Купить ГОСТ Р 56273.2-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Предназначен для формирования структуры системы стратегического прогнозирования (SIS-системы) и управления SIS-системой, предназначенной для принятия решений в области планирования и внедрения инновационных процессов. В стандарте определены: - термины, относящиеся к стратегическому прогнозированию и системе управления стратегическим прогнозированием в частности; - ключевые задачи SIS-системы; - процессы SIS-системы (управление, внедрение и поддержание). В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы: - проверки достоверности информации и защиты данных; - принятия решений.
Идентичен (IDT) CEN CEN/TS 16555-2:2014
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Система стратегического прогнозирования
4.1 Общий процесс
4.2 Определение потребностей организации при стратегическом прогнозировании
4.3 Сбор информации
4.4 Анализ и оценка информации
5 Управление системой стратегического прогнозирования
5.1 Описание управления SIS-системой
5.2 Управление персоналом
5.3 Процесс управления системой стратегического прогнозирования
5.4 Осуществление стратегического прогнозирования
5.5 Ресурсы для поддержания системы стратегического прогнозирования
5.6 Защита и использование результатов
5.7 Управление информационными потоками
6 Оценка функционирования системы стратегического прогнозирования
7 Совершенствование системы стратегического прогнозирования
Приложение А (справочное) Заключение субподрядных договоров
Библиография
Дата введения | 01.06.2017 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
10.10.2016 | Утвержден | Росстандарт | 1347-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ООО НИИ Интерэкомс | ||
Издан | Стандартинформ | 2016 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
(Щ)
ГОСТР
56273.2-
2016/CEN/TS—
16555-2:2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент стратегического прогнозирования
(CEN/TS 16555-2:2014, ЮТ)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2016 |
ГОСТ Р 56273.2-2016/CENrrS 16555-2:2014
1 ПОДГОТОВЛЕН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Инте-рэкомс») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа. указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2016 г. № 1347-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу CEN/TS 16555-2:2014 «Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования» (CEN/TS 16555-2:2014 «Innovation Management. Part 2: Strategic intelligence management». IDT).
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)
©Стандартинформ. 2016
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р 56273.2-2016/CENfTS 16555-2:2014
- обеспечивать гармонизацию Sl-мероприятий во взаимодействии с ведущими сотрудниками и руководством;
- вместе с ведущими сотрудниками информировать руководство организации о результатах Sl-мероприятий;
- обеспечивать информирование о всех требованиях заинтересованных сторон;
- осуществлять контроль стратегической информации;
- обеспечивать доступность и организацию человеческих и технических средств, необходимых для информационной системы, поддерживающей реализацию Sl-мероприятий;
- оказывать содействие руководству организации и руководителю (руководителям) Sl-проекта в реализации и непрерывном контроле Sl-мероприятий (с точки зрения ресурсов);
- составлять финансовые планы и предоставлять соответствующие ресурсы:
- при необходимости оповещать руководство организации о любых конфликтах, недостатках и сложностях:
- повышать информированность и осведомленность сотрудников организации в части структуры используемой информационной системы;
- вместе с руководителями проекта и вспомогательными службами непрерывно контролировать изменения нормативной документации/технологий и готовить предложения о необходимости использования средств и инструментов для выполнения Sl-мероприятий;
- информировать руководство организации об эффективности работы данной информационной системы и ее использовании в Sl-системе;
- обеспечивать защиту и секретность информации.
