Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

517.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51318.12-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы, установленные в стандарте, предназначены для защиты вещательных приемников в полосе частот от 30 до 1000 МГц, применяемых в жилых зонах. Соответствие требованиям стандарта не может обеспечить адекватную защиту средств радиосвязи новых видов, применяемых в жилых зонах на расстоянии менее 10 м от транспортных средств, моторных лодок или других устройств.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Нормы радиопомех

     4.1 Определение соответствия транспортного средства / моторной лодки/устройства установленным нормам

     4.2 Нормы при измерениях с помощью пикового и квазипикового детекторов

     4.3 Нормы при измерениях с помощью детектора средних значений

5 Методы измерений

     5.1 Измерительные приборы

     5.2 Требования к месту проведения измерений

     5.3 Условия проведения испытаний объекта

     5.4 Сбор данных

6 Методы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта

     6.1 Общие сведения

     6.2 Применение норм

     6.3 Оценка(общие сведения)

     6.4 Типовое испытание

     6.5 Надзор за серийным производством (аудит качества)

     6.6 Быстрая проверка образца при доводочном испытании (дополнительные испытания только для помех, измеряемых с помощью квазипикового детектора)

Приложение А (обязательное) Статистический метод оценки результатов измерений

Приложение В (обязательное) Процедура определения альтернативной нормы излучаемых радиопомех для измерений на расстоянии З м

Приложение С (справочное) Обслуживание и калибровка антенны и линии передачи

Приложение D (справочное) Конструктивные особенности транспортных средств с двигателем, влияющие на излучение радиопомех от системы зажигания

Приложение Е (справочное) Измерение вносимых потерь помехоподавляющих устройств системы зажигания

Приложение F (справочное) Методы измерений для определения характеристик затухания помехоподавляющих устройств для систем зажигания искрой высокого напряжения

Приложение G (справочное) Блок-схема для проверки применимости настоящего стандарта

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.01.2013
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1518-ст
РазработанЗАО Научно-испытательный центр САМТЭС
РазработанТК 30 Электромагнитная совместимость технических средств
ИзданСтандартинформ2013 г.

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and devices with internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods for the protection of off-board receivers

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

51318.12-

2012

(СИСПР 12:2009)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Совместимость технических средств электромагнитная

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАДИОПОМЕХ

Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств

CISPR 12:2009

(MOD)


Vehicles, boats and internal combustion engines — Radio disturbance characteristics — Limits and methods of measurement for the protection of off-board receivers

ш

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН ЗАО «Научно-испытательный центр «САМТЭС» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 «Электромагнитная совместимость технических средств»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1518-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту СИСПР 12:2009 «Транспортные средства, моторные лодки и двигатели внутреннего сгорания. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных объектов» (CISPR 12:2009 «Vehicles, boats and internal combustion engines — Radio disturbance characteristics — Limits and methods of measurement for the protection of off-board receivers»).

При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены в тексте стандарта курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТР51318.12—99 (СИСПР 12—97)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Примечание — Для типовых испытаний по 6.4 допускается применение альтернативного метода испытаний, базирующегося на требованиях ГОСТР 51318.25. Такой альтернативный метод типовых испытаний применяют ктем транспортным средствам/моторным лодкам/устройствам, на которых могут быть установлены бортовые приемники. Если при измерениях по методу в соответствии с ГОСТР 51318.25 с использованием детектора средних значений напряженность сигнала радиоантенны транспортного средства, моторной лодки и устройства менее 20 дБ (мкВ) (10 мкВ) в полосе частот 76—108 МГц, то транспортные средства, моторные лодки и устройства считают соответствующими нормам при измерении детектором среднего значения и дальнейшие испытания не проводят.

Напряженность поля, мкВ/м    Напряженность    поля,    дБ    (мкВ/м)

Частота, МГц

Рисунок 4 — Нормы радиопомех (детектор средних значений) для расстояния 10 м

5 Методы измерений

5.1    Измерительные приборы

Измерительные приборы должны соответствовать требованиям ГОСТР 51318.16.1.1. Применяют ручную или автоматическую перестройку частоты.

Примечание — Для измерения радиопомех применяют анализаторы спектра и сканирующие приемники. Применение пикового детектора в анализаторах спектра и сканирующих приемниках обеспечивает показание на дисплее, которое никогда не бывает меньше, чем показание квазипикового детектора при той же ширине полосы пропускания. Допускается проводить измерения радиопомех с использованием пикового детектора, т. к. он позволяет осуществить более быстрое сканирование по частоте, чем это возможно при использовании квазипикового детектора.

Если для экономии времени применяют пиковый детектор и нормы на квазипиковые значения, то результаты измерений на уровне нормы радиопомех или превышающие ее перепроверяют с использованием квазипикового детектора.

5.1.1    Параметры анализатора спектра

Скорость сканирования по частоте анализатора спектра или сканирующего приемника выбирают применительно к полосе частот измерений и соответствующему детектору. Максимальное время сканирования должно соответствовать требованиям ГОСТР 51318.16.2.3.

Ширину полосы пропускания анализатора спектра выбирают так, чтобы уровень собственных шумов был не менее чем на 6 дБ ниже нормы.

Примечание — Между антенной и анализатором спектра можно использовать предусилитель, чтобы получить уровень шума 6 ДБ.

Рекомендуемые параметры анализатора спектра (время сканирования, ширина полосы частот) приведены в таблице 1.

