Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

67 страниц

563.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51318.25-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает нормы и методы измерений параметров индустриальных радиопомех в полосе частот от 150 кГц до 2500 МГц.

Требования настоящего стандарта распространяются на любые электронные/электрические элементы, предназначенные для использования в транспортных средствах, трейлерах и устройствах с двигателями внутреннего сгорания.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение защиты приемников, установленных в транспортных средствах, от индустриальных радиопомех, создаваемых элементами/модулями в самих транспортных средствах. Методы и нормы, относящиеся к укомплектованным транспортным средствам, представлены в разделе 5, а методы и нормы для элементов/модулей - в разделе 6.

Настоящий стандарт не устанавливает требования в части защиты электронных систем управления от воздействия внешних радиочастотных полей, помех переходного характер и флюктуаций напряжения питания импульсного типа. Эти требования включены в публикации ИСО

 Скачать PDF

Содержит требования CISPR 25:2008

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования к измерениям помех от транспортного средства и отдельных элементов/модулей

     4.1 Общие требования к испытаниям и план испытаний

     4.2 Экранированная камера

     4.3 Экранированная камера, облицованная поглощающим материалом (БЭК)

     4.4 Средства измерения

     4.5 Источник питания

5 Измерение помех, принимаемых антенной на самом транспортном средстве

     5.1 Измерительная антенная система

     5.2 Метод измерения

     5.3 Примеры норм помех, излучаемых транспортным средством

6 Измерение элементов и модулей

     6.1 Испытательное оборудование

     6.2 Кондуктивные помехи от элементов/модулей - метод напряжения

     6.3 Кондуктивные помехи от элементов/модулей - метод пробника тока

     6.4 Излучаемые помехи от элементов/модулей - метод БЭК

     6.5 Излучаемые помехи от элементов/модулей - метод ТЕМ-камеры

     6.6 Излучаемые помехи от элементов/модулей - метод полосковой линии

Приложение А (справочное) Алгоритм проверки применимости настоящего стандарта

Приложение В (обязательное) Блок согласования антенны - испытание транспортного средства

Приложение С (справочное) Устройство подавления поверхностного тока

Приложение D (справочное) Руководство по определению уровня шума активных антенн транспортных средств в полосах АМ и ЧМ

Приложение Е (обязательное) Эквивалент сети

Приложение F (справочное) Размеры ТЕМ-камеры

Приложение G (справочное) Излучаемые помехи от элементов/модулей - метод полосковой линии

Приложение Н (справочное) Метод оценки ухудшения качества подвижной радиосвязи в присутствии импульсных помех

Приложение I (справочное) Вопросы, находящиеся на рассмотрении

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.01.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

26.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1177-ст
ИзданСтандартинформ2013 г.
РазработанСанкт-Петербургский филиал Ленинградское отделение научно-исследовательского института радио
РазработанТК 30 Электромагнитная совместимость технических средств

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and devices with internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods of measurement for protection of on-board receivers

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 51318.25

2012

(СИСПР 25:2008)


НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Совместимость технических средств электромагнитная

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАДИОПОМЕХ

Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

CISPR 25:2008 Vehicles, boats and internal combustion engines —

Radio disturbance characteristics —

Limits and methods of measurement for protection of on-board receivers (MOD)

Издание официальное

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Санкт-Петербургским филиалом «Ленинградское отделение научно-исследовательского института радио» (филиал ФГУП «НИИР-ЛОНИИР») и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. № 1177-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту СИСПР 25:2008 «Транспортные средства, моторные лодки и двигатели внутреннего сгорания. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах» (CISPR 25:2008 «Vehicles, boats and internal combustion engines — Radio disturbance characteristics — Limits and methods of measurement for protection of on-board receivers»), включая Поправку 1:2009.

При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 — 2004 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТР 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования—на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ,2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 51318.25—2012

4.3 Экранированная камера, облицованная поглощающим материалом (БЭК)

Необходимо отметить, что при измерении излучаемых помех отраженная энергия может вызывать ошибки до 20 дБ. Поэтому стены и потолок экранированной камеры, используемой для измерения излучаемых помех, необходимо облицовывать радиопоглощающим материалом. При испытаниях укомплектованного транспортного средства или испытаниях элементов поглощающий материал на полу не требуется. БЭК, используемая для измерения излучаемых помех, должна соответствовать представленным ниже требованиям.

4.3.1    Коэффициент отражения

Коэффициент отражения поглощающего материала должен быть не менее 6 дБ (по абсолютной величине) в полосе частот от 70 до 2500 МГц.

Примечание — Метод испытания поглощающего материала представлен в [1]. Документ предусматривает оценку свойств радиочастотного поглотителя в полосе частот от 30 МГц до 5 ГГц.

4.3.2    Размеры

При измерении излучаемых помех БЭК должна иметь размеры, достаточные для того, чтобы гарантировать, что транспортное средство, ИО и измерительная антенна будут расположены на расстоянии не менее 1 м от стен или потолка или от ближайшей поверхности используемого поглощающего материала.

4.3.3    Объекты в БЭК

При измерении излучаемых помех БЭК должна быть свободна от всех посторонних предметов, не имеющих отношения к испытаниям, чтобы исключить воздействие посторонних предметов на результаты измерений. К удаляемым объектам относят оборудование, которое не является необходимым (кабельные стойки, стойки для хранения, столы, стулья и т. п.). Персонал, не участвующий непосредственно в проведении испытаний, должен быть удален из БЭК.

4.4 Средства измерения

Средства измерения должны соответствовать требованиям ГОСТР 51318.16.1.1. Сканирование по частоте может выполняться автоматически или вручную. Отметим, что в приложении D ГОСТР51318.16.2.3 приведено объяснение разницы между детектором средних значений при учете пиковых значений CISPRAV и детектором средних значений без учета пиковых значений AV, отвечающих требованиям ГОСТР 51318.16.1.1. При измерениях на соответствие требованиям настоящего стандарта можно использовать любой детектор, т. к. скорость повторения импульсов помехи от двигателей внутреннего сгорания выше 10 Гц.

Примечания

1    Для измерений параметров помех целесообразно использовать анализаторы спектра и сканирующие приемники. Режим пикового детектирования анализаторов спектра и сканирующих приемников обеспечивает показание на дисплее, которое никогда не будет меньше, чем показание при использовании квазипикового детектора при той же самой ширине полосы. Может оказаться целесообразным проводить измерения с пиковым детектором, т. к. при пиковом детектировании возможно применение более быстрой развертки, чем при квазипи-ковом.

2    Для выполнения требований в части максимально-допустимого уровня шума измерительной системы (см. 5.1.2.1.1) может потребоваться включение малошумящего предусилителя между антенной и измерительным устройством. В этом случае испытательная лаборатория должна указать метод, обеспечивающий отсутствие перегрузки предусилителя (например, использование ступенчатого аттенюатора).

