ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
54026- 2010
|
Глобальная
навигационная спутниковая система
СИСТЕМЫ
ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ
ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Назначение,
состав и характеристики решаемых
задач подсистемы информирования пассажиров
|
Москва
Стандартинформ
2011
|
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ
Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «М2М
телематика»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
30 ноября 2010 г. № 640-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
Содержание
1 Область применения
2
Нормативные ссылки
3 Термины и
определения
4
Назначение подсистемы информирования пассажиров
5 Состав подсистемы информирования пассажиров
6 Характеристики решаемых задач подсистемы
информирования пассажиров
|
ГОСТ Р 54026-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная
спутниковая система
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ
ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Назначение, состав и
характеристики решаемых задач подсистемы
информирования пассажиров
Global
navigation satellite system. Urban passenger transport dispatcher control
systems. Functions, structure and tasks
to be solved of passengers informing subsystem
Дата утверждения - 2011-12-01
1 Область
применения
Настоящий стандарт
распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным
пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной
навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к назначению, составу и характеристикам решаемых
задач подсистемы информирования пассажиров в системах диспетчерского управления
наземным городским и пригородным пассажирским транспортом.
2 Нормативные
ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения
ГОСТ
34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ
27833-88 Средства отображения информации. Термины и определения.
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в
сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю
«Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего
года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям,
опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то
при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим
(измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то
положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей
эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте
применяются термины по ГОСТ Р 51006,
ГОСТ
27833, ГОСТ
34.003, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 подсистема
информирования пассажиров: Автоматизированная система, представляющая собой
совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих предоставление
информационного контента пассажирам и другим потребителям транспортных услуг.
3.2 информационный
контент: Совокупность буквенно-цифровой, графической, видео- и
аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского
транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и
содержащая сведения:
- о маршрутах
регулярных пассажирских перевозок;
- об остановочных
пунктах маршрута регулярных пассажирских перевозок;
- о расписаниях
регулярных пассажирских перевозок;
- об изменениях в
маршрутах и расписаниях регулярных пассажирских перевозок;
- другая информация,
связанная с осуществлением регулярных пассажирских перевозок;
- о возникновении
нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах,
а также рекомендуемых действиях при их возникновении;
- дополнительная
информация, в том числе рекламного характера.
3.3 центр контроля
и управления: Программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор,
хранение, формирование, управление, рассылку и доставку информационного
контента в компоненты подсистемы информирования пассажиров, а также
дистанционное управление электронными средствами отображения информации
коллективного пользования.
3.4 подсистема
информирования на остановочном пункте: Программно-технический комплекс,
обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента
электронными средствами отображения информации коллективного пользования,
установленными на остановочном пункте общественного транспорта.
3.5 подсистема
информирования на транспортном средстве: Программно-технический комплекс,
обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента
электронными средствами отображения информации коллективного пользования,
установленными на борту пассажирского транспортного средства.
3.6 подсистема
интернет-информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием,
хранение и предоставление информационного контента в глобальной информационной
сети Интернет.
3.7 подсистема
мобильного информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием,
хранение и предоставление информационного контента мобильными устройствами
связи (сотовыми телефонами, смартфонами, коммуникаторами и устройствами,
приравненными к ним).
3.8 подсистема
информирования на информационном терминале: Программный комплекс,
обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента на
информационных видеодисплейных терминалах (информационных киосках, платежных
терминалах и устройствах, приравненных к ним).
4 Назначение
подсистемы информирования пассажиров
Назначением
подсистемы информирования пассажиров является обеспечение в непрерывном
круглосуточном режиме пассажиров и других потребителей транспортных услуг
достоверной информацией о работе наземного городского и пригородного
пассажирского транспорта, оперативное информирование о возникновении нештатных
и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также
рекомендуемых действиях при их возникновении.
5 Состав
подсистемы информирования пассажиров
5.1
Состав подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и
управления, а также:
- подсистему
информирования на остановочном пункте;
- подсистему
информирования на транспортном средстве;
- подсистему
интернет-информирования;
- подсистему
мобильного информирования;
- подсистему
информирования на информационном терминале.
5.2 Состав полнофункциональной подсистемы информирования
пассажиров включает Центр контроля и управления, а также подсистемы, указанные
в 5.1.
5.3 Центр контроля и управления подсистемы информирования
пассажиров является органом управления.
