Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

82 страницы

608.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56267-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В стандарте установлены принципы, концепции и методы, предназначенные для определения количества прямых и непрямых выбросов парниковых газов в организациях и для соответствующей отчетности. Приведены инструкции по применению ИСО 14064-1 к описанию запасов парниковых газов на уровне организации, по количественному описанию и отчетности, относящимся к прямым выбросам, непрямым энергетическим и другим непрямым выбросам. Стандарт распространяется на все организации, включая местные органы власти, охватывая шаги, необходимые для: - установления организационных границ в соответствии либо с подходом на базе контроля (финансового или оперативного), либо с подходом на базе долевого участия; - установления операционных границ с определением прямых и непрямых энергетических выбросов, подлежащих количественной оценке и включению в отчеты, а также других непрямых выбросов для оценки и отчетности по выбору организации. При этом для каждой категории выбросов в стандарте предоставляются инструкции по конкретным границам и методикам, которые должны использоваться для количественного определения выбросов и удаления парниковых газов; - подготовка отчетности по парниковым газам, для чего в стандарте приведено руководство по обеспечению большой прозрачности отчетности в отношении границ и методик, используемых для количественного определения прямых и непрямых выбросов парниковых газов, объемов удаления парниковых газов и погрешностей в результатах.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины, относящиеся к эмиссии парниковых газов

     3.2 Термины, относящиеся к биомассе и использованию земли

     3.3 Термины, относящиеся к данным

     3.4 Другие термины

4 Основные принципы

     4.1 Общие положения

     4.2 Соответствие потребностям

     4.3 Полнота

     4.4 Согласование

     4.5 Точность

     4.6 Прозрачность

5 Проектирование и разработка реестра ПГ

     5.1 Организационные границы

     5.2 Операционные границы

     5.3 Общие принципы количественного определения выбросов и их удаления

     5.4 Количественное определение выбросов и удаления ПГ для каждой категории

6 Компоненты реестра ПГ

     6.1 Проекты по снижению уровня или удалению выбросов ПГ (проекты по коррекции углеродного состава)

     6.2 Оценка неопределенности

7 Менеджмент качества реестра ПГ

8 Отчетность по ПГ

     8.1 Общие положения

     8.2 Формат отчета по реестру ПГ

     8.3 Содержание отчета по реестру ПГ

Приложение А (справочное) Соответствие между ИСО 14064-1:2006 и настоящим стандартом

Приложение В (справочное) Примеры баз данных коэффициентов выбросов и удаления

Приложение С (справочное) Список категорий

Приложение D (справочное) Потенциал глобального потепления (ПГП) на период 100 лет

Приложение Е (справочное) Специфика категории 15 (инвестиции) в случае финансовых и страховых компаний

Приложение F (справочное) Таблицы для отчетов

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов соответствующим национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

56267—

2014

/ISO/TR

14069:2013

ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ

Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1

ISO/TR 14069:2013 Greenhouse gases — Quantification and reporting of greenhouse gas emissions for organizations — Guidance for the application of ISO 14064-1

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1853-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 14069:2013 «Газы парниковые. Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1» (ISO/TR 14069:2013 «Greenhouse gases -Quantification and reporting of greenhouse gas emissions for organizations - Guidance for the application of ISO 14064-1»),

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wmv.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

После определения организационных границ в реестр ПГ организации включается часть доли участия в выбросах ПГ для консолидированных дочерних предприятий. Каждая часть для дочернего предприятия заносится в реестр родительской организации, и выбросы на данном предприятии учитываются в объеме вплоть до представительной доли его участия в акционерном капитале.

Пример — Родительская организация А владеет 30 % акций организации В. Выбросы в организациях А и В перечислены в таблице 1. Консолидированные результаты показаны в таблице 2.

Таблица 1 — Значения выбросов в родительской организации А и на дочернем предприятии В.

Выбросы

Родительская организация А выбросы (тСО,е)

Дочернее предприятие В выбросы (тСО,е)

30%

Прямые выбросы

1000

500

150

Косвенные энергетические выбросы

500

20

6

Другие выбросы

8000

7000

2100

Таблица 2 — Консолидированные результаты в реестре ПГ организации А (метод консолидации на базе долевого участия)

Консолидация

Выбросы (тСО,е)

Прямые выбросы

1150

Косвенные энергетические выбросы

506

Другие выбросы

10100

5.1.2.3 Метод консолидации на базе контроля

При использовании этого метода учету подлежит 100 % выбросов от тех консолидированных объектов, которые контролируются подотчетной организацией.

В IFRS [6] контроль определяется как «полномочия, позволяющие управлять финансовой и рабочей стратегией организации с целью получения прибылей в результате деятельности этой организации».

Данное определение охватывает как сами полномочия, так их экономические последствия (т.е. прибыли и риски). Под «полномочиями» подразумевается возможность или способность управлять процессом принятия решений путем выбора финансовых и рабочих стратегий.

Как правило, контроль объекта выполняется, если родительская организация владеет более, чем половиной избирательных прав на объект либо напрямую, либо через дочерние предприятия.

Если родительская организация владеет половиной или меньшим числом акций объекта, контроль может иметь место в следующих случаях:

-    при расширении избирательных прав благодаря передаче большинства голосов в силу соглашения с другими инвесторами;

-    когда полномочия для управления финансовыми и рабочими стратегиями для объекта передаются по акту или по соглашению (например, в случае долевого участия местного органа власти или совместного предприятия);

-    когда известны полномочия для выбора, назначения или снятия большинства членов совета директоров (и других управленческих комитетов);

-    если контроль осуществляется на договорной основе: полномочия в организации, вытекают из положений договоров или законов и не зависят от обладания контрольным пакетом акций; у родительской организации есть возможность прямого использования активов, как если бы они ей принадлежали;

Пример 1 — Родительская организация может быть акционером и может не обладать контрольным пакетом, но иметь право на реальное управление объектом.

-    контроль де-факто.

Иногда организация может длительно администрировать финансовые и рабочие стратегии другой организации, не имея большинства голосов или официального договора на право решающего голоса. В этом случае должны быть документированы основания для возможности осуществления контроля.

Примером контроля де-факто является случай, когда представители родительской организации составляют высшее руководство объектом. При этом объект должен быть консолидирован, даже если у родительской организации нет большинства голосов.

То, что одна организация контролирует другую, должно быть предварительно известно и документировано. При определении организационных границ к родительской организации должны быть приписаны 100 % выбросов ПГ на консолидированных объектах.

7

Пример 2 — У организации А 70 % избирательных прав в организации В (контроль обоснован). Выбросы в организациях А и В приведены в таблице 3. Консолидированные результаты показаны в таблице 4.

Таблица 3 — Значения выбросов в родительской организации А и дочернем предприятии В.

Выбросы

Родительская организация А выбросы (тС09е)

Дочернее предприятие В выбросы (тС09е)

Прямые выбросы

1000

500

Косвенные энергетические выбросы

500

20

Другие выбросы

8000

7000

Таблица 4 — Консолидированные результаты в реестре ПГ организации А (метод консолидации на базе контроля)

Консолидация

Выбросы (тС09е)

Прямые выбросы

1500

Косвенные энергетические выбросы

520

Другие выбросы

15000

5.1.3 Местные органы власти

5.1.3.1    Общие положения

Местный орган власти предоставляет свои службы для организаций и лиц, приписанных к области его юрисдикции, пересекающих ее или работающих в ней. Объемы услуг этих служб могут быть разными для разных органов власти, и хотя они обычно предоставляются только в конкретной географической области, в некоторых случаях область может быть расширена на сферу другого местного органа власти. При этом данные службы попадают под прямой контроль этого органа.

