Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

8 страниц

244.00 ₽

Купить ГОСТ Р 54724-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой систем Российской Федерации (ГЛОНАСС). Стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки

 Скачать PDF

Переиздание. Октябрь 2018 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Основные положения

6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования

7 Состав бортового навигационно-связного оборудования

8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования

 
Дата введения01.09.2012
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

13.12.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии885-ст
РазработанООО М2М телематика
ИзданСтандартинформ2012 г.
ИзданСтандартинформ2018 г.

Global navigation satellite system. Systems of dispatching management of cargo motor transport. Functions, structure and characteristics of board navigation and communication equipment

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
54724-
2011

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ

Назначение, состав и характеристики бортового
навигационно-связного оборудования

Москва

Стандартинформ

2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М телематика»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 885-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ГОСТ Р 54724-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Назначение, состав и характеристики бортового
навигационно-связного оборудования

Global navigation satellite system. Systems of dispatching management of cargo motor transport.
Functions, structure and characteristics of board navigation and communication equipment

Дата введения - 2012-09-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).

Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования

ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи.

3.2 грузовое транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АТТ - абонентский телематический терминал;

БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;

ГТС - грузовое транспортное средство;

УКВ - ультракороткие волны;

GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования;

GSM - стандарт мобильной сотовой связи;

Wi-Max - телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств;

Wi-Fi - телекоммуникационная технология беспроводной связи.

5 Основные положения

5.1 БНСО является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и предназначено для оснащения грузового транспортного средства.

5.2 БНСО включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое оборудование, состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.

5.3 Абонентский телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения, обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО, взаимодействие с телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками в части обмена мониторинговой и технологической информацией.

6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования

6.1 Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и спутниковой навигации:

- контроль местоположения грузового транспортного средства;

- контроль расхода топлива;

- обеспечение голосовой связи «диспетчер-водитель»;

- контроль технического состояния ГТС путем сбора телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов;

- оперативная передача (автоматически и/или водителем) сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных ситуаций («сигнал бедствия»);

- автоматическая передача мониторинговой информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;

- запись мониторинговой информации в энергонезависимую память БНСО («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;

- определение пройденного расстояния по данным спутниковой навигации (виртуальный одометр).

6.2 БНСО может дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с использованием современных информационных технологий:

- контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии оснащения груза соответствующим оборудованием);

- управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального времени);

- управление приемом, накоплением и передачей звуковой информации с внутрисалонных микрофонов;

- контроль показаний электронного тахографа;

- обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта;

- автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей БНСО.

7 Состав бортового навигационно-связного оборудования

7.1 Состав БНСО определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС, и характером задач диспетчерского управления.

7.2 Состав БНСО может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок:

- городские;

- пригородные;

- междугородние;

- международные.

7.3 В состав БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут входить следующие устройства и подсистемы:

- абонентский телематический терминал;

- подсистема ввода/вывода информации;

- подсистема контроля наличия и состояния груза;

- подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок.

7.4 В минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический терминал.

7.5 Абонентский телематический терминал должен включать в свой состав следующие модули:

- навигационный;

- связи;

- обработки информации;

- электропитания.

7.5.1 Навигационный модуль должен обеспечивать определение местоположения, направления движения и скорости ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.

7.5.2 Модуль связи должен обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM/GPRS. В подсистему связи опционально могут входить модули передачи данных по сетям УКВ, Wi-Fi, Wi-Max и каналам спутниковой связи.

7.5.3 Модуль обработки информации должен обеспечивать сбор и обработку:

- навигационной информации о местоположении, направлении движения и скорости ГТС;

- телеметрической информации о состоянии агрегатов и систем ГТС и наличия и состояния перевозимого груза;

- мониторинговой и телематической информации для обеспечения информационного обмена с диспетчерским пунктом (центром).

7.5.4 Модуль электропитания должен обеспечивать электропитание устройств АТТ от бортовой электросети ГТС или их автономное электропитание.

7.6 Бортовой контроллер должен обеспечивать централизованное управление расширенным составом устройств и подсистем БНСО.

7.7 Подсистема ввода/вывода информации должна обеспечивать ввод, обработку и представление всех видов информации и содержать следующие модули:

- голосовой связи «диспетчер-водитель», состоящей из микрофона и громкоговорителя;

- дисплей;

- передачи «сигнала бедствия» от встроенного в корпус БНСО или размещаемого отдельно с обеспечением потайной установки устройства подачи сигнала (кнопки).

