Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 53391-2009 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на строительные машины, оборудованные внутренними источниками электропитания переменного и/или постоянного тока и электрические электронные сборочные узлы, входящие в состав машин, и устанавливает требования, методы испытаний и критерии приемки, относящиеся к оценке электромагнитной совместимости машин. Требования настоящего стандарта к помехоустойчивости не применяют для электрических электронных сборочных узлов, не используемых непосредственно для управления машиной и не оказывающих влияния на ее функционирование. Установленные в настоящем стандарте требования и методы испытаний, применяют при: - ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами; - ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами; - обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля; - обеспечении помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля; - обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электростатических разрядов и переходных процессов в проводниках. Настоящий стандарт не распространяется на машины, подключаемые к низковольтным электрическим сетям общего назначения

 Скачать PDF

Содержит требования EN 13309:2000

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования

     4.1 Общие требования

     4.2 Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами

     4.3 Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами

     4.4 Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля

     4.5 Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами

     4.6 Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами

     4.7 Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости электрических/электронных сборочными узлов при воздействии электромагнитного поля

     4.8 Электростатические разряды

     4.9 Кондуктивные переходные процессы

5 Исключения

6 Протокол испытаний

Приложение А (обязательное) Контрольные уровни электромагнитных помех

Приложение В (обязательное) Метод измерений широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами

Приложение С (обязательное) Метод измерений узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами

Приложение D (обязательное) Метод измерений широкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами

Приложение Е (обязательное) Метод измерений узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами

Приложение F (справочное) Рекомендации по выбору конфигурации образцов для испытаний

Приложение G (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Библиография

 
Дата введения01.01.2010
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.2014
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

14.09.2009УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии331-ст
РазработанЗАО Научно-испытательный центр САМТЭС
ИзданСтандартинформ2010 г.

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Construction machines with internal electrical power supply. Requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

53391-

2009

(ЕН 13309:2000)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Совместимость технических средств

электромагнитная

МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ С ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Требования и методы испытаний

EN 13309: 2000 Construction machinery— Electromagnetic compatibility of machines with internal electrical power supply (MOD)

Издание официальное

4


Москва

Стандартинформ

2010


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН ЗАО «Научно-испытательный центр «САМТЭС» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. № 331-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 13309:2000 «Строительные машины. Электромагнитная совместимость машин с внутренними источниками электрического питания» (EN 13309:2000 «Construction machinery. Electromagnetic compatibility of machines with internal electrical power supply»). При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении G

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2010

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Таблица 1 — Испытательные импульсы в бортовых электрических сетях напряжением 12 и 24 В

Испыта

тельный

импульс

Предельно допустимое значение, В, для бортовых электрических сетей напряжением

Применение

12В

24 В

-25

-50

Испытательный импульс моделирует переходные процессы, которые возникают при отключении параллельных индуктивных нагрузок. Применяется к испытуемым устройствам, которые подключаются к бортовой сети таким образом, чтобы при отключении индуктивной нагрузки они остались параллельно подключенными

2

+ 25

+ 25

Испытательный импульс моделирует переходные процессы, которые вызваны внезапным прерыванием тока, подаваемого индуктивным источником в бортовую сеть

За

ЗЬ

-25 + 25

-35 + 35

Испытательные импульсы моделируют пиковые значения напряжений, которые возникают при коммутационных процессах. На параметры этих импульсов оказывают влияние значения распределенных емкостей и индуктивности бортовой сети

4

-4

-5

Испытательный импульс моделирует посадку напряжения питания, которая вызывается включением стартера двигателя внутреннего сгорания (пульсации при прокручивании стартера не учитываются)

5

+ 26,5

+ 70

Испытательный импульс моделирует переходный процесс при режиме сброса нагрузки, а также размыкании аккумуляторной батареи в то время, когда от генератора все еще продолжается подача зарядного тока, а другая нагрузка остается в цепи генератора. Амплитуда переходного процесса зависит от числа оборотов и тока возбуждения генератора в момент размыкания батареи. Продолжительность переходного процесса определяют, главным образом, постоянной времени цепи возбуждения и амплитудой импульса

