Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает идентичные (по ГОСТ 1.1) европейским требования, методы оценки и методики контроля, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), который ввел упаковку или упакованный товар в обращение на рынок, несет ответственность за их поступление на рынок.

Настоящий стандарт распространяется на любой из этапов поступления упаковки и/или упакованной продукции на рынок, в результате чего осуществляют передачу, связанную с упаковкой или упакованной продукцией, от одних хозяйствующих субъектов другим.

Настоящий стандарт не распространяется на упаковку для оборонной, химической, биологической продукции и ядерных объектов.

Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности при обращении с упаковкой и упаковочными отходами

Отменён
Действие завершено 31.07.2016

Показать даты введения Admin

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР 53744

2009 (ЕН 13427:2004)


РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ УПАКОВКА

Требования к применению европейских стандартов в области упаковки и упаковочных отходов

EN 13427:2004

Packaging — Requirements for the use of European Standards in the field

of packaging and packaging waste (MOD)

Издание официальное

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4, выполненного ЗАО «Инновационный экологический фонд»

2    ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитацииФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1009-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 13427:2004 «Упаковка. Требования к применению европейских стандартов в области упаковки и упаковочных отходов» (EN 13427:2004 «Packaging — Requirements for the use of European Standards in the field of packaging and packaging waste») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты»,атекст изменений ипоправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины, определения и сокращения........................................2

4    Общие положения и принятый методический подход..............................2

4.1    Общие положения и методы оценки......................................2

4.2    Оценка воздействия на окружающую среду четырех тяжелых металлов и других опасных

веществ, содержащихся в упаковке, при ее конечном удалении........................3

4.3    Аспекты применения методологии обращения с упаковкой и упаковочными отходами.......3

5    Требования к методам оценки.............................................4

5.1    Учет и выбор приемлемого метода оценки..................................4

5.2    Применение выбранных методов оценки...................................4

5.3    Документирование данных по методам оценки................................5

6    Методы контроля.....................................................5

6.1    Цель..........................................................5

6.2    Применение.....................................................5

6.3    Оформление результатов.............................................5

Приложение А (справочное) Дополнительная информация...........................6

Приложение В (справочное) Пример формы Декларации соответствия настоящему стандарту.....8

Приложение ДА (справочное) Связь между настоящим стандартом и основными требованиями

Директивы 94/62/ЕС.........................................9

Приложение ДБ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

ссылочным национальным стандартам Российской Федерации.............10

Приложение ДВ (справочное) Библиография....................................11

Введение

Европейский стандарт EH 13427:2004 был разработан Техническим комитетом 261 «Упаковка» CEH (European Committee for Standardization — Европейский комитет по стандартизации), секретариат которого подчиняется AFNOR (Association frangaise de Normalisation — Французская ассоциация по нормам и стандартам) в соответствии с мандатом М 200, вып. 3, и вторым мандатом по стандартизации М 317, согласно которым Европейская комиссия и Европейская ассоциация свободной торговли наделя-ютCEH полномочиями по обеспечению поддержки основополагающихтребований Директивы 94/62/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «Об упаковке и упаковочных отходах» [1].

Европейский стандарт EH 13427:2004 был подготовлен для применения в составе комплекса стандартов, разработанных в обеспечение Директивы 94/62/ЕС [1].

В соответствии с регламентом CEH/CEH3.n3K (Европейский комитет по стандартизации/Европейский комитет по стандартизации в электротехнике) национальные институты стандартизации следующих стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии должны ввести европейский стандарт EH 13427:2004 в состав соответствующих национальных систем стандартов.

Для адаптирования к отечественной системе стандартизации в приложение А настоящего стандарта введены дополнительные термины и определения.

