Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

20 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания и устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели

Отменён

Отменен, с 01.07.2014 пользоваться ГОСТ 31967-2012

Действие завершено 30.06.2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизеля

5 Методы определения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизеля

6 Оборудование испытательного стенда

7 Условия проведения измерений

8 Проведение измерений

9 Требования безопасности

Приложение А Газоанализаторы, рекомендуемые для контроля состава отработавших газов дизелей при проведении испытаний

Приложение Б Протокол результатов испытаний

Приложение В Расчет расхода отработавших газов методами углеродного и углеродокислородного балансов

Приложение Г Библиография

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 51249-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Двигатели внутреннего сгорания поршневые

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Нормы и методы определения

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р 51249-99

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 235 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные*

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 марта 1999 г.

№ 56

3    Стандарт соответствует ИСО SI78 «Двигатели внутреннего сгорания. Измерение выбросов вредных веществ». Части I, 2, 4 и 5 — в части испытательных процедур и методов испытаний

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5    ИЗДАНИЕ (март 2005 г.) с Изменением N> 1, утвержденным в марте 2004 г. (ИУС 6—2004), Поправкой (ИУС 6-2001)

© ИПК Издательство стандартов, 1999 © ИПК Издательство стандартов, 2005

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р 51249-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИ Й С К О Й ФЕДЕРАЦИИ

Двигатели внутреннего сгорания поршневые

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Нормы и методы определения

Internal combustion reciprocating engines. Emissions of harmful substances with the exhaust gases.

Limit values and test methods

Дата введения 2000—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее — двигатели) и устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами (далее — ОГ) при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.

Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.(ЮЗ—83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, теаповозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний ГОСТ 13320-81 Газоанализаторы промышленные автоматические. Общие технические условия ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний

ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противотумы. Упрошенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества

ГОСТ Р ИСО Н178-7—99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей

ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей (Измененная редакция, Изм. № 1).

И мание официальное

I

Страница 4

ГОСТ Р 51249-99

3    Определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями: отработавшие газы (ОГ): Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.

сухие ОГ: ОГ, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

влажные ОГ: ОГ. влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

вредные вешества: Вещества, содержащиеся в небольших количествах в ОГ и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства. В рамках настоящего стандарта учитываются следующие вредные вешества: оксид углерода, оксиды азота и углеводороды.

оксид углерода: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав утлеводородного топлива, обозначаемый символом СО.

оксиды азота: Смесь различных оксидов азота, образовавшихся в процессе горения топлива в цилиндре дизеля, обозначаемая символом NOv.

углеводороды: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра, обозначаемая символом СН.

копнет рация оксида углерода: Объемная доля в ОГ оксида углерода в объемных процентах (далее — об. %).

концентрация оксидов азота, приведенных к NO,: Объемная доля в ОГ оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем двуокиси азота N02 в об. %.

концентрация углеводородов, приведенных к СН, я5: Объемная доля в ОГ суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13.85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана C3HS в об. %.

выброс вредных веществ: Количество вредного вешества, поступающего в атмосферу с ОГ в единицу времени.

испытательный цикл (режимы испытаний): Совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы двигателя, устанаачиваемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.

весовой коэффициент режима испытаний (IV): Условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в эксплуатации в окрестностях данного режима.

удельный средневзвешенный выброс вредного вешества: Количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу с ОГ, приходящееся на 1 кВтч эффективной работы двигателя при совершении им полного испытательного цикла.

предельно допустимый удельный средневзвешенный выброс вредного вешества: Значение удельного средневзвешенного выброса вредного вещества, при превышении которого двигатель не допускается к эксплуатации.

газоанализатор: Прибор для непосредственного измерения концентрации вредного вещества в пробе ОГ.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4    Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя

4.1 Нормируемые параметры

Нормируемым параметром является удельный средневзвешенный выброс /-го вредного вещества с ОГ двигателя ef, выражающий количество этого вредного вещества в граммах, приходящееся на 1 кВтч эффективной работы двигателя, совершенной им при выполнении полного испытательного цикла, имитирующего типовые условия эксплуатации.

Устанавливают следующую номенклатуру нормируемых параметров:

- удельный средневзвешенный выброс оксида углерода е[0:

2

Страница 5

ГОСТ Р 51249-99

-    удельный средневзвешенный выброс оксидов азота е£0 ;

-    удельный средневзвешенный выброс суммы углеводородов

По согласованию между изготовителем двигателя, его потребителем и разработчиком стандарта номенклатура нормируемых параметров может быть расширена.

4.2 Предельно допустимые значения нормируемых параметров

4.2.1 Для новых двигателей

Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ для вновь изготовленных двигателей судовых, промышленных и тепловозных при их стендовых испытаниях должны соответствовать приведенным в таблице I.

Т а б л и и а I

Наименование нормируемого параметра

Обо'шачсиие

Назначение

двигателя

Норма удельных срелнепшешекнм* ■ш бросав

Выпуск до 2000 г.

Постановка на прои>водство с 2000 г.

Выпуск с 2000 г.

Постановка на проиыодсгво до 2000 г.

Удельный средневзвешенный выброс оксидов азота (NOJ в приведении к N0,. г/(кВтч)

?NO,

Тепловозный

18.0

12,0

Промышленный

16,0

10,0

Судовой

17,0

(17,0—9,8)*

Удельный среднев решенный выброс оксида углерода (СО), г/(кВтч)

Любое

6.0

3,0

Удельный средневзвешенный выброс-углеводородов (СН) в приведении к СИ, ss, г/(кВтч)

X

V

Любое

2.4

1.0

* Удельный средневзвешенный выброс оксидов азота для судовых двигателей:

-    при частоте вращения п £ 130 мин-1 — eso = 17 г/(кВтч):

-    в диапазоне частот 130 < ni 2000 мин-1 рассчитывают по формуле eNO = 45л • г/( кВт-ч):

-    при частоте вращения п > 2000 мин -1 — *NO » 9,8 г/(кВт-ч).