6

ГОСТ P 51318.12—2012

Таблица 1 — Параметры анализатора спектра

Полоса частот, МГц

Измерения с применением пикового детектора

Измерения с применением квазипикового детектора

Измерения с применением детектора средних значений

Полоса

разрешения3)

Время

сканирования

Полоса

пропусканияь)

Время

сканирования

Полоса

разрешения3)

Время

сканирования

30—1000 МГц

100 кГц/120 кГц

100 мс/МГц

120 кГц

20 с/МГц

100 кГц/120 кГц

100 мс/МГц

a)    Полосу разрешения устанавливают при 3 дБ.

b)    Полосу пропускания устанавливают при 6 дБ.

Если для измерений с применением пикового детектора применяют анализатор спектра, то ширина полосы пропускания для видеосигнала должна быть по крайней мере в три раза больше полосы разрешения.

5.1.2 Параметры сканирующего приемника

Время выдержки сканирующего приемника должно соответствовать полосе частот по СИСПР при использовании режима детектора. Минимальное время выдержки должно соответствовать ГОСТ Р 51318.16.2.3.

Ширину полосы пропускания сканирующего приемника выбирают такой, чтобы уровень собственных шумов был не менее чем на 6 дБ ниже нормы радиопомех.

Примечание — Между антенной и сканирующим приемником может использоваться предусилитель, чтобы выполнить требование 6 дБ в отношении собственных шумов.

Параметры сканирующего приемника (рекомендуемое время выдержки, максимальный размер шага и ширина полосы частот) представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Параметры сканирующего приемника

Полоса частот

Измерения с применением пикового детектора

Измерения с применением квазипикового детектора

Измерения с применением детектора средних значений

Ширина

полосы

Размер

шага3)

Время

выдержки

Ширина

полосы

Размер

шага3)

Время

выдержки

Ширина

полосы

Размер

шага3)

Время

выдержки

30—1000 МГц

120 кГц

50 кГц

5 мс

120 кГц

50 кГц

1 с

120 кГц

50 кГц

5 мс

а) Для широкополосных радиопомех максимальный размер шага частоты может быть увеличен до значения, не превышающего значение ширины полосы частот.

5.1.3 Типы антенн

5.1.3.1    Контрольная антенна

Антенна должна представлять собой симметричный диполь (см. ГОСТР 51318.16.1.1). Используют коэффициенты антенны свободного пространства. Для частот 80 МГц или выше антенна должна быть резонансной подлине, а для частот ниже 80 МГц — настроена подлине на частоту 80 МГц. Длина антенны должна быть согласована с фидером с помощью соответствующего преобразователя симметричного сигнала в несимметричный.

5.1.3.2    Широкополосные антенны

Допускается использовать приемную антенну с линейной поляризацией при условии, что она согласована с контрольной антенной.

Широкополосную антенну используют при проведении измерений с помощью автоматизированной приемной системы с применением сканирующего измерительного прибора. Такая широкополосная антенна пригодна для измерения уровней излучения (в спектре частот, охватываемых настоящим стандартом), при условии, что выход согласуется с выходом контрольной антенны в реальном тестовом окружении в реальной испытательной лаборатории.

Если используются широкополосные антенны, они должны соответствовать требованиям ГОСТР51318. 16.1.1. Должны учитываться следующие факторы:

7

a)    эффективная область апертуры антенны, включая поляризацию (горизонтальную и вертикальную);

b)    эффект фазового центра, смещающегося в зависимости от частоты;

c)    эффект от характеристик отражения от земли (включая многочисленные лучевые отражения, которые могут возникнуть на отдельных частотах около 500 МГц при вертикальной поляризации и 900 МГц при горизонтальной поляризации).

Альтернативные характеристики антенн приведены в приложении С.

5.1.4 Точность

Измерительная система, состоящая из антенны, линии передачи и измерительного прибора, но без источника радиопомех и измерительной площадки, должна измерять напряженность электрического поля в полосе частот 30—100 МГц с точностью + 3 дБ (см. ГОСТ Р51318.16.1.4, раздел 4). Точность по частоте должна быть выше + 1 дБ.

Примечания

1    Для того чтобы результаты измерений, определенных в настоящем стандарте, находились в допустимых пределах, необходимо учитывать все характеристики измерительного оборудования (например, частотную и амплитудную стабильность, ослабление зеркального отображения, кросс-модуляцию, уровни перегрузки, избирательность, постоянные времени и соотношение сигнал/шум), а также факторы, влияющие на антенну и линии передачи.

2    Можно ожидать, что возможны дополнительные изменения результатов измерений напряженности электрического поля (см. С. 13 приложения С) в полосе частот 30—1000 МГц, вызванные изменениями проводимости земли и другими факторами, влияющими на воспроизводимость измерений.

5.2 Требования к месту проведения измерений
5.2.1    Требования к открытой измерительной площадке

5.2.1.1    Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств

Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств должна представлять собой зону, свободную от поверхностей, отражающихэлектромагнитнуюэнергию, в пределахокружнос-ти радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между испытуемым двигателем и антенной. В виде исключения допускается размещать измерительное оборудование, сооружение для испытаний или транспортное средство, в котором расположено измерительное оборудование (если используется), в пределах измерительной площадки. Но только в разрешенной зоне, показанной заливкой на рисунке 5.

Примечание — Требования коткрытой измерительной площадке, приведенные в 5.2.1.1 и на рисунке 5, представляют собой требования ГОСТР 51318.16.1.4 применительно к автомобильным средствам значительного размера.