Упаковка должна соответствовать требованиям, которые охватывают широкую область функциональных обязательств, правовых предписаний и норм. В настоящем стандарте установлено соответствие требованиям Директивы 94/62/ЕС [1] и проекта специального технического регламента «Об упаковке и упаковочных отходах» [2]. В преамбуле Директивы 94/62/ЕС [1] указано: «Для того чтобы по возможности удерживать на низком уровне воздействие упаковки и упаковочных отходов на окружающую среду и избегать образования торговых барьеров и недобросовестной конкуренции, необходимо устанавливать основные требования к составу упаковки и возможностям ее повторного использования, а также использования в качестве вторичных материальных ресурсов».

Основные требования, определенные в Статье 9 и Приложении II Директивы 94/62/ЕС [1], относятся вместе с установленными в Статье 11 основными запретами относительно содержания тяжелых металлов к воздействиям на окружающую среду со стороны упаковки после ее выхода из употребления, т.е. к упаковочным отходам.

Европейский стандарт EH 13427:2004, другие стандарты, а также нормативные акты CEH [3, 4] были созданы в целях соблюдения и детализации основных требований Директивы 94/62/ЕС [1].

Необходимость соответствовать основным требованиям, установленным в европейских стандартах, обязывает хозяйствующих субъектов, которые ввели продукцию в обращение на рынок, в сотрудничестве с другими субъектами упаковочной цепи принимать во внимание настоящий национальный стандарт и другие национальные стандарты этого комплекса. Хотя основные требования Директивы 94/62/ЕС [1] относятся к воздействию на окружающую среду со стороны упаковки после ее выхода из употребления, необходимо, чтобы требования настоящего стандарта, связанных с ним и друг с другом национальных стандартов принимали во внимание до того, какупаковка и упакованные товары поступили в обращение на рынок. Необходимо учитывать также потенциальные изменения в окружающей среде, появляющиеся в результате вовлечения отработавшей упаковки и упаковочных отходов в процессы утилизации и/или удаления отходов.

Согласно методологии CEH при анализе упаковки выявляют наличие и концентрации опасных веществ и их соединений, включая четыре тяжелых металла (кадмий, свинец, ртуть и шестивалентный хром). При этом применение европейских стандартов направлено на повторное использование и утилизацию упаковочных отходов на основе планов по ресурсосбережению. Правильное применение европейских и разработанных на их основе национальных стандартов Российской Федерации открывает возможности обоснования и сокращения нагрузки на окружающую среду в результате воздействия различных видов упаковки, ликвидируемых в качестве отходов.

Методы оценки, представленные в разделе 5 настоящего стандарта, могут быть в некоторых случаях взаимоисключающими, поэтому важно, чтобы при развитии стратегии применения отдельных методов оценки учитывались факторы их взаимосвязи. По этой причине и был введен настоящий стандарт, хотя для всех ранее разработанных европейских стандартов были созданы планы и нормативные акты CEH [3,4]. Для того чтобы производить оценку наличия и количества тяжелых металлов в упаковке, был введен стандарт, регулирующий связи между разнообразными методами оценки, в целях создания общей методики для проведения мероприятий по охране окружающей среды. Основные требования, установленные Директивой 94/62/ЕС [1], могут быть выполнены только при условии, что хозяйствующий субъект, который ввел продукцию и соответствующие виды упаковки или упакованных продуктов в обращение на рынок, применяет установленные методы и мероприятия.

Взаимосвязь настоящего стандарта с директивами ЕС отражена в справочном приложении ДА, являющемся составной частью настоящего стандарта.

Установленные в настоящем стандарте положения, методы и обязательства по документированию рекомендуется применять какчастьдействующиху хозяйствующего субъекта систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 или систем экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами ИСО серии 14000, европейскими стандартами ЕН ИСО серии 14000 или национальными стандартами, разработанными на основе ИСО серии 14000.

