ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ
Р
52220-2004
|
ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Москва
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
2004
Предисловие
Задачи, основные принципы и
правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской
Федерации установлены ГОСТ
Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92
«Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок
разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 243 «Вагоны»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 4 февраля 2004 г. № 52-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к
настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст
этих изменений -
в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в
информационном указателе «Национальные стандарты»
ГОСТ Р 52220-2004
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ
СОСТАВ МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
Общие технические условия
Monorail transport
system electrical rolling stock. General safety requirements
|
Дата введения - 2004-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется
на электроподвижной состав монорельсовых транспортных систем (далее - ЭПС),
предназначенный для перевозки пассажиров по монорельсовым трассам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 Система
стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ
15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство.
Порядок выполнения научно-исследовательских работ
ГОСТ
15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство.
Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 2933-83
Аппараты электрические низковольтные. Методы испытаний
ГОСТ 3242-79
Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ
7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод
ГОСТ 9219-88
Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования
ГОСТ 14254-96 (МЭК
529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ
14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранение и
транспортирование в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 24297-87
Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ
26918-86 Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава
ГОСТ
29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи
индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний
ГОСТ
30429-96 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи
индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний
ГОСТ Р
8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация
испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ
Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство.
Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и
постановки продукции на производство
Примечание - При пользовании настоящим
стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю
«Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года
и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены
следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 электроподвижной состав (ЭПС): Средство
городского транспорта, состоящее из секций (вагонов), предназначенное для
перевозки пассажиров по монорельсовой трассе.
3.2 вагон:
Базовая составная часть (секция) электроподвижного состава, предназначенная
для перевозки пассажиров по монорельсовой трассе.
3.3 кабина
управления: Пространство внутри кузова головного вагона, предназначенное
для размещения машиниста (машиниста-оператора) и устройств управления
электроподвижным составом.
3.4 пассажирский
салон: Пространство внутри кузова вагона, предназначенное для размещения
пассажиров и устройств внутреннего оборудования.
3.5 промежуточный
вагон: Вагон, оборудованный только пассажирским салоном.
3.6 головной
вагон: Вагон, оборудованный пассажирским салоном и кабиной управления.
3.7 номинальная
вместимость вагона: Число сидящих пассажиров плюс число стоящих из расчета
пять человек на 1 м2 свободной площади пола вагона.
3.8 максимальная
вместимость вагона: Число сидящих пассажиров плюс число стоящих из расчета
восемь человек на 1 м2 свободной площади пола вагона.
3.9 максимальная
полезная нагрузка: Нагрузка, создаваемая массой пассажиров (расчетная масса
одного пассажира 70 кг) при максимальной вместимости вагона.
3.10 конструкционная
скорость: Максимальная скорость, допускаемая конструкцией ЭПС по условиям
прочности и устойчивости движения.
3.11 подсистема
диагностики: Функциональная подсистема, предназначенная для определения
состояния отдельных подсистем и приборов.
3.12 система
центрального диспетчерского управления: Верхний уровень системы управления
монорельсовой транспортной системой, реализующий функции оперативного
диспетчерского управления и общесистемные функции (документирование,
диагностику работы технических средств, архивирование и др.).
3.13 равномерность
распределения освещенности: Отношение минимальной освещенности к максимальной.
3.14 тормозной
путь: Расстояние, пройденное ЭПС, с момента подачи команды на торможение до
прекращения движения.
3.15 система
электродинамического торможения: Система, создающая сопротивление движению
тяговыми электродвигателями, приведенными в генераторный режим или режим
противотяги.
3.16 система
механического торможения: Система, создающая сопротивление движению за счет
трения между элементами ЭПС и ходовой балкой.
3.17 электробезопасность:
Совокупность организационных и технических мероприятий и средств,
обеспечивающих защиту пассажиров ЭПС и технического персонала от вредного и
опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного
поля и статического электричества.
