Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

61 страница

548.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51333-99 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Определяет основную терминологию и ее перечень, технические решения и технические условия, устанавливает общие конструкторские методы для помощи конструкторам и изготовителям, чтобы достичь безопасности в процессе конструирования машин для промышленного и частного использования

  Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 (ИУС 7-2008), ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 (ИУС 7-2008)

Действие завершено 01.07.2008

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Описание опасностей

4.1 Общая часть

4.2 Механические опасности

4.3 Электрические опасности

4.4 Термические опасности

4.5 Опасности от шума

4.6 Опасности от вибрации

4.7 Опасности от излучения

4.8 Опасности от сырья, материалов и веществ

4.9 Опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании машины

4.10 Комбинации опасностей

5 Стратегия выбора мер безопасности

5.1 Определение области применения машины

5.2 Систематическая оценка опасных ситуаций

5.3 Устранение источника опасности или ограничение риска (уменьшение риска путем конструирования)

5.4 Технические меры защиты от опасностей, которые по 5.3 не могут быть устранены или достаточно ограничены

5.5 Информирование и предостережение потребителя об остаточных рисках

5.6 Дополнительные меры предосторожности

5.7 Дополнительные требования

6 Оценка риска

6.1 Основные требования

6.2 Факторы, необходимые при оценке степени риска

7 Уменьшение риска за счет конструкции

7.1 Исключение острых кромок, углов, выступающих частей и т.д.

7.2 Обеспечение безопасности в самой машине

7.3 Учет конструкторских аспектов, данных о свойствах материала

7.4 Применение методов повышенной безопасности энергопитания

7.5 Применение принципа положительного механического воздействия одной детали на другую

7.6 Соблюдение принципов эргономики

7.7 Применение принципов безопасности при конструировании систем управления

7.8 Предотвращение опасности в пневматическом и гидравлическом оборудованиях

7.9 Предотвращение энергоопасности

7.10 Ограничение опасности посредством повышения надежности оборудования

7.11 Ограничение опасности посредством механизации и автоматизации погрузочно- разгрузочных работ (операций загрузки и удаления)

7.12 Ограничение опасности посредством вынесения мест наладки и обслуживания за пределы опасных зон

8 Технические меры защиты

8.1 Выбор защитных и предохранительных устройств

8.2 Требования к ограждениям

9 Информация потребителю

9.1 Общие требования

9.2 Размещение и содержание информации потребителю

9.3 Сигналы и средства предупреждения

9.4 Маркировка, знаки (пиктограммы), письменные предупреждения

9.5 Сопроводительные документы (инструкция по эксплуатации)

10 Дополнительные меры предосторожности

10.1 Меры предосторожности от аварийных ситуаций

10.2 Средства, системы и организация, обеспечивающие безопасность

Приложение А Общее схематическое изображение машины

Приложение В Основные требования по здоровью и безопасности, относящиеся к конструированию и производству машин, механизмов и компонентов безопасности

Приложение С Важнейшие терминологические различия между настоящим стандартом и Директивой по машиностроению

Приложение Д Терминологический словарь специальных слов и выражений, используемых в настоящем стандарте

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ. ТЕРМИНЫ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

БЗ 8-99/164, 165


Изланис официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ М о с к I а

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС»)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 «Станки»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 ноября 1999 г. № 421-ст

3    Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международных стандартов:

EH 292-1—91 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования.

Часть 1. Основная терминология, методология»,

ЕН 292-2—91 «Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические решения и технические условия*

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2000

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 51333-99

Содержание

Введение...................................................................V

1    Область применения........................................................ 1

2    Нормативные ссылки....................................................... I

3    Определения.............................................................. I

4    Описание опасностей....................................................... 5

4.1    Общая часть.......................................................... 5

4.2    Механические опасности................................................. 5

4.3    Электрические опасности................................................ 6

4.4    Термические опасности.................................................. 6

4.5    Опасности от шума..................................................... 6

4.6    Опасности от вибраций.................................................. 6

4.7    Опасности от излучений................................................. 6

4.8    Опасности от сырья, материалов и веществ................................... 6

4.9    Опасности из-за пренебрежения эргономическими принципами при создании машины . 6

4.10    Комбинации опасностей................................................ 7

5    Стратегия выбора мер безопасности............................................ 7

5.1    Определение области применения машины................................... 9

5.2    Систематическая оценка опасных ситуаций.................................. 9

5.3    Устранение источника опасности или ограничение риска (уменьшение риска путем

конструирования)......................................................... 9

5.4    Технические меры защиты от опасностей, которые по 5.3 нс могут быть устранены или