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 13427:2004 «Упаковка. Требования к применению европейских стандартов в области упаковки и упаковочных отходов» (EN 13427:2004 «Packaging — Requirements for the use of European Standards in thefield of packaging and packaging waste»), что связано с необходимостью увязки национальных стандартов Российской Федерации в сфере упаковки и упаковочных отходов с проектом технического регламента «О безопасности упаковки», который существенно отличается от исходной европейской Директивы 94/62/ЕС [1]. Кроме того, за период с 2004 г., когда был принят примененный европейский стандарт, изменились нормы европейского права в области обращения с отходами, включая упаковочные; в частности, были приняты Рамочная директива 2006/12/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 5 апреля 2006 г. «Об отходах» и Рамочная директива 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 г. «Об отходах», отменяющая Директиву 75/442/ЕЭС и Директиву 2006/12/ЕС.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

УПАКОВКА

Требования к применению европейских стандартов в области упаковки

и упаковочных отходов

Resources saving. Packaging.

Requirements for the use ofeuropean standards in thefield of packaging and packaging waste

Дата введения — 2011—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, методы оценки и методики контроля, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), который ввел упаковку или упакованный товар в обращение на рынок, несет ответственность за их поступление на рынок.

Настоящий стандарт распространяется на любой из этапов поступления упаковки и/или упакованной продукции на рынок, в результате чего осуществляют передачу, связанную с упаковкой или упакованной продукцией, от одних хозяйствующих субъектов другим.

Настоящий стандарт не распространяется на упаковку для оборонной, химической, биологической продукции и ядерных объектов.

Настоящий стандарт рекомендуется использовать во всех видах документации и литературы, относящихся к сферам обеспечения экологической безопасности в процессах хозяйственной деятельности при обращении с упаковкой и упаковочными отходами.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р 53719-2010 (ЕН 14182:2002) Ресурсосбережение. Упаковка. Термины и определения

ГОСТ Р 53740-2009 (ЕН 13428:2004) Ресурсосбережение. Упаковка. Специальные требования к минимизации, составу, изготовлению упаковки

ГОСТ Р 53741-2009 (ЕН 13431:2004) Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных энергетических ресурсов

ГОСТ Р 53742-2009 (ЕН 13430:2004) Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных материальных ресурсов

ГОСТ Р 53759-2009 (ЕН 13429:2004) Ресурсосбережение. Упаковка. Повторное использование

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информа-

Издание официальное

ционному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 53719, ГОСТ Р ИСО 14050, ЕН 13193 [8], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    хозяйствующий субъект, вводящий продукцию в обращение на рынок: Хозяйствующий субъект, несущий ответственность за поступление упаковки или упакованной продукции в обращение на рынок.

Примечание — В обычных условиях при обращении упаковки на рынке понятие «хозяйствующий субъект, вводящий продукцию в обращение на рынок» может быть отнесено к различным звеньям цепи снабжения: от товаропроизводителя до продавца.

3.2    компонент упаковочного средства: Часть упаковки, которая может быть отделена вручную или с помощью простых механических средств.

3.3    Дополнительные термины и определения, необходимые для лучшего понимания настоящего стандарта, установлены в разделе А.1 приложения А.

3.4    В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

-    ЕС — Европейское Сообщество;

-    ЕН — европейский стандарт;

-    СЕН — Европейская организация по стандартизации;

-    CR — нормативный акт СЕН.

4    Общие положения и принятый методический подход

4.1 Общие положения и методы оценки

Соотношения между основными требованиями, содержащимися в Директиве 94/62/ЕС [1], и методами, критериями оценки, содержащимися в стандартах, приведенных в разделе 2, и нормативных актах [3,4], сопоставлены в приложении А (таблица А.1). Номера ссылок в графе 3 таблицы А.1 соотносятся с номерами таблицы 4.1, отображающими связь между стандартами и нормативными актами.

Каждые стандарт и нормативный акт, указанные в таблице 4.1, целесообразно использовать применительно к их областям распространения. Хозяйствующему субъекту, который ввел продукцию в обращение на рынок, следует с помощью проверочной (контрольной) ведомости (реестра) осуществлять контроль соответствия требований конкретных документов, применяемых хозяйствующим субъектом, установленным в стандартах методикам контроля.

