Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56118-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит указания по разработке руководств по СУБ АД операторов аэропортового комплекса (АК). Руководство по СУБ должно отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Цель стандарта - обеспечить единый подход операторов АК к созданию и внедрению СУБ АД для интеграции в Единую систему управления безопасности авиационного комплекса Российской Федерации. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми операторами АК независимо от их юридической формы и размера, которые осуществляют коммерческое обслуживание воздушных судов и имеют сертификат.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Документация СУБ

     3.1 Иерархия документации СУБ

     3.2 Документированные процедуры СУБ оператора АК

     3.3 Руководство по СУБ

4 Процесс подготовки руководства по СУБ

     4.1 Ответственность за подготовку

     4.2 Использование ссылок

     4.3 Точность и полнота

5 Процесс утверждения, издания и управления руководством по СУБ

     5.1 Окончательный анализ и утверждение

     5.2 Распространение руководства

     5.3 Внесение изменений

     5.4 Издание и управление изменениями

     5.5 Непроконтролированные экземпляры

6 Содержание руководства по СУБ

 
Дата введения01.07.2015
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

18.09.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1126-ст
РазработанОАО Авиатехприемка
ИзданСтандартинформ2015 г.

Air transport. Safety management system of aviation activity. Safety management system of complex service providers. Safety management system manual of aviation activity airport complex

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

56118—

2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Руководство по управлению безопасностью авиационной деятельности аэропортовых комплексов

Издание официальное


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Авиатехприемка» (ОАО «Авиатехприемка»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. Nfi 1126-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 56118—2014

Содержание

1    Область применения.....................................................................................................................................1

2    Термины и определения...............................................................................................................................2

3    Документация СУБ.........................................................................................................................................3

3.1    Иерархия документации СУБ................................................................................................................3

3.2    Документированные процедуры СУБ оператора АК...........................................................................3

3.3    Руководство по СУБ...............................................................................................................................3

4    Процесс подготовки руководства по СУБ....................................................................................................4

4.1    Ответственность за подготовку.............................................................................................................4

4.2    Использование ссылок...........................................................................................................................5

4.3    Точность и полнота.................................................................................................................................5

5    Процесс утверждения, издания и управления руководством по СУБ......................................................5

5.1    Окончательный анализ и утверждение................................................................................................5

5.2    Распространение руководства..............................................................................................................5

5.3    Внесение изменений..............................................................................................................................5

5.4    Издание и управление изменениями....................................................................................................5

5.5    Нелроконтролированные экземпляры..................................................................................................6

6    Содержание руководства по СУБ.................................................................................................................6

Введение

Оператор аэропортового комплекса (АК) разрабатывает и ведет документацию по СУБ АД. основой которой является руководство по СУБ.

Руководство по СУБ должно включать в себя:

-    политику и цели в области обеспечения безопасности;

-    требования к СУБ;

-    процессы и процедуры СУБ;

-    иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур

СУБ:

-    результаты функционирования СУБ.

Оператор АК разрабатывает и обновляет приемлемое руководство по СУБ. которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должен определить сам оператор, но руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности авиационной деятельности.

IV

ГОСТ Р 56118-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ

ОБСЛУЖИВАНИЯ

Руководство по управлению безопасностью авиационной деятельности аэропортовых комплексов

Air transport.

Safety management system of aviation activity. Safety management system of complex service providers , Safety management system manual of aviation activity airport complex.

Дата введения — 2015—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит указания по разработке руководств по СУБ АД операторов аэропортового комплекса (АК). Руководство по СУБ должно отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:

-    эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

-    разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

-    согласование и контроль над строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

~ подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля над их техническим состоянием;

-    обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

-    орнитологическое обеспечение;

-    обеспечение контроля над работой сторонних подрядных организаций на аэродроме:

-    обеспечение соблюдения спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

“ обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

-    обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

-    организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранслорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

-    обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

Издание официальное

-    эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

-    техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;

-    обеспечение соблюдения спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;

-    обеспечение соблюдения спецмашинами работ по заправке авиационными горючесмазочными материалами и специальными жидкостями (далее — авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;

-    встреча и сопровождение воздушных судов.

Цель настоящего стандарта — обеспечить единый подход операторов АК к созданию и внедрению СУБ АД для интеграции в Единую систему управления безопасности авиационного комплекса Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми операторами АК независимо от их юридической формы и размера, которые осуществляют коммерческое обслуживание воздушных судов и имеют сертификат.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы. в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.

2.2    регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов.

2.3    безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня риска и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.

2.4    показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.

2.5    риск: Мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин — нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.

2.6    приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

2.7    организация: Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса.

2

ГОСТ Р 56118-2014

3 Документация СУБ

3.1 Иерархия документации СУБ

На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СУБ оператора АК. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от положения дел в этой организации, но. как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СУБ.

