Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

64 страницы

Купить ГОСТ Р 55353-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ P 55353-2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №    184-ФЗ «О техническом

регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября2012 г. № 1722-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

И

ГОСТ Р 55353 -2012

окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

•    увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;

•    оценка гармонизации или эквивалентности требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.

Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономннеской деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.

Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

В отношении требований к производственному менеджменту настоящий стандарт описывает наиболее общие обязательные для применения и

3

ГОСТ P 55353-2012

исполнения требования к производственному менеджменту или связанным с требованиями к производственному менеджменту процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

К основным направлениям производственного менеджмента в настоящем стандарте относят

-    повышение безопасности производства и процессов на предприятии;

-    устойчивое развитие предприятия;

-    повышение социальной ответственности предприятия.

Настоящий стандарт также описывает требования к процессам инжиниринга и реинжиниринга предприятий, включая требования к стандартным архитектурам предприятия и методологиям, а также к их соответствию полному представлению о стандартной архитектуре предприятия и методологиях.

Область применения стандартных архитектур предприятия и методологий распространяется на составные части, обязательные для выполнения всех типов проектов по созданию предприятий, а также любых проектов по нарастающей модернизации, необходимой в течение всего срока жизни предприятия, включая:

-    создание предприятия;

-    выполнение работ по реструктуризации предприятия и

-    нарастающие изменения, распространяющиеся на стадии жизненного цикла предприятия.

Настоящий стандарт не описывает требования к менеджменту процессов производства и обеспечению безопасности и качества продукции и услуг. Его применение ограничивается описанием наиболее значимых требований к организационным аспектам менеджмента, целью которого является поддержание должного уровня взаимодействия внутри организации и с внешним окружением, создание и поддержание корпоративной культуры, а также механизмов развития и реструктуризации (инжиниринга и реинжиниринга).

4

ГОСТ P 55353-2012

В большинстве случаев эти требования добровольные и содержатся в стандартах, хотя могут в некоторых случаях включаться в технические регламенты.

Данный стандарт может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области производственного менеджмента и связанных с ней процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.

В наиболее общих случаях менеджмент принято рассматривать как скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией (определение ИСО 9000), либо как использование организационных механизмов, инструментов и ресурсов (результатов) для выполнения миссии и достижения цели. Поэтому требования к процессам менеджмента наиболее часто рассматривают в четырех следующих представлениях: организационном, функциональном, информационном и ресурсном.

2 Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 19011:2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента:

ГОСТ Р ИСО 10002:2007 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами в организациях;

ГОСТ Р ИСО 10005:2007 Административное управление качеством.

ГОСТ P 55353-2012

Руководящие указания по программам качества;

ГОСТ Р ИСО 10006:2005 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов;

ГОСТ Р ИСО 10007:2007 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации;

ГОСТ Р ИСО 10012:2008 Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию;

ГОСТ Р ИСО/ТО 10013:2007 Рекомендации по документированию систем менеджмента качества;

ГОСТ Р ИСО 10015:2007 Управление качеством. Руководящие указания по обучению;

ГОСТ Р ИСО/ТО 10014:2005 Руководящие указания по управлению экономикой качества;

ГОСТ Р ИСО/ТО 10017:2005 Руководство по статистическим методам для ИСО 9000:2000;

ГОСТ Р ИСО 10019:2007 Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001:2006 Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 (все части) Критерии оценки безопасности информационных технологий;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799:2005 Информационные технологии. Свод правил по управлению информационной безопасностью;

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044:2007 Менеджмент инцидентов, связанных с обеспечением информационной безопасности

Комплекс стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335 Информационные технологии. Руководящие указания по менеджменту информационной безопасности;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207:1999 Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программного обеспечения;

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326:2002 Разработка программного обеспечения.

б

ГОСТ P 55353-2012

Руководство по применению ИСО/МЭК 12207 к управлению проектом;

ГОСТ Р ИСО 14258:2008 Промышленные автоматизированные системы. Концепции и правила для моделей предприятий;

ГОСТ Р ИСО 15704:2008 Промышленные автоматизированные системы. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем;

ГОСТ Р ИСО 19439:2008 Интеграция предприятия. Структура моделирования предприятия;

ГОСТ Р ИСО 19440:2010 Интеграция предприятия. Конструкции для моделирования предприятия;

Комплекс    стандартов    ГОСТ    Р    ИСО    10303    Системы    промышленной

автоматизации и интеграция. Представление данных о продукции и обмен данными (STEP);