7.8 Подсистема контроля состояния ГТС должна обеспечивать измерение параметров состояния его агрегатов и конструктивных элементов и содержать следующий минимальный набор устройств:

- датчик включения зажигания;

- датчик уровня топлива (опционально);

- адаптер для подключения к CAN-шине ГТС (опционально);

- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);

- датчик напряжения бортовой электросети (опционально);

- датчик открывания/закрывания дверей (опционально);

- сопряжения с электронным тахографом (опционально);

- датчик включения/выключения оборудования (опционально).

7.9 Подсистема контроля наличия и состояния груза должна обеспечивать контроль размещения на ГТС перевозимого груза и измеряемых соответствующими датчиками параметров его состояния (в зависимости от характера груза и ограничений условий его транспортировки) и может содержать следующие модули:

- контроля нахождения перевозимого груза на грузовой платформе ГТС;

- контроля параметров состояния перевозимого груза (температуры, влажности, перегрузок и др.);

- коммутации устройств подсистемы и передачи в БНСО информации контроля состояния перевозимого груза.

7.10 Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна обеспечивать контроль параметров жизнеобеспечения водителя и состояния ГТС и может содержать следующие модули:

- мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);

- энергонезависимой памяти («черный ящик») для хранения информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);

- идентификации водителя;

- видео- и аудионаблюдения;

- контроля и коррекции действий водителя;

- контроля физиологического состояния водителя;

- формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» (опционально);

- резервного электропитания.

Примечание - Модуль формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» должен устанавливаться в обязательном порядке после официального начала эксплуатации системы.

8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования

8.1 Навигационный модуль АТТ должен обеспечивать определение географических координат ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем с точностью не менее 10 м с вероятностью 0,95.

Примечание - Вновь устанавливаемые навигационные модули АТТ должны поддерживать стандарты глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.

8.2 Технические требования к антенне и приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых систем навигационного модуля определены в ГОСТ Р 52456.

8.3 Технические характеристики модуля связи

8.3.1 В состав модуля связи должно входить оборудование GSM-связи, с поддержкой пакетной передачи данных GPRS для обмена мониторинговой и технологической информацией.

8.3.2 БНСО может дополнительно оснащаться оборудованием связи по каналам УКВ, Wi-Fi, Wi-Max или спутниковой связи.

8.4 Объем энергонезависимой памяти БНСО должен быть не менее 4 Мбайт.

8.5 Электропитание БНСО должно осуществляться от бортовой сети ГТС. Номинальное напряжение электропитания составляет 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230.

При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки и короткого замыкания. Опционально БНСО может содержать оборудование автономного электропитания. При оборудовании БНСО модулем формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудование автономного электропитания БНСО должно устанавливаться в обязательном порядке.

8.6 БНСО должно содержать аналоговые и цифровые интерфейсные устройства для подключения внешних устройств и оборудования ГТС.

8.7 Состав внешних устройств, подключаемых к БНСО:

- датчики контроля состояния, обеспечения безопасности и безаварийности ГТС;

- модули подсистемы контроля наличия и состояния груза;

- цифровые видеокамеры;

- адаптер подключения к CAN-шине ГТС.

8.8 Аппаратура устройств и подсистем БНСО может быть выполнена в одном или нескольких конструктивных блоках.

8.9 Микрофон и громкоговоритель модуля голосовой связи «диспетчер-водитель» должны обеспечивать нормальную слышимость и различимость голосовой информации в условиях движения ГТС с закрытыми дверями и окнами кабины водителя.

8.10 Технические характеристики дисплея:

- тип индикатора: текстовый или графический с подсветкой, размер матрицы экрана - не менее 240 ´ 128 пикселей;

- вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа - не менее 8 ´ 5 мм;

- общее число функциональных кнопок на дисплее - не более 6, включая виртуальные (в случае использования сенсорного индикатора).

8.11 Модули коммутации устройств подсистемы и передачи информации контроля состояния перевозимого груза в зависимости от характера груза и условий его перевозки могут выполняться на основе проводной и/или беспроводной технологии. При применении беспроводной технологии коммутации подключение датчиков и устройств контроля осуществляется в соответствии с протоколом ZigBee.

8.12 Программное обеспечение БНСО и АТТ грузового транспортного средства должно поддерживать процедуры информационного обмена и формирования баз данных системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, диспетчерское управление, грузовой автомобильный транспорт, бортовое навигационно-связное оборудование, назначение, состав, характеристики