Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

135 страниц

791.00 ₽

Купить ГОСТ Р 53130-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования безопасности, которые необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении, проверке и испытаниях, эксплуатации и утилизации таких аттракционов, как механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, а также вспомогательных устройств для развлечений, используемых в парках аттракционов или совместно с аттракционами, например, такими, как платформы, лестницы, настилы, ограждения, временные трибуны, палатки, шатры, навесы, рекламные стойки и подобные им аттракционы, и устанавливаемых в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах.

Требования стандарта не распространяются на аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до введения в действие настоящего стандарта, а также на строительные объекты, фундаменты, постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование и игровые автоматы, использующие жетоны, оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки, оборудование для казино, боулинги и иные аналогичные устройства, бассейны, аквапарки, аквариумы и океанариумы, канатные дороги и подъемники, лифты, тренажеры, картинги, лодки, в том числе моторные, авто- и авиатранспортные средства. Требования стандарта могут быть использованы при создании других подобных, непосредственно не упомянутых в нем, аттракционов.

 Скачать PDF

Переиздание. Май 2016 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие принципы обеспечения безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений

     4.1 Исключение или минимизация рисков

     4.2 Дополнительные риски, связанные с использованием аттракционов

     4.3. Критичные параметры

     4.4 Ускорения, действующие на пассажиров

     4.5 Критичные компоненты

     4.6 Информация для лиц, эксплуатирующих аттракцион

     4.7 Информация для персонала и посетителей

5 Общие требования к содержанию проектно-конструкторской документации, расчетам и эксплуатационным документам

     5.1 Проектная документация

     5.2 Выбор материалов

     5.3 Расчетные нагрузки

     5.4 Принципы расчета конструкций (разного вида) и их узлов

     5.5 Проверка устойчивости элементов конструкций и аттракционов

     5.6 Проверка прочности элементов конструкций.

     5.7 Специальные требования к некоторым элементам конструкций

     5.8 Снижение рисков при использовании вспомогательных устройств аттракционов

     5.8.1 Общие положения

     5.8.2 Анализ рисков

     5.8.3 Уменьшение риска получения травм на платформах, трапах, полах, лестницах и проходах

     5.8.4 Уменьшение риска посредством использования перил, ограждений, безопасных расстояний и т.п

     5.8.5 Уменьшение риска при входе и выходе

     5.8.6 Уменьшение риска, связанного с использованием контуров безопасности

     5.8.7 Уменьшение риска, связанного с использованием устройств фиксации

     5.8.8 Уменьшение риска, связанного с использованием пассажирских модулей

     5.8.9 Проектирование пассажирских модулей

     5.8.10 Уменьшение рисков, связанных с особенностями пассажиров

     5.9 Дополнительные требования безопасности для отдельных видов аттракционов и их устройств

     5.9.1 Карусели с горизонтальным и/или вертикальным движением

     5.9.2 Колеса обозрения, качели (с приводом и без него)

     5.9.3 Катальные горы, темные аттракционы, железные дороги и другие аттракционы с пассажирскими модулями, перемещающимися по направляющим (рельсам, желобам и т.п.)

     5.9.4 Сталкивающиеся автомобили, скоростные дороги, спуски и другие аттракционы

     5.9.5 Шатры, палатки, призовые аттракционы, лабиринты, комнаты смеха, помещения для развлечений, силомеры, имитаторы и другие подобные вспомогательные устройства

     5.9.6 Временные трибуны

     5.9.7 Гидро- и пневмоприводы, подъемники

     5.10 Уменьшение рисков для операторов аттракционов

     5.11 Эксплуатационные документы

6 Производство (изготовление), приемо-сдаточные испытания

     6.1 Требования к изготовлению

     6.1.1 Приемо-сдаточные испытания

     6.1.2 Требования к персоналу

     6.1.3 Обеспечение качества - система менеджмента качества

     6.1.4 Контроль материалов и комплектующих

     6.1.5 Защита от коррозии и гниения

     6.1.6 Сварка металлов

     6.1.7 Пластиковые композиционные материалы

     6.1.8 Электрические установки

     6.2 Маркировка аттракциона

     6.3 Формуляр аттракциона

7 Эксплуатация аттракционов

     7.1 Введение

     7.2 Комплект документации

     7.3 Требования к персоналу

     7.4 Обязанности администратора

     7.5 Обязанности механика и электрика аттракциона

     7.6 Обязанности оператора аттракциона

     7.7 Обязанности помощника оператора

     7.8 Проверки

     7.9 Пожарная безопасность

8 Вывод из эксплуатации и утилизация аттракционов

Приложение А (обязательное) Ускорения, допустимые для пассажиров аттракциона

Приложение Б (справочное) Воздействие ускорений на пассажиров

Приложение В (рекомендуемое) Образец формуляра

Приложение Г (обязательное) Расчет и проектирование некоторых видов аттракционов

Приложение Д (рекомендуемое) Руководство по проектированию пассажирских модулей

Приложение Е (обязательное) Электрические установки и системы управления

Приложение Ж (рекомендуемое) Обоснование безопасности аттракционов (технический отчет о проекте для подтверждения соответствия)

Приложение И (рекомендуемое) Образец журнала администратора

Приложение К (рекомендуемое) Образец журнала учета технического обслуживания и ремонта

Библиография

 
Дата введения01.07.2010
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.07.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

18.12.2008УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии552-ст
РазработанООО Центр по безопасности аттракционов
РазработанООО Компания Мир
РазработанРАППА
ИзданСтандартинформ2009 г.
ИзданСтандартинформ2016 г.

Safety of attractions. General requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ( А СТАНДАРТ 1 ) РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 53130— 2008

БЕЗОПАСНОСТЬ АТТРАКЦИОНОВ

Общие требования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Компания «Мир», Российской Ассоциацией парков и производителей аттракционов (РАППА) с участием Общества с ограниченной ответственностью «Центр по безопасности аттракционов» (раздел 7)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК427 «Аттракционы и другие устройства для развлечений»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 552-ст

4    Настоящий стандарт гармонизирован с европейским стандартом ЕН 13814 «Механизмы и конструкции передвижных и стационарных парков. Безопасность» (EN13814 «Fairground and amusement park machinery and structures — Safety»), а также со стандартом США ACTM Ф 2291 «Стандартная практика проектирования аттракционов и другихустройств для развлечений» (ASTM F2291 Standard practice fordesign of amusement rides and devices)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2015 г.

7    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 53130—2008

Проектировщику аттракциона необходимо выявить критичные компоненты, особенно имеющие ограниченный ресурс, включить их перечень в формуляр и эксплуатационные документы, а также передать их перечень изготовителю вместе с проектно-конструкторской документацией. Критичные компоненты должны иметь маркировку.

4.5.2    Критичные компоненты должны быть резервированы, предпочтительным способом является резервирование замещением (по ГОСТ 27.002). Резервный элемент должен обладать не меньшей надежностью, чем основной элемент с учетом характера и условий его нагружения.

В случае если резервирование способом замещения невозможно, оно должно быть обеспечено достаточным снижением расчетных напряжений в элементах критичного компонента (узла аттракциона). При этом должны быть указаны способ и периодичность неразрушающего контроля критичного компонента. Наибольшие значения коэффициента надежности при расчетах должны быть у тех элементов, которые недоступны для прямого контроля в процессе эксплуатации в соответствии с ГОСТ Р 52170, подраздел 9.9 и таблица 8.

4.5.3    Перечень критичных компонентов должен быть приведен в формуляре аттракциона (см. приложение В).

Администратор обязан вносить записи, учитывающие ремонты, замены, утилизацию критичных компонентов, в соответствующий перечень формуляра.

4.6    Информация для лиц, эксплуатирующих аттракцион

Информация для лиц, эксплуатирующих аттракцион, должна включать в себя все необходимые требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию, а также способы выполнения и проверки этих требований. Основные требования к функциям оператора должны быть размещены на рабочем месте оператора или у пульта управления аттракционом. На рабочем месте механика (электрика) аттракциона должна быть табличка с требованиями по ежедневным проверкам критичных компонентов. Табличка изготовителя, содержащая основные технические характеристики аттракциона, должна быть закреплена у пульта управления аттракциона.