3.18 пожарная
безопасность: Состояние ЭПС, при котором с регламентированной вероятностью
исключается возможность возникновения и развития пожара, воздействия на
пассажиров и технический персонал опасных факторов пожара.
3.19 холодный
период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой
наружного воздуха 10 °С и ниже.
3.20 теплый
период года: Период года, характеризуемый среднесуточной температурой
наружного воздуха выше 10 °С.
4 Требования безопасности конструкции
4.1
Металлоконструкции кузова, ходовые части и ЭПС в целом должны соответствовать
требованиям [1].
4.2 В состав
электрооборудования ЭПС должна функционально входить подсистема диагностики
состояния оборудования: системы управления ЭПС, тяговых электроприводов,
тормозного оборудования, привода дверей пассажирского салона, освещения,
отопления, вентиляции, кондиционирования (при его наличии) и автоматической
системы обнаружения и тушения пожара.
4.3 Головные вагоны
должны быть оборудованы осветительными приборами для наружного освещения,
габаритными огнями, устройствами для подачи звуковых сигналов и буксировки
подвижного состава. Бамперы должны иметь демпфирующие устройства.
4.4 Наружные
осветительные приборы должны обеспечивать освещенность линии не менее 2 лк на
расстоянии, равном длине двойного тормозного пути ЭПС при экстренном торможении
на прямом сухом участке пути с максимальной скоростью движения.
4.5
Устройства для подачи звуковых сигналов должны обеспечивать уровень звука не
менее 100 дБ дБА на расстоянии 5 м от сигнального устройства.
4.6 Кабина
управления должна быть отделена от пассажирского салона перегородкой с дверью,
оборудованной запорным устройством. Дверь должна отпираться и запираться снаружи
специальным ключом и иметь изнутри фиксатор, исключающий несанкционированный
доступ в кабину.
4.7 Кабину
управления оборудуют системой (кнопкой) контроля бдительности, средствами
двусторонней радиосвязи с системой центрального диспетчерского управления и
пассажирскими салонами.
4.8 Средства
отображения информации на пульте управления должны иметь подсветку 2 - 10 лк.
Расположение и материал поверхности пульта управления должны исключать
возможность отражения света от встречного ЭПС.
4.9 Лобовое
стекло кабины управления оборудуют солнцезащитными экранами (или оно должно
быть тонированным), стеклоочистителями и стеклоомывателями. Подвижные элементы
стеклоочистителей в отключенном положении не должны ухудшать обзор из кабины
управления. Лобовое и боковые стекла кабины управления должны быть
противоударными, должен обеспечиваться их обогрев.
4.10 Кресло
машиниста (машиниста-оператора) должно регулироваться по высоте, продольному
положению, углу наклона спинки и сиденья.
4.11 Кабина
управления и пассажирский салон должны быть оборудованы рабочим и аварийным
освещением. Аварийное освещение должно поддерживаться от аккумуляторной батареи
в течение 30 мин при отсутствии тока в контактной сети.
4.12 В кабине
управления должна быть обеспечена возможность ручного регулирования уровня
общей освещенности в диапазоне 2 - 25 лк.
4.13 Уровень
освещения пассажирского салона на высоте 0,8 м от пола и 0,6 м от спинки
сиденья должен быть не менее 200 лк. Равномерность распределения освещенности
пассажирского салона должна быть не менее 0,5.
4.14 Уровень
аварийного освещения пола пассажирского салона и кабины управления - не менее 2
лк.
4.15 Уровень
аварийного освещения порога входных дверей пассажирского салона - не менее 2
лк.
4.16 Ширина
проема дверей пассажирского салона в свету должна быть не менее 1150, а высота
- не менее 2000 мм.
4.17 Система
управления дверями пассажирского салона должна обеспечивать возможность
изменения направления движения дверей при контакте с препятствием. При
приложении к закрывающейся двери усилия сопротивления более 20 кг,
направленного в сторону, противоположную движению двери, дверь должна полностью
открыться. Сигнал о неполном закрытии дверей должен поступать в кабину
управления. Должны быть исключены возможность открытия двери при движении ЭПС и
движение ЭПС при открытой двери.
