Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55862-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Описывает основные принципы создания и внедрения СМБ в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях поставщиков обслуживания, определяет основные процессы этой системы. Цель стандарта – обеспечить единый подход поставщиков обслуживания к созданию и внедрению СМБ в организациях для интеграции в единую систему управления безопасностью Авиационного Комплекса Российской Федерации. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссыпки

3 Термины и определения

4 СМА АД

5 Политика и цели СМБ

     5.1 Обязательства и ответственность руководства

     5.2 Иерархия ответственности за безопасность

     5.3 Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность авиационной деятельности

     5.4 Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки

     5.5 Документация по СМБ

6 Управление рисками

     6.1 Выявление источников опасности

     6.2 Оценка и уменьшение рисков

7 Обеспечение безопасности АД

     7.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности Ад

     7.2 Осуществление изменений

     7.3 Постоянное совершенствование СМБ АД

8 Популяризация вопросов безопасности

     8.1 Подготовка кадров и обучение

     8.2 Обмен информацией о безопасности АД

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии разделов настоящего стандарта международным стандартам

Приложение Б(справочное) План внедрения СМБ

Библиография

 
Дата введения01.01.2015
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

22.11.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1934-ст
РазработанОАО Авиатехприемка
ИзданСтандартинформ2015 г.

Air transport. Aircraft industry complex safety management system (in terms of services suppliers). Aviation services suppliers safety management system, including airlines, airports, organizations for air traffic management, educational organizations and maintenance services. General provisions

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт.

Система менеджмента безопасности авиационной деятельности

СМБ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА (ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ).

СМБ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ: АВИАКОМПАНИИ, АЭРОПОРТЫ, ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ Общие положения

В®

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

ГОСТ P 55862—2013

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ОАО «Авиатехприемка»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1934-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены ГОС ТР 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ni)

© Стандартинформ,2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 55862-2013

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссыпки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    СМБАД...........................................................2

5    Политика и цели СМБ..................................................4

5.1    Обязательства и ответственность руководства...............................4

5.2    Иерархия ответственности за безопасность..................................4

5.3    Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность авиационной деятельности . 5

5.4    Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки.............5

5.5    Документация по СМБ...............................................5

6    Управление рисками...................................................5

6.1    Выявление источников опасности........................................5

6.2    Оценка и уменьшение рисков...........................................7

7    Обеспечение безопасности АД............................................9

7.1    Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности АД........9

7.2    Осуществление изменений............................................9

7.3    Постоянное совершенствование СМБ АД...................................9

8    Популяризация вопросов безопасности......................................10

8.1    Подготовка кадров и обучение.........................................10

8.2    Обмен информацией о безопасности АД..................................10

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии разделов настоящего стандарта международным стандартам ............................................11

Приложение Б (справочное) План внедрения СМБ................................12

Библиография........................................................14

III

Введение

Государство устанавливает средства контроля, определяющие порядок действий поставщиков обслуживания по выявлению источников опасности и управлению рисками для безопасности авиационной деятельности.

К ним относятся требования, конкретные эксплуатационные правила и политика внедрения систем менеджмента безопасности (СМБ) поставщиком обслуживания.

Требования, конкретные эксплуатационные правила и политика внедрения периодически пересматриваются для сохранения своей актуальности и соответствия характеру деятельности поставщиков обслуживания.

Государство согласовывает с отдельными поставщиками обслуживания предусмотренные в их СМБ показатели эффективности обеспечения безопасности авиационной деятельности (АД). Согласованные показатели эффективности СМБ конкретного поставщика обслуживания периодически пересматриваются.

Государство создает механизмы обеспечения эффективного мониторинга критических элементов контроля состояния безопасности АД. Также создает механизмы, обеспечивающие соблюдение поставщиками обслуживания установленных нормативных средств контроля (требований, конкретных эксплуатационных правил и политики внедрения) в целях выявления источников опасности и управления рисками для безопасности АД. Эти механизмы включают в себя инспекции, проверки и обследования для того, чтобы нормативные средства контроля рисков для безопасности АД были надлежащим образом интегрированы в СМБ поставщика обслуживания, использовались по назначению и оказывали запланированное влияние на риски для безопасности АД.