Реестр ПГ местного органа власти может быть также основан на «территориальности», то есть охватывать географическую область или регион, контролируемый данным органом. В этом случае учитываются все выбросы ПГ на соответствующей территории, включая выбросы из частныхдомов, транспорта, коммерческих и промышленных организаций. Кроме того, сюда же могут быть включены любые выбросы ПГ в рамках служб местного органа власти, обусловленные потребляемой людьми продукцией или процессами деятельности на соответствующей территории.

Следовательно, могут быть определены два разных реестра: один для деятельности самого местного органа власти (как и для любой организации), а другой - для всех выбросов в сообществе в рамках географических (территориальных) границ области его юрисдикции. Для такого территориального подхода нужна особая методика, выходящая за рамки настоящего стандарта.

Ключевые отличия особенностей местных органов власти от организаций перечислены ниже. Как описано в подпункте 5.1.3.2, эти отличия должны быть учтены при установлении организационных границ и при выборе методов консолидации, принимая во внимание, учитывая:

-агрегирование различных социальных функций, включая широкий спектр деятельности местного органа власти, простирающийся от общего администрирования до содержания парков и садов или предоставления общественного транспорта. Эта деятельность (см. подпункт 5.2.2.2) местного органа власти может быть ограничена самыми разными операционными границами. Местный орган власти часто привлекает другие местные, региональные или национальные органы власти;

-    что многие действия и функции местных органов власти определены законодательно. Например, в ряде стран эти органы отвечают за регулирование движения транспорта или за утилизацию отходов. В таких случаях действия по снижению объемов выбросов ПГ не могут быть препятствием для выполнения данных функций;

-такие совместные службы, как службы утилизации отходов или водоочистки;

-    у местного органа власти может быть установлена юридическая ответственность по оказанию таких услуг, как водоснабжение или водоочистка, но они могут быть переданы другому поставщику этих услуг (службе) по концессии или по договору. Условия и положения таких концессий или договоров могут включать мероприятия по снижению объемов выбросов ПГ.

5.1.3.2    Задание организационных границ и выбор методов консолидации

Организационные границы местного органа власти включают сам орган власти и, если это применимо, совместные и передаваемые на внешний подряд службы, а также их концессии. При составлении реестра ПГ основной задачей местного органа власти является определение мер по сокращению выбросов ПГ.

ГОСТ P 56267-2014

При задании организационных границ потенциал сокращения выбросов ПГ должен учитываться наряду с любыми условиями договоров о совместных услугах или передаче их на внешний подряд.

Услуги, предоставляемые или организуемые местным органом власти, могут быть бесплатными (т.е. оплачиваться за счет местных или государственных налогов) или платными (по рыночной стоимости или по иному тарифу) для того же или другого местного органа власти или для любой уполномоченной общественной или частной организации. Оплата или неоплата услуг не должна быть критерием исключения служб организации из организационных границ. Такие используемые в компаниях методы, как консолидация на базе контроля или долевого участия, могут быть применены или адаптированы местным органом власти. При этом особое внимание уделяется любым юридически установленным связям между местным органом власти и конечным поставщиком услуг. Основные варианты описаны ниже и включают:

а) совместные службы, Ь) внешний подряд, с) долевое участие с привлечением другой организации.

a)    Примерами совместных служб, принадлежащих нескольким местным органам власти, могут быть службы утилизации отходов, водоочистки или перевозки школьников. В большинстве случаев эти органы не используют общий капитал, а выделяют людские и/или финансовые ресурсы для затрат на такие услуги. Разделение затрат может применяться местным органом власти при выборе консолидации на базе долевого участия. Альтернативный вариант консолидации оперативного контроля может, например, быть выбран в случае, если местный орган власти предоставляет большую часть людских и/или финансовых ресурсов.

b)    Вариант передачи на внешний подряд также часто используется местным органом власти для оказания услуг. Если услуги предоставляются совместно, то см. п. а). Если один орган предоставляет переданные ему на подряд услуги другим, то соответствующие выбросы ПГ должны быть включены в организационные границы этого органа власти. При этом в качестве метода консолидации должен быть выбран оперативный контроль. Если по правовым или договорным положениям местный орган власти неспособен изменить свою роль поставщика внешних услуг, соответствующие выбросы ПГ могут быть исключены из его организационных границ.

c)    Для оказания услуг местные органы власти могут создавать частные организации или принимать участие в их работе. При этом один орган власти может иметь мажоритарную долю участия. Доли могут быть разделены между несколькими местными органами власти и частными организациями. В любом случае поставщик услуг может рассматриваться как дочернее предприятие, а метод консолидации (долевое участие или контроль) следует выбирать в зависимости от обстоятельств. Здесь также применимы правила, установленные в подпункте 5.1.2.

5.1.3.3 Особые субъекты

Если местный орган власти связан договорными обязательствами с частной организацией, организационные границы должны быть выбраны на основе принципа контроля.

Совместный полномочный орган (СПО) - это учреждение в правовом поле ряда регионов, в которое входят два или более местных органа власти (например, окружные коммунальные или транспортные предприятия), которые могут работать совместно. У органов СПО имеются отдельные советы директоров, которые могут быть наделены полномочиями, наследуемыми от всех участвующих учреждений. Совместный орган может иметь отдельный штат персонала и устанавливать стратегии, независимо от входящих в него органов.

Так как СПО рассматривается в качестве самостоятельной организации по отношению к ее членам, отчеты о выбросах СПО не должны включаться в отчеты по реестру ПГ местного органа власти.

Если услуги инкассации и утилизации отходов были поручены кооперативной структуре (городской ассоциации), необходимо определить правило распределения выбросов между разными членами этой структуры. Такое распределение может быть пропорциональным выручке, суммам инкассации, массе отходов и т.д.

5.2 Операционные границы
5.2.1    Общие положения
4.2.1    Установление операционных границ

Организация должна установить и задокументировать свои операционные границы. Установление операционных границ включает в себя выявление выбросов и удалений ПГ, связанных с деятельностью организации, разделение выбросов и удаления ПГ на такие категории как прямые, косвенные, энергетические и другие косвенные выбросы, а также предлагает выбор того, какие из косвенных выбросов должны быть количественно определены и включены в отчеты. Организация должна предоставлять полную информацию об изменениях операционных границ.

[ИСО 14064-1, статья 4.2.1]_

9

Выбросы могут быть разделены на «выбросы в верхнем сегменте», «выбросы в нижнем сегменте» и «внешние выбросы», чтобы организациям легче было их понять, избежать двойного учета по цепочке поставок в разных организациях и сделать отчетные данные о ПГ полезнее для заинтересованных сторон (см. также определения: статьи 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8). На рис. 1 показаны различные виды выбросов. Более подробные сведения о выбросах в верхнем и нижнем сегментах и о внешних выбросах приведены в таблице С.1.


