН должна быть обеспечена возможность определения автоматического срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры на борту ТС.

7.11.4    АСН должна обеспечивать немедленное формирование и передачу экстренного сигнала при нажатии кнопки подачи «Сигнала бедствия» и/или срабатывания датчика задымления и быстрого повышения температуры.

8 Требования к функциональным модулям и компонентам аппаратуры спутниковой навигации

8.1    Навигационный модуль

8.1.1    АСН должна определять текущее местоположение (широта, долгота, высота), направление и скорость движения ТС, привязанных к шкале времени UTC(SU) по сигналам ГНСС ГЛОНАСС стандартной точности в диапазоне частот L1.

8.1.2    В составе протоколов обмена данными навигационного приемника должен присутствовать протокол NMEA0183 [5].

8.1.3    АСН должна обеспечивать определение навигационных параметров в системах координат ПЗ-90 и WGS-84 с возможностью преобразования полученных значений из одной системы координат в другую.

8.1.4    Доверительные границы допускаемой инструментальной погрешности (по уровню вероятности Р = 0,95) определения координат в плане при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ), GPS

7

код (L1, код С/А) при скорости движения до 70 м/с и геометрическом факторе (GDOP) не более 4, не должны превышать по модулю 15 м.

8.1.5    Частота выдачи навигационных данных должна быть не менее 1 Гц.

8.1.6    Навигационный модуль должен обеспечивать выполнение первого навигационного определения с заданной точностью в течение:

-    для холодного старта — не более 60 с;

-    для горячего старта — не более 5 с;

-    для перезахвата — не более 3 с.

8.1.7    Чувствительность входящего в состав АСН навигационного модуля должна быть не менее:

-    при поиске (обнаружении) сигналов ГНСС — минус 163 дБВт;

-    при слежении за сигналами ГНСС и выдаче навигационного решения — минус 188 дБВт.

8.1.8    Навигационный модуль должен обеспечивать слежение за сигналами ГЛОНАСС и GPS при воздействии импульсных помех, формируемых в полосе частот принимаемых сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS, с параметрами, указанными в таблице 1, при уровне мощности полезного сигнала минус 161 дБВт (ГЛОНАСС) и минус 158 дБВт (GPS) соответственно.

Таблица 1 — Параметры импульсных помех

Наименование параметра

Значение

Пороговое значение помехи (пиковая мощность импульса), дБВт

Минус 10 дБВт

Длительность импульса, мс

21

Скважность

2:10

8.1.9    Навигационный модуль должен обеспечивать работу в режиме «только ГЛОНАСС» (в том числе принудительное переключение в этот режим) и соответствовать требованиям, указанным в 8.1.1—8.1.8.

8.1.10    В отношении безопасности применения антенна ГНСС (внешняя) должна соответствовать требованиям, указанным в [1] (пункт 113 приложения 10).

8.1.11    Требования к установке внешней антенны ГНСС на ТС указаны в разделе 16.

8.1.12    Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.1.10, проводят в соответствии с [6].

8.2 Коммуникационный модуль

8.2.1    Модем GSM/UMTS

8.2.1.1    Модем должен работать в диапазонах GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000, с поддержкой пакетной передачи данных и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой.

8.2.1.2    Модем GSM/UMTS должен удовлетворять требованиям, установленным в [7], [8], [9].

8.2.1.3    Испытания АСН на соответствие требованиям, указанным в 8.2.1.2, проводят в соответствии с ГОСТ Р 55533, раздел 6.

8.2.2 Персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента

8.2.2.1    SIM-карта абонента должна обеспечивать регистрацию АСН в сетях подвижной связи стандартов GSM/UMTS.

8.2.2.2    SIM-карта абонента не должна запрашивать PIN-код при включении АСН.

8.2.2.3    На SIM-карте должен отсутствовать счетчик числа аутентификации в сети подвижной связи стандартов GSM/UMTS.

8.2.3    Антенна для коммуникационного модуля GSM/UMTS

8.2.3.1    АСН должна оснащаться внешней или внутренней антенной для коммуникационного модуля GSM/UMTS, обеспечивающей необходимое качество подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS в рабочем положении ТС.

Примечание — Вид конструктивного исполнения антенны коммуникационного модуля GSM/UMTS (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.

8.2.3.2    В отношении безопасности применения антенна для коммуникационного модуля GSM/ UMTS (внешняя) должна соответствовать требованиям, указанным в [1] (пункт 113 приложения 10).

8

ГОСТ Р 56360-2015

8.2.3.3    Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 8.2.3.2, проводят согласно [10].

8.3    Модуль средства криптографической защиты информации

8.3.1    Модуль СКЗИ должен обеспечивать реализацию криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в АСН и подлежащей защите в соответствии с [11].

Примечание — К использованию в составе АСН рекомендованы модули СКЗИ, разработку и производство которых производят в соответствии с [12].

8.3.2    Реализованные в модуле СКЗИ криптографические алгоритмы должны соответствовать требованиям ГОСТ 28147, ГОСТ Р 34.10, ГОСТ Р 34.11.

8.3.3    Аутентификация образца АСН должна обеспечиваться на основании уникального криптографического ключа (ключевого документа), соответствующего заданному образцу АСН.

Модуль СКЗИ должен обеспечивать хранение криптографических ключей (ключевых документов) и выполнять криптографические преобразования в защищенной от вскрытия среде с изоляцией криптографического ключа.