3    При очень жестких нормах на помехи может возникнуть ситуация, когда при использовании детектора средних значений (и/или ограниченных возможностей измерительного парка) невозможно выполнить требования в части максимально-допустимого уровня шума.

В этом случае (при использовании соответствующего предусилителя) можно применить альтернативные методы: например, уменьшение полосы разрешения/ширины полосы при соответствующих изменениях шага по частоте. Эти меры должны быть указаны в протоколе испытаний.

4.4.1 Параметры анализатора спектра

Скорость сканирования анализатора спектра должна быть отрегулирована для частотного диапазона СИСПР (см. ГОСТР 51318.16.1.1) и используемого режима детектирования.

При измерениях на соответствие нормам допускается использовать анализаторы спектра при условии соблюдения мер, указанных в ГОСТР 51318.16.2.1, по использованию анализаторов спектра и с учетом того, что широкополосные помехи от ИО имеют частоту повторения более 20 Гц.

7

Минимальное время сканирования и рекомендуемая ширина полосы указаны в таблице 1.

Ширину полосы анализатора спектра выбирают так, чтобы уровень собственных шумов прибора был по крайней мере на 6 дБ ниже значений норм.

Примечание — См. примечания 2 и 3 к подразделу 4.4.

Таблица 1 — Параметры анализатора спектра

Служба

Полоса

частот,

МГц

Пиковое

детектирование

Квазипиковое

детектирование

Детектирование средних значений

Полоса разрешения при -3 дБ

Время

сканиро

вания

Полоса разрешения при -6 дБ

Время

сканиро

вания

Полоса разрешения при -3 дБ

Время

сканиро

вания

AM вещание и мобильные службы

0,15—30

9/10 кГц

10 с/МГц

9 кГц

200 с/МГц

9/10 кГц

10 с/МГц

ЧМ вещание

76—108

100/120 кГц

100 мс/МГц

120 кГц

20 с/МГц

100/120 кГц

100 мс/МГц

Мобильные службы

30—1000

ТВ-диапазон 1 ТВ-диапазон III ТВ-диапазон IV/V

41—88

174—230

470—890

DAB

171—245

Не применяют

Не применяют

DTTV

470—770

Мобильные службы

1000—2500

GPS L1 гражданская полоса

1567—1583

Не применяют

Не применяют

9/10 кГц

1 с/МГц

При использовании для измерений анализатора спектра ширина полосы видео должна быть по крайней мере в три раза больше полосы разрешения.

4.4.2 Параметры сканирующего приемника

Время задержки сканирующего приемника должно быть установлено для конкретного диапазона частот СИСПР и используемого режима детектирования. Минимальное время задержки, максимальный шаг и рекомендуемая ширина полосы указаны в таблице 2.

Ширину полосы частот сканирующего приемника выбирают так, чтобы уровень шума измерительной системы был по крайней мере на 6 дБ ниже значений норм.

Примечание — См. примечания 2 и 3 к подразделу 4.4.

Таблица 2 — Параметры сканирующего приемника

Полоса

Пиковое

детектирование

Квазипиковое

детектирование

Детектирование средних значений

Служба

частот,

МГц

Полоса пропускания по уровню -6 дБ

Шаг

Время

задер

жки

Полоса пропускания по уровню -6 дБ

Шаг

Время

задер

жки

Полоса пропускания по уровню -6 дБ

Шаг

Время

задер

жки

AM вещание и мобильные службы

0,15—30

9 кГц

5 кГц

50 мс

9 кГц

5 кГц

1 с

9 кГц

5 кГц

50 мс

ЧМ вещание

76—108

Мобильные службы

30—1000

ТВ-диапазон 1 ТВ-диапазон III ТВ-диапазон IV/V

41—88

174—230

470—890

120 кГц

50 кГц

5 мс

120 кГц

50 кГц

1 с

120 кГц

50 кГц

5 мс

DAB

171—245

DTTV

470—770

Мобильные службы

1000—2500

Не применяют

GPS И гражданская полоса

1567—1583

Не применяют

9 кГц

5 кГц

Примечание — Для случая помех, создаваемых коллекторными двигателями без электронного блока управления, максимальный шаг можно увеличить до пятикратной ширины полосы.

ГОСТ P 51318.25—2012

4.5 Источник питания

Источник питания должен быть регулируемым для поддержания напряжения питания Us в установленных пределах.

При испытаниях транспортного средства (зажигание включено, двигатель не работает) напряжение питания Us должно быть:

-от 11 до 14 В — для систем с номинальным напряжением питания 12 В;

-    от 22 до 28 В — для систем с номинальным напряжением питания 24 В.

При испытаниях транспортного средства (работающий двигатель) напряжение питания Us должно

быть:

-от 13 до 16 В — для систем с номинальным напряжением питания 12 В;

-    от 26 до 32 В — для систем с номинальным напряжением питания 24 В.

Примечание — Большинство испытаний транспортных средств проводят при включенном зажигании, но неработающем двигателе. Поэтому должны быть приняты меры к достаточной зарядке батареи.

При испытаниях элементов/модулей рекомендуется напряжение питания Us, указанное ниже (если в плане испытаний не указаны другие значения):

-    от 11 до 14 В — для систем с номинальным напряжением питания 12 В;

-    от 24 до 28 В — для систем с номинальным напряжением питания 24 В.

Источник питания должен быть также обеспечен эффективным фильтрованием, чтобы радиочастотные шумы, создаваемые источником питания, были по крайней мере на 6 дБ ниже норм установленных в плане испытаний.

5 Измерение помех, принимаемых антенной на самом транспортном средстве

5.1    Измерительная антенная система

5.1.1    Тип антенны

В качестве измерительной антенны должна использоваться антенна того типа, который поставляется с транспортным средством (для измерений в соответствующих диапазонах частот).

Если транспортное средство не укомплектовано антенной (что часто бывает в случае мобильных радиосистем), то для испытания следует использовать антенны, представленные в таблице 3. Тип антенны и ее расположение должны быть указаны в плане испытания.

Таблица 3 — Типы антенн

Частота, МГц

Тип антенны

0,15—6,2

Несимметричный вибратор 1 м

26—54

Нагруженный четвертьволновый несимметричный вибратор

68—1000

Четвертьволновый несимметричный вибратор

1000—2500

В соответствии с рекомендацией производителя транспортного средства

5.1.2 Требования к измерительной системе

5.1.2.1    Диапазоны вещания

Для каждого диапазона вещания измерения проводят с помощью измерительного устройства, имеющего указанные ниже параметры.