5.2.4 Руководитель (руководители) Sl-проекта
В соответствии с целями, определенными руководством организации, в обязанности руководителя Sl-проекта входят:
- извлечение из информации только тех элементов, которые обладают наибольшей ценностью для принятия решений;
- определение стратегических решений, которые будут представляться на рассмотрение руководству организации:
- оценка влияния принимаемых решений (в части финансовых, технологических, трудовых ресурсов и т. д.). включая адаптацию к факторам, вносящим вклад в повышение добавленной стоимости организации;
- определение отклонений, которые позволяют постоянно корректировать решения в соответствии с изменениями в контексте;
- определение Sl-мероприятий. которые рассматриваются в рамках структуры основных целей и задач, должны быть реализованы и будут гарантировать их достижения;
- проведение работ в пределах своей компетенции (области деятельности) и разработка плана Sl-мероприятий;
- обеспечение гарантий того, что руководство организации при принятии решений принимает во внимание результаты Sl-мероприятий;
- посещение заседаний руководящего комитета, посвященных специальным вопросам;
- распределение ролей между участниками выполнения Sl-мероприятий;
- планирование работ по оценке и пересмотру результатов Sl-мероприятий. повышению эффек-тивности/результативности Sl-мероприятий в части компетенции руководителя (ей) проекта.
В зависимости от конкретной организации ее руководство должно назначить одного или нескольких руководителей Sl-проекта. отвечающих за различные рынки, мероприятия, технологические области. которые должны координировать свои работы.
5.3 Процесс управления системой стратегического прогнозирования
Любой Sl-проект или процесс необходимо регулярно контролировать руководителю (руководителям) этого проекта/процесса и. при необходимости, адаптировать или корректировать в зависимости от изменений таких факторов, как рынки, технологии, конкуренция. Для эффективного управления Sl-мероприятиями данный процесс должен быть внедрен в практику организации.
Руководство на всех уровнях организации должно регулярно анализировать результаты Sl-мероприятий. за которые они отвечают, и предлагать соответствующие меры.
7
Таблица 1 — Описание процесса SI-управления | ||||||||||||||||||||||||||||
|
5.4 Осуществление стратегического прогнозирования
5.4.1 Описание процесса реализации Sl-мероприятий
Процесс достижения и реализации результатов, связанных с Sl-мероприятиями, состоит из двух основных этапов:
- разработка план-графика Sl-мероприятий;
- постоянная корректировка план-графика Sl-мероприятий (при необходимости).
Таблица 2 — Описание процесса осуществления Sl-мероприятий | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
5.4.2 Разработка план-графика Sl-мероприятий |
Руководитель Sl-проекта должен по каждому пункту контролировать процесс разработки план-графика Sl-мероприятий. План-график Sl-мероприятий должен:
- представлять (содержать) основные факторы, в том числе контекст принятия решений, с которыми связано управление;
- определять итоговые результаты Sl-мероприятий (типы информации, подлежащей сбору, форму представления этих результатов, степень конфиденциальности документов, производительность, конечные сроки исполнения);
- определять источники информации (сеть уполномоченных экспертов, документальные источники). ограничения доступа (свободный доступ, доступность по идентификатору, платный доступ) и указы-
8
ГОСТ Р 56273.2-2016/CEN/TS 16555-2:2014
вать их приоритетность (первичный, вторичный или третичный источник информации), а также степень ее достоверности и т. п.;
- содержать описание средств, которые должны применяться для сбора, обработки, анализа и определения значимости информации;
- определять участников Sl-мероприятий и их роли в инициировании данных мероприятий;
- определять методы документирования и управления информацией и всеми вспомогательными службами, необходимыми для осуществления Sl-мероприятий (отделами информационных систем, логистическим, юридическим и другими отделами);
- оценивать трудоемкость и затраты, связанные с реализацией Sl-мероприятий. в том числе и в рамках работ по субподряду;
- определять правила проверки достоверности, распространения, использования (капитализации) и доступа к информации в соответствии с ограничениями, которые связаны с целью Sl-мероприятий.
Разработка план-графика Sl-мероприятий связана с:
- работой соответствующего менеджера ресурсов, с тем чтобы гарантировать, что все ресурсы, необходимые для завершения Sl-мероприятий, доступны, согласованы и утверждены руководством организации и всеми участниками Sl-проекта;
- оценкой корректности (согласованности) всех предпринятых Sl-мероприятий;
- участниками Sl-мероприятий. в частности сотрудниками, имеющими подтвержденные навыки в области информатизации и документирования;
- вспомогательными функциями, если они необходимы для осуществления Sl-мероприятий (например, выполняемые специалистами в области информационных систем, информационного менеджмента и документирования, информационной безопасности и логистики).