В приложении А приведены виды требований и руководство по методам оценки. Хозяйствующему субъекту, который ввел продукцию в обращение на рынок, требуется выбрать из методов оценки, подходящих для каждой конкретной упаковки, процесс оценки с учетом требований к дизайну и функциональности упаковки, включая санитарно-гигиенические требования и требования к ее безопасности, а также потребительские требования к упакованному продукту. Оценка включает учет взаимосвязи с другими нормативными требованиями и установление мер по повторному использованию упаковки или ее превращению во вторичные материальные ресурсы путем утилизации.

Для взаимоувязки требований нормативных документов с практикой их конкретного применения может потребоваться оптимизация методологии [5]. При выборе и применении отдельных стандартов раздела 2 важно, чтобы для каждого конкретного случая применения методологии была установлена наибольшая степень взаимосвязи между отдельными стандартами.

Т аблица4.1 —Соотношение областей применения стандартов на упаковку и нормативных актов СЕН (по двум стадиям жизненного цикла упаковки)

Стадия изготовления упаковки

Стадия ликвидации отработавшей упаковки и/или упаковочных отходов

1 Производство и состав упаковки

2 Повторное использование упаковки

3 Утилизация отработавшей упаковки и/или упаковочных отходов

1.1 Ресурсосбережение посредством минимизации упаковки — ГОСТ Р 53740

2 Повторное использование (по ГОСТ Р 53759)

3.1 ГОСТ Р 53742

1.2 Требования к измерению и установлению содержания четырех тяжелых металлов (кадмия, свинца, ртути и шестивалентного хрома) в упаковке (CR 13695-1 [3])

3.2 ГОСТ Р 53741

1.3 Требования к измерению и установлению содержания опасных веществ или соединений в упаковке (CR 13695-2 [4])

3.3 ЕН 13432:2004 [9]

Хозяйствующий субъект, который ввел упакованную продукцию в обращение на рынок, может применять эту методологию как составную часть действующей системы менеджмента, например, посредством включения этих методов в существующие схемы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001 для снижения воздействия его хозяйственной деятельности на окружающую среду и создания возможностей для эффективного использования упаковки, введенной на рынок.

4.2    Оценка воздействия на окружающую среду четырех тяжелых металлов и других опасных веществ, содержащихся в упаковке, при ее конечном удалении

Оценка воздействия на окружающую среду в результате удаления упаковочных отходов, содержащих четыре тяжелых металла, путем сжигания или захоронения на полигонах описана в CR 13695-1 [3]. Особое внимание при применении рекомендаций нормативного акта уделено разработке планов, касающихся отдельных опасных компонентов.

Опасные вещества и добавки (соединения) определены в нескольких директивах ЕС. Наличие опасных веществ и добавок (соединений) в выбросах, золе и фильтрационных водах, образующихся на полигонах при удалении отходов посредством сжигания и захоронения, также регулируется европейским законодательством. На этой основе осуществляется применение методов, установленных в ГОСТ Р 53740, относящихся к оценке соответствия упаковки требованиям пункта 3 абзаца 1 Приложения II Директивы 94/62/ЕС [1].

4.3    Аспекты применения методологии обращения с упаковкой и упаковочными отходами

В настоящем стандарте минимальной частью упаковки считается один компонент. Обычно несколько компонентов соединяют друг с другом, чтобы образовать функциональную упаковочную единицу, которая затем может участвовать в оформлении упаковки, состоящей из первичной, вторичной и третичной упаковки (какэто определено в ^атье 3 Директивы 94/62/ЕС [1]). В таблице 4.2 установлены аспекты применения методов оценки в пределах общей системы, которые применяют для различных методов оценки.