8.4 Модуль интерфейса пользователя

8.4.1    Модуль интерфейса пользователя предназначен для обеспечения взаимодействия между АСН и водителем ТС и включает следующие элементы:

-    устройство отображения информации (дисплей) для водителя;

-    кнопка подачи «Сигнала бедствия»;

-    индикатор(ы) состояния АСН;

-    органы управления АСН.

8.4.2    Дисплей для водителя может быть встроенным в АСН или подключаться к аппаратуре как отдельное устройство.

Примечание — Вид конструктивного исполнения дисплея (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН.

8.4.3    Кнопка подачи «Сигнала бедствия» предназначена для подачи экстренного сигнала по сетям подвижной радиотелефонной связи в диспетчерский центр.

8.4.4    Кнопка подачи «Сигнала бедствия» может быть встроенной в корпус АСН (модуль интерфейса пользователя) или размещаться отдельно и находится в зоне досягаемости с рабочего места водителя без изменения положения тела.

Примечание — Вид конструктивного исполнения кнопки подачи «Сигнала бедствия» (встроенная или внешняя) определяет изготовитель АСН.

8.4.5    Кнопка подачи «Сигнала бедствия» должна быть защищена от непреднамеренного нажатия.

Примечание — Конкретный способ защиты кнопки подачи «Сигнала бедствия» от непреднамеренного нажатия определяет изготовитель АСН.

8.4.6    Индикаторы состояния должны отображать следующие функциональные состояния АСН:

-    подключение бортового питания;

-    работа модуля ГНСС;

-    нахождение АСН в сети подвижной радиотелефонной связи;

-    прием (передача) данных по сети подвижной радиотелефонной связи (спутниковой связи — при оборудовании ТС средствами спутниковой связи);

-    факт нажатия кнопки подачи «Сигнала бедствия».

8.5 Модуль интерфейсов подключения оборудования

8.5.1 Модуль интерфейсов подключения оборудования предназначен для обеспечения подключения компонентов АСН (в случае их внешнего конструктивного исполнения) и дополнительного бортового оборудования.

9

8.5.2 Требования к интерфейсам для обмена данными с подключаемым дополнительным бортовым оборудованием указаны в разделе 9.

8.6    Внутренняя энергонезависимая память

8.6.1    АСН должна иметь внутреннюю энергонезависимую память для хранения сообщений, которые не удалось передать по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS 900/2000 (например, ввиду отсутствия покрытия сети).

8.6.2    Объем внутренней энергонезависимой памяти должен обеспечивать возможность хранения не менее 150000 последовательно зарегистрированных наборов данных, включающих мониторинговую информацию.

Запись информации в энергонезависимую память АСН, выгрузка сохраненной информации из нее и передача по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS должны быть произведены в порядке FIFO.

8.6.3    В АСН должна быть реализована возможность считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти. Интерфейс обмена данными для считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой памяти АСН определяет изготовитель аппаратуры.

8.6.4    Изготовитель АСН должен обеспечить необходимую степень защиты реализованного в АСН механизма для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АСН от несанкционированного использования.

8.7    Резервный источник питания

8.7.1    Резервный источник питания (аккумуляторная батарея) при отсутствии питания от бортовой электрической сети должен обеспечивать возможность непрерывной автономной работы АСН в течение не менее 4 ч в режиме передачи данных по каналу GSM/UMTS с периодичностью один раз в минуту и 15 мин работы в режиме голосовой связи (в случае использования в АСН встроенного дисплея время автономной работы должно составлять не менее 1 ч).

8.7.2    Должна быть обеспечена возможность контроля уровня заряда резервного источника питания (аккумуляторной батареи).

8.7.3    Срок службы аккумуляторной батареи должен быть определен производителем АСН и составлять не менее одного года.

8.8    Акселерометр

8.8.1    Акселерометр должен обеспечивать определение значений ускорения по направлениям трех осей ТС (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени.

8.8.2    Ускорение ТС должно определяться с погрешностью не более 10 % в диапазонах:

-    от минус 24 g до плюс 24 g по направлению продольной оси;

-    от минус 8 g до плюс 8 g по направлению поперечной и вертикальной осей.

8.9    Соединительные кабели

8.9.1    Жгуты проводов для присоединения АСН со стороны ТС, коммутации компонентов АСН к основному блоку аппаратуры, подключения к исполнительным устройствам и датчикам должны быть оснащены электрическими соединителями, имеющими защиту от самопроизвольного разъединения.

8.9.2    Технические требования к жгутам проводов — по ГОСТ 23544.

8.9.3    Контакты в электрических соединителях кабелей и жгутов со стороны ТС, используемых для присоединения АСН к ТС в процессе сочленения и в сочлененном состоянии, должны быть защищены от взаимного замыкания.

9 Требования к интерфейсам передачи данных

9.1    Для обмена данными с подключаемым оборудованием в АСН должны быть реализованы следующие интерфейсы: RS-232, RS-485, CAN и USB.

9.2    АСН должна иметь не менее двух дискретных и двух аналоговых входов.

9.3    Обмен данными АСН с НИС (аппаратно-программными комплексами) осуществляется с использованием протокола, общие требования к которому приведены в приложении А.

9.4    Спецификация протокола передачи мониторинговой информации приведена в приложении Б.

ГОСТ P 56360—2015

9.5 Спецификация протокола уровня поддержки услуг и спецификация сервисов предоставления услуг приведена в приложении В.