5.5 Ресурсы для поддержания системы стратегического прогнозирования
5.5.1 Профессионализм персонала
Организация должна гарантировать наличие у своих сотрудников профессионализма, необходимого для реализации Sl-мероприятий в части:
a) обработки и использования специализированных баз данных;
b) использования средств и ресурсов для поиска имеющейся в Интернете информации;
c) использования конкретных методов и инструментов поиска, анализа и обработки данных, информационных технологий;
d) проведения научно-технического анализа текстов на предмет показателей, темпов воздействия. показателей цитирования и других мер просмотра публикаций;
e) использования технологических систем классификации различных областей технологии;
f) возможности работы с информацией, предоставляемой базами данных, об интеллектуальной собственности, включая патенты, модели и т. д.. их правовой статус;
д) возможности анализа и управления технологиями, бизнес-средами и рынками;
h) технической компетентности рассматриваемых вопросов;
В некоторых случаях для решения конкретных задач организация может заключать договора с субподрядчиками (см. приложение А).
5.5.2 Инфраструктура и 1Т-ресурсы SIS-системы
Руководство организации (при участии менеджера ресурсов) должно обеспечивать для SIS-систе-мы соответствующую инфраструктуру. IT-ресурсы и их поддержание, что необходимо для надежного функционирования системы и достижения поставленных целей, т. е.:
a) инфраструктуру рабочего пространства:
1) включающую здания, рабочую область и связанные с ними вспомогательные службы.
b) ГГ-ресурсы. к которым относятся:
1) управление информационными системами;
2) управление активами, общими службами и логистикой.
Аппаратные средства и программное обеспечение должны иметь соответствующие лицензии и разрешения на их использование.
5.5.3 Финансовое планирование
Менеджеру ресурсов следует сформировать финансовый план для каждого Sl-мероприятия и каждой SIS-системы, который должен учитывать:
- персонал (с точки зрения как индивидуальных действий, так и координации Sl-мероприятий, ведения основной и поддерживающей деятельности);
9
- программное обеспечение, аппаратные средства, доступ к данным и заключение субподрядных договоров.
5.6 Защита и использование результатов
Организация должна выработать официальную политику, обеспечивающую надлежащее управление своими активами (как материальными, так и нематериальными/интеллектуальными), включая и информационные активы, а также их надлежащую защиту и использование.
Данная политика должна основываться на руководящих принципах, а именно на:
- методиках предварительного и полного раскрытия информации, в том числе путем распространения информации в электронном виде:
- стратегии и руководящих принципах защиты активов (например: юридической защиты прав интеллектуальной собственности, секретности, соглашений о конфиденциальности).
Примечание — Подробнее об этом см. СЕНЯС 16555-4.
5.7 Управление информационными потоками
Информационные потоки в SIS-системе должны встраиваться в существующую в организации информационную систему.
Руководство организации и руководители SI-проекта должны определить, как. в какой степени и на каком уровне различные информационные Sl-потоки должны объединяться и передаваться внутри организации, а также какая другая информация (в частности, от непосредственного и оперативного руководства) будет объединяться с этими потоками.
Организация должна определить потребность SIS-системы в соответствующих внешних связях. При этом следует принимать во внимание такие аспекты, как:
- содержание передаваемой информации:
- время передачи информации:
- адресат передаваемой информации и источник информации:
- предоставление каналов;
- возможность обратной связи.
Для возможности определения степени эффективности системы, непрерывного контроля и обоснования показателей работы SIS-система организации должна быть соответствующим образом задокументирована.