5 Исключения

При выполнении требований, установленных в разделе 4 настоящего стандарта, действуют следующие исключения:

a)    считают, что машина, электрическая/электронная система или электрический/электронный сборочный узел соответствуют требованиям 4.3 и 4.6, если данная машина, электрическая/электронная система или электрический/электронный сборочный узел не включают в себя электронных схем тактовой частотой свыше 9 кГц;

b)    не проводят испытаний на помехоустойчивость в соответствии с 4.4 и 4.8 машин, не имеющих электрических /и электронных систем или электрических/электронных сборочных узлов, применяемых для непосредственного управления и изменения характера функционирования машины;

c)    не проводят испытаний на помехоустойчивость в соответствии с 4.7 и 4.8 электрических/электронных сборочных узлов, в функции которых не входят непосредственное управление и изменение характера функционирования машины;

d)    если машина не имеет средств соединения с внешними электрическими/электронными системами, испытания на устойчивость к кондуктивным переходным процессам в соответствии с 4.8 не проводят;

e)    специальные испытания, относящиеся к радиопередатчикам или радиотелефонам, не проводят. Каждый изготовитель машин должен указать в комплекте инструкций меры предосторожности, если они необходимы, при установке и работе радиопередатчиков и радиотелефонов внутри машины;

f)    считают, что системы, состоящие только из электромеханических частей, соответствуют требованиям к помехоустойчивости, установленным в настоящем стандарте.

7

6 Протокол испытаний

В протокол испытаний рекомендуется включать следующую информацию:

6.1    Описание образца для испытаний в соответствии с определениями, приведенными в 3.11 или 3.12 [идентификация модели машины или электрического/электронного сборочного узла или отдельного технического блока (отдельных технических блоков)].

6.2    Описание или классификация испытательного оборудования или места проведения испытаний.

6.3    Описание средств измерений и указание стандартов, которым соответствуют приборы.

6.4    Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.2.2.

6.5    Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.3.2.

6.6    Идентификацию нарушений функционирования машины при контрольном предельном уровне помехоустойчивости в соответствии с 4.4.2.

6.7    Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.5.2.

6.8    Уровень узкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.6.2.

6.9    Идентификацию нарушений функционирования электрических/электронных сборочных узлов, что может повлиять на управление машиной, в соответствии с 4.7.2.

6.10    Идентификацию компонентов, не отвечающих требованиям 4.8.2.

6.11    Идентификацию компонентов, не отвечающих требованиям 4.9.2.

8

ГОСТ Р 53391-2009

Приложение А (обязател ьное)

Контрольные предельные уровни электромагнитных помех

Контрольные предельные уровни широкополосных и узкополосных электромагнитных помех приведены на рисунках А. 1 —А.6.

Ширина

полосы

пропускания

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

От 30 до 75 МГ ц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

L = 34

L = 34 + 15,13 log(f/75)

/. = 45

Линейное изменение, дБ, в зависимости от логарифма частоты

Квазипиковый

детеюор

Ширина полосы пропускания 120 кГц

дБ (1 мкВ/м) 45-

40-

34-

мкВ/м

-180

-100

-50

/X

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкала)

Рисунок А. 1 — Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами (расстояние от машины до антенны 10 м)

9

ГОСТ Р 53391-2009

Ширина

полосы

пропускания

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

II

L = 44 + 15,131од(7/75)

L = 55

Линейное изменение, дБ, в зависимости от логарифма частоты

Квазипиковый

детектор

Ширина полосы пропускания 120 кГц

дБ (1 мкВ/м) 55-

50-

44-

мкВ/м

-562

-316

-160

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкала)

Рисунок А.2 — Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами (расстояние от машины до антенны 3 м)

10

ГОСТ Р 53391-2009

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

ширина

полосы

пропускания

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

см

II

/. = 24 + 15,13 log(f/75)

/. = 35

Пию

дет«

Ширина

пропу

120

дБ (1 мкВ/м) 35-

30-

24-

звый

ктор

полосы

скания

кГц

мкВ/м

-56

-31

-16

Линейное изменение, дБ, в зависимости от логарифма частоты

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкала)

Примечание — Если измеренные значения узкополосных электромагнитных помех превышают контрольные предельные уровни, анализ и оценку пиковых значений помех проводят с использованием метода установления соответствия излучаемых и кондуктивных помех (см. [8], рисунок 1).

Рисунок А.З — Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами (расстояние от машины до антенны 10 м)

11

ГОСТ Р 53391-2009

Ширина

полосы

пропускания

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

L = 34

L = 34 + 15,13 log(f/75)

L = 45

Линейное изменение, дБ, в зависимости от логарифма частоты

Пиковый

детектор

Ширина полосы пропускания 120 кГц

дБ (1 мкВ/м) 45-

40-

34-

мкВ/м

-180

-100

-50

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкапа)

Примечание — Если измеренные значения узкополосных электромагнитных помех превышают контрольные предельные уровни, анализ и оценку пиковых значений помех проводят с использованием метода установления соответствия излучаемых и кондукгивных помех (см. [8], рисунок 1).