Безопасность необходимо рассматривать как результат управления некоторыми организационными процессами, имеющими своей целью держать под контролем факторы риска для безопасности АД. Она достигается путем уменьшения риска до приемлемого уровня. Приемлемый риск фактически является результатом поиска оптимального баланса между требованиями государства и выгодностью для пользователя, соответствия цели и эффективностью затрат.

Настоящий стандарт разработан с целью создания и внедрения СМБ АД в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях поставщиков обслуживания.

Для создания СМБ АД необходимо решение руководства организации.

В стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению СМБ АД для поставщиков обслуживания.

IV

ГОСТ P 55862—2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт.

Система менеджмента безопасности авиационной деятельности

СМБ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА (ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ). СМБ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ: АВИАКОМПАНИИ, АЭРОПОРТЫ. ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

Общие положения

Air transport. Aircraft industry complex safety management system (in terms of services suppliers). Aviation services suppliers safety management system, including airlines, airports, organizations for air traffic management, educational organizations and maintenance services. General provisions

Дата введения — 2015—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт описывает основные принципы создания и внедрения СМБ в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях поставщиков обслуживания, определяет основные процессы этой системы.

Цель настоящего стандарта — обеспечить единый подход поставщиков обслуживания к созданию и внедрению СМБ в организациях для интеграции в единую систему управления безопасностью Авиационного Комплекса Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарт ы» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности АД в процессе предоставления ими соответствующих услуг, эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы (1).

3.2    система: Совокупность различных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в которых реализуются процессы деятельности, направленные на достижение заданных целей.

3.3    регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности АД.

3.4    безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.

3.5    показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы при помощи некоторых величин и их значений.

3.6    риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания двух величин — нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от них.

3.7    приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.8    организация: Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура).организация (предприятие) поставщиков обслуживания АК Российской Федерации.

4    СМБАД

4.1    СМБ АД — это структурированный подход к управлению безопасностью, подразумевающий наличие необходимых организационных структур, определение ответственности, политических заявлений и правил, фокусирующийся на безопасности, человеческом и организационном аспектах деятельности. т. е. удовлетворение требований безопасности.

4.2    СМБ АД должна обеспечить:

а)    выявление рисков для безопасности АД;

б)    принятие корректирующих действий, необходимых для поддержания согласованного уровня безопасности:

в)    проведение постоянного мониторинга и оценки уровня безопасности АД:

г)    регулярное повышение общей эффективности СМБ АД.

4.3    Система управления безопасностью полетов является одной из разновидностей (составной частью) СМБ АД

Внедрение СМБ АД поставщиков обслуживания подразумевает функционирование, как минимум, следующих систем:

-    управления безопасностью полетов:

-    менеджмента качества:

-    экологического менеджмента:

-    менеджмента труда.

4.4    СложностьСМБ АД должна соответствовать требованиям организации куправлению безопасностью АД. Системы экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14001-2007) и систем менеджмента труда (OHSAS 18001:2007) рассматриваются в контексте процессного подхода.

4.5    Приведенная на рисунке 1 модель места и структуры СМБ организации иллюстрирует взаимосвязи «государство — организация — потребитель».


Государство



Система управления безопасностью полетов (Doc 9859 AN 474. 2013. ИКАО) [1]


Система менеджмента качества (ГОСТ ISO 9001-2011, ASfcN 90012009)


Системы экологического менеджмента и менеджмента труда (ГОСТРИСО 14001-2007. ГОСТ Р 54934-2012)




Рисунок 1 — Место и структура СМБ АД «государство — организация — потребитель»


4.6 СМБ организации может быть интегрированной и включать в себя все управленческие системы СМБ АД или состоять из отдельных систем управления, которые могут функционировать самостоятельно, но при условии руководства ответственного должностного лица за безопасность АД организации.

Организация сама должна определить масштаб и структуру СМБ АД. при этом обеспечив выполнение требований настоящего стандарта.

Не существует единой, отвечающей потребностям всех поставщиков обслуживания модели СМБ АД. Сложные СМБ АД больших организаций поставщиков обслуживания будут отличаться от систем малых организаций, так как они зависят от масштаба деятельности, характера и сложности производственных процессов и соответствующего распределения ресурсов

Рисунок 2 дает представление об определении организации в общей системе СМБ АД для выявления ее масштабов и структуры.



