Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

14 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55257-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Определяет пользовательский модуль «Надзор» Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов как одно из инструментальных программных средств системы государственного контроля и регулирования летной годности гражданских воздушных судов в части информационного обеспечения работ, проводимых уполномоченным органом в области гражданской авиации, по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов в целях оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие сведения о ПМ «Надзор»

     4.1 Назначение ПМ «Надзор»

     4.2 Вид автоматизируемой деятельности

     4.3 Перечень объектов автоматизации

     4.4 Перечень функций, выполняемых ПМ «Надзор»

5 Структура ПМ «Надзор», назначение составных частей и выполняемые ими функции

     5.1 Структура ПМ «Надзор»

     5.2 Назначение составных частей ПМ «Надзор»

     5.2.1 ПК «Уполномоченный орган в области ГА»

     5.2.2 ПК «Центр по сертификации ЭВС»

     5.2.3 ПК «Библиотека»

     5.3 Описание функционирования системы и ее частей

     5.3.1 Используемая информация

     5.3.2 Автоматизированный обмен и актуализация данных между субъектами

     5.3.3 Автоматизированное формирование документов

     5.3.4 Мониторинг ресурсного состояния ВС

     5.3.5 Методика информационного взаимодействия субъектов

     5.4 Требования к алгоритмам обработки данных

     5.5 Требования к составу и формату данных

     5.6 Требования к организационно-техническим мероприятиям субъекта

Приложение А (обязательное) Требования к составу данных, накапливаемых в ПМ «Надзор»

Библиография

 
Дата введения01.07.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1349-ст
ИзданСтандартинформ2013 г.
РазработанФГУП ГосНИИ ГА

Air transport. System of aircraft maintenance and repair. Information analysis system for aircraft airworthiness monitoring. The «Supervision» user module. General requirements

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14

ГОСТР

55257-

2012

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ «НАДЗОР»

Общие требования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1349-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Приложение А (обязательное)

Требования к составу данных, накапливаемых в ПМ «Надзор»

А.1 Состав данных по ресурсному состоянию ВС, имеющих сертификат летной годности экземпляра ВС

Код авиакомпании Код типа Модификация

Бортовой номер (российский)

Код использования (пассажирский, грузовой, др.)

Дата выпуска из завода (изготовления)

Серийный номер Заводской номер

Количество капитальных ремонтов

Завод последнего ремонта

Дата последнего капитального ремонта

Дата учета информации о ресурсном состоянии ВС

Код вида учета наработок

Текущее значение наработки с начала эксплуатации

Наработка после последнего ремонта

Назначенный ресурс в часах

Назначенный ресурс в посадках

Межремонтный ресурс

Межремонтный срок службы

Назначенный срок службы

Дата создания записи

Дата последнего обновления записи

А.2 Состав данных по параметрам документов, включаемых в «Дело сертификации ЭВС»

Определяется уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии с требованиями ФАП-132 [3] в зависимости от типа ВС.

8

ГОСТ Р 55257-2012

Библиография

[1]    Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА—93). Введено приказом ДВТ Минтранса России от 20 июня 1994 г. № ДВ-58

[2]    Федеральные авиационные правила. Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации (ФАП-11). Утверждены приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г. № 11 (в ред. приказа Минтранса России от 16 марта 2012 г. №65)

[3]    Федеральные авиационные правила. Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации. Утверждены приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. № 132 (в ред. приказа Минтранса РФ от 3 июля

2008 г. № 96)

[4]    Об утверждении руководства по информационному обеспечению автоматизированной системы обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации. Утверждены распоряжением Минтранса России от 20.05.2002 HA-171-p

9

УДК 629.735.017.1.004.58:006.354    ОКС 03.220.50

Ключевые слова: авиационная техника, автоматизированная система, воздушное судно, комплекс задач, мониторинг летной годности, пользовательский модуль, эксплуатация воздушных судов, компонент воздушного судна

10

Редактор П.М. Смирнов Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В.Е. Нестерова Компьютерная верстка В.И. Гоищенко

Сдано в набор 06.09.2013. Подписано в печать 24.09.2013. Формат 60x84V Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,86.