4.18 Двери
пассажирского салона снаружи и изнутри должны быть оборудованы устройствами
аварийного открытия дверей. Устройства должны быть идентифицированы цветом.
4.19 Покрытие
пола должно быть износостойким, исключающим возможность образования при
эксплуатации трещин, отслоений, задиров, пузырей и препятствующим скольжению
ног пассажиров, должно быть устойчивым при обработке моющими и дезинфицирующими
средствами. Пол пассажирского салона не должен иметь порогов, выступов,
окантовок высотой более 3 мм.
4.20 Окна
кабины управления, окна и двери пассажирского салона в закрытом состоянии не
должны пропускать воду внутрь ЭПС.
4.21
Пассажирский салон должен быть оборудован устройствами двусторонней
громкоговорящей связи «пассажир - машинист (машинист - оператор)». Рядом с
устройством должна быть краткая инструкция по его использованию.
4.22
Пассажирский салон должен быть оборудован поручнями и стойками с износостойким
покрытием. Высота от пола до поручней - не более 1900 мм.
4.23
Устройства и детали внутреннего оборудования кабины управления и пассажирского
салона не должны иметь острых ребер и углов, способных травмировать машиниста и
пассажиров.
4.24 ЭПС
должен быть оборудован двумя независимыми системами торможения: электродинамической
и механической. Система электродинамического торможения должна обеспечивать
торможение ЭПС. Система механического торможения должна использоваться в режиме
стояночного тормоза при остановке
ЭПС и экстренного торможения по команде машиниста (машиниста-оператора) или
системы центрального диспетчерского управления. В случае прекращения подачи
электроэнергии на все токоприемники ЭПС система механического торможения должна
включаться автоматически. Механический тормоз допускается использовать для доторможивания.
4.25 Длина
тормозного пути ЭПС с максимальной полезной нагрузкой на прямом горизонтальном
участке пути со скорости 43 км/ч, должна быть, м, не более:
100 - при
служебном торможении;
50 - при
экстренном торможении.
4.26 Система
механического торможения в режиме стояночного тормоза должна удерживать в
неподвижном состоянии ЭПС с максимальной полезной нагрузкой на уклоне 70 ‰ на сухом монорельсовом
пути.
4.27
Конструкция вагонов должна предусматривать возможность эвакуации пассажиров в
случае аварийной ситуации на настил верхнего строения пути между ходовыми
балками со стороны, противоположной токоведущим шинам.
5 Требования электробезопасности
5.1
Установленное на ЭПС электрическое оборудование (кроме участка от токоприемника
до защитных устройств) должно быть защищено от коротких замыканий и перегрузок,
а также коммутационных или атмосферных перенапряжений. Защита должна быть
автоматической, обеспечивающей селективное отключение поврежденных участков. В
электрической схеме не должно быть незащищенных участков.
5.2 При
размещении в кабине управления и пассажирском салоне элементов
электрооборудования с напряжением контактной сети должна быть обеспечена их
недоступность для машиниста (машиниста-оператора) и пассажиров.
5.3 Корпуса
электрической аппаратуры и оборудование в целом должны быть заземлены.
5.4
Соединения электрических цепей с питанием от контактной сети должны
осуществляться кабелями и проводами, защищенными от возможных повреждений в
процессе эксплуатации и обслуживания ЭПС. Кабели и провода с питанием от
контактной сети и кабели и провода с питанием от преобразователей и
аккумуляторных батарей при вводе в корпуса аппаратуры должны быть проложены
раздельно.
5.5
Заполнение сечения желобов кабелями и проводами не должно превышать 60 %.
Провода и кабели должны быть проложены без натяжения.
5.6 Жгуты
проводов должны быть жестко закреплены с наложением на них в местах крепления
дополнительной защитной изоляции. Места прокладки проводов и кабелей через
металлические части конструкции должны быть армированы электроизоляционными
материалами, а изоляция проводов защищена от механических повреждений.