10    Требования к электропитанию

10.1    АСН должна подключаться к бортовой системе питания ТС с номинальным напряжением 12 или 24 В.

10.2    АСН должна:

-    сохранять работоспособность при изменении рабочего напряжения питаний (среднего значения) от минус 15 % до плюс 15 % от номинального значения;

-    иметь защиту от обратной полярности напряжения;

-    обеспечивать защиту по току (предохранитель);

-    автоматически включаться при подаче бортового питания;

-    корректно выключаться через 1 мин с момента отключения бортового питания, если в ее настройках не предусмотрена дальнейшая работа от аккумуляторной батареи.

В АСН должна быть предусмотрена диагностика заряда аккумуляторной батареи.

11    Требования электробезопасности

11.1    Сопротивление изоляции между электрическими цепями, указанными в технических условиях на АСН, должно быть не менее:

-    20 МОм для нормальных условий применения;

-10 МОм при температуре 25 °С и относительной влажности воздуха до 80 %.

11.2    Электропроводка для подключения АСН к бортовой сети ТС и резервному источнику питания (аккумуляторной батарее) должна быть надежно закреплена и проложена таким образом, чтобы провода были хорошо защищены от механических и термических воздействий.

11.3    Питающие провода АСН должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, находящимся настолько близко к источнику энергии, насколько это практически возможно. Диаметр проводов должен быть достаточно большим во избежание их перегрева. Провода должны быть хорошо изолированы. Если используют однополюсный переключатель, то он должен находиться на питающем проводе, а не на заземляющем.

12    Требования к электромагнитной совместимости

12.1    АСН при применении по назначению не должна создавать недопустимых электромагнитных помех (излучаемых и наведенных) другим техническим средствам (устройствам), установленным на ТС. АСН должна обладать достаточной устойчивостью к электромагнитным помехам (излучаемым и наведенным), обеспечивающей функционирование АСН в заданной электромагнитной обстановке.

12.2    В отношении помехоэмиссии (создаваемых АСН помех) установлены требования к следующим видам помех (излучаемых и наведенных АСН):

-    электромагнитные помехи, создаваемые АСН в диапазоне частот от 30 до 1000 МГц;

-    кондуктивные помехи по цепям питания.

12.3    АСН должна быть устойчивой к воздействию следующих видов электромагнитных помех:

-    кондуктивные помехи по цепям питания;

-    кондуктивные помехи от емкостных и индуктивных соединений в сигнальных бортовых цепях;

-    помехи, обусловленные электромагнитным излучением в полосе частот от 20 до 2000 МГц;

-    электростатический разряд.

12.4    Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, указанных в 12.2, создаваемых АСН, а также методы испытаний АСН на соответствие этим требованиям установлены в [6].

12.5    Требования по устойчивости АСН к электромагнитным помехам, указанным в перечислениях а) и в) 12.3, а также методы испытаний АСН на соответствие этим требованиям установлены в [6].

12.6    АСН должна соответствовать требованиям ГОСТ 29157 по устойчивости к помехам от емкостных и индуктивных соединений в сигнальных бортовых цепях. Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию приведены в таблице 2.

11

Таблица 2 — Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию

Испытательный

импульс

Число применяемых импульсов/ продолжительность испытаний

Степень жесткости воздействия

Требуемое функциональное состояние по ГОСТ 28751

1

5000 имп.

IV

А

2

5000 имп.

IV

А

За, ЗЬ

1 ч

IV

С

12.7    Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 12.6, проводят по ГОСТ 29157, раздел 2.

12.8    АСН по устойчивости к электростатическому разряду на элементы корпусов компонентов АСН, органы управления и электрические соединители должна удовлетворять требованиям ГОСТ 30378. Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Параметры испытательных импульсов и требования к функциональному состоянию

Вид разряда

Напряжение разряда, кВ

Число разрядов

Требуемое функциональное состояние по ГОСТ 28751

Контактный

±8

3

С

Воздушный

±15

3

С

12.9 Испытания АСН на соответствие требованиям, установленным в 12.6, проводят по ГОСТ 30378, раздел 5.

13    Требования по стойкости к внешним воздействиям

13.1    Требования по стойкости к климатическим воздействиям

13.1.1    По условиям эксплуатации АСН относится к группе В4 по 4.1 ГОСТ 16019 при степени жесткости 1.

13.1.2    Степень защиты основного блока АСН от проникновения пыли и влаги должна быть не ниже IP 51 по ГОСТ 14254.

Степень защиты от проникновения пыли и влаги компонентов АСН, указанных в 6.1 и исполненных в виде внешних устройств, подключаемых к основному блоку аппаратуры и располагаемых в кабине ТС, должна быть не ниже IP 40 по ГОСТ 14254.

Степень защиты компонентов АСН от проникновения пыли и влаги, исполненных в виде внешних устройств, подключаемых к основному блоку аппаратуры и располагаемых вне кабины (салона) ТС, должна быть не ниже IP 64 по ГОСТ 14254.

13.1.3    Испытания АСН на соответствие требованиям по стойкости аппаратуры к климатическим воздействиям проводят в соответствии с ГОСТ Р 56363.

13.2 Требования по стойкости к механическим воздействиям

13.2.1    АСН в эксплуатационных условиях должна обеспечивать стойкость к механическим воздействиям, характеристики которых установлены для группы В4 по ГОСТ 16019.