4.7    Информация для персонала и посетителей (правила)

Информация, подготовленная проектировщиком для лиц, эксплуатирующих аттракционы, и посетителей должна содержаться в эксплуатационных документах. В случае необходимости дополнительные указания (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы) должны быть нанесены непосредственно на конструкцию.

Администратор может разработать дополнительные требования и указания для посетителей в соответствии с 7.4. Дополнительные требования безопасности, разработанные администратором, не должны противоречить требованиям, разработанным проектировщиком (изготовителем).

Информация для посетителей должна быть представлена в одной или нескольких информационных

табличках:

4.7.1    Разрешение на эксплуатацию аттракциона (если требуется);

4.7.2    Информация об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм;

4.7.3    Правила пользования аттракционом для посетителей;

4.7.4    Информация об адресах и телефонах экстренных служб.

Указанные таблички, надписи, рисунки, пиктограммы должны быть расположены перед входом на аттракцион и доступны для чтения посетителями.

5 Общие требования к содержанию проектно-конструкторской документации, расчетам и эксплуатационным документам

5.1    Проектная документация

5.1.1    Общие положения

Проектная документация должна включать в себя всю необходимую информацию, требуемую для оценки безопасности на всехстадияхжизненного цикла аттракционов, и охватывать все проектные требования к производству и эксплуатации аттракционов и ихчастей или конструкций. Для этого в ней должно содержаться описание критичных компонентов и параметров конструкции, а также принцип работы аттракциона, чертежи, расчет напряженно-деформированного состояния критичных компонентов аттракциона с учетом требований настоящего раздела и ГОСТ Р 52170.

7

5.1.2    Описание проекта и принципа действия аттракциона

В описании должны быть разъяснены конструкция и принцип действия аттракциона, указаны критичные компоненты и параметры, выбранные в результате проведения анализа видов, последствий и критичности отказов по ГОСТ 27.310. Критичные компоненты и параметры должны быть разделены по уровням рисков с учетом тяжести вреда в соответствии с проведенным анализом рисков по ГОСТ Р 51344. Должны быть указаны основные технические характеристики аттракциона и основных его частей, а также перечислены характеристики механического, пневматического, гидравлического, электрического и электронного оборудования, включая системы управления и другого используемого оборудования. Описание должно включать в себя информацию о специфических особенностях аттракциона и способах его установки, габаритных размерах и перемещениях, выходящих за эти размеры, ограничениях, конструктивных особенностях и использованных материалах, системах движения, типах приводов, скоростях, ускорениях, электрическом оборудовании, рабочем цикле и порядке управления, а также ограничениях возможного круга пользователей.

5.1.3    Конструкторская документация

Конструкторская документация должна быть разработана в соответствии сдействующими правилами и стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД). В конструкторской документации должны быть указаны критичные компоненты и параметры. Чертежи должны включать в себя все размеры и значения поперечных сечений деталей, сварных швов и крепежных соединений, характеристики материалов, сборочных единиц и деталей, креплений и соединений, требуемые для проверки прочности, а также значения основных скоростей движения частей аттракциона. Чертежи должны содержать, как минимум:

-    общий вид в плане, вертикальную проекцию и сечения в удобном масштабе в зависимости от размера устройства;

-    указание безопасных расстояний для движущихся частей с учетом контуров безопасности;

-детальные чертежи всех узлов, не видимых отчетливо на чертежах общего вида, а также подробные

чертежи соединений и отдельных деталей, которые могут повлиять на безопасность развлекательного оборудования и его работу, выполненные в увеличенном масштабе;

-    указание всех сварных швов критичных компонентов с назначением швов в соответствии с ГОСТ 23118, подраздел 4.10;

-указание предельно-допустимых значений износа деталей, критичных компонентов, подверженных износу.

Должны быть представлены чертежи и схемы следующих технических устройств аттракциона:

-    механизмов подъема и поворота, включая их опоры, приводы и системы управления, амплитуды подъема и поворота;

-    пассажирских модулей в требуемых видах и поперечных сечениях с указанием общих размеров, внутренних размеров, важных для пассажиров (сиденья, боковые и задние упоры, пространство для рук и ног), упоры для рук и ног, запирающие и предохранительные устройства, поручни и пр.;

-ходовых механизмов с указанием нагрузок, подробным изображением передаточных колес и колес безопасности, подшипников, осей, валов, их подсоединения и возможности смещения относительно пассажирского модуля, устройств управления и контроля, противооткатных устройств, устройств, предохраняющих от схода с рельсов и переворачивания, бамперов, трейлеров, предохранительныхустройств, приводов и тормозов, креплений на фундаменте;

-электрических/электронных, пневматических и гидравлических схем.

В расчетной записке и отчете для подтверждения соответствия в ответственных соединениях критичных компонентов аттракциона, в том числе сварных соединениях, необходимо указывать уровень напряжения и коэффициенты запасов надежности по ГОСТ Р 52170.

5.1.4    Принципы расчетов

Должны быть приведены необходимые расчеты.

Расчет конструкций аттракционов проводят в соответствии с ГОСТ 27751 и ГОСТ Р 52170.

Указанные расчеты должны содержать, по крайней мере:

-    расчетные нагрузки с учетом возможных неблагоприятных условий эксплуатации или вариантов установки аттракциона. Для подвижных частей аттракционов необходимо указывать скорость их вращения и ускорение. Следует учитывать нагрузки, действующие во время возведения аттракциона (например, вес (массу) рабочих-монтажников) и нагрузки, действующие в процессе транспортировки аттракционов или их частей;

ГОСТ P 53130—2008

-    основные размеры, включая поперечные сечения всех несущих элементов конструкций, сучетом допустимых износов несущих элементов и критичных компонентов, а также оценку их несущей способности;

-    подробные сведения об использованных материалах и комплектующих изделиях;

-    параметры переменных напряжений в наиболее ответственных местах конструкции и оценку усталостной прочности элементов конструкций, узлов и соединений. В случае если для оценки несущей способности расчетов недостаточно, следует провести дополнительные испытания. Испытания должны быть проведены компетентной испытательной лабораторией в достаточном объеме и согласно требованиям действующих нормативных документов;

-упругую деформацию (растяжение, сжатие, изгиб, кручение) в той степени, в которой она влияет на устойчивость или эксплуатационную безопасность аттракциона;

-    подробности о тех структурных компонентах, которые требуют специального изучения и проверки согласно ГОСТ Р 52170, подраздел 9.8 и таблица 8.

Для аттракционов высоких уровней рисков следует разрабатывать специальные технические условия и применять повышенные коэффициенты надежности по ГОСТ 27751.

5.2 Выбор материалов

5.2.1    Общие положения

Для изготовления критичных компонентов и деталей аттракционов следует использовать только те конструкционные материалы, технические данные о которых имеются в действующих нормативных документах.

Другие материалы допускается использовать при условии, что их пригодность официально подтверждена в установленном порядке. Следует уделять особое внимание сварным соединениям и свариваемости выбранных металлов.

5.2.2    Рекомендуемые стали

Выбор стали для конструкций аттракционов — согласно ГОСТ Р 52170, раздел 6.

Выбор стали для деталей машин и механизмов — согласно соответствующим действующим нормативным документам.

5.2.3    Выбор алюминиевых сплавов

Выбор алюминиевых сплавов — согласно соответствующим действующим нормативным документам.

При этом следует применять алюминиевые сплавы, в которых отношение предела текучести к пределу прочности о0 2в < 0,85 и относительное удлинение б5 > 8 %.

5.2.4    Выбор древесины — согласно [3].

5.2.5    Выбор пластиковых композиционных материалов — согласно соответствующим действующим нормативным документам.

5.2.6    Выбор материалов для железобетонных конструкций — согласно [4].

5.2.7    Выбор материалов для сварных и болтовых соединений — согласно ГОСТ Р 52170.

5.3    Расчетные нагрузки

Расчетные нагрузки приведены в ГОСТ Р 52170, раздел 5.5.

5.4    Принципы расчета конструкций (разного вида) и их узлов

5.4.1    Общие положения

Общие принципы расчета конструкции — в соответствии с ГОСТ Р 52170, раздел 7. Принципы расчета конструкции отдельных видов аттракционов приведены в приложении Г.