Транспортные средства и устройства длиной и шириной менее 2 м допускается испытывать на открытой измерительной площадке, размеры которой соответствуют требованиям ГОСГР51318.16.1.4.

5.2.1.2    Открытая измерительная площадка для моторных лодок

Измерительная площадка для моторных лодок должна представлять собой зону, свободную от поверхностей, отражающих электромагнитную энергию, в пределах окружности радиусом не менее 30 м, с центром в средней точке расстояния между испытуемым двигателем и антенной. Исключения, относящиеся к измерительному оборудованию, приведены в 5.2.1.2.1 и 5.2.1.2.2. В виде исключения допускается размещать измерительное оборудование в пределах измерительной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке б. Сооружение для испытаний, транспортное средство или неметаллическая моторная лодка испытательной установки, на которой размещено измерительное оборудование, может находиться в пределах измерительной площадки.

Лодки или двигатели/моторы для лодок, испытываемые отдельно, должны испытываться в соленой или пресной воде на измерительной площадке, показанной на рисунке 6.

5.2.1.2.1    Наземное измерительное оборудование

Если измерительное оборудование размещено на суше, то измерительное строение или транспортное средство, в котором располагается измерительное оборудование, могут находиться в пределах измерительной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке б.

5.2.1.2.2    Измерительное оборудование, размещенное на воде

Измерительное оборудование может быть установлено на неметаллической лодке или неметаллическом испытательном стенде, находящихся в пределах испытательной площадки, но только в разрешенной зоне, выделенной заливкой на рисунке б.

ГОСТ P 51318.12—2012


Средняя точка двигателя,

Примечание — В соответствии с 5.2.3.2 и 5.2.3.4 расстояние (10,0 ± 0,2) м может быть изменено на

(3,00 ± 0,05) м.

Рисунок 5 — Открытая измерительная площадка для транспортных средств и устройств 5.2.1.3 Требования к окружающей среде

Для того чтобы гарантировать отсутствие посторонних радиопомех или сигналов значительной мощности или плотности, которые могут существенным образом повлиять на результаты измерений транспортного средства, проводят измерения в окружающей среде до начала основного испытания и после него, но без работающего испытуемого транспортного средства, моторной лодки или устройства. При обоих измерениях уровень посторонних радиопомех (за исключением сигналов радио- и телевизионного вещания, которые известны) должен быть ниже норм радиопомех, приведенных в разделе 4, не менее чем на 6 дБ, исключая намеренные помехи. При оценке соответствия по разделу 6 любые излучения, превышающие нормы, должны исследоваться, чтобы убедиться в том, что они не применяются к транспортным средствам, лодкам или устройствам, и их исключают.

Примечание — Относительно дальнейшего руководства см. 5.4 ГОСТ Р 51318.16.1.4.


9


Средняя точка двигателя, сориентированная по нормали к средней точке антенны

Неметаллическая лодка или неметаллическая испытательная платформа (для раздельного испытания двигателей)

Установка на борту

Установка вне борта

Примечание - Расстояние по горизонтали от центра контрольной антенны до ближайшей периферийной части установки на воде (или двигателя, если он испытывается отдельно)

Центр чистой зоны с радиусом 30 м в средней точке между контрольной антенной и испытуемым оборудованием

Неметаллическая лодка или неметаллическая испытательная платформа (испытательная площадка на воде)


Участок, разрешенный для размещения измерительного оборудования (в строении или самоходном средстве)

Рисунок 6 — Открытая измерительная площадка для моторных лодок

5.2.2 Требования к безэховой экранированной камере

5.2.2.1    Корреляция результатов

Безэховые экранированные камеры используют в случае, если полученные результаты могут кор-релироваться с результатами, получаемыми на открытой измерительной площадке при обеспечении требований, приведенных в 5.2.1.

Примечание — Безэховые камеры имеют преимущество, так как испытания можно проводить при любой погоде, электромагнитная обстановка в камере контролируется, и вследствие стабильности электрических характеристик камеры улучшается воспроизводимость испытаний.

5.2.2.2    Требования куровню посторонних радиопомех

Уровень посторонних радиопомех должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм радиопомех, приведенных в разделе 4. Уровень посторонних радиопомех проверяют периодически, а также в случае, если результаты испытаний указывают на возможное несоответствие.

5.2.3 Требования к расположению антенны

На каждой частоте измерений (включая конечные частоты) измерения проводят при вертикальной и горизонтальной поляризациях антенны (см. рисунки 7 и 8).

ГОСТ P 51318.12—2012

Должно быть исключено электрическое взаимодействие между элементами антенны и элементами системы крепления антенны.

При расположении линии передачи и антенны необходимо, чтобы линия передачи не взаимодействовала электрически с элементами антенны.

Примечание — Один из приемлемых способов расположения дипольной антенны предполагает прокладку линии передачи горизонтально за антенной на расстоянии 6 м при высоте 3 м (или 1,8 м при измерительном расстоянии 3 м) до места его снижения к уровню земли или ниже. Допускаются также и иные способы расположения, если они не влияют на результаты измерений или эти влияния могут быть учтены при калибровке оборудования.

5.2.3.1 Высота антенны

При измерительном расстоянии 10 м центр антенны располагают на высоте (3,00 + 0,05) м над поверхностью земли/пола или водной поверхностью. При измерительном расстоянии 3 м высота должна быть (1,80 + 0,05) м.