Руководство по СУБ (Уровень А)

Описывает СУБ оператора АК в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности авиационной деятель-ности и применяемыми стандартами

Документированные процедуры (Уровень В)

Описывают необходимую для внедрения элементов СУБ деятельность отдельных функциональных подразделений

Другие документы СУБ оператора АК (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.)

(Уровень С)

Состоит из подробных рабочих документов

Рисунок 1 — Иерархия документации СУБ

3.2    Документированные процедуры СУБ оператора АК

Документированные процедуры СУБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечении безопасности.

Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.

Степень подробности зависит от следующих факторов:

-    масштабы АК. число организаций (юридических лиц), осуществляющих аэропортовую деятельность:

-    доступность производственного персонала к документации на неверные процедуры или технологии или к извещениям автора документации;

-    установленные процедуры организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по аэропортовой деятельности неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации.

Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо на последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СУБ

Число документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления определяют с использованием настоящего стандарта. Каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.

3.3    Руководство по СУБ

3 3 1 ФЗщие прлржения

Руководство по СУБ должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство по СУБ должно охватывать все применяемые элементы стандарта системы качества организации.

В руководстве по СУБ должны быть описаны с соответствующими подробностями те же аспекты управления, которые перечислены в 3.1. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы руководства могут быть идентичными. Однако необходима

3

некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства по СУБ.

Содержание руководства по СУБ оператора АК подробно рассмотрено в разделе 6.

3.3.2    Цели руководства по СУБ

Руководство по СУБ оператора АК разрабатывают в целях (но не ограничиваясь ими):

-    изложения политики, процедур и требований в области обеспечения безопасности авиационной деятельности;

-    описания и внедрения эффективной СУБ;

-    обеспечения более совершенного управления установившейся практикой и облегчение деятельности по обеспечению безопасности авиационной деятельности;

-    обеспечения документированной основы для проведения проверок функционирования СУБ;

-    подготовки персонала, занятого разработкой СУБ. и методов оценки ее соответствия требованиям государства;

-    представления документации СУБ для внешних целей, таких как демонстрация соответствия требованиям международных стандартов;

-    распределения функций между структурными подразделениями оператора АК и организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность, процедуры реализации функций СУБ совместно с процедурами системы качества организации, обеспечивающие необходимое взаимодействие подразделений. персонала, контроль выполнения заданий и документальное оформление результатов выполнения работ в данной сфере деятельности.

3.3.3    Структура и Форма

Несмотря на то — что структура или форма для руководства по СУБ не установлены, оно должно точно, с необходимой полнотой и в сжатом виде излагать политику, цепи и основные документированные процедуры организации. Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов руководства по СУБ к элементам СУБ. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например, структурирование руководства. с тем чтобы оно отражало характер организации.

3.3.4    Многообразие руководств по СУБ

Руководство по СУБ может быть;

-    прямой компиляцией документированных процедур СУБ;

-    группированием или подразделением документированных процедур СУБ:

-    серией документированных процедур для конкретных возможностей или применений;

-    сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;

-    документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;

-    отдельным или каким-либо еще документом.

3.3.5    Конкретные случаи применения руководства по СУБ

Когда оператор АК считает необходимым разграничить содержание или использование руководства по СУБ. очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему, не противоречили друг другу.

В любом руководстве по СУБ должны быть определены функции администрации, документально описаны составные части системы и процедуры ипи даны на них ссылки, а также сжато изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на СУБ.

4 Процесс подготовки руководства по СУБ

4.1 Ответственность за подготовку

Как только руководство организации принимает решение документально оформить СУБ в руководстве по СУБ. фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий. Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или другими отдельными функциональными подразделениями.

Использование существующих документов и ссылок может значительно сократить время разработки руководства, а также помочь выявить те места, в которых недостатки СУБ необходимо определить и исправить.

Ответственное лицо (рабочий орган) должен, если это необходимо:

4

ГОСТ P 56118—2014

-    установить и перечислить применяемые политику, цели и документированные процедуры СУБ или разработать программы для таковых;

-    решить, какие элементы СУБ применить;

-    получить данные о существующей СУБ и практических подходах с помощью различных способов. таких как анкетирование и интервьюирование;

-    запросить и получить документацию или ссылки на нее из дополнительных источников;

-    определить структуру и форму руководства по СУБ;

-    классифицировать существующую документацию согласно выбранным структуре и форме;

-    использовать любой другой метод, пригодный в рамках организации, для завершения проекта руководства по СУБ.

^.Использование ссылок

Всюду, где это уместно, а также во избежание увеличения объема руководства следует включать ссылки на существующие признанные стандарты (стандарты организации) или документы, доступные для пользователя руководства по СУБ.