достаточно ограничены..................................................... 9

5.5    Информирование и предостережение потребителя об остаточных рисках............ 9

5.6    Дополнительные меры предосторожности.................................... 9

5.7    Дополнительные требования.............................................. 9

6    Оценка риска.............................................................10

6.1    Основные требования...................................................10

6.2    Факторы, необходимые при оценке степени риска.............................10

7    Уменьшение риска за счет конструкции.........................................10

7.1    Исключение острых кромок, углов, выступающих частей и т. д....................10

7.2    Обеспечение безопасности в самой машине..................................10

7.3    Учет конструкторских аспектов, данных о свойствах материала....................II

7.4    Применение методов повышенной безопасности энергопитания...................11

7.5    Применение принципа положительного механического воздействия одной детали на

другую.................................................................11

7.6    Соблюдение принципов эргономики........................................II

7.7    Применение принципов безопасности при конструировании систем управления......12

7.8    Предотвращение опасности в пневматическом и гидраатичсском оборудованиях......15

7.9    Предотвращения электроопасности.........................................15

7.10    Ограничение опасности посредством повышения надежности оборудования.........15

7.11    Ограничение опасности посредством механизации и автоматизации пофузочно-

разфузочных работ (операций зафузки и удаления)...............................15

III

7.12 Ограничение опасности посредством вынесения мест наладки и обслуживания за пределы опасных зон.......................................................16

8    Технические меры зашиты...................................................16

8.1    Выбор защитных и предохранительных устройств..............................16

8.2    Требования к ограждениям...............................................18

9    Информация потребителю....................................................19

9.1    Общие требования.....................................................19

9.2    Размещение и содержание информации потребителю...........................20

9.3    Сигналы и средства предупреждения........................................20

9.4    Маркировка, знаки (пиктограммы), письменные предупреждения..................20

9.5    Сопроводительные документы (инструкция по эксплуатации).....................20

10    Дополнительные меры предосторожности.......................................22

10.1    Меры предосторожности от аварийных ситуаций..............................22

10.2    Средства, системы и организация, обеспечивающие безопасность.................23

Приложение Л Общее схематическое изображение машины............................25

Приложение В Основные требования по здоровью и безопасности, относящиеся к конструированию и производству машин, механизмов и    компонентов безопасности.......26

Приложение С Важнейшие терминологические различия между настоящим стандартом и Директивой по машиностроению........................................46

Приложение D Терминологический словарь специальных слов и выражений, используемых в настоящем стандарте.............................................47

IV

ГОСТ Р 51333-99

Введение

Настоящий стандарт разработан для поддержки конструкторов, изготовителей и других заинтересованных лип в шгтерпретации основных требований безопасности для того, чтобы достичь соответствия Европейскому законодательству по безопасности машин.

Главной целью настоящего стандарта является предоставить стратегию и ограничения изготовителям и конструкторам для достижения оптимального соответствия Европейскому законодательству.

V

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность машин

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ. ТЕРМИНЫ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Safety of machinery- Basic concepts, general principles for design.

Basic terminology, technical principles and specifications

Дата введения 2000—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет основную терминологию и ее перечень, технические решения и технические условия, устанавливает общие конструкторские методы для помощи конструкторам и изготовителям, чтобы достичь безопасности в процессе конструирования машин для промышленного и частного использования.

Настоящий стандарт может быть применен для других технических изделий, которые Moiyr иметь подобные опасности. Рекомендовано включать стандарт в учебные курсы и руководства, в которых определяются основополагающая терминология и общие методы конструирования и т. д.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9146-79 Органы управления станков. Направление действия

ГОСТ Р 51330.10-99 (МЭК 60079-11—99) Электрооборудование взрывозащищеннос. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь «i*

ГОСТ Р 51334-99 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51335-99 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

ГОСТ Р 51336-99 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 51342-99 Безопасность машин. Съемные защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств

ГОСТ Р МЭК 60204-1-99 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть I. Общие требования

3    Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    машина: Общность связанных между собой частей или устройств, от которых что-то движется, а также элементы привода, управления, энергетические узлы и т. д., которые служат для определенного применения, такого как переработка, обслуживание, поступательное движение и подготовка материала. Под термин «машина» попадает также и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они взаимодействуют как единое целое для достижения одной и той же цели.