13.2.2    Испытания АСН на соответствие требованиям к механическим воздействиям проводят в соответствии с ГОСТ Р 56363.

14    Конструктивные требования

14.1    Конструкция АСН должна обеспечивать установку аппаратуры в ТС без разбора корпусов основного оборудования АСН и иметь элементы крепления для возможности монтажа в ТС.

14.2    В конструкции АСН должна быть предусмотрена возможность опломбирования аппаратной части аппаратуры.

12

ГОСТ Р 56360-2015

15    Требования к надежности

15.1    АСН должна соответствовать требованиям надежности, установленным в ГОСТ Р 50905.

15.2    АСН должна обеспечивать возможность круглосуточного режима работы.

15.3    Время наработки на отказ АСН должно быть не менее 10000 ч; гарантийный срок эксплуатации АСН — не менее трех лет; срок службы АСН — не менее семи лет (кроме аккумуляторной батареи).

16    Требования к установке аппаратуры спутниковой навигации

16.1    АСН должны устанавливать в кабине водителя в зоне досягаемости с рабочего места водителя без изменения положения тела.

16.2    АСН, установленная на ТС, не должна ухудшать обзор водителю и препятствовать выполнению водителем действий по управлению ТС.

16.3    Если АСН укомплектована внешней антенной ГНСС и/или внешней антенной GSM/UMTS, то необходимые кабели от места установки антенн до места их подключения к АСН должны быть проложены таким образом, чтобы они были надежно закреплены и хорошо защищены от механических и термических воздействий.

16.4    Внешние антенны не должны экранироваться металлическими или металлосодержащими конструкциями или материалами, ослабляющими чувствительность приема внешних антенн.

16.5    Для защиты от климатических и механических воздействий антенны могут размещать под обтекателем (кожухом или фонарем) из радиопрозрачного материала.

16.6    Конструкция и размещение компонентов АСН и других устройств, подключаемых к АСН, не должны нарушать требований к травмобезопасности внутреннего оборудования ТС в соответствии с [1].

17    Требования по эргономике и технической эстетике

17.1    Для АСН, устанавливаемой на ТС на предприятии — изготовителе ТС, требования по эргономике и технической эстетике определены изготовителем ТС.

17.2    При монтаже АСН вне предприятия — изготовителя ТС требования по эргономике и технической эстетике определяет изготовитель АСН.

18    Требования по безопасности и экологической чистоте

18.1    АСН должна соответствовать требованиям безопасности, установленным в ГОСТ Р 51321.1, подраздел 7.4.

18.2    АСН не должна:

-    содержать элементы и материалы, опасные для обслуживающего персонала;

-    в процессе работы производить эмиссию опасного электромагнитного излучения.

18.3    При изготовлении АСН не допускается применение легковоспламеняющихся материалов, выделяющих вредные вещества при горении. Применяемые при изготовлении АСН материалы должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности по ГОСТ 12.1.044.

18.4    При повреждении или разрушении корпуса аккумуляторной батареи, а также коротком замыкании контактов аккумуляторной батареи или неисправности в цепи заряда аккумуляторной батареи, используемой в качестве резервного источника питания, она не должна выделять тепловую энергию, достаточную для возгорания окружающих веществ и предметов, а также дым, пары и аэрозоли, содержащие вещества, вредные для здоровья человека.

19    Требования к маркировке

19.1    Маркировка АСН в соответствии с ГОСТ 14192 должна быть четко видимой и соответствовать требованиям конструкторской документации АСН в части состава, места и способа нанесения.

19.2    Маркировка АСН должна содержать:

-    товарный знак или название предприятия-изготовителя;

-    название изделия;

13

ГОСТ P 56360—2015

-    обозначение;

-    заводской номер предприятия-изготовителя;

-    год изготовления;

-    клеймо приемки для типа оборудования;

-    маркировку соединителей;

-    знак обращения на рынке;

-    наименование страны — изготовителя АСН.

Маркировка должна быть нанесена в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.

20 Требования к упаковке, транспортированию и хранению

20.1 Упаковка, транспортирование и хранение изделий должны соответствовать ГОСТ 9181.

14

ГОСТ P 56360—2015

Приложение А (обязательное)

Спецификация протокола транспортного уровня

А.1 Введение

А. 1.1 Обмен данными между АСН, системами и аппаратно-программными комплексами осуществляется при помощи сетей подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM.

А. 1.2 Сетевая модель OSI имеет следующие уровни: физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представления данных и приложений. Для передачи данных между АСН, системами и аппаратно-программными комплексами используют следующие протоколы: транспортный уровень — протокол TCP, сетевой уровень — протокол IP. Соответствие уровней сетевой модели OSI, стека протоколов TCP/IP и протоколов системы представлено в таблице А. 1.

Таблица А.1 — Соответствие уровней сетевой модели OSI, стека протоколов TCP/IP и протоколов системы

Модель OSI

Стек протоколов TCP/IP

Протоколы TCP/IP

Протоколы системы

Номер

уровня

Название уровня

Номер

уровня

Название уровня

7

Приложений

4

Приложений

FTP, HTTP, POP3, IMAP, telnet, SMTP, DNS, TFTP

Уровень поддержки услуг

6

Представления данных

5

Сеансовый

Транспортный уровень

4

Транспортный

3

Транспортный

TCP, UDP

TCP

3

Сетевой

2

Межсетевой

IP

IP

2

Канальный

1

Доступ к сети

1

Физический

А. 1.3 Общая длина пакета протокола транспортного уровня не превышает значения 65535 байт.

