Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

39 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51354-99 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта.

К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ

  Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Номенклатура и классификация

4 Определения

5 Маркировка

6 Устойчивость. Требования и испытания

7 Тормоза. Требования к функционированию

8 Направление движения. Органы управления

8.1 Общие требования

8.2 Стороны машины и направление движения вперед

8.3 Органы управления

8.4 Органы пуска в ход и остановки

8.5 Органы управления вилами погрузчика

9 Символы управления

10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам

11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений

12 Защитные устройства

13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды

14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин

14.1 Правила для потребителя

14.2 Правила для водителя

15 Техническое обслуживание

Приложение А Карточка периодического осмотра технического состояния

Приложение Б Библиография

Показать даты введения Admin

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ

Требования безопасности

БЗ 5-2003


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 1999 г. N? 410-ст

3    Разделы (подразделы, пункты, приложения) настоящего стандарта, за исключением 10.1.3.5, 13.1—13.4, представляют собой аутентичный текст ИСО 3691—1980(F) «Самоходные погрузочно-транспортные тележки. Требования по обеспечению безопасности труда»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5    ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменением № 1, принятым в декабре 2002 г. (ИУС 3—2003)

€> ИПК Издательство стандартов, 2000 О ИПК Издательство стандартов, 2003

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 51354-99

Содержание

1    Область применении...................................................... I

2    Нормативные ссылки..................................................... I

3    Номенклатура и классификация............................................. |

4    Определения............................................................ 2

5    Маркировка............................................................ 2

6    Устойчивость. Требования и испытания....................................... 4

7    Тормоза. Требования к функционированию.................................... 4

8    Направление движения. Органы управления.................................... 4

8.1    Общие требования.................................................... 4

8.2    Стороны машины и направление движения вперед............................ 4

8.3    Органы управления.................................................... 8

8.4    Органы пуска в ход и остановки.......................................... 10

8.5    Органы управления вилами погрузчика..................................... 15

9    Символы управления..................................................... 20

10    Требования к силовым системам и вспомогательным установкам................... 20

11    Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений................. 22

12    Защитные устройства..................................................... 23

13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды.................... 24

14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин.....    25

14.1    Правила для потребителя.............................................. 25

14.2    Правила для водителя................................................. 28

15    Техническое обслуживание................................................ 33

Приложение А Карточка периодического осмотр;! технического состояния.............. 35

Приложение Б Библиография................................................ 36

III

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80)

ГОСУДАРСТВЕН 11 Ы Й СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И

ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ Требования безопасности

Powered industrial trucks. Safely code

Дата ввеления 2000-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее — машины).

К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 24282-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Методы испытаний

ГОСТ 25940-83 (ИСО 3287—78) Машины напольного транспорта. Маркировка и символы ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055—97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Технические характеристики и методы испытаний

ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового 'электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования

ГОСТ Р 50609-93 (ИСО 5766—90) Машины напольного транспорта. Штабслсры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость

ГОСТ I* 51347—99 (ИСО 5767—92) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабе-лсры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость

ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292—%) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования

ГОСТ Р 51349-99 (ИСО 2328-93. ИСО 2330-95, ИСО 2331-74) Транспорт напольный безрельсовый. Плиты грузовые, вилы. Технические условия (Измененная редакция, Изм. .V» 1).

3 Номенклатура и классификация

3.1    Номенклатура и классификация машин — в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.

3.2    Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие определения и классификацию:

- погрузочная машина с подъемом груза на малую высоту: Тележка, снабженная механизмом для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения (далее — тележка);

И здание официальное

- погруючная машина с подъемом груда на большую высоту: Погрузчик, снабженный подъемным механизмом для обеспечения штабелирования и укладки груза на стеллажи, или погрузчик с поднимающимся местом водителя, снабженный аналогичным подъемным механизмом (далее — погрузчик).

4 Определения

4.1    Номинальная грузоподъемность транспортной тележки

Определение номинальной грузоподъемности транспортной тележки — в соответствии с ГОСТ 1X962.