Уч.-изд. л. 1,20. Тираж 68 экз. Зак. 1063.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

ГОСТ Р 55257-2012

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины, определения и сокращения..................................1

4    Общие сведения о ПМ «Надзор».....................................3

4.1    Назначение ПМ «Надзор»......................................3

4.2    Вид автоматизируемой деятельности................................4

4.3    Перечень объектов автоматизации.................................4

4.4    Перечень функций, выполняемых ПМ «Надзор»..........................4

5    Структура ПМ «Надзор», назначение составных частей и выполняемые ими функции.......5

5.1    Структура ПМ «Надзор».......................................5

5.2    Назначение составных частей ПМ «Надзор»............................5

5.2.1    ПК «Уполномоченный орган в области ГА»..........................5

5.2.2    ПК «Центр по сертификации ЭВС»..............................5

5.2.3    ПК «Библиотека»........................................5

5.3    Описание функционирования системы и ее частей.........................6

5.3.1    Используемая информация..................................6

5.3.2 Автоматизированный обмен и актуализация данных между субъектами.........6

5.3.3    Автоматизированное формирование документов......................6

5.3.4    Мониторинг ресурсного состояния ВС............................6

5.3.5    Методика информационного взаимодействия субъектов..................6

5.4    Требования к алгоритмам обработки данных............................7

5.5    Требования к составу и формату данных..............................7

5.6    Требования к организационно-техническим мероприятиям субъекта...............7

Приложение А (обязательное) Требования к составу данных, накапливаемых в ПМ «Надзор» . ... 8 Библиография.................................................9

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ «НАДЗОР»

Общие требования

Air transport. System of aircraft operation and repair. Information and analytical system for aircraft airworthiness monitoring. The «Supervision» user module. General requirements

Дата введения — 2013—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет пользовательский модуль «Надзор» Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) как одно из инструментальных программных средств системы государственного контроля и регулирования летной годности гражданских воздушных судов в части информационного обеспечения работ, проводимых уполномоченным органом в области гражданской авиации, по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов в целях оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов.

Настоящий стандарт определяет функциональную структуру, архитектуру, задачи пользовательского модуля «Надзор» ИАС МЛГ ВС, а также устанавливает требования к программным комплексам, используемым в субъектах ИАС МЛГ ВС. Требования настоящего стандарта применяются при разработке в субъектах ИАС МЛГ ВС новых автоматизированных систем, предназначенных для автоматизации процессов информационного обеспечения эксплуатации воздушных судов.

В организациях, не являющихся субъектами системы, настоящий стандарт может быть применен в отношении существующих автоматизированных систем при их модификациях, осуществляемых в целях обеспечения интеграции с ИАС МЛГ ВС.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 54080-2010 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54080, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

3.1.1    документация доказательная: Документация, подтверждающая выполнение установленных требований.

Примечание — В состав доказательной документации, подтверждающей выполнение технического обслуживания воздушного судна, входят: карта-наряд с приложениями (пооперационная ведомость, наряд на дефектацию и другие производственно-технические документы), в которых факт выполнения работ удостоверен подписями исполнителей и контролирующих лиц; бортовой журнал воздушного судна с записью о выполненном техническом обслуживании и подписью специалиста, ответственного за техническое обслуживание данного воздушного судна, с указанием формы выполненного технического обслуживания и номера карты-наряда [1].

3.1.2    документация пономерная: Документация, предназначенная для оформления годности каждого воздушного судна к полетам, учета наработки и технического состояния воздушного судна (двигателя, комплектующего изделия), которая действительна только для данного экземпляра авиационной техники, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером.

Примечания

1    К документам, которые выдаются авиационной администрацией, относят свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна, удостоверение (сертификат) летной годности гражданского воздушного судна к полетам, разрешение на эксплуатацию бортовых радиостанций, бортовой технический журнал, бортовой санитарный журнал.

2    К документам, которые выдаются изготовителями авиационной техники, относят формуляры воздушных судов и двигателей, паспорта и этикетки на компоненты, таблицы нивелировочных данных, тарировочные графики регистраторов режимов полета.

3    После первого ремонта воздушного судна завод гражданской авиации (уполномоченная организация) выдает формуляр силовых элементов планера (карту прочности).

4    Для воздушных судов, выполняющих международные полеты, в состав пономерной документации включают свидетельство по шумам и страховое свидетельство [1].

3.1.3    заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям: Документ, составляемый по результатам выполнения программы проведения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям в рамках обязательной сертификации экземпляров воздушного судна согласно [3].