ВНЕШНИЕ ЭМИССИИ

(например, поездки сотрудников на работу)


Обязательные положения ISO 14064-1


Другие непрямые Непрямые энергетические Прямые

Другие непрямые


ЭМИССИИ В ВЕРХНЕМ СЕГМЕНТЕ


ЭМИССИИ В НИЖНЕМ СЕГМЕНТЕ


Рисунок 1 — Выбросы в верхнем и нижнем сегментах и внешние выбросы


5.2.2 Категории выбросов и удаления ПГ

5.2.2.1 Общие положения

Выбросы и удаления ПГ классифицируются по 23 категориям, перечисленным ниже. Каждый выброс может входить только в одну категорию (см. таблицу С.1, где представлены категории и приведены примеры источников выбросов).

Дополнительную информацию о требованиях к мониторингу выбросов ПГ и к соответствующей отчетности для конкретных отраслей можно найти в руководствах или стандартах для конкретной отрасли. Эта информация может быть полезной для соблюдения принципов полноты, соответствия и совместимости данных.

-    Прямые выбросы ПГ и их удаление на объектах в рамках организационных границ относятся к следующим категориях выбросов:

1)    прямые выбросы при горении на стационарных технических средствах;

2)    прямые выбросы при горении на подвижных технических средствах;

3)    прямые выбросы, связанные с техпроцессом;

4)    прямые неконтролируемые выбросы;

5)    прямые выбросы и их удаление при землепользовании, изменении землепользования и в лесном хозяйстве (LULUCF) (исключая выбросы при горении). Согласно ИСО 14064-1 (подпункт 4.3.3), количественное определение удаления прямых выбросов в разумных пределах должно минимизировать неопределенность.

-    Косвенные энергетические выбросы ПГ:

6)    косвенные выбросы ввиду потребления закупленной электроэнергии;

7)    косвенные выбросы ввиду потребления энергии, полученной по физической сети (пар, отопление, охлаждение, сжатый воздух), за исключением электроэнергии.


ю


ГОСТ Р 56267-2014

-Другие косвенные выбросы ПГ и их удаление:

8)    деятельность, связанная с энергией, но не включенная в прямые выбросы и косвенные энергетические выбросы;

9) закупленная продукция;

10)    основное оборудование;

11)    отходы, образующиеся в процессе деятельности организации;

12)    транспортирование и распределение в верхнем сегменте;

13)    деловые поездки;

14)    имущество, арендованное в верхнем сегменте;

15)    инвестиции;

16)    перевозки клиентов и посетителей;

17)    транспортирование и распределение в нижнем сегменте;

18)    стадия использования продукции (и ее ликвидация);

19)    окончание срока службы продукции;

20)    франшизы в нижнем сегменте;

21)    имущество, арендованное в нижнем сегменте;

22)    поездки сотрудников на работу;

23)    другие косвенные выбросы и удаления, не включенные в перечисленные 22 категории.

Примечание 1 — В некоторые категории, в основном верхнего сегмента, могут входить выбросы, которые имели место до отчетного года (например, от ранее изготовленных покупных изделий). С точки зрения учета всех выбросов, связанных с деятельностью подотчетной организации, эти выбросы также приписываются к отчетному году, во время которого была зарегистрирована данная деятельность.

Примечание 2 — В некоторые категории, в основном нижнего сегмента, могут входить выбросы, которые имели место после завершения отчетного года. С точки зрения учета всех выбросов, связанных с деятельностью подотчетной организации, эти выбросы также приписываются к отчетному году, во время которого была зарегистрирована данная деятельность.

5.2.2.2 Особые функции местных органов власти

Источники выбросов, имеющих место при оказании услуг местным органом власти, классифицируют по 23 категориям таблицы С.1. Для определения реестра ПГ местные органы власти могут количественно определять выбросы, ассоциируемые с оказываемыми ими услугами. Список общих типов некоторых возможных услуг, предоставляемых местными органами власти, приведен ниже. Организация услуг и обязанности местных органов зависят от страны и включают:

-    общее администрирование (выбросы при администрировании и от административных зданий);

-    образование (выбросы в процессе обучения);

-    обеспечение жильем (выбросы, создаваемые жильем, которое предоставлено местным органом; сюда может входить жилье региона и жилье социального найма);

-    обеспечение транспортом (выбросы в транспортных службах и инфраструктурах, включая автобусы, автомобили, метро, скоростные трамваи и поезда, порты, аэропорты).

-    водная гигиена (выбросы служб водоснабжения и водоочистки, включая сети, коллекторы, водоочистные сооружения, сооружения для обработки ила);

-    переработка отходов (выбросы при сборе, обработке и утилизации бытовых и других отходов);

-    спортивные сооружения (выбросы служб и инфраструктур, относящихся к спорту, включая бассейны, спортзалы, яхт-клубы, подъемники, клубы верховой езды, стадионы для гонок и т.д.);

-    культурные услуги (выбросы служб и инфраструктур, относящихся к культуре, включая музеи, театры, фестивальные объекты, памятники истории, библиотеки, медиацентры, религиозные объекты);

-    здравоохранение и социальное обеспечение (выбросы, относящиеся к деятельности и объектам для поддержки лиц старшего возраста, домам инвалидов (для людей с физическими и умственными недостатками), яслям, детским центрам и т.д.);

-    зеленые зоны (выбросы, относящиеся к деятельности и объектам озеленения, включая общественные парки, леса, береговые сооружения, защищенные зоны, придорожные насаждения и т.д., включая их содержание и администрирование);

-    улицы и дороги (выбросы при дорожном строительстве, поддержании состояния дорог и уличного освещения).

В таблице С.2 приложения к настоящему стандарту приведен пример применения 23 категорий к конкретному случаю сферы образования.

11

Особое внимание следует уделять рискам двойного учета при консолидации реестра ПГ местного органа власти. Дальнейшие инструкции можно найти в подпункте 5.3.2 настоящего стандарта для ряда категорий источников выбросов.

Во избежание двойного учета выбросов местный орган власти должен снабдить отделы подробными инструкциями по поводу природы рассматриваемых выбросов и их распределения.

5.2.3 Приоритеты учитываемых выбросов

5.2.3.1    Общие положения

В соответствии с ИСО 14064-1 (подпункты 4.2.2, 4.2.3) организация:

-    включает в свой реестр прямые выбросы и косвенные энергетические выбросы в рамках своих операционных границ. Однако, абсолютно полная отчетность может быть недостижимой, и для тривиальных источников выбросов могут быть сделаны исключения;

-    выбирает другие косвенные выбросы для количественного описания и отчетности.

В отношении «других косвенных выбросов» организация может принять решение о том, что мероприятия по количественному анализу и отчетность будут ориентированы на ограниченное число категорий, а не охватывать их все. В ряде организаций или отраслей другие косвенные выбросов могут быть более важны, чем прямые. По этой причине важно оценить масштабы других косвенных выбросов, чтобы точнее выбрать категории таких выбросов для рассмотрения.

При определении других косвенных выбросов, которые организация должна включить в свой реестр, необходимо учитывать как минимум два следующих требования:

a)    для снижения риска недосмотра или пропуска некоторых важных источников ПГ нужно выполнить развернутую оценку потенциальных источников «других косвенных выбросов», определив количественный порог для включения источника загрязнения в реестр ПГ, для его исключения из реестра или для дальнейшей его оценки;

b)    с целью обеспечения прозрачности для всех заинтересованных сторон критерий выбора и последующее решение по вопросу «других косвенных выбросов» и их учитываемых источников должны быть обоснованы и включены в отчет.