J    L

Примечание — Размеры в скобках относятся к испытанию на расстоянии 3 м.

Рисунок 7 — Расположение антенны при измерении излучаемых радиопомех — вертикальная поляризация


1 — испытуемое оборудование

Примечание — Размеры в скобках относятся к испытанию на расстоянии 3 м.

1 — испытуемое оборудование; 2 — средняя точка двигателя, сориентированная по нормали к средней точке антенны

Рисунок 8 — Расположение антенны при измерении излучаемых радиопомех — горизонтальная поляризация

11

5.2.3.2    Расстояние

Рекомендуемое горизонтальное расстояние между контрольной точкой антенны и ближайшей металлической частью транспортного средства/лодки/устройства должно быть (10,0 + 0,2) м по горизонтали; допускается проводить измерения на расстоянии (3,00 + 0,05) м, если выполняются требования 5.2.3.4.

5.2.3.3    Вспомогательные антенны (несколько антенн)

Допускается использовать вспомогательные антенны, но если две антенны расположены напротив друг друга, одна из них должна быть вертикально поляризованной, а другая — горизонтально поляризованной.

Требование кчистой зоне измерительной площадки, приведенное в 5.2.1.1, также применяют к средней точке расстояния между транспортным средством/лодкой/устройством и вспомогательной антенной.

5.2.3.4    Несколько местоположений антенны (только для измерительного расстояния 3 м)

Если длина транспортного средства или устройства больше ширины луча антенны на уровне 3 дБ, антенну устанавливают в нескольких местах. При измерениях используют одни и те же местоположения антенн для горизонтальной и вертикальной поляризаций.

Допускается не использовать несколько местоположений антенны в случае, если измеренные уровни излучений ниже нормы минус значение снижения усиления, вычисленное с использованием геометрических размеров испытательной установки и усиления антенны (см. приложение В).

Примечание — Стандартная логопериодическая антенна имеет ширину луча на уровнеЗдБ приблизительно 60 град. При расстоянии 3 м это приводит к распределению поля приблизительно на 3,5 м, например, по 1,75 м в обе стороны от центра симметрии антенны. Таким образом, для самоходного средства длиной 7 м требуется три местоположения антенны с каждой стороны для определения уровня радиопомех отданного транспортного средства.

5.3 Условия проведения испытаний объекта
5.3.1    Общие сведения

Измерения проводят при сухом транспортном средстве/лодке/устройстве или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков. Двигатели или электродвигатели, расположенные вне борта моторной лодки, все поверхности которых при обычной нормальной работе не находятся в контакте с водой, должны быть сухими.

Примечание — Роса или небольшая влажность могут значительно повлиять на показания приборов с пластмассовыми корпусами.

Методы оценки соответствия на основе испытаний объекта в сухих условиях приведены в разделе 6.

5.3.2    Транспортные средства и моторные лодки

Измерения проводят слева и справа от самоходного средства (см. рисунки 7 и 8).

Все оборудование, которое включается автоматически с включением системы привода, измеряют во время работы, осуществляемой так, чтобы она могла считаться (насколько это возможно) нормальной. Рабочая температура двигателя должна быть нормальной.

Для транспортных средств или моторных лодок с независимыми электрическими системами и системами внутреннего сгорания различные системы привода в одном и том же транспортном средстве или лодке испытывают отдельно.

Вспомогательные двигатели должны работать в нормальном режиме в соответствии со своим назначением, их испытывают (если это возможно) отдельно от основного двигателя.

В зависимости от местоположения вспомогательных двигателей могут потребоваться несколько испытаний транспортного средства или моторной лодки с несколькими двигателями, последовательно устанавливаемыми перед антенной во время серии испытаний.

При раздельном испытании двигатели, устанавливаемые внутри, на корме и снаружи, или моторы с приводом для лодок крепят к борту лодки или платформы из изоляционного материала и испытывают так же, как лодки с двигателями или моторами, расположенными на борту.

Измерения проводят для двух различных условий работы транспортных средств и моторных лодок:

1    — режим «Ключ зажигания включен, двигатель выключен»;

2    — режим «Двигатель работает».

Эти два условия относятся к транспортным средствам/моторным лодкам с двигателем внутреннего сгорания и/или снабженным электродвигателем (включая гибридные системы двигательной установки).

5.3.2.1 Режим работы «Ключ зажигания включен, двигатель выключен»

Условия работы «Ключ зажигания включен, двигатель выключен» следующие:

-    ключ зажигания включен;

-    двигатель не работает;

ГОСТ P 51318.12—2012

- электронные системы транспортного средства работают в нормальном режиме.

Все оборудование с внутренними генераторами частотой более 9 кГц или повторяющимися сигналами, функционирующими непрерывно, должно работать нормально.

5.3.2.2 Режим работы «Двигатель работает»

Транспортные средства/моторные лодки, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, должны испытываться с работающим двигателем, как указано в таблице 3. Частота вращения вала двигателя должна быть одинакова для квазипиковых и пиковых измерений.

Таблица 3 — Частота вращения вала двигателей внутреннего сгорания

Число цилиндров

Частота вращения вала двигателя, мин 1 + 10 %

1

2500

Более 1

1500

Транспортные средства/лодки с электродвигателем должны испытываться с двигателем, запускаемым на динамометрическом стенде без нагрузки или на непроводящем стенде для ведущего моста при постоянной скорости 40 км/ч или при максимальной скорости, если она менее 40 км/ч.

