Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

517.00 ₽

Купить ГОСТ Р 54750-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на рельсовые автобусы с конструкционной скоростью до 160 км/ч, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм, и устанавливает общие технические требования к ним.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования к рельсовому автобусу

     4.1 Требования к показателям назначения

     4.2 Требования к конструкции

5 Требования к силовой установке

     5.1 Требования к составу и компоновке

     5.2 Требования к двигателю

     5.3 Требования к тяговой передаче

     5.4 Требования к блоку охлаждения

6 Требования к механическому оборудованию

7 Требования к вагону

8 Требования к кабине машиниста

     8.1 Требования к планировке и основные размеры

     8.2 Требования к окнам

     8.3 Требования к пульту управления

     8.4 Требования к креслам

     8.5 Требования к искусственному освещению

     8.6 Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию

9 Требования к пассажирскому салону

     9.1 Требования к планировке салона

     9.2 Требования к окнам

     9.3 Требования к сиденьям

     9.4 Требования к искусственному освещению

     9.5 Требования к вентиляции, отоплению и кондиционированию

10 Требования к машинному отделению (при наличии)

11 Требования к электрооборудованию

12 Требования к тормозному и пневматическому оборудованию

13 Требования к внешнему сигнальному оборудованию

14 Требования к бортовой системе управления и диагностики

15 Требования надежности

16 Требования к воздействию на устройства сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи

17 Требования к прочности, динамике и воздействию на путь

18 Требования пожарной безопасности

19 Требования экологической безопасности

20 Требования к знакам безопасности, инструменту и принадлежностям

21 Санитарно-гигиенические требования

     21.1 Требования к параметрам среды обитания

     21.2 Требования к санитарно-бытовым устройствам

     21.3 Требования к санитарному узлу

Библиография

 
Дата введения01.07.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.03.2016
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

13.12.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии937-ст
ИзданСтандартинформ2013 г.
РазработанФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора
РазработанОАО ВНИИЖТ
РазработанОАО ВНИКТИ

Railway bus. General technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


<£>


НАЦИОНАЛЬНЫ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Й


ГОСТР

54750-

2011


РЕЛЬСОВЫЕ АВТОБУСЫ Общие технические требования


Издание официальное


Москва Стандарти нформ 2013


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (ФГУП «ВНИИЖГ» Роспотребнадзора), Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 937-ст

4    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Электрическая передача мощности должна обеспечивать работу в режиме электрического торможения.

5.3.11    Электрическая передача мощности переменно-постоянного тока должна содержать выпрямительную установку, тяговый генератор и тяговые двигатели постоянного тока.

5.3.12    Электрическая передача мощности постоянно-переменного тока должна включать тяговый инвертор, тяговый генератор, асинхронные или синхронные тяговые двигатели, а также систему регулирования тягового генератора и тягового инвертора.

Система регулирования тягового генератора и тягового инвертора должна обеспечивать оптимальное соотношение выходного напряжения и его частоты и коэффициента скольжения тяговых электродвигателей.

5.3.13    В качестве тягового генератора должен быть применен синхронный трехфазный генератор.

5.4 Требования к блоку охлаждения

5.4.1    Блок охлаждения при работе силовой установки при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150, должен обеспечивать теплоотвод в требуемых пределах рабочей температуры.

5.4.2    Допускается оборудование блока охлаждения размещать на отдельной раме с ограждением.

6 Требования к механическому оборудованию

6.1    Конструкция тележек должна содержать:

-    систему двухступенчатого рессорного подвешивания с гасителями колебаний;

-    колесные пары с буксами;

-    раму тележки;

-    тормозное оборудование;

-    осевые редукторы;

-    стабилизирующие устройства.

6.2    Конструкция тележек должна предусматривать возможность установки гидравлических домкратов под буксы колесных пар.

Тележка должна быть оборудована предохранительными устройствами, исключающими возможность падения деталей на путь.

Моторные тележки должны быть оборудованы элементами системы подачи песка.

6.3    Конструкция рессорного подвешивания должна предусматривать возможность регулировки поколесной развески.

При наличии пневматических рессор и пересылке рельсового автобуса в холодном состоянии, должно быть обеспечено питание рессор от тормозной магистрали.

6.4    Колесные пары должны соответствовать требованиям ГОСТ 11018, предъявляемым к колесным парам с конструкционной скоростью до 160 км/ч.

6.5    Буксовые узлы колесных пар должны быть оснащены подшипниками, не требующими обслуживания в период между заводскими ремонтами рельсового автобуса, а также датчиками контроля нагрева подшипников.

Конструкция буксового узла должна исключать попадание в него влаги.

Подшипниковые буксовые узлы обмоторенных и необмоторенных колесных пар должны быть унифицированы.

6.6    Рама тележек должна быть сварной конструкции с основными несущими элементами коробчатого сечения.

6.7    Конструкция привода должна обеспечивать стабильность вращающего момента при колебаниях экипажа, не должна препятствовать поперечным горизонтальным, вертикальным перемещениям кузова относительно колесных пар при движении по различным элементам профиля, а также повороту кузова относительно вертикальных осей тележек при прохождении криволинейных участков пути при скоростях до 10 км/ч:

-    рельсового автобуса одновагонного исполнения — кривой с минимальным радиусом 80 м;

-    рельсового автобуса в составе двух и более вагонов — кривой с минимальным радиусом 150 м.

6.8    Карданные валы должны соответствовать требованиям ГОСТ 28300.

6.9    Зубчатые колеса тяговой передачи должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51175.

6.10    Система рессорного подвешивания должна быть двухступенчатой, с применением гасителей колебаний.

ГОСТ Р 54750-2011

Применение гасителей колебаний фрикционного типа не допускается.

6.11 Резиновые, резинокордные и резинометаллические элементы должны быть морозоустойчивы и не разрушаться под воздействием масла при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением рельсового автобуса по ГОСТ 15150.

7 Требования к вагону

7.1    Кузов вагона рельсового автобуса должен быть цельнонесущей конструкцией типа замкнутой оболочки, выполненной из набора продольных и поперечных элементов жесткости, связанных наружной обшивкой.

Конструкция кузова должна включать хребтовую балку, боковые обвязки, шкворневые, буферные и промежуточные балки, обвязки боковых стен и крыши, настилы пола, подкрепленных элементами набора.

7.2    Кузов должен выдерживать без усталостных повреждений динамические, исходящие от пути, нагрузки, которые возникают в процессе эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

7.3    Вагоны должны иметь антикоррозионную защиту, обеспечивающую работу кузова без коррозионных повреждений между капитальными ремонтами. Боковые стены, потолок и пол вагона должны иметь тепловую изоляцию, предотвращающую промерзание и скопление конденсата между внутренней и наружной стенками обшивки.

7.4    Конструкцией кузовов вагонов рельсового автобуса должно быть предусмотрено:

-    подъем вагона со всем оборудованием четырьмя типовыми домкратами;

-    места строповки кузовов для подъема вагонов краном;

-    транспортировка вагона при заклинивании одной колесной пары.

7.5    Конструкция кузова головного вагона рельсового автобуса должна предусматривать подножки и поручни, используемые при протирке лобовой части, в том числе стекол кабины машиниста и прожектора.

7.6    Под кузовом должны быть установлены светильники для освещения ходовых частей и розетки с закрывающимися крышками для включения переносных светильников.

Примечание — Требования распространяются на рельсовые автобусы, техническое задание на которые утверждено после даты введения настоящего стандарта.

7.7    Вагоны рельсового автобуса должны иметь с каждой стороны не менее двух автоматических наружных входных дверей. При наличии в головном вагоне служебного тамбура, расположенного со стороны кабины машиниста и имеющего выходы на обе стороны, допускается иметь с каждой стороны вагона по одной входной двери для пассажиров при условии обеспечения требований аварийной эвакуации пассажиров через служебный тамбур.