Приложение Л содержит общее схематическое изображение машины;

3.2    надежность: Способность машины, частей или оборудования исполнять требуемую функцию в регламентированных условиях и заданном временном отрезке без сбоев;

Издание официальное

3.3    содержание машины в исправности: Возможность содержать машину в таком состоянии или вернуть сс в это состояние, в котором она могла бы выполнять свои функции в своей области применения (3.12), причем это содержание машины в исправности может быть обеспечено предусмотренной методикой и с помощью предусмотренных для этого средств;

3.4    безопасность машины: Способность машины выполнять свои функции и быть устанавливаемой, иметь возможность транспортироваться, сохраняться в исправном состоянии и обслуживаться (3.12) согласно инструкции изготовителя, без причинения травм или вреда здоровью.

3.5    опасности: Источники возможных травм или вреда здоровью.

Примечание — Термин «опасность» применяется в сочетании с другими понятиями, которые связаны с ожидаемыми травмами или вредом для здоровья:

опасностью электроудара, ушибом, (контузией, защемлением), опасностью из-за ножниц, опасностью отравления и т. д. Опасности, которые исходят от машины, описаны в разделе 4;

3.6    опасная ситуация: Каждая ситуация, в которой человек (личность) подвержен одной или мног им опасностям;

3.7    риск: Комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или вреда здоровью в опасной ситуации;

3.8    оценка риска: Оценка вероятности и степень тяжести возможного травмирования или вреда здоровью в опасной ситуации, чтобы выбрать необходимые меры безопасности.

Примечание — Раздел 6 посвяшсн оценке риска.

3.9    опасные функции машин: Функция машины, которая во время работы вызывает опасность;

3.10    зона опасности: Зона внутри машины или вокруг нес, в которой человек подвергается риску травмирования или вреда здоровью.

Примечание — Опасности, которые вызывают риск:

-    либо постоянно действующие при штатном использовании машины (опасное движение ее подвижных частей, световое излучение при сварке и т. д.),

-    либо наступающие неожиданно (непреднамеренный, неожиданный пуск и т. д.);

3.11    конструкция машины: Ряд действий, включая:

a)    исследование самой машины, при котором должны быть учтены все стадии жизненного цикла:

1    — изготовление;

2    — транспортирование и ввод в эксплуатацию: сборка и наладка;

3    — примснснис/использованис:

-    настройка, обучающее программирование или изменение процссса/псрсоборудованис, переналадка,

-    производство,

-    очистка,

-    поиск ошибки,

-    поддержание в работоспособном состоянии;

b)    вывод из эксплуатации, разборку, демонтаж на отдельные части, касающиеся безопасности, хранение;

c)    проработку руководства к машине относительно всех вышеупомянутых этапов (исключая сборку) по 9.5.

3.12    штатное применение машины: Применение, при котором машина используется согласно своему назначению или когда се параметры общеприняты. К штатному применению относят, кроме того, соответствие техническим указаниям, изложенным в руководстве по обслуживанию, где рассматриваются предусмотренные случаи неправильного использования.

Примечание—В отношении предусмотренных случаев неправильного использования при оценке риска должны быть учтены следующие случаи поведения:

-    предусмотренное ошибочное поведение вследствие обычной невнимательности, но не вследствие преднамеренного неправильного использования;

-    реакция персонала в случае ошибочной функции, инцидента, простоя и т. л. во время использования машины;

-    поведение, которое можно определить как «путь наименьшего сопротивления» при решении задачи;

-    на некоторых машинах (особенно на машинах для непромышленного применения) преднамеренное поведение определенной категории людей, например детей или людей с замедленной реакцией (5.7.1);

2

ГОСТ Р 51333-99

3.13    непосредственно действующие функции безопасности: Функция машины, которая действует в случае неправильной работы машины, повышающей риск травмирования или вред здоровью. Имеются две категории напрямую действующих функций безопасности:

a)    специфические функции безопасности, которые специально предусмотрены для защиты. Например:

-    функции, предотвращающие непреднамеренный, неожиданный пуск (блокировка в сочетании с отдельными защитными устройствами),

-    функции, которые препятствуют повторению рабочего цикла.

-    функции двуручного включения

-    ИТ.д.;

b)    функции самой машины, обеспечивающие безопасность, но нс являющиеся специфическими функциями. Например:

-    ручное управление одного опасного механизма во время наладки при отключенных защитных устройствах (7.7.9 и 8.1.4),

-    управление скоростью или температурой, которые поддерживаются машиной в безопасном диапазоне;

3.14    косвенно действующие функции безопасности: Функции, отказ которых не ведет непосредственно к опасности, однако уменьшает уровень безопасности. Это особенно связано с самоконтролем. Каждая напрямую действующая защитная функция (например контроль непрерывного действия одного из регулировочных устройств позиционного включателя, относящихся к устройству блокировки);

3.15    автоматический контроль: Косвенно действующая функция безопасности, которая включается как только ограничивается возможность выполнения функции одной деталью или элементом, если производственный процесс был так изменен, что возникает опасность. Имеются две категории автоматического контроля:

-    непрерывный автоматический контроль путем немедленного включения мер безопасности, если наступает выход из строя или получается брак.