3.1.4    заявитель: Юридическое или физическое лицо, подавшее заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган на получение сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) или продление срока его действия [3].

3.1.5    инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС: Контрольная оценка экземпляра воздушного судна, осуществляемая в целях установления его соответствия требованиям, предъявляемым к летной годности [3].

3.1.6 _

интерактивный электронный документ: Документ, информация содержательной части которого доступна в интерактивной форме.

[ГОСТ 2.051-2006, пункт 3.1.7]_

3.1.7    комплексное заключение по сертификации эксплуатанта: Заключение органа по сертификации эксплуатанта, составленное по результатам обязательной сертификации и содержащее оценку соответствия эксплуатанта сертификационным требованиям.

3.1.8    привлекаемая организация1*: Научная или иная организация, привлекаемая в установленном порядке уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом в установленном порядке для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра воздушного судна.

3.1.9    сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам)2*: Документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям [3].

ГОСТ Р 55257-2012

3.1.10    эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее воздушное судно для полетов и имеющее сертификат или свидетельство эксплуатанта [2].

3.1.11 _

эксплуатационные документы: Документы, предназначенные для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия в процессе эксплуатации

[ГОСТ 2.102-68, пункт 1.2, таблица 1]_

Примечание — Эксплуатационная документация подразделяется на:

-    общую — для всех типов воздушных судов;

-    типовую — для определенного типа воздушных судов;

-    пономерную — для конкретных экземпляров авиационной техники;

-    производственно-техническую — для планирования, учета, составления различного вида отчетов по эксплуатации авиационной техники и производственной и хозяйственной деятельности [1].

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АД — авиационный двигатель;

АРМ — автоматизированное рабочее место;

БД — база данных;

ВС — воздушное судно;

ГА— гражданская авиация;

ИАС МЛГ ВС — Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов;

КЗ — комплекс задач;

ЛГ — летная годность;

ПК — программный комплекс;

ПМ — пользовательский модуль;

ТО — техническое обслуживание;

ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;

ЦБД — центральная база данных;

ЦНМБ ГА — Центральная нормативно-методическая библиотека гражданской авиации;

ЭВС — экземпляр воздушного судна;

ЭТД — эксплуатационно-техническая документация.

4 Общие сведения о ПМ «Надзор»

4.1 Назначение ПМ «Надзор»

ПМ «Надзор» является элементом ИАС МЛГ ВС и представляет собой автоматизированный производственный комплекс, предназначенный для информационного сопровождения работ уполномоченного органа в области гражданской авиации и привлекаемых организаций по инспекции летной годности ВС, в том числе для обеспечения:

1)    цифрового документооборота в процедурах сертификации и инспекционного контроля летной годности ЭВС;

2)    контроля и регулирования работ по сертификации и инспекционному контролю летной годности ЭВС;

3)    мониторинга летной годности ВС в части:

-    состава и ресурсного состояния парка ВС,

-    полноты выполнения работ по ТОиР АТ в соответствии с ЭТД,

-    учета и анализа сведений об инцидентах и авиационных происшествиях,

-    учета устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации ЭВС,

-    контроля выполнения работ по оценке аутентичности компонентов ВС,

-    полноты и своевременности выполнения требований нормативных документов (директив летной годности), касающихся поддержания летной годности ВС;

4)    мониторинга состава и состояния эксплуатантов ВС;

5)    актуализации нормативной документации и ЭТД участников работ. 3

4.2    Вид автоматизируемой деятельности

ПМ «Надзор» осуществляет информационное сопровождение процессов государственного контроля и регулирования объектов ГА, а также работ по инспекции летной годности ЭВС в уполномоченных органах в области гражданской авиации путем обработки потоков информации и интерактивных электронных документов.

Документы и другая информация в установленных форматах записываются в определенные таблицы БД ПМ «Надзор».

Результатами функционирования ПМ «Надзор» являются информационное обеспечение принимаемых управленческих решений на основе применения накопленной в БД информации, формирование и упорядоченное хранение в электронном виде основных результатов работ по сертификации и инспекционному контролю летной годности ЭВС и их ресурсному состоянию, а также формирование и вывод для просмотра или печати необходимых уполномоченному органу в области гражданской авиации (его региональному представительству) или центру по сертификации экземпляра ВС (привлекаемым организациям) выходных форм (выходных документов).