5.1.2.1.1    Диапазоны AM вещания:

-длинные волны — от 0,15 до 0,3 МГц;

-    средние волны — от 0,53 до 1,8 МГц;

-    короткие волны — от 5,9 до 6,2 МГц.

Измерительная система должна соответствовать следующим требованиям:

-    полное выходное сопротивление согласующего устройства — 50 Ом;

-    коэффициент передачи согласующего блока антенны должен быть известен с точностью ± 0,5 дБ; неравномерность коэффициента передачи должна быть не хуже ± 3,0 дБ в пределах каждого указанного в 5.1.2.1.1 диапазона (см. рисунок2); измерение коэффициента передачи проводят в соответствии с приложением В;

9

частота    частота

Рисунок 2 — Пример кривой коэффициента передачи

-    точка компрессии: уровень входного напряжения, при котором отклонение коэффициента передачи схемы от линейной зависимости равно заданному значению; для измерительной системы точка компрессии 1 дБ должна быть не менее 60 дБ (мкВ);

-    максимально-допустимый уровень шума измерительной системы: максимально-допустимый уровень шума комплекса оборудования, включая измерительное устройство, устройство согласования и предусилитель (если он используется), должен быть по крайней мере на 6 дБ ниже значений норм;

-    динамический диапазон: от максимально-допустимого уровня шума до точки компрессии 1 дБ;

-    полное входное сопротивление: полное входное сопротивление схемы согласования должно иметь резистивную составляющую не менее 100 кОм параллельно с конденсатором емкостью не более 10 пФ.

5.1.2.1.2    ЧМ вещание (76—108 МГц) и ТВ вещание

Измерения проводят с помощью измерительного устройства, имеющего полное входное сопротивление 50 Ом. Если коэффициент стоячей волны (КСВ) больше чем 2:1, необходимо использовать схему согласования по входу. Для любых значений коэффициента передачи блока согласования необходимо ввести соответствующую коррекцию.

5.1.2.2    Мобильные службы (26—2500 МГц)

Процедура испытания предполагает использование измерительного устройства 50 Ом и антенны 50 Ом в полосе частот от 26 до 2500 МГ ц. Если используют измерительное устройство и антенну с другими значениями полного сопротивления, то необходимо использовать соответствующую схему согласования и коэффициент коррекции.

5.2    Метод измерения

Напряжение помех измеряют на выходе коаксиального антенного кабеля (на стороне приемника) при использовании заземляющего контакта разъема в качестве опорной точки. Антенный разъем должен иметь соединение с корпусом бортовой радиосистемы. Корпус радиосистемы должен иметь соединение с корпусом транспортного средства через систему проводки. Для подключения измерительного устройства, находящегося вне экранированной камеры, используют проходной коаксиальный разъем (см. рисунок 3).

В транспортном средстве может быть установлена активная антенна, питание которой осуществляется через антенный кабель (фантомная схема); в этом случае для подачи на активную антенну напряжения питания от транспортного средства необходимо у антенного разъема установить схему развязки, аналогичную той, которая используется в радиосистеме.

При выполнении измерений в диапазонах вещания AM (ДВ, СВ, КВ) точки заземления транспортного средства/схемы согласования и БЭК должны быть электрически развязаны друг от друга с помощью таких средств, как развязывающий трансформатор, устройство подавления поверхностных токов, устройство измерения с питанием от батареи, волоконно-оптические элементы и т. п. Для любой схемы развязки необходимо выполнить соответствующую коррекцию вносимых потерь. (Пример устройства подавления поверхностных токов приведен в приложении С).

Примечание — Для подавления поверхностных токов при подключении к измерительному устройству рекомендуется использовать кабель высокого качества, например, кабель с двойным экранированием, а также надевать на кабель ферритовые кольца.

ГОСТ P 51318.25—2012

В некоторых транспортных средствах возможна установка приемника в разных местах (например, под приборной панелью, под сиденьем и т. п.). В этих случаях испытание проводят для каждого случая установки приемника.

Если измерения транспортного средства выполняют при выключенном двигателе, то (при необходимости) используют источник питания с характеристиками по 4.5 для поддержания напряжения системы в необходимых пределах.

2

1 — измерительное устройство; 2 — БЭК; 3 — проходной разъем; 4 — антенна (см. 5.1); 5 — транспортное средство; 6 — типовой поглощающий материал; 7 — антенный коаксиальный кабель; 8 — коаксиальный кабель высокого качества с двойным экранированием (50 Ом); 9 — корпус бортовой радиосистемы; 10 — схема согласования (если требуется); 11 — модифицированный коаксиальный разъем (Т-типа); 12 — схема изоляции от заземления

в полосе AM вещания (если требуется)

Рисунок 3 — Помехи, излучаемые транспортным средством — пример схемы испытания

(вид с торца при штыревой антенне)

5.3 Примеры норм помех, излучаемых транспортным средством

Для приемлемого радиоприема в транспортном средстве с помощью типовых радиоприемников рекомендуется, чтобы напряжение помех на выходе антенного кабеля не превышало значений, указанных в таблице 4. При использовании других приемников или для случая, когда распространение помех описывается другими моделями, нормы могут изменяться и уточняться в технических условиях производителя транспортного средства.

11

Таблица 4 — Пример норм помех — комплектное транспортное средство

Служба/полоса3)

Частота,

МГц

Напряжение помех на антенном зажиме приемника, дБ (мкВ)

Пиковое

значение

Квазипиковое

значение

Среднее

значение

Вещание

двь>

0,15 — 0,30

26

13

6

свь>

0,53 — 1,8

20

7

0

квь>

5,9 —6,2

20

7

0

чмь>

76—108

26

13

6

ТВ-диапазон 1с>

41 —88

16

6

ТВ-диапазон III с>

174 — 230

16

6

DAB III

171 —245

10

0

ТВ-диапазон IV/VC)

468 — 944

16

6

DTTV

470 — 770

20d>

10d>

DAB диапазон L

1447 — 1494

10

0

SDFRS

2320 — 2345

16

6

Подвижные службы

CBb)

26 — 28

20

7

0

ОВЧь)

30 — 54

20

7

0

ОВЧь)

68 — 87

20

7

0

овчь>

142 — 175

20

7

0

Аналоговые службы УВЧЬ>

380 512

20

7

0

RKEf>

300 — 330

20

6

RKEf>

420 — 450

20

6

Аналоговые службы УВЧЬ>

820 — 960

20

7

0

GSM 800

860 — 895

26

6

EGSM/GSM 900

925 — 960

26

6

GPS L1 гражданская полосае>

1567 — 1583

0

GSM 1800 (ИКМ)

1803 — 1882

26

6

GSM 1900

1850 — 1990

26

6

3G/IMT 2000

1900 — 1992

26

6

3G/IMT 2000

2010 — 2025

26

6

3G/IMT 2000

2108 — 2172

26

6

Bluetooth/802.11

2400 — 2500

26

6

а) ДВ: длинные волны, СВ: средние волны, КВ: короткие волны (амплитудная модуляция). ОВЧ: очень высокая частота, УВЧ: ультравысокая частота (частотная модуляция).