5.7
Конструкция узлов и электропроводок ЭПС должна обеспечивать сопротивление
изоляции цепей электрооборудования, не менее 3 МОм, между проводами:
- силовых цепей
и «землей»;
- цепей
управления и «землей»;
- тяговых
электродвигателей и «землей» перед началом эксплуатации;
- силовых
цепей и цепей управления.
6 Требования пожарной безопасности
6.1 ЭПС
должен быть оборудован автоматической системой обнаружения и тушения пожаров.
6.2 Пожарная
безопасность ЭПС должна соответствовать требованиям [2].
7 Требования безопасности и комфорта
7.1 Уровень наружного
звука, создаваемого ЭПС на расстоянии 25 м от движущегося состава при скорости
движения ЭПС, равной 2/3 конструкционной скорости, должен
быть не более 70 дБА. Допускаемый уровень звукового давления, создаваемого ЭПС,
должен соответствовать:
- в кабине
управления - требованиям нормировочной кривой № 65 в соответствии с [3];
- в
пассажирском салоне - требованиям нормировочной кривой № 70 в соответствии с [3].
Уровень звука должен быть, дБА,
не более:
72 - в кабине управления;
75 - в пассажирском салоне.
Измерение уровней шума и звука
проводят при скорости движения ЭПС, равной 2/3
конструкционной скорости.
7.2 Уровень радиопомех,
создаваемых при движении ЭПС, не должен превышать норм, установленных ГОСТ
29205 и ГОСТ
30429.
7.3
Количество наружного воздуха, подаваемого в кабину управления, должно быть не
менее 30 м3/ч.
7.4 Общее
количество наружного воздуха, подаваемого при номинальной вместимости
пассажиров в пассажирский салон на одного пассажира, должно быть, м3/ч,
не менее:
20 - в теплый
период года;
10 - в
холодный период года.
7.5 Скорость
перемещения воздуха в зоне расположения сидящих и стоящих пассажиров, а также
машиниста (машиниста-оператора) должна быть, м/с, не более:
0,25 - в
теплый период года;
0,2 - в
холодный период года.
7.6 Средняя
температура воздуха в кабине управления должна быть:
- не выше
плюс 24 °С - при расчетной температуре наружного воздуха плюс 28,5 °С;
- не ниже
плюс 20 °С - при расчетной температуре наружного воздуха минус 32 °С.
7.7 Средняя
температура воздуха в пассажирском салоне должна быть:
- не выше
плюс 24 °С - при расчетной температуре наружного воздуха плюс 28,5 °С;
- не ниже 0
°С - при расчетной температуре наружного воздуха минус 32 °С.
7.8 Системы
отопления и кондиционирования воздуха должны обеспечивать автоматическое
регулирование температуры воздуха в кабине управления и в пассажирском салоне.
7.9 Средний
коэффициент теплопередачи кузова должен быть, Вт/(м2К), не более:
2,8 - кабины
управления;
3,2 -
пассажирского салона.
7.10
Изменение ускорения (замедления) при пуске и служебном торможении вагона - не
более 0,8 м/с3.
7.11 При
исчезновении питающего напряжения в контактной сети должна быть обеспечена
аварийная работа системы вентиляции от аккумуляторной батареи в течение 30 мин.
При этом допускается снижение количества подаваемого воздуха на 50 %.
7.12
Показатель плавности хода вагонов - не более 3,25.
7.13 Виброметрические характеристики (величины третьоктавных спектров вибрации
в движущемся вагоне на сидениях в кабине управления и пассажирском салоне) - по
[4].
8 Методы испытаний
8.1 ЭПС
подвергают испытаниям на соответствие требованиям настоящего стандарта в
объеме, установленном программами испытаний, которые согласовываются с
заказчиком и утверждаются разработчиком ЭПС.
8.2
Содержание программы испытаний должно соответствовать требованиям ГОСТ
15.309.