(Измененная редакция, Пзм. № 1, Поправка).

4.2.2 Для двигателей после капитального ремонта

Предельно допустимые значения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, прошедших капитальный ремонт, kf|peM устанавливают на основе данных таблицы 1 с использованием корректирующих коэффициентов А-рем по формуле

lefW">

Значения корректирующих коэффициентов в зависимости от вредного вещества устанавливают по таблице 2.

Таблица 2

Врезное вещество

Значение корректирующего коэффициента fcpcM

Оксид углерода

1.20

Оксид азота

0.95

Углеводороды

1.25

3

Страница 6

ГОСТ Р 51249-99

5 Методы определения удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя

5.1    Измеряемые параметры

5.1.1    На каждом режиме испытаний двигателя измерению подлежат следующие показатели:

-    эффективная мощность Рс, кВт;

-    частота вращения коленчатого вала п, мин-1;

-    расход воздуха, приведенный к нормальным атмосферным условиям (Р0 = 101,3 кПа. Т0 = =273 К) - Hair, Мз/ч;

-    концентрация в ОГ оксида углерода Ссо, об. %\

-    концентрация в ОГ оксидов азота (в приведении к NO,)    — C'NO . об.    %\

-    концентрация в ОГ суммы углеводородов (в приведении    к СН, 85) —    Сс„,    об.    %.

5.1.2    Применяемые оборудование и приборы для проведения измерений состава    газов должны

обеспечивать точность не ниже указанной в таблице 3.

Таблица 3

Наименование измеряемою компонента ОГ

Обозначение

компонента

Предел основной при веденной погрешнасш измерении. %

Концентрация оксида углерода

с

'-со

±5,0

Концентрация оксидов азота в приведении к N02

Cso,

±10.0

Концентрация углеводородов в приведении к СН, „

Сен

±5,0

(Измененная редакция. Him. № 1).

5.1.3 Измерение других показателей двигателей — по ГОСТ 10448 и ГОСТ 10150.

5.2    Испытательные циклы и состав режимов испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ 30574.

Двигатель считается находящимся на данном режиме испытаний, если соответствующие ему значения частоты вращения и мощности установлены с точностью по ГОСТ 10448.

5.3    Методы определения нормируемых параметров

Удельный средневзвешенный выброс /-го вредного вещества рассчитывают по формуле

tc„vexhlw,

е? * 0.446ц,    _-.    <2>

Л.Е )-1

при ц, — молекулярная масса /'-го вредного вещества либо его эквивалента по приведению цЛ. = =46. Мсо= 28, цс//| ^ = 13,85), кг/кмоль;

от — количество режимов испытаний в испытательном цикле;

J — порядковый номер режима испытаний в испытательном цикле;

/ — индекс вредного вещества;

Су - измеренная при испытаниях в j- м заданном режиме концентрация /-го вредного вещества в ОГ, об. %\

объемный расход ОГ. приведенный к нормальным атмосферным условиям (Т0 = 273 К. _ Р0 = 101,3 кПа). м~/ч, во «влажном» или «сухом» состоянии;

Pcf — отношение эффективной мощности дизеля на данном режиме испытаний к номинальной эффективной мощности;

Wj — весовой коэффициент режима;

Р — номинальная эффективная мощность дизеля. кВт.

4

Страница 7

ГОСТ Р 51249-99

Объемный расход ОГ УсхЬ, и3/ч, измеряют любым прямым способом с последующим приведением к стандартным атмосферным условиям либо рассчитывают по измеренным значениям расхода воздуха и топлива на каждом режиме испытаний по формуле

К1= Kb + Fr*»    (3)

где Vair — объемный расход воздуха, приведенный к нормальным атмосферным условиям (Г0 = 273 К, Р0 = 101,3 Klla), м3/ч;

F{— коэффициент приведения к нормальным атмосферным условиям расхода неразбавленных продуктов сгорания различных топлив (м3/кг), принимаемый по таблице 5 для «сухого* или «влажного» состояния ОГ (или коэффициент состава топлива);

В{ — массовый расход топлива, кг/ч.

Т а б л и и а 5*

Вид топлива

Значение коэффициента состава топлива F(, м’/кг. дяя состоянии отработавших

гатов

влажного

сухого

Дизельное

0,75

-0,77

Моторное

0.72

-0.74

Мазут

0.69

-0,71

Природный газ

1.33

-1.34

Пропан-бутан

0.98

-1,00

Метанол

1.05

-0,35

Этанол

0,97

-0.49

Примечание—В случае применения в судовых дизелях зарубежного топлива допускается исполь

зование соответствующего коэффициента Ft из данной таблицы для дизельного топлива, моторного топлива или мазута в зависимости от вязкости применяемого топлива.

«■Влажное* состояние ОГ принимают для случаев, кота влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, соответствует полному составу продуктов сгорания. «Сухое» состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, меньше или равно равновесному при температуре ниже 298 К.

Для остальных случаев принимают «сухое* состояние ОГ.

Для расчета объемного расхода ОГ допускаются другие стандартные методы, например, метод баланса углерода и кислорода. Методы углеродного и углеродокислородного балансов приведены в приложении В.

5.2, 5.3. (Имсиенная редакция, Изм. № 1).

