Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

82 страницы

Купить ГОСТ Р 55351-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Данный стандарт применяется для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в части требований к экспертам и экспертным организациям и связанных с их деятельностью процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

При разработке данного комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечивается:

- включение требований по менеджменту знаний для применения стандартов в сфере технического регулирования, включая аспекты безопасности и качеству продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, в том числе обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

- увязку требований и положений комплекса стандартов ФОНТ с действующими национальными стандартами;

максимальную гармонизацию требований вновь стандартов ФОНТ с международными и региональными стандартами, а также национальными стандартами развитых в промышленном отношении стран.

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 55351 -2012

ФОРМАТЫ ОПИСАНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

Система информации о показателях и требованиях к компетентности экспертов и экспертных организаций

Издание официальное

Москва

:1аедар1инфори

2013


ГОСТ P 55351-2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1720-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ P 55351-2012

-    максимальную гармонизацию требований вновь стандартов ФОНТ с международными и региональными стандартами, а также национальными стандартами развитых в промышленном отношении стран.

2 Основные цели комплекса стандартов ФОНТ

Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ:

-    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями в соответствующих предметных областях;

-    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

-    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

-    установить требуемую для такого обмена терминологию;

-    определить шаблоны для кодификации знаний в данных предметных областях;

-    создать условия для признания эквивалентности требований при проведении оценки соответствия;

-    предложить - методологию оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях

Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям химической продукции.

В отношении требований к экспертам и связанным с их деятельностью процессам настоящий стандарт описывает наиболее общие обязательные для применения и исполнения требования к экспертам и связанным с их деятельностью процессам, а также правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке,

2

ГОСТ P 55351-2012

маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

На рисунок 1 представлена онтологическая связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования Показатели - это такие характеристики, которые описывают объекты и которые могут быть измерены. Значения показателей - это количественная оценка показателей или измеренные значения. Диапазоны показателей - это диапазоны значений, которые соответствуют разрешенным значениям или значениям, которые соответствуют установленным требованиям.

Рисунок 1 — Онтологическая связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования

Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, производителями для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

3 Нормативные ссылки

з

Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам-участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52807-2007 «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов»

ГОСТ Р 53892-2010 «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесгнно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссыпку.

4 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

4.1 Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю):

Определение 1: Степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы;

4

ГОСТ P 55351-2012

Определение 2: Характеристика определённого вида работы, устанавливаемая в зависимости от её сложное™, точное™ и ответственности;

Определение 3: Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе.

4.2    Компетентность: Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы.

4.3    Компетенция: Способность, отражающая необходимые стандарты поведения.

5 Область применения

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Данный стандарт применяется для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области менеджмента рисков и связанных с ним процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проеюпого менеджмента, включая процедуры добросовестной прак™ки, в том числе для государственного сектора.

При разработке данного комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечивается:

-    включение требований по менеджменту знаний для применения стандартов в сфере технического регулирования, включая аспекты безопасности и качеству продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, в том числе обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимое™, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

-    увязку требований и положений комплекса стандартов ФОНТ с действующими национальными стандартами;

ГОСТ P 55351-2012

-    максимальную гармонизацию требований вновь стандартов ФОНТ с международными и региональными стандартами, а также национальными стандартами развитых в промышленном отношении стран.

6 Основные цели комплекса стандартов ФОНТ

Основными целями комплекса стандартов ФОНТ являются следующие:

-    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями в соответствующих предметных областях;

-    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

-    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

-    установить требуемую для такого обмена терминологию;

-    определить шаблоны для кодификации знаний в данных предметных областях;

-    создать условия для признания эквивалентности требований при проведении оценки соответствия;

-    предложить методологию оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях.

Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям химической продукции.

Настоящий стандарт может использоваться для сравнения требований, предъявляемых к компетентности экспертов и экспертных организаций, а также для использования этих требований при разработке соответствующих компетенций.

б

ГОСТ P 55351-2012


7 Структура области компетентности экспертов в сфере технического регулирования. Понятие компетентности.

