Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

517.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56261-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общую характеристику инноваций и позволяет организациям сориентироваться и скоординировать их работу по представлению, разработке и сопровождению методической инфраструктуры систем инновационного менеджмента (IMS).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Виды инноваций

6 Инновации в бизнесе

7 Инновации в государственном секторе

8 Управление инновациями

9 Интеллектуальный капитал и нематериальные активы

10 Влияние ИКТ на инновационное развитие

11 Профессиональные навыки для создания инноваций

12 Стимулирование инноваций

13 Влияние научно-технического развития на инновационный климат

14 Классификация инноваций по отраслям и технологиям

Библиография

 
Дата введения01.01.2016
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

26.11.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1847-ст
ИзданСтандартинформ2015 г.
РазработанООО НИИ Интерэкомс

Innovation management. Innovation. Basic principles

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

56261-

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Инновационный менеджмент

ИННОВАЦИИ

Основные положения

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интер-экомс»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1847-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 56261-2014

ющей статус режима наибольшего благоприятствования, будут относиться не хуже, чем с любой другой страной, имеющей такой же статус. Данный принцип установлен в ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), ст. 2 Конвенции Генерального соглашения по торговле услугами (GATS), ст. 4 Конвенции Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS),. Данный принцип известен также как принцип недискриминации.

3.25    Соглашение о взаимном признании (MRA): Соглашение, подписанное двумя или более сторонами, в котором взаимно признается или принимается оценка соответствия другой стороны на определенные объекты, обычно на продукцию.

Примечание — Если изделия, идентифицированные согласно MRA, были проверены и оценены на соответствие перед их экспортированием, они будут импортироваться напрямую страной, подписавшей соглашение, и не будут подвергаться процессам проверки и оценки соответствия импортирующей страной. Следовательно, MRAявляется важным инструментом в облегчении международной торговли.

3.26    нетарифные меры: Термин, как правило, использующийся для указания какой-либо меры, не базирующейся на тарифе и применяемой для защиты определенных отраслей промышленности.

Примечание — Большинство нетарифных мер порождены законными целями (например, защита здоровья человека) и применяются в соответствии с правилами ВТО. Такие соглашения, как Соглашение по санитарно-гигиеническим мерам и Соглашение по техническим барьерам в торговле, позволяют государствам применять на практике законные меры защиты выгоды, сведя к минимуму затруднения в торговле и не допуская применения так называемого замаскированного протекционизма.

3.27    устойчивое развитие: Развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Примечание — Устойчивое развитие является понятием, которое широко используется в ООН, АТЭС и других международных организациях, охватывая развитие в таких областях, как экономическая, социальная, политическая, а также защита окружающей среды.

3.28    радикальная (прорывная) инновация: Инновация, которая имеет значительное влияние на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке.

3.29    постепенные инновации: Касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы.

3.30    информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Технологии, предназначенные либо для осуществления функции обработки и передачи информации с помощью электронных средств, в том числе пересылку и демонстрацию файлов, либо технологии которые используют электронную обработку для выявления, измерения и/или регистрации физических явлений, или для управления физическим процессом.

Примечание — ИКТ включают, например, технологии, используемые для серверов, персональных компьютеров, рабочих станций и оборудования для передачи данных.

3.31    система ин новационного менеджмента (IMS): Часть общей системы менеджмента организации, целью которой является обеспечение ее устойчивого развития и существенного повышения эффективности.

Примечание — Эффективная система инновационного менеджмента может быть условно представлена как совокупность структурированной системы целей и приоритетов инновационного развития организации в целом, подсистем организации и их структур, управленческих методик и ресурсов, а также постоянно реализуемых процедур прогнозирования, планирования, обеспечения, управления, улучшения в рамках каждого процесса всей совокупности инновационных процессов организации.

4 Общие положения

В настоящем стандарте содержится общая характеристика инноваций, определяются основополагающие понятия, а также приводится полная классификация инноваций.

Новая или значительно улучшенная продукция, полученная за счет конкретных мер индивидуализации продукции, регулярных сезонных и других циклических изменений в настоящем стандарте не рассматривается.

В соответствии с настоящим стандартом инновации подразделяются на продуктовые инновации, процессные инновации, организационные инновации и маркетинговые инновации. Однако многие инно-

5

вации могут иметь характеристики нескольких типов, и в таком случае проблематично определить тип инновационной деятельности и отнести эти инновации к какому-то одному конкретному типу.

Инновации характеризуются последующим аспектам:

-    по степени влияния инноваций. Радикальную или прорывную инновацию можно определить как инновацию, которая имеет значительное влияние на рынок и хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке; тогда как постепенные (инкрементальные) инновации касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы. Постепенные инновации являются преобладающей формой инноваций;

-    по источникам инноваций. Технологические инновации, как правило, связаны с продуктовыми и процессными инновациями, тогда как нетехнологические инновации в основном связаны с организационными и маркетинговыми процессами. Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны;

-    по социальным целям. Не существует единого определения социальной инновации, хотя большинство, как правило, подчеркивают ее ключевую цель — решение социальных задач — ив меньшей степени определение конкретных исполнителей. Социальные инновации предназначены для поиска новых решений социальных проблем путем выявления и оказания новых услуг, которые улучшают качество жизни отдельных лиц и общества в целом, а также путем выявления и реализации новых интеграционных процессов на рынке труда, используя новые компетенции, рабочие места и формы участия, как разнообразные элементы, которые вносят вклад в улучшение положения индивидуумов в трудовом коллективе.

Минимальное требование для того, чтобы изменение продукции или функций предприятия признавалось инновацией, состоит в том, чтобы оно содержало новаторскую идею или значительные улучшения деятельности предприятия.

