Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В первой части определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильной, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения.

В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества.

Первую часть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723)

Показать даты введения Admin

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 53625

2009 (ИСО/МЭК 19796-1: 2005)

Информационная технология

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ

Часть 1

Общий подход

ISO/IEC 19796-1:2005 Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 1: General approach

(MOD)

Издание официальное

Москва Ста ндартин форм 2011

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 967-ст

4    Настоящий стандартявляетсямодифицированным поотношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» (ISO/IEC 19796-1:2005 «Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 1: General approach»), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты»,атекст измененийипоправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1    Область применения..................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения.................................................2

4    Сокращения........................................................2

5    Разработка общего подхода.............................................2

5.1    Этапы.........................................................2

5.2    Принципы и требования.............................................3

6    Модель процесса.....................................................3

6.1    Дескриптивная модель..............................................3

6.2    Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов

к качеству (ЭСПК)..................................................4

6.3    Описание процессов................................................4

7    Соответствие требованиям стандарта........................................7

Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов

к качеству...............................................8

Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК)....................10

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном

международном стандарте.....................................12

Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 ........... 13

Библиография.......................................................14

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета «Информационные технологии» (СТК 1) ИСО/МЭК, объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК).

В1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».

В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ), разрабатывающих международные стандарты по следующим направлениям:

-    РГ1—терминология;

-    РГ2 — технологии коллективной работы;

-    РГ3 — информационная поддержка преподавателя;

-    РГ4 — управление и доставка контента;

-    РГ5 — обеспечение качества;

-    РГ6 — международные стандартизированные профили;

-    РГ7 — культурная/языковая/гуманитарная деятельность.

От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.

Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:

-    Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);

-    Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).

В стадии разработки следующие три части стандарта:

-    Часть 2. Гармонизированная модель качества;

-    Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);

-    Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет).

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту

ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723-2009, учитывающее его взаимосвязь со второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта.

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная технология

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ

Часть 1 Общий подход

Information technology. Learning, education and training. Quality management, assurance and metrics. Part 1.

General approach

Дата введения — 2011—01—01

1 Область применения

В первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения.

В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества.

Первую часть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723).

Примечание — В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 изменено содержание раздела в целях учета специфики российской системы образования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

Издание официальное

ГОСТ Р 53723-2009 Информационные технологии. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 52653.

Примечание — В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 раздел дополнен ссылкой на национальный стандарт ГОСТ Р 52653, содержащий принятую в российской системе образования терминологию.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АООР — американское общество по подготовке и развитию (American Society for Training and Development — AsTd);

АП — анализ потребностей (Needs Analysis — NA);

АС — анализ структуры (Framework Analysis — FA);

ВМК — всеобщий менеджмент качества (Total quality management — TQM);

ДИН — германский институт стандартизации (нем. Deutsches InstitutfuerNormung — DIN);

ЕСКП — европейская система кредитных переводов (European Credit Transfer System — ECTS); ЕФМК — европейский фонд менеджмента качества (European foundation for quality management — EFQM);

ИИЭР — институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers — IEEE);

КП — концепция/проект (Conception /design — CD);

ПО — процесс обучения (Learning process — LP);

ОО — оценка/оптимизация (Evaluation/optimization — EO);

РЕ — реализация (Implementation — IM);

РИ — разработка/изготовление (Development/production — DP);

ЭКК — эталонные критерии качества (Reference quality criteria — RQC);

ЭСПК — эталонная структура для описания подходов к качеству (Reference Framework for the Description of Quality Approaches — RFDQ);

УИ—уникальный идентификатор.

5 Разработка общего подхода

5.1 Этапы

Разработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами (приложение ДА, рисунок ДА.1):

а)    объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках;

б)    анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК);

в)    разработка гармонизированной модели;

г)    локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, отраслевыми и корпоративными требованиями.

5.2 Принципы и требования

Разработка общего подхода к качеству должна выполняться на основе применения основополагающих принципов и требований (приложение ДА, рисунок ДА.2) с учетом взаимосвязи подходов к качеству на основе эталонных структур:

а)    всеобщего менеджмента качества;

б)    стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000;

в)    региональных и национальных документов по стандартизации;

г)    региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения;

д)    нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур.

Примечание — В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 введен дополнительный раздел 5, определяющий поэтапный характер разработки общего подхода к качеству.

6 Модель процесса

Модель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества.

Для разработки модели процесса и ее процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы.

Подход 1. Описание подхода к качеству

Выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1.