DAB: цифровое радиовещание, ТВ: телевидение.

DTTV: цифровое наземное телевидение.

RKE: дистанционный ввод без ключа.

GPS: глобальная система определения местоположения объекта.

GSM: глобальная система подвижной связи.

3G: третье поколение.

ГОСТ P 51318.25—2012


Окончание таблицы 4

b)    В данной аналоговой службе при помехах небольшой длительности нормы в пиковых и квазипиковых значениях можно ослабить на 6 дБ [например, пиковая (или квазипиковая) норма при кратковременной помехе равна пиковой (или квазипиковой) норме + 6 дБ].

c)    Только для аналогового телевидения.

d> Данная норма является менее жесткой, чем норма для аналоговых сигналов; ее применяют только при отсутствии аналогового ТВ-вещания.

е) Ширина полосы и шаг, которые должны использоваться для системы GPS L1 в гражданской полосе, равны 9 и 5 кГц; это не те значения, которые указаны в таблицах 1 и 2 для служб в диапазоне свыше 30 МГц.

Нормы для RKE определены в широком диапазоне частот. Любая модификация нормы в средних значениях вблизи рабочей частоты из-за чувствительности систем RKE должна быть отражена в плане испытаний.


Примечания

1    В полосе ЧМ-вещания стереосигналы могут быть более восприимчивы к помехам, чем монофонические сигналы. Это явление учтено в нормах для ЧМ-вещания (полоса от 76 до 108 МГц).

2    Значения норм для широкополосных помех, указанные в таблице, справедливы для значений ширины полосы, приведенных в таблицах 1 и 2. Если измерения приходится проводить при значениях ширины полосы, отличных от указанных в таблицах 1 и 2, из-за требований в части допустимого уровня собственных шумов, то применяемые нормы должны быть указаны в плане испытаний.


Нормы излучаемых помех от транспортных средств в полосе служб GPS приведены на рисунке 4.



СМ

СМ

СМ

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

'ЧГ

ч*

тг

чг

гС

со

стГ

о"

т—

см"

со

ю

со"

Is-"

оо"

О)

о"

т—

см"

со"

CD

CD

со

г-

Is-

Is-

Is-

г-

Is-

Is-

Is-

00

со

со

со

Ю

LO

LO

ю

ю

LO

LO

LO

ю

ю

ю

LO

ю

ю

ю

LO

ю

Частота, МГц


Рисунок 4 — Нормы в средних значениях излучаемых помех от транспортных средств в полосе служб GPS (от 1567,42 до 1583,42 МГц)


Примечание — При использовании активной антенны может возникнуть ситуация, когда не выполняется «правило 6 дБ», т. е. условие, что уровень шума измерительной системы ниже значений норм по крайней мере на 6 дБ (см., например, 4.4.2).

В этом случае реальное значение параметра помехи (_/реальное значение, мкВ, можно определить по формуле


U


Реальное значение


2

Измеренное значение


- и


2

Шумы антенны 1


(1)


Уровень собственных шумов антенны определяют по методике приложения D. При этом нет гарантии соответствия нормам.


13


6 Измерение элементов и модулей

6.1    Испытательное оборудование

6.1.1    Пластина заземления

В качестве пластины заземления используют металлическую поверхность испытательного стен-да/стола.

Пластина заземления должна изготавливаться из меди, латуни, бронзы или гальванизированной стали толщиной 0,5 мм.

Размеры пластины заземления при измерении кондуктивных помех должны быть не менее чем 1000 х 400 мм.

Ширина пластины заземления при измерении излучаемых помех должна быть не менее 1000 мм. Длина пластины заземления при измерении излучаемых помех должна быть не менее 2000 мм или равняться длине ИО плюс 200 мм (в зависимости от того, что больше).

Высота пластины заземления над полом помещения (высота стенда) должна быть (900 ± 100) мм.

Пластину заземления соединяют со стенами или полом экранированной камеры так, чтобы сопротивление соединительных элементов (перемычек) по постоянному току не превышало 2,5 мОм. Расстояние между двумя соседними перемычками должно быть не более 300 мм.

Отношение длины перемычки к ширине должно быть не более чем 7:1.

Примечание — Геометрические размеры перемычек заземления могут влиять на результаты измерения (вследствие резонансных явлений). Для обеспечения низкоомного соединения с экранированной комнатой требуется достаточное число перемычек, имеющих малую индуктивность.

6.1.2    Источник питания и эквивалент сети

При испытаниях по 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 и 6.6, каждый провод питания ИО подключают к источнику питания через эквивалент сети (ЭС).

Подключение ИО к разъему питания на стенке ТЕМ-камеры можно упростить за счет использования ЭС с коаксиальным разъемом (см. 6.5.2.1). ЭС должен иметь номинальную индуктивность 5 мкГн. Требования к модулю полного сопротивления и пример схемы ЭС приведены в приложении Е.

В общем случае предполагается, что у источника питания заземлен отрицательный полюс. Если в ИО заземлен положительный полюс, то необходимо соответственно адаптировать испытательную установку. В зависимости от того, какие требования установлены для подключения ИО в транспортном средстве, существуют два случая использования эквивалентов сети:

1)    для ИО с выносным заземлением (обратный провод линии питания длиннее 200 мм) необходимо иметь два эквивалента сети: один—для положительной шины питания и один — для обратного провода;

2)    для ИО с местным заземлением (обратный провод линии питания короче 200 мм) необходимо иметь один эквивалент сети для положительного полюса источника питания.

Эквивалент(ы) сети устанавливают непосредственно на пластине заземления. Корпус(ы) эквивалента^) сети соединяют с пластиной заземления.

Обратный провод источника питания соединяют с пластиной заземления [между источником питания и эквивалентом(ми) сети].

Измерительный порт ЭС, не подключенный к измерительному устройству, должен быть нагружен на 50 Ом.

6.1.3    Имитатор нагрузки

В имитатор нагрузки входят датчики и исполнительные механизмы; он является нагрузкой для испытуемых проводов, подключаемых к ИО.

Для обеспечения повторяемости результатов измерений необходимо использовать одинаковую нагрузку при всех измерениях либо специальные (стандартизованные) нагрузочные устройства (например, эквиваленты сетей, фильтры), расположенные на границе ВЧ, либо имитаторы нагрузки.