Оценка соответствия потребностям и назначение приоритетов других косвенных выбросов выполняется каждой подотчетной организацией сообразно цели реестра ПГ с расчетом на то, что наивысший назначенный приоритет будет соответствовать области наиболее благоприятных возможностей для сокращения выбросов ПГ. Например, в компании, которая специализируется на профессиональных услугах, деловые поездки могут быть отнесены к важной категории «других косвенных выбросов», а в компании, вырабатывающей электроэнергию для общественных нужд, такие поездки могут быть менее важны, чем другие источники выбросов.

Приоритет других косвенных выбросов, подлежащих учету, может быть назначен, исходя из других факторов, например, из способности организации влиять на объемы выбросов и снижать их, исходя из соображений заинтересованных сторон и из требований программы по ПГ.

Инструкции для организаций по назначению приоритетов в случае выбора критерия соответствия, исходя из объемов выбросов приведены в подпункте 5.2.3.2.

5.2.3.2    Назначение приоритетов других учитываемых косвенных выбросов, исходя из объемов выбросов

Категории «других косвенных выбросов» принимаются во внимание, если размеры таких выбросов велики (или, как ожидается, будут велики) по сравнению с размерами выбросов из других источников в подотчетной организации.

Организация должна оценить размеры выбросов из всех источников для начального определения относительных вкладов различных «других косвенных выбросов». Ответ на вопрос, следует ли учитывать конкретную «другой косвенный выброс», исходя из его объема, зависит от:

a)    общего прогнозируемого размера «других косвенных выбросов», и

b)    набора выбросов, входящих в любую отдельную категорию «других косвенных выбросов».

Начальные оценки следует проводить для каждой категории «других косвенных выбросов», используя результаты для предварительного расчета их общего ожидаемого размера.

В каждой категории «других косвенных выбросов» необходимо использовать соответствующий метод отбора.

Чтобы определить, какие из «других косвенных выбросов» наиболее важны сточки зрения их размеров, в организации должны использоваться следующие последовательные шаги.

ГОСТ P 56267-2014

-    использование методов отбора для индивидуальной оценки выбросов из всех категорий «других косвенных выбросов». Такая оценка может быть основана на очень грубых предпосылках или на мнениях экспертов;

-    выражение размера для каждой категории «других косвенных выбросов» в виде процента от их суммарного ожидаемого размера;

-    упорядочение всех видов деятельности по возрастанию размера «других косвенных выбросов» для определения наиболее существенных из них.

Затем организация должна выбрать порог значимости, который будет определять процент общего ожидаемого размера «других косвенных выбросов», необходимый для внесения в реестр ПГ. Этот процент организация должна опубликовать в общедоступном отчете, указав его в качестве учитываемого процента выбросов. В идеале организация должна стремиться к максимальной полноте реестра ПГ, но следует признать, что многие несущественные виды деятельности, вероятно, дадут дополнительно незначительный вклад в суммарный объем «других косвенных выбросов».

5.3 Общие принципы количественного определения выбросов и их удаления
5.3.1 Выбор методик количественного описания

В подпункте 4.3.3 ИСО 14064-1 определены три метода количественного определения выбросов ПГ, которые могут использоваться организациями:

a)    расчеты;

b)    измерения;

c)    комбинации измерения и расчета.

Во многих случаях прямые измерения выбросов ПГ, возникающих в результате определенной деятельности, практически нецелесообразны. К исключениям можно отнести непрерывный сбор и регистрацию требуемых данных по выбросам из заводских выхлопных или выпускных труб и составление отчетов по таким данным. Основная задача данного подпункта - описание методик расчетов, так как они используются чаще остальных. Как правило, выбросы ПГ оцениваются в организации по результатам расчетов с использованием таких методик, как:

-    нормирование данных о ПГ для деятельности путем их умножения на коэффициенты выбросов или удаления ПГ;

-    использование моделей.

Настоящий стандарт в основном ориентирован на использование методики расчетов. Для расчетов выбросов ПГ отдельной категории организация должна реализовать следующие шаги:

-    идентифицировать источники и поглотители ПГ для каждой категории (см. подпункт 5.3.2);

-    для всех источников и поглотителей выполнить сбор данных на соответствующем уровне разбивки (см. подпункт 5.3.3);

-    умножить значения данных о деятельности на соответствующие коэффициенты выбросов или удаления для получения объемов выбросов или удаления ПГ (см. подпункты 5.3.4 и 5.3.5).

Эти три шага приведены на диаграмме рис. 2. На этой общей диаграмме все шаги показаны совместно, а пять блоков, из которых она состоит, подробно описаны в подпунктах с 5.3.2 по 5.3.5.

13

ГОСТ P 56267-2014



а)


14


ГОСТ P 56267-2014

j 3 Выбор или разработка коэффициентов эмиссии или удаления GHG (см. п. 5.3.4) |

4 Расчеты GHG (см. п. 5.3.5)


Условные обозначения

на дереве принятия решений

X \ хЭтап принятия

Окончательный

/> решения

этап


Ь)


Рисунок 2 — Диаграмма методики расчетов


5.3.2 Идентификация источников и поглотителей ПГ

В организации должны быть ясно идентифицированы все учитываемые источники и поглотители для каждой категории выбросов. Наиболее важные источники и поглотители ПГ в каждой категории описаны в подпунктах «а)» категорий (см. подпункты с 5.4.1 по 5.4.23).

В организации следует уделять внимание недопущению двойного учета одного и того же выброса в разных категориях. Если есть опасность такого двойного учета, в организации нужно описать источники и поглотители каждой категории, а также предельные значения различных коэффициентов выбросов и удаления.

Например, на рис. 3 иллюстрируется риск двойного учета в категории 9 (закупленная продукция) и категории 12 (транспортирование и распределение в верхнем сегменте).

Две диаграммы на рис. 3 относятся к выбросам ПГ в одной организации.

15

Рисунок 3 — Пример двойного учета в разных категориях

На первой диаграмме шаг транспортирование от последнего поставщика на объект учитывается организацией по категории 12. Для расчета выбросов категории 9 организация выбирает очень широкие границы применимости коэффициента выбросов. Этот коэффициент вычислен для всего жизненного цикла продукции с учетом выбросов у поставщиков в верхнем сегменте и выбросов на этапах транспортирования и распределения сырья, отгружаемого поставщику п-1.

Если нет данных о коэффициенте выбросов на базе подхода с учетом всего жизненного цикла закупаемой продукции (категория 9), может использоваться другой подход, описанный на второй схеме. Организация относит к категории 12 выбросы на всех этапах транспортирования (грузов) от своего поставщика и в верхнем сегменте. Продукция, закупаемая ее поставщиком, учитывается также, как и закупаемая организацией продукция, то есть по категории 9.

Если два подхода используются одновременно, возникает опасность двойного учета.

5.3.3 Выбор данных о деятельности, связанной с ПГ

После детального определения источников и поглотителей ПГ организация выполняет сбор и оценку данных о деятельности для каждого источника и поглотителя.

Данные о деятельности, связанной с ПГ, используемые для количественной оценки выбросов и удаления ПГ, должны соответствовать требованиям выбранной методики такой оценки.