Должны быть предусмотрены подножки и поручни для обеспечения безопасного входа и выхода пассажиров и персонала с низких (высотой 200 мм от уровня верха головки рельса) и высоких (высотой 1100 мм от уровня верха головки рельса) платформ.

7.8    Нижние подножки должны быть установлены в крайнем нижнем положении по условиям вписывания рельсового автобуса в габарит железнодорожного подвижного состава по ГОСТ 9238.

7.9    Шаг ступенек для пассажиров должен быть по высоте не более 280 мм, а для локомотивных бригад — не более 285 мм. Ширина ступенек для пассажиров должна быть не менее 1000 мм, а для локомотивных бригад — не менее 400 мм. Глубина ступенек для пассажиров должна быть не менее 180 мм, а для локомотивных бригад — не менее 160 мм.

7.10    Поверхность площадок и подножек должна препятствовать скольжению.

7.11    Диаметр поручня для подъема на рельсовый автобус по рабочей длине должен быть от 25 до 28 мм.

Зазор между поручнями и кузовом или рамой должен быть не менее 50 мм. Начало рабочего участка поручня должно быть расположено не выше 1200 мм от уровня головки рельса.

Крепление площадок, подножек и поручней должно быть рассчитано на действие сил не менее 2 кН. Подножки и поручни должны быть прикреплены к кузову болтами или заклепками.

Использование сварных соединений не допускается.

7.12    Наружные входные двери

7.12.1 Наружные входные двери в вагон для пассажиров должны иметь устройства, фиксирующие их в открытом положении. Должна быть обеспечена блокировка наружных входных дверей в закрытом положении.

9

Открытие и закрытие наружных входных дверей в вагон должно быть из кабины машиниста. Должен быть установлен резервный (аварийный) ручной привод открывания наружных входных дверей из тамбура.

Усилие сжатия автоматических наружных входных дверей в вагон при закрывании не должно превышать 200 Н.

При аварийном открывании наружных входных дверей сдвижного типа усилие не должно превышать 200 Н, для наружных входных дверей прислонно-сдвижного типа усилие вывода дверного полотна из плоскости стенки вагона должно составлять не более 250 Н.

7.12.2    Высота проема наружных входных дверей в вагон в свету должна быть не менее 1900 мм.

7.12.3    Ширина проема наружных входныхдверей в вагон в свету для пассажиров должна быть не менее 1250 мм.

Ширина проема дверей в кабину машиниста в свету должна быть не менее 600 мм.

7.12.4    Ручки наружных входныхдверей в вагон, расположенные с наружной стороны вагона, должны иметь замкнутый контур или загнутые внутрь концы.

7.13    Стекла наружных входныхдверей в вагон должны иметь несмывающиеся надписи «Не прислоняться».

7.14    Наружные входные двери в вагон должны быть хорошо уплотнены, иметь эффективную звукоизоляцию, не допускать проникновения в тамбур атмосферных осадков и пыли, а также выдерживать давление + 1800 Па при возникновении ударной волны от движения встречных поездов.

7.15    Все помещения вагона должны быть отделены друг от друга внутренними перегородками с внутренними проходными дверями.

7.16    Оконные стекла должны соответствовать требованиям ГОСТ 5727.

7.17    Внутренние помещения должны быть обеспечены рабочим и аварийным освещением.

7.18    Воздухозаборное устройство вентиляционной системы должно быть расположено таким образом, чтобы исключать возможность попадания выхлопных газов силовой установки в систему вентиляции.

Система вентиляции в вагонах должна быть установлена отдельно в кабине машиниста и в пассажирском салоне.

7.19    Главные воздушные резервуары и аккумуляторные батареи не должны находиться под полом кабины машиниста.

7.20    Вагон должен быть оснащен страховочными устройствами, предотвращающими падение на путь подвесного оборудования. Страховочные устройства должны быть рассчитаны по допускаемым напряжениям на действие двукратной силы тяжести страхуемого от падения на путь подвесного оборудования. Перечень подвесного оборудования, подлежащего страхованию от падения на путь, определяет разработчик.

Карданные валы подлежат обязательному страхованию от падения на путь.

7.21    Рельсовый автобус должен быть оснащен системой пассивной безопасности при аварийных столкновениях, включающей съемные разрушаемые устройства поглощения энергии (крэш-элементы).

Рельсовый автобус должен быть оборудован устройствами поглощения энергии так, чтобы основное энергопоглощение было сосредоточено в передней части каждого головного вагона (со стороны кабины машиниста).

8 Требования к кабине машиниста

8.1    Требования к планировке и основные размеры

8.1.1    Размеры кабины машиниста и размещение в ней оборудования должны быть рассчитаны на одновременное присутствие трех лиц: машиниста, помощника машиниста и машиниста-инструктора.

В кабине должны быть оборудованы рабочие места с правой стороны для машиниста, с левой стороны для помощника машиниста, а также должно быть установлено сиденье для машиниста-инструктора.

Расстояние между боковыми внутренними стенками кабины у ее задней стенки должно быть таким, чтобы строительное очертание, определенное из условия вписывания в габарит железнодорожного подвижного состава по ГОСТ 9238, было наиболее полно использовано.

8.1.2    Кабина машиниста должна иметь размеры, удовлетворяющие следующим требованиям:

-    расстояние от задней стенки кабины до лобового окна по продольной оси кресла машиниста на высоте его нижней кромки должно быть не менее 1900 мм;

-    расстояние от пола до потолка должно быть не менее 2000 мм.

ГОСТ Р 54750-2011

8.1.3    Санитарно-гигиенические и эргономические показатели кабины должны соответствовать санитарным правилам по организации пассажирских перевозок [2] и санитарным нормам и эргономическим требованиям [3].

8.1.4    Для локомотивной бригады должен быть предусмотрен отдельный вход в кабину машиниста из служебного тамбура, в котором допускается размещение вспомогательного оборудования. Ширина прохода в служебном тамбуре должна быть не менее 500 мм.

Кабина машиниста должна иметь аварийные выходы с использованием боковых оконных проемов площадью не менее 0,25 м2 и приспособлениями, обеспечивающими эвакуацию на любую сторону. В качестве приспособлений, обеспечивающих эвакуацию локомотивной бригады, могут быть применены веревочные лестницы (фалы), нижняя ступень которых в рабочем положении должна достигать головки рельса. Устройства эвакуации должны соответствовать рабочей нагрузке не менее

1,5 кН.

Высота проема дверей в кабину машиниста в свету должна составлять не менее 1900 мм, а ширина в свету — не менее 600 мм. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в открытом положении.

Время для экстренного покидания рабочего места машинистом не должно превышать 3 с.

8.1.5    Конструкция кабины машиниста рельсового автобуса должна обеспечивать безопасность, защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003, удобное управление, удобный и безопасный доступ ко всем приборам и агрегатам при управлении, техническом обслуживании и ремонте.

8.1.6    Материал покрытия пола кабины машиниста должен исключать скольжение.

8.1.7    В кабине машиниста должны быть:

-    принципиальная электрическая схема рельсового автобуса;

-    пневматическая схема с указанием мест для выпуска конденсата;

-    схемы водяной, топливной и масляной систем;

-    схемы систем подогрева дизеля;

-    схема топлива и обогрева кабины и пассажирских салонов.

8.2 Требования к окнам

8.2.1    Остекление кабины машиниста должно состоять из лобовых и боковых окон.

Для лобовых окон должны быть применены высокопрочные электрообогреваемые стекла, а для боковых окон могут быть применены высокопрочные стекла или безопасные закаленные стекла по ГОСТ 5727.