Транспортные средства с гибридными системами электродвигателя должны испытываться как с электрическими системами, так и с системами внутреннего сгорания, функционирующими при движении транспортного средства со скоростью 40 км/ч. Если это невозможно, транспортное средство испытывают с двигателем внутреннего сгорания с частотой вращения вала, установленной в таблице 3, и с электрической системой при скорости 40 км/ч или при максимальной скорости, если она менее 40 км/ч.

5.3.3 Устройства

Измерения проводят при нормальном рабочем положении, высоте с полной нормальной нагрузкой и без нагрузки при скорости холостого хода, в направлении максимального излучения радиопомех. Там, где это осуществимо на практике, испытуемое устройство измеряют в трех ортогональных плоскостях.

Рабочие условия для устройств (в режимах «Ключ зажигания включен, двигатель выключен» и «Двигатель работает») должны быть указаны в программе испытаний.

В зависимости от ситуации необходимо учитывать следующие условия:

-    в случае если могут меняться рабочее положение и высота, испытуемое устройство располагают так, чтобы свеча зажигания была расположена на высоте (1,0 + 0,2) м над землей;

-    оператор не должен присутствовать при испытаниях, но при необходимости должна проводиться механическая подгонка, осуществляемая (насколько это возможно) при помощи изоляционного материала для удерживания устройства в нормальном положении и обеспечения установленной скорости двигателя.

5.4 Сбор данных

Измерения проводят по всей установленной полосе частот. Измерения на отдельныхчастотах приводят в случае испытаний в соответствии с 6.6 или для типовых испытаний, если результаты первичных измерений, охватывающие весь диапазон частот, доступны и доказывают соответствие требованиям настоящего стандарта.

Для статистической оценки результаты измерений, проводимых с применением детектора средних значений, квазипикового и пикового детектора, выражают в децибелах относительно 1 мкВ/м.

Результаты измерений с применением пикового детектора выражают в соответствии с одной из полос пропускания, представленной на рисунке 2.

При измерениях с применением пикового детектора нормы, представленные на рисунке 2, могут быть приведены к ширине полосы пропускания, отличной от 120 кГц или 1 МГц, путем прибавления коэффициента, равного 20 Ig [ширина полосы пропускания (кГц)/120 кГц] или 20 1д [ширина полосы пропускания (МГц)/1 МГц].

6 Методы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта

6.1    Общие сведения

Некоторые различия в конструкции транспортныхсредств/моторных лодок или устройств не оказывают существенного влияния на радиопомехи от системы зажигания. Для автодорожных средств примеры таких различий приведены в приложении D.

6.2    Применение норм
6.2.1 Измерения в сухих условиях

При сертификационных измерениях, проводимых при сухом транспортном средстве/моторной лодке или устройстве (см. 5.3.1), или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков используют графики норм, представленные на рисунках 3 и 4.

13

6.2.2 Измерения во влажных условиях

В условиях, когда измерения проводят во время выпадения осадков или не менее чем через 10 мин после прекращения осадков, транспортное средство/моторную лодку или устройство считают соответствующими требованиям настоящего стандарта, если измеренные значения помех не превышают более чем на 10 дБ уровни, приведенные на рисунках 2 и 3.

В спорном случае, касающемся установления соответствия, измерения проводят в сухих условиях.

Соответствие нормам, установленное при измерениях во влажных условиях (и в спорном случае, приведенном выше), остается в силе до того момента, когда оно будет оспорено, и проведение измерений в сухих условиях докажет несоответствие нормам.

В этом случае модификация транспортных средств/моторных лодок и устройств, проданных в течение периода времени, когда соответствие считалось справедливым, не требуется.

Если соответствие нормам установлено на основе измерений во влажных условиях, необходимо уделить особое внимание надзору за серийным производством.

6.3    Оценка (общие сведения)

Для оценки единичных транспортных средств/моторных лодок или устройств используют данные, полученные в результате полного сканирования.

Для статистического анализа нескольких транспортных средств/моторных лодок или устройств используют характерные уровни и процесс вычисления, приведенные в приложении А. Уровни сравнивают с нормой на представительной частоте для соответствующего частотного интервала.

Статистический анализ пиковых данных для нескольких транспортных средств/моторных лодок и устройств проводится с использованием данных, относящихся кэтой же ширине полосы.

6.4    Типовое испытание

Соответствие требованиям раздела 4 определяется следующим образом:

6.4.1    Один образец

Измерения допускается проводить на одном образце транспортного средства/моторной лодки и устройства из последней серии продукции. Результаты должны быть не менее чем на 2 дБ ниже норм, приведенных в разделе 4.

6.4.2    Несколько образцов (произвольно)

Если испытывают несколько образцов, то необходимо провести испытание пяти или более дополнительных транспортных средств/моторных лодок или устройств, а результаты сложить с результатами первого испытания по 6.4.1. Результаты измерений в каждом частотном интервале должны быть ниже норм, приведенных в разделе 4 для представительной частоты этого частотного интервала (см. 6.3).

6.5    Надзор за серийным производством (аудит качества)
6.5.1    Один образец

Результаты измерений одного транспортного средства/моторной лодки или устройства должны быть не более чем на 2 дБ выше норм, приведенных в разделе 4.

