ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
54724-
2011
|
Глобальная навигационная
спутниковая система
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ
ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ
Назначение, состав и характеристики бортового
навигационно-связного оборудования
|
Москва
Стандартинформ
2012
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а
правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М
телематика»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363
«Радионавигация»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. №
885-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р 54724-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Назначение, состав и характеристики бортового
навигационно-связного оборудования
Global navigation satellite system.
Systems of dispatching management of cargo motor transport.
Functions, structure and characteristics of board navigation and communication
equipment
Дата
введения - 2012-09-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы
диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на
основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской
Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к
составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования,
устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ
Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная
система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного
транспорта. Технические требования
ГОСТ
Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и
определения
ГОСТ
Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы
диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом.
Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного
оборудования
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ
Р 22.0.05, ГОСТ
Р 52928, ГОСТ
Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 диспетчерское
управление: Централизованный контроль и управление производственными и
технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с
использованием средств связи.
3.2 грузовое
транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки
грузов.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и
сокращения:
АТТ - абонентский телематический терминал;
БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;
ГТС - грузовое транспортное средство;
УКВ - ультракороткие волны;
GPS - глобальная навигационная
спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
GPRS - пакетная радиосвязь общего
пользования;
GSM - стандарт мобильной сотовой
связи;
Wi-Max -
телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших
расстояниях для широкого спектра устройств;
Wi-Fi -
телекоммуникационная технология беспроводной связи.
5 Основные положения
5.1 БНСО
является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и
предназначено для оснащения грузового транспортного средства.
5.2 БНСО
включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое
оборудование, состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств
контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и
на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и
специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы
диспетчерского управления грузовыми перевозками.
5.3 Абонентский
телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен
обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения,
обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО, взаимодействие с
телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками
в части обмена мониторинговой и технологической информацией.
6 Назначение бортового навигационно-связного
оборудования
6.1
Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно
обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и
спутниковой навигации:
- контроль местоположения грузового транспортного средства;
- контроль расхода топлива;
- обеспечение голосовой связи «диспетчер-водитель»;
- контроль технического состояния ГТС путем сбора
телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств
контроля состояния узлов и агрегатов;
- оперативная передача (автоматически и/или водителем)
сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных
ситуаций («сигнал бедствия»);
- автоматическая передача мониторинговой информации в
диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;
- запись мониторинговой информации в энергонезависимую
память БНСО («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром)
и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении
связи;
- определение пройденного расстояния по данным спутниковой
навигации (виртуальный одометр).
6.2 БНСО может
дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с
использованием современных информационных технологий:
- контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии
оснащения груза соответствующим оборудованием);
- управление приемом, накоплением и передачей
видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального
времени);
- управление приемом, накоплением и передачей звуковой
информации с внутрисалонных микрофонов;
- контроль показаний электронного тахографа;
- обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями
между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта;
- автоматический вывод принятых текстовых сообщений на
дисплей БНСО.
7 Состав бортового
навигационно-связного оборудования
7.1 Состав БНСО
определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС, и характером задач
диспетчерского управления.
7.2 Состав БНСО
может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок:
- городские;
- пригородные;
- междугородние;
- международные.
7.3 В состав
БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут
входить следующие устройства и подсистемы:
- абонентский телематический терминал;
- подсистема ввода/вывода информации;
- подсистема контроля наличия и состояния груза;
- подсистема обеспечения безопасности и безаварийности
перевозок.
7.4 В
минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический
терминал.
7.5 Абонентский
телематический терминал должен включать в свой состав следующие модули:
- навигационный;
- связи;
- обработки информации;
- электропитания.
7.5.1
Навигационный модуль должен обеспечивать определение местоположения,
направления движения и скорости ГТС по сигналам глобальных навигационных
спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.
7.5.2 Модуль
связи должен обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической
информации по каналам передачи данных GSM/GPRS. В подсистему связи опционально могут входить модули
передачи данных по сетям УКВ, Wi-Fi,
Wi-Max и каналам спутниковой
связи.
7.5.3 Модуль
обработки информации должен обеспечивать сбор и обработку:
- навигационной информации о местоположении, направлении
движения и скорости ГТС;
- телеметрической информации о состоянии агрегатов и систем
ГТС и наличия и состояния перевозимого груза;
- мониторинговой и телематической информации для обеспечения
информационного обмена с диспетчерским пунктом (центром).
7.5.4 Модуль
электропитания должен обеспечивать электропитание устройств АТТ от бортовой
электросети ГТС или их автономное электропитание.
7.6 Бортовой
контроллер должен обеспечивать централизованное управление расширенным составом
устройств и подсистем БНСО.
7.7 Подсистема
ввода/вывода информации должна обеспечивать ввод, обработку и представление
всех видов информации и содержать следующие модули:
- голосовой связи «диспетчер-водитель», состоящей из
микрофона и громкоговорителя;
- дисплей;
- передачи «сигнала бедствия» от встроенного в корпус БНСО
или размещаемого отдельно с обеспечением потайной установки устройства подачи
сигнала (кнопки).