Стекла боковых окон кабины машиниста не должны допускать искажения восприятия цветности сигналов, принятой ГОСТ Р 53784.

Коэффициент пропускания в видимой части спектра высокопрочных электрообогреваемых стекол должен быть не менее 70 %.

8.2.2    Верхняя кромка лобового окна должна быть на высоте не менее 1835 мм от уровня пола. Нижняя кромка лобового окна не должна быть выше пульта управления.

В стеклах лобовых окон кабины машиниста в поле зрения машиниста и помощника машиниста не должно быть зеркального отражения приборов, сигнальных ламп сигнализации и ламп подсветки приборов, мешающего наблюдению за путем следования и напольными сигналами в темное время суток при включенных прожекторе и буферных фонарях.

8.2.3    Оконные рамы и стекла должны иметь уплотнения. Стекла должны быть закреплены в рамах способом, препятствующим проникновению пыли и влаги внутрь кабины.

8.2.4    Для очистки лобовых стекол кабины машиниста должны быть следующие устройства:

-    стеклоочистители;

-    стекпоомыватели.

При отключенном стеклоочистителе кабины машиниста щетки должны занимать крайнее положение. Конструкция привода щеток должна обеспечивать возможность выведения щеток из контакта со стеклом для осуществления ручной очистки стекла и замены щеток. Замена щеток должна быть обеспечена без применения специального инструмента.

Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу омывающей жидкости на поверхность стекла. Стекпоомыватель и стеклоочиститель должны обеспечивать очистку лобовых стекол. Площадь очищаемой поверхности стекла должна обеспечивать машинисту и помощнику машиниста, находящимся в положении «сидя», видимость сигналов мачтовых и карликовых светофоров.

8.2.5    Снаружи кабины машиниста со стороны машиниста и помощника машиниста должны быть установлены обогреваемые зеркала заднего вида, которые не должны выходить за предохранительные щитки. Допускается установка камер заднего вида.

11

8.2.6    Над боковыми окнами и входными дверями кабины машиниста должны быть установлены желобки для стока дождевой воды. Длина желобков должна превышать ширину окон или дверей не менее чем на 150 мм с каждой стороны.

8.2.7    На лобовых окнах должны быть установлены по всей ширине окна экраны, регулируемые по высоте и защищающие от слепящего воздействия солнечных лучей. Экраны должны быть изготовлены из материала с коэффициентом пропускания света не более 0,1.

8.2.8    Створки окон кабины машиниста со стороны размещения рабочих мест машиниста и помощника машиниста должны быть сдвижные или прислонно-сдвижные.

8.3 Требования к пульту управления

8.3.1    Пульт управления должен быть расположен в правой части кабины машиниста по основному ходу движения. Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна должно быть от 700 до 900 мм. Глубина свободного пространства при этом на рабочих местах машиниста и помощника машиниста от заднего края пульта должна быть не менее 1200 мм. Верхний край пульта должен находиться на высоте от 1100 до 1200 мм от пола.

Пульт управления должен содержать вертикальную (информационную) панель и горизонтальную (моторную) панель. Горизонтальная панель пульта должна быть расположена на высоте не более 900 мм от пола и иметь угол наклона от горизонтальной плоскости от 6° до 20°.

Вертикальная панель пульта должна быть установлена с углом наклона от вертикальной плоскости от 20° до 40°.

Под пультом управления должны быть ниши для ног со следующими геометрическими размерами:

-    высота от пола — не менее 830 мм;

-    глубина — не менее 600 мм;

-    ширина в зоне размещения стоп ног — не менее 600 мм.

В нишах пульта должны быть установлены подножки с площадкой для стоп ног шириной не менее 600 мм и глубиной не менее 500 мм. Угол наклона площадки от горизонтальной плоскости должен быть от 15° до 25°.

Подножку устанавливают так, чтобы высота заднего края подножки от пола составляла от 150 до 250 мм, при этом должно быть обеспечено свободное пространство на полудня стоп ног глубиной не менее 170 мм от заднего края пульта.

8.3.2    Геометрические размеры пульта, параметры досягаемости средств отображения информации и органов управления, видимости и обзорности с рабочего места машиниста и помощника машиниста в положении «сидя» и «стоя» должны соответствовать санитарным нормам и эргономическим требованиям [3].

8.3.3    Основные органы управления (ОУ) и средства отображения информации (СОИ) размещают в наиболее удобной для манипулирования и обзора зоне в соответствии с требованиями санитарных правил по организации пассажирских перевозок (см. [2] приложение № 23). Органы управления звуковыми сигналами большой (тифон) и малой (свисток) громкости, краны машиниста и кран вспомогательного тормоза должны быть установлены с правой стороны пульта управления.

8.3.4    Управление песочницей должно осуществляться либо педалью, установленной в нише на площадке для ног под пультом управления, либо ручным клапаном (кнопкой), расположенной в зоне легкой досягаемости моторного поля рабочего места машиниста. Допускается установка педали и кнопки одновременно.

8.3.5    Переключатели, устанавливаемые на пульте управления, должны соответствовать эргономическим требованиям ГОСТ 22613, ГОСТ 22614 и ГОСТ 22615 и быть сгруппированы по функциональным признакам.

8.3.6    На пульте управления должно быть минимально необходимое число средств отображения информации (индикаторов и сигнализаторов), которые должны соответствовать эргономическим требованиям ГОСТ 21829 и техническим требованиям ГОСТ 5365.

Индикаторы могут быть стрелочными или цифровыми. Индикаторы, с которых количественная информация должна считываться с повышенной точностью, должны иметь подвижную стрелку и неподвижную шкалу.

Шкалы индикаторов, устанавливаемых на пульте управления, могут быть круглые, дуговые или прямолинейные. Индикаторы однородного функционального назначения должны иметь шкалы одинаковой формы.

При необходимости различения только двух состояний контролируемого параметра допускается использование бесцифрового стрелочного индикатора с сектором, окрашенным в сигнальный цвет.

ГОСТ Р 54750-2011

Сигнализаторы аварийно-предупредительной сигнализации должны быть выполнены в виде сигнальных ламп или текстовых световых табло. Сигнальные лампы должны иметь колпачки красного цвета с рифленой или матовой поверхностью. Лампы предупредительной сигнализации должны подавать мигающий сигнал частотой от 2 до 5 Гц, а аварийной сигнализации — сигнал непрерывного свечения. Для предупредительной сигнализации допускается применять сигнальные лампы с колпачками белого и зеленого цвета, подающие сигнал непрерывного или мигающего свечения.

Допускается применение цветных светодиодов с учетом обеспечения требований санитарных правил по организации пассажирских перевозок [2].

8.3.7 На пульте управления должна быть предусмотрена сигнализация о закрытом (открытом) положении всех наружных входных дверей в вагон рельсового автобуса и их блокировка.

8.4    Требования к креслам

8.4.1    Кресла машиниста и помощника машиниста должны иметь документ, подтверждающий соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности и сертификат соответствия.

8.4.2    Установка кресла машиниста в кабине должна соответствовать следующим требованиям:

-    высота сиденья кресла на механизме крепления в крайнем нижнем положении от пола должна составлять от 660 до 680 мм;

-    расстояние продольного смещения кресла на механизме крепления от крайне переднего до крайне заднего положения должно составлять не менее 400 мм;

-    расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сиденья и спинки кресла в среднем положении сиденья (450 + 10) мм.

8.4.3    Кресла машиниста и помощника машиниста должны быть жестко прикреплены к полу.

8.5    Требования к искусственному освещению

8.5.1    Общее освещение кабины машиниста должно быть выполнено светильниками с лампами накаливания или светодиодами.