6.5.2    Несколько образцов (произвольно)

Если испытывают несколько образцов, то необходимо провести испытание пяти или более дополнительных самоходных средств или устройств, а результаты сложить с результатами первого испытания по 6.5.1. Результаты измерений в каждом частотном интервале оценивают на статистической основе в соответствии с приложением А. Результаты измерений на каждой частоте в каждом частотном интервале должны быть не более чем на 2 дБ выше нормы, приведенной в разделе 4 на представительной частоте для данного частотного интервала (см. 6.3).

6.6    Быстрая проверка образца при доводочном испытании (дополнительные испытания только для помех, измеряемых с помощью квазипикового детектора)

Для приближенной оценки уровней помех от транспортного средства/лодки или устройства с целью установления вероятности соответствия уровней помех нормам раздела 4 проводят дополнительные испытания. Рекомендуемые частоты для дополнительных измерений на представительных частотах приведены в приложении А.

ГОСТ P 51318.12—2012

Приложение А (обязательное)

Статистический метод оценки результатов измерений

А.1 Размер выборки самоходных средств/устройств

Для того чтобы гарантировать с достоверностью не менее 80 %, что 80 % производимых серийно самоходных средств/устройств соответствует норме L, должны выполняться следующие условия:

(А.1) (А.2)


х + kSn < L ;


- 1 х = — п


2>,

и=1 .


где х — среднее значение результатов измерений по выборке из п транспортных средств/моторных лодок/устройств; х( — отдельный результат;

к — статистический коэффициент, зависящий от выборки л в соответствии с таблицей А.1.


Таблица А.1 — Размер выборки и статистические коэффициенты

п

6

7

8

9

10

11

12

к

1,42

1,35

1,30

1,27

1,24

1,21

1,20

Sn — выборочное среднеквадратическое отклонение результатов измерений по выборке л;

2 _

п


S


1

л -1


/=1


(А.З)


где Sn, х(-, х и L выражены в одинаковых логарифмических единицах (например, дБ относительно 1 мкВ/м, 1 мкВ и т. п.).

Если первая выборка из л транспортных средств/лодок/устройств не соответствует требованиям, то необходимо провести испытание второй выборки N и оценку результатов провести по выборке из л + N транспортных средств/лодок/устройств.

Примечание — См. [1] для более подробной информации и понимания статистической теории.

А.2 Частотные интервалы для проведения измерений

Для проведения анализа полоса частот от 30 до 10ОО МГц должна быть поделена не менее чем на 14 частотных интервалов, причем в каждой октаве (отношение частот 2:1) должно быть приблизительно по три интервала. Для полосы частот, в которой норма является непостоянной (например, при наклоне графика), отношение наивысшей частоты к низшей в каждом частотном интервале должно быть не более чем 1,34. Примеры частотных интервалов приведены в таблице А.2.


Таблица А.2 — Примеры частотных интервалов и репрезентативные частоты для оценки результатов измерений


Частотный интервал, МГц

Репрезентативная частота интервала, МГц

30—34

32

34—45

40

45—60

55

60—80

70

80—100

90

100—130

115

130—170

150

170—225

200

225—300

270

300—400

350

400—525

460

525—700

600

700—850

750

850—1000

900


ГОСТ P 51318.12—2012

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................2

3    Термины и определения................................................2

4    Нормы радиопомех....................................................3

4.1    Определение соответствия транспортного средства / моторной лодки/устройства установленным нормам ..................................................... 3

4.2 Нормы при измерениях с помощью пикового и квазипикового детекторов..............5

4.3 Нормы при измерениях с помощью детектора средних значений....................5

5    Методы измерений....................................................6

5.1    Измерительные приборы.............................................6

5.2    Требования к месту проведения измерений.................................8

5.3    Условия проведения испытаний объекта...................................12

5.4    Сбор данных....................................................13

6    Методы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта...................13

6.1    Общие сведения..................................................13

6.2    Применение норм.................................................13

6.3    Оценка (общие сведения)............................................14

6.4    Типовое испытание................................................14

6.5    Надзор за серийным производством (аудит качества)..........................14

6.6    Быстрая проверка образца при доводочном испытании (дополнительные испытания только

для помех, измеряемых с помощью квазипикового детектора).....................14

Приложение А (обязательное) Статистический метод оценки результатов измерений..........15

Приложение В (обязательное) Процедура определения альтернативной нормы излучаемых радио-

помех для измерений на расстоянии 3 м .............................17

Приложение С (справочное) Обслуживание и калибровка антенны и линии передачи..........18

Приложение D (справочное) Конструктивные особенности транспортных средств с двигателем,

влияющие на излучение радиопомех от системы зажигания.................21

Приложение Е (справочное) Измерение вносимых потерь помехоподавляющих устройств системы

зажигания................................................22

Приложение F (справочное) Методы измерений для определения характеристик затухания помехоподавляющих устройств для систем зажигания искрой высокого напряжения......26

Приложение G (справочное) Блок-схема для проверки применимости настоящего стандарта.....33

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном

международном стандарте.....................................34

Библиография........................................................35

А.З Сбор данных

Для определения макси мального (характерного) уровня электромагнитной помехи сканируют каждый частотный интервал. Характерный уровень для каждого частотного интервала сравнивают с нормой на представительной частоте для данного интервала, как определено в разделе 6.

16

ГОСТ P 51318.12—2012

Предисловие

Международный стандарт СИСПР 12:2009 подготовлен Международным специальным комитетом по радиопомехам (СИСПР), подкомитетом D «Электромагнитные помехи, относящиеся кэлектрическо-му/электронному оборудованию транспортных средств и устройствам сдвигателями внутреннего сгорания».