Не все изменения можно рассматривать как инновации. Например, инновациями не являются:

-    прекращение использования какого-либо процесса или метода, даже если это положительно влияет на функционирование предприятия;

-    простая замена оборудования или расширение. Приобретение оборудования, идентичного уже используемому, либо небольшие дополнения и модернизация уже существующего оборудования или программного обеспечения не являются процессными инновациями;

-    перемены, вызванные изменением цен на факторы производства;

-    индивидуализация продукции. Предприятия, занимающиеся единичным производством, выполняют не только единичные, но и комплексные заказы своих клиентов. В том случае, если изделие единичного производства не имеет существенных отличий от уже производившихся данным предприятием ранее, это не является продуктовой инновацией;

-    регулярные сезонные и другие циклические изменения. В некоторых отраслях промышленности, таких как швейная и обувная, происходят сезонные изменения товаров или услуг, которые могут сопровождаться изменениями внешнего вида соответствующей продукции. Текущее изменение внешнего вида изделия в целом не являются ни продуктовыми, ни маркетинговыми инновациями. Однако если сезонные изменения служат поводом для фундаментального изменения облика товара, что является частью нового маркетингового подхода, впервые используемого предприятием, это следует считать маркетинговой инновацией;

-    продажа новой или значительно улучшенной продукции. Определение инновации для новых продуктов усложняется, когда речь идет о службах обработки готовой продукции и о торговой сети (оптовая и розничная торговля, транспортировка и складирование). Торговля новыми или улучшенными товарами, в общем-то, не является продуктовой инновацией для оптового продавца, розничной торговой точки или транспортного и складского предприятия. Однако если такое предприятие начинает работать с новой линией товаров, эта деятельность может рассматриваться как продуктовая инновация, поскольку предприятие предлагает новую услугу или продукт.

5 Виды инноваций

5.1    Продуктовые и процессные инновации

5.1.1    Продуктовая инновация

Продуктовая инновация характеризуется внедрением товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными в части их свойств или предполагаемого использования; процессная инновация относится к реализации нового или значительно улучшенного способа производства или метода поставки. Обзоры инноваций предприятий показывают, что доля предприятий, занимающихся продукто-

6

ГОСТ Р 56261-2014

выми и процессными инновациями, значительно варьируете разных странах, и предприятия часто внедряют комбинированные виды инноваций, которые сочетают продуктовые и процессные инновации.

К продуктовым инновациям относятся значительные усовершенствования технических характеристик, компонентов и материалов, встроенного программного обеспечения, удобства использования или других функциональных характеристик. Продуктовые инновации включают как новую продукцию, так и новые применения существующей продукции:

1)    новая продукция. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предполагаемому использованию от продуктов, производимых предприятием ранее;

Примечание — Примерами новых продуктов, изготовленных с использованием новых технологий, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плеер, в котором сочетались уже существовавшее программное обеспечение и технологии использования миниатюризирован-ного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии.

2)    новое применение продукции. Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, является продуктовой инновацией.

Примечание — Примером служит внедрение нового моющего средства с использованием уже существовавшего химического состава, который ранее применялся лишь в качестве вспомогательного средства.

Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующихуслуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новыхуслуг.

Примечание — Примерами являются значительные усовершенствования в предоставлении банковских услуг посредством Интернета — такие, как значительное увеличение скорости и простота использования. Организация приближенных к потребителю пунктов заказа услуг вместо удаленных от него диспетчерских центров, является примером улучшения качества обслуживания.

Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации продуктовых инноваций. Тем не менее, изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями, однако они могут быть маркетинговыми инновациями. Плановые обновления или регулярные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.

Продуктовые инновации могут использовать новые знания или технологии, или основываться на новых областях применения или на сочетаниях существующих знаний или технологий. Значительные улучшения уже существующих продуктов могут осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и других характеристиках, которые повышают производительность. Внедрение тормозной системы ABS, глобальной навигационной спутниковой системы GPS или улучшения других подсистем транспортных средств являются примером продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих интегрированных технических подсистем.

5.1.2 Процессная инновация

Процессная инновация характеризуется внедрением нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. К ним относятся значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости производства или затрат по доставке продукции, повышение ее качества, либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов. Процессные инновации можно рассматривать с точки зрения методов производства, методов доставки или их комбинации:

1)    методы производства. Данные методы включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или применение автоматизированного проектирования при разработке новой продукции;

2)    методы доставки. Данные методы затрагивают логистику предприятия и объединяют оборудование, программное обеспечение и методики определения источника входящих потоков, выделение материальных средств внутри предприятия или доставку конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение штрих-кодов или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств (RFID).

7

Процессные инновации подразумевают значительные изменения в оборудовании и программном обеспечении, используемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг или в процедурах и технологиях оказания услуг.

Примечание — Примерами служат внедрение отслеживающего устройства GPS в транспортном обслуживании, освоение новой системы резервирования в туристическом агентстве и разработка новых технологий управления проектами в консультационной компании.

Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технологии, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, обработка данных и техническое обслуживание. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информационно-коммуникационнойтехнологии(ИКТ) является процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности или качества вспомогательной деятельности предприятия.

Применительно к товарам различие между продуктами и процессами очевидно. Однако в сфере услуг оно может быть менее явным, поскольку производство, предоставление и потребление многих услуг может происходить одновременно. Вот некоторые рекомендации по тому, как различать продуктовые и процессные инновации в сфере услуг:

1)    если инновация включает новые или значительно улучшенные характеристики услуги, предлагаемой потребителям, то она является продуктовой инновацией;

2)    если инновация включает новые или значительно улучшенные методы, оборудование или квалификацию работников при оказании услуг, то она является процессной инновацией;

3)    если инновация включает значительные улучшения, как в характеристиках предлагаемой услуги, так и в методах, оборудовании или квалификации работников при оказании услуг, то она является одновременно продуктовой и процессной инновацией.

Во многих случаях инновация в сфере услуг может относиться только к одному типу. К примеру, предприятия могут предложить новую услугу или уже существующую услугу с новыми характеристиками без значительного изменения способа предоставления этой услуги. Подобным образом, существенные улучшения производственного процесса, например, снижение затрат на доставку, может никакие повлиять на характеристики самой услуги, продаваемой потребителям.

5.1.3 Статистический обзор продуктовых и процессных инноваций

Из обзоров инноваций по предприятиям следует, что доля предприятий, занимающихся продуктовыми и процессными инновациями, значительно варьирует в разных странах (см. рисунок 1) и зависит от

В Продуктовые/процессные инновации и организационные/маркетинговые инновации

Организационные/маркетинговые инновации

б Продуктовые/процессные инновации Рисунок 1 — Доля инновационных предприятий по типам инновационной деятельности, 2008—2010 гг.