Информация, формируемая в ПМ «Надзор», из БД помещается в обменные файлы и в соответствии с регламентом работы субъекта направляется оператору ИАС МЛГ ВС в ЦБД. Собственником информации, сформированной в ПМ «Надзор», остается субъект, включивший ее в обменный файл.

4.3    Перечень объектов автоматизации

Объектами автоматизации ПМ «Надзор» являются:

-    подразделения центрального аппарата и региональных представительств уполномоченного органа в области гражданской авиации, участвующие в выполнении и обеспечении работ по инспекции летной годности ВС;

-    центры по сертификации ЭВС (привлекаемые организации), участвующие в выполнении работ по оценке соответствия или инспекционном контроле летной годности ЭВС.

В этих субъектах должны быть оборудованы АРМ в количестве, достаточном для обеспечения производственной информацией всех заинтересованных специалистов и должностных лиц. Каждое АРМ в соответствии со специализацией конкретного рабочего места должно иметь санкционированный доступ к БД ПМ «Надзор» для ввода, корректировки и/или вывода информации.

При функционировании ПМ «Надзор» обеспечивается управление обменом информацией между объектами автоматизации в требуемых направлениях.

4.4    Перечень функций, выполняемых ПМ «Надзор»

ПМ «Надзор» выполняет следующие функции:

-    контроль и сопровождение работ по оценке соответствия летной годности ЭВС установленным требованиям;

-    контроль ресурсного состояния ВС;

-    контроль выполнения работ по оценке аутентичности компонентов ВС;

-    контроль и сопровождение работ по оценке соответствия экземпляра АД;

-    контроль и сопровождение работ по инспекционному контролю летной годности ЭВС;

-    контроль и сопровождение работ по индивидуальному установлению ресурсов авиационной техники;

-    контроль поступления и полноты информации по мониторингу летной годности ВС;

-    обеспечение нормативной документацией и ЭТД;

-    формирование «Электронного дела сертификации экземпляра ВС», «Дела инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС»;

-    подготовка материалов работ по инспекционному контролю летной годности ЭВС;

-    формализованный учет недостатков, выявленных в работах по оценке соответствия и инспекционному контролю летной годности ЭВС;

-    формирование отчетов и анализ выявленных несоответствий в работах по оценке соответствия летной годности ЭВС установленным требованиям;

-    получение информации из ЦБД ИАС МЛГ ВС о жизненном цикле ВС.

ПМ «Надзор» должен обеспечивать возможность модернизации и развития для повышения степени приспособляемости при изменениях пределов изменений параметров объекта автоматизации, а также, при необходимости, изменения состава требований к выполняемым функциям и видам обеспечения.

4

ГОСТ Р 55257-2012

5 Структура ПМ «Надзор», назначение составных частей и выполняемые ими функции

5.1    Структура ПМ «Надзор»

Составными частями ПМ «Надзор» являются:

-    Программный комплекс (ПК) «Уполномоченный орган в области ГА» в составе следующих комплексов задач (КЗ):

-    КЗ «Сертификат ЛГ экземпляра ВС»,

-    КЗ «Сведения о ВС и эксплуатантах ВС»,

-    КЗ «Аутентичность»,

-    КЗ «Информационный обмен»;

-    ПК «Центр по сертификации ЭВС» в следующем составе:

-    КЗ «Электронное дело сертификации экземпляра ВС»,

-    КЗ «Инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС»,

-    КЗ «Информационный обмен»;

-    ПК «Библиотека» в следующем составе:

-    КЗ «Организационно-распорядительная документация»,

-    КЗ «Эксплуатационно-техническая документация».

5.2    Назначение составных частей ПМ «Надзор»

5.2.1    ПК «Уполномоченный орган в области ГА»

ПК «Уполномоченный орган в области ГА» предназначен для автоматизации решения задач накопления, учета и контроля сведений о работах (мероприятиях, проводимых уполномоченным органом в области гражданской авиации) по инспекции летной годности гражданских ВС с выдачей соответствующих документов, в том числе по сертификации ЭВС и результатов инспекционного контроля летной годности ЭВС:

-    контроль и сопровождение работ по оценке соответствия летной годности ЭВС установленным требованиям;

-    контроль ресурсного состояния ВС;

-    контроль выполнения работ по оценки аутентичности компонентов ВС;

-    контроль и сопровождение работ по оценке соответствия экземпляра АД;

-    контроль и сопровождение работ по инспектированию летной годности ЭВС;

-    контроль и сопровождение работ по индивидуальному установлению ресурсов АТ;

-    контроль поступления и полноты представления эксплуатантами ВС информации по мониторингу летной годности ВС;

-    формирование и вывод для просмотра и/или печати соответствующих выходных документов (сертификатов, отчетов, справок и т. п.).