Координатор SI-проекта должен определять, собирать и анализировать соответствующие данные, подтверждающие эффективность и результативность работы SIS-системы для последующей оценки ее возможных улучшений. Сюда также необходимо отнести данные, получаемые на основе мониторинга и в результате измерений характеристик SIS-системы. а также данные, получаемые из других подходящих источников. Анализ указанных данных должен обеспечивать информацию в отношении:
- степени удовлетворения потребностей заинтересованных сторон/инициаторов запроса (эффективность):
- ресурсов, используемых для получения результатов (результативность).
Соответствующие показатели определяются в ходе переговоров со всеми заинтересованными
сторонами и приводятся в соответствующем совместном отчете (в процессе анализа системы управления).
Эффективность SIS-системы необходимо регулярно контролировать, что позволяет эффективно реализовывать соответствующие корректировки.
Организация должна постоянно повышать эффективность SIS-системы. например путем регулярного анализа руководством организации результатов аудита и внесения соответствующих поправок в SI-политику и/или в задачи SIS-системы. а также путем принятия корректирующих или предупредительных мер.
Показатели, позволяющие измерить эффективность работы SIS-системы. являются ее неотъемлемой частью, и как таковые, их необходимо регулярно оценивать при анализе системы управления.
Помимо важности самих показателей эффективности как таковых, организация должна постоянно осуществлять мониторинг их актуальности, прослеживаемости, надежности и целостности.
Ю
Приложение А (справочное)
Организация несет ответственность за функционирование своей SIS-системы. однако она может заключать субподрядные договора на обслуживание всей SIS-системы в целом или отдельных ее частей, например на соблюдение правил и периодичности технического обслуживания системы, подбор квалифицированных специалистов или проведение анализа данных.
Организация может обладать собственными процедурами выдачи «приглашений на участие в тендерах», в которых, однако, следует руководствоваться следующими минимальными требованиями:
- информация, предоставляемая участникам тендера, и результаты их работы, если не оюворено иное, следует считать конфиденциальными;
- любая предоставляемая информация не должна нарушать конфиденциальности информации какой-либо третьей стороны.
Организации необходимо установить свои требования, которые, как минимум, будут предъявляться к:
a) частям процесса, связанным с услугами;
b) минимальному содержанию и границам областей или обьектов. которые необходимо непрерывно контролировать;
c) источникам и видам информации, идентифицированным как имеющимся в наличии;
d) географическому и временному охвату и ожидаемой периодичности мониторинга;
e) формату/поддержке результатов и уровню анализа информации:
I) условиям платежей;
д) срокам действия предложений.
Участники тендеров в своем предложении должны указывать, по крайней мере, следующую информацию о:
h) квалификации персонала, отвечающего за предоставление услуг (образование, наличие соответствующего опыта работы и т.д.);
i) материальных средствах, которые делают возможной реализацию данного предложения (аппаратные, программные, допуски к работам, лицензии, источники информации и т. д );
|) ранее выполненных проектах и рекомендации клиентов, а также сертификатах для подтверждения полномочий. которые поставщик может предоставить;
к) детализацию (расшифровку) предлагаемой стоимости работ/услуг.