(% всех инновационных предприятий)

ГОСТ P 56261—2014

размера предприятия (см. рисунок 2), а также от отрасли экономики. Данные по инновациям, разработанным, в основном, за счет внутреннего аудита предприятия подтверждают, что малые и средние предприятия (МСП) имеют тенденцию активнее осваивать технологии, чем крупные предприятия.

Малые и средние    Крупные

100 75    50    25    0    25    50    75    100

%

предприятия    предприятия

Германия

Южная Африка (2005-2007 гг.)

Эстония Бразилия Израиль Португалия Люксембург Словения Австрия Швеция

Южная Корея (производство 2005-2007 гг)

Бельгия Ирландия Италия Франция Чешская Республика Финляндия Дания Испания Нидерланды Канада Норвегия

Новая Зеландия (2008-2009 гг)

Исландия Словакия Венгрия Польша Великобритания Чили (2007-2008 гг.)

Россия(производство)

Только продуктовые или процессные инновации

Продуктовые или процессные, а также маркетинговые или организационные инновации Только маркетинговые или организационные инновации

Рисунок 2 — Типы инноваций по размеру предприятий, 2006—2008 гг. (% всех малых и средних предприятий, а также крупных предприятий)

9

Данные на уровне предприятия также показывают, что большинство инновационных предприятий (каккрупных предприятий, таки МСП) внедряют продуктовые или процессные инновации, а также марке-тинговые/организационные инновации (см. рисунок 1). Это справедливо для предприятий в сфере производства и в сфере услуг (см. рисунки 3 и 4).


(О СП 5 Q

_ о о о

CM <М

ю

5

0)

о

а

i с;

I 2 О с

ш

а

е

О)

о

о

см

I

со

о

о

с

О

оо

о

о

о

0.


■ J)

о


&


б

сс

<


о &

IX


а.

ю

о


с

В

со


Q


О

X


Только продуктовые или процессные инновации Только маркетинговые или организационные инновации

Продуктовые или процессные, а также маркетинговые или организационные инновации


Рисунок 3 — Типы инноваций в производственном секторе, 2006—2008 гг. (% всех производственных предприятий)


| Только продуктовые или процессные инновации | Только маркетинговые или организационные инновации

Продуктовые или процессные, а также маркетинговые или организационные инновации Рисунок 4 — Типы инноваций в сфере обслуживания, 2006—2008 гг. (% всех предприятий сферы обслуживания)


ГОСТ Р 56261-2014

При разработке инновационной политики важно учитывать возможное влияние различных типов инноваций. Продуктовые и процессные инновации могут различаться в зависимости от влияния на деятельность предприятия (например, товарооборот, снижение издержек и производительность), а также на социально-экономические показатели (например, вклад в развитие и создание рабочих мест). Признание этого является важным для инновационной политики, которая зачастую излишне ориентирована на продуктовые инновации за счет процессных инноваций.

Выявление факторов, движущих и сдерживающих различные типы инноваций, помогает в понимании инновационного процесса и формулировании соответствующей политики. Цели меняются в зависимости от типа инноваций. К примеру, цели продуктовых инноваций часто связаны преимущественно со спросом (например, улучшение качества продукта, увеличение доли рынка, выход на новые рынки), в отличие от целей процессных инноваций.

Препятствия для инноваций также могут быть связаны с определенным типом инновации или с общим направлением инновационной деятельности. Например, стоимость, как фактор, актуальна для всех типов инноваций, тогда как рыночные факторы, такие как непостоянство спроса на инновационные товары или услуги, или потенциальный рынок, где преобладают предприятия с установившейся репутацией, а также факторы, связанные с отсутствием информации о рынках, и институциональные факторы, такие как нестабильность защиты прав собственности, могут повлиять на продуктовые инновации, но не на процессные инновации. Препятствия для процессных инноваций в развивающихся странах часто связаны со слабыми инженерными и техническими навыками.

5.1.4 Реализация инноваций

В настоящем подразделе описаны участники (по группам), занятые в сфере создания вышеуказанных типов инноваций:

1)    предприятия, которые обычно являются основным центром инноваций в условиях рыночной экономики. При этом важно оценить различные процессы, которые используются на этих предприятиях для генерации и сбора идей и превращения их в востребованные рынком продукты и услуги. Эти инновационные идеи могут возникать путем исследований; взаимодействия с поставщиками, клиентами и потребителями; использования технических разработок; проектирования; изготовления и маркетинга;

2)    определенная группа предприятий, «инновационные предприниматели», не является эквивалентом МСП или вновь возникших коммерческих предприятий, но представляет собой пересечение трех составляющих: инновационного бизнеса, молодого и быстро растущего бизнеса, а также МСП. Инновационные предприниматели могут быть решающей движущей силой инновационных процессов в качестве субъектов перемен, поскольку они часто имеют большую свободу при экспериментировании, рисках и развитии более радикальных инноваций. В отличие от крупных предприятий, они не ограничены производимой продукцией, технологиями, навыками и организацией, поэтому новые предприятия могут легче работать вне доминирующих парадигм;

3)    университеты и государственные исследовательские учреждения, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования, а также опытно-конструкторские работы. Университеты и государственные исследовательские учреждения включают широкий круг участников, начиная с исследовательских университетов мирового уровня до небольших региональных университетов, технологических колледжей и правительственных исследовательских лабораторий. Университеты и государственные исследовательские учреждения играют большую роль в инновационной системе, включая образование/обучение, создание и распространение знаний, разработку нового оборудования, а также хранение и передачу знаний;

4)    государственный сектор состоит из сектора органов государственного управления (включая центральные, органы власти штата и местные органы власти), а также всех государственных корпораций, в том числе центрального банка. Роль государственного сектора заключается в том, чтобы предоставлять качественные общественные услуги и реагировать на потребности граждан и хозяйствующих субъектов, наряду с формированием и поддержанием доверия к правительству и его институтам, включая управление на государственном уровне, обеспечение общественного порядка и безопасности, образование, здравоохранение и социальную помощь, атакже множество других функций для граждан и организаций. Государственный сектор признает необходимость внедрения технических новшеств, с целью улучшения государственного управления и услуг.

