Купить ГОСТ Р 55360-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора
Дата введения | 01.01.2014 |
---|---|
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1 РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1729-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стан да ртин форм, 2013
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.
В отношении требований к химической продукции настоящий стандарт описывает структуру наиболее общих обязательных для применения и исполнения требований к безопасности химической продукции или связанным с требованиями к химическим веществам и процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правил и форм оценки соответствия, правил идентификации и классификации, требований к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.
Данный стандарт может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области химической продукции и связанных с ней процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.
Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
з
ГОСТ 30333-2007 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования;
ГОСТ 31340-2007 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 товары бытовой химии: Химическая продукция, применяемая в быту для очистки (мытья), изменения (придания новых, восстановления утраченных в процессе эксплуатации) свойств изделиям (поверхностям, воздуху окружающей среды).
3.2 синтетические моющие средства: Средства для стирки на основе синтетических или натуральных поверхностно-активных веществ используемые в бытовых и промышленных целях.
3.3 паспорт безопасности химической продукции: Документ
установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.
3.4 первичная биоразлагаемость: Аэробная (в присутствии кислорода) биологическая трансформация (структурное изменение) вещества
4
ГОСТ Р 55360 -2012
микроорганизмами, присутствующими в очистных сооружениях и водоемах, приводящее к утрате его поверхностно-активных свойств.
3.5 поверхностно-активное вещество (ПАВ): Любое органическое вещество, обладающее поверхностно-активными свойствами и состоящее из одной или более гидрофильных групп и одной или более гидрофобных групп определенного характера и размера, которые обуславливают их адсорбцию на границах разделов твердой, жидкой и газообразной фаз, вследствие чего снижается поверхностное межфазное натяжение на границах вода-воздух, вода-жидкость, вода-твердое, а также формируются распространяющиеся или адсорбирующиеся мономолекулярные слои на границе воды и воздуха, формируются стабилизированные эмульсии и (или) микроэмульсии.
3.6 полная биоразлагаемость: Конечная стадия аэробной (в присутствии кислорода) ассимиляции органического вещества активным илом, как источником питания и роста, с выделением метаболитов, двуокиси углерода, воды, минеральных солей.
3.7 однородная продукция: Продукция, имеющая одинаковый состав (за исключением добавок, обеспечивающих запах и цвет), при одинаковом или отличающемся назначении.
3.8 потребительская тара: Тара, в которой потребитель приобретает продукцию.
3.9 транспортная упаковка: Упаковка для потребительской тары при ее транспортировании и хранении.
3.10 применение по назначению: Использование продукции в
соответствии с назначением, указанным изготовителем в маркировке продукции или в сопроводительной документации на продукцию.
3.11 категоризация: Процесс выявления среди существующих веществ таких, для которых необходимо проведение дальнейшей оценки, исследований и разработки мероприятий по контролю их поступления в окружающую среду.
3.12 характеризация воздействия: Качественная характеристика потенциальных рисков, связанных с химическим веществом или химической категорией.
3.13 характеризация опасности: Качественная характеристика
опасностей, связанных с химическим веществом или химической категорией.
3.14 характеризация рисков: Качественная характеристика
потенциальных рисков, которые могут быть связаны с химическими веществами или химическими категориями, отражающая интеграцию проверки уровня воздействия и информацию об опасностях.
3.15 руководства ОЭСР: Комплекс руководящих документов по
испытаниям химических веществ, представляющих собой совокупность международно-признанных методов анализа, используемых государствами, промышленностью и независимыми лабораториями, для определения степени безопасности химических веществ и препаратов, включая пестициды и промышленные химикаты.
Примечание — Руководства ОЭСР содержат методы определения физикохимических свойств веществ, исследования воздействия веществ на здоровье людей и окружающую среду, исследования процессов разложения и накопления веществ в окружающей среде.
3.16 надлежащая лабораторная практика (GLP): Определение из ГОСТ Р 53434-2009.