6 Оборудование испытательного стенда

Испытательный стенд должен быть оборудован системой пробоотбора и газоанализаторами для измерения состава ОГ, а также устройствами для измерения расходов воздуха, топлива и мощности двигателя. Рекомендуемая схема установки для измерения состава неразбавленных ОГ приведена на рисунке 1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.1    Система пробоотбора

Система пробоотбора состоит из пробоотборного зонда и пробоотборной магистрали с устройствами пробоподготовки для транспортирования пробы на анализ.

6.1.1    Пробоотборный зонд устанавливают на расстоянии не менее 0,5 м до выхода газов из выпускной системы в атмосферу и достаточно близко к двигателю, чтобы обеспечить температуру пробы газов не менее 373 К. Рекомендуется устанавливать зонд на расстоянии шести диаметров прямого участка трубы от присоединительного фланца выпускного коллектора.

5

1

Таблица 4 (Исключена. Изм. № 1).

Страница 8

ГОСТ Р 51249-99

I — пробоотборний зонд; 2— нагретая линия отбора проб: J — регулирующий клапан. 4 — предварительный фильтр; S — фильтр; 6— насос; 1—6 — система пробоотбора; 2—6 — пробоотборная магистраль с устройствами прабоподтотопки; 7— селективный клапан для подпола поаерочних газовых смесей; S — хеммлюмииесиеитный гиюаналимтор: 9— контроль потока через газоанализатор; 10 — контроль байпасною потока; II — газоанализатор пламенно-ионизаииониого типа; 12 — регулятор давления; 13 — тазоанадизатор неднсиерсного типа с потяошением в инфракрасной области спектра.

-охладитель-конденсатор: IS— линии отбора проб для анализа CO. COj. О»; 16 - термометр: 17 — манометр

Рисунок 1 — Схема установки для анализа выбросов врелных веществ

Пробу неразбавленного газа для всех компонентов отбирают с помощью одного или нескольких пробоотборных зондов и делят перед входом в газоанализаторы. Пробоотборный зонд должен быть выполнен из нержавеющей стали с толщиной стенок не более 1 мм. Внутренний диаметр должен бытьие более внутреннего диаметра трубок в системе распределения проб. Рекомендуется применять прямой многодырчатый пробоотборный зонд (не менее трех отверстий в разных плоскостях) с закрытым конном.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.1.2    Пробоотборную магистраль изготовляют из нержавеющей стали или тефлона. Не допускается использовать медь и ее сплавы, а также углеродистую сталь. Диаметр трубки пробоотборной магистрали 6—8 мм. Рекомендуемая длина пробоотборной магистрали — не более 5 м. При использовании более длинных пробоотборпых магистралей следует определять степень искажения состава пробы по методике изготовителя оборудования. При этом дополнительная погрешность измерения не должна выходить за пределы ±2%. Применять магистрали длиной более 20 м не допускается.

При определении состава неразбавленных газов температура поверхности внутренней стенки пробоотборной магистрали должна поддерживаться на уровне (453 ± 20) К. При использовании устройства для разбавления пробы газов перед анализом допускается понижать температуру в пробоотборной магистрали до (373 ± 20) К. При этом должна быть определена дополнительная погрешность измерения концентрации СН по методике изготовителя оборудования, которая не должна выходить за пределы ±2%.

6.1.3    Устройства пробоподготовки (осушители, клапаны, фильтры и насос) уста на ал ива ют только в тех случаях, когда газоанализаторы не укомплектованы штатной системой пробоподготовки. В случае их установки должна быть оценена дополнительная погрешность измерения по методике изготовителя оборудования, которая не должна выходить за пределы ±2%.

6

Страница 9

ГОСТ Р 51249-99

6.2 Газоанализаторы (ГОСТ 13320)

Газоанализаторы должны быть проградуированы п объемных процентах (об. %) и иметь стандартный унифицированный выходной сигнал для возможности подключения самописца или использования в измерительных комплексах. Запаздывание показаний газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора, не должно превышать 3 с.

6.2.1    Газоанализатор оксида углерода должен иметь недисперсионный инфракрасный детектор и обеспечивать измерение концентрации СО в диапазоне от 0.01 % до 0,5 %.

6.2.2    Газоанализатор углеводородов должен иметь пламенно-ионизационный детектор, нагреваемый до температуры (453 ± 1) К и обеспечивать измерение концентрации углеводородов по эквивалент)' СН, 85 в диапазоне от 0.001 % до 0,2 %.

6.2.3    Газоанализатор оксидов азота должен иметь хемнлюминесцентный детектор или нагреваемый хемилюминесцентный детектор (при «влажном* состоянии пробы ОГ) с преобразователем NO, в NO. Измеряемым компонентом должна быть сумма всех оксидов азота NOx. выраженная через эквивалентную объемную долю оксидов вида NO,. Газоанализатор должен обеспечивать измерения от 0.005 % до 0,5 % по эквиваленту N02 при любом составе индивидуальных оксидов.

При проведении испытаний, не связанных с сертификацией дизеля, допускается по согласованию с разработчиком стандарта применять другие методы измерения концентраций вредных веществ, обеспечивающих точность измерений не ниже указанных в таблице 3.

Все газоанализаторы должны быть снабжены методиками поверки.

Схема подключения газоанализаторов с приспособлениями для дополнительной регистрации концентраций СО, и 02, необходимых для случаев определения расхода газов по методу углеродного или кислородного баланса, приведена па рисунке 1.

6.2.2. 6.2.3 (Измененная редакция, Изм. № I).

7 Условия проведения измерений

7.1    Двигатель

Измерения выбросов вредных веществе ОГ судовых, тепловозных и промышленных двигателей следует проводить при всех видах стендовых испытаний по ГОСТ 10448.