Таблица 4.2 —Аспекты применения методов оценки

Аспект опасности состава упаковки (по содержанию тяжелых металлов)

Аспект ликвидации функциональной отработавшей упаковочной единицы

Аспект достижения суммарной эффективности упаковки

Наличие четырех тяжелых металлов, установленных в таблице 4.1

Минимизация содержания тяжелых металлов, вредных и других опасных веществ и их соединений

Повторное использование

Переработка в качестве вторичных материальных ресурсов Переработка в качестве вторичных энергетических ресурсов Переработка отработавшей упаковки органическими методами

Ресурсосбережение посредством минимизации упаковки

Примечание — Применение методологии ресурсосбережения посредством минимизации упаковки для достижения суммарной эффективности ее ликвидации предполагает рациональный учет всех элементов системы.

5 Требования к методам оценки

5.1    Учет и выбор приемлемого метода оценки

5.1.1    Хозяйствующий субъект, вводящий продукцию в обращение на рынок, должен гарантировать, что применение стандартов, представленных в таблице 4.1 и относящихся к упаковке и упакованным товарам, оценивается в соответствии с запланированным функциональным назначением.

5.1.2    Хозяйствующий субъект, вводящий продукцию в обращение на рынок, должен гарантировать, что соблюдены установленные в документах предельные показатели загрязнения окружающей среды и предусматривается дальнейшее сокращение содержания тяжелых металлов на основе предложений, приведенныхв разделе 8.2.3 CR13695-1 [3] или (для всехопасных веществ или их соединений) на основе требований, установленных ГОСТ Р 53740 и CR13695-2 [4].

5.1.3    Хозяйствующий субъект, вводящий продукцию в обращение на рынок, должен руководствоваться комбинацией положений (норм/условий) в соответствии с таблицами 4.1,4.2 и 5.1 в целяхобеспе-чения сокращения негативного воздействия на окружающую среду, вызванного упаковочными отходами, и одновременно гарантировать наличие функций, обеспечивающих надежность и потребительскую привлекательность товаров на рынке.

Таблица 5.1 — Применимость методов оценки

Ссылка на пункты таблицы 4.1

Направление использования метода оценки

Применимость

1.1

Для обеспечения ресурсосбережения посредством минимизации упаковки (ГОСТ Р 53740)

Во всех случаях

1.2

Для идентификации наличия упомянутых четырех тяжелых металлов (CR 1 3695-1 [3])

Во всех случаях

1.3

Для минимизации количества опасных веществ или их соединений (ГОСТ Р 53740 и CR 13695-2 [4])

Во всех случаях

2

Для установления возможности повторного использования (ГОСТ Р 53759)

Если предусмотрено

3

Для обоснования эффективного метода ликвидации (путем утилизации и/или удаления)

3.1 ГОСТ Р 53742

Минимум один метод оценки из всех существующих

3.2 ГОСТ Р 53741

3.3 ЕН 13432:2000 [11]

Примечания

1    Для достижения соответствия требованиям настоящего стандарта обобщенная оценка базируется на достижении положительных результатов по методам оценки в соответствии с 1.1, 1.2, 1.3 и по меньшей мере по отношению к одному из подпунктов 3.1, 3.2, 3.3.

2    Если в соответствии с 4.2 предусмотрено повторное использование, то должен быть достигнут и оценен положительный результат.

3    Если требуется применение более одного способа утилизации, то следует использовать методы для проведения оценки каждого из возможных способов утилизации.

5.2 Применение выбранных методов оценки

Хозяйствующий субъект, вводящий упаковку в обращение на рынок, должен учитывать требования стандартов, указанных в разделе 2, и нормативных актов [3, 4], чтобы в зависимости от применяемого метода оценки (см. таблицу 5.1) гарантировать следующее:

-    упаковка в соответствии с ГОСТ Р 53740 содержит только минимально необходимое количество материалов, соответствующее требованиям;

-    компоненты упаковки не содержат тяжелые металлы в количествах, превышающих предельно допустимые значения, в соответствии с рекомендациями CR13695-1 [3], т.е. использовано их минимальное количество, необходимое для обеспечения функций упаковки;

-    компоненты упаковки оценивали в соответствии с ГОСТ Р 53740 и CR 13695-2 [4] на предмет минимизации наличия опасных веществ или их соединений в выбросах, золе и фильтрационных водах, образующихся на полигонах;

-    функциональная упаковочная единица может быть использована повторно (в соответствии с ГОСТ Р 53759);

-    функциональная упаковочная единица может быть использована в качестве вторичных материальных ресурсов (в соответствии с ГОСТ Р 53742);

-    функциональная упаковочная единица может быть использована в качестве вторичных энергетических ресурсов (в соответствии с ГОСТ Р 53741);

-    функциональная упаковочная единица может быть подвергнута органической утилизации (в соответствии с ЕН 13432 [9]).