5.2.2    ПК «Центр по сертификации ЭВС»

ПК «Центр по сертификации ЭВС» предназначен для автоматизации решения задач информационного сопровождения работ по оценке соответствия летной годности ЭВС установленным требованиям:

-    формирование «Электронного дела сертификации экземпляра ВС», «Дела инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС»;

-    подготовка материалов работ по инспекционному контролю летной годности ЭВС;

-    формализованный учет недостатков, выявленных в работах по оценке соответствия и в инспекционном контроле летной годности ЭВС;

-    формирование отчетов и анализ выявленных несоответствий;

-    получение информации из ЦБД ИАС МЛГ ВС о жизненном цикле ВС.

5.2.3    ПК «Библиотека»

ПК «Библиотека» предназначен для информационно-библиотечного обеспечения авиационного персонала субъекта нормативной документацией и техническими документами в профессиональной области деятельности. ПК «Библиотека» обеспечивает удаленный доступ персонала субъекта к фондам центральной нормативно-методической библиотеки гражданской авиации (ЦНМБ ГА).

ПК «Библиотека» выполняет функцию информационно-библиотечного обслуживания авиационного персонала субъекта в части обеспечения актуализированной нормативной документацией и ЭТД.

5

5.3 Описание функционирования системы и ее частей

5.3.1    Используемая информация

В основе функционирования частей ПМ «Надзор» находятся:

-    получение входной информации в установленных составе и форматах и размещение ее в БД, в том числе сведения о ресурсном состоянии ВС, имеющих сертификат летной годности ЭВС;

-    формирование, обработка и преобразование интерактивных электронных документов;

-    формирование необходимых выходных документов в соответствии с установленными требованиями к их формам, содержанию и срокам.

В этих целях в составе файлов БД должна поддерживаться в актуальном состоянии информация из эксплуатационных документов-источников (первичных носителей информации) по типам ВС, конкретным ЭВС и из другой необходимой документации, относящейся к ТОиР ВС, в том числе:

-    нормативная документация и ЭТД, включая руководства, регламенты (программы) ТО, каталоги, директивы и т. п.;

-    доказательная документация, а также материалы эксплуатанта ВС (акты, справки, отчет о контрольном полете и др.), подтверждающие соответствие летной годности ЭВС установленным требованиям.

В ПМ «Надзор» реализована возможность использования информации, импортируемой (экспортируемой) из внешних (по отношению к ИАС МЛГ ВС) информационных систем (ресурсов) типа Информационная система «Воздушный транспорт Российской Федерации» [2], Автоматизированная система обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации [4] и др.

5.3.2    Автоматизированный обмен и актуализация данных между субъектами

Автоматизированный обмен и актуализация данных между субъектами в ПМ «Надзор» реализованы посредством использования ЦБД ИАС МЛГ ВС.

5.3.3    Автоматизированное формирование документов

На основе сведений, накапливаемых в БД «Надзор», должна быть обеспечена возможность автоматизированного формирования в ПК, входящих в ПМ «Надзор», документов, подготовляемых в рамках процедур по инспекции летной годности гражданских ВС:

-    заключение и комплексное заключение по оценке соответствия летной годности ЭВС установленным требованиям;

-    сертификат летной годности ЭВС.

5.3.4    Мониторинг ресурсного состояния ВС

Мониторинг ресурсного состояния ВС эксплуатанта является неотъемлемой частью мониторинга летной годности ВС.

Мониторинг ресурсного состояния ВС осуществляется в среде ПМ «Надзор» путем периодического (в соответствии с установленными требованиями [3]) автоматизированного экспорта в БД ПМ «Надзор» сведений, поступающих от эксплуатантов ВС в электронном виде и в определенном согласованном с оператором ИАС МЛГ ВС формате, о текущем ресурсном состоянии ВС, имеющих сертификат летной годности ЭВС, накопления этих сведений в БД и автоматического контроля превышения значений ресурсных показателей и показателей календарного срока жизни ВС над действующими для ЭВС ресурсными ограничениями.