5.4 Подсистемы, указанные в 5.1,
являются объектами управления, в состав которых входят:
- аппаратно-программные средства отображения информации
коллективного пользования, установленные на остановках (информационные табло и
информационные видеотерминальные дисплеи остановочных пунктов);
- аппаратно-программные средства отображения информации
коллективного пользования, установленные на борту наземного пассажирского
транспорта (наружные и внутрисалонные табло, речевые автоинформаторы, дисплеи
или табло водителя);
- программные средства подсистемы мобильного и
интернет-информирования (прикладное программное обеспечение, загружаемое в
мобильные устройства связи, Интернет-сервисы, интернет-порталы);
- программные средства информационных терминалов;
- аппаратно-программные средства информирования на уровне
центральных диспетчерских служб муниципальных образований (включая удаленные
терминалы специалистов Транспортных управлений городских администраций);
- аппаратно-программные средства информирования на уровне
центральных диспетчерских служб субъектов Российской Федерации.
6
Характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров
6.1 По своим
характеристикам решаемые подсистемой информирования пассажиров задачи
подразделяются в зависимости от особенностей информационного контента,
передаваемого в подсистемы, указанные в 5.1.
6.2 Задачи подсистемы
информирования на остановочном пункте:
- предоставление на
остановочном пункте информационно-справочных данных о работе пассажирского
транспорта;
- информирование о
времени прибытия на остановочный пункт ближайшего транспортного средства
каждого вида транспорта, останавливающегося на остановочном пункте;
- идентификация
остановочного пункта в системе диспетчерского управления пассажирским
транспортом поданным спутниковой навигации;
- информирование об
изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- информирование о
возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.
6.3 Задачи подсистемы
информирования на транспортном средстве:
- предоставление на
борту наземного пассажирского транспорта информационно-справочных данных о
работе пассажирского транспорта;
- визуальное
предоставление достоверной информации на наружных и внутрисалонных электронных
информационных табло, управление ими;
- отображение номера
и названия маршрута на переднем и боковом табло, номера маршрута на заднем
табло, а также изменение этих данных дистанционно из Центра контроля и
управления или вручную водителем;
- отображение на
внутрисалонном информационном табло текста с названием остановки синхронно с
голосовым воспроизведением соответствующего названия остановки цифровым речевым
автоинформатором;
- при наличии на
транспортном средстве установленного и подключенного оборудования спутниковой
навигации автоматическая привязка местоположения транспортного средства при
движении по маршруту к трассе;
- объявление
остановок и воспроизведение других сообщений (о крупных пересадочных узлах,
альтернативных маршрутах и режимах движения на них) с привязкой к месту и
времени проезда транспортным средством соответствующих объектов;
- отображение на
внутрисалонном информационном табло текстов дополнительной информации с
привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих
объектов;
- формирование и
загрузка в память бортового оборудования транспортного средства таблиц данных и
голосовых сообщений для воспроизведения в салоне;
- предоставление
водителю выбора голосового сообщения для воспроизведения в салоне транспортного
средства из набора сообщений, хранящихся в памяти бортового оборудования
транспортного средства;
- информирование об
изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа,
- информирование о
возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.
6.4 Задачи подсистемы
интернет-информирования:
- предоставление
пользователям сети Интернет информационно-справочных данных о работе
пассажирского транспорта;
- предоставление
информации о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с
указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку;
- предоставление
возможности прокладки оптимальных маршрутов с учетом пересадок и видов общественного
транспорта;
- информирование об
изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- информирование о
возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение
возможности передачи материалов информационного характера специализированным
информационным и коммерческим службам (контакт-центры, информационные
агентства, специальные Web-сервисы и интернет-порталы).
6.5 Задачи подсистемы мобильного
информирования
Предоставление
пользователям мобильных устройств связи информации:
- о действующих
маршрутах движения наземного пассажирского транспорта;
- об остановках на
маршруте;
- о текущем
местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени,
оставшегося до прибытия на выбранную остановку.
6.6 Задачи подсистемы информирования на
информационном терминале
Предоставление
населению информационно-справочных данных:
- о работе наземного
пассажирского транспорта;
- об изменениях в
маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
-
размещение на информационных терминалах материалов информационного характера в
графическом и текстовом виде произвольной формы, включая дополнительную
информацию.
Ключевые слова: диспетчерское управление, наземный
пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, подсистема информирования,
средства отображения информации