Настоящая консолидированная версия СИСПР 12:2009 включает в себя стандарт СИСПР 12:2007 (шестое издание) и Изменение 1 (2009) к нему.

Техническое содержание СИСПР 12:2009 идентично содержанию СИСПР 12:2007 и его Изменению 1, оно было подготовлено для удобства пользователя.

IV

Введение к СИСПР 12:2009

Установлена насущная необходимость в стандартах, определяющих приемлемое качество функционирования всех электрических/электронных продуктов при создании ими/воздействии на них радиочастотных помех. Стандарт СИСПР 12:2009 разработан для того, чтобы обеспечить автомобильную промышленность и другие отрасли промышленности методами испытаний и нормами, служащими для защиты радиоприема.

Стандарт СИСПР 12:2009 в течение многих лет использовался как руководящий документ во многих странах для обеспечения защиты радиоприемников в жилых зонах. Он показал себя очень эффективным для защиты радиосреды вне транспортных средств.

V

ГОСТ Р 51318.12-2012 (СИСПР 12:2009)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВА С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАДИОПОМЕХ
Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных

вне подвижных средств

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and devices with internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods for the protection of off-board receivers

Дата введения — 2013—01—01

1 Область применения

Нормы, установленные в настоящем стандарте, предназначены для защиты вещательных приемников в полосе частот от 30 до 1000 МГц, применяемых в жилых зонах (см. рисунок 1). Соответствие требованиям настоящего стандарта не может обеспечить адекватную защиту средств радиосвязи новых видов, применяемых в жилых зонах на расстоянии менее 10 мот транспортных средств, моторных лодок или других устройств.

Рисунок 1 — Схема воздействия радиопомех, создаваемых транспортными средствами,

на вещательные приемники

Примечание — Как показывает опыт, соответствие требованиям настоящего стандарта может обеспечить соответствующую защиту радиоприемников, используемых в жилых зонах, при других видах передач, включая радиопередачи в полосах частот, отличных от указанных выше.

Настоящий стандарт распространяется на индустриальные радиопомехи (излучения электромагнитной энергии), которые могут нарушить радиоприем, создаваемые:

a)    транспортными средствами, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.1);

b)    моторными лодками, приводимыми в движение двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями или теми и другими (см. 3.2). Моторные лодки испытываюттакже, как и транспортные средства, за исключением случаев, когда они имеют особые характеристики, как это четко определено в настоящем стандарте;

c)    устройствами, имеющими двигатели внутреннего сгорания или тяговые батареи (см. 3.3).

Схема, помогающая понять применение настоящего стандарта, приведена в приложении G.

Издание официальное

Настоящий стандарт не распространяется на самолеты, системы с электротягой (железнодорожный транспорт, трамвай и троллейбус) и на неукомплектованные транспортные средства. Если троллей-бус работает в двойном режиме (т. е. приводится в движение от источника электропитания постоянного или переменного тока или двигателями внутреннего сгорания), должна рассматриваться только система внутреннего сгорания, а система, связанная с источником электропитания постоянного или переменного тока, не входит в область применения настоящего стандарта.

Примечание — Защита приемников, использующихся на тех же транспортных средствах, на которых находится и источник (источники) радиопомех, относится к области применения ГОСТР 51317.25.

Измерения электромагнитных помех во время зарядки транспортного средства через сеть электропитания не входят в область применения настоящего стандарта.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55055-2012 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990) Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

ГОСТ Р 51318.16.1.1-2007 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех

ГОСТ Р 51318.16.1.3-2007 (СИСПР 16-1-3:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1 -3. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения мощности радиопомех ГОСТ Р 51318.16.1.4-2008 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радио-помех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

ГОСТ Р 51318.16.2.3-2009 (СИСПР 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТР 55055, ГОСТР 50397, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортное средство (vehicle): Машина, работающая на суше и предназначенная для перевозки людей или товаров.

Примечание — Примерами транспортных средств являются легковые автомобили, грузовики, автобусы, мопеды, сельскохозяйственные машины, землеройные машины, погрузочно-разгрузочное оборудование, шахтное оборудование, машины для обработки пола, аэросани и т. п.

2

ГОСТ P 51318.12—2012

3.2    лодка (boat): Судно длиной более 15 м, предназначенное для использования на воде.

3.3    устройство (device): Машина, приводимая в действие двигателем внутреннего сгорания, не предназначенная для перевозки людей и грузов.

Примечание — К устройствам относят цепные бензопилы, ирригационные насосы, снегоочистители, воздушные компрессоры, оборудование для ухода за садом, машины для обработки пола и т. п.

3.4    импульсные помехи от системы зажигания (impulsive ignition noise): Мешающее излучение электромагнитной энергии, которое в основном является импульсным, создаваемое системой зажигания транспортного средства, моторной лодки или устройства.

3.5    помехоподавляющее устройство системы зажигания (ignition noise suppressor): Часть высоковольтной цепи системы зажигания, предназначенная для ограничения излучения импульсных помех от системы зажигания.

3.6    открытая измерительная площадка [outdoor test site (OATS)]: Площадка для проведения измерений, аналогичная площадке, описанной в ГОСТР 51318.16.1.4, за исключением того, что не требуется пластина заземления и размеры площадки иные.

Примечание — Особые требования установлены в настоящем стандарте.

3.7    резистивная щетка распределителя (resistive distributor brush): Резистивная зажимная щетка в крышке распределителя системы зажигания.