Для методики, согласно которой такие данные умножаются на коэффициенты выбросов и удаления ПГ, используются два типа данных о деятельности, связанной с ПГ:

-    местные данные (см. подпункт 3.3.2), например, объем израсходованного топлива, количество кВтч закупленного электричества, километраж транспортирования, число заказанных товаров, масса каждого типа отходов в организации и т.д.;

-    вторичные данные (см. подпункт 3.3.3) в соответствии с чем, организация должна описать источник этих данных независимо от их происхождения, т.е. указать предположения и основные параметры либо дать название известного исследовательского, национального или отраслевого реестра. Такие данные обычно используются для других косвенных выбросов.

Выбор организацией типа данных о своей деятельности серьезно влияет на точность данных реестра ПГ, которая привязана к местной специфике данных и уровню их разбивки.

ГОСТ Р 56267-2014

Содержание

1    Область применения....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................1

3    Термины, определения и сокращения........................................................................................................2

3.1    Термины, относящиеся к эмиссии парниковых газов..........................................................................2

3.3    Термины, относящиеся к данным.........................................................................................................3

3.4    Другие термины......................................................................................................................................4

4    Основные принципы.....................................................................................................................................4

4.1    Общие положения..................................................................................................................................4

4.2    Соответствие потребностям..................................................................................................................4

4.3    Полнота...................................................................................................................................................4

4.4    Согласование.........................................................................................................................................4

4.5    Точность..................................................................................................................................................5

4.6    Прозрачность..........................................................................................................................................5

5    Проектирование и разработка реестра ПГ.................................................................................................5

5.1    Организационные границы....................................................................................................................5

5.2    Операционные границы.........................................................................................................................9

5.3    Общие принципы количественного определения выбросов и их удаления....................................13

5.4    Количественное определение выбросов и удаления ПГ для каждой категории ...........................19

6    Компоненты реестра ПГ.............................................................................................................................54

6.1    Проекты по снижению уровня или удалению выбросов ПГ (проекты по коррекции

углеродного состава).................................................................................................................................54

6.2    Оценка неопределенности..................................................................................................................54

7    Менеджмент качества реестра ПГ............................................................................................................56

8    Отчетность по ПГ........................................................................................................................................56

8.1    Общие положения................................................................................................................................56

8.2    Формат отчета по реестру ПГ..............................................................................................................57

8.3    Содержание отчета по реестру ПГ.....................................................................................................57

Приложение А (справочное) Соответствие между ИСО 14064-1:2006 и настоящим стандартом...........62

Приложение В (справочное) Примеры баз данных коэффициентов выбросов и удаления...................63

Приложение С (справочное) Список категорий...........................................................................................64

Приложение D (справочное) Потенциал глобального потепления (ПГП) на период 100 лет..................67

Приложение Е (справочное) Специфика категории 15 (инвестиции) в случае финансовых

и страховых компаний.............................................................................................................70

Приложение F (справочное) Таблицы для отчетов.....................................................................................71

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

соответствующим национальным стандартам Российской Федерации.............................75

Библиография................................................................................................................................................75

ГОСТ Р 56267-2014

Разбивка местных данных (см. подпункт 3.3.4) обеспечивает максимальную точность. Если нет ясного понимания достоверности местных данных, оценку следует выполнять на основании данных, взятых из литературы или из общепризнанной БД. При этом точность снизится. Если же сбор или оценка данных по качеству вообще невозможны, то категорию не следует учитывать, отметив этот факт в отчете.

Неполные наборы инструкций по выбору данных о деятельности приведены в соответствующих подпунктах для каждой категории выбросов.

В подпунктах с 5.4.1 по 5.4.23 определен наилучший и минимально допустимый сценарий для каждой категории выбросов. Наилучший сценарий соответствует сбору данных высокого качества, а минимально допустимый - самому низкому уровню точности данных о деятельности организации. Между этими двумя крайностями возможен выбор «промежуточного» сценария в зависимости от наличия средств, времени и от других факторов. В указанных подпунктах также описаны основные параметры деятельности, которые следует использовать для включения в набор, подлежащий разбивке.

5.3.4    Выбор или спецификация коэффициентов выбросов или удаления ПГ
4.3.5    Выбор или разработка коэффициентов выброшенных или удаленных ПГ

Если для количественного определения выброшенных и удаленных ПГ используют данные о деятельности по ПГ, организация должна выбрать или установить коэффициенты выбрасываемых и удаляемых ПГ, которые

a)    установлены на основе признанного источника,

b)    соответствуют рассматриваемому источнику или поглотителю ПГ,

c)    актуализированы на момент проведения количественного определения,

d)    учитывают неопределенность при количественном определении и рассчитаны таким образом, чтобы предоставить точные и воспроизводимые результаты;

e)    соответствуют планируемому использованию реестра ПГ

Организация должна обосновать выбор или установление коэффициентов выброшенных или удаленных ПГ, включая указание первоисточника и соответствие планируемому использованию реестра ПГ.

Организация должна обосновать любые изменения коэффициентов выброшенных или удаленных ПГ, ранее использовавшихся организацией и, при необходимости, провести расчет реестра ПГ за базовый период.

[ИСО 14064-1:2006, статья 4.3.5]_

После точной идентификации данных о свой деятельности организация выполняет сбор или оценку данных для выбора коэффициентов выбросов или удаления в каждой категории источников и поглотителей. Эти коэффициенты выбираются в соответствии сданными о деятельности и должны быть согласованы с уровнем разбивки этих данных.

Сначала организация должна найти коэффициенты выбросов или удаления для местных условий, или определяющие их данные, которые можно использовать для спецификации таких коэффициентов. Если ни коэффициентов, ни этих данных нет у организации в наличии, следует использовать оценочные значения коэффициентов, взятые из литературы. При выборе коэффициента выбросов или удаления нужно учитывать системные границы техпроцесса (техпроцессов), внутри которых происходят выбросы. Например, для автомобильного транспорта в коэффициенте выбросов может быть отражен только выброс С02 при сгорании топлива, а также выбросы, связанные с добычей и очисткой топлива, и/или списываемые выбросы при строительстве и техобслуживании дорог и автомобилей.

Для коэффициентов прямых выбросов ПГ и косвенных энергетических выбросов ПГ системные границы охватывают лишь один этап (например, сжигание природного топлива по категориям 1) и 2) (см. подпункт 5.2.2.1).

Коэффициенты для других косвенных выбросов и удаления должны определяться в рамках подхода с учетом всего жизненного цикла продукции. Например, для категории закупаемой продукции в них должны учитываться выбросы с момента изготовления до отгрузки продукции. Если данные о таких выбросах и удалениях недоступны, организация должна попытаться установить коэффициент выбросов или удаления, в котором учтены наиболее важные стадии жизненного цикла. Это называют «заданием границ коэффициента выбросов или удаления», которые (границы) должны быть указаны в отчете.

Введение

Использование стандарта ИСО 14064-1 позволяет организациям в разных странах мира количественно описывать выбросы и удаление парниковых газов (ПО. В настоящем стандарте применялись принципы и процедуры ИСО 14064-1 для разработки руководства по количественному анализу ПГ и по соответствующей отчетности в организациях.