-    не непрерывный автоматический контроль, когда функция безопасности включается во время последующего рабочего цикла машины, если произошел выход из строя;

3.16    неожиданный (непреднамеренный) пуск: Каждый пуск, который вследствие своей неожиданности может вызвать риск для человека;

3.17    пуск, ведущий к опасному состоянию: Каждый отказ машины или перебой в энергоснабжении, который приводит к опасному состоянию;

3.18    безопасность при сбоях: Теоретическое состояние, которое могло бы быть, если бы одна из функций безопасности оставалась неизменной в случае поломки какой-то детали и которое имеет значение для достижения этого состояния. На практике это состояние наступает тем быстрее, чем меньше влияют отказы на рассматриваемую функцию безопасности;

3.19    уменьшение риска путем конструирования: — Устранение или уменьшение как можно большего числа опасностей путем соответствующего выбора конструкции;

-    ограничение возможности подвергнуть человека неустранимым опасностям или опасностям, которые могут быть недостаточно снижены. Это может быть достигнуто путем уменьшения проведения работ в опасных зонах.

Примечание — Раздел 7 посвящен уменьшению риска.

3.20    технические меры защиты: Использования специальных технических средств, так называемых защитных устройств (собственно защитных устройств или предохранительных), чтобы защитить персонал от опасности, которая нс может быть разумно устранена или достаточно ограничена путем конструирования.

Примечание — Раздел 8 посвящен техническим мерам зашиты;

3.21 информация потребителю: Меры безопасности, которые состоят из коммуникативных элементов, таких как тексты, слова, знаки, сигналы, символы или диаграммы, которые применимы или по отдельности, или вместе, чтобы дальше передать информацию потребителю. Они предназначены для промышленного и/или непромышленною потребителя.

Примечание — Раздел 9 посвящен информации потребителю;

3.22    оператор: Лицо (или лица), которое занимается установкой и пуском в эксплуатацию, наладкой, поддерживанием в исправности, очисткой, ремонтом или транспортировкой;

3.23    защитное ограждение: Часть машины, которая используется специально как ограждение для защиты. В зависимости от конструкции защитным ограждением можно назвать кожух, крышку, экран, ограду, ширму, дверцу, закрывающееся ограждение и т. д.

Примечания

1    Защитное ограждение может:

-    функционировать самостоятельно; оно является действенным только в закрытом состоянии;

-    совместное блокировочным устройством с фиксацией или без нее (вэтом случае зашита обеспечивается независимо от положения защитного устройства).

2    У неподвижного защитною ограждения «закрытым* считается положение, когда оно закреплено в закрытом положении;

3.24    неподвижное защитное ограждение: Защитное ограждение, которое фиксируется в одном и том же положении (т. с. в закрытом) либо будучи закрепленным (например приваренным), либо с помощью элементов крепления (болтов, юек и т. д.), которые невозможно снять или открыть без инструмента;

3.25    перемещаемое защитное ограждение: Защитное ограждающее устройство, которое в большинстве случаев механически связано со станиной машины или одним соседним неподвижным элементом, например посредством шарниров или прямолинейных направляющих, которое может быть открыто без применения инструмента;

3.26    регулируемое защитное ограждение: Неподвижное или перемещаемое защитное ограждение, регулируемое в целом или содержащее отдельные регулируемые части, у которого регулировка сохраняется во время определенного технологического этапа;

3.27    защитное ограждение с блокировкой: Защитное ограждение, оснащенное блокировочным устройством с тем, чтобы:

-    опасные функции машины не могли быть осуществлены до тех пор, пока защитное устройство нс будет закрыто,

-    если защитное устройство открыто при осуществлении вызывающих опасность функций машин, подать команду на се останов,

-    если защитное устройство закрыто, то вызывающие опасность функции машины могут быть осуществлены, однако закрытие защитного устройства само по себе не дало пуска;

3.2$ блокируемое защитное ограждение с фиксацией закрывания: Такое, при котором:

-    опасные функции машины не могут быть осуществлены, если защитное устройство не закрыто и не зафиксировано;