5.3 Документирование данных по методам оценки

Записи (протоколы), касающиеся проводимых оценок, выполняют вместе с оформлением соответствующих дополнительных документов на основе совместного выполнения требований 5.1 и 5.2.

Документацию хранят не менее двух лет после того, какупаковка или упакованный товар в последний раз были введены в обращение на рынок.

Вся документация находится у хозяйствующего субъекта и должна быть предоставлена в распоряжение контролирующих органов по их требованию.

6 Методы контроля

6.1    Цель

Проверка правильности применения выбранных из таблицы 5.1 методов оценки направлена на повышение эффективности процессов снижения негативного воздействия на окружающую среду, вызванного конечным удалением упаковочных отходов.

Примечания

1    Вследствие разнообразия материалов и требований к их применению некоторые из методов контроля эффективности сокращения количества отходов могут быть взаимоисключающими.

2    Хозяйствующий субъект, который ввел продукцию в обращение на рынок, должен учитывать специфику методов, предназначенных для сокращения количества конкретных упаковочных отходов.

6.2    Применение

Методы контроля существующих видов упаковки, которые планируется изменить, и новых проектируемых видов упаковки устанавливают с учетом методов оценки, приведенных в таблицах 4.2,5.1, и требований соответствующих стандартов.

6.3    Оформление результатов

Результаты всех методов контроля оформляют в виде Декларации соответствия настоящему стандарту (рекомендуемая форма представлена в приложении В).

Дополнительная информация

А.1 Дополнительные термины и определения

А.1.1 ликвидация отработавшей упаковки и упаковочных отходов: Принятие решения и реализация процессов утилизации инертных компонентов упаковочных отходов и конечного удаления ее опасных компонентов.

А.1.2 методология: Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [6].

Примечание — Методический подход является результатом приложения методологии к определенной области деятельности.

А.1.3 метод: 1) Способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи [6]. 2) Прием или система (совокупность) приемов [7] практического или теоретического освоения (познания) действительности [6].

А.1.4 методика: Последовательность операций (действий), выполняемыхсиспользованием инструментов, оборудования для осуществления метода измерения, контроля и др.

А.2 Соотношение между Директивой 94/62/ЕС и установленными критериями оценки упаковки

Основное требование к каждой упаковке заключается в том, чтобы она выполняла все предусмотренные для нее функции в системе распределения продукции. Дополнительное требование — упаковка должна выполнять основные требования Директивы 94/62/ЕС [1] (Приложение II, Статья 11) и соответствовать требованиям, указанным в таблице A.1, взаимосвязи с соответствующими стандартами раздела 2 и нормативными актами [3,4].

Таблица A.1 — Взаимосвязанные критерии оценки упаковки

1 Директива 94/62/ЕС [1]

2 Установленные критерии оценки

3 Ссылка на разработанные стандарты и нормативные акты (см. таблицу 4.1)

Статья 9 со ссылкой на Приложение II

1.1

1.2

1.3

2

3.1

3.2

3.3

Абзац 1

Перечисление 1

Достижение согласованного минимума материала для изготовления упаковки

A

Перечисление 2

Повторное использование и/или утилизация упаковочных отходов для минимизации их воздействия на окружающую среду

A

A

A

A

A

A

Перечисление 3

Минимизация воздействия на окружающую среду вредных веществ и других опасных субстанций, содержащихся в упаковке