6.1.4    Фильтры сигнальных линий/линий управления

В методе испытания в ТЕМ — камере с использованием коаксиальных разъемов для проводов ИО каждый провод должен проходить через фильтр, параметры полного сопротивления которого подобны параметрам указанного выше эквивалента сети.

Затухание фильтров должно быть указано для всей полосы частот, в которой будут проводиться испытания элемента/модуля (см. 6.2—6.6) в соответствии с рисунком 5. Минимальное затухание, начиная с частоты 30 МГц и до верхней частоты среза fc, которая зависит от конкретного метода испытания,

ГОСТ P 51318.25—2012

должно быть не менее 40 дБ. Например, на рисунке 5 верхняя частота среза fc для выбранного метода испытания равна 400 МГц.

Примечание — Если для конкретных сигналов на входах или выходах ИО (например, интерфейсах высокоскоростных сетей передачи данных) параметры фильтра не подходят, можно использовать другие конфигурации фильтров нижних частот. Типы фильтров должны быть указаны в плане испытаний.

Частота, МГц

Рисунок 5 — Пример необходимого минимального затухания фильтров сигнальных линий/линий управления

6.2 Кондуктивные помехи от элементов/модулей — метод напряжения

6.2.1    Общие положения

При измерениях напряжения можно определить только уровни помех на отдельных проводах. Данный метод не подходит для измерения параметров излучаемых помех, которые создаются различными «антенными» конструкциями (например, электронными элементами на печатной плате), и для измерения эффективности экранирования. Следовательно, при измерениях напряжения невозможно определить все параметры помех, создаваемых комплектным ИО. Метод измерения напряжения полезен, главным образом, в области низких частот (например, в диапазонах AM вещания).

6.2.2    Установка пластины заземления

6.2.2.1 Испытательная установка

Размещение ИО

ИО размещают на подставке из непроводящего материала с низкой относительной диэлектрической проницаемостью гг< 1,4 на высоте (50 ± 5) мм относительно пластины заземления.

Корпус ИО не должен иметь соединения с пластиной заземления, если это не требуется для имитации реальной конфигурации транспортного средства.

Пластина заземления должна выступать со всех сторон ИО не менее чем на 100 мм. В случае заземленного ИО точка соединения с пластиной заземления также должна находиться на расстоянии не менее 100 мм от края пластины.

Расположение испытуемых проводов

Длина линии(ий) источника питания между разъемом эквивалента(ов) сети и разъемом(ами) ИО /р должна быть стандартизованной и равняться 200 ц200 мм.

Провода вытягивают в прямую линию на подставке из непроводящего материала с низкой относительной диэлектрической проницаемостью er < 1,4 на высоте (50 ± 5) мм над пластиной заземления.

Если для конкретных ИО (многоразъемных, со специальными разъемами и т. п.) невозможно обеспечить стандартизованную длину линии(й) источника питания, то минимальную необходимую длину указывают в плане испытаний.

Максимально допустимая длина проводов питания должна соответствовать условию fc > 108 МГц. Частоту fc определяют из уравнения

4» 30//р,    (2)

где fc — частота, МГц;

1р —длина, м.

(Данное уравнение основано на условии /р < /Vmin /10).

15

Если для конкретного ИО невозможно выполнить условие fc> 108 МГц, то измерения проводят на частотах не выше значения fc, определенного по уравнению (2) для реальной длины проводов.

Для того чтобы минимизировать связь между проводами питания и сигнальными проводами, расстояние между этими видами проводов необходимо максимизировать (не менее чем 200 мм от линий источника питания, соединяющих эквивалент(ты) сети и ИО, или перпендикулярно к ним).

Полная длина испытуемых проводов (включая шины питания) не должна превышать 2 м. Типы проводов определяются реальными условиями эксплуатации конкретных ИО.

Все провода и кабели должны находиться на расстоянии не менее 100 мм от края пластины заземления.

Размещение имитатора нагрузки

Рекомендуется размещать имитатор нагрузки непосредственно на пластине заземления. Если корпус имитатора нагрузки выполнен из металла, то он должен соединяться с пластиной заземления.

Примечание — Допускается размещать имитатор нагрузки рядом с пластиной заземления. При этом корпус имитатора должен быть соединен с пластиной заземления или должен находиться вне испытательной камеры при условии, что испытуемые провода от ИО проходят через «ВЧ-границу» (через эквиваленты сети, фильтры, провода с ВЧ поглотителем).

Если имитатор нагрузки расположен на пластине заземления, его линии питания по постоянному току подключают непосредственно к источнику питания, а не через эквивалент(ы) сети.

6.2.2.2 Процедура испытания

Общая схема размещения ИО, соединительных проводов, и т. п. должна соответствовать стандартизованным условиям испытания. Любые отступления от стандартизованной длины испытуемых проводов и т. п. должны быть согласованы до испытания и указаны в протоколе испытаний.

ИО должно работать при типовой нагрузке и других типовых условиях транспортного средства. Режим работы ИО должен быть выбран так, чтобы обеспечить максимальный уровень помех ИО.

Рабочие условия должны быть четко определены в плане испытания, чтобы гарантировать, что поставщик и покупатель (заказчик) проводят идентичные испытания, а именно:

-    для ИО с выносным заземлением (обратный провод линии питания длиннее 200 мм) измерения напряжения проводят на каждом проводе (прямом и обратном) относительно пластины заземления;

-для ИО с местным заземлением (обратный провод линии питания короче 200 мм) измерение напряжения проводят на прямом проводе относительно пластины заземления;

-    генераторы/синхронные генераторы нагружают на комбинацию батареи в параллель с резистором и подключают к эквиваленту сети, как показано на рисунке 8; в плане испытания должны быть указаны ток нагрузки, рабочая скорость, длина проводов и другие условия.

Кондуктивные помехи на линиях питания измеряют последовательно на положительном полюсе источника питания и на обратном проводе путем подключения измерительного устройства к измерительному порту соответствующего эквивалента сети. При этом измерительный порт эквивалента сети в другой линии питания нагружают на 50 Ом.

Примечание — Для ИО с многоштыревыми разъемами от положительного полюса источника питания и/или многоштыревыми разъемами обратного провода измерения можно проводить (на источнике питания и на обратном проводе) при соединении всех разъемов питания на стороне ЭС и всех разъемов обратного провода на стороне второго ЭС.

Конфигурация должна быть указана в плане испытания.

При измерениях напряжения схема размещения ИО и измерительного устройства должна соответствовать рисункам 6, 7, 8 и 9 в зависимости от назначенного места установки ИО в транспортном средстве.