-    отдельно стоящее защитное устройство остается закрытым и заблокированным до тех пор, пока не будет исключена опасность травмирования из-за опасных функций машины;

-    если защитное устройство закрыто и заблокировано, то опасные функции машины, блокируемые этим устройством, могут быть реализованы, однако само по себе закрытие и заблокировать защитного устройства нс вызывают импульса к пуску или запрета пуска;

3.29    управляемые защитные ограждения: Защитное ограждение с блокировкой (с фиксацией закрывания или без нес), при котором:

-    опасные функции машины, блокируемые защитным устройством, не могут быть осуществлены, если это устройство нс закрыто;

-    закрытие защитного устройства делает возможным выполнение опасных функций машины;

3.30    предохранительное устройство: Устройство без функции ограждения, которое уменьшает или исключает опасность, само по себе или в соединении с защитным устройством;

3.31    блокировочное устройство: Механическое, электрическое или другое устройство, которое при определенных условиях препятствует функционированию элементов машины (обычно до тех пор, пока защитное устройство не зафиксировано);

3.32    сопутствующее устройство управления: Дополнительное ручное устройство управления, которое используется совместно с пусковым устройством, если на него непрерывно воздействовать;

3.33    устройство управления с автоматическим возвратом в исходное положение: Устройство управления, которое запускает детали машины и функционирует, пока воздействуют на орган управления. Орган управления автоматически возвращается в позицию останова, когда его отпускают;

3.34    двуручное включение: Устройство управления с автоматическим возвратом, которое требует совместного действия двух органов управления, чтобы запустить машину и поддерживать се

4

ГОСТ Р 51333-99

функционирование или летали машины, создавая таким образом защиту оператора, который воздействует на орган управления;

3.35    защитное устройство с реакцией на приближение: Устройство, которое останавливает машину или ЭДСМС1ГТ машины иди другим способом создаст безопасное состояние, если оператор или часть его тела вошли в пределы опасной зоны. Защитные устройства с реакцией на приближение могут быть:

-    механически приводимые в действие: телескопический датчик, устройства, реагирующие на давление и т. д.

-    без механического привода: фотоэлектрические устройства с емкостными датчиками и устройства с ультразвуковыми датчиками, которые реагируют на приближение;

3.36    запирающее устройство: Устройство, которое создает механические препятствия (клин, шпиндель, стопор, распорка и т. д.) для механизма и, благодаря своему собственному сопротивлению, препятствует любому опасному движению, например палению копра из-за отказа нормальног о поддерживающего устройства;

3.37    ограничивающее устройство: Устройство, которое препятствует машине или элементу машины перейти заданные границы, например границы в пространстве, предельное давление и т. д.);

3.38    ступенчатое включение: Устройство управления, функции которого ограничивают движение летали машины при воздействии на орган управления. При этом риск, по возможности, уменьшается, и каждое следующее движение исключается до тех пор, пока нс произойдет новое воздействие на орган.

3.39    защитные ограждения, ограничивающие доступ: Физическое препятствие, которое нс исключает полностью подход к опасной зоне, но уменьшает его путем блокирования свободного доступа.

4 Описание опасностей

4.1    Общая часть

Целями этого раздела являются идентификация и описание рахличных опасностей, вызванных машиной, и особенно необходимые при:

-    конструировании машины;

-    разработке определенных норм безопасности машины;

-    оценке риска.

4.2    Механические опасности

В качестве механических опасностей обозначаются все физические факторы, которые могут привести к травмам от механического движения деталей машины, инструмента, заготовок или от выделяющихся при обработке твердых или жидких материалов.

4.2.1    Основными видами механических опасностей являются:

-    прижатие или раздавливание;

-    порезы;

-    разрезание или разрубание;

-    захват (защемление) или наматывание;

-    втягивание или попадание в «ловушку»;

-    попадание под удар;

-    местный укол или полное прокалывание;

-    поверхностное повреждение или существенное сдирание наружных тканей под действием трения;

-    травмирование выбросом жидкости под высоким давлением.

4.2.2    Исходящие от деталей машины или инструментов механические опасности, кроме того, определяются:

-    формой поверхностей режущих элементов, острых кромок, остроконечных деталей (если эти части нс движутся);

-    относительным положением движущихся деталей, которые, например, могут создать зоны затягивания, приданливания, пореза и т. п.;

-    массой (потенциальной энергией деталей, которые могут двигаться под влиянием сил тяжести);

-    массой и скоростью (кинетической энергией частей при контролируемом и неконтролируемом движении);

-    ускорением;

-    недостаточной механической прочностью, которая может привести к опасным поломкам или разрывам;

5