Рисунок А.4 — Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами (расстояние от машины до антенны 3 м)

12

ГОСТ Р 53391-2009

Ширина

ПОЛОСЫ

пропускания

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

L = 64 - 25,13 log(f/30)

/. = 54 + 15,131од(/775)

Ю

СО

II

в зави

Линейное изменение, дБ, симости от логарифма частоты

Квазипиковый

детектор

Ширина полосы пропускания 120 кГц

дБ (1 мкВ/м) 65-

60-

54-

мкВ/м

-1800

-1000

-500

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкала)

Рисунок А.5 — Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами

13

Ширина

ПОЛОСЫ

пропускания

Предельное значение L [дБ (1 мкВ/м)] на частоте f

От 30 до 75 МГц

От 75 до 400 МГц

От 400 до 1000 МГц

120 кГц

/. = 54 - 25,13log(f/30)

/. = 44 + 15,13 log(f/75)

/. = 55

в завк

Линейное изменение, дБ, симости от логарифма частоты

Квазипиковый

детектор

Ширина полосы пропускания 120 кГц

дБ (1 мкВ/м) 55-

50-

44-

мкВ/м

-562

-316

-160

30    75    400    1000

Частота, МГц (логарифмическая шкала)

Примечание — Если измеренные значения узкополосных электромагнитных помех превышают контрольные предельные уровни, анализ и оценку пиковых значений помех проводят с использованием метода установления соответствия излучаемых и кондуктивных помех (см. [8], рисунок 1).

Рисунок А.6 — Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами

ГОСТ Р 53391-2009

Приложение В (обязательное)

Метод измерений широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами

В.1 Общие положения

В.1.1 Применение

Метод испытаний, приведенный в настоящем приложении, применяют только для машин.

В.1.2 Измерительные приборы

Измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТР 51318.16.1.1 и ГОСТР 51318.16.1.4.

При измерениях широкополосных электромагнитных помех следует использовать квазипиковый детектор. Возможно использование пикового детектора с применением соответствующего поправочного коэффициента (см. В.6 и ГОСТ Р 51318.12).

В.1.3 Метод измерений

Данный метод предназначен для измерения широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами. Допускаются два значения расстояния между измерительной антенной и машиной —10 и 3 м. При этом должны быть выполнены требования, установленные в В.2.

В.2 Результаты измерений

Результаты измерений должны быть выражены в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м) при ширине полосы пропускания измерительного прибора 120 кГц. Если фактическая ширина полосы пропускания В (выраженная в килогерцах) отличается от 120 кГц, показания следует преобразовать к ширине полосы 120 кГц путем умножения на коэффициент 120/В.

В.З Место проведения измерений

В.3.1 Открытая измерительная площадка

Открытая измерительная площадка должна представлять собой зону, свободную от предметов, отражающих электромагнитную энергию, в пределах окружности радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между машиной и антенной (см. рисунок В.1).

В.3.2 Измерительное оборудование

Испытательную станцию или передвижной пункт, в котором располагаются измерительные приборы, допускается размещать в пределах измерительной площадки, но только в допустимой зоне, показанной на рисунке В.1. В пределах зоны испытаний допускается размещать другие измерительные антенны на минимальном расстоянии 10 м от измерительной антенны и испытуемой машины, при отсутствии их влияния на результаты испытаний.

В.3.3 Безэховая экранированная камера

Безэховую камеру используют в случае, если полученные результаты коррелируются с результатами, получаемыми на открытой измерительной площадке. Соответствие безэховой камеры размерам, приведенным на рисунке В.1, не является обязательным, за исключением требований к расстоянию между машиной и антенной и к высоте антенны (см. рисунки В.1 и В.2). Проверка уровней посторонних радиопомех до и после испытаний, как указано в В.3.4, также не является обязательной.

В.3.4 Внешние радиопомехи

Для проверки отсутствия внешних радиопомех или сигналов, имеющих уровни, достаточные для оказания заметного влияния на результаты измерений, проводят измерения внешних радиопомех до и после основных испытаний. Если во время проведения измерений внешних радиопомех на площадке присутствует испытуемая машина, необходимо принять меры (например, перемещение машины из зоны испытаний, удаления ключа зажигания или отсоединения батарей), гарантирующие, чтобы какое-либо излучение от машины существенно не повлияло на результаты измерения внешних радиопомех. Внешние радиопомехи или сигналы при проведении измерений на расстояниях 10 и 3 м должны иметь уровень менее чем на 10 дБ ниже контрольных предельных уровней, указанных в 4.2.2 (за исключением преднамеренной передачи узкополосных радиосигналов в окружающем пространстве).

В.4 Состояние машины во время проведения испытаний

В.4.1 Общие положения

Во время испытаний должны быть включены все постоянно используемые источники широкополосных помех.

Если машина оборудована двигателем, он должен работать при нормальной рабочей температуре и при нейтральном положении рычага переключения передач. Следует принять меры, исключающие влияние механизма регулировки скорости на электромагнитные помехи. В течение каждого измерения частота вращения вала двигателя должна быть, как показано в таблице В.1.