В условиях стабильного производства рекомендуется использовать концепции семейства и группы двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8178-7 и ГОСТ Р ИСО X178-8;

Испытания проводят на двигателе, установленном на испытательном стенде, оснащенном измерителем эффективной мощности и обеспечивающим точность измерений не ниже указанной в ГОСТ 10448.

Мощность для расчета удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ принимается в соответствии с заданной в технических условиях изготовителя на конкретный двигатель (номинальная или полная).

При испытаниях двигатель должен работать на топливе по ГОСТ 305 и маслах, указанных в технических условиях на двигатель конкретного типа.

Если двигатель должен соответствовать специальным требованиям к выбросам на месте его установки, испытания проводят на том топливе, которое будет использоваться на месте установки.

7.2    Атмосферные условия

Все объемные расходы газов должны быть приведены к температуре 273 К и давлению 101,3 кПа.

На испытательном стенде должны быть измерены температура Тл, К. и давление сухого воздуха Рл, кПа, на впуске в двигатель, а также относительная и абсолютная влажность воздуха.

По результатам измерений рассчитывают параметр атмосферных условий F по одной из следующих формул:

- для двигателей без наддува, с наддувом от приводного нагнетателя или с комбинированным наддувом

(4)

7

Страница 10

ГОСТ Р 51249-99

- для двигателя с наддувом от свободного турбокомпрессора

99

1.7

1,5

В случае использования результатов испытаний для сертификации двигателя эти результаты считают достоверными, если в течение времени проведения испытаний параметр F остается в пределах

0,98 й F й 1,02.    (6)

7.1, 7.2. (Измененная рсдакиня. Изм. № 1).

8    Проведение измерений

Измерения проводят на режимах работы двигателя, указанных в таблице 4. в соответствии с его назначением. Рекомендуется начинать измерения с режима полной мощности и далее последовательно приближаться к режиму минимальной нагрузки.

Перед началом измерений газоанализаторы следует прогреть и настроить по поверочным газовым смесям класса Государственных образцов (ПГС ГСО) по инструкции предприятия-изгото-вителя.

Отсчет показаний газоанализаторов следует проводить на каждом режиме три раза с интервалом не менее I мин, причем первый отсчет следует проводить не ранее чем через 2 мин после установления температурного состояния двигателя на режиме испытаний. Результаты трех последовательных отсчетов должны отличаться друг от друга не более чем на 10 %. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение трех отсчетов.

Одновременно регистрируют показатели двигателя, необходимые для определения значений нормируемых параметров.

Результаты измерений и расчетов оформляют в виде отчета, содержание которого должно соответствовать 111.

Раздел 8. (Измененная редакция. Изм. № 1).

9    Требования безопасности

9.1    Оборудование испытательного стенда и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.

9.2    Каждый испытательный стенд, оборудованный газоанализаторами, должен быть снабжен инструкцией по технике безопасности, утвержденной в установленном порядке, с которой персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть ознакомлен.

9.3    Воздух рабочей зоны стендового помещения должен соответствовать ГОСТ 12.1.005.

9.4    Уроним шума и вибрации на рабочих местах стендового помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.

9.5    Персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ 12.4.123.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

8

Страница 11

ГОСТ Р 51249-99

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Газоанализаторы. рекомендуемые для контроля состава отработавших газов двигателей при проведении испытаний

Тип газоанализатора

Измеряемый компонент

Тип дегекгора

КЛЕН-22 ГИАМ-27—04 ГИАМ-27—03 ГАММА-20

Комплексная газоаналитичсская система «ТЕСТ-1C» Комплексная газоаналитичсская система «ТЕСТ-1 К»

NO: N0,

NO: N0.

СО; СО,

СП ‘

CO: NOa: СО: СН

NO; NO,; СО; СН; дымность (N)

Хемилюминесцентный

Оптико-сорбционный

Оптико-сорбционный

Пламенно-ионизационный

Комплексный

Комплексный

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое)

Протокол результатов испытаний

Результаты испытаний оформляют протоколом, в который должны быть занесены следующие обязательные данные:

Б.1 Заводская марка двигателя, назначение, заводской номер, год изготовления, завод-изготовитель (фирма), страна, основные технические данные, тактность. число и размер цилиндров, конструктивная компоновка, номинальная эффективная мощность, номинальная частота вращения, наличие наддува (способ привода наддувочного афегата), вид испытаний (сдача на заводе-изготовителе, сдача на ремонтом предприятии).

Б.2 Основные технические данные испытательного стенда:

тип, марка, максимальный крутящий момент нагружающего устройства на номинальной частоте вращения двигателя, способ измерения расхода отработавших газов (прямое измерение, измерение расхода воздуха сужающим устройством, измерение расхода топлива и г. п.).

Б.З Применяемые методы и приборы для измерения концентрации вредных веществ в отработавших

газах.

Для каждого вещества отдельно указывают:

тип. заводскую марку прибора, температуру газов в системе пробоотбора. рабочие диапазоны измерительной шкалы; наибольшую погрешность измерения в рабочих диапазонах; результаты проверки по калибровочной газовой смеси; концентрацию определяемого компонента в калибровочной смеси, максимальную noipeniHOCTb ее задания: дату изготовления калибровочной смеси.

В случае использования химической методики указывают принцип метода, основной детектирующий прибор, чувствительность метода, максимальную погрешность в диапазоне определяемых концентраций, вещество и метод для калибровки.

Б.4 Данные окружающего воздуха и топлива:

температура, давление и влажность окружающего воздуха: вид, марка, калорийность и элементный состав (можно ограничиться только указанием содержания углерода) топлива.