5.2 Технологические и нетехнологические инновации

Технологические инновации, как правило, связаны с продуктовыми и процессными инновациями, тогда как нетехнологические инновации в основном связаны с организационными и маркетинговыми инновациями. Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны, как показывают данные по инновациям на уровне предприятий.

11

Технологические продуктовые и процессные инновации — это технологическое внедрение новой продукции и процессов или значительные технологические усовершенствования существующей продукции и процессов.

Нетехнологические инновации обычно связаны с организационными и маркетинговыми инновациями.

Примечание — Примерами являются первое применение размещения скрытой рекламы в фильмах и телевизионных программах, осуществление значительного изменения в дизайне мебели для придания ей нового внешнего вида и повышения привлекательности, первое внедрение учебных программ для создания эффективных и функциональных групп, объединяющих персонал с различной квалификацией или сферами ответственности, а также первое внедрение системы анонимного оповещения о происшествиях для поощрения сообщений об ошибках и угрозах с целью выявления их причин и уменьшения повторяемости.

Технологические и нетехнологические инновации тесно взаимосвязаны. Коммерциализация технологических продуктовых инноваций часто требует разработки новых методов маркетинга. Аналогично, новая технология производства, как правило, повышает производительность только в том случае, если подкреплена изменениями в организации. Данные по инновациям на уровне предприятия показывают, что большинство инновационных предприятий внедряют технологические инновации (процессные и продуктовые, также как и нетехнологические инновации (маркетинговые и организационные), см.рисунок 5.

Выявление факторов, движущих и сдерживающих различные типы инноваций, помогает в понимании инновационного процесса и формулировании инновационной политики. Цели и препятствия меняются в зависимости от типа инноваций. Цели, такие какзамещение снятой с производства продукции или расширение ассортимента товаров и услуг, продвигают технологические инновации, а не нетехнологические. Напротив, такие цели, как повышение способности адаптироваться к различным запросам клиентов, скорее всего продвигают нетехнологические инновации (например, маркетинговые и организационные инновации), чем технологические. Препятствия для инноваций также могут быть связаны с определенным типом инновации или со всеми типами. К примеру, стоимость, какфактор, актуальна для всех типов инноваций, тогда как стимулирование научных исследований и разработок, права на интеллектуальную собственность (IP), законодательство, нормативно-правовые акты, а также стандарты, скорее всего, оказывают более существенное влияние на технологические инновации, чем на нетехнологические.

Для формулирования инновационной политики также важно учитывать различное влияние и взаимодействия между технологическими и нетехнологическими инновациями. Технологические и нетехнологические инновации, к примеру, могут различаться в зависимости от влияния на деятельность предприятия (например, товарооборот, снижение издержек и производительность), а также на социально-экономические показатели (например, вклад в развитие и создание рабочих мест). Политика стремится способствовать технологическим инновациям, однако очевидно, что успех часто зависит от сопутствующих нетехнологических инноваций. Следовательно, программа определения политического курса должна быть расширена, чтобы учитывать нетехнологические инновации.

5.3 Радикальные и постепенные инновации

Радикальную или прорывную инновацию можно определить как инновацию, которая имеет значительное влияние на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке, тогда как постепенные инновации касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы. Постепенные инновации являются преобладающей формой инноваций. Особенности инноваций и скорость научно-технического прогресса различаются от отрасли к отрасли, а также по географической ориентации и срокам.

Радикальная или прорывная инновация — это инновация, которая имеет значительное влияние на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке. Упор делается на эффект от инновации, а не на ее новизну. Инновация может, к примеру, изменить структуру рынка, создать новые рынки или превратить существующие продукты в устаревшие. Однако не всегда очевидно, является ли инновация прорывной спустя еще долгое время после того как она была внедрена, и разница между постепенными и радикальными инновациями может быть установлена на различных уровнях. Это затрудняет сбор сведений о прорывных инновациях в пределах периода инновационного обследования, обычно два года. Радикальные инновации создают серьезные разрушительные изменения, в то время как постепенные инновации продвигают процесс изменений постепенно.

ГОСТ P 56261—2014


Германия

Малые и средние    Крупные

предприятия    предприятия

100 75    50    25    0    25    50    75    100

%

Южная Африка (2005-2007 гг.)

Эстония

Бразилия

Израиль

Португалия

Люксембург

Словения

Австрия

Швеция

Южная Корея (производство 2005-2007 гг.)

Бельгия Ирландия Италия Франция Чехия Финляндия Дания Испания Нидерланды Канада (2007-2009 гг.)

Норвегия

Новая Зеландия (2008-2009 гг.)

Исландия Словакия Венгрия Польша Великобритания Чили (2007-2008 гг.) Россия (производство)

Только продуктовые или процессные инновации

Продуктовые или процессные, а также маркетинговые или организационные инновации

| Только маркетинговые или организационные инновации

Рисунок 5 — Типы инноваций по размеру предприятия, 2006—2008 гг. (% всех малых и средних предприятий,

а также крупных предприятий)

Постепенные инновации касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы. Существуют две формы: простое изделие, которое может быть улучшено (с точки зрения повышения производительности или более низкой стоимости) за счет использования высокоэффективных компонентов или материалов, или сложное изделие, состоящее из ряда интегрированных технических подсистем, может быть улучшено путем частичных изменений в одной из его подсистем.

13

Постепенные инновации являются преобладающей формой инноваций. Радикальные инновации, как правило, представляют собой сложный процесс, нежели дискретное событие, и обычно предполагает сложный, длительный и рискованный процесс. Малые предприятия или новые участники рынка, могут играть важную роль при внедрении радикальных инноваций. Распространение радикальных инноваций почти всегда зависит от постепенных улучшений, усовершенствований и модификаций, развития дополнительных технологий, а также от организационных изменений и социального обучения. Постепенные инновации вносят существенный вклад в решение социально-экономических проблем и могут быть даже более важными в контексте развития. Увеличение постепенных инноваций в странахс низкой заработной платой способствует увеличению экспорта высококачественных и усовершенствованных товаров.