15

Таблица В.1 — Частота вращения вала двигателя в течение испытаний

Тип двигателя

Частота вращения вала двигателя, об/мин, при методе измерений

квазипиковым детектором

пиковым детектором

Искровое

зажигание

Один цилиндр

2500 ± 250

2500 ±250

Несколько цилиндров

1500±150

1500+ 150

Дизельный двигатель

Соответствующая нормальной производительности машины ±10%

В.4.2 Погодные условия при проведении испытаний

Во время дождя или других осадков, попадающих на машину, или в течение 10 мин после окончания выпадения таких осадков измерения не проводят.

В.5 Тип, положение и ориентация антенны

В.5.1 Тип антенны

При измерениях используют симметричный вибратор по ГОСТР 51318.16.1.4. Допускается использовать широкополосные антенны по ГОСТ Р 51318.16.1.4.

В.5.2 Высота антенны и измерительное расстояние

В.5.2.1 Высота

В.5.2.1.1 Испытания на расстоянии 10 м

Фазовый центр антенны должен располагаться на высоте (3 ± 0,05) м над поверхностью, на которой располагается машина.

В.5.2.1.2 Испытания на расстоянии 3 м

Фазовый центр антенны должен находиться на высоте (1,8 + 0,05) м над поверхностью, на которой располагается машина.

В.5.2.1.3 Местоположение антенны

Ни одна часть принимающих элементов антенны не должна находиться ближе 0,25 м от поверхности, на которой располагается машина.

В.5.2.2 Измерительное расстояние

В.5.2.2.1 Испытания на расстоянии 10 м

Антенну располагают на расстоянии (10,0 ± 0,2) м по горизонтали от ближайшей металлической части корпуса машины.

В.5.2.2.2 Испытания на расстоянии 3 м

Антенну располагают на расстоянии (3 ± 0,05) м по горизонтали от ближайшей металлической части корпуса машины.

В.5.2.2.3 Местоположение антенны в безэховой экранированной камере

Если испытания проводят в безэховой экранированной камере, принимающие элементы антенны не должны находиться ближе 1 м от любого поглощающего радиоволны материала и ближе 1,5 м — от стенки камеры. Радиопоглощающий материал не должен находиться между приемной антенной и испытуемой машиной.

В.5.3 Ориентация антенны

Антенну последовательно устанавливают с левой и правой стороны машины, параллельно плоскости продольной симметрии машины и на одной линии со средней точкой двигателя или машины, если двигатель отсутствует (см. рисунок В.2).

В.5.4 Поляризация

В каждой точке измерений снимают показания измерительного прибора при вертикальной и горизонтальной поляризации антенны (см. рисунок В.2).

В.5.5 Показания

На каждой частоте измерений необходимо снимать четыре показания измерительного прибора с учетом В.5.3 и В.5.4. При подтверждении соответствия учитывают максимальное значение на частоте измерений.

В.6 Частоты

Измерения необходимо проводить в полосе частот от 30 до 1000 МГц. Минимальное время сканирования должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.12. В случае превышения в ходе испытаний установленных предельных уровней необходимо убедиться, что указанное превышение связано с электромагнитными помехами, создаваемыми машиной, а не с внешними радиопомехами.

Измерения могут быть проведены с использованием квазипикового или пикового детектора. Контрольные предельные уровни, приведенные в 4.2, относятся к измерениям с использованием квазипикового детектора. При применении пикового детектора следует прибавлять к измеренным значениям 38 дБ для ширины полосы пропускания 1 МГц или вычесть значение 22 дБ для ширины полосы пропускания 1 кГц.

ГОСТ Р 53391-2009

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................2

4    Требования.................................................3

4.1    Общие требования..........................................3

4.2    Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам,

создаваемым машинами.......................................4

4.3    Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами........................................4

4.4    Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости машин при воздействии

электромагнитного поля.......................................5

4.5    Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами.................5

4.6    Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами...................5

4.7    Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости электрических/электронных

сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля....................6

4.8    Электростатические разряды.....................................6

4.9    Кондуктивные переходные процессы................................6

5    Исключения.................................................7

6    Протокол испытаний............................................8

Приложение А (обязательное) Контрольные предельные уровни электромагнитных помех......9

Приложение В (обязательное) Метод измерений широкополосных электромагнитных помех,

создаваемых машинами..................................15

Приложение С (обязательное) Метод измерений узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами .....................................19

Приложение D (обязательное) Метод измерений широкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами ............21

Приложение Е (обязательное) Метод измерения узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами..............26

Приложение F (справочное) Рекомендации по выбору конфигурации образцов для испытаний ... 28 Приложение G (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем

стандарте в качестве нормативных ссылок.......................29

Библиография................................................30

ГОСТ P 53391—2009

Размеры в метрах

1 — машина; 2 — центр свободной области посередине между антенной и машиной; 3 — антенна; 4 — допустимая зона расположения испытательной станции или передвижного пункта, в котором располагаются измерительные приборы

Рисунок В.1 —Открытая измерительная площадка

17

Введение к ЕН 13309:2000

В связи с использованием в местах работы строительных машин большого числа различных электронных устройств необходимо, чтобы строительные машины обладали адекватной помехоустойчивостью при воздействии внешних электромагнитных полей. Поскольку в конструкциях большинства строительных машин применяются электрические и электронные устройства, необходимо также, чтобы электромагнитные помехи, излучаемые строительными машинами, соответствовали допустимым предельным значениям.

Электромагнитные помехи возникают во время работы многих устройств и систем строительных машин. Эти помехи создаются в широкой полосе частот с различными электрическими характеристиками и могут воздействовать на другие электрические/электронные устройства и приборы строительных машин через проводники или посредством электромагнитного излучения.

Узкополосные электромагнитные помехи, генерируемые источниками помех внутри и вне строительных машин, также могут возникать в электрических/электронных системах и тем самым оказывать влияние на нормальное функционирование электрических/электронных устройств. Источниками узкополосных помех являются, например, машины со встроенными микропроцессорами.

В строительных машинах могут возникать электростатические разряды, поскольку контрольные элементы могут быть расположены вне кабины, и на их контактах возможно возникновение разности потенциалов. Необходимо также принимать во внимание возникновение переходных процессов в проводниках, поскольку строительные машины часто представляют собой открытые системы, и несколько устройств и/или компонентов строительного оборудования могут быть взаимосвязаны друг с другом.

Европейский стандарт ЕН 13309:2000 разработан Европейской организацией по стандартизации (СЕН), Техническим комитетом 151 «Строительное оборудование и машины по производству строительных материалов — Безопасность».

Методы, установленные в ЕН 13309:2000, основаны на испытаниях строительных машин, проводимых с использованием испытательного оборудования, соответствующего рабочим характеристикам строительных машин рассматриваемых типов, а также на испытаниях «электрических/электронных сборочных узлов» (отдельных технических блоков строительных машин), проводимых в специальных экранированных помещениях.

Поскольку строительные машины включают в себя системы, состоящие из компонентов, которые могут применяться в различных строительных машинах, электрические/электронные сборочные узлы (отдельные технические блоки) используются при проведении испытаний на помехоустойчивость и электромагнитную эмиссию. При проведении испытаний электрических/электронных сборочных узлов необходимо учитывать влияние внутренней силовой электропроводки и кабельных соединений, используемых для соединения сборочных узлов в строительных машинах. Испытания электрических/электронных сборочных узлов могут проводиться также в составе строительных машин.

IV

ГОСТ Р 53391-2009 (ЕН 13309:2000)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Совместимость технических средств электромагнитная МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ С ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Construction machines with internal electrical power supply.

Requirements and test methods

Дата введения — 2010—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на строительные машины, оборудованные внутренними источниками электропитания переменного и/или постоянного тока (далее — машины), и электричес-кие/электронные сборочные узлы, входящие в состав машин.

Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний и критерии приемки, относящиеся к оценке электромагнитной совместимости машин.

Требования настоящего стандарта к помехоустойчивости не применяют для электрических/элек-тронных сборочных узлов, не используемых непосредственно для управления машиной и не оказывающих влияния на ее функционирование.

Установленные в настоящем стандарте требования и методы испытаний, применяют при:

-    ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами;

-    ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электри-ческими/электронными сборочными узлами;

-    обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля;

-    обеспечении помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля;

-    обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электростатических разрядов и переходных процессов в проводниках.

Настоящий стандарт не распространяется на машины, подключаемые к низковольтным электрическим сетям общего назначения.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12—97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радио-помех

ГОСТ Р 51318.16.1.2-2007 (СИСПР 16-1-2:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения параметров ин-

Издание официальное

дустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения кондуктивных радио-помех и испытаний на устойчивость к кондуктивным радиопомехам

ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-3:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

ГОСТ 14777-76 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ30372—95/ГОСТР 50397—92 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины, установленные в ГОСТ 14777, ГОСТ30372, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    электромагнитная совместимость: Способность машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков) удовлетворительно функционировать в своей электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых электромагнитных помех другим устройствам в данной обстановке.

3.2    электромагнитная помеха: Любое электромагнитное явление, которое может ухудшить функционирование машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков).

Примечание — Электромагнитная помеха может представлять собой электромагнитный шум, нежелательный сигнал или изменение среды распространения сигнала.