На рисунке 2 представлена структура области компетентности экспертов в сфере технического регулирования, а ниже приведен шаблон для этой структуры.


Разработка стандартов


Разработка технических регламентов


Проектирование

Менеджмент качества и непрерывности бизнеса


Оценка

риска


Оценка

соответствия


Контроль и мониторинг


Производственный

менеджмент


Надзор


Рисунок2 — Структура области компетентности экспертов в сфере технического регулирования


Шаблон «Области компетентности экспертов в сфере технического регулирования»


Разработка технических регламентов


7


Разработка стандартов Установление требований Проектирование Достижение требований Выполнение и соблюдение требований Оценка риска

Производственный менеджмент Оценка соответствия

Менеджмент качества и непрерывное™ бизнеса

Контроль и мониторинг

Надзор

Понятие компетентности

Поскольку требования в различных нормативных документах в большей степени формулируются в виде стандартов поведения, а не в виде конкретных требований к компетентности, как понятию, отражающему рабочие аспекты выполнения задач и достижения результатов, то целесообразно выражать компетентности экспертов в терминах их компетенций при проведении экспертных работ.

Различные определения поведенческой компетенции - это разные вариации одного по сути определения: «компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе».

Конкретная вариация обычно дополняется указанием на то, какие качества включает эта основная характеристика. Например: к этому часто цитируемому определению компетенции добавляются - мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность используете работе.

Настоящий стандарт рассматривает форматы описания и нормирования требований в отношении:

структур описания компетенции:

s

ГОСТ P 55351-2012

-    характеристик описания компетенций;

-    оценки исполнения (оценке соответствия);

-    вклада в обучение.

Для проведения оценки соответствия необходимы также специальные компетенции, однако эти компетенции не входят в область применения данного стандарта, хотя требования по оценке соответствия экспертов включены в шаблон компетенций.

Требования к экспертам предъявляются в поведенческих терминах более, чем в конкретных технических аспектах. Говоря об экспертах и их компетенциях речь идет в большей степени о компетенции не технических работников (как они знают и применяют технические навыки для решения технических или технологических задач), а об экспертных оценках и решениях в сфере регулирования.

Неверно думать, что чисто техническому аспекту не уделено должного внимания только потому, что техническая компетенция не описывается в терминах поведения. Во многих организациях технические компетенции сведены в тезаурус необходимых знаний и специальных технических навыков. В других организациях технические компетенции изложены в форме технических и академических спецификаций. Поэтому, если необходимо отдельно определить технические компетенции экспертов, то для этого можно использовать аналогические технические компетенции работников и специалистов в конкретных технических сферах.

Технические компетенции, которые основаны на конкретных квалификациях, трудно обобщить и применить. Но во многих ситуациях полезно знать, как человек может с большой эффективностью использовать свои технические навыки и специальные знания. В таких ситуациях можно было бы описать техническую компетенцию в терминах стиля использования работником своих технических и специальных знаний. Например, один стандарт поведения мог бы быть таким: «Применяет знания в специальных областях, чтобы создавать схемы, описывающие взаимодействие систем». Организации,

основанные на технологии и пытающиеся усовершенствовать технократическую доминанту, вложение средств в разработку технических компетенций, основанных на стандартах поведения, считают разумным. Лишь очень немногие компании пытались определить техническую компетенцию в терминах стандартов поведения. Не исключено, что именно эта форма компетенций станет общей моделью в будущем.

Также важно, что кроме мотивов, особенностей характера и способностей, на индивидуальное поведение оказывают влияние ценности и принципы, принятые в организации.

В чем различие между «компетенцией» и «компетентностью»?

Сформировалось общее убеждение, согласно которому понятия «компетенция» и «компетентность» передают следующие смыслы:

-    способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность;

-    способность, отражающая необходимые стандарты поведения, определяется как компетенция.

Таким образом, можно рассматривать компетентность как соответствие или подтверждение компетенции.