4.2    Номинальная грузоподъемность погрузчиков

4.2.1    Для вилочных погрузчиков с противовесом

Определение номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом — в соответствии с ГОСТ 18962.

Номинальное значение грузоподъемности погрузчика зависит от положении центра тяжести груза на вилах погрузчика и высоты подъема груза.

4.2.2    Для погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами

Номинальной грузоподъемностью погрузчика с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую погрузчик может поднять на высоту 3.3 м при расстоянии D между центром тяжести груза и спинкой вил.

Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.

4.2.3    Для штабелеров и погрузчиков с платформой

Номинальной грузоподъемностью ш та бел ера и погрузчика с платформой является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую машина может поднять при расстоянии А измеряемом между центром тяжести груза и спинкой вил или упором платформы, на высоту 2.5 м для машины шириной межвнлочного расстояния или шириной платформы до 690 мм включительно и на высоту 3.3 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы более 690 мм.

Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.

4.2.4    Номинальная грузоподъемность погрузчиков с поднимающимся местом водителя без погрузочного устройства — по 4.2.1.

4.2.5    Номинальная грузоподъемность погрузчиков с боковым взятием груз;» — по 4.2.1.

4.3    Номинальная грузоподъемность погрузочных тележек

Номинальной грузоподъемностью погрузочных тележек является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую тележка может поднять и транспортировать.

4.4    Номинальное тяговое усилие тягача

Определение номинального тягового усилия тягача — в соответствии с ГОСТ 18962.

4.5    Номинальная грузоподъемность навесных (съемных) грузозахватных приспособлений (.гал ее — грузозахватное приспособление)

Номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления — разрешенная изготовителем наибольшая масса груз;!, с которой это приспособление может функционировать при нормальных условиях эксплуатации.

5 Маркировка

5.1    Напольный безрельсовый транспорт

На всех машинах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нсстирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.1.1    Машины с двигателями внутреннего сгорания (далее — ДВС):

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование машины и условное обозначение:

в)    заводской номер или номер серии:

г)    собственная масса машины в рабочем состоянии без гру юзах ватного приспособления, но с пилами Iля вилочных по|р> пиков и илабелеров;

2

ГОСТ Р 51354-99

л) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза.

5.1.2    Машины с электроприволом:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование машины и условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии;

г)    собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабслеров;

д)    номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза;

е)    собственная масса машины без аккумуляторных батарей;

ж)    допустимые максимальная и минимальная массы аккумуляторных батарей с аккумуляторным ящиком;

з)    номинальное напряжение (в вольтах) аккумуляторной батареи, которой снабжена машина.

5.1.3    Машины с грузозахватными приспособлениями

В дополнение к перечисленному в 5.1.1 или 5.1.2 табличка должна содержать следующую информацию:

а)    наименование и обозначение грузозахватного приспособления;

б)    собственная масса машины в рабочем состоянии с установленным грузозахватным приспособлением;

в)    номинальная грузоподъемность машины с грузозахватным приспособлением при максимальной высоте подъема груза.

Примечания

1    Допускается указывать на табличке номинальную грузоподъемность (при высоте подъема груза 3.3 м).

2    Масса поднимаемого груза может быть указана на отдельной табличке.

3    Когда машину или грузозахватное приспособление импортирует нс предприятие-изготовитель, а другая фирма, импортер может устанавливать дополнительную табличку с указанием его наименования и данных, перечисленных в 5.1.1—5.1.3. на языке страны импортера.

4    Содержание маркировки допускается дополнять в соответствии с требованиями заказчика.

(Измененная редакция, Изм. № I).

5.2    Грузозахватные приспособления

Каждое грузозахватное приспособление должно иметь отдельную табличку с указанием следующих данных:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя (и, если необходимо, фирмы-импортера);

б)    наименование грузозахватного приспособления и его условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии;

г)    масса грузозахватного приспособления и расстояние от его центра тяжести до присоединится ы I ой пл ос кости;

д)    номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления.

Примем а н и с — Действительная грузоподъемность грузозахватного приспособления может быть снижена в зависимости от грузоподъемности машины.