Тем не менее особенности инновационного и научно-технического прогресса сильно разнятся от отрасли котрасли. Некоторые отрасли характеризуются резкими изменениями и радикальными инновациями, другие — небольшими постепенными изменениями. В высокотехнологичных отраслях научные исследования и разработки (ИР) играют центральную роль в инновационной деятельности, тогда как прочие отрасли в большей степени полагаются на освоение существующих знаний и технологий. Низко-и среднетехнологичные отрасли как правило часто характеризуются постепенными инновациями и заимствованиями. Таким образом, инновационная деятельность часто сосредоточена на эффективности производства, дифференциации продуктов и маркетинге. Инновационная деятельность в сфере услуг также стремится к непрерывности процесса, включающего ряд постепенных изменений в продукции и процессах производства. Это может усложнить идентификацию инноваций в сфере услуг с точки зрения единичных событий, то есть как осуществление значительных изменений в продукции, процессах или других методах.

Поскольку инновации бывают различных типов, образуются разными путями и создают разнообразные эффекты, они предполагают необходимость различных ответных мер в области политики. К примеру, исследования показали, что политика, направленная на окончание цикла инновационного изделия и поддержание спроса на инновации, скорее всего, стимулирует постепенные инновации, чем способствуют радикальным инновациям. В противоположность этому, исследования, финансируемые за счет государства часто бывают важны для внедрения многих радикальных инноваций прошлого. Последнее лучше реализуется через политику продвижения технологий (или снабжение).

6 Инновации в бизнесе

Вклад коммерческих предприятий в инновации имеет решающее значение, а динамичный предпринимательский сектор является основным источником и каналом технологических и нетехнологических инноваций. Затраты хозяйствующих субъектов на исследования и разработки имеют решающее значение для инноваций и экономического роста. В среднем, предприятия обычно тратят 1 %—2% товарооборота на ИР и иную связанную с инновациями деятельность, но в некоторых странах эта доля превышает 5 % для крупных предприятий. Она также значительно варьирует в отношении различных предприятий. Поскольку инновационная деятельность чрезвычайно асимметрична, небольшая доля предприятий обеспечивает большую часть производственных ресурсов и производимых услуг. Инновационные предприятия играют важную роль в решении социально-экономических проблем, особенно включая вклад в экономическое развитие и создание новых рабочих мест, а также решение социальных и экологических проблем.

Далее приведены основные направления (аспекты) политики, которые особенно актуальны для инноваций на предприятиях:

-    доступ к трудовым ресурсам. Данное направление политики рассматривает условия для приобретения высококвалифицированного человеческого капитала. Оно включает политические меры, оказывающие влияние на затраты на наем/увольнение, доступность квалифицированной рабочей силы и миграцию квалифицированных работников. Квалифицированная рабочая сила играет ключевую роль в инновациях путем создания новых знаний, освоения и адаптации существующих идей для развития постепенных инноваций, выявления новых коммерческих возможностей, а также облегчает адаптацию предприятий к изменениям условий окружающей среды за счет способности к обучению;

-    производственная мощность и активы предприятий. Производственная мощность предприятий значительно влияет на их способность к внедрению инноваций. Различные виды мощностей существенны для инженерно-технического проектирования, производства и коммерциализации. Способ управления инновациями внутри предприятия также имеет большое значение. Инвестиции предприятий в ИР и инновации являются важным фактором не только как источник будущих инноваций: они также позволяют

ГОСТ P 56261—2014

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Общие положения....................................................5

5    Виды инноваций......................................................6

6    Инновации в бизнесе..................................................14

7    Инновации в государственном секторе......................................16

8    Управление инновациями...............................................26

9    Интеллектуальный капитал и нематериальные активы............................27

10    Влияние ИКТ на инновационное развитие....................................28

11    Профессиональные навыки для создания инноваций............................33

12    Стимулирование инноваций............................................34

13    Влияние научно-технического развития на инновационный климат....................35

14    Классификация инноваций по отраслям и технологиям...........................37

Библиография........................................................39

III

ГОСТ P 56261—2014

создавать возможности для инноваций и облегчать способность предприятий воспринимать новые знания, созданные другими;

-    доступ к знаниям. Доступ кзнаниям фактически является основным источником для распознавания и развития возможностей для инноваций. Данное направление охватывает ряд источников индивидуальных, общедоступных и академических знаний, которые содействуют инновациям в бизнесе. Это относится к технологическому сотрудничеству между предприятиями, сетям по распространению знаний и кластерам, в которых задействованы предприятия, области взаимодействия исследований государственного сектора и промышленности, приобретению производственного оборудования, а также к установленным отношениям предприятий с потребителями;

-    доступ к финансовым средствам. Данное направление политики связано с доступом к финансовым ресурсам, которые играют важную роль в инновациях, поскольку они требуются для проведения исследований, освоения технологий необходимых для изобретений, а также развития и коммерциализации инноваций. Источники финансирования включают привлечение заемного капитала; финансирование за счет собственных средств; государственное финансирование инновационного развития, софинансирование, субсидирование и иные виды финансирования, в том числе собственные денежные средства предприятий, которые широко используются как финансовый источник для инвестирования в инновации;

-    маркетинговая среда предприятия. Развитие рынка и доступ играют ключевую роль в инновациях предприятий, поскольку возможности рынка в конечном счете определяют условия, которые приводят к коммерческому успеху или провалу. Конкуренция может способствовать инновациям, стимулируя предприятия к развитию. Кроме того, улучшенный доступ на внутренние и внешние рынки может облегчить приобретение зарубежных технологий и способствовать улучшению распределения знаний, а также способствовать расширению рынка предприятий. В то же время конкуренция не всегда полезна для инноваций: если она не позволяет инноваторам возмещать инвестиционные расходы на инновации, уровень их капиталовложений будет снижаться;

-    нормативно-правовая база. Административные рамки, государственное регулирование и государственная политика, которые оказывают влияние на деятельность предприятий, могут влиять на развитие инновационных компаний. Аспекты нормативно-правовой базы включают регулирование товарного рынка (определяющий фактор, поскольку он будет определять рыночную конкуренцию), а также другие факторы, такие как стандарты и нормативные положения в области прав на интеллектуальную собственность.

6.1 Связь предпринимательства и инноваций

В связи с предпринимаемыми усилиями для преодоления глобального финансово-экономического кризиса, особое внимание следует обратить на инновационное предпринимательство, поскольку это может сыграть важную роль в содействии экономическому росту, созданию рабочих новых мест и снижению уровня бедности, а также может способствовать решению ключевых социальных проблем.