Комплекс    стандартов    ГОСТ    Р    ИСО    13584    Системы    промышленной

автоматизации и интеграция. Библиотека данных на детали (PLIB);

Комплекс    стандартов    ГОСТ    Р    ИСО    15531    Системы    автоматизации

промышленного производства и интеграция. Управляющая информация промышленным производством;

Комплекс    стандартов    ГОСТ    Р    ИСО    18629    Системы    промышленной

автоматизации и интеграция. Язык спецификаций процесса;

Комплекс стандартов ГОСТ Р ИСО/ТС 22745 «Правила построения открытых технических словарей» (в процессе разработки);

Комплекс стандартов ГОСТ Р ИСО 8000 Системы управления каталогом. Требования (Сертификация данных);

ГОСТ Р ИСО 22000:2007 Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1:2010 Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг;

ГОСТ Р ИСО 50001:2012 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению;

7

ГОСТ P 55353-2012

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;

ГОСТ Р 53647.1-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство;

ГОСТ Р 53647.2-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования;

ГОСТ Р 53647.3-2010 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по внедрению;

ГОСТ Р 53647.4-2011 Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности;

ГОСТ Р 55235.3-2012 Практические аспекты менеджмента непрерывности бизнеса. Применение к информационным и коммуникационным технологиям;

ГОСТ Р 54598.1-2011 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития;

ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности;

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь;

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска;

ГОСТ Р 51897-2011 Менеджмент риска. Термины и определения (ИСО/МЭК Руководство 73:2009);

ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом;

ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов;

ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой;

ГОСТ Р 52806-2007 Менеджмент рисков проектов. Общие положения;

ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании;

ГОСТ Р 52807-2007 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов;

s

ГОСТ P 55353-2012

ГОСТ Р 53892-2010 Руководство по оценке компетентное™ менеджеров проектов. Облас™ компетентности и критерии профессионального соответствия;

ГОСТ Р 54147-2010 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями из ГОСТ Р 54147-2010 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения.

Также в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    производственный менеджмент: Деятельность, обеспечивающая процесс создания продукции и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовую продукцию и услуги).

3.2    устойчивое развитие предприятия: Это процесс постоянных изменений, при котором использование ресурсов, направление инвес™ций, научно-техническое разви™е, внедрение инноваций, совершенствование персонала и институциональные изменения согласованы друг с другом и направлены на повышение настоящего и будущего потенциала предприятия, удовлетворения его потребностей и дос™жения стратегических целей.

3.3    непрерывность бизнеса:    Это    стратегическая    и    тактическая

ГОСТ P 55353-2012

способность организации планировать свою работу с учетом возможных инцидентов и нарушения деятельное™, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

3.4    стратегия непрерывности бизнеса: Это способы обеспечения непрерывности бизнеса в организации, направленные на восстановление и продолжение ее деятельности в случае инцидентов, вызывающих нарушения в ее работе.

3.5    менеджмент непрерывности бизнеса; МНБ Это общий процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направленный на реализацию эффективных ответных мер, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.

3.6    система менеджмента непрерывности бизнеса; СМНБ Это часть интегрированной системы менеджмента организации, охватывающая создание, внедрение, функционирование, мониторинг, анализ, поддержку и улучшение менеджмента непрерывности бизнеса в организации.

4 Общие положения

Требования, предъявляемые к продукции в различных технических регламентах и стандартах, можно структурировать в соответствии со следующими широко используемыми в международной практике уровнями, представленными в таблице 1. Эта структура отражает иерархию установления требований в различных странах, а различные уровни можно интерпретировать в качестве показателей структуры технического регулирования в стране. Таблица 1 также содержит и некоторые значения показателей, действующие в области производственного менеджмента.

ю

ГОСТ P 55353-2012

Таблица 1    —    Показатели    структуры    системы    технического

регулирования в России в области производственного менеджмента

Показатели

Системы и документы

1

Общая терминология и соответствующие терминам определения

2

Использование международных, региональных или национальных классификаций

3

Объектная область распространения требований, ограничения области требований и исключения из данной области требований

4

Применимость международных протоколов, договоров и соглашений в сфере технического регулирования

5

Применимость ре тональных соглашений в сфере технического регулирования

Таможенный союз

6

Наличие региональных систем технического регулирования и их применимость для данного вида продукции

7

Применимость двусторонних или многосторонних соглашений о взаимном признании

В рамках МГС и Таможенного союза

8

Национальное членство в международных и региональных организациях

9

Наличие основополагающих международных и региональных стандартов

ИСО, ГОСТ, EN

10

Наличие и применимость для данного вида продукции международных или региональных систем оценки соответствия