5.4.2    Принципы расчета аттракционов разного вида

5.4.2.1    Условия расчетов аттракционов вращающегося типа — в соответствии с ГОСТ Р 52170, раздел 7.

5.4.2.2    Принципы проектирования и расчета пассажирских модулей

Прочность и размеры сидений и кабин аттракционов определяют сучетом действия результирующих сил, создаваемых всеми приложенными нагрузками, связями и условиями движения. Сиденья, закрепляемые при помощи пальцевых, болтовых и иных соединений, должны быть надежно закреплены сучетом резервирования. Крепления сидений на консолях должны быть также спроектированы сучетом указанных

выше сил.

Устройства фиксации, подлокотники, спинки, ремни безопасности, цепи, тросы и соответствующие запорные устройства должны быть в состоянии выдерживать нагрузки от пассажиров с учетом действующих динамических нагрузок.

Устройства фиксации должны исключать возможность их открывания самим зафиксированным пассажиром, а также другими пассажирами аттракциона.

5.4.2.3    Карусели с несколькими видами движения необходимо рассчитывать с учетом всех сил, возникающих при вращении (центробежных, кориолисовых, гироскопических, торможения, удара и др.). Примеры определения таких нагрузок и расчетов приведены в ГОСТ Р 52170, приложение В, подраздел В.1.2.

5.4.3    Принципы проектирования и расчета рельсового пути и опорного каркаса катальных гор стележ-ками на рельсах приведены в ГОСТ Р 52170, приложение В, раздел В.2.

5.4.3.1    Тележки на рельсах и направляющих

Все силы, возникающие в шасси и других частях конструкции тележки аттракциона (от места возникновения вплоть до узлов опирания), должны быть учтены в расчетах. Например, у тележек с одной поворачивающейся и одной неподвижной осью моменты от поперечных сил, приложенные выше поворачивающейся оси тележки, могут восприниматься только жесткой (закрепленной) осью.

Силы, действующие в поперечном направлении относительно тележки, например, могут компенсироваться только через колеса, катящиеся сбоку по рельсовому пути.

Если ходовые колеса спроектированы так, что не компенсируют боковые силы, то эти силы должны компенсироваться специальными боковыми роликами.

Тележки должны быть оборудованы устройствами для предотвращения отрыва и схода с рельсов. Защищающие от схода и отрыва устройства (ролики или захваты) должны быть спроектированы с учетом реально действующих на них сил. Но в любом случае при расчетах значение сил отрыва должно быть не менее 50 % массы полностью загруженной тележки, даже если отрыва не происходит.

Скорость, ускорения и силы для центра масс тележек могут быть определены по формулам, приведенным в ГОСТ Р 52170, приложение В, раздел В.2. В случае нескольких тележек, соединенных между собой, необходимо также определять ускорения на крайних тележках.

5.4.3.2    Противооткатные устройства (антискаты)

Аттракционы, на которых пассажирские модули (тележки) или поезда перемещаются вверх по наклонной плоскости с помощью цепей, канатов, фрикционных колес или самостоятельно, должны быть снабжены защитными устройствами или автоматическими тормозами для предотвращения скатывания назад.

Если на отрезке пути, расположенном между верхним концом подъемника и вокзалом или тормозом, расположенным перед вокзалом, предполагается размещать одновременно несколько тележек или поездов, то участки подъема оснащают устройствами, предохраняющими от скатывания. Однако если для тележки или поезда предполагается движение назад по трассе или мимо вокзала, то противооткатные устройства на участке подъема допускается не устанавливать.

Если на трассе с несколькими одновременно находящимися на ней тележками или поездами участки подъема оснащены системой блокировки с автоматически управляемыми тормозами, то иные противооткатные устройства допускается не устанавливать.

Высота подъема центра тяжести поезда Н до противооткатного устройства или скорость v, которую может набрать пассажирский модуль во время скатывания назад, не должны превышать некоторых предельныхзначений: должно быть соблюдено, по крайней мере, одно из следующихусловий: Н<7 м, v<42 км/ч — для участка скатывания без поперечного наклона рельса; Н< 5 м, v<35 км/ч—для скатывания по кривой большого радиуса при поперечном наклоне рельса до 20°; Н < 3,5 м, v< 30 км/ч — для участка скатывания при поперечном наклоне рельса более 20°.

Должны быть учтены обе величины Н и v, поскольку Н—это высота подъема центра тяжести поезда, которая может не совпадать с высотой подъема самого поезда.

Если согласно проекту в любой момент времени на трассе находится только одна тележка или один поезд, то участки подъема после ровных участков допускается не оборудовать противооткатными устройствами.

Противооткатные устройства не требуется проверять на усталостную прочность. Если при остановке тележка ударяется о противооткатное устройство, то при расчете его размеров должен быть учтен ударный коэффициент ф. Значение этого коэффициента должно быть принято равным не менее половины высоты скатывания h, см, и в любом случае должно быть не менее 2,0.

ГОСТ P 53130—2008


Должны быть выполнены оба, указанных выше, условия: Ф > 0,5 h, где h выражают в сантиметрах,

(1)

(2)

Ф > 2.

При расчете установки только одного противооткатного устройства без резервирования для одного пассажирского модуля допускается рассчитывать его по формуле

(3)

где 50 —общее смещение центра масс вдоль уклона; а —угол наклона (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Схема, поясняющая определение ударного коэффициента для противооткатного устройства

5.4.4    Прочие железные дороги с тележками на рельсах

5.4.4.1    Обычные железные дороги (детские железные дороги, дороги в «домах ужаса» и подобных аттракционах как с обычными, так и с подвесными пассажирскими модулями)

Требования в отношении определения размеров и эксплуатационной безопасности обычныхжелез-ныхдорог должны максимально соответствовать 5.4.3.

Если опоры и балки пути являются неотъемлемой частью конструкции крыши, то во время проектирования необходимо учитывать циклическое нагружение, вызванное вибрацией.

5.4.4.2    Катальные горы с подвесными пассажирскими модулями

Должен быть выполнен расчет динамического поведения рельсовых дорог с подвесными тележками, имеющими одну (или более) степень свободы раскачивания или вращения.

Для подвесных пассажирских модулей должны быть предусмотрены свободные пространства, соответствующие амплитуде свободного раскачивания, плюс дополнительный зазор в добавление к зазору между пассажирскими модулями на рельсах, согласно 5.8.6.

Дополнительный зазор должен составлять не менее 20 % расчетного угла размаха с минимальным значением 10°. При расчете угла размаха следует учитывать характер колебания. Ускорения, возникающие при колебаниях пассажирского модуля, необходимо учитывать при расчете тележки, рельсов и опор.

Если предусмотрены амортизаторы боковых колебаний подвесных пассажирских модулей и если зазор недостаточен для недемпфированного колебания, то необходимо предусмотреть ограничения раскачивания. Это могут быть дополнительные амортизаторы специальной конструкции.

В начале участков траектории, где движение подвесных пассажирских модулей регулируют (например, в местах пересадки пассажиров), должны быть предусмотрены соответствующие направляющие средства, которые способны стабилизировать пассажирские модули при, по крайней мере, двойном расчетном угле раскачивания и насколько возможно плавно в соответствии со скоростью движения направлять их.

Фиксирование подвесных пассажирских модулей для пересадки пассажиров может быть заменено другими средствами, (например, подходящими амортизаторами) только при условии, что пассажиры не подвергаются опасности и не испытывают неудобств от использования других средств.

5.4.5    Трибуны

Трибуны аттракционов подвергают обычной проверке предельных состояний согласно 5.1.4. Особое внимание необходимо уделять защите от опрокидывания, если над трибунами сооружена крыша или установлены флаги или транспаранты.

11

5.5    Проверка устойчивости элементов конструкций и аттракционов

5.5.1    Расчет на устойчивость, проводимый с целью исключить или уменьшить риск достижения предельных состояний — потери устойчивости положения и потери устойчивости формы, — выполняют в соответствии с ГОСТ Р 52170, раздел 8.

Должны быть выполнены расчеты для исключения опрокидывания, скольжения и приподнимания конструкций как видов потери устойчивости положения (если только отсутствие такой опасности не очевидно).