8.5.2    В кабине машиниста должны быть светильники общего освещения, обеспечивающие освещенность на уровне пульта управления не менее 20 лк при неравномерности освещения 2:1, но не более 60 лк. Схема освещения должна предусматривать возможность включения яркого света, обеспечивающего номинальную освещенность, и тусклого света, обеспечивающего не более 15 % максимальной освещенности. Аварийное освещение должно обеспечивать на пульте управления освещенность 3 лк.

8.5.3    Устройства местного освещения графика движения и места с размерами 200x300 мм на столике (при его наличии) на рабочем месте помощника машиниста должны обеспечивать освещенность не менее 10 лк с плавной или ступенчатой регулировкой до 1 лк. Отношение наибольшего значения освещенности к наименьшему значению не должно превышать 5:1.

8.5.4    Устройства местного освещения контрольно-измерительных приборов должны обеспечивать возможность плавной регулировки яркости шкал в диапазоне от минимальных значений, составляющих не более 0,6 кд/м2, до максимальных значений, составляющих не менее 2 кд/м2, но не более 5 кд/м2. При этом неравномерность освещения шкал приборов не должна превышать соотношения 3:1.

8.5.5    Светильники в кабине машиниста следует располагать так, чтобы прямой и отраженный от зеркальных поверхностей световой поток ламп не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении рельсовым автобусом с рабочих мест в положении «сидя» и «стоя».

8.6 Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию

8.6.1    Кабина машиниста должна быть оснащена системой обеспечения микроклимата, включающей систему кондиционирования воздуха с функциями подогрева и охлаждения воздуха, систему «климат-контроль», систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с функциями подачи, распределения и очистки подаваемого наружного воздуха, очистки и обеззараживания рециркуляционного воздуха, а также исполнение кабины с необходимой степенью герметичности и теплоизоляции.

Средний коэффициент теплопередачи ограждений кабины машиниста должен составлять не более 1,7 Вт/м2К.

Температурный коэффициент герметичности кабины машиниста должен составлять не более 55 • 10-3 (ч • °С)-1.

8.6.2    Параметры микроклимата, характеристики систем обеспечения микроклимата в кабине машиниста не должны выходить за пределы нормативных значений, установленных санитарными правилами по организации пассажирских перевозок [2].

13

Система обеспечения микроклимата должна поддерживать в автоматическом режиме параметры микроклимата в кабине машиниста рельсового автобуса в пределах допустимых значений в диапазоне рабочих температур наружного воздуха в соответствии с климатическим исполнением по ГОСТ 15150.

8.6.3    При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев кабины машиниста с обеспечением температуры в кабине на уровне не ниже 5 °С, а при длительном отстое в теплый период года — дежурное охлаждение с обеспечением температуры в кабине не более 35 °С.

Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) кабины до температуры, соответствующей допустимым значениям, установленным санитарными правилами по организации пассажирских перевозок [2], за время подготовки рельсового автобуса в рейс, определяемое условиями эксплуатации.

8.6.4    Система обеспечения микроклимата в режиме подогрева должна обеспечивать минимальный перепад температуры (АТ, °С) в кабине машиниста относительно минимально допустимой наружной температуры (tTу, °С) (указывают в технической документации на рельсовый автобус), который вычисляют по формуле

АТ — tjу — tc mjn,    (1)

где fcmin — минимальная температура в кабине машиниста при наружной температуре ниже 10 °С, °С.

Допустимые отклонения температуры от заданного значения должны быть в пределах + 2 °С.

8.6.5    В кабине машиниста должна быть предусмотрена возможность обогрева ног машиниста и помощника машиниста.

8.6.6    Раздача подогретого вентиляционного воздуха должна обеспечивать равномерное распределение температурного поля по объему кабины машиниста.

8.6.7    Система обеспечения микроклимата должна обеспечивать подачу наружного воздуха в количествах, зависящих от температуры наружного воздуха, в соответствии с нормами санитарных правил по организации пассажирских перевозок [2].

8.6.8    Система вентиляции должна исключать возможность попадания выхлопных газов в кабину машиниста. Вентиляционная система должна быть оборудована фильтрами, обеспечивающими степень очистки воздуха не менее 0,95.

8.6.9    В кабине машиниста не должно быть разрежения при закрытых окнах и дверях.

В кабине машиниста при работе системы вентиляции на всех предусмотренных эксплуатационных режимах должно быть обеспечено положительное избыточное давление не менее 15 Па.

8.6.10    Система кондиционирования кабины машиниста в режиме охлаждения должна обеспечивать:

-    перепад температур воздуха в помещении относительно наружной не менее 12 °С при наружной температуре выше 30 °С;

-    погрешность поддержания температуры воздуха в кабине машиниста не более + 2 °С;

-    автоматическое поддержание температуры, которое вычисляют по формуле

fBH = [22 + 0,2(fH-20)]±2,    (2)

где fBH — температура воздуха в помещении, °С;

fH — наружная температура воздуха, °С.

9 Требования к пассажирскому салону

9.1    Требования к планировке салона

9.1.1    Планировка пассажирского салона рельсового автобуса должна соответствовать требованиям санитарных правил по организации пассажирских перевозок [2] и обеспечивать максимальные удобства и безопасность пассажиров и обслуживающего персонала.

9.1.2    Пассажирский салон должен иметь аварийные выходы с использованием оконных проемов. Для эвакуации пассажиров в каждом вагоне должно быть не менее двух аварийных выходов для пассажиров, а также приспособления, обеспечивающие эвакуацию пассажиров. В случае использования в качестве аварийных выходов окон с закаленными стеклами, рядом с аварийным выходом следует размещать специальные устройства для разбивания или удаления стекол.

ГОСТ Р 54750-2011

В качестве приспособлений, обеспечивающих эвакуацию пассажиров, могут быть применены веревочные лестницы (фалы), нижняя ступень которых в рабочем положении должна достигать головки рельса. Устройства эвакуации должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 1,5 кН.

9.1.3    В составе пассажирских помещений в вагонах рельсового автобуса должны быть салоны и тамбуры. В зависимости от климатического региона и условий эксплуатации допускаются варианты исполнения вагонов без тамбуров при условии соблюдения требований к параметрам микроклимата и уровням шума в пассажирском салоне, включая тамбурную зону, и наличие дверей межвагонных переходов. Покрытие пола пассажирских салонов, тамбуров должно исключать скольжение.

9.1.4    Салон вагона рельсового автобуса должен быть оборудован сиденьями для пассажиров, а также багажными полками, расположенными над окнами вдоль стен салона, и вешалками (крючками) для одежды.

Размещение в пассажирских салонах сидений (в том числе мест для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках) должно соответствовать требованиям санитарных правил по организации пассажирских перевозок [2].

9.1.5    Планировка салонов должна предусматривать наличие центрального прохода между продольными рядами сидений шириной не менее 600 мм (кроме мест для пассажиров-инвалидов).

9.1.6    В зонах возможного перемещения пассажиров не должно быть травмоопасных элементов конструкции и оборудования.

9.1.7    Внутренние проходные двери салонов должны быть раздвижными, самозакрывающимися. Ширина внутренних проходных дверей в свету должна быть не менее 1070 мм, а высота в свету — не менее 1900 мм. Ручки проходных дверей из тамбура в пассажирский салон должны иметь замкнутый контур.

9.1.8    Места для личного багажа пассажиров должны быть легкодоступными для его размещения и изъятия, а также исключать возможность падения багажа и травмирования пассажиров при экстренном аварийном торможении.

9.1.9    Багажные полки должны быть шириной от 350 до 450 мм, размещены на высоте от 1800 до 1900 мм от пола и выдерживать равномерно распределенную нагрузку 1 кН/м.