Настоящий стандарт согласован с задачами существующих международных стандартов и протоколов по корпоративным реестрам ПГ, в него включены многие фундаментальные концепции и требования протокола ПГ, установленные Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию и Институтам по исследованию мировых ресурсов, см. [4] и [5]. Некоторые из этих концепций были адаптированы для задач настоящего стандарта. Пользователям стандарта рекомендуется обращаться к [4] и [5] за дополнительными инструкциями по применению соответствующих концепций и требований.

В ИСО 14064-1 (пункт 4.2) рассматриваются три типа выбросов:

a)    прямые выбросы;

b)    косвенные энергетические выбросы (ассоциируемые с закупкой электроэнергии и тепловой энергии);

c)    «другие косвенные выбросы».

Прямые выбросы связаны с «областью 1», косвенные энергетические - с «областью 2», а другие косвенные выбросы - с «областью 3» общего стандарта протокола ПГ (см. [4]).

У организаций, у национальных и региональных органов регулирования и у сторон, участвующих в международных договорах, имеются общие задачи в сфере учета климатических изменений на основе разработки методов количественного описания выбросов ПГ и предоставления надежных средств такого описания.

Настоящий стандарт призван оказывать содействие пользователям в процессе применения ИСО 14064-1, предоставляя инструкции и примеры, а также обеспечивая прозрачность процедур количественного анализа выбросов и отчетности.

Настоящий стандарт позволяет организациям реализовать следующее:

-добиться прозрачности и согласованности отчетов по выбросам ПГ (прямым, непрямым энергетическим и другим непрямым выбросам), установить классификацию всех категорий выбросов, особенно непрямых, и рекомендовать эту классификацию для всех реестров, соответствующих ИСО 14064-1;

-    выбирать или разрабатывать методы расчетов выбросов;

-    определять подтипы там, где необходимо, трех основных типов организаций, установленных в настоящем стандарте:

-    идентифицировать предприятие или производственный объект (территориально разграниченный) для поставки продукции (отраслевой) и/или услуг (третьих сторон), принадлежащий частной или общественной организации;

-    помогать частной или общественной организации с несколькими предприятиями/объектами и/ или дочерними предприятиями, для которой требуются процедуры консолидации;

-    содействовать местным органам власти, на территории которых имеют место как прямые, так и непрямые выбросы вследствие их собственных операций и услуг; включая услуги для общества (связанные с дорогами, очисткой, эксплуатацией транспорта, садов и т.п.), оказываемые либо напрямую общественным органом, либо в смешанных формах (по внешнему подряду, с передачей полномочий, концессий и т.д.);

-    составлять отчеты по выбросам и поглощению ПГ в упрощенном формате для их лучшего понимания.

Настоящий стандарт предназначен для руководства по вопросам количественного описания реестров выбросов ПГ в выбранных рамках организации. Такое описание отлично от оценки содержания углерода в продукции (см. ИСО 14067), которая, как правило, ориентирована на анализ выбросов за срок службы этой продукции.

Цель настоящего стандарта - предоставить организациям инструкции по количественному описанию реестра ПГ и соответствующей отчетности с использованием процесса, разработанного на принципах обеспечения соответствия, полноты, совместимости, точности и прозрачности. Такие реестры ПГ определяют потенциал глобального потепления, выраженный в терминах эквивалента углекислого газа (С02е).

ГОСТ Р 56267-2014/ISO/TR 14069:2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ
Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1

Greenhouse gases. Quantification and reporting of greenhouse gas emissions for organizations Guidance for the application of ISO 14064-1

Дата введения — 2016—01—01

1    Область применения

В настоящем стандарте установлены принципы, концепции и методы, предназначенные для определения количества прямых и непрямых выбросов парниковых газов (ПГ) в организациях и для соответствующей отчетности. Приведены инструкции по применению ИСО 14064-1 к описанию запасов парниковых газов на уровне организации, по количественному описанию и отчетности, относящимся к прямым выбросам, непрямым энергетическим и другим непрямым выбросам.

Настоящий стандарт распространяется на все организации, включая местные органы власти, охватывая шаги, необходимые для:

-    установления организационных границ в соответствии либо с подходом на базе контроля (финансового или оперативного), либо с подходом на базе долевого участия;

-    установления операционных границ с определением прямых и непрямых энергетических выбросов, подлежащих количественной оценке и включению в отчеты, а также других непрямых выбросов для оценки и отчетности по выбору организации. При этом для каждой категории выбросов в настоящем стандарте предоставляются инструкции по конкретным границам и методикам, которые должны использоваться для количественного определения выбросов и удаления ПГ;

-    подготовка отчетности по ПГ, для чего в настоящем стандарте приведено руководство по обеспечению большой прозрачности отчетности в отношении границ и методик, используемых для количественного определения прямых и непрямых выбросов ПГ, объемов удаления ПГ и погрешностей в результатах.

В приложении А приведена таблица соответствия нумерации, используемой в ИСО 14064-1 и в настоящем стандарте.

Примеры и иллюстрации конкретных случаев, приведенные в стандарте, не являются исключительными или исчерпывающими. Значения коэффициентов выбросов и удаления в этих примерах приведены для пояснения содержания. Неполный список ссылок на базы данных представлен в приложении В.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты, которые необходимо учитывать при использовании настоящего стандарта. В случае ссылок на документы, у которых указана дата утверждения, необходимо пользоваться только указанной редакцией. В случае, когда дата утверждения не приведена, следует пользоваться последней редакцией ссылочных документов, включая любые поправки и изменения к ним:

ИСО 14064-1:2006 Парниковые газы. Часть 1. Технические требования и руководство для организаций по определению количества и отчетности об эмиссии парниковых газов и их удалении (ISO 14064-1:2006 Greenhouse gases — Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals)

Издание официальное

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины, приведенные в ИСО 14064-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    Термины, относящиеся к эмиссии парниковых газов

3.1.1    прямой выброс парниковых газов (direct greenhouse gas emission): Выброс ПГ от источников парниковых газов, являющихся собственностью организации или контролируемых ею.

Примечание 1 — В ИСО 14064-1 используют понятия финансового и функционального управления для определения операционных границ организации.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.8]

3.1.2    энергетический косвенный выброс парниковых газов (energy indirect greenhouse gas emission): Выброс ПГ при производстве импортируемой электрической энергии тепла или пара, потребленных организацией.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.9]

3.1.3    другой косвенный выброс парниковых газов (other indirect greenhouse gas emission): Выброс ПГ, отличающийся от косвенного выброса парниковых газов, который является следствием деятельности организации, но возникает из источников парниковых газов, принадлежащих другим организациям или контролируемых ими.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.10]

3.1.4    коэффициент выброса или поглощения парниковых газов (greenhouse gas emission or removal factor): Множитель, связывающий данные о деятельности организации с выбросами или поглощением ПГ.

Примечание 1 — Коэффициент выброса или поглощения парниковых газов может включать в себя составляющие окисления.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.7]

3.1.5    устраненный выброс (avoided emission): Сокращение объема выброса ПГ вне границ подотчетной организации, которое является прямым следствием изменений в ее деятельности, в том числе (но не обязательно), сокращение из-за роста производства и продаж электричества, пара, горячей или охлажденной воды из энергетических источников, которые выделяют меньше парниковых газов в относительном выражении, чем альтернативные источники этих форм распространения энергии.