3.17 принципы надлежащей лабораторной практики: Совокупность принципов, представляющих собой систему управления организационными процессами в лаборатории и устанавливающих набор условий, необходимых для качественного проведения и регистрации результатов неклинических исследований химических веществ.
Примечание — Принципы надлежащей лабораторной практики предназначены для применения при проведении неклиншеских испытаний объектов, содержащихся в лекарственных средствах, пестицидах, косметической продукции, ветеринарных препаратах, пищевых и кормовых добавках, а также химшеских веществах промышленного назначения. Неклиншеские испытания в области медицинской и зкологшеской безопасности, охватываемые принципами надлежащей лабораторной практики, включают в себя исследования, проводимые в лабораторных, тепличных и полевых условиях. Принципы надлежащей лабораторной практики применимы для всех испытаний в области медицинской и экологической безопасности, проводимых в целях регистрации и лицензирования лекарственных средств, пестицццов, пищевых и кормовых добавок, косметической продукции, ветеринарных препаратов и других подобных продуктов, а также химических веществ
б
промышленного назначения, за исключением случаев, особо оговоренных в соответствии с национальным законодательством.
3.18 смесевая химическая продукция: Смесь, состоящая из двух или более химических веществ, не вступающих в химическую реакцию друг с другом.
3.19 химическое вещество: Химический элемент или химическое соединение, существующее в природе или полученное искусственно.
Термины в области маркировки
3.20 потребительская маркировка: Информация на потребительской
таре.
3.21 транспортная маркировка: Информация на транспортной таре.
3.22 символ: Графический элемент, передающий в сжатом виде ту или иную информацию.
Примечание — Знаки опасности должны иметь форму квадрата, повернутого под углом 45е, и быть выполнены в в аде черного символа на белом фоне в красной рамке.
3.23 сигнальное слово: Слово, используемое для акцентирования внимания на степени опасности химической продукции.
Примечание — В зависимости от степени опасности химической продукции применяют следующие сигнальные слова: «Опасно» - для продукции с высокой степенью опасности; «Осторожно» - для продукции с более низкой степенью опасности. Применение двух сигнальных слов одновременно невозможно.
3.24 краткая характеристика опасности: Набор стандартных фраз, позволяющих установить категорию опасности продукции и степень данной опасности.
Примечание — При маркировке химической продукции, обладающей несколькими видами опасности, указываются все фразы опасности.
3.25 меры по предупреждению опасности: Набор стандартных фраз, описывающих меры, которые необходимо принять, чтобы свести к минимуму или предотвратить неблагоприятные последствия, обусловленные
7
ГОСТ P 55360-2012
воздействием продукции при ее неправильном хранении или неправильном обращении с ней.
Примечание — Меры по предупреждению опасности делят на три группы:
- меры по безопасному обращению;
- меры по ликвидации ЧС;
- условия безопасного хранения.
3.26 аэрозольная упаковка; Упаковка, имеющая корпус цилиндрической формы, с узкой горловиной, укупориваемой распылительным клапаном, внутри которой создается и сохраняется заданное давление, позволяющее проводить распыление.
3.27 взрывчатая химическая продукция: Продукция, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов.
3.28 воспламеняющаяся (горючая) жидкость Жидкость, легко возгорающаяся от источника воспламенения или поддерживающая горение, имеющая определенную температуру вспышки, температуру воспламенения и температуру кипения.
3.29 воспламеняющаяся химическая продукция в твердом состоянии: Продукция, которая загорается или является причиной возгорания или поддерживает горение в результате механического воздействия (трение, удар).
3.30 знак опасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы, с использованием контрастных цветов, графических символов и поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения граждан о непосредственной или потенциальной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий.
3.31 изделие: Единица химической продукции, форма, размеры и конструкция которой определяют ее функциональное назначение в большей степени, чем ее химический состав.