5.5.2    Потеря устойчивости формы как предельное состояние конструкций аттракционов особенно характерна для металлических конструкций. Основные положения расчетов на устойчивость формы приведены в [5] и ГОСТ Р 52170, раздел 8.

5.5.3    Наземное закрепление анкерами — согласно ГОСТ Р 52170.

5.6    Проверка прочности элементов конструкций

5.6.1    При расчетах аттракциона на прочность необходимо обращать особое внимание на усталостные напряжения и пластические деформации конструктивных элементов аттракционов.

5.6.2    Правила расчета на прочность стальных конструкций аттракционов — согласно ГОСТ Р 52170.

5.6.3    При расчете на усталостную прочность основных несущих конструкций экстремальных аттракционов (направляющих, опор, корпусов тележек, устройств фиксации пассажиров и др.) расчетное число циклов нагружения следует принимать, исходя из того, что их ресурс должен быть не менее 35 000 ч.

При расчетном определении ресурса аттракциона время его нормальной работы включает в себя пуск, собственно работу, а также посадку/высадку пассажиров, продолжительность которой принимают равной не более 30 % всего времени работы. Если на стадии проектирования выясняется, что продолжительность посадки/высадки превышает 30 %, то при расчете ресурса необходимо учитывать эту большую продолжительность.

Ресурс заменяемых компонентов может быть менее 35 000 ч, в этом случае сведения об этих компонентах должны содержаться в руководстве по техническому обслуживанию, а для критичных компонентов — в формуляре на аттракцион.

Примечание — Расчетное определение ресурса аттракциона предназначено только для определения числа циклов нагружения при расчете на усталость и должно быть представлено в проектной документации.

5.6.4    Расчет устройств фиксации пассажиров

Расчет устройств фиксации пассажиров должен быть произведен на нагрузки, определяемые весом (массой) пассажиров с учетом действующих ускорений согласно ГОСТ Р 52170.

5.7    Специальные требования к некоторым элементам конструкций

5.7.1    Детали конструкций и механизмов, к которым при их расчетах на усталость согласно ГОСТ Р 52170 предъявляют требования доступности для контроля, должны допускать возможность контроля, по крайней мере, в разобранном состоянии.

5.7.2    Приборы для измерения скорости ветра

Для некоторых элементов конструкций или аттракционов, где велик риск эксплуатации аттракциона при порывах ветра, необходимо предусмотреть в конструкции аттракциона прибор для измерения скорости ветра (или какой-либо другой адекватный индикатор), а соответствующая инструкция по применению этого прибора должна быть включена в руководство по эксплуатации.

5.7.3    Для болтов, гаек, клиньев и прочих крепежных деталей, подвергаемых воздействию вибрации, необходимо предусмотреть меры, не допускающие самоотвинчивания и саморасклинивания согласно ГОСТ Р 52170. При этом предварительное натяжение болтов не может считаться достаточной мерой, особенно на начальных стадиях эксплуатации аттракциона. Поэтому в эксплуатационныхдокументах должно быть указано место расположения крепежных деталей, натяжение которых следует регулярно контролировать.

5.7.4    Применение упругих стопорных шайб (пружинных, стопорных с зубьями, фасонных, с лапкой или носком и аналогичных) в качестве меры предупреждения самоотвинчивания для болтов классов прочности 8.8 и 10.9 не допускается.

5.7.5    В случае применения открытых крюков по ГОСТ 6627 необходимо принимать меры, предупреждающие ихотцепление. Крюки с предохранительной защелкой не относятся к открытым.

5.7.6    Требования к стальным проволочным канатам и цепям, применяемым в аттракционах, а также к их расчетам, приведены в ГОСТ Р 52170, разделы 6 и 9. Канаты не должны соприкасаться с деталями с острыми кромками.

5.7.7    При использовании телескопических опор и домкратов должны быть предусмотрены меры, исключающие их падение, опрокидывание или нерасчетное боковое перемещение аттракциона.

ГОСТ P 53130—2008

5.7.8    Для изготовления центральных мачт, подвергающихся действию переменных напряжений, применение древесины не допускается.

5.7.9    Защита от коррозии стальных элементов аттракционов должна соответствовать [6] и стандартам Единой системы защиты от коррозии и старения.

5.8 Снижение рисков при использовании вспомогательных устройств аттракционов

5.8.1    Общие положения

В настоящем разделе большинство аттракционов и их вспомогательных устройств представлено по категориям для того, чтобы унифицировать меры минимизации рисков.

Любой конкретный аттракцион может быть включен более чем в одну категорию, например, темные аттракционы могут быть включены в категорию аттракционов на рельсах.

5.8.2    Анализ рисков

Общие принципы анализа рисков — согласно ГОСТ Р 51344, приложение А, таблица А.1, за исключением 8.5,8.6 и 37. Перечень основных рисков, связанных с аттракционами, приведен в таблице 1.

5.8.3    Уменьшение риска получения травм на платформах, трапах, полах, лестницах и проходах

5.8.3.1    Общие положения

Поверхности платформ, проходов, трапов и лестниц, доступных посетителям, должны быть нескользкими при любых погодных условиях. На них не должно быть выступов, заостренных частей и неровностей, о которые можно споткнуться, и отверстий, в которые может провалиться круглый предмет диаметром более 12 мм. Любой перепад высот платформ должен быть наглядно обозначен и не должен представлять опасности для посетителей. Следует также соблюдать требования для лестниц (см. 5.8.3.3). Это не относится к сооружениям, специально разработанным для развлечений, которые не соответствуют требованиям 5.8, а меры предосторожности для которых принимаются в соответствии с 5.9.5.

5.8.3.2    Платформы

Уклон любых видов платформ аттракционов должен быть не более 1 : 8.

Уклон входных и выходных трапов для посетителей — не более 1 : 6. Если есть поперечные рейки по всей ширине спуска, расположенные на расстоянии не более 0,40 м, то уклон может быть увеличен до 1:4. Высота поперечных реек должна быть не более 5 мм, ширина — не более 50 мм.

При отсутствии трапов или лестниц допустимый перепад высот ме>кду платформами должен быть от 0,10 до 0,24 м.

5.8.3.3    Лестницы

Ширина лестниц, по которым перемещаются посетители, должна быть не менее 0,90 м; ширина аварийных лестниц и рабочих мостков, предназначенныхдля небольшого числа посетителей, должна быть не менее 0,60 м.

Ширина лестниц должна быть не более 2,5 м, за исключением случаев, если они окружают аттракцион, или лестницы имеют не более 10 ступенек, или перепад высот не более 2 м, или есть возможность установить перила с интервалом 2,5 м между ними.

Минимальное расстояние между перилами или между перилами и внутренним краем лестницы должно быть 0,90 или 0,60 м в зависимости от ширины лестницы. При ширине лестницы 0,90 м и более перила должны быть с обеих сторон. Глубина ступеней лестницы должна быть не менее 0,24 м, за исключением винтовых лестниц. Допустимая высота ступеней — от 0,14 до 0,24 м.

Размеры ступеней спиральных или винтовых лестниц (см. рисунок 2) должны быть:

Рисунок 2 — Размеры спиральных и винтовых лестниц

-длялестниц, обеспечивающих переход с одного уровня на другой или предназначенных для эвакуации посетителей при помощи обслуживающего персонала, — в соответствии с рисунком 2а);

- для лестниц, предназначенных для аварийных ситуаций, — в соответствии с рисунком 26) (см. также 5.8.6).

Наклонные ступени не допускаются.

Ширина и высота ступеней должны быть одинаковыми по всей длине лестницы. Наклон лестницы, предназначенной для посетителей, определенный по ее средней линии, должен быть не более 45°.

13

Каждый лестничный пролет, предназначенный для посетителей, должен иметь не более 15 ступеней. Между пролетами, следующими друг за другом, должны быть предусмотрены площадки длиной не менее 0,80 м. Допускается не встраивать площадки на аварийных лестницах, где это технически невозможно, например, на подъемниках катальных гор.

5.8.3.4    Движущиеся дорожки, тротуары и подобные устройства

Полотно движущейся дорожки или движущиеся тротуары должны быть бесшовными или иметь не более одного невыступающего стыка.