9.1.10    В рельсовом автобусе должен быть предусмотрен вариант размещения мест для проезда пассажиров-инвалидов в креслах-колясках типов 1—9 по ГОСТ Р 50602 по габаритной ширине в соответствии с ГОСТ Р 50603 (пункт 4.4) с сопровождающими из расчета не менее одного места на состав рельсового автобуса. При составности рельсового автобуса из двух или трех вагонов места для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках должны быть расположены в пассажирском салоне одного из головных вагонов. Размещение пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в пассажирском салоне не должно препятствовать перемещению по салону других пассажиров.

Санузел головного вагона должен быть приспособлен для пользования пассажирами-инвалида-ми, в том числе в креслах-колясках.

Примечание — Для рельсовых автобусов, техническое задание на которые утверждено после 1 марта 2010 г.

9.1.11    Места для размещения пассажиров-инвалидов в креслах-колясках должны быть оборудованы:

-    горизонтальными поручнями на боковых стенах, расположенными на высоте от 800 до 1200 мм от уровня поверхности пола, вертикальными поручнями у дверей, средствами крепления кресел-колясок, откидными и (или) стационарными сиденьями для пассажиров-инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и сопровождающих их лиц;

-    устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных кресел-колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.

9.1.12    Наружные входные двери в вагон, предназначенные для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, а также проходная дверь пассажирского салона должны иметь индивидуальное управление. Ширина дверного проема проходных дверей для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в свету должна составлять не менее 950 мм.

Ширина прохода для проезда кресел-колясок должна быть не менее 900 мм.

Высота или перепад высот порогов в дверных проемах для входа и выхода пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, не должны превышать 30 мм.

Проходные двери пассажирского салона и купе, предназначенные для размещения пассажиров-инвалидов, должны иметь устройства фиксации в открытом положении.

15

9.1.13    Помещения для размещения пассажиров-инвалидов должны быть оборудованы устройствами визуальной информации. Места, предназначенные для использования пассажирами-инвали-дами, должны быть оборудованы устройством связи с локомотивной бригадой.

9.1.14    Наружные входные двери в вагон, предназначенные для посадки и высадки пассажиров-инвалидов в креслах-колясках, должны быть оборудованы выдвижными (откидными) трапами или подъемниками грузоподъемностью не менее 300 кг с горизонтальной площадкой, габаритные размеры которой обеспечивают размещение на ней пассажира-инвалида в кресле-коляске. В транспортном положении трап (подъемник) не должен выступать за пределы габарита железнодорожного подвижного состава. Система управления должна обеспечивать возможность движения рельсового автобуса только при транспортном положении трапа (подъемника).

Вблизи наружных входных дверей в вагон, оборудованных трапом (подъемником), в тамбуре и снаружи вагона на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола тамбура и уровня поверхности посадочной станционной платформы (в зоне досягаемости пассажира-инвалида в кресле-коляске) должны быть установлены устройства вызова или связи с поездной бригадой.

Горизонтальная площадка подъемника должна иметь защитные ограждения и поручни (как минимум с одной стороны). Высота боковых барьеров площадки должна быть не менее 50 мм. Нижняя часть поручней должна находиться над полом площадки на высоте не менее 750 мм, а верхняя часть — на высоте не более 950 мм. Поверхность трапа (горизонтальной площадки подъемника) должна препятствовать скольжению.

На пути следования коляски при перемещении между салоном и станционной платформой с помощью трапа (подъемника) не должно быть порогов высотой более 30 мм.

9.1.15    На наружной поверхности боковой стены вагона, предназначенного для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, в зоне наружных входных дверей должна быть надпись: «Места для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.

На наружной поверхности наружных входных дверей, предназначенных для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должна быть надпись: «Вход для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.

На боковых стенах пассажирского салона в зоне расположения мест для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должна быть надпись: «Места для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.

9.2 Требования к окнам

9.2.1    В зависимости от климатического исполнения в конструкции окна допускается использование однокамерных или двухкамерных стеклопакетов с открывающимися форточками с углом откидывания 30° или 180° и величиной усилия открывания форточки не более 120 Н с фиксацией в крайних положениях, а также использования окна как аварийного выхода.

9.2.2    Стеклопакеты должны быть изготовлены из безопасного стекла, соответствующего требованиям ГОСТ 5727.

9.2.3    Для двухкамерных стеклопакетов интегральный коэффициент теплопередачи не должен превышать 2,3 Вт/м2К.

9.2.4    Окно должно иметь следующие оптические характеристики:

-    коэффициент светопропускания в видимой области спектра должен быть не ниже 0,75;

-    коэффициент прямого пропускания в ближайшей инфракрасной области спектра — не выше 0,5;

-    коэффициент обратного пропускания в инфракрасной области спектра должен быть не выше 0,4.

9.2.5    Окна должны быть устойчивы к механическим воздействиям в соответствии с группой М 25 по ГОСТ 30631.

9.2.6    Окна должны быть устойчивы к климатическим воздействиям, предусмотренным в ГОСТ 15150.

9.2.7    Окна должны выдерживать давление + 1800 Па при возникновении ударной волны от движения встречных поездов.

9.3 Требования к сиденьям

9.3.1 Сиденья для пассажиров рельсового автобуса должны иметь документ, подтверждающий соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности и сертификат соответствия.

ГОСТ Р 54750-2011

9.3.2    Спинки сидений для пассажиров со стороны продольного прохода должны быть оборудованы поручнями закрытого контура.

9.3.3    Обивка должна исключать отпотевание при длительном сидении, позволять легко производить чистку и гигиеническую обработку.

9.3.4    В конструкции сиденья для пассажиров не должно быть острых выступающих углов.

9.3.5    Сиденья для пассажиров должны иметь прочное крепление к конструкции вагона с учетом требований, указанных в 17.6.

9.4 Требования к искусственному освещению

9.4.1    В пассажирском салоне должно быть предусмотрено рабочее, дежурное и аварийное освещение. В тамбурах следует применять только лампы накаливания.

9.4.2    Рабочее освещение салонов должно быть выполнено светильниками общего освещения с люминесцентными лампами и обеспечивать горизонтальную освещенность не менее 150 лк на высоте 0,8 м от пола и на расстоянии 0,6 м от спинки пассажирского сиденья. Рабочее освещение тамбура должно обеспечивать освещенность на полу не менее 20 лк. Освещенность на нижней подножке должна быть не менее 10 лк.

Допускается применять лампы накаливания, при этом должна быть обеспечена горизонтальная освещенность не менее 75 лк. При проектировании осветительной установки рабочего освещения салонов рельсового автобуса с люминесцентными лампами необходимо принимать коэффициент запаса 1,5, а с лампами накаливания — 1,3.

Рабочее освещение пассажирских салонов может быть выполнено лампами со светодиодами.

9.4.3    Дежурное и аварийное освещение должно обеспечивать освещенность на полу основных проходов не менее 1,0 лк.

9.4.4    Для аварийного освещения должны быть применены светильники с лампами накаливания. Светильники или лампы аварийного освещения должны быть присоединены к независимому источнику питания или переключаться на него автоматически при внезапном отключении рабочего и дежурного освещения в нештатной ситуации.

Для аварийного освещения допускается использовать светильники дежурного освещения или часть светильников рабочего освещения, если они автоматически переключаются на независимый источник питания.

9.5 Требования к вентиляции, отоплению и кондиционированию

9.5.1    Салоны вагонов рельсового автобуса должны быть оснащены системой обеспечения микроклимата, включающей систему кондиционирования воздуха с функциями подогрева и охлаждения воздуха, систему «климат-контроль», систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с функциями подачи, распределения и очистки подаваемого наружного воздуха, очистки и обеззараживания рециркуляционного воздуха.