3.3    устойчивость к электромагнитной помехе; помехоустойчивость: Способность машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков) функционировать без ухудшения качества при наличии электромагнитных помех.

3.4    электромагнитная обстановка: Совокупность электромагнитных явлений, существующих в данном месте.

3.5    контрольный предельный уровень: Предельное значение электромагнитных помех/устой-чивости к электромагнитным помехам, при котором машина соответствует требованиям к электромагнитной совместимости.

3.6    опорная антенна в полосе частот от 30 до 80 МГц: Укороченный линейный симметричный вибратор, размер которого равен длине полуволнового симметричного вибратора на частоте 80 МГц.

Примечая и е — См. также ГОСТ Р 51318.16.1.4

3.7    опорная антенна в полосе частот свыше 80 МГц: Полуволновый симметричный вибратор, настроенный на частоту измерений.

Примечай и е — См. также ГОСТ Р 51318.16.1.4

3.8    широкополосная электромагнитная помеха: Электромагнитная помеха, ширина полосы частот которой больше, чем у конкретного измерительного прибора или приемника.

3.9    узкополосная электромагнитная помеха: Электромагнитная помеха, ширина полосы частот которой меньше, чем у конкретного измерительного прибора или приемника.

3.10    электрическая/электронная система: Электрическое и (или) электронное изделие или совокупность изделий с соответствующими электрическими соединениями, предназначенные для использования в качестве части машины.

2

ГОСТ Р 53391-2009

3.11    электрический/электронный сборочный узел: Электрическое и (или) электронное изделие или совокупность изделий с соответствующими электрическими соединениями, предназначенные для использования в качестве части машины, выполняющие одну или несколько специализированных функций.

3.12    тип машины: Машина, относящаяся к совокупности машин, к которым установлены требования, не имеющие существенных отличий в отношении:

-    конструкции;

-    общего расположения электрических/электронных частей и общего расположения электропроводки;

-    основных материалов, используемых в машине (например, сталь, алюминий или стекловолокно покрытий деталей).

3.13    тип электрического/электронного сборочного узла: Электрический/электронный сборочный узел, относящийся к совокупности электрических/электронных сборочных узлов, к которым установлены требования, не имеющие существенных отличий в отношении:

-    выполняемых функций;

-    расположения электрических и/или электронных элементов (при наличии);

-    основных материалов корпуса.

3.14    электростатический разряд; ЭСР: Перенос электрического заряда между телами, электростатические потенциалы которых отличаются друг от друга, при их сближении или непосредственном контакте.

3.15    кондуктивный переходный процесс: Напряжение или ток переходного процесса, возникающие в проводке машины или ее части, или отдельного технического блока.

4 Требования

4.1    Общие требования

4.1.1    Выполнение требований

В разделе 4 настоящего стандарта установлены требования, которым должны соответствовать машины и относящиеся к ним электронные системы, части или сборочные узлы, применяемые в соответствии с назначением.

В зависимости от выбора изготовителя машины, возможны следующие способы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта считают выполненными, если:

a)    выполнены требования 4.2 — 4.4 (если применимы). Если изготовитель машины выбрал данный способ проверки соответствия, испытания электрических/электронных систем, частей или сборочных узлов не проводят;

b)    изготовитель машины подтвердил, что все электрические/электронные системы, части или сборочные узлы соответствуют требованиям 4.5 — 4.9 и установлены в машине в соответствии с условиями установки и монтажа электрических/электронных частей или сборочных узлов;

c)    машина не имеет оборудования, для которого необходимы испытания на помехоустойчивость. В этом случае в испытаниях на помехоустойчивость, установленных настоящим стандартом, нет необходимости (см. раздел 5).

4.1.2    Образец для испытаний

Образец для испытаний выбирают в соответствии с определениями, приведенными в 3.11 и/или 3.12. Для каждого метода испытаний установлены контрольные предельные уровни, которым должны соответствовать машины и электрические/электронные сборочные узлы.

В настоящем стандарте при установлении предельных уровней индустриальных радиопомех, создаваемых машинами и электрическими/электронными сборочными узлами, и соответствующих методов испытаний вместо терминов «широкополосные индустриальные радиопомехи» и «узкополосные индустриальные радиопомехи», применяемых в ГОСТ Р 51318.12, использованы термины «широкополосные электромагнитные помехи» и «узкополосные электромагнитные помехи».