5.3.5    Методика информационного взаимодействия субъектов

Информационное взаимодействие субъектов ПМ «Надзор» (оператора ИАС МЛГ ВС, центрального аппарата уполномоченного органа, региональных представительств уполномоченного органа, центров по сертификации экземпляра ВС) осуществляется в среде ИАС МЛГ ВС в соответствии с установленными требованиями [3] к составу, подготовке, представлению и обработке информации, связанной с выполнением работ по оценке соответствия и инспекционного контроля летной годности ЭВС.

Информационное взаимодействие субъектов ПМ «Надзор» должно обеспечивать:

-    формирование на АРМ субъекта и передачу через среду ИАС МЛГ ВС другим субъектам (с использованием технологий удаленного доступа или технологии файлового обмена) информации (данных) в электронном виде и в определенном формате в строгом соответствии с компетенцией субъекта;

-    получение из среды ИАС МЛГ ВС для обработки на АРМ субъекта информации (данных) в электронном виде и в определенном формате в строгом соответствии с компетенцией субъекта.

6

ГОСТ Р 55257-2012

5.4    Требования к алгоритмам обработки данных

В целях исключения ввода в БД недостоверной информации и для обеспечения корректной работы программного обеспечения ПМ «Надзор» осуществляются автоматический мониторинг и контроль информации встроенной системой входного контроля. В БД попадает информация, прошедшая контроль.

Вся ранее введенная (хранящаяся в БД) информация автоматически проверяется системой логического контроля, которая сравнивает данные в БД с установленными требованиями и критериями. Информация, прошедшая контроль, в единых форматах доступна на любом подключенном АРМ субъекта.

При выявлении несоответствия информации система входного контроля или система логического контроля, в зависимости от этапа работы с БД, выдает сообщение об ошибке, которую пользователю для продолжения работы следует исправить установленным способом.

Информационное взаимодействие со смежными системами должно осуществляться путем рассылки электронной информации в обменных файлах по доступным каналам связи, имеющим приемлемую пропускную способность.

Между субъектом и оператором ИАС МЛГ ВС должен быть согласован регламент работы субъекта ИАС МЛГ ВС, который предусматривает способ синхронизации, состав информации, форматы, периодичность и каналы передачи данных. В соответствии с этим регламентом осуществляется обмен информацией.

Полученную информацию оператор ИАС МЛГ ВС анализирует и верифицирует. Информация, прошедшая верификацию, а также актуализированная информация помещаются оператором ИАС МЛГ ВС в распределенную БД.

Информация из распределенной БД используется заинтересованными субъектами:

-    Центром по сертификации, проводящим сертификацию ЭВС согласно [3];

-    другими субъектами ИАС МЛГ ВС в своих профессиональных целях.

5.5    Требования к составу и формату данных

Состав и форматы данных должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 54080.

5.6    Требования к организационно-техническим мероприятиям субъекта

В целях обеспечения возможности формирования и обмена информацией, отвечающей требованиям, внедрение ПМ «Надзор» осуществляется прежде всего с установки ПК «Уполномоченный орган в области ГА» в подразделениях центрального аппарата уполномоченного органа в области гражданской авиации или его регионального представительства и установки ПК «Центр по сертификации ЭВС» в организациях, привлекаемых уполномоченным органом в области гражданской авиации (или его региональным представителем) к работам по оценке соответствия или инспекционному контролю летной годности ЭВС.

Внедрение ПМ «Надзор» или его частей, обучение персонала субъекта и сопровождение эксплуатации АС осуществляются оператором ИАС МЛГ ВС.

Порядок и регламент информационного взаимодействия субъектов, внедривших ПМ «Надзор», определяется документом (соглашением), согласованным между субъектами (оператором ИАС МЛГ ВС, уполномоченным органом в области гражданской авиации или его региональным представительством и Центром по сертификации ЭВС).

7

1

11 Далее по тексту настоящего стандарта также используется термин-синоним — Центр (Центры) по сертификации.

2

) Далее по тексту настоящего стандарта — сертификат летной годности.

3