Примечание 1 — Это определение основано на определении, приведенном в Своде федеральных правил, часть 10 «Энергия», раздел II «Министерство энергетики», подраздел В «Изменение климата», § 300.2.

3.1.6    выброс в нижнем сегменте (downstream emission): Другой косвенный выброс ПГ, вызванный продукцией и услугами с момента продажи и/или их поставки организацией и до конца срока службы продукции или завершения оказания услуг.

3.1.7    внешний выброс (out of stream emission): Другой косвенный выброс ПГ, не относящийся к выбросам в верхнем и нижнем сегментах.

Примечание 1 — Внешний выброс ограничен действиями работников, например, поездкой на работу, за которые не уплачиваются и не поступают средства.

3.1.8    выброс в верхнем сегменте (upstream emission): Другой косвенный выброс ПГ, вызванный продукцией и услугами, приобретенными организацией.

3.1.9    двойной учет (double counting): Учет выбросов или поглощения ПГ, выполненный более одного раза.

Примечание 1 —Двойной учет может иметь место, если две или более подотчетных организаций будут отвечать за одни и те же выбросы и поглощения ПГ Двойной учет может также произойти внутри одной организации, если такие выбросы и поглощения учитываются по разным категориям (что не должно происходить).

3.1.10    коррекция (offsetting): Механизм компенсации выбросов в рамках всего реестра ПГ организации или его части, при использовании которого компенсация происходит либо напрямую, вследствие предотвращения, минимизации или устранения выбросов парниковых газов в процессе вне операционных границ организации, либо косвенно, в результате заказов на поглощение ПГ (в форме кредитов на выброс углерода), оформленных третьей стороной.

2

ГОСТ Р 56267-2014

Примечание 1 — Кредит на выброс углерода - общий термин, применимый к любому оплачиваемому сертификату или разрешению на выброс одной тонны двуокиси углерода или массы другого парникового газа, углеродный эквивалент которой (тС02е) равен одной тонне двуокиси углерода.

3.2 Термины, относящиеся к биомассе и использованию земли

3.2.1    биомасса (biomass): Материал биологической природы, за исключением материала, вкрапленного в геологические формации и материала, превратившегося в окаменелости, за исключением торфа.

Примечание 1 — Биомасса включает органический материал (как живой, так и неживой природы), например, деревья, сельскохозяйственные культуры, трава, опавшие листья деревьев, водоросли, животные и отходы биологического происхождения (например, навоз).

[ИСОЯО 14067, статья 3.1.8.1]

3.2.2    биогенный углерод (biogenic carbon): Углерод, полученный из биомассы.

[ИСО/ТО 14067, статья 3.1.8.2]

3.2.3    биогенный С02 (biogenic С02): С02, полученный путем окисления биогенного углерода.

3.2.4    изменение прямого использования земли (direct land use change; dLUC): Изменение в использовании или управлении землей внутри оцениваемой продукционной системы и в части деятельности в верхнем или нижнем сегментах.

[ИСО/ТО 14067, статья 3.1.8.4 с изменениями]

3.2.5    изменение непрямого использования земли (indirect land use change; iLUC): Изменение в использовании или управлении землей, которое является следствием изменения прямого использования земли за рамками операционных границ реестра ПГ, т. е. происходит вне оцениваемой продукционной системы.

[ИСО/ТО 14067, статья 3.1.8.5 с изменениями]

3.3 Термины, относящиеся к данным

3.3.1    данные о деятельности по парниковым газам (greenhouse gas activity data): Количественная мера деятельности организации, результатом которой является выброс или поглощение ПГ.

Примечание 1 — Примеры данных о деятельности организации по ПГ включают в себя количество потребляемой энергии, топлива или электричества, произведенных материалов, предоставленных услуг или затронутую площадь территории.

[ИСО 14064-1:2006, статья 2.11]

3.3.2    данные по конкретным объектам (site-specific data): Данные, полученные при прямом измерении или вычислении основанные на прямом измерении на их первоисточнике в продукционной системе в установленных рамках операционных границ реестра ПГ.

Примечание 1 — Все данные по конкретным объектам являются «исходными данными», но не все первичные данные являются данными по конкретным объектам, поскольку они могут также относиться к другой продукционной системе.

[ИСОЯО 14067, статья 3.1.7.2 с изменениями]

3.3.3    вторичные данные (secondary data): Данные, полученные из источника, отличного от прямого измерения или вычисления, основанного на прямом измерении на первоисточнике.

Примечание 1 — Такие источники могут включать базы данных и опубликованную литературу, национальные реестры и другие типовые источники, подтвержденные уполномоченными органами.

[ИСОЯО 14067, статья 3.1.7.3 с изменениями]

3.3.4    идентификация данных о деятельности (disaggregation of activity data): Разделение данных о деятельности на части, которые более связаны с реальными выбросами, имеющими место в процессах деятельности.

Пример — Общие данные о транспортировании товаров включают число тонно-километров за каждый год. Полезно разбить эти данные по категориям транспортирования (по воздуху, дороге, железной дороге, воде и т.д.), так как соответствующие коэффициенты выбросов заметно отличаются. Более структурированные данные о деятельности можно использовать последовательно, например, с учетом различий между малогабаритными и большегрузными транспортными средствами.

3

3.4 Другие термины

3.4.1    местный орган власти (local authority): Государственный орган, уполномоченный в рамках законодательства или в силу постановлений на высшем правительственном уровне определять общие стратегии, планы и требования.

Примечание 1 — К общим наименованиям объектов ведомственной структуры государственных органов относятся штаты, провинции, регионы, департаменты, округи, префектуры, области, районы, города, поселки, деревни, приходы, села.

4 Основные принципы

В настоящем стандарте применимы принципы, установленные в ИСО 14064-1.

4.1    Общие положения

3 Принципы

3.1    Общие требования

Применение принципов является основой для обеспечения правильного и точного учета для гарантии информации по ПГ. Принципы - основа требований настоящего стандарта ими нужно руководствоваться при его применении.

[ИСО 14064-1, статья 3.1]_

4.2    Соответствие потребностям

3.2    Уместность

Источник, поглотители и накопители ПГ, а также данные методы, исследования должны соответствовать нуждам предполагаемого пользователя.

[ИСО 14064-1, статья 3.2]_

Выбор парниковых газов, подлежащих учету, должен быть сделан организацией в соответствии с потребностями целевого пользователя отчета и с определением вида ПГ (см. ИСО 14064-1, статья 2.1), тем же способом, который используется при выборе источников, поглотителей и резервуаров ПГ.

Выбор ПГ следует также согласовать с принципом полноты (см. подраздел 4.3 настоящего стандарта), включить в отчет, внеся в него пояснения (см. раздел 8). Выбор источников, поглотителей и резервуаров ПГ настоящего стандарта не зависит от учитываемых парниковых газов. Выбор газов, кроме того, следует согласовать для всех категорий выбросов, рассматриваемых в рамках операционных границ (см. подраздел 5.2 настоящего стандарта).

В подразделах 5.3 и 5.4 приводятся инструкции для целевого пользователя отчета, в которых рассматривается применимость, выбор данных и методик, относящихся к каждой категории выбросов ПГ.