11
Библиография
(1) CEN/TS 16555-1, Innovation management — Part 1: Innovation Management System (Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента)
[2] СЕМЯБ 16555-4, Innovation management — Part 4: Intellectual property management (Инновационный менеджмент. Часть 4. Менеджмент интеллектуальной собственности)
УДК 658.012.2:006 354 ОКС 03.100.40; 03.100.50
Ключевые слова: инновационный менеджмент, система инновационного менеджмента, инновационная культура, инновационный процесс, инновационная стратегия, инновационное видение, инновационное мышление, менеджмент стратегического прогнозирования
Редактор А Е. Петросян Технический редактор В Ю. Фотовва Корректор Л С. Лысенко Компьютерная верстка А Н Золотаревой
Сдано в набор 13.10.2016. Подписано в печать 21 102016. Формат 60.84^. Гарнитура Ариал Уел печ. л. 1,86 Уч.-иад л. 1.68 Тираж 35экэ Зак 2600
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМр. 123995 Москва. Гранатный пер. 4 www gostinfo ru info@gostinfo ru
ГОСТ Р 56273.2-2016/CEN/TS 16555-2:2014
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины и определения................................................1
4 Система стратегического прогнозирования....................................2
4.1 Общий процесс...................................................2
4.2 Определение потребностей организации при стратегическом прогнозировании..........2
4.3 Сбор информации.................................................3
4.4 Анализ и оценка информации..........................................4
5 Управление системой стратегического прогнозирования............................5
5.1 Описание управления SIS-системой......................................5
5.2 Управление персоналом.............................................6
5.3 Процесс управления системой стратегического прогнозирования...................7
5.4 Осуществление стратегического прогнозирования.............................8
5.5 Ресурсы для поддержания системы стратегического прогнозирования................9
5.6 Защита и использование результатов....................................10
5.7 Управление информационными потоками .................................10
6 Оценка функционирования системы стратегического прогнозирования..................10
7 Совершенствование системы стратегического прогнозирования......................10
Приложение А (справочное) Заключение субподрядных договоров......................11
Библиография........................................................12
III
ГОСТ Р 56273.2-2016/CEN/TS 16555-2:2014
Стратегическое прогнозирование (Sl-прогнозирование, стратегический мониторинг) играет ключевую роль в инновационном менеджменте, поскольку оно способствует определению концепции и стратегии развития организации. Например, в соответствии с СЕН/ТС 16555-1 Sl-прогнозирование должно обеспечивать получение оперативной информации для составления прогноза в части экономических, технологических, научных, нормативных, правовых, финансовых, коммерческих, конкурентных, потребительских. социальных и экологических проблем и задач, с которыми организация может столкнуться в начале реализации инновационной стратегии или проекта.
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Часть 2
Менеджмент стратегического прогнозирования
Innovation management. Part 2. Strategic intelligence management
Дата введения — 2017—06—01
Настоящий стандарт предназначен для формирования структуры системы стратегического прогнозирования (SIS-системы) и управления SIS-системой, предназначенной для принятия решений в области планирования и внедрения инновационных процессов.
В настоящем стандарте определены:
- термины, относящиеся к стратегическому прогнозированию и системе управления стратегическим прогнозированием в частности:
- ключевые задачи SIS-системы;
- процессы SIS-системы (управление, внедрение и поддержание).
В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы:
- проверки достоверности информации и защиты данных:
- принятия решений.
Нормативные ссылки отсутствуют.
В рамках данного документа используются следующие термины и определения:
3.1 информация (information): Значимые данные.
Примечание — Знания или сведения, относящиеся к таким объектам, как факты, события, предметы, процессы или идеи, включая концепции, которые в соответствующих контекстах имеют конкретное значение.
3.2 информационная система (information system): Структурированный набор ресурсов и процессов, обеспечивающий в организации сбор, хранение, структурирование, обработку, передачу и распространение данных в виде текстов, изображений, звуковой информации или данных в закодированной форме.
3.3 стратегия (strategy): Общие цели организации и план ее развития, отражающие концепцию развития и характеризующие эффективное использование организационных ресурсов в ее последующей деятельности.
3.4 стратегическая информация (strategic information): Информация, содержащая элементы, которые могут способствовать определению и/или изменению выбранной организационной стратегии, а также ставить под сомнение отдельные ее положения.
Издание официальное
3.5 стратегическое прогнозирование. Sl-прогноз, стратегическая разведка (strategic intelligence: SI): Результаты анализа стратегической информации, которые будут использованы для формирования стратегии организации (например, перспективного планирования, позиционирования, оценки влияния или защитных мер).
3.6 система стратегического прогнозирования, SIS-система (strategic intelligence system; SIS): Процессы и структуры, необходимые для обеспечения процессов стратегического прогнозирования.
3.7 надзор; наблюдение (watch): Непрерывная (и в основном итеративная) деятельность, направленная на активный и непрерывный контроль технологической, коммерческой, нормативно-правовой, стандартизированной, социально-экономической и конкурентной среды с целью прогнозирования изменений и рисков, а также для выявления новых возможностей.