На практике многие организации задачи, результаты работы и поведение включают в описание и компетентности и компетенции и объединяют эти два понятия. Но более типично описание компетенций связывать со способностями, отражающими стандарты поведения, чем с решением задач или с результатами работы.

Индикаторы поведения

Поведенческие индикаторы - это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Также их можно определить как характеристики, которые определяют отдельные стандарты поведения и через них могут быть оценены или измерены.

ю

ГОСТ P 55351-2012

Компетенции

Каждая компетенция - это набор родственных поведенческих индикаторов. Эти индикаторы объединяются в один или несколько блоков - в зависимости от смыслового объема компетенции.

Модель компетенций

Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей, но могут и включать основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деягельностм, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей. Набор элементов, входящих в описание модели компетенции, зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели. Пример модели приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Модель поведенческих компетенций для экспертов и экспертных организаций

1.1

Уровень 1:

РАБОТА С

Строит отношения внутри группы

ЛЮДЬМИ:

Приспосабливает личный стиль к развитию отношений с

управление

коллегами. Приспосабливает форму представления ин-

отношениями

формации к потребностям аудитории.

Устанавливает и поддерживает постоянный контакт с людьми, от которых зависит и которые влияют на его собственную работу.

Уровень 2:

Строит отношения вне группы

Учитывает свое влияние на установление внешних контактов. Поддерживает регулярные двусторонние внешние связи. Устанавливает и поддерживает внешние контакты, которые могут быть полезны для бизнеса.

и


Содержание

1    Область применения......................................................................

2    Основные цели комплекса стандартов ФОНТ...........................

3    Нормативные ссылки......................................................................

3    Термины и определения.................................................................

4    Общие положения...................................................................

5    Область применения...........................................................

6    Основные цели комплекса стандартов ФОНТ.........................

7    Структура области компетентности экспертов

в сфере технического регулирования. Понятие компетентности

8    Применение компетенций.....................................................

9    Качества хорошей модели компетенций.................................

10    Требования к индикаторам поведения...................................

11    Составление модели компетенций........................................

12    Использование компетенций для оценки эффективности

исполнения работы.............................................................

13    Использование компетенций для обучения и развития............

14    Области компетенции в сфере проектного менеджмента.........

15    Экологическая оценка участков и организаций.......................

ш


ГОСТ P 55351-2012

Уровень 3:

Поддерживает внешние связи

Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях.

Активно управляет внешними контактами в бизнес-сети. Организует и использует любой случай, любые события для развития внешних связей.

1.2

РАБОТА С ЛЮДЬМИ: работа в команде (в экспертной комиссии)

Уровень 1:

Является членом команды

Вдохновляет коллег на внесение вклада в работу команды. Замечает и отдает должное вкладам других людей в команду. Делится опытом и информацией с коллегами.

Уровень 2:

Поддерживает членов команды

Вдохновляет всех членов команды вносить полезный вклад в обитую работу.

Определяет, какая поддержка требуется членам команды, и оказывает такую поддержку.

Положительно реагирует на вклад в команду коллег.

Уровень 3:

Предлагает направление команде

Использует знание сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе. Регулярно представляет обратную связь членам команды. Добивается понимания членами команды личной и коллективной ответственности.

Введение

По данным Всемирной торговой организации современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

В настоящее время требования к продукции в разных странах существенно различаются. Несмотря на требования соглашений ТБТ и СФС ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, информация об условиях доступа является порой труднодоступной и плохо понимаемой. Сами требования содержатся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты и добровольные стандарты), перечень и тексты которых, как правило, достаточно трудно определить и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Ниже приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов ил стандартов регулирующим органам необходимо:

-    оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в ТР;

-    определять, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в ТР или стандарты;

-    определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям ТР;

-    определить наилучшие форматы требований;

-    определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

IV

ГОСТ P 55351-2012

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

-    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

-    повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

-    доказывать соответствие своей продукции требованиям ТР;

-    использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

-    разрабатывать инструкции для пользователей и защитные надписи.