А.2 Протокол транспортного уровня

А.2.1 Обеспечение маршрутизации

В качестве адресов маршрутизации используют идентификаторы аппаратно-программных комплексов, которые уникальны в рамках одной сети.

А.2.2 Механизм проверки целостности данных

Для части пакета транспортного уровня использован алгоритм вычисления циклического избыточного кода

CRC-8.

Для части пакета уровня поддержки услуг использован алгоритм вычисления циклического избыточного кода

CRC-16.

А.2.3 Обеспечение надежности доставки

Отправляющая сторона после передачи пакета ожидает на него подтверждение в виде пакета определенного типа, содержащего идентификатор ранее переданного пакета и код результата его обработки на принимающей стороне. Ожидание составляет определенный промежуток времени, зависящий от типа используемого протокола транспортного уровня (значение данного параметра TL_RESPONSE_TO указано в таблице А.13).

После получения подтверждения отправляющая сторона производит анализ кода результата. Коды результатов обработки регламентированы протоколом и представлены в таблице А.14. Пакет считается недоставленным в том случае, если подтверждение не приходит по истечении времени TL_RESPONSE_TO. Недоставленные пакеты отправляют повторно (число попыток отправки регламентировано протоколом. В таблице А.13 указано значение данного параметра — TL_RESEND_ATTEMPTS). По достижении предельного числа попыток отправки канал передачи данных признают ненадежным и уничтожают установленную сессию (разрыв соединения в случае использования протокола TCP/IP в качестве транспортного протокола) и выполняют попытку создания новой сессии (соединения) через время, определяемое параметром TL_RECONNECT_TO (см. таблицу А.13).

А.З Построение систем и аппаратно-программных комплексов на основе протокола транспортного

уровня

А.3.1 Все сервисы в рамках одного аппаратно-программного комплекса соединяются с диспетчером (часть аппаратно-программного комплекса, выполняющая функции координации межсистемного взаимодействия и маршрутизации) и не имеют непосредственных связей между собой.

15

А.3.2 АСН также осуществляет взаимодействие с сервисами аппаратно-программного комплекса через компонент «диспетчер». При этом он идентифицируется по специальным пакетам, содержащим уникальный номер АСН UNITJD, назначаемый ему при регистрации в сети, а также другие учетные данные и информацию о состоянии модулей и блоков АСН.

А.3.3 Протоколом транспортного уровня (далее — протокол) зарезервирован диапазон номеров типов сервисов до 63. Пользовательские сервисы имеют типы с номерами, начиная с 64.

А.4 Описание типов данных

А.4.1 Протоколом определены и использованы несколько различных типов данных полей и параметров, указанных в таблице А.2.

Таблица А.2 — Типы данных протокола

Тип данных

Размер, байт

Диапазон значений

Описание

BOOLEAN

1

TRUE = 1, FALSE = 0

Логический тип, принимающий только два значения TRUE или FALSE

BYTE

1

0 ... 255

Целое число без знака

USHORT

2

0 ... 65535

Целое число без знака

UINT

4

0 ... 4294967295

Целое число без знака

ULONG

8

0... 18446744073709551615

Целое число без знака

SHORT

2

-32768 ... +32767

Целое число со знаком

INT

4

-2147483648...

+2147483647

Целое число со знаком

FLOAT

4

+/- 1.2 Е — 38 ... 3.4 Е + 38

Дробное число со знаком

DOUBLE

8

+/-2.2 Е —308 ... 1.7 Е + 308

Дробное число со знаком

STRING

Переменный. Размер определен внешними параметрами или применением специального символа-терминатора (код 0x00)

Содержит последовательность печатных символов в кодировке по умолчанию СР-1251

BINARY

Переменный. Размер определен внешними параметрами

Содержит последовательность данных типа BYTE

ARRAY OF TYPE

Переменный. Размер определен внешними параметрами

Содержит последовательность одного из вышеуказанных типов (TYPE), кроме BINARY. Экземпляры типов идут последовательно один за другим

А.4.2 Многобайтовые типы данных USHORT, UINT, ULONG, FLOAT и DOUBLE используют порядок следования байт little — endian (младший байт вперед). Байты, составляющие последовательность в типах STRING и BINARY, интерпретируются как есть, т. е. обрабатываются в порядке их поступления.

А.4.3 Определены следующие типы полей и параметров:

-    М (Mandatory) — обязательный параметр;

-    О (Optional) — необязательный параметр.

А.5 Структуры данных

А.5.1 Состав пакета протокола представлен на рисунке А.1.