С обеих сторон движущихся дорожек должны быть предусмотрены перила, промежуточные перила и ограничительный бортик согласно 5.8.4. Перила только с одной стороны разрешаются, если движущаяся дорожка используется для посадки в пассажирские модули и выхода из них. Максимальный зазор между полотном дорожки и ограничительным бортиком должен быть не более 4 мм.

Уклон движущейся дорожки должен быть не более 1 : 6, если есть движущиеся перила — не более

1 : 4.

В случае бокового выхода с движущейся дорожки ее конец должен быть огорожен специальными перилами и иметь вспомогательную направляющую под углом 45° к направлению движения. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность отключения питания, если посетитель натолкнется на эти перила. Доступ на такие дорожки должен контролироваться автоматически или вручную стем, чтобы предотвратить

давку.

Конец движущейся дорожки должен быть тщательно заделан, чтобы исключить возможность захвата или зацепления частей тела, одежды и вещей посетителей или обслуживающего персонала. Должны быть защищены концевые, возвратные и натягивающие ролики. Если покрытие дорожки не позволяет этого сделать, то должен быть предусмотрен боковой выход.

Максимальная относительная скорость движения дорожи — не более 0,7 м/с при переднем выходе на стационарную платформу и 0,5 м/с—при боковом выходе.

На обоих концахдорожи должны быть установлены кнопки аварийного останова.

Надежные (нормально-замкнутые) тормоза должны останавливать и удерживать движущуюся дорожу в случае любого отказа питания.

5.8.4    Уменьшение риска посредством использования перил, ограждений, безопасных расстояний и т.п.

5.8.4.1    Защита от падения с одного уровня на другой

5.8.4.1.1    В тех местах, где посетитель может упасть с высоты 0,40 м или более из-за разницы высот смежных уровней, необходимо предусмотреть ограждения или перила. Примеры таких ограждений приведены в 5.8.4.5. Перила должны состоять не менее чем из двух частей (верхних и промежуточных перил).

При использовании ограждений для защиты от падений с высоты 2 м и более разрешается использовать только обычные ограждения согласно 5.8.4.5.

5.8.4.1.2    Платформы, трапы и лестницы, находящиеся выше 0,40 м над землей и доступные посетителям, должны быть снабжены поручнями на высоте 1,1 м и промежуточными перилами на меньшей высоте с учетом роста детей.

5.8.4.1.3    Платформы, трапы, лестницы и т.п., относительная высота которых превышает 1,0 м, предназначенные преимущественно для посетителей, должны быть дополнительно снабжены бортиками или поперечинами высотой не менее 25 мм для предотвращения скатывания и падения предметов.

5.8.4.1.4    Если платформы, трапы, лестницы, проходы и т.п. предназначены только или преимущественно для обслуживающего персонала, то они должны быть снабжены бортиками высотой 100 мм.

5.8.4.2 Защита от ударов, сдавливания и зацепления

5.8.4.2.1    Конструкция аттракциона должна обеспечивать сведение к минимуму риска получения травмы посетителями от ударов, сдавливания и зацепления при движении аттракциона или его частей. Если это нельзя обеспечить, то необходимо предотвратить доступ посетителей в опасные зоны.

5.8.4.2.2    Если требуется ограждение опасных зон внутри или снаружи аттракциона (см. рисунок 3), оно должно быть спроектировано и размещено на таком расстоянии, чтобы никто не мог из-за ограждения коснуться какой-либо движущейся части аттракциона. Это расстояние зависит от:

-    наличия (отсутствия) навеса над зоной перемещения посетителей;

-    высоты источника опасности над поверхностью пола;

-    высоты ограждения;

-    кратчайшего расстояния от ограждения до источника опасности.

Минимальное безопасное расстояние должно быть не менее 0,50 м. Если вероятность серьезной травмы велика, то безопасные расстояния выбирают по ГОСТ Р 51334, таблица 2. Контуры безопасности

ГОСТ P 53130—2008

посетителей относительно движущихся пассажирских модулей показаны на рисунках За) и 36).

5.8.4.3 Классификация систем ограничения доступа

Системы ограничения доступа (ОД) классифицируют следующим образом:

ОД-К1 —системы ограничения, рассчитанные исключительно на визуальное восприятие: цветные полосы на полу или ограничивающие выступы, столбики, конусы и т.п.;

ОД-К2 — системы физического ограничения доступа, состоящие из гибких элементов, например, цепочек, лент и т.п., рассчитанные на визуальное восприятие, а не на физическое сдерживание;

ОД-КЗ — системы, физически ограничивающие доступ, —жесткие конструкции (барьеры, ограждения и т.п.), способные воспринимать горизонтальные силы.

1 — контур безопасности пассажирского модуля; 2 — навес

Рисунок 3 — Контуры безопасности посетителей относительно движущихся пассажирских модулей

5.84.4    Классификация проходов в ограждениях и барьерах для входа/выхода

Для обеспечения безопасности движения и/или размещения посетителей на аттракционе должны быть выбраны необходимое число и требуемая ширина проходов в ограждениях и барьерах. Ширина любого прохода для входа/выхода не должна превышать 2,5 м между перилами.

Проходы для входа/выхода классифицируют следующим образом:

ОД-Л1 — проходы без какого-либо прямого контроля входа/выхода;

ОД-Л2 — проходы, контролируемые персоналом;

ОД-ЛЗ — проходы с барьерами или воротами, обозначающими проход в специальную зону и ограничивающими поток посетителей (например, с помощью механических ворот или турникетов);

ОД-Л4 — проходы с барьерами или воротами, открывающимися и закрывающимися оператором или обслуживающим персоналом;

ОД-Л5 — проходы с барьерами или воротами, при несанкционированном открытии требующие блокировки пуска аттракциона.

Для каждой выделенной группы или для отдельных аттракционов, включенных в ту же группу и имеющих те же характерные признаки, минимальные требования к проходам для входа/выхода должны быть указаны согласно классификации по 5.9.

5.84.5    Типы ограждений

Ограждения должны быть спроектированы с учетом требований к нагрузкам, приведенным в ГОСТ Р 52170, таблица 1. Высота ограждений должна быть не менее 1,1м относительно поверхности, на которой стоят посетители, и с промежуточными перилами на меньшей высоте с учетом роста детей. Конструкция ограждений должна быть такой, чтобы взрослые посетители и дети не могли пролезть сквозь них или

15

под ними. Если ограждаемый объект представляет собой значительную опасность, то застревание головы человека между элементами ограждения должно быть исключено.

На аттракционах, предназначенных исключительно для детей до 10 лет, огораживаемые зоны которых расположены на одном уровне, допускается использовать барьеры высотой 0,85 м.

Допускается использовать ограждения двухтипов:

а)    обычные ограждения — с преимущественно вертикальными внутренними элементами [см. рисунок 4а)], при этом расстояние между двумя соседними элементами не должно превышать 100 мм. К ограждениям данного типа относятся ограждения, в качестве внутреннего элемента которых используется сетка [размеры см. на рисунке 46)];

б)    ограждения с внутренними декоративными элементами [см. рисунок 4в)]. Расстояние между двумя смежными элементами должно соответствовать приведенному на рисунке 4в).

Элементы ограждений не должны иметь острых краев.