Пользователям при применении продукции требуется:

-    использовать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

-    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

-    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

-    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции и связываемых с аспектами безопасности и качества;

-    советовать производителям повышать безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны;

-    выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;

-    в ыбирать э кв ивал ентные методы оценки с оотв етств ия;

-    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей ОС;

-    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

-    оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими регламентами или применяемыми ими стандартами.

Органам контроля и надзора и регистрирующие органы при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

V

-    оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:

-    соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований ТР:

-    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований ТР;

-    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

-    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

В странах — членах ВТО действуют центры обработки запросов (Inquiry point), но:

-    они, как правило, не предоставляют такую информацию частным лицам;

-    такая информация имеет очень высокую стоимость;

-    большинство служб не владеет сравнительной информацией об условиях доступа на рынки других стран (в чем собственно заключаются различия).

Создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является на современном этапе развития мировой торговли очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру. Целью системы, предлагаемой к реализации в рамках ЕЭК ООН, является объединение всех систем технического регулирования в одно целое и установление соответствия между требованиями и условиями доступа продукции на внутренние рынки стран-участниц, указанными в технических регламентах, стандартах и нормативных документах.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), является особенно важным для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального снижения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности продукции.

В каждой стране для определения наиболее оптимальных механизмов

VI

ГОСТ P 55351-2012

обязательного технического регулирования необходимо иметь сравнительную информацию о том, как это работает в других странах.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране существовали источники специальной информации в области технического регулирования и мер (далее страна-участница), используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

-    о требованиях к конкретной продукции в различных странах;

-    условиях доступа продукции на рынки стран;

-    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран.

Для этого страны должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения такой информации, используя которые можно было бы обеспечить обмен информацией с целью сравнения требований.

Такая информация об условиях доступа на рынки стран должна быть:

-    актуальной:

-    доступной в стране на языке страны;

-    понимаема;

-    прозрачна;

-    совместима по структуре и интерфейсу в рамках всех стран-участниц.

Для того, чтобы заинтересованные организации стран владели такой

информацией, необходимо, чтобы они:

-    имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

- поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

-    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран;

-    осуществляли обмен информацией между собой;

- осуществляли перевод этой информации на национальный язык страны-участницы;

-    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей, как внутренних, так и внешних;

-    имели единую или совместимую программную основу для системы

ФОНТ.

VII

ГОСТ P 55351-2012

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что различным образом установленные требования к продукции приводят к одинаковому результату, а именно необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, необходимо иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

-    снижения степени риска от применения положений технических регламентов:

-    возможности признания эквивалентности требований технических регламентов и стандартов на основе оценки уровня снижения риска;

-    эффективности применения процедур оценки соответствия:

-    применимости стандартов для оценки выполнения требований технических регламентов:

-    эффективности использования и планирования государственного контроля и надзора.

Понятие «эксперт» как правило допускает различные трактовки и широту охвата. Эксперт-это не просто специалисте какой-то конкретной области. Если задача специалиста заключается в том, чтобы решить какую-то конкретную задачу, то эксперта привлекают в том случае, когда необходимо принять конкретное решение. То есть помимо знания технических аспектов решения конкретных задач эксперту предстоит на основе результатов его работы принять конкретное решение. Следовательно, компетентность эксперта должна быть выше компетентности обычного специалиста, и различие заключается, прежде всего в поведенческих способностях. Эти поведенческие способности должны

VIII

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описаниям нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к компетентности экспертов и экспертных организаций Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for expert and expert panel competence

Дата введения - 2014-01 -01

1 Область применения

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Данный стандарт применяется для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в части требований к экспертам и экспертным организациям и связанных с их деятельностью процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

При разработке данного комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечивается:

-    включение требований по менеджменту знаний для применения стандартов в сфере технического регулирования, включая аспекты безопасности и качеству продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, в том числе обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимое™, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

-    увязку требований и положений комплекса стандартов ФОНТ с действующими национальными стандартами;

1

Издание официальное