Поскольку испытания образца проводят для оценки соответствия характеристик семейства одинаковых машин, для образцов должны быть установлены более жесткие контрольные предельные уровни. В частности, контрольные предельные уровни электромагнитных помех, создаваемых образцом для испытаний, должны быть уменьшены на 20 %, а контрольные предельные уровни помехоустойчивос-

3

ти — увеличены на 25 % с тем, чтобы учесть непостоянство значений помех и помехоустойчивости с учетом отклонений производственного процесса при изготовлении типов машин или типов электричес-ких/электронных сборочных узлов и изменения факторов, влияющих на результаты испытаний. При последующих испытаниях одинаковых образцов соответствие контрольным предельным уровням должно рассматриваться как выполнение требований настоящего стандарта. Для электростатических разрядов и кондуктивных переходных процессов контрольные предельные уровни остаются действующими для всех испытаний образцов.

4.1.3 Дополнительные требования к испытаниям на помехоустойчивость

Считают, что образец для испытаний соответствует требованиям к помехоустойчивости, установленным в настоящем стандарте, если при проведении испытаний органы управления пульта оператора и автоматические органы управления машин, а также любые устройства или механизмы нормально функционируют, обеспечивая непрерывное управление машиной. Данное требование распространяется также на дополнительные системы, которые должны функционировать при выходе из строя основных органов управления.

4.2 Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами

4.2.1    Метод измерений

Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении В, при любом из двух установленных расстояний от машины до измерительной антенны.

4.2.2    Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех

В настоящем стандарте контрольные предельные уровни электромагнитных помех установлены в дБ(исх. 1 мкВ/м) (мкВ/м) [далее вместо дБ(исх. 1 мкВ/м) (мкВ/м) применяется дБ(1 мкВ/м) (мкВ/м)].

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении В, при расстоянии от машины до антенны (10 + 0,2) м, контрольные предельные уровни должны быть равны: 34 дБ (1 мкВ/м) (50 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 34 до 45 дБ (1 мкВ/м) (от 50 до 180 мкВ/м) — в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.1 (см. приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 45 дБ (1 мкВ/м) (180 мкВ/м).

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении В, при расстоянии от машины до антенны (3 + 0,05) м, контрольные предельные уровни должны быть равны 44 дБ (1 мкВ/м) (160 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 44 до 55 дБ (1 мкВ/м) (от 160 до 562 мкВ/м) — в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.2 (см. приложение А). При частотах от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 55 дБ (1 мкВ/м) (562 мкВ/м).

Результаты измерений испытуемого образца, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20 %) ниже контрольных предельных уровней помех.

4.3 Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами

4.3.1    Метод измерений

Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении С, при любом из двух установленных расстояний от машины до измерительной антенны по выбору пользователя настоящего стандарта.

4.3.2    Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении С, при расстоянии от машины до антенны (10 + 0,2) м, контрольные предельные уровни должны быть равны 24 дБ (1 мкВ/м) (16 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 24 до 35 дБ (1 мкВ/м) (от 16 до 56 мкВ/м) — в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.З (см. приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 35 дБ (1 мкВ/м) (56 мкВ/м).

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении С, при расстоянии от машины до антенны (3 + 0,05) м, контрольные предельные уровни должны быть равны 34 дБ (1 мкВ/м) (50 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц, и от 34 до 45 дБ (1 мкВ/м) (от 50 до 180 мкВ/м) — в

4

ГОСТ Р 53391-2009

полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.4 (см. приложение А). При частотах от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 45 дБ (1 мкВ/м) (180 мкВ/м).

Результаты измерений испытуемого образца, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20 %) ниже контрольных предельных уровней помех.

4.4    Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля

4.4.1    Метод испытаний

Испытания машин на помехоустойчивость при воздействии электромагнитного излучения должны проводиться методами по [2] и [Зр. Рабочие режимы функционирования при испытаниях устанавливают отдельно для каждой машины, что должно быть отражено в протоколе испытаний. Применяемый метод контроля предельно допустимых уровней помехоустойчивости указывают в отчете об испытаниях, при этом допускается использование мощности прямой волны для контроля независимо от коэффициента стоячей волны системы. Испытания проводят в полосе частот от 20 до 1000 МГц при амплитудной модуляции испытательного электромагнитного поля синусоидальным сигналом частотой 1 кГц при глубине модуляции 80 % (см. [2]). Применяют вертикальную либо горизонтальную поляризацию, исходя из условия создания наиболее интенсивных помех, что должно быть отражено в протоколе испытаний.

4.4.2    Контрольный предельный уровень помехоустойчивости машин

Контрольный предельный уровень должен быть 24 В/м (среднеквадратическое значение напряженности немодулированного испытательного электромагнитного поля) в полосе частот от 20 до 1000 МГц. Пиковое значение напряженности испытательного поля при амплитудной модуляции должно быть равно пиковому значению напряженности немодулированного испытательного поля, соответствующего установленному контрольному предельному уровню. По отношению к испытуемому образцу применяют предельный уровень, увеличенный на 25 %. Должны быть выполнены также общие ограничения при испытаниях на помехоустойчивость, установленные в 4.1.3.

