Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55980-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на опасные события, возникающие при выполнении ответственных технологических процессов на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, и устанавливает общие положения по классификации опасных событий. Стандарт предназначен для применения при создании информационных систем в области управления рисками на железнодорожном транспорте и обмене соответствующей информацией между субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Классификация опасных событий на железнодорожном транспорте

Приложение А (справочное) Примеры классификации опасных событий на железнодорожном транспорте

Библиография

 
Дата введения01.01.2015
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

26.03.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии225-ст
ИзданСтандартинформ2014 г.
РазработанООО НТЦ Транспроект
РазработанОАО НИИАС

Risk management on railway transport. Hazardous events classification

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

55980—

2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Классификация опасных событий

Издание официальное


ГОСТ P 55980—2014

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Транспроект» (ООО «НТЦ «Транслроект»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. № 225-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правипа применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ. 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Классификация опасных событий

Risk management on railway transport. Hazardous events classification

Дата введения —2015—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на опасные события, возникающие при выполнении ответственных технологических процессов на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования. и устанавливает общие положения по классификации опасных событий.

Настоящий стандарт предназначен для применения при создании информационных систем в области управления рисками на железнодорожном транспорте и обмене соответствующей информацией между субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    классификация: Разделение множества объектов или явлений на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

2.2    опасное событие: Событие, состоящее в возможности причинения вреда.

2.3    признак классификации: Свойство или характеристика объекта классификации, которое позволяет установить его сходство или различие с другими объектами классификации.

2.4    классификационная группировка: Множество или подмножество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам.

2.5    иерархический метод классификации: Метод, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации.

2.6    пассажир: Лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы, непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее.

Примечание — Термин приведен в соответствии с Федеральным законом (1).

2.7    работник железнодорожного транспорта Постоянный и временный персонал организаций-субъектов деятельности в сфере железнодорожного транспорта при выполнении им своих обязанностей.

2.8    сход железнодорожного подвижного состава Событие, состоящее в потере устойчивой связи хотя бы одного колеса железнодорожного подвижного состава с рельсами.

2.9    столкновение железнодорожного подвижного состава: Событие, состоящее в любом соударении хотя бы одной единицы железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или автотранспортным средством со скоростью, превышающей допустимую, установленную нормативной документацией.

Издание официальное

2.10_

опасный отказ (железнодорожной техники): Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние.

(ГОСТ 32192-2002, статья 26)

Примечание — Под опасным состоянием железнодорожной техники понимают неисправное состояние железнодорожной техники, прямо или косвенно участвующей в перевозочном процессе, при котором риск возникновения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений превышает допустимый при данном рассмотрении

2.11    пожар: Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Примечание — Термин приведен в соответствии с Федеральным законом [2].

2.12    взрыв: Быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов.

Примечание — Термин приведен в соответствии с Федеральным законом [3]

3 Классификация опасных событий на железнодорожном транспорте

3.1    Выявление, учет и анализ опасных событий на железнодорожном транспорте (далее — опасных событий) составляют основу для планирования и реализации эффективных мероприятий, направленных на защиту железнодорожного транспорта.

3.2    Целью классификации опасных событий является определение наиболее важных и/или типичных опасных событий, характерных для железнодорожного транспорта, и группировка их по определенным признакам классификации для обеспечения применения единых подходов к анализу риска различных событий в классификационных группировках.

3.3    Для описания опасного события необходимо ответить на следующие вопросы:

-    что произошло?;

-    где произошло?;

-    какие объекты участвовали?.

3.4    Опасные события на железнодорожном транспорте могут представлять собой не одно событие. а цепочку событий. Классификации в соответствии с настоящим стандартом подлежит итоговое событие и события, являющиеся основной причиной итогового события, для которых проводят оценку величины риска в соответствии с целями анализ риска в конкретной области (для конкретного объекта железнодорожного транспорта).

Примечание — Проведение анализа риска опасного события позволяет получить информацию о возможных причинах и последствиях возникновения опасного события

3.5    Классификация опасных событий проведена с использованием иерархического метода. Деление осуществляют на трех уровнях:

-    группа;

-    подгруппа;

-    вид.

3.6    Признаком классификации опасных событий на уровне группы является явление, лежащее в основе опасного события (ответ на вопрос «что произошло?»);

Признаком классификации опасных событий на уровне подгруппы является место возникновения опасного события (ответ на вопрос «где произошло?»):

-    перегон (межстанционный, межпостовой);

-    железнодорожная станция;

-    железнодорожные пути необщего пользования:

-    железнодорожный переезд или пешеходный переход.

Признаком классификации опасных событий на уровне вида является уточнение объектов и лиц. по отношению к которым возникло опасное событие (ответ на вопрос «какие объекты участвовали?»):

2

ГОСТ P 55980—2014

а) вид поезда, участвующего в опасном событии:

1) грузовой;

2)    пассажирский;

3)    моторвагонный;

4)    грузопассажирский;

5)    людской;

6)    почтово-багажный;

7)    хозяйственный;

8)    иной.