3.3 Полнота

Следует включать в рассмотрение значимые количества выбросов и удалений ПГ. [ИСО 14064-1, статья 3.3]_


4.3 Полнота

Принцип полноты относится к необходимости идентификации и понимания всех выбросов и поглощений, имеющих место в организации, и включения их в организационные и операционные границы продукционной системы. Для этого от организации требуются необходимая компетенция, ресурсы и процедуры, которые обеспечат эффективную идентификацию и понимание процессов.

Принцип полноты применяется вместе с принципом согласованности для обоснования выбора парниковых газов, учитываемых в реестре ПГ.

4.4 Согласование

3.4 Согласованность

Следует давать возможность проведения более полного сравнения информации по ПГ. [ИСО 14064-1, статья 3.4]_


ГОСТ Р 56267-2014

Согласованность необходима для сравнений как внутри, так и вне организации.

Сравнения внутри организации выполняются периодически для оценки потенциальных результатов намеченных и/или реализованных прямых мер. Кроме того, при этом сравниваются показатели, достигнутые в разных отделениях и дочерних предприятиях внутри организации.

Для внешних сравнений следует представить реестр ПГ в формате, позволяющем пользователям анализировать динамику изменений выбросов и поглощений на уровнях организации.

3.5 Точность

Необъективность и неопределенность должна быть настолько мала, насколько это практически возможно.

[ИСО 14064-1, статья 3.5]_


4.5 Точность

Точность относится к требованию предоставления организацией данных по выбросам и поглощению с обеспечением заданной точности, минимальной погрешности и практически достижимого отсутствия систематических ошибок, чтобы пользователь смог с уверенностью принимать решения. Точность количественных данных может зависеть от конкретных методов взятия проб и качественных данных, но обязана соответствовать значению погрешности.

4.6    Прозрачность
3.6    Прозрачность

Следует давать возможность предполагаемым пользователям принимать решения с разумной степенью уверенности путем предоставления достаточной информации по ПГ.

[ИСО 14064-1, статья 3.6]_

Прозрачность относится к требованию раскрытия организацией достаточного объема надлежащей информации по ПГ, относящейся к процессам, процедурам и допущениям в отчетных данных, чтобы пользователи могли принимать решения с приемлемыми уровнями уверенности и вероятности.

5 Проектирование и разработка реестра ПГ

5.1    Организационные границы
5.1.1    Общие положения
4 Разработка и развитие реестра по парниковым газам
4.1    Границы организации

Организация может состоять из одного или большего числа производств. Выбросы и удаления ПГ на уровне производственного объекта могут происходить из одного или большего числа источников или поглотителей.

(...)

Организация должна консолидировать выбросы и удаления ПГ на производственных объектах с помощью одного из следующих подходов:

a)    управление: организация отвечает за все количественно определенные выбросы и/или удаления ПГ с производственного объекта, которыми она управляет финансовым или операционным образом;

b)    распределенная доля в акционерном капитале: организация отвечает за свою долю выбросов и/или удаления ПГ с производственных объектов.

Организация может использовать иной консолидированный метод в тех случаях, когда конкретные условия определены программой по ПГ или в контрактах.

Организация должна документировать любые изменения в выбранном методе консолидации.

Организация должна объяснять любые изменения в выбранном методе консолидации.

[ИСО 14064-1, статья 4.1]_

При задании границ своей продукционной системы организация сначала устанавливает цель реестра ПГ, а затем анализирует его назначение, задачи, операции и средства для определения тех источников ПГ, которые она может контролировать, и тех, на которые она может повлиять. Реестр используется при задании организационных границ продукционной системы.

Если цель состоит в расчете реестра ПГ всей организации, организация должна выполнить тщательный анализ текущих организационных границ и методов консолидации, уже имеющихся для задач финансового учета. Если эти организационные границы подходят для реестра ПГ, обоснованы и последовательно соблюдаются, следует рассмотреть вариант выбора и установления в организации данных границ и методов консолидации.

Если организация владеет и полностью управляет всеми сферами своих операций, ее организационные границы одинаковы, какой бы метод консолидации ни использовался. В этом случае организация количественно описывает все выбросы в каждой целиком принадлежащей ей сфере операций и составляет отчеты об этих выбросах.

Однако для нескольких организаций с совместно используемыми сферами операций организационные границы отличаются в зависимости от используемого метода консолидации (на базе контроля или на базе долевого участия).

В отношении реестра выбросов ПГ в сфере операций, принадлежащей или делегированной местному органу власти, применяется стандарт ИСО 14064-1 и используются приведенные в настоящем стандарте указания (см. подпункт 5.1.3). Для реестра выбросов ПГ в рамках сообщества, определяемого геополитическими границами администрирования (согласно так называемому «территориальному подходу») может потребоваться специальная методика, выходящая за рамки настоящего стандарта.

5.1.2 Выбор и применение метода консолидации

5.1.2.1    Общие положения

У каждого метода консолидации (на базе долевого участия и на базе контроля) имеются свои преимущества и недостатки. Методы оперативного и финансового контроля могут идеально подойти для отслеживания выполнения стратегий администрирования ПГ. Однако они могут не в полной мере отражать финансовые риски или благоприятные возможности, связанные с изменениями климата, затрудняя при этом менеджмент финансовых рисков. С другой стороны, метод на базе долевого участия может быть оптимальным для такого менеджмента, отражая все указанные риски и возможности. Метод менее зависим от интерпретации, но и менее эффективен для отслеживания рабочих показателей стратегий администрирования ПГ.

Если оба метода в равной мере применимы и соответствуют задачам организации, предпочтение следует отдавать методу долевого контроля, который соответствует уже установленным правилам финансового учета: это позволит связать отчетность по выбросам ПГ с мерами по усовершенствованию администрирования ПГ.

В некоторых случаях методы консолидации, уже принятые в организации для финансового учета, могут не подойти для определения ее реестра ПГ. Здесь может потребоваться создание специальной схемы финансового или оперативного контроля и внесение этой схемы в реестр ПГ.

Концепции, описанные в подпунктах 5.1.2.2 и 5.1.2.3 настоящего стандарта, опубликованы в руководстве по Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS) [6].

5.1.2.2    Метод консолидации на базе долевого участия

При использовании этого метода учету подлежат выбросы от тех консолидированных объектов, которые не выходят за рамки доли собственности подотчетной организации.

В долевом участии отражаются права организации на менеджмент рисков и компенсации применительно к операциям, относящимся к ее доле участия. Следовательно, долевое участие равнозначно проценту собственности.

Примечание — В особых случаях, если процент собственности меньше доли участия в акционерном капитале, выполняется пересчет долевого участия (см. правила IFRS) [6].

Дочернее предприятие ассоциируется с долей участия в нем его родительской организации. Доля участия точнее транслирует организацию управления на обязательства по отношению к дочернему предприятию, чем в случае, если учет инвестиций происходил бы на базе прямого участия в акционерном капитале.

Родительская организация должна определить размер долевых инвестиций (более 1 %) в свои дочерние предприятия с целью содействия определению их организационных границ.

Правовой статус дочернего предприятия учитывается независимо от контролирующего субъекта при определении организационных границ. После любого изменения долевого участия обоснован пересмотр этих границ. Если дочернее предприятие исключается из консолидации, его доли вписываются в графу категории 15 (инвестиции) для других непрямых эмиссий (см. подпункт 5.4.15 настоящего стандарта).