а) Ограждение с наклонным расположением внутренних элементов




б) Ограждение с декоративными элементами

Рисунок 4 — Типы ограждений


ГОСТ P 53130—2008

Содержание

1    Область применения........................................ 1

2    Нормативные ссылки........................................ 1

3    Термины и определения...................................... 3

4    Общие принципы обеспечения безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений .............................................. 5

4.1    Исключение или минимизация рисков.............................. 5

4.2    Дополнительные риски, связанные с использованием аттракционов............... 5

4.3. Критичные параметры..................................... 6

4.4    Ускорения, действующие на пассажиров............................ 6

4.5    Критичные компоненты..................................... 6

4.6    Информация для лиц, эксплуатирующих аттракцион....................... 7

4.7    Информация для персонала и посетителей........................... 7

5    Общие требования к содержанию проектно-конструкторской документации, расчетам и эксплуатационным документам......................................... 7

5.1    Проектная документация.................................... 7

5.2    Выбор материалов....................................... 9

5.3    Расчетные нагрузки...................................... 9

5.4    Принципы расчета конструкций (разного вида) и их узлов.................... 9

5.5    Проверка устойчивости элементов конструкций и аттракционов................. 12

5.6    Проверка прочности элементов конструкций.......................... 12

5.7    Специальные требования к некоторым элементам конструкций................. 12

5.8    Снижение рисков при использовании вспомогательных устройств аттракционов......... 13

5.8.1    Общие положения.................................... 13

5.8.2    Анализ рисков...................................... 13

5.8.3    Уменьшение риска получения травм на платформах, трапах, полах, лестницах и проходах 13

5.8.4    Уменьшение риска посредством использования перил, ограждений, безопасных расстояний и т.п.......................................... 14

5.8.5    Уменьшение риска при входе и выходе.......................... 17

5.8.6    Уменьшение риска, связанного с использованием    контуров безопасности......... 17

5.8.7    Уменьшение риска, связанного с использованием    устройств фиксации.......... 23

5.8.8    Уменьшение риска, связанного с использованием    пассажирских модулей......... 26

5.8.9    Проектирование пассажирских модулей......................... 27

5.8.10    Уменьшение рисков, связанных с особенностями пассажиров............. 27

5.9    Дополнительные требования безопасности для отдельных видов аттракционов и их устройств .    28

5.9.1    Карусели с горизонтальным и/или вертикальным движением............... 28

5.9.2    Колеса обозрения, качели (с приводом и без него)..................... 30

5.9.3    Катальные горы, темные аттракционы, железные дороги и другие аттракционы с пассажирскими модулями, перемещающимися по направляющим (рельсам, желобам и т.п.) ...    31

5.9.4 Сталкивающиеся автомобили, скоростные дороги, спуски и другие аттракционы.....    33

5.9.5    Шатры, палатки, призовые аттракционы, лабиринты, комнаты смеха, помещения для развлечений, силомеры, имитаторы и другие подобные вспомогательные устройства ....    38

5.9.6    Временные трибуны.................................... 40

5.9.7    Гидро- и пневмоприводы, подъемники.......................... 40

5.10    Уменьшение рисков для операторов аттракционов....................... 43

5.11    Эксплуатационные документы................................. 43

6    Производство (изготовление), приемо-сдаточные испытания.................... 45

6.1 Требования к изготовлению................................... 45

6.1.1    Приемо-сдаточные испытания............................... 45

6.1.2    Требования к персоналу.................................. 46

6.1.3    Обеспечение качества — система менеджмента качества .............. 46

6.1.4    Контроль материалов и комплектующих......................... 46

6.1.5    Защита от коррозии и гниения............................... 46

6.1.6    Сварка металлов..................................... 47

ГОСТ P 53130—2008

5.8.4.6 Ограждение опасных частей машин и механизмов

Любая часть машин и механизмов аттракциона, представляющая собой опасность, к которой могут иметь доступ посетители или обслуживающий персонал, должна быть защищена ограждением согласно ГОСТ Р ИС012100-1 и ГОСТР ИСО 12100-2.

Для обеспечения надежной защиты от падения ограждения должны иметь бортики и защитные перила согласно 5.8.4.1.

5.8.5    Уменьшение риска при входе и выходе

5.8.5.1    Посадка/высадка в пассажирские модули

Пассажирские модули должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы свести к минимуму риск падения пассажиров при посадке в пассажирские модули и высадке из них. Посадка в пассажирские модули и высадка из них на платформы и трапы — согласно 5.8.3. Использование лестниц для посадки и высадки допустимо, если их размеры и положение таковы, что пассажиры не могут поскользнуться или упасть при посадке/высадке.

Перепад высот между пассажирским модулем и поверхностью, с которой производят посадку/вы-садку, должен быть не более 0,40 м. Если самопроизвольное движение пассажирских модулей во время посадки/высадки может представлять собой опасность, то необходимо предусмотреть способ их удерживания в безопасном положении. Модули должны быть удержаны даже в случае прекращения энергоснабжения.

При посадке/высадке, проводимых во время движения пассажирского модуля, максимальная скорость модуля относительно площадки или платформы должна быть не более 0,7 м/с, если посадку/высад-ку осуществляют по ходу движения, и 0,5 м/с — при боковом выходе.

Посадка/высадка на движущиеся дорожки или подобные устройства допускаются, если:

-    относительная скорость пассажирского модуля и дорожки не более 0,7 м/с—при посадке/высадке по ходу движения и 0,5 м/с—при боковом выходе при штатной работе либо в нештатной ситуации;

-    полотно движущейся дорожки выдерживает поперечную нагрузку, вызванную движением пассажиров при посадке/высадке;

-    минимальная ширина дорожки не менее 0,80 м.

При аварийной посадке/высадке должны быть обеспечены средства безопасной эвакуации пассажиров, застрявших вне зоны штатной высадки. Также необходимо обеспечить безопасный доступ персонала, проводящего эвакуацию.

5.8.5.2    Вход и выход из замкнутых помещений

Каждое замкнутое помещение должно быть снабжено эвакуационными выходами, обеспечивающими безопасную эвакуацию максимального числа посетителей, на которое рассчитано это помещение.

Расчет необходимого числа выходов, их ширина и высота и допустимые максимальные расстояния, которые должен преодолеть посетитель при эвакуации из помещения, — согласно [7] (для зданий культурно-просветительных и зрелищных учреждений) и [8]. При этом высота аварийных выходов должна быть не менее 2,0, а ширина — не менее 1,0 м. Расчетную площадь помещения, приходящуюся на одного посетителя, принимают равной 0,5 м2.

По крайней мере один вход и один выход должны быть предназначены для инвалидных колясок, если аттракцион (замкнутое помещение) допускает присутствие инвалидов.

Необходимое число выходов должно быть равномерно распределено по периметру помещения так, чтобы для выхода из любого места помещения были альтернативные пути. Расстояние, которое необходимо пройти для выхода из любого места помещения (измеренное по реальной траектории движения человека к выходу), не должно быть более 35 м, причем после прохождения первых6,5 м должна существовать равная возможность выйти через другой выход. В помещениях с одним выходом указанное расстояние не должно превышать 24 м. Если помещение рассчитано на группу с числом посетителей более 150 человек, то число выходов должно быть кратно или более числа групп посетителей.

Требования указанного пункта к аварийным и эвакуационным выходам замкнутых помещений, шоу и пр. должны быть не ниже требований, предусмотренных [8].

Должен быть предусмотрен выход для инвалидов.

5.8.6    Уменьшение риска, связанного с использованием контуров безопасности

Устанавливают три типа контуров безопасности (КБ) для относительных скоростей движения пассажиров или конструкций более 3 м/с:

-    для пассажиров, едущих сидя, — КБ 1,5 м (см. рисунок 5);

17

6.1.7    Пластиковые композиционные материалы......................... 47

6.1.8    Электрические установки................................. 47

6.2    Маркировка аттракциона.................................... 47

6.3    Формуляр аттракциона..................................... 48

7    Эксплуатация аттракционов..................................... 48

7.1    Введение............................................ 48

7.2    Комплект документации..................................... 48

7.3    Требования к персоналу..................................... 48

7.4    Обязанности администратора.................................. 49

7.5    Обязанности механика и электрика аттракциона........................ 58

7.6    Обязанности оператора аттракциона.............................. 58

7.7    Обязанности помощника оператора............................... 59

7.8    Проверки............................................ 60

7.9    Пожарная безопасность..................................... 61

8    Вывод из эксплуатации и утилизация аттракционов......................... 63

Приложение А (обязательное) Ускорения, допустимые для пассажиров аттракциона......... 65

Приложение Б (справочное) Воздействие ускорений на пассажиров................. 70

Приложение В (рекомендуемое) Образец формуляра......................... 73

Приложение Г (обязательное) Расчет и проектирование некоторых видов аттракционов........ 95

Приложение Д (рекомендуемое) Руководство по проектированию пассажирских модулей...... 97

Приложение Е (обязательное) Электрические установки и системы управления............101

Приложение Ж (рекомендуемое) Обоснование безопасности аттракционов (технический отчет о проекте для подтверждения соответствия) .........................106

Приложение И (рекомендуемое) Образец журнала администратора..................107

Приложение К (рекомендуемое) Образец журнала учета технического обслуживания и ремонта . . . 114 Библиография............................................130

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ АТТРАКЦИОНОВ Общие требования

Safety of attractions. General requirements

Дата введения —2010 — 07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности, которые необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении, проверке и испытаниях, эксплуатации и утилизации таких аттракционов, как механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, а также вспомогательных устройств для развлечений, используемых в парках аттракционов или совместно с аттракционами, например, такими, как платформы, лестницы, настилы, ограждения, временные трибуны, палатки, шатры, навесы, рекламные стойки и подобные им аттракционы, и устанавливаемых в парках, торгово-развлекательных центрах, ярмарках и других общественных местах.