Идентифицируют процессы, соответствующие К1.

Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания.

Подход 2. Сравнение подходов к качеству

Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1.. .KN].

Идентифицируют процессы, соответствующие [M...KN].

Описывают [M...KN] в соответствии со структурой, используя категории описания.

Определяют метрики для сравнения [M.KN].

Выполняют анализ и сравнение.

Подход 3. Гармонизация подходов к качеству

Используют подход 2.

Объединяют [M...KN] в согласованную модель.

На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества.

6.1 Дескриптивная модель

Для классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. В таблице 1 представлен пример описания основного процесса — «Разработка курса».

Атрибут

Описание

Пример

УИ

Уникальный идентификатор

УИ 1234

Категория

Основной процесс

Разработка курса

Название процесса

Название процесса

Выбор метода

Описание

Описание процесса

В этом процессе оцениваются и выбираются дидактическая концепция и методы

Связи

Связь с другими процессами

Перед выбором метода должен быть выполнен анализ целевой группы для обучения; АС.6

Подпроцессы/подас-

пекты

Подпроцессы/подаспекты/задачи

Идентификация метода, альтернативы метода, присвоение приоритета методу

Цель

Цель процесса

Обоснованный выбор одной или большего числа дидактических концепций

Метод

Методология для этого процесса.

Ссылки на руководящие указания/документы

Выбор метода должен базироваться на целевой группе для обучения. Методы выбираются исходя из опыта преподавателей

Результат

Ожидаемый результат процесса

Спецификация методов. Документы

Действующие

субъекты

Ответственные/участвующие субъекты

Дидактическое построение команды

Метрика/критерии

Оценка и метрика для этого процесса

Эталонные критерии качества (приложение ДБ)

Стандарты

Используемые стандарты

[1], [2]

Аннотация/пример

Дополнительная информация, примеры использования

6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК)

Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в [3]. Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронного обучения.

Таблица 2 — Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)

Уникальный

идентификатор

Категория

Подпроцессы

АП

Анализ потребности

Классификация

АС

Анализ структуры

Классификация

КП

Концепция/проект

Классификация

РИ

Разработка/изготовление

Классификация

РЕ

Реализация

Классификация

ПО

Процесс обучения

Классификация

ОО

Оценка/оптимизация

Классификация

6.3 Описание процессов

Описание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3—9 приведены примеры описания основных процессов.

Категория

УИ: АП. Процесс: анализ потребностей. Описание: идентификация и описание требований, спроса и ограничений образовательного проекта. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

АП.1 Инициирование

АП.2 Идентификация заинтересованных сторон АП.3 Определение целей АП.4 Анализ спроса

Цель

Описать потребности и спрос, которые будут учтены в образовательном проекте

Метод

Описание качества функционирования

Результат

Документирование требуемых целей, задач, потребностей и требований к образовательному проекту

Действующие субъекты

Руководитель проекта; специалисты, обучаемые, спонсоры

Метрики / критерии

Указатели

Нормативные документы

ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

Таблица 4 — Описание процесса «Анализ структуры»

Категория

УИ: АС. Процесс: анализ структуры. Описание: идентификация структуры и контекста образовательного процесса. Связь: АП, КП

Подпроцессы / подаспекты

АС.1 Анализ внешнего контекста АС.2 Анализ кадровых ресурсов АС.3 Анализ целевых групп

АС.4 Анализ институционального и организационного контекстов АС.5 Планирование графика работ и бюджета АС.6 Анализ среды

Цель

Описать соответствующие факторы для образовательного проекта

Метод

Методы эмпирического социального исследования; методы юридического и экономического исследований и анализа

Результат

Документирование и подтверждение соответствующих параметров

Действующие субъекты

Руководитель проекта, специалисты

Метрики/критерии

Проверка правдоподобия, консультации экспертов

Нормативные документы

Аннотация/пример

Таблица 5 — Описание процесса «Концепция/проект»

Категория

УИ: КП. Название процесса: концепция/проект. Описание: концепция и проект образовательных процессов. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

КП.1 Цели обучения

КП.2 Концепция содержания

КП.3 Дидактическая концепция/методы

КП.4 Роли и виды деятельности

КП.5 Организационная концепция

КП.6 Техническая концепция

КП.7 Концепция проекта среды и взаимодействия

КП.8 Концепция среды

КП.9 Концепция коммуникаций

КП.10 Концепция тестов и оценки

КП.11 Концепция сопровождения

Цель

Запланировать и разработать концепции для образовательного процесса

Метод

Применение Руководств по разработке

Окончание таблицы 5

Категория

УИ: КП. Название процесса: концепция/проект. Описание: концепция и проект образовательных процессов. Связь: нет