A

A

Р

Абзац 2

Перечисление 1

Рационализация количества оборотов или циклов обращения упаковки

A

Перечисление 2

Обеспечение санитарно-гигиенических требований и требований к безопасности упаковки

Р

Перечисление 3

Снижение воздействия упаковочных отходов на окружающую среду посредством управления отходами

A

A

A

Окончание таблицы А.1

1 Директива 94/62/ЕС [1]

2 Установленные критерии оценки

3 Ссылка на разработанные стандарты и нормативные акты (см. таблицу 4.1)

Статья 9 со ссылкой на Приложение II

1.1

1.2

1.3

2

3.1

3.2

3.3

Абзац 3

A

Определение пригодности упаковочных отходов для их переработки во вторичные материальные ресурсы

A

B

Определение пригодности упаковочных отходов для их переработки во вторичные энергетические ресурсы

A

C

Определение пригодности упаковочных отходов для их компостирования

A

D

Определение пригодности упаковочных отходов для их биологического разложения

Р

Статья 11, абзац 1

Ограничение и минимизация общего содержания четырех тяжелых металлов (кадмия, свинца, ртути и шестивалентного хрома) в упаковке

A

A

Примечани е — A — соответствующий стандарт или нормативный акт; Р — ссылка на стандарт или нормативный акт.

Пример формы Декларации соответствия настоящему стандарту

Обозначение упаковки    Ссылка    на    оценку

Идентификация отработавшего материала

Часть 1: Обзор оценок

Стандарт/нормативный акт (пункты — в соответствии с таблицей 4.1)

Требование к положительным результатам реализации метода оценки (каким нормативным документом установлено)

Установление

Уведомление

1.1 Сокращение количества упаковочных отходов в целях ресурсосбережения

Обеспечение установленного минимума материалов для изготовления упаковки (ГОСТ Р 53740)

1.2 Тяжелые металлы (кадмий, свинец, ртуть и шестивалентный хром)

Обеспечение того, что в компонентах упаковки не превышены предельно допустимые значения (CR 13695-1 [3])

1.3 Опасные вещества

Обеспечение соответствия (ГОСТ Р 53740)

2 Повторное использование

Обеспечение способности функциональной упаковочной единицы к повторному использованию (ГОСТ Р 53740)

3.1 Переработка в качестве вторичных материальных ресурсов

Обеспечение способности функциональной упаковочной единицы к использованию в качестве вторичных материальных ресурсов (ГОСТ Р 53742)

3.2 Переработка в качестве вторичных энергетических ресурсов

Обеспечение способности каждой функциональной упаковочной единицы к использованию в качестве вторичных энергетических ресурсов (ГОСТ Р 53741)

3.3 Переработка отработавшей упаковки органическими методами

Обеспечение способности функциональной упаковочной единицы к компостированию (ЕН 13432:2004)

Примечания

1    Соответствие настоящему стандарту требует получения положительных результатов в процессе оценки согласно 1.1, 1.2, 1.3 и по меньшей мере согласно хотя бы одному из 3.1, 3.2, 3.3.

2    Если предусмотрено повторное использование упаковки, то дополнительный процесс оценки в соответствии с разделом 2 должен давать в итоге положительный результат.

Часть 2: Декларация соответствия

В результате реализации указанных в части 1 методов оценки данной упаковки относительно ее негативного воздействия на окружающую среду установлена положительная оценка ее качества на основе контроля соблюдения требований ГОСТ Р 53744.

Подписано по поручению (фамилия, имя и адрес хозяйствующего субъекта, который ввел продукцию в обращение на рынок)

Подпись:

Место:    Дата:

Связь между настоящим стандартом и основными требованиями Директивы 94/62/ЕС

Поскольку настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 13427:2004, разработанному в обеспечение Директивы 94/62/ЕС [1] и по меньшей мере в одном из государств — членов ЕС примененному в качестве национального стандарта, связь разделов, представленных в таблице ДA.1 настоящего стандарта, в границах области его применения показывает, как обеспечено соответствие основным требованиям Директивы 94/62/ЕС [1].