Средний коэффициент теплопередачи ограждений салона вагона должен составлять не более 1,65 Вт/(м2К).

Температурный коэффициент герметичности салона вагона должен составлять не более 55 • 10-3 (ч -Х)-1.

Параметры микроклимата, характеристики систем обеспечения микроклимата в салонах вагонов рельсового автобуса не должны выходить за пределы нормативных значений, установленных санитарными правилами по организации пассажирских перевозок [2].

9.5.2    Система обеспечения микроклимата должна обеспечивать подачу наружного воздуха в количествах, зависящих от температуры наружного воздуха, в соответствии с нормативами, изложенными в санитарных правилах по организации пассажирских перевозок [2].

Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, определяют исходя из расчетной населенности, установленной технической документацией на рельсовый автобус.

9.5.3    Система вентиляции должна исключать возможность попадания выхлопных газов в салон. Вентиляционная система должна быть оборудована фильтрами, обеспечивающими степень очистки воздуха не менее 0,95.

9.5.4    Обогрев салонов осуществляют нагретым воздухом, подаваемым по вентиляционным каналам, раздаваемым в зоне ног пассажиров, а охлаждение — воздухом, подаваемым по потолочным каналам.

Раздача подогретого вентиляционного воздуха должна обеспечивать равномерное распределение температуры по всему объему салона вагона.

17

ГОСТ Р 54750-2011

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................3

4    Технические требования к рельсовому автобусу............................4

4.1    Требования к показателям назначения...............................4

4.2    Требования к конструкции......................................5

5    Требования к силовой установке.....................................6

5.1    Требования к составу и компоновке.................................6

5.2    Требования к двигателю.......................................6

5.3    Требования к тяговой передаче...................................7

5.4    Требования к блоку охлаждения...................................8

6    Требования к механическому оборудованию...............................8

7    Требования к вагону............................................9

8    Требования к кабине машиниста.....................................10

8.1    Требования к планировке и основные размеры..........................10

8.2    Требования к окнам.........................................11

8.3    Требования к пульту управления..................................12

8.4    Требования к креслам........................................13

8.5    Требования к искусственному освещению.............................13

8.6    Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию..................13

9    Требования к пассажирскому салону..................................14

9.1    Требования к планировке салона..................................14

9.2    Требования к окнам.........................................16

9.3    Требования к сиденьям.......................................16

9.4    Требования к искусственному освещению.............................17

9.5    Требования к вентиляции, отоплению и    кондиционированию..................17

10    Требования к машинному отделению (при наличии).........................18

11    Требования к электрооборудованию..................................19

12    Требования к тормозному и пневматическому оборудованию....................21

13    Требования к внешнему сигнальному    оборудованию.........................23

14    Требования к бортовой системе управления    и диагностики.....................24

15    Требования надежности.........................................28

16    Требования к воздействию на устройства сигнализации, централизации и блокировки,

информатизации и связи........................................29

17    Требования к прочности, динамике и воздействию на путь.....................30

18    Требования пожарной безопасности..................................32

19    Требования экологической безопасности...............................33

20    Требования к знакам безопасности, инструменту и принадлежностям...............34

21    Санитарно-гигиенические требования.................................34

21.1    Требования к параметрам среды обитания...........................34

21.2    Требования к санитарно-бытовым устройствам.........................35

21.3    Требования к санитарному узлу.................................35

Библиография................................................37

III

Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в салонах должна быть не более 55 °С. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях салонов должна быть не более 45 °С.

Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног пассажиров, должна быть не более 35 °С.

Температура на поверхности конструкций, выполненных из горючих материалов (в соответствии с классификацией по ГОСТ 12.1.044) и обращенных к теплоизлучающим поверхностям нагревательных приборов, должна быть не выше 60 °С.

Система обеспечения микроклимата в режиме подогрева должна обеспечивать минимальный перепад температуры (АТ, °С), в салоне относительно минимально допустимой наружной температуры (fjy, °С) (указывают в технической документации на рельсовый автобус), который вычисляют по формуле

АТ = tjy - tc тт,    (3)

где fc min — минимальная температура в салоне при наружной температуре ниже 10 °С.

Допустимые отклонения температуры от заданного значения должны быть в пределах + 2 °С.

9.5.5    При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев салонов рельсового автобуса с обеспечением температуры в салоне на уровне не ниже 5 °С, а при длительном отстое в теплый период года — дежурное охлаждение с обеспечением температуры в салонах не более 35 °С.

Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) салонов до температуры, соответствующей допустимым значениям (9.5.1) за время подготовки рельсового автобуса в рейс, определяемое условиями эксплуатации.

9.5.6    В салоне вагона рельсового автобуса при работе системы кондиционирования (отопление, охлаждение) на всех предусмотренных эксплуатационных режимах должно быть обеспечено положительное избыточное давление в движении и не менее 20 Па на стоянке.

9.5.7    Система кондиционирования салона вагона в режиме охлаждения должна обеспечивать:

-    перепад температур воздуха в помещении относительно наружной не менее 12 °С при наружной температуре выше 30 °С;

-    погрешность поддержания температуры воздуха в салоне не более + 2 °С;

-    температуру воздуха в салоне не более 28 °С при значениях температуры наружного воздуха от 20 °С до 40 °С.

10 Требования к машинному отделению (при наличии)

10.1    Машинное отделение должно быть отделено от кабины машиниста и пассажирского салона служебным и пассажирским тамбурами.

10.2    Вращающиеся части оборудования, к которым возможен доступ обслуживающего персонала, должны быть ограждены для исключения травмирования обслуживающего персонала. Ограждение мест вращающихся частей должно быть окрашено в желтый цвет.

10.3    Компоновка агрегатов и элементов в машинном отделении должна обеспечивать безопасность и удобство при техническом обслуживании и ремонте.

Ширина проходов в машинном отделении должна быть не менее 600 мм.

Конструкция настила пола машинного отделения должна обеспечивать безопасность прохода. Зазоры между отдельными плитами не должны превышать 10 мм. Поверхность настила должна препятствовать скольжению.

10.4    В машинном отделении должны быть установлены розетки с закрывающимися крышками для включения переносных светильников на напряжение 42 В переменного тока или не выше 110 В постоянного тока.

10.5    Контрольно-измерительные приборы должны быть установлены в местах, удобных для наблюдения обслуживающим персоналом.

10.6    Вентиляционные устройства должны обеспечивать состояние воздушной среды, в которой содержание вредных веществ не превышает предельно допустимые концентрации, установленные гигиеническими нормативами [4].

10.7    Устройство искусственного освещения должно обеспечивать освещенность на полу проходов не менее 5 лк, а на вертикальной поверхности ограждений оборудования со стороны прохода на уровне 1 м от пола — не менее 20 лк.

ГОСТ Р 54750-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСОВЫЕ АВТОБУСЫ Общие технические требования

Railway buses. General technical requirements

Дата введения — 2013—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на рельсовые автобусы с конструкционной скоростью до 160 км/ч, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм (далее — рельсовые автобусы), и устанавливает общие технические требования к ним.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010 Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках

внешнего вида

ГОСТ Р 50810-95 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация

ГОСТ Р 50953-2008 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения

ГОСТ Р 51175-98 Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава магистральных железных дорог. Технические условия

ГОСТ Р 51317.6.4-2009 (МЭК 61000-6-4—2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 53382-2009 Моторвагонный подвижной состав. Общие требования по приспособленности к диагностированию

ГОСТ Р 53784-2010 Элементы оптические для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта. Технические условия

ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

Издание официальное

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия ГОСТ 5365-83 Приборы электроизмерительные. Циферблаты и шкалы. Общие технические требования

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 10150-88 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

ГОСТ 11677-85 Трансформаторы силовые. Общие технические условия ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529—89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18142.1-85 Выпрямители полупроводниковые мощностью свыше 5 кВт. Общие технические условия

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 21829-76 Система «Человек-машина». Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования

ГОСТ 22613-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования

ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия ГОСТ 28300-2010 Валы карданные тягового привода тепловозов и дизель-поездов. Общие технические условия

ГОСТ 28466-90 Тифоны и свистки сигнальные. Общие технические условия ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31365-2008 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 1

ГОСТ Р 54750-2011

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    блокирование: Функция механического, электрического или другого устройства, которая при определенных условиях обеспечивает фиксацию рабочих частей (элементов) аппарата, машины или схемы (электрической, пневматической) в определенном состоянии, которое сохраняется до момента поступления сигнала о разрешении перехода в другое рабочее состояние.