Результат

Концепция и проект образовательных процессов

Действующие субъекты

Консультант, разработчики средств информации

Метрики/критерии

Нормативные документы

Аннотация/пример

Таблица 6 — Описание процесса «Разработка/изготовление»

Категория

УИ: РИ. Процесс: разработка/изготовление. Описание: реализация концепций. Связь: КП

Подпроцессы/подаспекты

РИ.1 Реализация контента РИ.2 Реализация проекта РИ.3 Реализация сред РИ.4 Техническая реализация РИ.5 Сопровождение

Цель

Реализовать концепции

Метод

Руководство по реализации

Результат

Образовательные продукты и услуги

Действующие субъекты

Специалисты по информационным технологиям, авторы, разработчики

Метрики/критерии

Нормативные документы

Аннотация/пример

Таблица 7 — Описание процесса «Реализация»

Категория

УИ: РЕ. Процесс: реализация. Описание: описание реализации технологических компонентов. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

РЕ.1 Тестирование ресурсов обучения

РЕ.2 Адаптация ресурсов обучения

РЕ.3 Приведение в действие ресурсов обучения

РЕ.4 Организация применения

РЕ.5 Техническая инфраструктура

Цель

Реализовать соответствующие технологические компоненты, используемые в процессе обучения

Метод

Изменение/конфигурирование/управление контентом

Результат

Среда обучения, включая все образовательные ресурсы

Действующие субъекты

Руководитель проекта, менеджер по информационным технологиям

Метрики/критерии

Тестирование бета-версий и системы

Нормативные документы

Валидация программного обеспечения, например, в соответствии с требованиями ИИЭР; ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

Категория

УИ: ПО. Процесс: процесс обучения. Описание: реализация и применение процесса обучения. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

ПО.1 Администрирование

ПО.2 Виды деятельности

ПО.3 Экспертиза уровней компетенции

Цель

Осуществить процесс обучения

Метод

В соответствии с выбранной дидактической концепцией и методами

Результат

Завершенный процесс обучения, образования и подготовки

Действующий субъект

Обучаемые, инструкторы, наставники

Метрики/критерии

Эффективность использования, удовлетворенность пользователей

Нормативные документы

Аннотация/пример

Таблица 9 — Описание процесса «Оценка/оптимизация»

Категория

УИ: ОО. Процесс: оценка/оптимизация. Описание: описание методов оценки, принципов и процедур. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

ОО.1 Планирование ОО.2 Реализация ОО.З Анализ

ОО.4 Оптимизация/улучшение

Цель

Описать процесс оценки образовательного процесса

Метод

Методы оценки (опросные листы, отслеживание траектории пользователя, обратная связь с пользователем)

Результат

Выполнить оценку образовательного процесса; оптимизировать и улучшить образовательный процесс

Действующий субъект

Эксперты по оценке, обучаемые, преподаватели

Метрики/критерии

Нормативные документы

ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

7 Соответствие требованиям стандарта

Принятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК).

При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте, но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных.

В приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.

Взаимосвязь подходов к качеству на основе эталонных структур и критериев приведена на рисунке ДА.2.

Рисунок ДА.2 — Взаимосвязь подходов к качеству на основе эталонных структур и критериев

Примечание — Настоящий стандарт дополнен приложением ДА, в которое включены рисунки 1 и 2 из введения к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, а также дополнительные рекомендации по специфике подходов к менеджменту качества в российской системе образования.

Приложение ДБ (справочное)

Эталонные критерии качества (ЭКК)

Эталонные критерии качества для оценки качества используемых в электронном обучении продуктов систематизированы в двух разделах каталога критериев. В первом разделе каталога представлены 213 эталонных критериев, представленных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9241-3 и предназначенных для оценки качества продуктов, относящихся к категории программных средств. Во второй раздел каталога включены 480 эталонных критериев качества, установленных [3] и структурированных по категориям в семи подразделах (таблица ДБ.1).

Таблица ДБ.1 — Структура второго раздела каталога эталонных критериев качества

Номер

подраздела

Категория эталонных критериев качества

Число критериев

Число дескриптивных критериев

1

Общие условия

101

32

2

Технические аспекты

103

23

3

Хранение и обработка данных

37

14

4

Функциональное назначение

69

29

5

Теоретические аспекты

80

17

6

Кодирование информации

59

3

7

Специальные режимы представления

31

0

Всего

480

118

В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельных эталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию «обязательные критерии». Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы на дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов.

Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач:

-    анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения;

-    сертификация продуктов и процессов для электронного обучения.

В таблице ДБ.2 в качестве примера приведено описание критерия 5.4.2.4 [3] (раздел 5 — функциональные возможности, подраздел 4 — связь, пункт 2 — асинхронная передача данных, подпункт 4 — поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников).

Таблица ДБ.2 — Описание критерия 5.4.2.4 [3]

Номер

Критерий

Описание/реализация

Пространство значений

Комментарии

5.4.2.4

Поддержка асинхронной связи на основе предоставления возможности обучаемым совместно использовать/публиковать данные

Какой тип данных может публиковаться/совместно использоваться обучаемыми? Какой тип данных имеют публикации/авторские инструментальные средства, предлагаемые обучаемым

а) выбор 1 (отсутствие выбора, текст без форматирования, форматированный текст, изображения, аудио, видео, другие виды);

Возможность для обучаемых совместно использовать различные виды данных обеспечивает их общение в процессе обучения, что особенно важно для форм обучения, ориентированных на группу или проект.

Окончание таблицы ДБ.2

Номер

Критерий

Описание/реализация

Пространство значений

Комментарии

5.4.2.4

b) выбор 2 (отсутствие выбора, для текста без форматирования, для форматированного текста, для веб-страниц, для редактирования изображений, для редактирования аудиоинформации и видеоинформации, других видов информации)

Например, каталоги веб-страниц обучаемых или совместно используемых файлов облегчают обмен данными. Основной формой обмена данными может быть обмен текстами в формате ASCII с применением электронной почты. Стандартные средства редактирования и публикации облегчают обмен данными между обучаемыми. Стандартные авторские средства и средства публикации облегчают обмен данными между учениками. Например, исключается конфликт форматов данных, когда ученики используют средства, предлагаемые продуктом для обучения, вместо использования ряда инструментальных средств

Примечание — Настоящий стандарт дополнен приложением ДБ, в которое включены отдельные части из приложения D межгосударственного стандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества.

Приложение ДВ (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Таблица ДВ.1

Обозначение ссылочного национального, межгосударственного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

IDT

ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

ГОСТ Р ИСО 9001-2008

IDT

ИСО 9001—2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003

IDT

ИСО 9241-3:1992 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации»

ГОСТ Р 52653-2006

ГОСТ Р 53723-2009

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT — идентичные стандарты.

Приложение ДГ (справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

Таблица ДГ.1

Структура настоящего стандарта

Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

1 Область применения

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

2 Термины и определения

4 Сокращения

5 Разработка общего подхода

5.1 Этапы

5.2 Принципы и требования

6 Модель процесса

3 Модель процесса

6.1 Дескриптивная модель

3.1 Дескриптивная модель

6.2 Представление модели процесса на основе эта

3.2 Представление модели процесса на основе эта

лонной структуры для описания подходов к качеству

лонной структуры для описания подходов к качеству

(ЭСПК)

(ЭСПК)

6.3 Описание процессов

3.2.1 Описание процессов

7 Соответствие требованиям стандарта

4 Соответствие требованиям стандарта

Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству

Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК)

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

Приложение A (информативное) Пояснения по применению модели

Приложение В (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1)

Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNOR Z76-001)

Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1

Приложение E (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDQ

Приложение F (информативное) Конкретные цели качества

Приложение G (информативное) Ссылки

Библиография

Примечание — В настоящий стандарт не включены информативные приложения A, B, C, D, E и F, со

держащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской

системе образования без значительной адаптации не представляется возможным.

Библиография

[1] ИСО 9241-12:1998

Эргономические требования к офисным работам с применением видеодисплейных терминалов. Часть 12. Представление информации

[2] IEEE 1484.12.1—2002

Learning Object Metadata standard. — New York: IEEE, 2002

[3]ДИН 1032-1

Обучение, образование и подготовка с применением электронного обучения. Часть 1. Эталонная модель для менеджмента качества и обеспечения качества. Планирование, разработка, реализация и оценка процессов и предложений по обучению, образованию и подготовке

УДК 658.562.014:006.354    ОКС    35.240.99    П80    ОКП 50 0000

03.100.30

Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, общий подход, образование, обучение и подготовка

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 24.01.2011. Подписано в печать 08.02.2011. Формат60 х 84^.    Бумага офсетная.    Гарнитура Ариал.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,70. Тираж 131 экз. Зак. 86.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ruinfo@gostinfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.