8.3 Испытания
проводят по стандартным или рабочим методикам, приведенным в программах испытаний.
Приоритетным является использование стандартных методик испытаний на
соответствие требованиям:
-
безопасности конструкции - по ГОСТ 3242, ГОСТ
7512, ГОСТ
14782;
-
электробезопасности - по ГОСТ 9219,
ГОСТ 2933, ГОСТ
14254;
-
пожаробезопасности - по [2];
-
безопасности и комфорта - по ГОСТ 12.1.003, ГОСТ
29205, ГОСТ
30429, ГОСТ
26918;
- плавности
хода - по [5];
- вибрации -
по [4].
8.4 Рабочие
методики испытаний могут разрабатываться при отсутствии стандартных или в целях
их дополнения и конкретизации. Рабочие методики не должны противоречить
стандартным.
8.5
Применяемые для проведения испытаний испытательное оборудование и средства
измерений должны быть:
- аттестованы
по ГОСТ Р
8.568;
- поверены по
ПР
50.2.006 [6];
- калиброваны
по ПР
50.2.016 [7].
8.6
Соответствие ЭПС требованиям [1] проверяют при проведении предварительных
(приемочных) и типовых испытаний, если типовые испытания связаны с изменением
прочностных характеристик ЭПС.
8.7
Испытания, связанные с движением ЭПС или воздействием климатических факторов,
должны проводиться в светлое время суток, на прямом горизонтальном участке пути,
с сухой ходовой балкой, в нормальных климатических условиях по ГОСТ
15150.
8.8
Испытания, не связанные с движением ЭПС или воздействием климатических
факторов, допускается проводить в помещениях, имеющих естественное и
искусственное освещение, оборудованных системами вентиляции и отопления,
которые обеспечивают равномерную температуру и состояние воздушной среды в
соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных
предприятий.
8.9 Испытания
ЭПС на соответствие установленным размерам, проверку наличия и расположения
элементов конструкции проводят сверкой изделия и его деталей с соответствующими
чертежами. Внешний вид, качество сборки, функционирование элементов, наличие
знаков и надписей проверяют внешним осмотром. Соответствие размеров ЭПС чертежам
контролируют однократным их измерением.
8.10
Соответствие применяемых при изготовлении ЭПС материалов установленным
требованиям устанавливают проверкой сертификатов поставки или документов,
оформленных на предприятии-изготовителе по результатам проведения входного
контроля в соответствии с ГОСТ 24297.
8.11
Результаты испытаний оформляют:
-
предварительных и приемочных - по ГОСТ
15.101, ГОСТ
Р 15.201;
-
приемосдаточных, периодических и типовых - по ГОСТ
15.309.
Библиография
[1] Нормы для
расчета механической части электроподвижного состава монорельсовой дороги
(утверждены ОАО «Московские монорельсовые дороги», ФГУП ГосНИИВ, 2003 г.)
[2]
Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Нормы пожарной
безопасности (утверждены Управлением транспорта и связи Правительства Москвы,
2003 г.)
[3] ОСТ
24.050.18-82 Система стандартов безопасности труда. Вагоны пассажирские
рефрижераторные. Шумовые характеристики. Нормы и методы измерения
[4] ОСТ
24.050.28-81 Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации
[5] ОСТ
24.050.16-85 Вагоны пассажирские. Методика определения плавности хода
[6] ПР
50.2.006-94 Государственная
система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств
измерений
[7] ПР
50.2.016-94
Государственная система обеспечения единства измерений. Российская система
калибровки. Требования к выполнению калибровочных работ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Термины и
определения. 2
4 Требования
безопасности конструкции. 3
5 Требования
электробезопасности. 5
6 Требования
пожарной безопасности. 6
7 Требования безопасности
и комфорта. 6
8 Методы испытаний. 7
Библиография. 8
|
Ключевые
слова: электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы,
вагон, кабина машиниста, пассажирский салон, безопасность конструкции,
электробезопасность, пожарная безопасность, комфорт, методы испытаний