ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ |
ГОСТР54941-2012/Руководство ИСО/МЭК 46:1985СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УСЛУГ
Общие принципы
ISO/IEC GUIDE 46:1985 Comparative testing of consumer products and related services — General principles (IDT)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2012
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК079 «Оценка соответствия»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. № 198-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу Руководство ИСО/МЭК 46:1985 «Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы» (ISO/IEC Guide 46:1985 «Comparative testing of consumer products and related services — General principles»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р 54941-2012/Руководство ИСО/МЭК 46:1985Введение
Настоящий стандарт определяет общие принципы проведения сравнительных испытаний товаров и услуг, отдельно или в совокупности. Данных принципов необходимо придерживаться органам и ассоциациям, осуществляющим программы сравнительных испытаний.
Целью данного стандарта является предоставление потребителям информации и результатов испытаний способом, который поможет им сделать обоснованный выбор, соответствующий их потребностям. Товары и услуги, проходящие испытания, могут ориентироваться на местный, национальный или международный рынок, и характеристики, подвергающиеся испытаниям, могут быть как специальными, так и широкого назначения при условии, что диапазон и пределы характеристик четко определены. (Примечания, включенные далее в текст, предлагают некоторые способы применения данных принципов).
ГОСТ P 54941—2012/ Руководство ИСО/МЭК46:1985НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УСЛУГОбщие принципы
Comparative testing of consumer products and related services. General principles
Дата введения — 2012—10—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы проведения сравнительных испытаний товаров и услуг с целью предоставления информации потребителям.
2 Общие принципы2.1 Выбор товара и услуги
Если не определен диапазон выбора, то должны быть предприняты все приемлемые усилия для того, чтобы отразить информацию о товарах и услугах, востребованных на рынке.
Примечание — «Приемлемые усилия» могут включать консультации с производителями (агентами/ представителями/импортерами) или проверку имеющейся литературы и каталогов. В интересах потребителей и производителей (агентов/представителей/импортеров) такая информация должна быть доступна.
2.2 Выборочный контроль
Способы, используемые при получении выборки для испытаний, должны быть по возможности аналогичны тем, которые использует потребитель в обычной точке розничной торговли. Во всех случаях надо следить за тем, чтобы выбор образцов производился случайным образом и не были представлены специальные образцы. Перед испытаниями должно быть уделено внимание условиям выборки, транспортирования и хранения.
Должны быть предприняты меры предосторожности для того, чтобы гарантировать, насколько это возможно, что полученные результаты характерны для товара или услуги, представленных на рынке на момент выборочного контроля.
Примечание — Выборочный контроль по возможности должен гарантировать, что товар или услуга, подвергающиеся испытаниям, должны быть востребованы на рынке после публикации результатов испытаний.
2.3 Выбор характеристик
Кроме тех случаев, когда проверка производится с определенной целью, по возможности во внимание должны быть приняты все характеристики товара или услуги, которые важны при их использовании потребителем. Любое ограничение выбора должно быть обоснованно.
Примечание — Например, выбор может включать следующие характеристики: безопасность, надежность, долговечность, эксплуатационные показатели, расход энергии, воздействие на окружающую среду, эксплуатационные расходы, цена при продаже и техническое обслуживание.
Издание официальное
3 Программа испытаний3.1 Методы испытаний
Методы испытаний должны быть по возможности стандартизованными, представленными в международных или национальных стандартах. Если соответствующий стандарт отсутствует, то необходимо, чтобы выбранный метод испытаний имел степень воспроизводимости, достаточную для достижения сопоставимости результатов испытаний. Если применяются не международные и не национальные, но признанные методы испытаний, то следует сообщить в национальный орган по стандартизации о возможности их регистрации в качестве национальных стандартов.
3.2 Оценка результатов испытаний
Должны быть предприняты меры для минимизации числа ошибок при испытаниях или в результатах испытаний из-за использования дефектных образцов. Одна из мер — это проинформировать производителя (агента/представителя/импортера) о результатах испытаний его товара или услуги и предоставить ему возможность сделать замечания до публикации результатов. Результаты испытаний, переданные производителю (агенту/представителю/импортеру), должны сопровождаться перечнем характеристик, подвергшихся испытаниям, и перечнем примененныхметодов испытаний. Если производитель (агент/представитель/импортер) не согласен с результатами испытаний, ему рекомендуется немедленно представить данные, демонстрирующие, что результаты испытаний являются либо неверными, либо исключительными или были применены неподходящие методы. В случае исключительных результатов возможно использование добавочных образцов.
Если испытания показали, что товар или услуга опасны и могут причинить потребителю непоправимый ущерб, то об этом должны быть немедленно уведомлены соответствующие органы и производитель (агент/представитель/импортер).
3.3 Представление результатов испытаний
Результаты испытаний должны быть представлены на основе фактов как технически корректным способом, так и в терминах, понятных потребителю. Эти термины должны помочь потребителю сделать выбор в соответствии с его определенными потребностями.
В случаях когда, несмотря на процедуры проверки, в опубликованных протоколах найдены существенные фактические ошибки, должны быть предприняты корректирующие действия в наиболее возможные короткие сроки.
2
УДК 658.562.014:006.35 ОКС 03.180.30 Т59 ОКСТУ0025
19.020
Ключевые слова: испытания, потребительские товары, услуги, информация для потребителя, программы испытаний
3
Редактор Н.Н. Кузьмина Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Ю.М. Прокофьева Компьютерная верстка ИЛ. Налейкиной
Сдано в набор 27.11.2012. Подписано в печать 18.12.2012. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,45. Тираж 120 экз. Зак. 1121.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.