Требования настоящего стандарта не распространяются на аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до введения в действие настоящего стандарта, а также на строительные объекты, фундаменты, постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование и игровые автоматы, использующие жетоны, оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки, оборудование для казино, боулинги и иные аналогичные устройства, бассейны, аквапарки, аквариумы и океанариумы, канатные дороги и подъемники, лифты, тренажеры, картинги, лодки, в том числе моторные, авто- и авиатранспортные средства.

Требования настоящего стандарта могут быть использованы при создании других подобных, непосредственно не упомянутых в нем, аттракционов.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ЕН 1177-2006 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ Р ИС012100-1 — 2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ Р ИС012100-2—2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2.Технические принципы

ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования

ГОСТ Р 50030.1 — 2007 (МЭК60947-1:2004) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 50030.2— 99 (МЭК 60947-2— 98) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели

Издание официальное

ГОСТ Р 50030.3-99 (МЭК 60947-3—99) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 3. Выключатели, разъединители, выключатели-разъединители и комбинации их с предохранителями ГОСТ Р 50030.4.1-2002 (МЭК60947-4-1—2000) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4-1. Контакторы и пускатели. Электромеханические контакторы и пускатели

ГОСТ Р 50030.5.1-2005 (МЭК 60947-5-1:2003) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Глава 1. Электромеханические аппараты для цепей управления

ГОСТ Р 50030.5.2-99 (МЭК 60947-5-2—97) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-2. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Бесконтактные датчики

ГОСТ Р 50030.5.5-2000 (МЭК 60947-5-5—97) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-5. Аппараты и элементы коммутации для цепей управления. Электрические устройства срочного останова с функцией механического защелкивания

ГОСТ Р 50030.6.1-99 (МЭК 60947-6-1—89) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 6. Аппаратура многофункциональная. Раздел 1. Аппаратура коммутационная автоматического переключения

ГОСТ Р 50030.6.2-2000 (МЭК 60947-6-2—92) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 6. Аппаратура многофункциональная. Раздел 2. Коммутационные устройства (или оборудование) управления и защиты

ГОСТ Р 50571.5-94 (МЭК 364-4-43—77) Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Защита от сверхтока

ГОСТ Р 50571.10-96 (МЭК 364-5-54—80) Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Глава 54. Заземляющие устройства и защитные проводники

ГОСТ Р 50571.27-2003 (МЭК 60364-7-740—2000) Электроустановки зданий. Часть 7—740. Требования к специальным установкам или местам их расположения. Временные электрические установки для сооружений, устройств для развлечений и павильонов на ярмарках, в парках развлечений и цирках

ГОСТ Р 50599-93 Сосуды и аппараты стальные сварные высокого давления. Контроль неразрушающий при изготовлении и эксплуатации

ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 51343-99 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска ГОСТ Р 51344— 99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска ГОСТ Р 51345-99 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001:90) Знаки информационные для общественных мест ГОСТ Р 52170-2003 Безопасность аттракционов механизированных. Основные положения по проектированию стальных конструкций

ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.085-2002 Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

ГОСТ P 53130—2008

ГОСТЕЙ 1070—2003 Безопасность оборудования. Термины и определения ГОСТ6627—74 Крюки однорогие. Заготовки. Типы. Конструкция и размеры ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 19919-74 Контроль автоматизированный технического состояния изделий авиационной техники. Термины и определения

ГОСТ 23118-99 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ27259—2006 (ИСО 7096:2000) Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации, передаваемой через сиденье оператора машины. Машины землеройные

ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров

ГОСТ 27751 — 88 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

ГОСТ 30030-93 (МЭК 742—83) Трансформаторы разделительные и безопасные разделительные трансформаторы. Технические требования

ГОСТ 30869-2003 (ЕН 983:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Пневматика

ГОСТ31177—2003 (ЕН 982:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действия ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования и по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТЕЙ 1070, ГОСТ 19919, ГОСТ 2.601 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    администратор: Официально назначенное эксплуатантом лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации аттракциона.

3.2    аттракцион: Устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.

3.3    вспомогательные устройства (для развлечений): Устройства, обеспечивающие возможность и безопасность развлечений, зрелищ и используемые в местах развлечений или на (в) аттракционах.

3.4    дети: Посетители, в том числе пассажиры, ростом от 90 до 160 см (в возрасте от двух до 14 лет).

3.5    детский аттракцион: Аттракцион, специально разработанный для развлечения детей ростом от 90 до 160 см.

Примечание — Конструкция детского аттракциона должна учитывать антропометрические данные

детей.

3.6    изготовитель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящий продукцию.

3.7    контрольный пуск: Испытательный пуск аттракциона без пассажиров, но с имитацией полной нагрузки от пассажиров там, где это предусмотрено эксплуатационными документами.

3.8    контур безопасности: Ограничение части пространства, внутри которого перемещается пассажир, обеспечивающее отсутствие риска получения травм в результате соприкосновения с подвижными и неподвижными элементами конструкций.

3.9    критичный компонент: Часть конструкции, узел или деталь аттракциона или вспомогательного устройства для развлечений, отказ которых в отношении рисков для пассажиров или рисков материального ущерба является недопустимым и требует специальных мер для снижения вероятности отказа.

3.10    критичный параметр: Существенная характеристика аттракциона или его критичного компонента, нарушение которой в отношении рисков для пассажиров и риска материального ущерба является недопустимым и требует принятия специальных мер для снижения вероятности их возникновения.

3

3.11    крупная модификация: Любое изменение оборудования или программного обеспечения аттракциона, включая введение или изменение критичного компонента или критичного параметра, или их замену, результатом которого является отступление от проектныхтехническиххарактеристик, указанных в формуляре.

3.12    мелкая модификация: Любое изменение оборудования или программного обеспечения развлекательного устройства, не затрагивающее критичных компонентов и параметров, в результате которого его расчетные технические характеристики и надежность не ухудшаются.

3.13    механизированный аттракцион: Аттракцион, на котором пассажиров перемещают по заданной траектории или в пределах ограниченного пространства, используя энергию различных видов, за исключением мускульной энергии людей.

3.14    механик аттракциона: Лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние аттракциона и его полное техническое обслуживание в соответствии стребованиями эксплуатационныхдокументов.

3.15    ограничение пользования: Запрет на пользование аттракционом посетителями с отклонениями здоровья от нормы и (или) по возрасту, росту, весу (массе), а также при плохом самочувствии.

3.16    оператор аттракциона: Лицо, назначенное администратором, отвечающее за правильное управление аттракционом в соответствии с эксплуатационными документами, когда аттракцион разрешен для доступа посетителей.

3.17    парк развлечений: Открытая территория или помещение, используемая(ое) преимущественно как постоянное место установки аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений.

3.18    пассажир: Человек, перемещаемый аттракционом.

3.19    пассажирский модуль: Часть аттракциона, предназначенная для перемещения в ней пассажиров (тележка катальной горы, кабина колеса обозрения, гондола качелей). Модуль может включать в себя одно или несколько посадочных мест, устройства фиксации и иные необходимые средства обеспечения безопасности.

3.20    платформа: Горизонтальная или слегка наклонная поверхность, приподнятая над уровнем смежного участка или площадкой установки аттракциона, предназначенная для посадки и высадки пассажиров.

3.21    полная проверка: Проверка технического состояния критичных компонентов, критичных параметров и других частей и параметров, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков.

3.22    посадочное место: Сиденье (кресло) или площадка, предназначенное(ая) для размещения на аттракционе одного посетителя.