4.1 Общий процесс
Организация должна осуществлять процесс внедрения SIS-системы с целью получения информации. необходимой для анализа и стратегического прогнозирования своей деятельности. Каждый этап SIS-процесса. изображенный на рисунке 1. подробно описан в последующих разделах. К рассматриваемым областям (этапам SIS-процесса) относятся: определение ключевых вопросов прогнозирования (потребностей), выявление соответствующих источников информации, этапы интерпретации (анализа)/ валоризации (повышения стоимости) и доведение прогноза до руководства организации.
Сбор информация (4 3) I Анализ и >п*рлрат**«« •••формации (4.4.1) \ |
Ч
и приоритетности рассматриваемо* проблемы (совместно с «оицвгчиеИ
Конянаяе результаты (4.4.3)
Раст рост ранение и «ран» те (4.4.4)
Внешняя и внутренняя «формация
Результаты анализа
Результаты (показателя результативности) стрвтвгичвоюА оцеп | ||||||||||||
| ||||||||||||
Рисунок 1 — Информационные потоки и процессы, составляющие SIS-процесс и связанные с характеристиками системы стратегического прогнозирования и получаемыми с ее помощью результатами |
4.2 Определение потребностей организации при стратегическом прогнозировании
Потребности организации при стратегическом прогнозировании зависят от идентификации соответствующей внешней информации бизнес-среды и промышленности (например, информация о рынке, конкурентах, техническая информация, информация партнеров).
Организация должна идентифицировать внутреннюю информацию, относящуюся к инновационному менеджменту, и принимать в расчет динамичность и постоянное изменение окружающей бизнес-среды.
2
ГОСТ Р 56273.2-2016/CENfTS 16555-2:2014
Организация также должна руководствоваться процессом определения потребностей, в которых, как минимум, учитывается следующее:
a) сферы применения идентифицируемых инновационных проектов;
b) конкурентная политика;
c) существующие рынки;
d) интеллектуальная собственность и права на ее использование;
e) существующие стандарты;
f) существующие технологии;
д) вопросы нормативно-правового регулирования.
Примечани в — Для получения дополнительной информации см. СЕНГГС 16555-1.
4.3 Сбор информации
В соответствии с ранее выявленными потребностями при стратегическом прогнозировании необходимо определить источники информации и ресурсы, используя для этого критерии качества, объективности и надежности, т. е.:
- для закрытой информации: информация, степень секретности которой имеет количественную оценку по шкале, предварительно установленной организацией;
- для внутренней информации: любая информация, касающаяся компании или рынка, достаточно конкретная по своему содержанию, с высокой вероятностью реализации (возможности осуществления), но еще неизвестная широкой общественности;
- для конфиденциальной информации: любая информация, независимо от ее формы (устной, письменной, электронной), раскрытие, потеря или нарушение доступности которой, вероятно, будут приводить к отрицательным для организации последствиям;
- для особо важной информации: любая информация, которая способна изменить стратегию развития организации.
Указанную информацию можно получать из:
a) внутренних источников, таких как:
1) собственная документация организации;
2) персонал со знаниями или опытом, связанными с потребностями в стратегическом прогнозировании;
3) результаты доступных прогностических анализов, например результаты прогнозирования. примеры предвидения, проекты сценариев, планы-графики и т. д.;
b) внешних источников, таких как:
1) заказчики, поставщики и субподрядчики:
2) информация о деятельности конкурентов;
3) другие источники документации, к которым организация может иметь доступ: печатные издания (журналы, каталоги и т. п.), электронные ресурсы (базы данных и т. д.) или информационные ресурсы в открытом доступе (в сети Интернет), например специализированные порталы, новости, блоги, социальные сети и т. д. Сюда также можно отнести техническую документацию, например правила и процедуры, технические регламенты, технические условия и спецификации, стандарты и базы данных патентов и других прав на интеллектуальную собственность;
4) общедоступные научно-технические публикации;
5) материалы конгрессов, семинаров, ярмарок или выставок;
6) аналитические отчеты о состоянии рынка.