3.32 класс (подкласс, тип) опасности: Классификационная
характеристика вида опасного свойства, устанавливаемая в зависимости от значения критериев опасности.
s
3.33 классификация: Определение соответствия химической продукции определенному классу (подклассу, типу) опасности по критериям опасности.
повреждающая или разрушающая поверхности в результате контактного воздействия.
3.35 критерии опасности: Количественные и (или) качественные
значения состояния химической продукции, на основании которых формируется оценка вида и величины опасного воздействия.
3.36 критическая температура: Температура, выше которой газ
невозможно довести до жидкого состояния независимо от степени сжатия.
3.37 наружная упаковка: Упаковка, в которую помещена первичная упаковка.
3.38 новая химическая продукция: Химическая продукция, не
зарегистрированная на территории государств — членов ТС и (или) содержащая в своем составе химические вещества, не внесенные в Реестр химических веществ ТС.
3.39 обращение химической продукции на рынке Движение химической продукции от изготовителя к потребителю (приобретателю), охватывающее все процессы, которые проходит продукция после завершения ее производства.
3.40 окисляющая химическая продукция: Продукция, вызывающая воспламенение другой продукции в результате окислительновосстановительной реакции.
3.41 острая токсичность: Вид токсичности, вызывающий заболевание и (или) гибель живого организма при однократном воздействии.
3.42 органические пероксиды: Химическая продукция, содержащая органические вещества в газообразном, жидком или твердом состоянии, являющиеся производными пероксида водорода, в котором один или оба атома водорода замещены органическими радикалами.
3.43 оценка риска: Процесс, используемый для определения вероятности (или частоты) и степени тяжести последствий от воздействия опасных свойств химической продукции для жизни и здоровья человека, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (имущества органов местного самоуправления), окружающей среде, жизни и
ГОСТ P 55360-2012 здоровью животных, растений.
3.44 пар: Газовая фаза химической продукции, отделившаяся от ее жидкой или твердой фазы.
3.45 паспорт безопасности: Документ установленной формы,
содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.
3.46 первичная упаковка: Упаковка, которую приобретатель
(потребитель) получает вместе с единицей товара.
3.47 пирофорная химическая продукция: Химическая продукция, которая может воспламениться после контакта с воздухом в течение 5 минут.
3.48 предупреждающие меры: Меры, которые необходимо предпринять для сведения к минимуму или предотвращения неблагоприятных последствий, обусловленных воздействием опасных свойств химической продукции.
3.49 применение по назначению: Использование химической продукции в соответствии с назначением, указанным изготовителем на самой химической продукции, в маркировке химической продукции или в сопроводительной документации на химическую продукцию.
3.50 пыль: Твердые частицы химической продукции, взвешенные в газе (как правило, в воздухе) с размером частиц менее 850 микрометров.
3.51 самореактивная (саморазлагающаяся) химическая продукция Продукция, подвергающаяся интенсивному экзотермическому разложению даже без участия кислорода.
3.52 самонагревающаяся химическая продукция: Продукция (кроме пирофорной), которая при контакте с воздухом без подвода энергии извне способна к самонагреванию и воспламеняется только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни).
3.53 смесевая химическая продукция (смесь химических веществ) Продукция преднамеренного механического смешения (соединения) двух или более химических веществ, не вступающих друг с другом в химическую реакцию.
ю
3.54 сплав: Продукция на основе металлов, однородная на
макроскопическом уровне, состоящая из двух или более элементов, соединенных таким образом, что их нельзя разъединить с помощью механических средств.
3.55 сценарии воздействия: Модель последовательности развития событий планируемой деятельности с установленными видами и последствиями от воздействия опасных свойств химической продукции для жизни и здоровья человека, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (имущества органов местного самоуправления), окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
3.56 техническая документация: Документы (технические условия, инструкция, техническое задание, технологический регламент), в которых устанавливаются характеристики химической продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, использования (применения), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и (или) удаления (утилизации) химической продукции.
3.57 токсичность: Вид воздействия, вызывающий нарушение функций живого организма, в результате которого возникают симптомы заболевания или гибель.