5.3    Аккумуляторные батареи для машин с электроприводом

Тяговые аккумуляторные батареи должны иметь фирменную табличку с указанием следующих данных:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование и условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии (при комплектовании аккумуляторных батарей на предприятии — изготовителе машин указывают дату изготовления аккумуляторов);

г)    номинальное напряжение в вольтах;

д)    масса аккумуляторной батареи в рабочем состоянии вместе с ящиком для быстрой смены батареи, если он имеется.

Как вариант, обозначение массы аккумуляторной батареи может быть указано на ящике вблизи расположения приспособлений для строповки.

5.4    Использование машин в особых условиях

Если машина предназначена для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на ней на видном месте должна быть закреплена табличка со следующими данными:

а)    указание специальиого(ных) условиями)) эксплуатации;

б)    грузоподъемность для каждого из специальных условий эксплуатации.

3

6 Устойчивость. Требования и испытания

6.1    Машины должны удовлетворять требованиям к устойчивости при испытаниях согласно государственным стандартам, указанным в 6.2. Испытания, установленные этими стандартами, позволяют подтвердить, что погрузчики (штабелеры) обладают достаточными характеристиками устойчивости при их правильном использовании в нормальных условиях эксплуатации. Испытания должен проводить изготовитель на опытных образцах, полностью соответствующих серийно выпускаемым погрузчикам (штабелерам).

6.2    Испытания на устойчивость проводят:

-    электропогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 24282. автопогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 16215;

-    погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, — в соответствии с ГОСТ 242X2;

-    погрузчиков с платформой или вилами — в соответствии с ГОСТ Р 50609;

-    погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником, — в соответствии с ГОСТ Р 51347.

7 Тормоза. Требования к функционированию

7.1 Тормоза на машинах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51348 и ГОСТ 16215. (Измененная редакция, Изм. № I).

8 Направление движения. Органы управления

8.1    Общие требования

Наилучшими органами управления являются тс. которые по принципу работы наиболее согласуются с естественными движениями человека. Если направление движения органов управления совпадает с направлением движения машины или ее оборудования, такие органы управления называются лирскнионными (направленными). Некоторые команды, такие как «передний ход» или «задний ход*, являются очевидными и их легко сделать лирскнионными.

Другие перемещения органов управления не являются дирскционными и требуют углубленного исследования, чтобы установить наиболее естественную человеческую реакцию.

Предпочтительные перемещения и расположение органов управления — в соответствии с 8.2—8.5 и рисунками 1—49.

8.2    Стороны машины и направление движения вперед

8.2.1    Передняя сторона

Передней стороной машины является ее сторона, ближайшая к стрелке, указанной на рисунках 1 — 19.

8.2.2    Задняя, левая и правая стороны

Определения задней, левой и правой сторон машины следуют из определения, данного в 8.2.1.

8.2.3    Направление движения вперед

Направление движения вперед указано стрелкой на рисунках 1 — 19. На всех рисунках представлен вид машины сверху.

8.2.3.1    Машины, управляемые сидящим водителем

8.2.3.1.1    Машины с расположением груза спереди при движении вперед:

а) вилочный погрузчик с противовесом

4

ГОСТ Р 51354-99


б) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами



в) тягач-толкач

8.2.3.1.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:


а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)

б) тягач, место водителя спереди

Ф

_/


в) тягач, место водителя сзади

5

* P 51354—99

г> тележка с неподвижной грузовой платформой

то

Рисунок 7

Х.2.3.2 Машины, управляемые водителем с машины стоя

8.2.3.2.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед



а) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре


G) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади

Г бй

Из

шли

-1

^ ни.

Рисунок 9


в) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

8.2.3.2.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)




Рисунок 13


в) тележка с неподвижной грузовой платформой




г) погрузчик с полни мающимся местом водителя

О



8.2.3.3 Машины, управляемые с пола

Машины с расположением груза сзади при движении вперед: а) тележка для перевозки поддонов



б) тележка с подвижной грузовой платформой



7