3.8    частотный интервал (frequency sub-band): Часть полосы частот (30—1000 МГц), используемая для оценки результатов испытаний, полученных при испытаниях с качанием частоты.

3.9    представительная частота (representative frequency): Выделенная частота из частотного интервала, используемая для сравнения данных с нормой.

3.10    характерный уровень (characteristic level): Контрольный (или доминирующий) уровень излучения в каждом частотном интервале. Характерный уровень представляет собой максимальное измеренное значение, полученное при обеих поляризациях антенны для всех положений измерений транспортного средства, моторной лодки или устройства. Известные сигналы окружающей среды не рассматривают как часть характерного уровня.

3.11    следящий генератор сигналов (tracking generator): Генератор испытательного сигнала (незатухающее колебание), частота которого связана с частотой измерительного приемника.

3.12    мощность радиочастотной помехи (RF disturbance power): Мощность радиочастотной помехи, измеренная трансформатором тока поглощающих клещей и измерительным радиочастотным прибором. Помеха может быть измерена как напряжение индустриальной радиопомехи в режиме пикового или квазипикового детектирования.

3.13    искровой разряд (spark discharge): В настоящем стандарте — разряд энергии, накопленной в катушке системы зажигания, в дуге на электродах измерительной свечи зажигания.

3.14    высоковольтный резистивный кабель системы зажигания [resistive high-voltage (HV) ignition cable]: Кабель системы зажигания, проводник которого имеет высокое сопротивление (затухание).

3.15    жилая зона (residential environment): Зона, в которой защитное расстояние между источником помех и точкой радиоприема равно 10 м и источник помех подключен кобщественной низковольтной системе электроснабжения или батарее.

Примечание — К жилым зонам относят жилые дома, коммерческие предприятия, развлекательные заведения, театры, школы, улицы и т. д.

3.16    тяговые батареи (traction batteries): Мощные батареи, используемые в электрическом транспорте.

4 Нормы радиопомех

4.1 Определение соответствия транспортного средства/моторной лодки/устройства установленным нормам

В полосе частот 30—1000 МГц транспортные средства, моторные лодки, устройства должны соответствовать:

-    нормам средних значений, если транспортные средства, моторные лодки, устройства находятся в режиме «Ключ зажигания включен, двигатель не работает» (см. 5.3.2.1);

-    нормам пиковых или квазипиковых значений, если транспортные средства, моторные лодки, устройства находятся в режиме «Двигатель работает» (см. 5.3.2.2).

Нормы, приведенные в настоящем стандарте, учитывают неопределенность измерений.

3

На рисунке 2 приведен метод определения соответствия.

a)    Поскольку результаты измерений с помощью пикового детектора всегда выше или равны результатам измерений с помощью квазипикового детектора (и детектора средних значений соответственно), а применяемая норма пикового значения всегда выше или равна применяемой норме квазипикового значения (и, соответственно, норме среднего значения), измерение одним детектором помогает упростить и ускорить процесс установления соответствия.

b)    Настоящая блок-схема применяется для каждой отдельной частоты, например, повторные измерения с помощью квазипикового детектора (и, соответственно, детектора средних значений) проводят только для частот, превышающих установленную норму.

Рисунок 2 — Алгоритм подтверждения соответствия установленным нормам

4

ГОСТ P 51318.12—2012
4.2 Нормы при измерениях с помощью пикового и квазипикового детекторов

Нормы излучаемых радиопомех, измеряемых с помощью пикового или квазипикового детектора на расстоянии 10 м, приведены на рисунке 3. При проведении испытаний выбирают только одну ширину полосы частот. Для более точного определения значений норм применяют уравнения, приведенные на рисунке 3. При измерениях на расстоянии 3 м кзначению нормы прибавляют 10 дБ.

Примечания

1    Для транспортных средств, оснащенных электродвигателями, см. 5.3.2.2.

2    Для измерений с использованием пикового детектора см. 5.5.3.

3    На основании экспериментальных данных, полученных в разных странах, коэффициент корреляции между результатами измерений с использованием квазипикового и пикового детекторов равняется плюс 20 дБ при ширине полосы пропускания 120 кГц.

Рисунок 3 — Нормы радиопомех (пиковый и квазипиковый детекторы) для расстояния 10 м

4.3 Нормы при измерениях с помощью детектора средних значений

Нормы излучаемых радиопомех, измеряемых с помощью детектора средних значений на расстоянии 10 м, приведены на рисунке 4.

Транспортные средства, моторные лодки и устройства, не имеющие электронных генераторов с рабочей частотой свыше 9 кГц, считают соответствующими требованиям средних значений, установленным в настоящем подразделе, без испытаний с помощью детектора средних значений. Транспортные средства, моторные лодки и устройства, соответствующие требованиям ГОСТР51318.25, разделе, считают соответствующими требованиям для средних значений в соответствии с требованиями настоящего раздела без дополнительных испытаний.

При измерениях на расстоянии 3 м к норме прибавляют 10 дБ.

В ГОСТР 51318.16.2.3, приложение D, приведено объяснение разницы между детекторами сред-нихзначений при учете пиковых значений («CISPR А V») и детектором средних значений без учета пиковых значений («AV»), отвечающих требованиям ГОСТР 51318.16.1.1. При измерениях на соответствие требованиям настоящего стандарта допускается применение любого детектора, т. к. скорость повторения импульсов помехи от двигателей внутреннего сгорания превышает 10 Гц.

5