Ь.5 Результаты измерений:

-    крутящего момента;

-    частоты вращения коленчатого вала;

-    расходов ОГ (воздуха) и топлива;

-    концентрации в ОГ вредных веществ.

Б.6 Результаты расчетов:

-    значения эффективной мощности на режимах испытаний:

-    значения приведенных к нормальным условиям расходов ОГ;

-    удельные средневзвешенные выбросы нормируемых вредных веществ.

Б.7 Заключение о соответствии (несоответствии) испытуемого двигателя требованиям настоящего стандарта.

В случае несоответствия указывают, но какому компоненту ОГ обнаружено превышение предельно допустимого выброса и его значение.

9

Страница 12

ГОСТ Р 51249-99

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое)

Расчет расхода отработавших г a job методами углеродного и утлеродокислоролного балансов

В приложении приведены методы расчета расхода отработавших газов и (или) расхода воздуха двигателем. Методы основываются на измерениях состава обработавших газов и расхода топлива. Приложение включает два метода для расчета массового расхода отработавших газов. Первый метод (углеродный баланс» применяется при использовании жидких углеводородных топлив, содержащих кислород и азот, в сумме не превышающих 1 % по массе. Второй метод универсальный (углеродокислородный баланс) применяется при использовании ЖИДКИХ и газообразных топлив с содержанием Н. С. S. О. N в любых соотношениях.

В таблице В. I приведены символы величин, используемые в формулах для расчетов, их наименования и единицы величин.

Таблица В. I

Символ

Наммено&аши: пираыетрл

Елипииз

величину

ALF

Содержание водорода в топливе Н

% (по массе)

AWC

Атомная масса С

а. с. м.

AWH

Атомная масса Н

То же

AWN

Атомная масса N

*

AWO

Атомная масса О

AWS

Атомная масса S

»

ВЕТ

Содержание углерода в топливе С

% (по массе)

C02D

Концентрация СО, в «сухих» газах

% (по объему)

C02W

То же, во «влажных» газах

То же

COD

Концентрация СО в «сухих» газах

млн-1

COW

То же. во «влажных» газах

То же

CW

Концентрация сажи во «влажных» газах

мг/м*

DEL

Содержание азота в топливе N

% (по xiacce)

EAFCDO

Коэффициент избытка воздуха при полном сгорании топлива

кг/кг

EAFEXH

Коэффициент избытка воздуха при неполном сгорании топлива

То же

EPS

Содержание кислорода в топливе О

% (но массе)

ETA

Содержание азота во «влажном» воздухе для сгорания N

% (по массе)

EXHCPN

Отношение объемов отработавших газов и углеродосодержащих компонентов

м51

EXHDENS

Плотность «атажных» отработавших газов

кг/м5

FFCB

Коэффициент состава топлива для расчета углеродного баланса

м /кг

FFD

Коэффициент состава топлива для расчета расхода «сухих» отработавших газов

То же

FFW

То же. для влажных отработавших газов

FFH

Коэффициент состава топлива для пересчета концентраций при переходе отработавших газов из «сухого* во «влажное» состояние

»

GAIRD

Массовый расход «сухого» воздуха для сгорания

кг/ч

GAIRW

То же. для «влажного» воздуха

То же

GAM

Содержание серы в топливе S

% (по xiacce)

GCO

Массовый выброс СО

г/ч

GC

Массовый выброс С (сажа)

То же

GC02

Массовый выброс СО,

*

GHC

Массовый выброс СН

CH20

Массовый выброс Н,0

GN2

Массовый выброс N,

Ф

GNO

Массовый выброс N0

GN02

Массовый выброс NO,

G02

Массовый выброс Oi

Ф

GS02

Массовый выброс SO,

GEXHD

Массовый расход «сухих» отработавших газов

кг/ч

GEXHW

То же. «влажных» отработавших газов

То же

gexhw

То же. рассчитанный методом углеродного баланса

GFUEL

Массовый расход топлива

Ф

10

Страница 13

ГОСТ Р 51249-99

Окончание та&ищы В. 1

Наименонаиие параметра

Елиимиа пелнчмны

Символ

Н ТС RAT HCD HCW MV

MW

N02W

NOW

NUE

02 D

02W

STOIAR

TAU

TAUI

TAU2

VCO

VC02

VH20

VHC

VN2

VNO

VN02

V02

VS02


мол ь/моль млн-1 То же дм5/моль

г/моль млн-1 То же % (по массе) % (по объему) То же кг/кг % (по массе) То же % (по массе) м3

То же


ям’


ям"


Соотношение водорода и углерода в топливе Концентрация углеводородов СН в «сухюс» газах То же. во «влажных» газах

Молекулярный объем индивидуального газа, приведенный к нормальным атмосферным условиям*

Молекулярная масса индивидуального газа Концентрация NO, во «влажных* газах Концентрация N0 во «влажных» газах Содержание воды в воздухе для сгорания Концентрация 0> в «сухих» газах То же. во «влажных» газах

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива Содержание О, в воздухе для сгорания Содержание О, в воздухе, оставшееся после сгорания Содержание О-,, вступившего в реакции сгорания из топлива Объемный выброс СО. приведенный к нормальным атмосферным условиям*

Объемный выброс СО,, приведенный к нормальным атмосферным условиям*

Объемный выброс Н20, приведенный к нормальным атмосферным условиях!*

Объемный выброс СН. приведенный к нормальным атмосферным условиям*

Объемный выброс N,. приведенный к нормальным атмосферным условиям*

Объемный выброс N0. приведенный к нормальным атмосферным услови-


Объемный выброс М02, приведенный к нормальным атмосферным услови-I*

Объемный выброс 02, приведенный к нормальным атмосферным услови-I*

Объемный выброс SO,, приведенный к нормальным атмосферным услови


ям’


ям*


* Нормальные атмосферные условия р„ «* 101,3 кПа. Т0 = 273 К.

