ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ
Р
52452-2005
|
Автомобильные
транспортные средства
ТРУБКИ И ШЛАНГИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО
И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДОВ
ТОРМОЗОВ
Технические
требования и методы испытаний
Москва
Стандартинформ
2006
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения
о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Федеральным
государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП
«НАМИ»)
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
29 декабря 2005 г. № 467-ст
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется
в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а
текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в
сети Интернет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ТРУБКИ И ШЛАНГИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И
ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
ПРИВОДОВ ТОРМОЗОВ
Технические требования и методы
испытаний
Vehicles.
Pipes and hoses of hydraulic and pneumatic transmissions of brakes.
Technical requirements and test methods
|
Дата введения - 2006-07-01
1.
Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на трубки и шланги (рукава гибкие) с наконечниками в
сборе [далее - трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов
тормозов автотранспортных средств (АТС)] и устанавливает технические требования
и методы их испытаний.
2.
Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация
испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ
Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств категорий М, N и O в отношении торможения
ГОСТ
Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения
ГОСТ
4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств.
Общие технические требования
ГОСТ
23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие
технические требования
Примечание
- При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в
сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным)
документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.
Технические требования
3.1. Трубки и шланги должны соответствовать
требованиям настоящего стандарта, ГОСТ
4364, ГОСТ
23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном
порядке.
3.2. Металлические и пластиковые трубки и резиновые
рукава без наконечников, предназначенные для использования в гидравлических и
пневматических тормозных приводах, должны иметь соответствующие сертификаты.
3.3. Трубки и шланги
должны обладать герметичностью и прочностью при давлении:
- для гидравлического тормозного привода - по ГОСТ
23181 (пункт 1.4), но не менее 20 МПа (200 кгс/см2);
- для пневматического привода - не менее 3Pmax,
где
Pmax - максимальное
давление в приводе, определяемое регулятором давления по ГОСТ
Р 41.13 и ГОСТ
Р 41.13-Н-99Н.
3.4. Трубки и шланги должны соответствовать
требованиям 3.3
после проведения испытаний в условиях их циклического нагружения в объеме не
менее 150000 циклов при максимальном давлении не менее 10 МПа (100 кгс/см2)
- для гидравлического привода и не менее 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) -
для пневматического привода.
4.
Методы испытаний
4.1. Общие положения
4.1.1. Испытания проводят на оборудовании,
аттестованном в соответствии с ГОСТ Р
8.568.
4.1.2. Испытания проводят по методикам, разработанным
предприятиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта и прошедшим в
установленном порядке метрологическую экспертизу.
4.1.3. Трубки и шланги испытывают по следующим
параметрам:
- герметичность;
- прочность;
- долговечность в условиях циклического нагружения.
4.1.4. Погрешность измерения давления - не более
3,0 %.
4.2. Испытания на герметичность и прочность
4.2.1. Испытания на герметичность и прочность
трубок и шлангов проводят на испытательном оборудовании, позволяющем создать
регулируемое давление рабочей жидкости не менее 30 МПа (300 кгс/см2)
- для трубок и шлангов гидравлического тормозного привода и не менее 5,0 МПа
(50 кгс/см2) - для трубок и шлангов пневматического тормозного
привода.
Схема
установки для проведения испытаний приведена на рисунке А.1 (приложение А).
4.2.2. При проведении
испытаний давление жидкости Ри должно быть доведено до
значения, указанного в 3.3, и выдержано на этом уровне в течение 2 мин ± 5 с.
4.2.3. Признаками потери герметичности и (или)
разрушения являются:
- прекращение повышения давления в процессе работы
насоса;
- появление течи жидкости, вздутия, трещин,
перемещения рукавов в наконечниках.
4.2.4. После завершения испытаний по 4.3
испытания по 4.2.2
должны быть повторены.
4.3. Испытания по
оценке долговечности в условиях циклического нагружения
4.3.1. Испытания по оценке долговечности трубок и
шлангов в условиях циклического нагружения проводят:
- для трубок и шлангов гидравлического привода -
давлением жидкости на стендовой установке, схема которой приведена на рисунке А.2
(приложение А);
- для трубок и шлангов пневматического привода -
давлением сжатого воздуха на стендовой установке, схема которой приведена на
рисунке А.3
(приложение А).