3


ГОСТ Р 55862-2013

4.7    Руководство организации — поставщика обслуживания обеспечивает соответствие своей политики в области менеджмента качества основным положениям СМБ АД.

Необходимо, чтобы организация разрабатывала, документировала, внедряла, поддерживала в рабочем состоянии СМБ. постоянно улучшала ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.8    Организация должна:

а)    определять процессы, необходимые для СМБ. и их применение во всей организации:

б)    устанавливать последовательность и взаимодействие этих процессов;

в)    определять критерии и методы, требуемые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

г)    обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга:

д)    принимать меры, направленные на достижение запланированных результатов и постоянное улучшение этих процессов.

4.9    СМБ АД поставщиков обслуживания подлежит одобрению государством.

На рисунке 3 приведен вариант организационной структуры СМБ АД аэропортового комплекса.

5.1    Обязательства и ответственность руководства

Поставщик обслуживания определяет свою политику в области СМБ в соответствии с национальными и международными требованиями.

Политика в области СМБ АД:

а)    отражает обязательство организации ло обеспечению безопасности АД;

б)    содержит четкое заявление о предоставлении ресурсов, необходимых для реализации политики в области безопасности АД;

в)    включает в себя процедуры отчетности;

г)    устанавливает недопустимые виды поведения при осуществлении поставщиком обслуживания авиационной деятельности и обстоятельства, при которых не будут приниматься дисциплинарные меры;

д)    подписывается ответственным руководителем организации;

е)    рассылается по всей организации с утверждающей надписью на видном месте;

ж)    периодически пересматривается на предмет сохранения актуальности и соответствия деятельности поставщика обслуживания.

5.2    Иерархия ответственности за безопасность

Поставщик обслуживания:

а)    назначает ответственного руководителя, который, независимо от других выполняемых им функций, несет окончательную ответственность от имени организации за внедрение и поддержание функционирования СМБ;

б)    устанавливает четкую иерархию ответственности во всей организации, включая прямую ответственность руководителей за безопасность АД;

в)    определяет ответственность всех руководителей, независимо от других выполняемых ими функций, а также сотрудников за эффективность обеспечения безопасности АД в рамках СМБ;

г)    документально оформляет и доводит до сведения всех сотрудников организации обязанности, иерархию ответственности и полномочия в области обеспечения безопасности АД;

4

ГОСТ Р 55862-2013

д) обозначает уровень руководителей, уполномоченных принимать решения относительно приемлемости рисков для безопасности АД.

5.3    Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность авиационной деятельности

Поставщик обслуживания назначает руководителя, отвечающего за безопасность АД и обеспечивающего внедрение и поддержание функционирования эффективной СМБ.

Примечание — Инструктивный материал относительно возможных форм соблюдения требований к руководителю, ответственному за безопасность АД. содержится в Руководстве по управлению безопасностью полетов [1].

5.4    Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки

Поставщикобслуживания обеспечивает надлежащую координацию плана мероприятий на случай аварийной обстановки с планами мероприятий на случай аварийной обстановки организаций, с которыми он взаимодействует при предоставлении своих продуктов и услуг.

5.5    Документация по СМБ

5.5.1    Поставщик обслуживания разрабатывает официально одобренный организацией план внедрения СМБ, в котором определяется ее подход к СМБ, обеспечивающий достижение организацией ее целей в области безопасности АД.

5.5.2    Поставщик обслуживания разрабатывает и ведет документацию по СМБ. содержащую следующую информацию:

а)    политика и цели в области обеспечения безопасности АД:

б)    требования к СМБ;

в)    процессы и процедуры СМБ:

г)    иерархия ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СМБ;

д)    результаты функционирования СМБ.

5.5.3    Поставщик обслуживания разрабатывает и обновляет руководство по СМБ. являющееся частью ее документации.

6 Управление рисками

6.1    Выявление источников опасности

6.1.1    Поставщик обслуживания определяет и осуществляет процесс, обеспечивающий выявление источников опасности, связанных с авиационными продуктами или услугами, которые он предоставляет.