Инновационное предпринимательство предполагает наличие трех составляющих:

Рисунок 6 — Элементы инновационного предпринимательства

15

Введение

Стандарты на системы менеджмента все больше используются по всему миру организациями всех типов и размеров. Чтобы эти стандарты приносили пользу, заслуживали внимания и уважения, они должны отражать существующие потребности рынка и быть взаимно совместимыми для облегчения применения.

Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность. В результате было принято Руководство ИСО 72 по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента в качестве дополнительного указания к директивам ИСО/МЭК, которое послужило базисом для ряда международных стандартов на системы менеджмента.

Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процессов, услуг, а также организационных или бизнес-моделей является основным двигателем экономического роста.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как «применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, при организации рабочих мест, или при налаживании внешних отношений.

Инновации могут быть по своей природе технологическими и нетехнологическими. Более того, нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя наиболее предпочтительна комбинированная модель.

ОЭСР провела ряд исследований по изучению производительности и занятости в условиях внедрения инноваций. Результаты этих исследований показали, что технологии не только способствуют созданию рабочих мест (более продуктивных, высокопрофессиональных и лучше оплачиваемых). В ряде случаев низкооплачиваемые рабочие места и непродуктивные виды работ могут быть ликвидированы. Однако с точки зрения исторического процесса технологический эффект, создающий прибавочную стоимость, оказывается более мощным, чем эффект от замещения рабочих мест: технологический прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеобщей занятостью.

Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС (TATF АРЕС), провело ранжирование 21 экономики АТЭС в шести ключевых областях инновационной политики:

-    открытый и недискриминационный доступ на рынок, прямые иностранные инвестиции и политика в области стандартизации;

-    политика в области науки и научных исследований, способствующих инновациям;

-    цифровая политика, приводящая к развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

-    эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;

-    открытость в отношении внутренней конкуренции и появления на внутреннем рынке новых компаний;

-    открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.

Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью наращивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правительства могут и должны сыграть конструктивную роль в помощи развития конкуренции в частном секторе. Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонентами инновационной экосистемы — бизнес-средой, регуляторной средой и средой инновационной политики.

Бизнес-среда включает финансирование, институты частного сектора и финансовые возможности.

Регуляторная среда предоставляет возможность всей организационной структуре применять инновации, включая:

-    конкурентную и открытую торговую систему, стимулирующую национальные компании к участию в инновациях на основе добросовестной конкуренции;

-    поддержку конкурентоспособности продукции и услуг на рынке с целью привлечения новых участников и использования новых бизнес-моделей;

ГОСТ P 56261—2014

-    налоговую систему, стимулирующую инновации и предоставляющую возможность предприятиям конкурировать на мировых рынках;

-    регулятивные требования для бизнеса, которые до возможной степени основываются на гармонизированных и прозрачных стандартах;

-    ограничение регулирования в области цифровой экономики, сдерживающего развитие цифровых инноваций и их применение;

-    нормотворческий процесс, который является прозрачным и основанным на законах;

-    государственные закупки, основанные на представительных стандартах, а также на добросовестной конкуренции;

-    защиту интеллектуальной собственности, позволяющую получить отдачу от инноваций.

Среда инновационной политики включает:

-    поддержку технологических исследований;

-    поддержку коммерциализации технологий;

-    поддержку инфраструктуры цифровых технологий;

-    поддержку организаций, особенно малых и средних предприятий, в плане модернизации и повышения производительности;

-    развитие эффективного обучения и повышение мастерства.

В настоящем стандарте различаются понятия инновационный менеджмент и менеджмент предприятия в инновационной сфере деятельности. Инновационный менеджмент представляет взаимосвязанный комплекс действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. При этом, как правило, под механизмами управления инновационными процессами подразумевают в первую очередь такие процессы, без которых невозможно достижение стратегической цели инновационного предприятия. Однако инновационный менеджмент не предназначен для обеспечения выживания организации в инновационной среде, которая зависит и от других причин и условий ее деятельности, напрямую не связанных с инновационной продукцией или услугами. Поэтому система менеджмента предприятия в инновационной сфере деятельности подразумевает более общий подход, чем система инновационного менеджмента, охватывая при этом все его элементы. Она используется в том числе, при разработке и производстве инновационной продукции, когда доход от инновационной деятельности еще не может поддерживать ее. Для продвижения на рынок инновационного продукта или услуги может потребоваться более длительный срок, чем для новых разновидностей уже известной продукции или услуги, поскольку потребитель еще не настолько хорошо знаком с этой продукцией. Тем не менее, в период инновационных реформ необходимо поддерживать нормальную жизнедеятельность предприятия за счет использования уже задействованных механизмов и процессов, которые также, возможно, потребуется адаптировать к новым условиям жизнедеятельности предприятия. Поэтому в зависимости от видения и стратегии предприятия его система менеджмента может расширяться за счет интеграции различных механизмов и инструментов менеджмента способных содействовать не только созданию, поддержанию и развитию инновационной активности предприятия, но и обеспечению выживаемости на всех стадиях его жизненного цикла.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в инновационных сферах, также используют системы менеджмента, которые наиболее подходят для их целей и адаптированы к конкретным задачам деятельности предприятия.

Для достижения конкурентоспособности и преимущества на современном рынке предприятиям необходимо уметь управлять стратегией деятельности. Конечная цель стратегии — получение продукта, соответствующего запросам потребителей, и увеличение прибыли. Следовательно, стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения. Что будет целью, а что средствами, зависит от тех шагов, что делают менеджеры, позиционируя компанию на рынке. От решения, где и как разместить ресурсы, в конечном счете зависит, сумеет ли организация добиться успехов на рынке.

Важно уметь предвидеть изменения и использовать их в своих интересах. Так чем же организация может манипулировать, чтобы заставить изменения работать на себя? Все это можно реализовать через инновационную стратегию, стратегию обновления и стратегию постепенного совершенствования.

Инновационная стратегия строится вокруг новых, «прорывных» технологий или решений. Преимущество этой стратегии в том, что ею не может воспользоваться ни один конкурент.