3.58 туман: Капли жидкой химической продукции или смеси химической продукции, взвешенные в газе (как правило, в воздухе).
3.59 регистрация химической продукции: Процедура допуска химической продукции к обращению на территории государств — членов ТС, сопровождающаяся внесением регистрационным органом сведений о химической продукции в Межгосударственный реестр химической продукции ТС, сведений о химических веществах в составе химической продукции в Реестр химических веществ ТС и внесением Паспорта безопасности в Реестр паспортов безопасности ТС.
3.60 химическая продукция: Химическое вещество или смесь химических веществ, предназначенные для дальнейшего использования в хозяйственнобытовых и иных целях.
Многокомпонентная продукция, являющаяся результатом химических или
и
физико-химических превращений в ходе непрерывного производственного процесса (например: ректификация, экстракция) компонентный состав которой не может быть полностью установлен по причинам:
- качественное и количественное определение состава методологически затруднено:
- качественный и количественный состав переменный и (или) труднопредсказуемый.
3.62 химическое вещество: Химический элемент и (или) химическое соединение, находящиеся в естественном состоянии или полученные в результате производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для обеспечения стабильности, и (или) примеси, наличие которых обусловлено ходом производственного процесса, но исключая растворитель, который можно отделить без нарушения стабильности химического вещества или его состава.
3.63 хроническая токсичность: Вид токсичности, вызывающий
заболевание и (или) гибель живого организма при многократном и (или) длительном воздействии.
3.64 элемент маркировки: Вид информации, используемой в маркировке продукции (например, сигнальное слово, знак опасности, краткая характеристика опасности).
3.65 ядовитая химическая продукция: Продукция, обладающая острой токсичностью.
Требования, предъявляемые к продукции в различных технических регламентах и стандартах, можно структурировать в соответствии со следующими широко используемыми в международной практике уровнями, представленными в таблице 1. Эта структура отражает иерархию установления требований в различных странах, а различные уровни можно интерпретировать в качестве показателей структуры технического регулирования в стране. Таблица 1 также содержит и некоторые значения показателей, действующие в области химической продукции.
ГОСТ P 55360-2012 Таблица 1 — Показатели структуры системы технического регулирования в России в области химической продукции и веществ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Введение
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.
Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.
Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участъиков национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответ-ствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.
При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:
• оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах:
• определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;
• определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;
• определить наилучшие форматы требований;
• определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.
С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:
IV
• оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;
• повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;
• доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;
• использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;
• разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.
Пользователям при применении продукции тре-буется:
• принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;
• получать общие сведения о возможной опасности продукции;
• доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;
• выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;
• рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.
Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:
• выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;
• выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;
• выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;
• помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;
• оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими
регламентами или применяемыми стандартами.
V
ГОСТ P 55360-2012
Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:
• оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:
• соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов:
• оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов:
• разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;
• инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.
На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.
Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.
Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:
• о требованиях к конкретной продукции;
• условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;
• различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.
VI
Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.
Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:
• имели доступ к соответствующей информации в своей стране;
• поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;
• имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участииц;
• осуществляли обмен информацией между собой;
• осуществляли перевод этой информации на национальный язык;
• обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;
• имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.
Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасное™.
Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.
В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).
Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:
• снижения степени риска от применения положений технических
регламентов;
VII
ГОСТ P 55360-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к химической продукции Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for chemical production
Дата введения - 2014 - 01 - 01
1 Область применения
Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.
Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:
• разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях:
• предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности:
• обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями:
• установ итъ требуемую дл я этого терми нологию;
• определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметных областях:
• создать условия для признания эквивалентное™ требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия:
Издание официальное
• содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;
• обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.
При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:
• определение форматов описания требований, в первую очередь
касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов,
технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;
• увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;
• оценка гармонизации или эквивалентное™ требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.
Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономьеской деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.
Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки
2