ГОСТ P 51318.25—2012

Содержание

1    Область применения........................................ 1

2    Нормативные ссылки........................................ 2

3    Термины и определения...................................... 3

4    Общие требования к измерениям помех от транспортного средства и отдельных элементов/мо-

дулей............................................... 4

4.1    Общие требования к испытаниям и план испытаний....................... 4

4.2    Экранированная камера..................................... 5

4.3 Экранированная камера, облицованная поглощающим материалом (БЭК)........... 7

4.4    Средства измерения...................................... 7

4.5    Источник питания....................................... 9

5    Измерение помех, принимаемых антенной на самом транспортном средстве............ 9

5.1    Измерительная антенная система................................ 9

5.2    Метод измерения........................................ 10

5.3    Примеры норм помех, излучаемых транспортным средством.................. 11

6    Измерение элементов и модулей.................................. 14

6.1    Испытательное оборудование................................. 14

6.2 Кондуктивные помехи от элементов/модулей — метод напряжения............... 15

6.3 Кондуктивные помехи от элементов/модулей — метод пробника тока.............. 23

6.4    Излучаемые помехи от элементов/модулей — метод БЭК................... 27

6.5    Излучаемые помехи от элементов/модулей — метод ТЕМ-камеры............... 36

6.6    Излучаемые помехи от элементов/модулей — метод полосковой линии............. 41

Приложение А (справочное) Алгоритм проверки применимости настоящего стандарта......... 42

Приложение В (обязательное) Блок согласования антенны — испытание транспортного средства . . .    43

Приложение С (справочное) Устройство подавления поверхностного тока............... 44

Приложение D (справочное) Руководство по определению уровня шума активных антенн транспортных средств в полосах AM и ЧМ........................... 45

Приложение Е (обязательное) Эквивалент сети............................ 47

Приложение F (справочное) Размеры ТЕМ-камеры.......................... 48

Приложение G (справочное) Излучаемые помехи от элементов/модулей — метод полосковой линии . .    50

Приложение Н (справочное) Метод оценки ухудшения качества подвижной радиосвязи в присутствии

импульсных помех.................................. 57

Приложение I (справочное) Вопросы, находящиеся на рассмотрении................ 60

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте............................... 61

Библиография............................................ 62

ГОСТ Р 51318.25-2012

Примечание — Длина провода заземления корпуса ИО, если он требуется по плану испытаний, должна быть не более 150 мм.

1 — источник питания (может находиться на пластине заземления); 2 — эквивалент сети; 3 — ИО (корпус заземлен, если это требуется в плане испытания); 4 — имитатор нагрузки (металлический корпус заземлен, если это требуется в плане испытания); 5 — пластина заземления; 6 — шины питания; 7 — подставка из материала с низкой относительной диэлектрической проницаемостью гг< 1,4; 8 — коаксиальный кабель высокого качества, например с двойным экранированием, 50 Ом; 9 — измерительное устройство; 10 — экранированное помещение; 11 — нагрузка 50 Ом; 12 — проходной разъем

Рисунок 6 — Кондуктивные помехи — ИО с обратным проводом и выносным заземлением

17

Предисловие к СИСПР 25:2008

Международный стандарт СИСПР 25:2008 подготовлен Международным специальным комитетом по радиопомехам (СИСПР) Международной электротехнической комиссии (МЭК), подкомитетом D «Электромагнитные помехи, относящиеся к электрическому/электронному оборудованию, установленному на борту транспортных средств и в устройствах с двигателями внутреннего сгорания».

Международный стандарт СИСПР 25:2008 (третье издание) отменяет и заменяет МЭК СИСПР 25:2002 (второе издание).

Третье издание представляет собой технический пересмотр второго издания.

В настоящее издание введены следующие существенные изменения по сравнению с предыдущим изданием:

-добавлены требования измерений с использованием как детектора средних значений, таки пикового или квазипикового детектора;

-    добавлены методы измерения и нормы для защиты новых аналоговых и цифровых радиослужб, действующих в полосе частот до 2500 МГц включительно;

-    включен новый метод измерения компонентов с использованием полосковой линии (приложение G);

-    фрагменты стандарта СИСПР 21 включены в качестве приложения Н, так как стандарт СИСПР 21 в качестве целого документа отменен;

-    исключены определения понятий «узкополосный» и «широкополосный»;

-    исключено приложение по калибровке штыревых антенн, т. к. эта процедура включена в стандарт СИСПР 16.1.41»;

-    исключено приложение по валидации экранированной камеры (по завершении работы Совместной целевой группы СИСПР D/СИСПР А соответствующее изменение будет внесено в стандарт СИСПР 25).

Настоящая Публикация разработана в соответствии с частью 2 Директив ИСО/МЭК.

^ На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51318.16.1.4.

ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Совместимость технических средств электромагнитная ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАДИОПОМЕХ Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах Electromagnetic compatibility of technical equipment.

Vehicles, boats and devices with internal combustion engines.

Radio disturbance characteristics.

Limits and methods of measurement for protection of on-board receivers

Дата введения — 2013—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерений параметров индустриальных радио-помех в полосе частот от 150 кГц до 2500 МГц.

Требования настоящего стандарта распространяются на любые электронные/электрические элементы, предназначенные для использования в транспортных средствах, трейлерах и устройствах с двигателями внутреннего сгорания.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение защиты приемников, установленных в транспортных средствах, от индустриальных радиопомех, создаваемых элементами/модулями в самих транспортных средствах. Методы и нормы, относящиеся к укомплектованным транспортным средствам, представлены в разделе 5, а методы и нормы для элементов/модулей — в разделе 6.

Для определения соответствия элементов/модулей требованиям настоящего стандарта можно использовать испытание только укомплектованного транспортного средства.

Типы приемников, подлежащих защите: вещательные приемники (звуковые и телевизионные), наземные мобильные радиосистемы, радиотелефон, любительские, гражданские радиосистемы, системы спутниковой навигации (GPS и т. п.) и Bluetooth.

В настоящем стандарте под транспортным средством подразумевают машину с автономным приводом. Транспортные средства включают в себя (но этим не ограничиваются) легковые автомобили, грузовые автомобили, сельскохозяйственные тракторы и снегоходы. Руководство по определению применимости настоящего стандарта к конкретным видам оборудования приведено в приложении А.

Нормы, приведенные в настоящем стандарте, носят рекомендательный характер и являются предметом модификации по согласованию между производителем транспортного средства и поставщиком элементов, используемых в транспортном средстве. Настоящий стандарт также предназначен для использования производителями и поставщиками элементов и оборудования, которые должны добавляться и подключаться к проводке транспортного средства или к бортовому разъему питания после поставки транспортного средства.

Настоящий стандарт не устанавливает требования в части защиты электронных систем управления от воздействия внешних радиочастотных полей, помех переходного характера и флюктуаций напряжения питания импульсного типа. Эти требования включены в публикации ИСО.