11

Устройство и структура применяемой в стране системы технического регулирования (механизм

ФЗ «0 Т ехническом регулировании»

и

Показат ели

Системы и документы

технического регулирования в стране)

12

Требования к продукции и связанным с ней процессам

ГОСТ и ГОСТ Р

13

Используемые формы и схемы (процедуры) оценки соответствия

ГОСТ и ГОСТ Р

5 Требования и показатели

На рисунке 1 представлена связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования. Показатели — это элементы и параметры объектов, с помощью которых описывают их характеристики или свойства, которые могут быть измерены или оценены. Значения показателей — это количественная оценка показателей или их измеренные значения. Диапазоны показателей — это диапазоны значений, которые соответствуют разрешенным значениям или значениям, которые соответствуют установленным требованиям.

Требования

\

А

Характеристики или Показатели Диапазоны значений

В

' регулирования свойств объектов показателей р_____

С

1-^

Ьк. 1. Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются а системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования

D

М

Рисунок 1 — Связь между элементами, характеризующими объекты регул ирования

Основные виды существующих требований могут быть представлены следующим образом в таблице 2.

ГОСТ P 55353-2012

Таблица 2 — Общее представление требований для снижения рисков

проявления опасностей и опасных событий

Требования к

продукции

или

связанным

процессам

Общие требования к классу (виду) продукции или связанных процессов:

класс

требований А

Частные требования к продукции или

связанным проце ссам:

класс

требований В

Виды опасных

воздействий

или

критические

события:

класс

требований С

Виды

подверженности человека или окружающей среды (влияние дозы и

воздействия):

класс требований D

Требования к

Меры, применяемые для повышения безопасности при

мерам

безопасности

эксплуатации или использовании продукции: класстребований М

Данная категория классификации полезна для того, чтобы сделать возможной дальнейшую детализацию требований в соответствии с их последующим отнесением к указанным выше 5 классам А, В, С, D и М.

Ниже в качестве примера приведено возможное отнесение различных требований к категориям, представленным в таблице 2.

К классу требований А, как правило, относят требования к:

•    показателям качества и безопасности (назначение, применение и др.);

•    интерфейсам между продукцией и человеком (в отношении безопасности человека);

•    зависимости применения от эксплуатационных характеристик;

•    срокам хранения и применения;

•    результату влияния расходных материалов;

•    потребительским (эксплуатационным) характеристикам;

•    опасностям, связанным с устройством продукции и влияющим на потребительские (эксплуатационные) характеристики;

системам сигнализации; системам измерений и калибровки; системам интерпретации результатов;

13

Введение

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответ-ствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:

•    оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;

•    определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;

•    определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;

•    определить наилучшие форматы требований;

•    определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

IV

ГОСТ P 55353-2012

•    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

•    повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

•    доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;

•    использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

•    разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.

Пользователям при применении продукции требуется:

•    принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

•    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

•    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

•    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;

•    рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

•    выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;

•    выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

•    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;

•    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

•    оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими

регламентами или применяемыми стандартами.

V

ГОСТ P 55353-2012

Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

•    оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:

•    соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов:

•    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов:

•    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

•    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

•    о требованиях к конкретной продукции;

•    условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;

•    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.

VI

ГОСТ P 55353-2012

Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.

Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

•    имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

•    поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

•    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участниц;

•    осуществляли обмен информацией между собой;

•    осуществляли перевод этой информации на национальный язык;

•    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;

•    имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

регламентов;


•    снижения степени риска от применения положений технических

VII

ГОСТ P 55353-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к производственному менеджменту Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for production management

Дата введения - 2014 - 01 - 01

1 Область применения

Производственный менеджмент может рассматриваться как деятельность, обеспечивающая процесс создания продукции и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовую продукцию и услуги).

Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.

Производственный менеджмент осуществляется посредством соответствующих функций (планирование и организация деятельности, координация, мотивация и контроль), которые используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, реализуемые в соответствии с такими принципами, как научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования и саморегулирования, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников менеджмента в достижении целей предприятия. Объектами производственного менеджмента являются производство и производственные системы.

1

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов

Издание официальное

ГОСТ Р 55353 -2012

на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс

стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

Основные цели комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:

•    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях;

•    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

•    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

•    установ итъ требуемую дл я этого терми нологию;

•    определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметных областях;

•    создать условия для признания эквивалентности требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия;

•    содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;

•    обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.

При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:

•    определение форматов описания требований, в первую очередь касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для

2