Примечание — Для упаковки и упаковочных отходов, подпадающих под действие области применения настоящего стандарта, могут быть применимы другие требования и другие директивы.

Таблица В.1 — Связь между настоящим стандартом и Директивой 94/62/ЕС

Раздел (подраздел) настоящего стандарта

Основные требования Директивы 94/62/ЕС

Данные об аттестации/ примечание

Раздел 5

Статья 9 Приложение II

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДБ.1

Обозначение ссылочного национального стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ Р 53719

MOD

ЕН 14182:2002 «Упаковка. Термины и определения»

ГОСТ Р 53740

MOD

ЕН 13428:2004 «Упаковка. Специальные требования к минимизации, составу, изготовлению упаковки»

ГОСТ Р 53741

MOD

ЕН 13431:2004 «Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных энергетических ресурсов»

ГОСТ Р 53742

MOD

ЕН 13430:2004 «Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных материальных ресурсов»

ГОСТ Р 53759

MOD

ЕН 13429:2004 «Упаковка. Повторное использование»

ГОСТ Р ИСО 9001

IDT

ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

ГОСТ Р ИСО 14001

IDT

ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»

ГОСТ Р ИСО 14050

IDT

ИСО 14050:2009 «Менеджмент окружающей среды. Словарь»

Примечание — В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

-    IDT — идентичные стандарты;

-    MOD — модифицированные стандарты.

Библиография

Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза от 20 декабря 1994 г. «Об упаковке и упаковочных отходах» (в ред. Директивы 2004/12/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 11 февраля 2004 г. «Об упаковке и упаковочных отходах», Директивы 2005/20/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 5 марта 2005 г. «Об упаковке и упаковочных отходах»)

[1]    Директива 94/62/ЕС

[2]

[3]    CR 13695-1:2004

[4]    CR 13695-2:2000

[5]

[6]

[7]

[8]    ЕН 13193:2000

[9]    ЕН 13432:2000

Проект специального технического регламента 2005 г. «Об упаковке и упаковочных отходах» // Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения с упаковкой и упаковочными отходами. Опыт ЕС и России. М.: КВФ «Интерстандарт», 2006. 295 с.

Примечание — Соответствующий проект специального технического регламента был разработан на основе требований Директивы 94/62/ЕС с участием специалистов Ростехрегулирования в рамках Программы сотрудничества ЕС и России (Проекта ТАСИС) «Сближение технических правил и стандартов. Российская Федерация» (Europe Aid/113648/D/SV/RU)

Упаковка. Требование к измерению и проверке наличия четырех тяжелых металлов и других опасных соединений, присутствующих в упаковке, их выделение в окружающую среду. Часть 1. Требование к измерению, установлению содержания четырех тяжелых металлов в упаковке

Упаковка. Требования к измерению и проверке четырех тяжелых металлов и других опасных соединений, присутствующих в упаковке, и их выделение в окружающую среду. Часть 2. Требование к измерению и проверке опасных соединений, присутствующих в упаковке, и их выделение в окружающую среду

Улицкий В.А, Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение. Отечественный и зарубежный опыт законодательного и нормативного обеспечения / Под ред. А.Д. Козлова и Т.В. Боравской. М.: Изд-во «САШКо», 2006. 368 с.

Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. Основные термины. М.: Русский язык, 1990

Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: ТЕРРА, 1998 Упаковка в окружающей среде. Термины и определения

Упаковка. Требования, критерии и схема ликвидации упаковки посредством компостирования и биологического разложения

УДК 001.4.621.002.61:006.354    Т51,Т58    0КСТУ0004    ОКС    13.030.99

55.020

Ключевые слова: упаковка, стандарты, применение, требования, отходы, вторичные ресурсы, тяжелые металлы

Редактор П.М. Смирнов Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 21.04.2011. Подписано в печать 13.05.2011. Формат 60 х 84^. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,50. Тираж 121 экз. Зак. 355.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ruinfo@gostinfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.