4.5    Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами

4.5.1    Метод измерений

Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, указанного в приложении D.

4.5.2    Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении D, контрольные предельные уровни помех в полосе частот от 30 до 75 МГц логарифмически (линейно) уменьшаются от 64 до 54 дБ (1 мкВ/м) (1600 — 500 мкВ/м); в полосе от 75 до 400 МГц они логарифмически (линейно) увеличиваются от 54 до 65 дБ (1 мкВ/м) (500— 1800 мкВ/м), как показано на рисунке А.5 (см. приложение А). В полосе от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 65 дБ (1 мкВ/м) (1800 мкВ/м).

Результаты измерений испытуемых образцов, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20 %) ниже контрольных предельных уровней помех.

4.6    Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами

4.6.1    Метод измерений

Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении Е.

4.6.2    Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех

Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении Е, контрольные предельные уровни помех в полосе частот от 30 до 75 МГц логарифмически (линейно) уменьшаются от 54 до 44 дБ (1 мкВ/м) (500 — 160 мкВ/м); в полосе частот от 75 до 400 МГц они логарифмически (линейно) увеличиваются от 44 до 55 дБ (1 мкВ/м) (160 — 562 мкВ/м), как показано на рисунке А.6 (приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 55 дБ (1 мкВ/м) (562 мкВ/м).

11 Национальные стандарты на основе [2] и [3] находятся в разработке.

5

Результаты измерений испытуемых образцов, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20 %) ниже контрольных предельных уровней помех.

4.7    Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости электрических/электрон-ных сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля

4.7.1    Методы испытаний

Испытания электрических/электронных сборочных узлов на устойчивость к электромагнитному полю допускается проводить с применением любого метода испытаний, установленного в [4] — [7]1*. Выбранные методы испытаний должны обеспечивать перекрытие полосы частот испытательного электромагнитного поля от 20 до 1000 МГц. Следует использовать метод замещения и амплитудную модуляцию глубиной 80 % синусоидальным сигналом частотой 1 кГц (см. [8]). Применяемый метод контроля предельно допустимых уровней помехоустойчивости указывают в отчете об испытаниях. Если испытания проводят в экранированной безэховой камере, то мощность прямой волны может быть использована для контроля независимо от коэффициента стоячей волны системы. Используемый метод испытаний должен быть отражен в протоколе испытаний.

4.7.2    Контрольные предельные уровни помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов

Контрольные предельные уровни помехоустойчивости в полосе 20 — 1000 МГц должны быть:

48 В/м — при использовании метода испытаний с применением полосковой линии (см. [6]);

60 В/м — при использовании метода испытаний с применением камеры с поперечными электромагнитными колебаниями (ТЕМ-камеры) (см. [4]);

48 мА— при использовании метода инжекции тока (см. [5]);

24 В/м — при использовании метода испытаний в безэховой камере с радиопоглощающим материалом при воздействии излучаемого испытательного электромагнитного поля (только при вертикальной поляризации) (см. [7]).

По отношению к испытуемому образцу применяют предельный уровень, увеличенный на 25 %. Пиковое значение напряженности испытательного поля при амплитудной модуляции должно быть равным пиковому значению напряженности немодулированного испытательного поля, соответствующего установленному контрольному предельному уровню. Должны быть выполнены также общие ограничения при испытаниях на помехоустойчивость, установленные в 4.1.3. При испытаниях не допускаются изменения рабочих характеристик электрических и электронных сборочных узлов, препятствующие их использованию в машине.

4.8    Электростатические разряды

4.8.1    Методы испытаний

При испытаниях применяют метод, установленный в ГОСТ Р 50607. Испытаниям подвергают машины или электрические/электронные сборочные узлы, применяемые в зонах, где возможно возникновение электростатических разрядов в условиях обычного применения (например, при прикосновении оператора).

4.8.2    Контрольные предельные уровни устойчивости к электростатическим разрядам

Испытательное напряжение при контактном и воздушном разряде должно составлять + 4 кВ (степень жесткости испытаний 1). При испытаниях применяют требования функционального класса А в соответствии с ГОСТ Р 50607.

4.9    Кондуктивные переходные процессы

4.9.1    Методы испытаний

Испытания проводят методами, установленными в ГОСТ 28751.

4.9.2    Контрольные предельные уровни устойчивости к переходным процессам

При испытаниях применяют испытательные импульсы в соответствии с ГОСТ 28751 при степени жесткости испытаний 1 и требованиях функционального класса А. Сведения о применимости различных испытательных импульсов в бортовых электрических сетях напряжением 12 и 24 В приведены в таблице 1.

Национальные стандарты на основе [4] — [6] находятся в разработке.