7.8 Подсистема
контроля состояния ГТС должна обеспечивать измерение параметров состояния его
агрегатов и конструктивных элементов и содержать следующий минимальный набор
устройств:
- датчик включения зажигания;
- датчик уровня топлива (опционально);
- адаптер для подключения к CAN-шине
ГТС (опционально);
- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);
- датчик напряжения бортовой электросети (опционально);
- датчик открывания/закрывания дверей (опционально);
- сопряжения с электронным тахографом (опционально);
- датчик включения/выключения оборудования (опционально).
7.9 Подсистема
контроля наличия и состояния груза должна обеспечивать контроль размещения на
ГТС перевозимого груза и измеряемых соответствующими датчиками параметров его
состояния (в зависимости от характера груза и ограничений условий его
транспортировки) и может содержать следующие модули:
- контроля нахождения перевозимого груза на грузовой
платформе ГТС;
- контроля параметров состояния перевозимого груза
(температуры, влажности, перегрузок и др.);
- коммутации устройств подсистемы и передачи в БНСО
информации контроля состояния перевозимого груза.
7.10 Подсистема
обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна обеспечивать
контроль параметров жизнеобеспечения водителя и состояния ГТС и может содержать
следующие модули:
- мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры
и датчик задымления);
- энергонезависимой памяти («черный ящик») для хранения
информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);
- идентификации водителя;
- видео- и аудионаблюдения;
- контроля и коррекции действий водителя;
- контроля физиологического состояния водителя;
- формирования сигнала системы экстренного реагирования при
аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» (опционально);
- резервного электропитания.
Примечание - Модуль
формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС»
должен устанавливаться в обязательном порядке после официального начала
эксплуатации системы.
8 Характеристики бортового
навигационно-связного оборудования
8.1
Навигационный модуль АТТ должен обеспечивать определение географических
координат ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем с
точностью не менее 10 м с вероятностью 0,95.
Примечание - Вновь
устанавливаемые навигационные модули АТТ должны поддерживать стандарты
глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.
8.2 Технические
требования к антенне и приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых
систем навигационного модуля определены в ГОСТ
Р 52456.
8.3
Технические характеристики модуля связи
8.3.1 В состав
модуля связи должно входить оборудование GSM-связи, с
поддержкой пакетной передачи данных GPRS для обмена
мониторинговой и технологической информацией.
8.3.2 БНСО может
дополнительно оснащаться оборудованием связи по каналам УКВ, Wi-Fi, Wi-Max или
спутниковой связи.
8.4 Объем
энергонезависимой памяти БНСО должен быть не менее 4 Мбайт.
8.5 Электропитание
БНСО должно осуществляться от бортовой сети ГТС. Номинальное напряжение
электропитания составляет 12 В или 24 В по ГОСТ Р
52230.
При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения
в бортовой сети, а также защита от переполюсовки и короткого замыкания.
Опционально БНСО может содержать оборудование автономного электропитания. При
оборудовании БНСО модулем формирования сигнала системы экстренного реагирования
при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудование автономного электропитания БНСО должно
устанавливаться в обязательном порядке.
8.6 БНСО должно
содержать аналоговые и цифровые интерфейсные устройства для подключения внешних
устройств и оборудования ГТС.
8.7 Состав
внешних устройств, подключаемых к БНСО:
- датчики контроля состояния, обеспечения безопасности и
безаварийности ГТС;
- модули подсистемы контроля наличия и состояния груза;
- цифровые видеокамеры;
- адаптер подключения к CAN-шине
ГТС.
8.8 Аппаратура
устройств и подсистем БНСО может быть выполнена в одном или нескольких
конструктивных блоках.
8.9 Микрофон и
громкоговоритель модуля голосовой связи «диспетчер-водитель» должны
обеспечивать нормальную слышимость и различимость голосовой информации в
условиях движения ГТС с закрытыми дверями и окнами кабины водителя.
8.10 Технические
характеристики дисплея:
- тип индикатора: текстовый или графический с подсветкой,
размер матрицы экрана - не менее 240 ´
128 пикселей;
- вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк
по 20 символов в строке, размер символа - не менее 8 ´ 5 мм;
- общее число функциональных кнопок на дисплее - не более 6,
включая виртуальные (в случае использования сенсорного индикатора).
8.11 Модули
коммутации устройств подсистемы и передачи информации контроля состояния
перевозимого груза в зависимости от характера груза и условий его перевозки
могут выполняться на основе проводной и/или беспроводной технологии. При
применении беспроводной технологии коммутации подключение датчиков и устройств
контроля осуществляется в соответствии с протоколом ZigBee.
8.12 Программное обеспечение БНСО и АТТ грузового
транспортного средства должно поддерживать процедуры информационного обмена и
формирования баз данных системы диспетчерского управления грузовыми
перевозками.
Ключевые
слова: глобальная навигационная спутниковая система, диспетчерское управление,
грузовой автомобильный транспорт, бортовое навигационно-связное оборудование,
назначение, состав, характеристики