4.3.2. Стендовая установка должна обеспечивать
возможность создания следующих условий испытаний:
4.3.2.1. Максимальное давление:
- для гидравлического привода - 10 МПа (100 кгс/см2)
с возможностью регулирования;
- для пневматического привода - 1,0 МПа (10,0
кгс/см2) с возможностью регулирования.
4.3.2.2. Частота циклов пульсации давления - в
диапазоне от 0 до 3 Гц с возможностью регулирования и погрешностью измерения не
более 5,0 %.
4.3.3. После подключения объекта испытаний система
управления должна быть отрегулирована таким образом, чтобы:
- в гидравлической магистрали стендовой установки
для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода при максимальном
давлении 10 МПа (100 кгс/см2) частота пульсации давления составляла
(1,5 ± 1,0) Гц;
- в пневматической магистрали стендовой установки
для испытаний трубок и шлангов пневматического привода при максимальном
давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) частота пульсации давления
составляла (1,5 ± 1,0) Гц.
4.3.4. Общее число циклов нагружения должно быть не
менее 150000.
5.
Оформление результатов испытаний
5.1. По результатам испытаний оформляют протокол, в
котором приводят идентификационные сведения об объекте испытаний, значения
измеренных параметров и данные, характеризующие поведение объекта в процессе
испытаний.
5.2. Форма протокола испытаний приведена в
приложении Б.
Приложение А
(рекомендуемое)
Схема установки для проведения испытания трубок и
шлангов
1 - объекты испытаний; 2 - контрольный манометр; 3 -
сливной кран; 4 - клапан прокачки; P - давление на входе
Рисунок
А.1. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического и
пневматического привода на герметичность и прочность
1 - компрессор; 2 - пневматическая магистраль; 3 -
электропневмоклапан; 4 - регулятор давления; 5 - манометр; 6
- пневматическая камера; 7 - главный тормозной цилиндр; 8 -
гидравлические манометры; 9 - объекты испытаний; 10 - блок
питания; 11 - генератор импульсов; 12 - счетчик импульсов
Рисунок
А.2. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода
на долговечность при циклическом нагружении
1 - компрессор; 2 - пневматическая магистраль; 3 -
электропневмоклапан; 4 - регулятор давления; 5 - манометр; 6
- объекты испытаний; 7 - блок питания; 8 - генератор импульсов; 9
- счетчик импульсов
Рисунок
А.3. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов пневматического привода
при циклическом нагружении
Приложение Б
(рекомендуемое)
Форма протокола испытаний трубок и шлангов
гидравлического и пневматического привода автотранспортных средств
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель испытательного подразделения
_______________ _______________________
личная подпись расшифровка подписи
«______»____________200 _____г.
ПРОТОКОЛ
ИСПЫТАНИЙ № ________
1. Идентификационные данные об объекте испытаний
______________________
2. Цель испытаний
Определение
соответствия трубок и шлангов требованиям нормативных документов (ГОСТ Р
_________________________________________________________________,
ГОСТ
4364, ГОСТ
23181) и КД
3. Методика испытаний
Методика
испытаний разработана в соответствии с требованиями ГОСТ Р_______
4. Результаты испытаний
Наименование
параметра
|
Требования
|
Результат
испытаний
|
Соответствие геометрических параметров
тормозных шлангов требованиям КД
|
По КД
|
|
Испытания на герметичность
|
Давление Pи = ___МПа в течение 2 мин ± 5 с
|
|
Испытания на прочность
|
Давление Pи = ___МПа в течение 2 мин ± 5 с
|
|
Испытания на долговечность при
циклическом нагружении
|
150000
циклов при максимальном давлении ___МПа и частоте нагружения (1,5 ± 0,5) Гц
|
|
5. Заключение
Представленный
объект испытаний соответствует / не соответствует требованиям КД и
нормативных документов (ГОСТ Р ______, ГОСТ
4364, ГОСТ
23181)
Испытания
провел ____________________ ______________________________
личная подпись расшифровка
подписи
«_____»____________200___г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 2
2. Нормативные ссылки. 2
3. Технические требования. 2
4. Методы испытаний. 3
5. Оформление результатов испытаний. 4
Приложение А Схема установки для проведения испытания
трубок и шлангов. 4
Приложение Б Форма протокола
испытаний трубок и шлангов гидравлического и пневматического привода
автотранспортных средств. 6
|
Ключевые
слова: автомобильные транспортные средства, трубки и шланги
гидравлического тормозного привода, трубки и шланги пневматического тормозного
привода, наконечники в сборе, герметичность и прочность, долговечность,
циклическое нагружение