ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52606-2006
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Москва
Стандартинформ
2007
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст
изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Термины и
определения. 2
4 Разделение дорожных
ограждений по классификационным признакам.. 3
Приложение А Классификационная схема. 5
Библиография. 6
|
ГОСТ Р 52606-2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технические средства организации дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Traffic control devices. Classification
of barriers
Дата введения - 2008-01-01
1
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификационные признаки для
разделения конструкций дорожных ограждений на классы, группы, типы и виды.
Настоящий стандарт предназначен для использования при разработке
нормативных и методических документов в области безопасности дорожного движения
с целью обеспечения единого понимания определений, названий и характеристик
устройств, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения.
2 Нормативные
ссылки
ГОСТ
Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств
ГОСТ
26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические
условия
Примечание - При пользовании настоящим
стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим
ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на
него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3
Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1 дорожные
ограждения: Устройства, относящиеся к техническим средствам организации
дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
3.2 дорожные
удерживающие ограждения: Устройства по 3.1,
предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного
полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.),
переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным
средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на
разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание
автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения
пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание
пешехода).
Примечание - Расположение дорожных
удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.
1 - обочина; 2 - боковое одностороннее ограждение; 3 - проезжая часть; 4 - направление потока; 5 - боковое двустороннее ограждение; 6 - фронтальное одностороннее
ограждение; 7 - фронтальное
двустороннее ограждение
Рисунок 1 - Расположение односторонних и двусторонних удерживающих
ограждений (боковых и фронтальных) для автомобилей
3.3
дорожные ограничивающие ограждения: Устройства по 3.1,
предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение
для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу
отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).
3.4 классификация
(ограждений): Система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений,
используемая для установления связей между этими понятиями.
4 Разделение
дорожных ограждений по классификационным признакам
4.1
Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения
к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того, используют признаки:
- расположение ограждения (определяет
группы и подгруппы);
- принцип работы ограждения (определяет
тип конструкции дорожного ограждения);
- разновидности по конструктивному
исполнению (определяют виды конструкций).
Настоящим стандартом нормируют
разделение конструкций по классам (подклассам) и группам (подгруппам).
Классификационная таблица приведена в приложении А.
4.2
По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие
(для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
4.3 Дорожные
удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по
назначению - боковые и фронтальные.
Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его
траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию
движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом,
близким к 90°.
4.4
По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы
(подгруппы). Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на
две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит
из подгрупп:
- одностороннее ограждение,
удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной
стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;
- двустороннее ограждение, удерживающее
автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают
по оси разделительной полосы.
4.5
Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две
группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых
состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение,
удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления
движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
- двусторонние ограждения, удерживающие
автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления
движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.
4.6
Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по
условиям их расположения:
- дорожные, устанавливаемые на краю
обочины;
- мостовые, устанавливаемые на краю
тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в
ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ
Р 52289.
4.7
Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их
расположения на четыре группы:
- группа 1 - располагаемые вдоль
тротуаров и боковой разделительной полосы;
- группа 2 - располагаемые у надземных
или подземных переходов;
- группа 3 - располагаемые на газонах и
других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
- группа 4 - располагаемые у опор
путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий
электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.
4.8
Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их
расположения на две группы:
- группа 1 - ограждения, располагаемые
по границе полосы отвода вдоль дороги;
- группа 2 - ограждения, располагаемые
перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами
(скотопрогонах).
4.9
По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
- для боковых ограждений для
автомобилей:
барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической
деформации материала элементов - стоек балок, консолей и др.),
бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и
подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес,
уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба
тросов),
комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми
является комбинацией принципов, упомянутых выше,
- иные типы конструкций с иными
принципами гашения энергии;
- фронтальные ограждения для
автомобилей:
телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения
при вхождении одних элементов конструкций в другие),
упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет
упругих, эластических и упруго-пластических деформаций материала),
наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с
водой или другим жидким либо вязким веществом),
комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов,
упомянутых выше,
иные типы конструкций;
- удерживающие ограждения для
пешеходов:
парапетные перила (недеформируемые
конструкции),
барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие
деформации элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в
основном, упругие деформации стоек),
комбинированные конструкции,
иные типы конструкций.
4.10
По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
- ограничивающие ограждения для
пешеходов:
направляющие, указывающие направление
движения пешеходов,
защитные, защищающие территорию от
повреждения пешеходами,
предупреждающие пешеходов об опасности;
- ограничивающие ограждения для
животных:
отпугивающего действия (световые,
звуковые),
являющиеся препятствием и представляющие механический способ
защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды).
4.11
Классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению
(виду конструкций) может быть приведена в иных документах [1]
- [3] либо в нормативных документах,
разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий. Например,
некоторые из разновидностей конструкций барьерного типа (удерживающие
ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ 26804.
Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов,
сеток, барьеров и т.д.
Приложение А
(справочное)
Классификационная схема
Библиография
Ключевые слова: дорожные ограждения, классификация, расположение, принцип работы,
конструктивное исполнение, назначение