В соответствии с ранее определенными потребностями при стратегическом прогнозировании организация должна быть уверена, что количество и качество информации проверены на пригодность к реализации намеченных целей и соответствуют предъявляемым требованиям. Последнее должнобыть утверждено руководством организации перед началом процесса сбора и анализа информации.
Характер требуемой информации зависит от размера организации, ее культуры и отрасли промышленности. причем качество информации можно оценивать с учетом следующих факторов:
c) надежности и точности информации (т. е. с точки зрения источников информации);
d) оценки добавленной стоимости, получаемой от различных видов деятельности и последствий для входящей и исходящей информации для этой деятельности;
е) полноты информации, т. е. отсутствия пробелов ключевой информации для принятия решений и реализации принятых решений, которая, при необходимости, включает и дополнительную информацию:
3
f) возможности создания таблиц, содержащих информацию о функциях, видах деятельности и схемах информационных потоков;
д) основных видов деятельности, оценки полезности и полноты поступающей информации путем интервьюирования лица, определяющего цели Sl-проекта.
4.4 Анализ и оценка информации
4.4.1 Анализ и интерпретация информации
Организация должна приступать к качественному и количественному анализу данных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стратегическому прогнозированию.
Анализ информации может быть связан с целым рядом различных профессиональных знаний, например, в области техники, юриспруденции, интеллектуальной собственности или экономики.
Анализ информации может включать такие аспекты, как:
- объединение данных, поступающих из различных источников для получения синергетического эффекта от их взаимодействия (возникающем при объединении информации из различных источников и дающем целостную информацию с большей значимостью и областью применения, чем отдельные массивы информации);
- интерпретация информации для определения ее достоверности и связи с принятием решений, включая, например, восприятие анализируемой информации или прогнозирование последствий принятых решений и последующего развития ситуации;
- определение смысла анализируемой информации, например, с точки зрения технического содержания, рыночной/коммерческой значимости и их возможных последствий для организации:
- выдача рекомендаций для последующих действий.
Примечание — Любые решения принимаются лицом, делающим запрос на стратегический прогноз (руководством организации). Анализ информации может осуществляться ретулярно или при возникновении конкретной ситуации.
4.4.2 Методы и средства анализа
Перед началом обработки информации организация должна создать словарь, специфичный для области деятельности данной организации, с целью совместного использования основных представлений и языка.
В зависимости от конкретной ситуации организация может использовать различные методы анализа — основанные на возможностях человека (ручная обработка), автоматизированные или в их сочетании.
Примечание—
a) Некоторые общеупотребительные средства, основанные на возможностях человека (ручная обработка) и используемые для анализа стратегической информации, могут включать, например:
1) SWOT-анализ (анализ, учитывающий слабые и сильные стороны организации, возможности и угрозы).
2) PESTEL-анализ (анализ, учитывающий политические, экономические, технологические, экологические и правовые факторы).
3) «Пять сил» Портера (Porter's Five Forces) (анализ, учитывающий конкурирующие силы, субьекты деятельности, новых участников рынка, конкурентов, потребителей и поставщиков).
b) Некоторые общеупотребительные автоматизированные средства, рассчитанные на работу с большими объемами данных или документов (структурированных или неструктурированных), которые можно использовать для выявления закономерносгей/тенденций и/или для получения визуального представления, могут включать, например, средства:
1) статистического анализа (в том числе и программное обеспечение);
2) анализа данных;
3) отображения и визуализации;
4) классификации;
5) таксономии;
6) лексического ил и семантического анализа.
4.4.3 Результаты работы SIS-системы
Результатом работы любой SIS-системы являются анализ добавленной стоимости и ее интерпретация. которые позволяют либо поддерживать стратегическую концепцию развития организации и давать информацию для принятия стратегических решений, либо формировать стратегию развития организации в целом или конкретного инновационного проекта.