3.2    головной вагон: Вагон, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.

Примечание — Головной вагон может быть моторным или немоторным.

3.3    гидравлический тормоз: Тормоз, при действии которого замедление подвижного состава обеспечивается тормозным усилием в точке сцепления колес с рельсами, возникающим в результате гидравлического сопротивления.

3.4    загрузка (вагона, рельсового автобуса): Эквивалентная масса локомотивной бригады, инвентаря, продуктов питания, пассажиров с багажом (с учетом населенности).

Примечание — Масса одного пассажира с багажом принимается равной 70 кг.

3.5    кабина машиниста рельсового автобуса: Отделенная перегородками часть кузова, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления рельсовым автобусом.

3.6

конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», статья 2]

3.7    локомотивная бригада: Работники железнодорожного транспорта, обслуживающие магистральные и маневровые локомотивы и моторвагонные поезда.

3.8    максимальная (расчетная) загрузка: Загрузка, с учетом максимальной (расчетной) населенности.

3.9    максимальная населенность: Число пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и пассажиров, стоящих в проходах и тамбурах с плотностью 7 чел/м1.

3.10    машинное отделение: Отгороженное перегородками помещение в кузове, в котором размещается автономный источник энергии и элементы тяговой передачи.

3.11    моторный вагон рельсового автобуса: Вагон, тяговое усилие на кузов которого передается посредством механической связи тяговой колесной пары с кузовом.

3.12    населенность: Число пассажиров в рельсовом автобусе.

3.13    немоторный вагон рельсового автобуса: Вагон, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство.

3.14

пневматический тормоз: Тормоз с пневматическим управлением.

[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»,статья 2]

3.15    расчетная населенность рельсового автобуса: Число пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех пассажирских креслах и пассажиров, стоящих в проходах и тамбурах с плотностью 3 чел/м1.

3.16    рельсовый автобус: Автономный моторвагонный подвижной состав из моторных и немоторных вагонов.

3.17    реостатный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается электромагнитным полем при переключении тяговых электродвигателей в генераторный режим, а электроэнергия рассеивается в резисторах.

3.18    салон: Отгороженная перегородками часть вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата.

3.19    силовая установка: Установка, которая включает в себя двигатель внутреннего сгорания или другой автономный источник энергии и тяговую передачу. 2

3.20    страховочное устройство: Элемент, выполняющий несущую функцию только при отказе штатных элементов крепления.

3.21    стоп-кран: Устройство экстренного торможения, приводящее в действие автоматические тормоза.

3.22

стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», статья 2]

3.23    тамбур: Часть вагона, отгороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста или служебных помещений.

3.24    экстренное торможение рельсового автобуса: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки рельсового автобуса, путем применения максимальной тормозной силы.

электропневматический тормоз: Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.

[Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», статья 2]


3.25

4 Технические требования к рельсовому автобусу

4.1    Требования к показателям назначения

4.1.1    Рельсовый автобус представляет собой железнодорожный подвижной состав в одновагонном или многовагонном исполнении.

Вагоны рельсового автобуса могут быть следующих вариантов:

-    моторный вагон с кабиной машиниста;

-    моторный вагон с двумя кабинами машиниста;

-    моторный вагон без кабины машиниста;

-    немоторный вагон без кабины машиниста;

-    немоторный вагон с кабиной машиниста.

4.1.2    В многовагонных рельсовых автобусах должен быть предусмотрен сквозной проход между вагонами.

Конструкция торцевых межвагонных переходов рельсового автобуса должна обеспечивать безопасный переход пассажиров из вагона в вагон и не иметь выступающих частей, которые могут привести к травмам. Межвагонный переход должен быть оборудован поручнями.

Каждый головной вагон рельсового автобуса должен быть оборудован санузлом с туалетной системой замкнутого типа.

4.1.3    Габарит вагонов рельсового автобуса должен соответствовать ГОСТ 9238. Верхнее и нижнее очертание габарита вагонов определяют с учетом инструкции по применению габаритов подвижного состава [1], длину и ширину вагонов определяют с учетом санитарных правил по организации пассажирских перевозок [2].

4.1.4    Коэффициент тормозного нажатия (расчетный тормозной коэффициент в пересчете на стандартные чугунные тормозные колодки) рельсового автобуса с максимальной населенностью должен быть не менее 0,7 при конструкционной скорости до 120 км/ч включ. и не менее 1,0 при конструкционной скорости от 120 до 160 км/ч включительно.

4.1.5    Среднее ускорение при расчетной населенности на прямом горизонтальном участке пути в диапазоне скоростей от 0 до 20 км/ч должно быть не менее 0,3 м/с2.

4.1.6    Скорость изменения ускорения или замедления движения при автоматическом управлении (кроме аварийных режимов и экстренного торможения) должна быть не более 0,6 м/с2.

4.1.7    Для обеспечения надежного шунтирования рельсовых цепей минимальная осевая нагрузка рельсового автобуса одновагонного исполнения без пассажиров должна быть не менее 110 кН. 3

ГОСТ Р 54750-2011

4.1.8    Климатическое исполнение рельсового автобуса должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150 в зависимости от климатических условий полигона эксплуатации.

4.1.9    Запас хода рельсового автобуса по топливу должен быть не менее 400 км.

4.1.10    Отношение касательной мощности к номинальной мощности силовой установки с учетом затрат на сервисные нужды в диапазоне скоростей от 20 до 100 км/ч должно быть не менее 0,5.

4.1.11    Развеска вагонов в порожнем состоянии (без пассажиров) должна соответствовать следующим требованиям:

-    относительная разность нагрузок по колесам колесной пары должна быть не более 4 %;

-    относительная разность нагрузок по осям в одной тележке должна быть не более 3 %;

-    относительная разность нагрузок по сторонам вагона должна быть не более 3 %.

4.2 Требования к конструкции

4.2.1    В конструкции вагона рельсового автобуса в общем случае должны быть предусмотрены:

-    силовая установка;

-    механическое оборудование;

-    кузов;

-    кабина машиниста;

-    пассажирский салон;

-    электрооборудование;

-    системы жизнеобеспечения;

-    тормозное и пневматическое оборудование;

-    система безопасности;

-    система управления и диагностики оборудования;

-    внешнее сигнальное и осветительное оборудование.

4.2.2    Органы управления рельсовым автобусом должны быть:

-    доступны и свободно различимы, снабжены надписями, символами или обозначены другими способами;

-    сконструированы и размещены так, чтобы исключалось непроизвольное их перемещение и обеспечивалось надежное и однозначное манипулирование ими;

-    размещены с учетом значимости функций, последовательности и частоты использования.