Новизна стратегии, в чем во многом и проявляется сущность творчества, охватывает все основные составляющие: масштаб бизнеса, его облик и цели. Масштаб в первую очередь задается через новый продукт и/или решение, воспринимаемое как новое, и создает новый потребительский запрос или новую функциональность. Облик, как правило, нацелен на трансформацию потребительского восприятия компании, продукта или решения, формирование спроса и пр. Неудивительно, что рыночные цели, ассоции-

руемые с инновационной стратегией, почти всегда направлены на создание совершенно новой для потребителей формы продукта или ее разновидности и выявление скрытой и еще неосознанной потребности.

Стратегия обновления заключается в том, что постоянному обновлению подвергается сама стратегия предприятия.

Можно вполне обоснованно утверждать, что большинство новых участников рынка используют разновидности стратегий конкурентов, а не разрабатывают по-настоящему инновационные предложения.

Чаще всего это связано со следующим:

-    во-первых, расширить или изменить существующую стратегию гораздо легче на интеллектуальном и организационном уровнях;

-    во-вторых, если стратегия успешная с точки зрения показателей рынка и финансовых результатов, естественно, что компания стремится использовать ее преимущества максимально долго;

-    в-третьих, личный, и организационный риск, связанный с преобразованием существующей стратегии, значительно меньше, по крайней мере в краткосрочном плане.

В любом случае масштаб, облик и цели существенно модифицируются, но радикально не изменяются. Менеджеры активно ищут возможности: расширяют, улучшают и адаптируют существующие товарные линии; отыскивают новых потребителей; ведут себя агрессивнее поотношению к конкурентам; стараются изменить облик бизнеса, переходя от подхода с незначительной дифференциацией к тесному контакту или совершенно новым формам взаимоотношений с различными группами клиентов.

Стратегия постепенного совершенствования предполагает поэтапные небольшие изменения масштаба, облика и цели: выполнение в основном прежних операций, но в больших объемах и с незначительными изменениями используемых процессов.

Также следует иметь в виду, что для достижения своих целей предприятиям, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим видам инноваций:

-    технологическим;

-    социальным;

-    продуктовым;

-    организационным;

-    маркетинговым.

При необходимости возможно рассмотрение и других видов инноваций, однако вышеперечисленные можно рассматривать как наиболее общие и используемые.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инновационный менеджмент ИННОВАЦИИ Основные положения

Innovation management. Innovations. Basic principles

Дата введения — 2016—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общую характеристику инноваций и позволяет организациям сориентироваться и скоординировать их работу по представлению, разработке и сопровождению методической инфраструктуры систем инновационного менеджмента (IMS). Разработка такой системы менеджмента позволит организациям совершенствовать свою деятельность и достигать больших успехов в реализации продуктов и услуг, планировании организационного процесса и инновационных бизнес-моделей. Это обеспечит стимулирование результативности, роста стоимости и усиления конкурентоспособности организаций.

Внедрение систем инновационного менеджмента предоставляет организациям следующие преимущества:

-    ускорение роста, увеличение доходов и прибыли;

-    новое мышление и новое качество деятельности организации;

-    упреждающий рост стоимости в результате лучшего понимания будущих рыночных потребностей и возможностей;

-    помощь в идентификации и снижении рисков;

-    повышение коллективной креативности и интеллекта организации;

-    увеличение стоимости продукции в результате сотрудничества с партнерами в процессе инновационной деятельности;

-    мотивацию привлечения в организацию новых сотрудников и стимулирование работы в команде.

Настоящий стандарт предназначен для применения всеми организациями, которые разрабатывают требования к системам инновационного менеджмента, а также руководящие указания и стандарты, имеющие отношение к системам менеджмента. Его могут использовать организации, разрабатывающие стандарты на международном, региональном и национальном уровне, которые рассматривают или уже разрабатывают стандарты на системы менеджмента и/или сопоставимые документы.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р 55901 —2013 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности

ГОСТ Р 56273.1-2014/BS PD CEN/TS16555-1:2013 Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины, определенные в ГОСТ Р 54147-2010, ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИС014050, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 55901 —2013, а также следующие тер-мины с соответствующими определениями:

3.1    система менеджмента: Система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Примечания

1    Организации применяют системы менеджмента, чтобы разработать свою политику и реализовывать ее через цели и задачи, используя:

-    организационную структуру, в рамках которой распределены роли, ответственность и полномочия персонала;

-    систематические процессы и связанные с ними ресурсы;

-    методы измерения и оценки деятельности на соответствие целям и задачам и обратную связь по результатам, используемым для планирования улучшения системы;

-    анализ процесса с целью обеспечения решения проблем, понимания и реализации возможности улучшения.

2    Каждая организация располагает всеобъемлющей системой менеджмента, используя которую устанавливают, достигают и управляют целями организации.

3.2    стандарты на системы менеджмента

3.2.1    тип А: стандарт требований к системе менеджмента: Стандарт, предназначенный для обеспечения рынка соответствующими техническими условиями системы менеджмента организации с целью демонстрации ее способности удовлетворять внутренние и внешние требования.

Примеры

1    Стандарты (технические услов ия) требований к системе менеджмента.

2    Стандарты требований к узкоспециализированной системе менеджмента.

3.2.2    тип В: стандарт руководящих указаний для системы менеджмента: Стандарт, предназначенный для того, чтобы помочь организации в совершенствовании ее систем менеджмента путем дополнительного руководства по элементам стандарта требований к системе менеджмента или отдельного руководства, не являющегося равнозначным для стандарта требований.

Примеры

1    Руководство по использованию стандартов требований к системе менеджмента.

2    Руководство по созданию системы менеджмента.

3    Руководство по внедрению/совершенствованию системы менеджмента.

4    Стандарты руководящих указаний для узкоспециализированной системы менеджмента.

3.2.3    тип С: стандарт, связанный с системой менеджмента: Стандарт, предназначенный для предоставления дополнительной информации по специальным частям системы менеджмента или руководство по соответствующим вспомогательным инструментам в дополнение к стандартам на системы менеджмента.

Примеры

1    Документы по терминологии системы менеджмента.

2    Стандарты по аудиту, документированию, инструктированию, измерению и оценке стоимости работ.

2 Стандарты по маркированию и оценке жизненного цикла.

2

ГОСТ Р 56261-2014

3.3    семейство стандартов на системы менеджмента (серия ССМ): Набор требований к системе менеджмента и стандартов руководящих указаний (п.п. 3.2.1 и 3.2.2) и связанные с ними стандарты (п. 3.2.3), разработанные тем же техническим комитетом.