Результаты работы SIS-системы проявляются в следующих видах деятельности:
4
ГОСТ Р 56273.2-2016/CEN/TS 16555-2:2014
a) перспективное планирование: предложения по мерам, принимаемым в ответ на изменения (или ожидания изменений) в анализируемой среде;
b) реакция на появление новых (благоприятных) возможностей: предложения по работам с целью использования этих возможностей;
c) снижение рисков: предложения по проведению работ с целью сокращения выявленных рисков;
d) внесение улучшений: предложения по выполнению необходимых работ с целью устранения выявленных недостатков (или сведения их к минимуму) и/или неэффективности;
e) инновационная деятельность: предложения по формированию новых подходов и/или проведению научных исследований/разработок и выполнению инновационных проектов;
f) сотрудничество: определение потенциальных партнеров;
д) оценка технологии и/или возможностей рынка;
h) взаимовлияние и взаимодействие между технологиями, продуктами и процессами.
i) постоянный контроль (мониторинг): раннее выявление новых технологий или возможностей рынка для организации или предоставление обоснований для отказа от технологий с низким потенциалом.
4.4.4 Хранение и последующее использование результатов работы SIS-системы
Информация и стратегический прогноз, полученные в ходе описанного выше процесса, имеют коммерческую ценность как для последующего использования, так и в качестве образовательного ресурса при обучении персонала организации.
Организация должна принимать меры по сохранению и обеспечению доступности результатов работы SIS-системы.
Информация должна быть доступна только заинтересованным сторонам внутри организации в соответствии с их потребностями.
5.1 Описание управления SIS-системой
SIS-система является ключевой частью системы инновационного менеджмента организации. Процесс управления SIS-системой включает в себя общее руководство организацией и содержит три основных процесса, необходимые для достижения целей стратегического прогнозирования, а именно: процесс Sl-управления (см. 5.3). процесс Sl-реализации (см. 5.4) и связанные с ними процессы поддержки (см. 5.5).
Координация работы SIS-системы состоит в наделении полномочиями менеджера по координации ресурсов и/или руководителя (руководителей) Sl-проекта (в зависимости от конкретного случая), функции которых (а также других исполнителей) указаны в 5.2. В зависимости от размера организации или важности для нее SIS-системы описанные ниже функции могут выполняться одним или несколькими сотрудниками или специализированной (или уже существующей) организацией.
Общая блок-схема, приведенная на рисунке 2. иллюстрирует взаимосвязи между различными уровнями организаций и исполнителей. Данную блок-схему можно применять в отношении организаций всех типов и размеров.
5
МЕНЕДЖМЕНТ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ |
Фунодиональные связи Рисунок 2 — Менеджмент системы стратегического прогнозирования |
5.2 Управление персоналом
5.2.1 Основные обязанности персонала
Высшее руководство и руководители нижнего и среднего звена организации должны обеспечивать предоставление соответствующих ресурсов и процедур, проводить разъяснительную работу о необходимости и важности стратегического прогноза, устанавливать его приоритеты, брать на себя обязательства в целом по поддержке Sl-мероприятий и использованию ожидаемых результатов на всех уровнях организации.
5.2.2 Руководство организации
Руководство организации обязано:
a) обеспечивать создание, внедрение и поддержание SIS-системы;
b) устанавливать приоритеты и определять цели, касающиеся:
1) фактов, частично понимаемых или требующих дальнейшего исследования;
2) систематического наблюдения и влияния (например, в случае стандартов) нововведений на будущее:
c) назначить одного из своих сотрудников, который, независимо от других его обязанностей, должен нести ответственность и иметь соответствующие полномочия:
d) оценивать итоговые результаты в процессе принятия решений и постоянно пересматривать стратегическое видение организации для усиления ситуационной информированности.
5.2.3 Координация St-проекта и менеджмент ресурсов
Координатор Sl-проекта и менеджер ресурсов должны назначаться руководством организации. Принимая во внимание Si-мероприятия, координатор Sl-проекта должен;