Заголовок протокола

Данные уровня

Контрольная сумма данных

транспортного уровня

поддержки услуг

уровня поддержки услуг

Рисунок А. 1 — Состав пакета протокола транспортного уровня

ГОСТ P 56360—2015

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения и сокращения............................................................4

5    Общие положения....................................................................4

6    Состав аппаратуры спутниковой навигации...............................................5

7    Общие требования к аппаратуре спутниковой навигации....................................6

8    Требования к функциональным модулям и компонентам аппаратуры спутниковой навигации......7

9    Требования к интерфейсам передачи данных............................................10

10    Требования к электропитанию........................................................11

11    Требования электробезопасности.....................................................11

12    Требования к электромагнитной совместимости.........................................11

13    Требования по стойкости к внешним воздействиям.......................................12

14    Конструктивные требования..........................................................12

15    Требования к надежности............................................................13

16    Требования к установке аппаратуры спутниковой навигации...............................13

17    Требования по эргономике и технической эстетике.......................................13

18    Требования по безопасности и экологической чистоте....................................13

19    Требования к маркировке............................................................13

20    Требования к упаковке, транспортированию и хранению..................................14

Приложение А (обязательное) Спецификация протокола транспортного уровня..................15

Приложение Б (обязательное) Спецификация протокола передачи мониторинговой информации. . .28 Приложение В (обязательное) Спецификация протокола уровня поддержки услуг и спецификация

сервисов предоставления услуг.............................................43

Библиография........................................................................68

ГОСТ Р 56360-2015

А.5.2 Пакет данных протокола состоит из заголовка, поля данных уровня поддержки услуг, а также поля контрольной суммы данных уровня поддержки услуг.

А.5.3 Общая длина пакета протокола не превышает значения 65535 байт, что соответствует максимальному значению параметра Window Size (максимальный размер целого пакета, принимаемый на стороне приемника) заголовка протокола TCP. В таблице А.З указан состав пакета протокола.

Таблица А.З — Состав пакета протокола транспортного уровня

Бит 7 Бит 6

Бит 5

Бит 4 Бит 3

Бит 2

Бит 1 Бит 0

Тип

Тип

данных

Размер,

байт

PRV (Protocol Version)

M

BYTE

1

SKID (Security Key ID)

М

BYTE

1

PRF (Prefix)

RTE

ENA

CMP

PR

м

BYTE

1

HL (Header Length)

м

BYTE

1

HE (Header Encoding)

м

BYTE

1

FDL (Frame Data Length)

м

USHORT

2

PID (Packet Identifier)

м

USHORT

2

PT (Packet Type)

м

BYTE

1

PRA (Peer Address)

о

USHORT

2

RCA (Recipient Address)

о

USHORT

2

TTL (Time To Live)

0

BYTE

1

HCS (Header Check Sum)

м

BYTE

1

SFRD (Services Frame Data)

0

BINARY

0 ... 65517

SFRCS (Services Frame Data Check Sum)

0

USHORT

0,2

А.5.4 Заголовок протокола состоит из следующих полей: PRV, PRF, PR, CMP, ENA, RTE, HL, HE, FDL, PID, PT, PRA, RCA, TTL, HCS. Протокол уровня поддержки услуг представлен полем SFRD, контрольная сумма поля уровня поддержки услуг — в поле SFRCS.

А.5.5 Параметр PRV содержит значение 0x01. Значение данного параметра инкрементируется каждый раз при внесении изменений в структуру заголовка.

А.5.6 Параметр SKID определяет идентификатор ключа, используемого при шифровании.

А.5.7 Параметр PRF определяет префикс заголовка протокола и содержит значение 00.

А.5.8 Поле RTE (Route) определяет необходимость дальнейшей маршрутизации данного пакета на удаленный аппаратно-программный комплекс, а также наличие опциональных параметров PRA, RCA, TTL, необходимых для маршрутизации данного пакета. Если поле имеет значение 1, то необходима маршрутизация, и поля PRA, RCA, TTL присутствуют в пакете. Данное поле устанавливает диспетчер того аппаратно-программного комплекса, на котором сгенерирован пакет, или АСН, сгенерировавшая пакет для отправки на аппаратно-программный комплекс, в случае установки в нем параметра «HOME_DISPATCHER_ID», определяющего адрес аппаратно-программного комплекса, на котором данная АСН зарегистрирована.

А.5.9 Поле ENA (Encryption Algorithm) определяет код алгоритма, используемый для шифрования данных из поля SFRD. Если поле имеет значение 00, то данные в поле SFRD не шифруют.

А.5.10 Поле CMP (Compressed) определяет, используется ли сжатие данных из поля SFRD. Если поле имеет значение 1, то данные в поле SFRD считаются сжатыми.

А.5.11 Поле PR (Priority) определяет приоритет маршрутизации данного пакета и может принимать следующие значения:

-    00 — наивысший;

-    01 — высокий;

17

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств».

Установленные в стандарте общие технические требования к аппаратуре спутниковой навигации для оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, необходимы для обеспечения унификации и совместимости аппаратных и программных средств, функционирующих в рамках автоматизированных систем управления (диспетчеризации), мониторинга и контроля в сфере наземного автомобильного транспорта, создаваемых на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем.

Настоящий стандарт может быть использован для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в части оснащения аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ М, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ

Общие технические требования

Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment to equip wheeled vehicles of category M used for commercial transportations of passengers. General technical requirements

Дата введения — 2015—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения колесных транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и устанавливает общие технические требования к указанной аппаратуре.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589—84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрыво-опасность веществ и материалов. Наименование показателей и методы их определения

ГОСТ 9181-74 Приборы электроизмерительные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия

ГОСТ 28147-89 Система обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондук-тивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний ГОСТ 30378-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 34.10-2012 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электромагнитной цифровой подписи

ГОСТ Р 34.11-2012 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования

ГОСТ Р 50905-96 Автотранспортные средства. Электронное оснащение. Общие технические требования

Издание официальное

ГОСТ Р 51321.1-2007(МЭК 60439-1:2004) Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства, испытанные полностью или частично. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

ГОСТ Р 55533-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний модулей беспроводной связи автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

ГОСТ Р 56363-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям к электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на объект навигации для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения, поправки показаний часов по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным объектовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

3.2

глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 1]

3.3

коммерческие перевозки: Перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

[Технический регламент ТР ТС 018/2011 [1]]

3.4

координатно-временная информация: Информация о пространственно-временном состоянии одного объекта навигации или группы объектов навигации.