3.4    проект стандарта на систему менеджмента (проект ССМ): Проект начальной разработки, рассмотрения, пересмотра или добавления новых частей стандартов требований и руководящих указаний на систему менеджмента (п.п. 3.2.1 и 3.2.2), а также связанных с ними стандартов (п. 3.2.3).

3.5    совместимость (стандартов): Возможность совместного использования аналогичных стандартов при определенных условиях с целью выполнения не противоречащих уместных требований.

Примечания

1    Определение приведено из Руководства ИСО/МЭК 2.

2    Конкретно для ССМ «совместимость» означает, что организации могут реализовать общие элементы стандартов путем совместного использования (целиком или по частям) без ненужного дублирования или предъявления противоречащих требований. Совместимость не означает, что текст общих элементов стандартов должен быть идентичным, но это практически возможно.

3.6    процесс анализа обоснования (процесс АО): Процесс для обоснования и оценивания коммерческой своевременности проектов СММ (п. 3.4).

Примечание — Первоначальный анализ обоснования выполняет автор проекта ССМ. Вслед за оценкой стоимости и внесения необходимых поправок он формирует входные данные для последующей оценки и выдачи рекомендации (п. 6.2).

3.7    верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

3.8    валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

3.9    инновация: Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

3.10    инновация: Внедрение нового или значительно улучшенного продукта, товара или услуги; нового метода маркетинга; или нового организационного метода вделовой практике, организации рабочих мест или осуществлении внешних связей.

3.11    процессная инновация: Внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта.

Примечание — Под процессной инновацией подразумеваются значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости производства или затрат по доставке продукции, повышение ее качества, либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов. Процессные инновации можно рассматривать с точки зрения методов производства, методов доставки или тех и других методов.

3.12    продуктовая инновация: Внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными в части их свойств или предполагаемого использования.

Примечание — Продуктовая инновация предполагает реализацию нового или значительно улучшенного способа производства или метода поставки. Обзоры инноваций предприятий показывают, что доля предприятий, занимающихся продуктовыми и процессными инновациями, значительно варьирует в разных странах и, что предприятия часто внедряют комбинированные виды инноваций — сочетание продуктовых и процессных инноваций.

3.13    нормотворческая деятельность: Специализированная деятельность государственных органов, связанная с принятием (отменой, изменением) нормативных правовых актов, а также их систематизацией.

3.14    инновационный менеджмент: Взаимосвязанный комплексдействий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

3.15    инновационная деятельность (процесс): Процесс, направленный на разработку и реализацию конечных результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений, воплощенных в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок.

3.16    передовая практика: Термин, используемый в АТЭС для указания на сравнение между различными методами, применяемыми экономическими системами в связи с конкретным вопросом или ситуацией.

Примечание — Цель заключается в обмене опытом, достигнутым экономическими системами, физическими лицами, организациями, учреждениями при применении данных методов, в результате чего препятствующие факторы могли бы быть предотвращены или устранены, в то время как успешные методы можно было бы распространять и продвигать в качестве передовых методов.

3.17    подкомитет по стандартам и оценке соответствия: Подкомитет АТЭС, учрежденный в 1994 г. и подотчетный непосредственно Комитету по торговле и инвестициям АТЭС (CTI).

Примечание — Подкомитет работает с целью укрепления гармонизации стандартов и оценки соответствия, поддерживая, таким образом, эффективность производства и упрощая процедуры торговли среди экономических систем — членов АТЭС.

3.18    технические барьеры в торговле: Обобщенное название ограничивающих торговлю барьеров, создаваемых техническими регламентами и стандартами на продукцию или связанные с ней условия производства, которые могут варьировать от страны к стране, что создает много трудностей для производителей и экспортеров.

Примечание — Если правила устанавливаются произвольно, они могут создавать барьеры для торговых отношений. Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле стремится обеспечить, чтобы технические условия, стандарты, процедуры испытаний и сертификации не создавали ненужных препятствий.

3.19    содействие торговле: Деятельность, способствующая снижению затрат на коммерческие операции, упрощению порядка управления делами, таможенных законов, гармонизации стандартов, и обеспечивающая уверенность в том, что коммерческая деятельность будет осуществляться быстрее и эффективнее.

Примечание — Начиная со времени установления этого понятия в 1989 г. АТЭС приложила большие усилия для активизации содействия торговле.

3.20    прозрачность: Критерий, установленный в совместных действиях ВТО, АТЭС и других меж-дународныхорганизаций, посредством которого политика, нормативно-правовые акты, процедуры, экономическая и торговая деятельность определены и выполняются ясным, открытым и предсказуемым

образом.

3.21    Всемирная торговая организация (ВТО): Организация, созданная в 1995 г. как результат Уругвайского раунда и в качестве преемника Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT).

Примечание — Основные функции ВТО:

1)    контроль за выполнением международных торговых соглашений;

2)    деятельность в качестве форума для торговых переговоров по снижению тарифных и нетарифных барьеров для товаров и услуг;

3)    урегулирование торговых споров;

4)    наблюдение за торговой политикой стран-членов;

5)    содействие развивающимся странам в вопросах торговой политики посредством технической помощи и обучающих программ;

6)    сотрудничество с другими международными организациями.

Высшим руководящим органом ВТО является министерская конференция, которая собирается не реже одного раза в два года.

3.22    консенсус: Один из наиболее важных принципов содружества, базируется на политике открытого диалога и достижения согласия при равном уважении мнений всех участников.

3.23    Соглашение о свободной торговле: Форма международной экономической интеграции.

Примечание — Страны, подписавшие данное соглашение, договорились отменить тарифы и другие торговые барьеры на большинство, если не на все товары, услуги, инвестиции и интеллектуальную собственность друг друга. Зона свободной торговли — результат Соглашения о свободной торговле между двумя или более странами.

3.24 режим наибольшего благоприятствования: Статус, назначенный одной страной для другой в международной торговле.

Примечание — Это означает, что принимающей стране будут предоставлены все торговые преимущества (такие, например, как низкие тарифы), которые другая страна также получает. По сути дела, со страной, име-

4