ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
53626-
2009
|
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании
ТЕХНИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Общие положения
|
Москва
Стандартинформ
2010
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №
184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о
стандарте
1. РАЗРАБОТАН Государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским
государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный
центр новых информационных технологий)
2. ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании (ИКТО)»
3. УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 958-ст
4. В настоящем
стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9
мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.),
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с
Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20
июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта,
25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г.,
5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля,
31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6
января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1
декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля 2009 г.)
5.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и
поправок -
в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные
стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего
пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 3
2.
Нормативные ссылки. 3
3.
Термины и определения. 3
4.
Общие положения. 4
4.1. Функциональное назначение ТСО.. 4
4.2. Классификация ТСО.. 4
4.3.
Основные характеристики ТСО.. 5
|
Введение
Применение
информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует
появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных
форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной
среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в
целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов,
устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.
Технические
средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции,
характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации
современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним
из основных направлений модернизации национальной системы образования является
развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных
учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения,
предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение
качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на
соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил,
федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных
документов.
Настоящий
стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации
технических средств обучения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании
ТЕХНИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Общие положения
Information
and communication technologies in education.
Training equipment. General statements
|
Дата
введения - 2011-01-01
1. Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам
обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для
реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов.
В
настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы
классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия
технических средств обучения.
Стандарт
предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями
технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых
технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и
подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере
образования.
2. Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с
использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к
визуальному отображению информации
ГОСТ
Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием
видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования
к качеству и тестирование
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия.
Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ
Р 52652-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие
положения
ГОСТ
Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения
ОК
005-93 Общероссийский классификатор продукции.
3. Термины и определения
В
настоящем стандарте применены термины по ГОСТ
Р 52653, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:
3.1 технические средства обучения
(ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для
использования в образовательном процессе в целях повышения качества и
эффективности обучения.
Примечания
1. Технические средства обучения
являются подклассом учебной техники.
2. Технические средства обучения
могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования,
информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их
функционального назначения в образовательном процессе.
3. Технические средства обучения
могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов
механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной
техники, телекоммуникации и их комбинаций.
4. Технические
средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки
учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний
учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов
обучения.
3.2 унификация ТСО: Установление
относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей
системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции
или ином нормативном документе по стандартизации.
3.3 жизненный цикл ТСО: Совокупность
этапов существования ТСО - маркетинговое исследование, подготовка технического
задания, проектирование и разработка, поставка, эксплуатация, сопровождение,
утилизация.
3.4 качество ТСО: Степень
соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил,
договоров и иных нормативных документов.
3.5 безопасность ТСО: Состояние
технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла, при котором
отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью
обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения,
имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью
животных и растений.
3.6 оценка соответствия ТСО: Прямое
или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
4. Общие положения
4.1.
Функциональное назначение ТСО
4.1.1. Технические средства обучения
составляют из основных компонентов материально-технической базы системы
образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.
4.1.2. Основные функции ТСО в
образовательном процессе:
-
передача информации обучаемым;
-
подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения;
-
получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция
этих процессов;
-
хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической
информации;
-
преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с
исследовательской целью.
4.1.3.
Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с
потребностями национальной системы образования с соблюдением требований
законодательства, технических регламентов, международных и национальных
стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и
лучших практик применения технических средств обучения в образовательном
процессе.
4.1.4.
Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на
основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней
образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора
продукции.
4.1.5.
Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их
совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения
функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий
и сооружений образовательных учреждений.
4.2. Классификация ТСО
4.2.1. Классификация необходима для
унификации ТСО, совершенствования классификаторов продукции, идентификации,
оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.
4.2.2. ТСО могут быть классифицированы
по следующим признакам:
-
по функциональному назначению;
-
по принципу действий;
-
по способу организации процесса обучения;
-
по степени интерактивности;
-
по характеру воздействия на органы чувств;
-
по способу представления информации;
-
по уровню образования.
4.2.3. По функциональному назначению
ТСО подразделяют на:
-
технические средства передачи учебной информации;
-
технические средства контроля знаний;
-
тренажеры;
-
технические средства обучения и самообучения;
-
вспомогательные;
-
комбинированные.
4.2.4. По принципу действия ТСО
подразделяют на:
-
механические;
-
электромеханические;
-
оптические;
-
звукотехнические;
-
электронные;
-
комбинированные.
4.2.5. По способу организации процесса
обучения ТСО подразделяют на:
-
индивидуальные;
-
индивидуально-групповые;
-
коллективные.
4.2.6. По степени интерактивности ТСО
подразделяют на:
-
без обратной связи;
- с
обратной связью.
4.2.7. По характеру воздействия на
органы чувств ТСО подразделяют на:
-
визуальные;
аудиосредства;
аудиовизуальные.
4.2.8. По способу представления
информации ТСО подразделяются на:
экранные;
звуковые;
экранно-звуковые.
4.2.9. По уровню образования ТСО
подразделяются на общеобразовательные и профессиональные:
4.2.9.1.
общеобразовательные:
для
дошкольного образования;
для
начального общего образования;
для
основного общего образования;
для
среднего (полного) общего образования.
4.2.9.2.
профессиональные:
-
для профессиональной подготовки (для лиц, не имеющих основного общего
образования);
-
для начального профессионального образования;
-
для среднего профессионального образования;
-
для высшего профессионального образования;
-
для послевузовского профессионального образования.
4.3. Основные характеристики ТСО
4.3.1. Основные характеристики ТСО
подразделяют на четыре группы;
-
функциональные;
-
педагогические;
-
эргономические;
-
эстетические.
4.3.2. Функциональные характеристики
ТСО определяют способность обеспечивать необходимый режим работы (громкость и
качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для
проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора)
Примечание - Функциональные характеристики
определяются функциональными возможностями и свойствами выполнения этих
функциональных возможностей.
4.3.3. Педагогические характеристики
ТСО определяют соответствие возможностей ТСО формам и методам образовательного
процесса, установленным в федеральных образовательных стандартах и учебных
программах по дисциплинам.
4.3.4. Эргономические характеристики ТСО
определяют удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество
операций при подготовке и работе с устройством; уровень шума; удобство осмотра,
ремонта, транспортирования.
4.3.5. Эстетические
характеристики ТСО определяют гармонию формы (наглядное выражение назначения,
масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Ключевые
слова:
Технические средства обучения, классификация технических средств обучения,
безопасность технических средств обучения, этапы жизненного цикла технических
средств обучения.
|