В. 1 Метод углеродного баланса

Метод включает шесть этапов расчета расхода отработавших газов по измеренным концентрациям углеродосодержащих компонентов с учетом состава топлива.

В. 1.1 Первый этап. Расчет необходимого количества воздуха для сгорания стехиометрической смеси. Процесс полного сгорания:

<В.1)

с + о,-+ СО,

4Н + О, -» 2Н,0

(В-2)

S О, -» SO,    (В.З)

STOIAR = (BET/12.011 + ALF/(4-1.00794) + GAM/32.06) 31.9988/23,15.    (В.4)

В.1.2 Второй этап. Расчет коэффициента избытка воздуха при условии полного сгорания топлива по концентрации СО,:

EAFCDO = |ВЕТ 10 22.262/(12,011-1000)|/(C02D/100) + STOIAR 0.2315/1.42895- BET 10 22,262/

/(12.0111000) - GAM 10 21.891/(32.06 IO(X»1/ISTO!AR (0,7685/1,2505 + 0,2315/1,42895)).    (B.5)

В. 1.3 Третий этап. Расчет отношения водород/углерод:

HTCRAT - ALF12.011/(1,00794 ВЕТ).    <В.6)

В. 1.4 Четвертый этап. Расчет коэффициента состава топлива для пересчета состава отработавших газов при их переходе из «влажного» состояния в «сухое».

II

Страница 14

ГОСТ Р 51249-99

В. 1.4.1 Пересчет концентрации компонентов с «сухой» основы на «влажную»:

concw<t = concd(y| 1 — FFH (расход топлива/расход «сухого» воздуха)];    (В.7)

FFH (расход топлива/расход «сухого» воздуха) = (объем воды в процессе сгорания/полный объем «влажных» отработавших газов).    (В.8)

Полный объем «влажных» отработавших газов = азог в воздухе для сгорания    4-    избыточный    кислород +

+ аргон в воздухе для сгорания + вода в воздухе для сгорания + вода процесса    сгорания * СО,    процесса сгорания + SO, процесса сгорания.    (В.9)

FFH GFUEL _ Ю ALF - MVH20 _GFUEL_

11*И ' c'iAlkl) “    1    l.0U7‘J НКХ) '

Г 0,7551    GA1RD

I ТШ ' cif I Ll si oi.Ak STO,AR +

ОТП> --ГГШТ5-, , ,ТЛ1%1> 0.01 HJ-ПШП-cinmi

+ ТЗЖ 'V GFUEL STOIAR УMUIAK + 1.734 GFUEL STOIAR

U.(K)IJ5    GAlRD    "ТТТ7Г7    ;    ...    MVC.02    \    ...    MVL 02    Г

F10 • i. 1,0679-1606 MBET10• ilon - itou )+

I.WJ

Мус02 \i ..^ТГ7'    (В.    10)

32.06 • 1000

где MVH20 =■ 22.401 лм3/моль;

MVCO - 22,622 дм'/молк MVS02 - 21,891 лм3/моль.

В. 1.4.2 Формула для расчета коэффициента состава топлива после преобразований:

FFH    11127 ' ALF)/[0.055583 ■ ALF - 0.000109 BET - 0.000157 ■ GAM +

CiAIKU

+ 0,773329 • (GAIRD/GFUEL)|    <BII>

FFH - (0.111127 ALF)/|0.773329 + (0,0555583 ALF - 0.000109 BET - 0.000I57GAM) (GFUEL/GAIRD)).

(B.12)

B. 1.5 Пятый -лап. Расчет коэффициента избытка воздуха.

В. 1.5.1 Расчет коэффициента избытка воздуха при полном сгорании топлива:

/»' = расход воздуха/(расход топлива стехиометрическое количество воздуха);    (В. 13)

EAFCDO " GA1RD/(GFUEL STOIAR);    (В. 14)

GAIRD = EAFCDO GFUEL STOIAR:    (B.I5)

CWET - CDRYd - FFH GFUEL/GAIRD) - CDRY |l - FFH GFUEL/EAFCDOGFUELx    (B.I6)

x STOlAR)| - CDRY 11 - FFH/(EAFCDO STOIAR)];

CDRY - CWET 11 - FFH/(EAFCDO STOIAR) «= CWET EAFCDO STOIAR/(EAFCDO STOIAR --FFH):    (B.17)

HCD - HCW EAFCDO STOlAR/(EAFCDO STOIAR - FFH).

(B.18)

B. 1.5.2 Расчет коэффициента избытка воздуха при неполном сгорании топлива:

EXHCPN ■= (C02D/I00) + (COD/10*) + (HCD/IO6);    (В. 19)

12

Страница 15

ГОСТ Р 51249-99

I    COD    HCD    HTCRAT

-*•    x

, EXHCPN 10* • 2 • EXHCPN lO* EXHCPN

EAFEXH =•-

ТПТЖП-

4,77 - (l

T

0,75 ■ HTCRAT I - HCD    J3

H/5 EXHCPN    1-15

4.77.(l+IiibJ

(В.20)

(B.2I)

(В.22)

(В. 24)

(В.25)

(В.26)

(В.27)

(B.2S)

(В.29)

(В.ЗО)

(В.31)

(В.32)

COD    I    -    HCD


10* ■ EXHCPN М6 - EXHCPN


HTCRAT

B.1.6 Шестой этап. Расчет массоного расхола отработавших газов:

расход отработавших газов * расход топлива + расход воздуха на сгорание;

расход воздуха на сгорание “ lv • расход тоилива стсхиомстрическое количество воздуха;

расход отработавших газов = расход топлива (I ■*•/»• стехиометрическое количество воздуха;

GEXHW = GFUEL (1 + EAFEXH STOIAR).