6.1.2    Выявление источников опасности основывается на сочетании реагирующих, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности АД.

Основные (и не только) источники опасности (угрозы) АД поставщиков обслуживания:

а)    утвержденные учебные организации:

-    соответствие общегосударственных требований к уровню образования и профессиональных программ подготовки авиационного персонала;

-    своевременность внесения корректировок в программы подготовки авиационного персонала для обеспечения соответствующего уровня подготовки:

-    человеческий фактор (физическое состояние обучаемых и ограничения, психофизиологические особенности, факторы культуры, факторы социальной среды);

-    соответствие программных требований и материально- технической базы учебного заведения;

-    уровень подготовки (переподготовки) преподавательского состава;

-    организация взаимодействия с эксплуатантами, организациями по обслуживанию воздушного движения и технического обслуживания и ремонта воздушных судов:

-    медицинское обеспечение:

-    эффективность функционирования СМБ учебной организации,

кроме того для различных подразделений учебного заведения могут быть источники опасности, присущие соответствующим поставщикам обслуживания;

б)    эксплуатанты воздушных судов:

-    квалификация летного (инструкторского) состава экипажа и отсутствие перерывов в полетах;

-    организация проверок и подготовка экипажа;

-    квалификация технического персонала;

-    подготовка технического персонала;

5

ГОСТ Р 55862-2013

-    техническое оснащение воздушного судна;

-    время работы летного экипажа;

-    время работы технического персонала;

-    подготовка воздушного судна к полету;

-    ошибки летного и технического персонала;

-    передвижение воздушных судов по ВПП. перрону;

-    полная выработка топлива;

-    загрязнение топлива;

-    столкновение с землей в режиме управления полетом;

-    нарушение загрузки воздушного судна;

-    столкновение в воздухе;

-    отказы элементов конструкции;

-    погодные условия;

-    медицинское обеспечение;

-    нарушения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна;

-    эффективность функционирования СМБ эксплуатанта воздушных судов;

в)    утвержденные организации по техническому обслуживанию:

-    наличие технологической документации изготовителя по организации работ по техническому обслуживанию;

-    метрологический контроль используемого оборудования;

-    соответствие технологии работ документации изготовителя;

-    соответствие технического оснащения организации уровню работ;

-    подготовка и контроль за состоянием специальной техники;

-    организация работ персонала на перроне;

-    подготовка технического персонала;

-    наличие базы данных результатов расследования авиационных происшествий и бюллетений;

-    своевременность внесения корректировок в технологическую документацию по результатам расследования авиационных происшествий и бюллетений;

-    медицинское обеспечение:

-    эффективность функционирования СМБ организации по техническому обслуживанию;

г)    поставщики организации воздушного движения:

-    соответствие организационной структуры органа организации воздушного движения структуре воздушного пространства и потокам воздушных судов;

-    организация воздушного пространства;

-    организация потоков воздушного движения;

-    обеспечение метеорологической и аэронавигационной информацией;

-    качество представляемого аэронавигационного обслуживания:

-    координация планов модернизации и повседневной деятельности;

• вопросы разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;

-    подготовка персонала;

-    готовность технических средств к организации воздушного движения;

-    соответствие технологии работ уровню подготовки персонала;

-    своевременность внесения корректировок в технологии работ персонала;

-    подготовка персонала в особых случаях, в том числе при ухудшении характеристик средств связи и наблюдения;

-    человеческий фактор (физическое состояние и ограничения, психофизиологические особенности. факторы культуры, факторы социальной среды);

-    нагрузки на диспетчерский персонал;

-    медицинское обеспечение;

-    соответствие тарифов за аэронавигационное обслуживание потребностям потребителей;

-    эффективность функционирования СМБ организации по организации воздушного движения;

д)    сертифицированные аэродромы;

-    соответствие проекта аэродрома потокам по обслуживанию воздушных судов;

-    организация проверок в соответствии с национальными и международными требованиями;

-    организация технического обслуживания воздушных судов и специальной техники;

-    организация контроля за качеством авиационного топлива и специальных жидкостей;

-    организация заправки воздушных судов авиационным топливом и специальными жидкостями;

-    организация противообледенительной обработки воздушных судов;

6