4.3 Точность и полнота

Ответственное лицо (рабочий орган) должен нести ответственность за обеспечение точности и полноты проекта руководства по СУБ. а также за целостность и содержание этого документа.

5 Процесс утверждения, издания и управления руководством по СУБ

5.1    Окончательный анализ и утверждение

Перед тем как издать руководство, следует ответственным лицам проанализировать его. с тем. чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и соответствующую структуру. Предполагаемые пользователи также должны иметь возможность оценить документ и дать замечания по поводу его применимости. Выпуск руководства по СУБ должен быть утвержден руководством организации, ответственной за его внедрение. Каждый экземпляр руководства должен иметь свидетельство о разрешении на выпуск.

5.2    Распространение руководства

Метод распространения официально принятого руководства по СУБ. либо в полном объеме, либо по частям должен гарантировать всем пользователям соответствующий доступ к руководству по СУБ. Правильному распространению и управлению может способствовать, например, присвоение серийных номеров экземплярам для получателей. Администрация должна обеспечить индивидуальное ознакомление с содержанием руководства по СУБ. подходящим для каждого пользователя в рамках организации.

5.3    Внесение изменений

Следует обеспечить метод обоснования, разработки, анализа, контроля и внесения изменений в руководство по СУБ. При внесении изменений следует применять те же процедуры анализа и процесса утверждения, что и при разработке основного руководства по СУБ

5-4_ИзАани_е_и управление_изменениям^

Издание документа и управление изменениями важны для гарантии того, что содержание руководства по СУБ должным образом санкционировано. Официально одобренное содержание должно легко идентифицироваться. Можно предусмотреть различные методы для облегчения физического процесса проведения изменений. Чтобы гарантировать актуальность каждого руководства по СУБ. необходимо иметь метод, обеспечивающий получение всех изменений каждым держателем руководства по СУБ и внесение этих изменений в каждое руководство по СУБ. Оглавление, отдельная страница с указанием статуса пересмотра или другие подходящие средства могут быть использованы с целью убедить пользователей в том. что они получили официально одобренное руководство по СУБ.

5

5.5 Непроконтролированные экземпляры

Все экземпляры руководства по СУБ. распространяемые для выработки предложений, использования вне организации и в других случаях, когда контроль за изменениями не предусмотрен, должны быть идентифицированы как непроконтролированные.

Примечание — Если не предусмотреть такой процесс, то станет возможным непреднамеренное использование устаревших документов

6 Содержание руководства по СУБ

6.1    Руководство по СУБ может иметь следующую структуру:

-    заголовок раздела;

-    цель;

-    критерии;

-    справочные документы для перекрестных ссылок.

Под каждым нумерованным заголовком раздела приводится описание цели данного раздела, затем указываются критерии и справочные документы.

Под целью понимают то. к чему организация стремится, чего старается достичь посредством осуществления действий, описанных в разделе. Критерии определяют объем того, что необходимо учесть при написании данного раздела.

Справочные документы служат для связи информации с другими руководствами или стандартными эксплуатационными правилами организации, которые содержат детали элементов и процессов.

6.2    Руководства может вкпючать в себя следующие разделы:

6.2.1    Контроль документооборота.

6.2.2    Нормативные требования к СУБ.

6.2.3    Сфера деятельности и интеграция СУБ

6.2.4    Политика в области безопасности полетов.

6.2.5    Цели обеспечения безопасности полетов.

6.2.6    Ответственность за безопасность и ведущие сотрудники.

6.2.7    Представление данных о безопасности и корректирующие действия.

6.2.8    Выявление опасных факторов и оценка факторов риска.

6.2.9    Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности.

6.2.10    Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности.

6.2.11    Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности.

6.2.12    Постоянное совершенствование и проверка СУБ.

6.2.13    Ведение документации СУБП.

6.2.14    Контролирование осуществления изменений.

6.2.15    План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

6.3 Информация, которая может быть включена в каждый раздел

6.3.1    Контроль документооборота

6.3.1.1    Цель

Описать, как будет осуществляться обновление (актуализация) руководств(а) и каким образом организация обеспечит, чтобы все сотрудники, участвующие в обеспечении безопасности, получали последнюю редакцию руководства по СУБ.

6.3.1.2    Критерии:

а)    документы на бумажных носителях или созданные в контролируемой электронной среде и список дпя рассылки документов;

б)    взаимосвязь между руководством по СУБ и другими существующими руководствами, такими как руководство по контролю технического обслуживания или руководство по летной эксплуатации;

в)    процесс периодического обзора руководства по СУБ и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия требованиям, адекватности и эффективности;

г)    процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.

6.3.2    Нормативные требования СУБ

6.3.2.1 Цель

Представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СУБ для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

6