[ГОСТ Р 55524-2013, статья 3]


ГОСТ P 56360—2015

3.5

мониторинговая информация навигационно-информационной системы: Координатно-временная и телеметрическая информация, передаваемая от объектов навигации в навигационно-информационные центры.

Примечание — Разновидностью мониторинговой информации навигационно-информационной системы является мониторинговая информация в системах диспетчерского управления по ГОСТ Р 54024.

[ГОСТ Р 55524-2013, статья 7]

3.6

навигационно-информационная система; НИС: Автоматизированная система, основанная на реализации метода спутниковой радионавигации и предназначенная для проведения навигационных определений, передачи от объектов навигации мониторинговой информации и формирования на ее основе системной навигационной информации, предоставляемой потребителям в требуемом виде и с требуемой оперативностью.

[ГОСТ Р 55524-2013, статья 12]

навигационная информация: Сведения, прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов потребителя.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья А.4]


3.7

3.8    навигационный модуль ГНСС: Комплекс программно-аппаратных средств аппаратуры спутниковой навигации, предназначенный для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.

3.9

навигационный сигнал ГНСС: Радиосигнал, излучаемый навигационным космическим аппаратом ГНСС, несущий информацию о показаниях его часов, навигационное сообщение и предназначенный для потребителей ГНСС.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 6]

3.10    пространственно-временное состояние транспортного средства: Состояние транспортного средства, характеризующееся вектором состояния — упорядоченной совокупностью пространственных координат, временных поправок шкалы времени объекта навигации относительно системной шкалы и составляющих вектора скорости транспортного средства.

3.11    телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и обстановки в нем и/или вокруг него, передаваемых с контролируемого транспортного средства в НИС.

Примечание — Состав данных определяется в зависимости от категории транспортного средства и функций, выполняемых аппаратурой в рамках НИС.

3.12    холодный старт АСН: Выполнение первого навигационного определения при отсутствии исходных данных.

3.13    горячий старт АСН: Выполнение первого навигационного определения при наличии исходных данных и эфемеридной информации.

3.14    перезахват: Повторный захват сопровождаемого объекта при срыве сопровождения на время не более 60 с.

3.15    голосовая гарнитура: Устройство, предназначенное для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером по сетям подвижной радиотелефонной связи посредством использования GSM/UMTS-модема, входящего в состав АСН.

3

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ПЗ-90

ПО

СКЗИ

СТ

ТС

С/А

CAN

FIFO

ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

—    государственная геоцентрическая система координат «Параметры земли 1990 года»;

—    программное обеспечение;

—    средства криптографической защиты информации;

—    стандартная точность;

—    транспортное средство;

—    открытый код доступа;

—    Controller Area Network (сеть контроллеров, организованная в систему на основе последовательной шины; в соответствии с [2]);

GPRS

GPS

GSM

NMEA0183 OS I

PIN

RS-232

RS-485

SIM

SMS

—    First in — First out (порядок получения и выдачи данных по принципу «первым пришел — первым обслуживается»: блок данных, полученный первым, первым обрабаты-вается/обслуживается/передается дальше на обработку);

—    General Packet Radio Service (пакетная радиосвязь общего пользования);

—    Global Positioning System (глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки);

—    Global System for Mobile communications (глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи);

—    текстовый протокол обмена данными с навигационным оборудованием;

—    Open Systems Interconnection (базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем);

—    код авторизации использования SIM-карты;

—    стандарт, описывающий интерфейс для последовательной передачи данных, поддерживающий асинхронную связь;

—    стандарт передачи данных по двухпроводному полудуплексному многоточечному последовательному симметричному каналу связи;

—    Subscriber Identity Module (персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента, SIM-карта);

TCP/IP

UMTS

USB

USIM

—    Short Messaging Service (служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи;

—    набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет;

—    Universal Mobile Telecommunications System (универсальная система подвижной связи);

—    Universal Serial Bus (универсальная последовательная проводная шина);

—    Universal Subscriber Identity Module — расширенный стандарт SIM-карты, принятый в рамках UMTS;

WGS-84 — всемирная геодезическая система координат 1984 г.

5 Общие положения

5.1    Требования к АСН применяют в зависимости от категории ТС, для оснащения которых она предназначена, а также от функций, выполняемых АСН в рамках НИС.

5.2    В соответствии с [1] установлены следующие категории ТС:

а) Категория М — ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:

1)    автомобили легковые, в том числе:

-    категория М1 —ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения,

2)    автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские ТС и их шасси, в том числе:

-    категория М2 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;

4

ГОСТ P 56360—2015

-    категория М3 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

5.3    АСН, предназначенную для оснащения колесных ТС категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, классифицируют следующим образом:

-    АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категории М1;

-    АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категорий М2 и М3.

5.4    АСН, предназначенная для оснащения колесных ТС категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации в порядке, предусмотренном [1], раздел V.