В. 2 Универсальный метол углсродокислоро.шого баланса

В.2.1 Расчет массового расхола отрабшавшнх газов на основе углеродного баланса:

GFUEL - BET - EXHDENS - I04    |

GEXHW -

AWC    fC02    •    I04    COW    HCW    C\V

MVC02 + mVco + MVHC + aWT

B.2.1.1 Условие полного сгорания:

GFUEL BET EXHDENS MVC02

GEXHVV --AWC (C ()H' - COiAIR)-'

B.2.2 Расчет массового расхода отработавших газов на основе кислородного баланса:

г .    +    I

1-actor 1

GEXHW - GFUEL

10 TAU-

1000 EXDLNS

где


г- .    .    MW02 02W    AWO _____ AWO    2 AWO  _____

FaCt°r ' " 1» —MV02--MVCO C°NV + MVNO N0W + MVN02 N°2W

3 • AWO    2-AWO

MVHC    AWC    •

- .    .    ..r-    AWO    2    AWO    AWO

Factor 2 - ALF    +    BET    ■    -    +    GAM

B.2.2.1 Условие полного сгорания:

г .    .    .лл    MW02

F“*°r com pi ™    "MV02"

B.2.3 Вывод кислородного баланса с учетом неполного сгорания

В.2.3.1 Кислород на входе (г/ч):

GAIRWTAU 10 «- GFUELEPS 10.

В.2.3.2 Кислород на выходе (г/ч):

2-AWO    AWO    AWO    2    AWO

G02 + GC02 •    .    ■—    ■■■г    4    GCO    тт.т —+ ONO .......... - GN02 ••

MWC02    MWCO    MWNO    MWN02

+ CS02 1^ + GN20 AW0

MWS02    MWN20

Формула (B.32) базируется на следующих расчетах.

13

Страница 16

ГОСТ Р 51249-99

Для расчета выбросов отдельных компонентов (г/ч) принимают «влажное» состояние Отработавших газов:

002 ■ mvoTexhdens 02W GEXHW^

°С0 - MVCO EXHDENS ПИЮ COW ' CEXHW:    ,B'34>

0N0 - \l\ N„ . iTlUIIAS Ш N0W ' GEXHW-    <BJ5)

M *ТОНЙГШШЗГТЩ N02W GEXHW;    (B.36)

rwv*. MWC02 ^„ir..    MWC02 ---- MWC02 — MWC02 ,n

• “AWC" GFlJEL - BET• 10 — GCO • ^^3- - GHC    -GC AWC :    (B-37)

GH20 - УЦ'ц7,? GFUEL ALF • 10 - GHC    ;    (B.38)

2-AWH    MWHC

GS02 - M^uSf2 GFUEL GAM 10;    (B.39)

0HC - mvhc ШШТПГО HCW0EXHW:    <B'40)

СС"ЕШЯЖ .iw'CW-GEXHW.    (B.4I)

B.2.3.3 Кислород на входе (г/ч) (В.31):

GEXHW

GAIRW TAU 10 + GFUEL ■ EPS 10 -

101 • EXHDENS

M WQ2 02W 10* AWO COW AWO NOW 2AWO NQ2W 3AWO НСЛУ 2AWO CW X| MV'02    MVCO    +    MVNO    *    MVN02    MNHC    AWC    ]    +

* 10 - GFUEL ■ fALF AW0 , BET 2 AW0 + GAM AWQ ).    <B.42)

[ 2-AWH AWC    AWS    )

EXHDENS рассчитывают но формуле (B.66).

B.2.3.4 Выражение (В.42) в первых скобках — Factor I, во вторых — Factor 2 |см. также формулы (В.28) и <В.29)|,

где GEXHW - GAIR -► GFUEL.    (В.43)

(В.44)

В.2.3.5 Массовый расход потребляемого воздуха и отработавших газов рассчитывают по следующим формулам:

GAIRW = GFUEL

Factor I

+ 10 ■ Factor 2—10 EPS

1IJOO LXHDLNS

TAU ■ 10

l-actor 1

1000 EXHDENS

и, следовательно:

GEXHW - GFUEL


+ I


(B.45)


Т—10. Factor 2-10 EPS


TAU 10 - Fac,or 1


1000 - EXHDENS


B.2.4 Вывел углеродного баланса с учетом неполного сгорания

В.2.4.1 Углерод на входе (г/ч):

GFUELBET10.    (В.46)

14

Страница 17

ГОСТ Р 51249-99

В.2.4.2 Углерод на выходе (г/ч):

AWC    AWC    ---- AWC — AWC    .в».

^ ет-ао'мга|СНС мйс‘кЖ'    '471

В.2.4.3 Формула (В.47) базируется на следующих расчетах.

Для расчета выбросов отдельных компонентов принимается «влажное» состояние отработавших газов:

0002 ’ mv55tShMns C02W oexhw-GC0 - ГОГШШИ cow'GEXHW:    “W9)

GHC - МИГ- EXHMNS ■ 1Ш ■HCW GEXHW-    ,BS0)

GC ** fcXMBENS •cw'GEXHW-    (B5I)

B.2.4.4 Условия баланса:

углерод на входе = углероду на выходе.