Примечание — К иным поездам относят восстановительные, пожарные, воинские и др поезда, а также одиночно следующий по перегону локомотив или специальный самоходный подвижной состав

б) категория людей, по отношению к которым возникает опасное событие:

1)    пассажиры:

2)    работники железнодорожного транспорта;

3)    иные лица (жители населенных пунктов, расположенных рядом с железными путями общего и необщего пользования, пользователи железнодорожных переездов и пешеходных переходов. нарушители, провожающие и т.п.).

Примечание — Под нарушителем понимают человека, который находится на территории железнодорожного транспорта без соответствующего разрешения иУили занимается неразрешенной деятельностью, в том числе

-    безбилетные пассажиры,

-    люди, едущие снаружи поезда.

• люди, пересекающие железнодорожные пути в неположенных местах.

-    люди, занимающиеся незаконной деятельностью на территории железнодорожного транспорта,

-    самоубийцы

в) железнодорожная техника:

1)    железнодорожный путь.

2)    системы и устройства железнодорожного электроснабжения.

3)    системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики.

4)    системы и устройства железнодорожной электросвязи.

5)    железнодорожный подвижной состав;

г) прочие объекты.

Структура классификации приведена в таблице 1.

3

Таблица 1 — Классификация опасных событий на железнодорожном транспорте

Группа Признак классификации явление, лежащее в основе опасного события

Подгруппа Признак классификации — место возникновения опасного события

Вид

Признак классификации — объекты и/ипи лица, по отношению к которым возникло опасное событие

1 Сход железнодорожного подвижного состава

1.1 Сход железнодорожного подвижного состава на перегоне

1.1.1 Сход железнодорожного подвижного состава в пассажирских, моторвагонных, грузопассажирских, людских, почтово-багажных поездах

1.1.2 Сход железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах

1.1.3 Сход железнодорожного подвижного состава в хозяйственных и иных, не указанных в 111 и 112. поездах

1.14 Сход подвижного состава не в составе поезда

1.2 Сход железнодорожного подвижного состава на станции

1 2 1 Сход железнодорожного подвижного состава в пассажирских, моторвагонных, грузопассажирских, людских, почтово-багажных поездах

122 Сход железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах

12 3 Сход железнодорожного подвижного состава в хозяйственных и иных, не указанных в 12.1 и 1.2.2. поездах

1.2.4 Сход подвижного состава не в составе поезда

1.3 Сход железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования

1.3.1 Сход железнодорожного подвижного состава в моторвагонных, грузопассажирских, людских поездах

1.3.2 Сход железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах

1.3.3 Сход железнодорожного подвижного состава в хозяйственных и иных, не указанных в 1.3.1 и 1.3.2, поездах

1.3 4 Сход подвижного состава не в составе поезда

ГОСТР 55980-2014

Группа Признак классификации — явление, лежащее в основе опасного события

Подгруппа Признак классификации — место возникновения опасного события

Вид

Признак классификации — объекты и или лица, по отношению к которым возникло опасное событие

2 Столкновение железнодорожного подвижного состава (поездов)

2 1 Столкновение железнодорожного подвижного состава (поездов) на перегоне

2.1.1 Столкновение поездов с участием пассажирского. моторвагонного, грузопассажирского, людского, почтово-багажного поезда

212 Столкновение грузового поезда с грузовым, хозяйственным, иным поездом или подвижным составом

2.1.3 Столкновение хозяйственных или иных, не указанных в 2 1 1 и 2 1 2, поездов, в том числе с подвижным составом

2 1 4 Столкновение подвижного состава не в составе поезда

2 2 Столкновение железнодорожного подвижного состава (поездов) на станции

2 2 1 Столкновение поездов с участием пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, людского, почтово-багажного поезда

2 2 2 Столкновение грузового поезда с грузовым, хозяйственным. иным поездом или подвижным составом

2 2 3 Столкновение хозяйственных или иных, не указанных в 2 2 1 и 2 2 2, поездов, в том числе с подвижным составом

2 2 4 Столкновение подвижного состава не в составе поезда

2 3 Столкновение железнодорожного подвижного состава(поездов) на железнодорожных путях необщего пользования

2.3.1 Столкновение поездов с участием моторвагонного, грузопассажирского, людского поезда

2 3 2 Столкновение грузового поезда с грузовым, хозяйственным, иным поездом или подвижным составом

2 3 3 Столкновение хозяйственных или иных, не указанных в 2.3 1 и 2.3.2, поездов, в том числе с подвижным составом

2 3 4 Столкновение подвижного состава не в составе поезда

5

Группа Признак классификации — явление, лежащее в основе опасного события

Подгруппа Признак классификации — место возникновения опасного события

Вид

Признак классификации — объекты и/или лица, по отношению к которым возникло опасное событие