Примечание — При применении АСН в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений она подлежит процедуре утверждения типа средств измерения в соответствии с [3].

5.5    Состав АСН указан в разделе 6.

5.6    В целях повышения уровня безопасности и эффективности перевозок к АСН может быть подключено дополнительное бортовое оборудование.

5.7    Состав и требуемые характеристики дополнительного бортового оборудования, подключаемого к АСН, устанавливаются заказчиком или изготовителем в зависимости от назначения ТС и НИС, в рамках которых планируется использовать АСН.

5.8    Общие требования к АСН, обеспечивающие применение дополнительного бортового оборудования, указаны в разделе 7.

6 Состав аппаратуры спутниковой навигации

6.1    АСН должна включать следующие основные функциональные модули и компоненты:

а)    навигационный модуль (включая приемник сигналов и антенну ГНСС);

б)    коммуникационный модуль, включающий:

-    модем GSM/UMTS со слотом для установки в него персональной универсальной многопрофильной идентификационной картой абонента.

Примечание — Число слотов для установки SIM(USIM)-KapT может быть более одного,

-    персональную универсальную многопрофильную идентификационную карту абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900/1800 и UMTS 900/2000 [SIM(USIM)-KapTa],

Примечание — SIM(USIM)-KapTa может не входить в комплект поставки АСН,

-    антенну GSM/UMTS;

в)    модуль СКЗИ — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.

Примечание — Необходимость включения модуля СКЗИ в состав АСН определяет заказчик или изготовитель в зависимости от назначения ТС и НИС, в рамках которых планируется использовать АСН;

г)    модуль интерфейса пользователя, включающий:

-    устройство отображения информации (дисплей) для водителя,

-    кнопку подачи «Сигнала бедствия» и (или) кнопку вызова диспетчера,

-    индикатор(ы) состояния АСН,

-    органы управления АСН;

д)    модуль интерфейсов подключения оборудования;

е)    внутреннюю энергонезависимую память;

ж)    резервный источник питания (аккумуляторная батарея);

и) акселерометр.

Примечание — Вид конструктивного исполнения устройства отображения информации (дисплей) для водителя, кнопки подачи «Сигнала бедствия» и (или) кнопки вызова диспетчера, резервного источника питания и акселерометра (встроенный или внешний) определяет изготовитель АСН. В случае внешнего конструктивного исполнения этих устройств АСН должна в обязательном порядке обеспечивать их подключение.

6.2    Требования к функциональным модулям и компонентам АСН указаны в разделе 8.

5

7 Общие требования к аппаратуре спутниковой навигации

7.1    АСН должна определять пространственно-временное состояние ТС по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS).

7.2    АСН должна обеспечивать возможность передачи и приема информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM и UMTS посредством пакетной передачи данных или коротких текстовых сообщений.

7.3    АСН должна обеспечивать передачу следующей мониторинговой информации:

1)    идентификационного номера АСН;

2)    параметров пространственно-временного состояния ТС:

-    географической широты местоположения ТС,

-    географической долготы местоположения ТС,

-    высоты местоположения ТС,

-    скорости движения ТС,

-    путевого угла ТС,

-    времени и даты фиксации пространственно-временного состояния ТС;

3)    признака нажатия кнопки подачи «Сигнала бедствия» и (или) кнопки вызова диспетчера.

7.4    В случае подключения дополнительного бортового оборудования АСН должна обеспечивать включение в состав мониторинговой информации и передачу соответствующих данных от этого оборудования.

Примечание — Перечень информации от дополнительного бортового оборудования, включаемой в состав мониторинговой информации, в зависимости от функций, выполняемых АСН в рамках НИС, определяет заказчик или изготовитель АСН.

7.5    АСН должна обеспечивать возможность изменения периодичности передачи мониторинговой информации от 1 с до 24 ч.

7.6    При отсутствии возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи АСН должна обеспечивать автоматическое сохранение мониторинговой информации во внутренней энергонезависимой памяти АСН. Выгрузка сохраненной информации должна осуществляться автоматически сразу при возобновлении возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи.

7.7    По запросу АСН должна обеспечивать возможность осуществления голосовой связи по сетям подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM/UMTS.

Примечание — Для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером используется подключаемая к АСН голосовая гарнитура.

7.8    В АСН должна быть обеспечена возможность обновления информации, хранящейся на персональной универсальной многопрофильной идентификационной карте абонента, по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM/UMTS.

7.9    АСН должна обеспечивать возможность настройки и смены версий ПО путем:

1)    непосредственного подключения к ней (с использованием специального ПО);

2)    удаленного подключения по беспроводным сетям.

7.10    Требования к аппаратуре спутниковой навигации, устанавливаемой на транспортные

средства категории М1

7.10.1 АСН, устанавливаемая на ТС категории М1, кроме выполнения требований, указанных в 7.1—7.9, должна обеспечивать возможность подключения с целью управления, обработки и передачи (при необходимости) в диспетчерский центр информации дополнительного бортового оборудования:

-    таксометра;

-    видеорегистратора(ов);

-    голосовой гарнитуры;

-    устройства для принятия заказов от диспетчера;

-    кнопки подачи «Сигнала бедствия» (в случае ее конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);

-    устройства отображения информации (дисплей) для водителя — (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства);

-    акселерометра (в случае его конструктивного исполнения в виде отдельного устройства).

6