Так как расположение монтажа, конструкция корпуса транспортного средства и конструкция проводки могут влиять на взаимодействие индустриальных радиопомех (далее — помехи) с бортовой радиосистемой, то в разделе 6 определено несколько уровней норм. Класс используемого уровня (зависит от частотного диапазона) должен быть согласован между производителем транспортного средства и поставщиком элементов.

Издание официальное

Методы испытаний, приведенные в настоящем стандарте, должны помочь производителям и поставщикам транспортных средств в части совершенствования конструкции транспортных средств и элементов и обеспечить регламентирование радиочастотных помех на борту транспортных средств.

Значения норм параметров помех приведены в настоящем стандарте для руководства и основаны на использовании типового радиоприемника с антенной, являющейся частью транспортного средства, или с испытательной антенной, если не определена какая-либо особая антенна. Указанные диапазоны частот могут не подходить для всех регионов мира или всех стран. По экономическим причинам производитель транспортного средства должен быть свободен в определении того, какие диапазоны частот применяют в конкретных странах, где будут продаваться транспортные средства, и какие радиослужбы предполагают использовать в этих транспортных средствах.

Например, во многих моделях транспортных средств не предполагается установка ТВ-приемников, поскольку полоса телевизионного вещания занимает существенную часть радиоспектра. Испытание таких транспортных средств и подавление в них источников помех экономически не оправдано.

Производитель транспортных средств должен определить страны, в которых будут продаваться эти транспортные средства, затем выбрать применимые диапазоны частот и значения норм.

В 1979 г. Всемирная Конференция Администраций связи снизила нижний предел по частоте в регионе 1 до 148,5 кГц. Для транспортных средств адекватными считают испытания на частоте 150 кГц. В настоящем стандарте были введены диапазоны частот испытания, которые могут охватить радиослужбы в различных частях мира. В большинстве случаев можно ожидать, что защита радиоприема на соседних частотах будет обеспечена.

Метод качественной оценки ухудшения радиосвязи в присутствии импульсных помех приведен в приложении Н.

Перечень вопросов, находящихся на рассмотрении для последующих пересмотров документа, приведен в приложении I.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ Р 51318.12-2012 (СИСПР12:2009) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств

ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех

ГОСТ Р 51318.16.1.2-2007 (СИСПР 16-1-2:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения кондуктивных радиопомех и испытаний на устойчивость к кондуктивным радиопомехам

ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

ГОСТР 51318.16.2.1-2008 (СИСПР 16-2-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-1. Методы измерения индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение кондуктивных радиопомех

ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009 (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехо-

ГОСТ P 51318.25—2012

устойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех

ГОСТ Р 55055-2012 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТР 50397, ГОСТР 55055, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    экранированное помещение, облицованное поглощающим материалом (absorber lined shielded enclosure): Экранированное помещение, внутренняя поверхность стен и потолка которого облицована радиопоглощающим материалом (полностью безэховая камера — БЭК).

3.2    коэффициент калибровки антенны (antenna factor): Коэффициент, который прибавляют к напряжению, измеренному на входе измерительного прибора, чтобы получить напряженность поля, измеряемого с применением антенны.

3.3    блок согласования антенны (antenna matching unit): Устройство для согласования полного сопротивления антенны и входного сопротивления приемника (50 Ом) в полосе частот измерений.

3.4    класс (class): Уровень качества функционирования, согласованный между покупателем и поставщиком, указываемый в плане испытания.

3.5    непрерывные кондуктивные помехи от элементов (component continuous conducted emissions): Напряжения/токи помех непрерывного характера, существующие на проводах источника питания и других проводах элемента/модуля, которые могут создавать помехи работе бортового приемника.

3.6    точка компрессии (compression point): Уровень входного сигнала, при котором коэффициент усиления измерительной системы становится нелинейным, такчто выходной сигнал регламентированного уровня отличается от выходного сигнала идеальной линейной приемной системы на определенное положительное приращение, выраженное в децибелах.

3.7    устройство (device): Механизм, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания, основной функцией которого не является перевозка людей или товаров.

Примечание — Устройства включают в себя (но этим не ограничиваются) цепные пилы, ирригационные насосы, снегодувки, воздушные компрессоры и ландшафтное оборудование.

3.8    напряжение на входе приемника [receiver terminal voltage (antenna voltage)]: Напряжение, создаваемое источником радиопомехи и измеряемое в дБ(мкВ) прибором для измерения радиопомех, соответствующим требованиям ГОСТР 51318.16.1.1.

3.9    контур зоны по высокой частоте (ВЧ); «ВЧ граница» (RF boundary): Параметр испытательной ЭМС установки, который определяет, какая часть проводки и/или периферии входят в ВЧ окружающую среду, а какая часть в нее не входит. Контур зоны по ВЧ проходит, например, через эквиваленты сети, штыревые разъемы питания фильтра, провод с ВЧ поглотителем и/или ВЧ экранирование.

3.10    эквивалент сети; схема стабилизации полного сопротивления линии [artificial network (AN); line impedance stabilization network (LISN)1*]: Устройство, которое включается в цепь питания испытуемого оборудования, создает регламентированное полное сопротивление в заданной полосе частот при измерении напряжения помех и может устранить связь между испытуемым оборудованием и сетью питания в заданной полосе частот.

3.11    детектор средних значений (average detector): Детектор, выходное напряжение которого представляет среднее значение огибающей подаваемого сигнала.

Примечание — Среднее значение измеряют за определенный период времени.

^ Термин, применяемый в США.

3

3.12    ширина полосы частот (bandwidth):

3.12.1    ширина полосы частот (оборудования) [bandwidth (of an equipment)]: Ширина полосы частот, в которой заданный параметр оборудования или канала передачи не отклоняется от номинального значения более чем на определенное значение или коэффициент.

Примечание — Заданным параметром может быть, например, амплитудно-частотная характеристика, фазо-частотная характеристика или зависимость времени задержки от частоты.

3.12.2    ширина полосы (помехи или сигнала) [bandwidth (of an emission or signal)]: Ширина полосы частот, вне которой уровень любой спектральной составляющей не превышает определенного числа процентов опорного уровня.

3.13    широкополосная помеха (broadband emission): Помеха, ширина полосы которой больше, чем полоса конкретного измерительного устройства или приемника.

Примечание — Помеху, у которой частота повторения импульсов меньше ширины полосы конкретного измерительного прибора, также считают широкополосной.

3.14    подавление помех (disturbance suppression): Действие, которое уменьшает или устраняет электромагнитную помеху.

3.15    напряжение помех (disturbance voltage; interference voltage): Напряжение электромагнитной помехи между двумя точками двух отдельных проводников, измеренное в регламентированных условиях.