3 Столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой

3.1 Столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой на же-

3.1.1 Столкновение пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, лодского, почтово-багажного поезда с автотракторной техникой

леэнодорожном переезде

3 1 2 Столкновение грузового поезда с автотракторной техникой

3.1 3 Столкновение хозяйственного или иного, не указанного в 3.1 1 и 3.1 2. поезда с автотракторной техникой

3.2 Столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой на пере-

3.2.1 Столкновение пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, лодского, почтово-багажного поезда с автотракторной техникой

гоне вне железнодорожного переезда

3.2.2 Столкновение грузового поезда с автотракторной техникой

3.2 3 Столкновение хозяйственного или иного, не указанного в 3 2 1 и 3 2 2, поезда с автотракторной техникой

3 3 Столкновение железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой на стан-

3 31 Столкновение пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, лодского, почтово-багажного поезда с автотракторной техникой

ции вне железнодорожного переезда

3 3 2 Столкновение грузового поезда с автотракторной техникой

3 3 3 Столкновение хозяйственного или иного, не указанного в 3 31 и 3 3 2. поезда с автотракторной техникой

3 4 Столкновение железнодорожного ПОДВИЖНОГО состава с автотракторной техникой на же-

3 4 1 Столкновение пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, лодского, почтово-багажного поезда с автотракторной техникой

лезнодорожных путях необщего пользования вне переездов

3 4 2 Столкновение грузового поезда с автотракторной техникой

34 3 Столкновение хозяйственного или иного, не указанного в 3 4 1 и 3 4 2. поезда с автотракторной техникой

ГОСТ P 55980—2014

Г руппа Признак классификации — явление. лежащее в основе опасного события

Подгруппа Признак классификации — место возникновения опасного события

Вид

Признак классификации — объекты инли лица, по отношению к которым возникло опасное событие

4 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на человека

4 1 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на человека на пешеходном переходе

4 11 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на пассажира

4 12 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на работника железнодорожного транспорта

4 1.3 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на иных лиц

4 2 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на человека на перегоне вне пешеходного перехода

421 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на работника железнодорожного транспорта

4 2 2 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на иных лиц

4 3 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на человека на станции вне пешеходного перехода

43 1 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на пассажира

4 3 2 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на работника железнодорожного транспорта

4 3 3 Наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на иных лиц

4 4 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на человека на железнодорожных путях необщего пользования пешеходном переходе

4 4 1 наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на работника железнодорожного транспорта

4 4 2 наезд любого поезда или железнодорожного подвижного состава на иных лиц

7

Группа Признак классификации — явление, лежащее

в основе опасного события


Подгруппа Признак классификации — место возникновения опасного события


Вид

Признак классификации — объекты и/ипи лица, по отношению к которым возникло опасное событие


5 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на посторонние объекты на пути


5.1 Наезд поезда или железнодорожного подвижного состава на посторонние объекты на пути на перегоне


5.1.1 Наезд пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского. людского, почтово-багажного поезда на объекты природного происхождения (камни, деревья и т.л.)


5.1.2 Наезд пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского. людского, почтово-багажного поезда на поврежденные объекты инфраструктуры (упавшие опоры и т.п.)


5.1.3 Наезд пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского. людского, почтово-багажного поезда на оставленные на железнодорожном пути инструменты


5.1.4 Наезд пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского. людского, почтово-багажного поезда на животных (крупный рогатый скот, диких животных)


5.1.5 Наезд пассажирского, моторвагонного, грузопассажирского, людского, почтово-багажного поезда на др объекты


5.1.6 Наезд грузового поезда на объекты природного происхождения (камни, деревья и т а)


5.1.7 Наезд грузового поезда на поврежденные объекты инфраструктуры (упавшие опоры и т.п.)


5.1 8 Наезд грузового поезда на оставленные на железнодорожном пути инструменты


51 9 Наезд грузового поезда на животных (крупный рогатый скот, диких животных)


5.1.10 Наезд грузового поезда на др объекты


5 111 Наезд хозяйственного или иного, не указанного в 5 1 1 и 5.1 6. поезда на объекты природного происхождения (камни, деревья и т.п.)


5.1.12 Наезд хозяйственного или иного, не указанного в 5 1 2 и 5 1 7. поезда на поврежденные объекты инфраструктуры (упавшие опоры и т.п.)


51.13 Наезд хозяйственного или иного, не указанного в 5 1 3 и 5 1 8. поезда на оставленные инструменты


5.1.14 Наезд хозяйственного или иного, не указанного в 5 1 4 и 5 19, поезда на животных (крупный рогатый скот, диких животных)


5.1.15 Наезд хозяйственного или иного, не указанного в 5 1 5 и 5.1.10, поезда на др объекты