3.23    посетитель: Человек, находящийся в зоне аттракционов или вспомогательных устройств для развлечений.

3.24    правила для оператора: Требования к оператору по управлению аттракционом, размещению и закреплению посетителей в пассажирских модулях в соответствии с эксплуатационными документами.

3.25    правила пользования аттракционом: Требования к посетителям, установленные проектировщиком или эксплуатантом в соответствии с техническими регламентами и стандартами Российской Федерации для безопасного пользования аттракционом.

3.26    проверка компонентов: Проверка технического состояния отдельного компонента или группы компонентов, подвергнутых крупной модификации, с последующим проведением контрольных пусков.

3.27    проектировщик: Компетентное в проектировании аттракционов юридическое лицо или дипломированный инженер, спроектировавшее аттракцион (выпустившее проектно-конструкторскую документацию и эксплуатационные документы) в соответствии стребованиями нормативныхдокументов (НД).

3.28    риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью посетителей аттракционов или имуществу с учетом тяжести этого вреда.

3.29    темный аттракцион: Аттракцион, расположенный в помещении, в котором для создания одного из развлекательных эффектов полностью или частично выключают освещение.

3.30    устройства для удерживания (пассажиров): Компоненты аттракциона (например, сиденья, подножки, перила, дуги безопасности, штанги, ремни и т.п.), предназначенные для предотвращения недопустимых перемещений пассажиров в опасную зону на аттракционе.

3.31    устройство (для) фиксации: Устройство в виде дуги, перекладины, ремня, экрана и т.п., оснащенное одним или несколькими запирающими устройствами, надежно фиксирующее положение тела пассажира в кресле пассажирского модуля для безопасного восприятия ускорений и ограничивающее его недопустимые перемещения.

4

ГОСТ P 53130—2008

3.32    формуляр (аттракциона): Документ, идентифицирующий аттракцион и содержащий необходимые сведения о нем.

3.33    эксплуатант: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, законно эксплуатирующий аттракцион и несущий ответственность за выполнение требований эксплуатационныхдокументов.

3.34    электрик аттракциона: Ответственное лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние электрооборудования аттракциона и его техническое обслуживание в соответствии стребованиями эксплуатационных документов.

3.35    эксплуатационные документы: Комплект документов, разработанных проектировщиком в соответствии с ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.610, позволяющий обеспечить безопасность всех процессов эксплуатации и утилизации аттракционов в соответствии стехническими регламентами и национальными стандартами Российской Федерации.

4 Общие принципы обеспечения безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений

4.1    Исключение или минимизация рисков

Назначение аттракционов, особенно механизированных, заключается в создании для посетителей, в том числе и пассажиров, различных по воздействию и уровню психоэмоциональных и биомеханических эффектов, обусловленных в частности большими скоростями и ускорениями и связанными с ними рисками.

Риски при проектировании, изготовлении, эксплуатации и утилизации аттракционов могут быть снижены или исключены следующими мерами:

-    информированием посетителей об уровнях экстремальных воздействий аттракционов;

-    ограничением пользования аттракционом отдельными посетителями (ограничение пользования);

-    надлежащим проектированием и производством конструкций и систем управления посредством выявления критичных параметров и компонентов (выбор мер безопасности для каждого вида аттракционов по ГОСТ Р ИС012100-1) в соответствии стребованиями технических регламентов, национальных стандартов и принятием мер по снижению рисков;

-    обеспечением аттракционов устройствами для аварийной остановки, если это необходимо;

-    обеспечением доступности узлов и деталей для осмотра и ремонта;

-    созданием соответствующих условий работы для операторов, обеспечивающих безопасность управления аттракционом, в частности достаточного обзора с рабочего места оператора;

-    разработкой и использованием эксплуатационныхдокументов, позволяющих администраторам и операторам исключить или минимизировать риски от неправильной установки, наладки и технического обслуживания и эксплуатации аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений;

-    организацией способов и путей возможной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала.

4.2    Дополнительные риски, связанные с использованием аттракционов

Необходимо учитывать особенности конструкции и использования аттракциона, а также дополнительные риски, отличающиеся от указанных в общемашиностроительных стандартах и технических регламентах, вызванные психоэмоциональными и биомеханическими эффектами, значительными скоростями и ускорениями, создаваемыми для пассажиров, движущихся в пассажирских модулях.

Помимо рисков, приведенных в ГОСТ Р 51344, таблица А.1 (за исключением пунктов 8.5, 8.6 и 37), необходимо учитывать также риски, связанные с непосредственным использованием аттракционов (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Риски, связанные непосредственно с использованием аттракционов

Номер

риска*

Риски

Стандарты и их приложения, подразделы, пункты, подпункты

Риски, вызванные движением пассажиров на аттракционах

1 (38)

Риски, связанные с интенсивностью и продолжительностью ускорений и толчков

4.4, приложения А, Б настоящего стандарта

2 (39)

Риски, связанные с интенсивностью и продолжительностью сил, действующих со стороны элементов системы фиксации пассажиров

5.4.2.2, 5.6.4, 5.8.6.2, приложение А настоящего стандарта

Окончание таблицы 1

Номер

риска*

Риски

Стандарты и их приложения, подразделы, пункты, подпункты

3(40)

Риски, связанные с угрозой выброса пассажиров

5.8.6.2 настоящего стандарта

4 (41)

Риски, связанные с реально прогнозируемым поведением пассажиров

7.4.7 настоящего стандарта

5(42)

Риски, связанные с реально прогнозируемыми ошибками оператора

7.5 настоящего стандарта

Риски, вызванные условиями окружающей среды (особенно в случае использования аттракциона на открытом воздухе)

6(43)

Риски, связанные с воздействием ветра

ГОСТ Р 52170, подраздел 5.5

7(44)

Риски, связанные с воздействием снега

ГОСТ Р 52170, подраздел 5.6

Риски, вызванные процедурами эвакуации

8 (46)

Риски, связанные с эвакуацией пассажиров из пассажирских модулей, из мест аварийной остановки и т.п.

5.8.3.3, 5.8.5.1 настоящего стандарта

* Указанные в скобках номера являются продолжением нумерации по ГОСТ Р 51344, таблица А.1.

4.3    Критичные параметры

При проектировании, производстве и эксплуатации аттракционов необходимо обратить особое внимание на следующие критичные параметры: ускорения, действующие на пассажиров (см. 4.4); контуры безопасности (см. 5.8.4,5.8.6), зазоры, опасные в отношении возможного падения посетителей или предметов (см. 5.8.4, 5.8.5), управляющие безопасной работой аттракциона алгоритмы и компьютерные программы, правильность крепления и соединения критичных компонентов, устойчивость аттракционов от опрокидывания.

4.4    Ускорения, действующие на пассажиров

4.4.1    Предельно допустимые значения линейных ускорений, действующих на пассажиров аттракционов, назначает проектировщик в соответствии с приложением АЧ

4.4.2    Аппаратура для измерения и регистрации ускорений должна соответствовать требованиям [2].

4.4.3    Установку датчиков и их крепление производят по ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 27259. Определение ускорений, действующих на пассажира аттракциона, проводят расчетом или экспериментально в точке, лежащей на уровне плоскости сиденья, а также в точке кресла, расположенной на расстоянии 60 см от плоскости сиденья, при этом определяют полные ускорения с учетом воздействия результирующих инерционных и гравитационных сил.

Для позы пассажира «стоя» или «лежа» точку измерения ускорений выбирают с участием специалиста по биомеханике.

4.4.4    Поверку аппаратуры для измерения и регистрации ускорений проводят по ГОСТ 8.395.

4.4.5    Обработку результатов измерений ускорений проводят по ГОСТ 8.207.

4.5    Критичные компоненты

4.5.1 При проектировании и производстве аттракционов необходимо обращать особое внимание на следующие критичные компоненты (по принципу «безопасность от пассажира — к конструкции аттракциона»):

-    устройства фиксации; посадочные места; пассажирские модули и их надежное крепление к направляющим движения и (или) к другим пассажирским модулям;

-    блокирующие, тормозные и защитные устройства;

-    электрические устройства и их заземления;

-    направляющие устройства и их крепления.

^ Дополнительный информационный материал по ускорениям — см. приложение Б.