_____________GEXHW - AWC (C02W    COW    HCW    CW    ^    ,ио>

GFUEI. BET • 10 - , M„„ AN Ш (дет• 10» +    *Ш*»С    )    '    ’

В.2.4.5 Расчет массового расхода отработавших газов на основе углеродного баланса:

..... GFUEL - BET - EXHDENS- Ю4    I

UtXHn “    .1....    •    .    /п    «->4

AWC    IC02W    -    10*    cow    HCW’    CW    '    }

I MVC02 + MVCO + MVHC + AWC I

B.2.5 Расчет объемных расходов компонентов отработавших газов и их плотности с учетом неполноты сгорания:

VCO - COW 10 6    VEXHW:    (В.54)

VNO - NOW • I0-6    VEXHW;    (B.55)

VN02 - N02W 10-6 VEXHW;    (B.56)

VHC - HCW • 10-6    VEXHW;    <B57)

| GAIRW NUE MVH20 GFUEL ALF MVH20 VH20 - 1    VIW|I-C> ---I _ VHC:    (B.5S)

lull

VC02 - |C,AIK^;fAIR - GFUEL BET    VCO    -    VHC,    (B.59)

где C02A1R — концентрация СО, в воздухе для сгорания. % (по объему).

GFUEL ,.- AWO . пм. 2 - AWO ^.А4| 2 AWO Л ТАШ” с™ (а1РТЖ + вст-7уГ + оам ^WT- 1 >

(B.60)

(B.61)

VQ2 e GAIRW H-IA1.2)    _MV<£+ (|/2)., VHC + VCO) - (1/2) • ( VNO- VN02) -

CW GEXHW 2 • AWO MV02 EXHDENS ' AWC MW02 ;

GAIRW ETA    N^2 ♦ GFUEL DEL V^2    (B62)

VN2 -- Ш0--~ - (1/2)    VNO - (1/2) • VN02:

MVS02 2

_ GFUEL GAM--MTS-    (B.63)

100

15

Страница 18

ГОСТ Р 51249-99

VEXHW - VH20 + VC02 + V02 + VN2 + VS02 + VCO + VNO + VN02 + VHC;    (В.64)

VEXHD - VEXHW - VH20;    (В.65)

EXHDENS - GEXHW/VEXHW;    (B.66)

КЕХН - VEXHD/VEXHW.    (B.67)

B.2.6 Расчет коэффициентов состава топлива FFD и FFW при определении расхода отработавших газов:

(VEXHD-VAIRD)    (В68)

GFUEL

_ (VEXHW — VAIRW)    (В 69)

GFUEL

В.2.6.1 Формулы для расчета расхода отработавших газов во «влажном» и «сухом» состоянии:

VEXHW - VH20 + VC02 + V02 + VN2 + VS02;    (В.70)

VEXHD - VC02 + V02 + VN2 + VS02.    (В.71)

В.2.6.2 Расчет коэффициента состава топлива для отработавших газов во «влажном» состоянии:

..............(MVH20 MV02 V ____(MVC02 MV02

" (ALF/J00) • \jTjm ~ Т7Ш )+ (ВЕТ/,(Ю)' I”"AWC ~"AWC-

..... ...{MVS02 MV02 ) г.- ,.ЛЛ (MVN2 ^    (MV02 I    ,d r>v

+ (САМ/100) ■    ---j+.DEL/IO^-.^-y    р(EPS/100)J.    <В.72)

После преобразований получаем числовой вид формулы (В.72)для «влажных» отработавших газов:

FFW - 0,05557 • ALF - 0.00011    ВЕТ - 0.00017 • GAM «■ 0,0080055 DEL + 0.006998 •    EPS.    (В.73)

В.2.6.3 Расчет коэффициента состава топлива для отработавших газов в «сухом1 состоянии:

еггл /д. с/1Ла\ ( MV02 ) хшггfМVC02 MV02 'I FFD = (ALF/100) -\+ (BET/100) • ||+

fS'AM/imte (MVSQ2    MVQ2 ) .Г| /1ПЛ4 (MVN2    i /CDC/1Am    \    MV02    j    <r,74,

+ (GAM/100) •    ---j + (DEL/100) - 1ШТ    .♦ (EPS/100)    j.    <B-74)

После преобразований получаем числовой вид формулы (В.74) для «сухих» отработавших газов:

FFD - -0.05564 ■ ALF - 0,00011 ■ ВЕТ - 0.00017 • GAM + 0.0080055 DEL - 0.006998 - EPS. (В.75)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное)

Библиография

|1| ИСО 8178-6—95 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 6. Отчет по результатам измерений и испытаний*

ПРИЛОЖЕНИЯ В и Г (Введены дополнительно, Изм. № 1).

1

Оригинал международного стандарта находится во ВНИИКИ Госстандарта России.

Страница 19

ГОСТ Р 51249-99

УДК 621.436.019.9:006.354    ОКС    27.020    Г84    ОКП    31 2000

43.060

47.020.20

Ключевые слова: двигатели судовые, тепловозные и промышленные; газы отработавшие: выбросы вредных веществ; измерение, испытания, циклы

17

Страница 20

Рслакюр B.H. Холмсов Технический редактор В.Н. Прусакола Корректор М.С. Кабашааа Компьютерная верстка Л.Л. Круговой

Сдано в набор 25.02.200S. Подписано и печать 07.04.2005. Уел. печ. .1. 2.32.    Уч.-ии. я. 1.80. Тираж 137 3U.

С 913. 1ак. 220.

ФГУП *С I a it дар I ииформ •. 123995 Москва. Гранатный пер.. 4. www.sostinfo.ru    info0goxlinro.ru

Набрано во ФГУП «Стапдартиифори» на ПЭВМ Oiпечатано и филиале ФГУП аСтаидартинфорн* — пп. •Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер.. 6.