4.2.3    Система управления и диагностики оборудования, установленная на рельсовом автобусе, должна:

-    обеспечивать безопасность при эксплуатации во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации;

-    исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения обслуживающим персоналом правильности управляющих действий;

-    включать средства предупредительной сигнализации и другие средства информации, предупреждающие о нарушениях нормального функционирования железнодорожного подвижного состава и его составных частей, приводящих к возникновению опасных ситуаций.

Средства системы управления и контроля, предупреждающие о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное и быстрое восприятие информации обслуживающим персоналом.

4.2.4    Рельсовые автобусы должны быть оборудованы концевыми автоматическими и беззазорными межвагонными сцепными устройствами.

Сцепные устройства должны быть ударно-тяговыми и обеспечивать упругую связь между единицами железнодорожного подвижного состава (передавать и демпфировать сжимающие и растягивающие нагрузки), а также выдерживать нормируемые превышения эксплуатационных нагрузок.

Автоматическое сцепное устройство должно исключать самопроизвольное разъединение вагонов.

При применении сцепных устройств, для сцепления или расцепления которых необходимо обязательное приложение к вагонам продольной сжимающей нагрузки, приводящей к смещению сцепа вдоль оси пути, должно быть предусмотрено наличие устройства дистанционного управления сцепными устройствами вагонов.

При использовании в межвагонных сцепных устройствах беззазорных сцепок допускается исключение буферных устройств.

4.2.5    Должно быть обеспечено сцепление вагонов рельсовых автобусов с железнодорожным подвижным составом, оборудованным сцепными устройствами с контуром зацепления по ГОСТ 21447, а также должно быть обеспечено соединение пневматических магистралей. 4

Примечание — Цепи управления рельсового автобуса могут соединяться только с рельсовым автобусом такой же модели по системе многих единиц.

В случае, если головные сцепные устройства рельсового автобуса имеют другой контур зацепления, в составе возимого оборудования должны быть предусмотрены адаптеры для возможности сцепления головной сцепки со сцепным устройством, имеющим контур зацепления по ГОСТ 21447. Высота оси головного сцепного устройства или адаптера над уровнем верха головки рельса должна составлять не более 1080 мм в порожнем состоянии и не менее 980 мм при расчетной загрузке.

4.2.6    При отстое рельсового автобуса должна быть предусмотрена возможность прогрева силовой установки, питания потребителей, предусмотренных технической документацией, и возможность заряда аккумуляторных батарей от внешнего источника питания.

4.2.7    Конструктивное исполнение рельсового автобуса должно предусматривать:

-    управление силовым оборудованием и наружными входными дверями в вагон, минуя основную систему управления;

-    ручное управление пневматическими тормозами с механической разрядкой тормозной магистрали в атмосферу.

4.2.8    Головные вагоны рельсового автобуса должны быть оборудованы системой подачи песка под колесные пары.

5 Требования к силовой установке

5.1    Требования к составу и компоновке

5.1.1    Силовая установка рельсового автобуса может быть размещена в кузове вагона или вне кузова.

В состав силовой установки должны входить:

-    двигатель;

-    тяговая передача (гидравлическая или электрическая);

-    вспомогательное оборудование, обеспечивающее работу силовой установки.

5.1.2    Компоновка элементов силовой установки на раме должна обеспечивать:

-    удобный доступ к точкам обслуживания и контроля;

-    удобный монтаж и демонтаж оборудования.

Допускается модульное исполнение силовой установки.

5.2    Требования к двигателю

5.2.1 Основные характеристики двигателя должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристики двигателя

Характеристика

Значение

Удельная номинальная мощность, отнесенная к массе тары, кВт/т, не менее

7,0

Удельный расход топлива на номинальной мощности, г/(кВт • ч), не более

225

Удельный расход топлива при мощности равной 0,6 от номинала, г/(кВт • ч), не более

215

Часовой расход топлива на холостом ходу, % от расхода топлива на номинальной мощности, не более

3,0

Средний расход масла, % от расхода топлива, не более

0,5

Ресурс двигателя до первой переборки, моточасы, не менее

18000

5.2.2 Система прогрева двигателя должна обеспечивать при температуре окружающей среды, предусмотренной соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150, соблюдение следующих условий:

-    поддержание температуры охлаждающей жидкости не ниже 40 °С, а масла и топлива — не ниже 8 °С;

-    прогрев охлаждающей жидкости до температуры 40 °С при холодном пуске.

Двигатель рельсового автобуса должен быть оснащен топливоподогревателем.

ГОСТ Р 54750-2011

5.2.3    Двигатель должен быть оборудован приборами и устройствами сигнализации, которые должны обеспечивать защиту силовой установки от недопустимого повышения:

-    температуры охлаждающей жидкости и масла не более 10 % по ГОСТ 10150 (пункт 2.6.5) и ГОСТ 11928;

-    частоты вращения коленчатого вала (разнос) двигателя внутреннего сгорания не более 10 % —по ГОСТ 11928;

-    давления паров масла в картере двигателя внутреннего сгорания (кроме двигателей с сухим картером) не более 25 % — по ГОСТ 11928.

5.3    Требования к тяговой передаче

5.3.1    Тяговая передача мощности (гидравлическая или электрическая) совместно с системой регулирования двигателя должна обеспечивать возможность использования для тяги всей мощности двигателя при изменении затрат мощности на собственные нужды.

5.3.2    В качестве гидравлической передачи мощности допускается применение гидродинамической или гидромеханической передачи мощности.

5.3.3    Полный коэффициент полезного действия гидравлической передачи мощности при номинальном режиме должен быть не менее 0,85.

5.3.4    Установку гидравлической передачи мощности на рельсовом автобусе выполняют с учетом необходимости обеспечения доступа к узлам, требующим регулярного технического обслуживания.

5.3.5    Для исключения влияния крутильных колебаний валопровода между валом отбора мощности двигателя и входным валом гидравлической передачи мощности может быть установлена эластичная муфта.

В тяговой передаче должен быть предусмотрен реверсивный механизм для изменения направления движения рельсового автобуса.

5.3.6    Управление гидравлической передачи мощности осуществляют с пульта управления кабины машиниста.

В системе управления гидравлической передачи мощности необходимо предусмотреть устройство, обеспечивающее автоматическое переключение скоростей.

5.3.7    Система смазки гидравлической передачи мощности должна обеспечивать подачу масла ко всем узлам трения в случае остановки дизеля при движении рельсового автобуса, а также при транспортировании рельсовых автобусов в холодном состоянии.

5.3.8    Система охлаждения гидравлической передачи мощности должна обеспечивать допустимые значения температуры рабочей жидкости при температурах окружающей среды, предусмотренные соответствующим климатическим исполнением по ГОСТ 15150.

Конструкция гидравлической передачи мощности должна исключать утечки рабочей жидкости и масла.

5.3.9    Электрическая передача мощности в общем случае должна содержать:

-    тяговый генератор;

-    выпрямительную установку или тяговый инвертор;

-    тяговый электродвигатель;

-    механизм передачи крутящего момента от тягового двигателя к ведущей колесной паре.

5.3.10    Тяговые электрические машины рельсовых автобусов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2582, а тяговые электрические аппараты — требованиям ГОСТ 9219.

Тяговые электродвигатели не должны иметь опорно-осевое подвешивание.

Охлаждение всех элементов электрической передачи мощности должно быть воздушное.

Номинальные значения коэффициентов полезного действия элементов электрической передачи мощности должны быть не менее значений, приведенных в таблице 2.

Таблица 2 — Номинальные значения коэффициентов полезного действия

Элемент электрической передачи мощности

Значение коэффициента полезного действия

Тяговый генератор

0,92

Тяговый двигатель

0,90 для постоянного тока

0,93 для переменного тока

Выпрямительная установка

0,92

Тяговый инвертор

0,92

Передача крутящего момента

0,93

1

2

3

4