3.16    электромагнитная обстановка (electromagnetic environment): Совокупность электромагнитных явлений, существующих в данном месте.

3.17    пластина (опорного) заземления [ground (reference) plate]: Плоская проводящая поверхность, потенциал которой используют в качестве общего опорного потенциала.

3.18    узкополосная помеха (narrowband emission): Помеха, ширина полосы которой меньше, чем полоса конкретного измерительного устройства или приемника.

Примечание — Помеху, у которой частота повторения импульсов больше, чем ширина полосы конкретного измерительного прибора, также можно считать узкополосной.

3.19    пиковый детектор (peak detector): Детектор, выходное напряжение которого является пиковым значением подаваемого сигнала.

3.20    квазипиковый детектор (quasi-peakdetector): Детектор с регламентированными электрическими постоянными времени, который при воздействии на него регулярно повторяющихся идентичных импульсов формирует выходное напряжение, представляющее собой часть пикового значения импульсов, причем эта часть увеличивается по мере возрастания частоты повторения импульсов, приближаясь к пиковому значению.

3.21    экранированная камера; экранированная комната (shielded enclosure; screened room): Камера, изготовленная из металлической сетки или металлических листов и предназначенная для отделения внутренней электромагнитной среды от внешней.

4 Общие требования к измерениям помех от транспортного средства и отдельных элементов/модулей

4.1    Общие требования к испытаниям и план испытаний

4.1.1    Категории источников помех (применительно к плану испытаний)

Источники электромагнитных помех можно разделить на два основных типа:

-    узкополосные источники (например, электронные компоненты транспортного средства, такие как часы, генераторы, цифровые логические устройства в микропроцессорах и дисплеях);

-    широкополосные источники (например, электрические двигатели и система зажигания).

Примечания

1    Большинство транспортных средств, а также электрических/электронных компонентов являются источником как узкополосных, так и широкополосных помех. Некоторые из них могут быть источником помех только одного типа.

2    Широкополосные источники помех можно разделить на источники с малой продолжительностью работы (насос омывателя стекол, дверное зеркало, открывающиеся с помощью электрических устройств окна) и источники с большой продолжительностью работы (двигатель переднего стеклоочистителя, вентилятор нагревателя, система охлаждения двигателя).

4

ГОСТ P 51318.25—2012

В настоящем стандарте разделение типов помех по категориям используют только для упрощения требований к испытаниям за счет уменьшения числа необходимых детекторов (т. е. исключения детектора средних значений, если известно, что устройство относится к типу широкополосных источников, таких, например, как коллекторные двигатели постоянного тока). В остальном настоящий стандарт требует, чтобы источники соответствовали нормам как в средних, так и в квазипиковых значениях.

4.1.2    План испытаний

Для каждого испытуемого объекта составляют план испытаний, в котором должны быть указаны:

-    полоса частот, в которой будут проводить испытания;

-    нормы помех;

-типы антенн и их расположение;

-    требования к протоколу испытаний;

-    напряжение питания и другие параметры.

В плане испытаний для каждого диапазона частот должно быть указано, будет л и соответствие определяться по нормам в средних и пиковых значениях или по нормам в средних и квазипиковых значениях.

4.1.3    Определение соответствия нормам

Во всех случаях испытуемое оборудование (ИО) должно соответствовать нормам в средних значениях.

ИО также должно соответствовать либо нормам в пиковых значениях, либо нормам в квазипиковых значениях, а именно:

-    на частотах, где определены и пиковые, и квазипиковые нормы, ИО должно соответствовать либо нормам в пиковых значениях, либо нормам в квазипиковых значениях (как указано в плане испытаний);

-    на частотах, где определены только пиковые нормы, ИО должно соответствовать нормам в пиковых значениях.

Общий метод определения соответствия норме, применимый во всех частотных диапазонах, представлен на рисунке 1.

В нормах, приведенных в настоящем стандарте, учтены неопределенности измерений.

4.1.4    Рабочие условия

На результаты измерения помех могут оказывать влияние различные рабочие условия ИО. При испытаниях элементов/модулей ИО должно функционировать при нагрузочных и других условиях, типичных для применения элементов/модулей в транспортном средстве, так чтобы был обеспечен максимальный уровень помех. Рабочие условия должны быть отражены в плане испытаний.

Для обеспечения правильной работы элементов/модулей при проведении испытаний должен быть использован периферийный блок, имитирующий их установку в транспортном средстве. В зависимости от режимов работы по предназначению все сенсоры и проводники, присоединенные к ИО, подключают к периферийному блоку. Периферийный блок должен иметь возможность контроля ИО в соответствии с планом испытаний.

Периферийный блок допускается размещать как внутри экранированного помещения, так и вне его. При размещении периферийного блока внутри экранированного помещения уровень помех, генерируемых периферийным блоком, должен быть по меньшей мере на 6 дБ ниже норм, установленных в плане испытаний.

4.1.5    Протокол испытаний

Протокол испытаний должен включать в себя сведения, согласованные между заказчиком и поставщиком, например:

-    идентификацию образца;

-дату и время испытаний;

-    полосу частот;

-    шаг изменения частоты;

-    применяемую норму помех;

-    сведения о посторонних помехах;

-    сведения о методе испытаний.

4.2 Экранированная камера

Уровни посторонних помех должны быть по крайней мере на 6 дБ ниже норм, указанных для каждого вида испытаний. Эффективность экранирования камеры должна быть достаточной, чтобы гарантировать выполнение указанного требования к уровню посторонних помех.

Примечание — Существующие в экранированной камере отражения от внутренних поверхностей очень слабо влияют на результаты измерений кондуктивных помех, т. к. в этой процедуре измерительное устройство непосредственно подключено к проводникам ИО. Экранированная камера может быть совсем простой, такой как заземленная соответствующим образом и экранированная в верхней части кабина.

5

ГОСТ P 51318.25—2012

Измерение пиковым детектором

Нет

Нет !

Не соответствует


^ Как правило, соответствие требованиям определяют как для норм в средних значениях, так и для норм в пиковых значениях (или для норм в средних и квазипиковых значениях). Исключение составляют случаи, когда в плане испытаний указано, что соответствие определяют по одной конкретной норме (в зависимости от обстоятельств — в пиковых, средних или квазипиковых значениях).

2)    Поскольку результат измерения пиковым детектором всегда выше или равен результату измерения детектором средних значений, а норма в пиковых значениях всегда выше или равна норме в средних значениях, можно упростить и ускорить процесс определения соответствия, используя измерение только одним детектором.

3)    Данный алгоритм применим для всех частот измерения. Повторное измерение требуется только на частотах, на которых результаты измерений были выше значений нормы при использовании детектора средних или квазипиковых значений.

Рисунок 1 — Метод определения соответствия норме для всех частот измерения

6