Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ Р 51090-97 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху. Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р 51090-2017

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Сокращения

5. Общие требования

6. Требования к конструкции и оборудованию транспортных средств

7. Требования к туалету ДИТС

8. Требования к приборам и устройствам технических систем

9. Требования к ориентирующим устройствам

10. Требования к вспомогательным посадочным устройствам

11. Требования по безопасности систем и оборудования

Приложение А. Размеры инвалидного кресла-коляски

Приложение Б. Состав видов транспортных средств, относящихся к ДИТС разных категорий

Приложение В. Международная пиктограмма "доступности для инвалидов"

Приложение Г. Зоны досягаемости для инвалидов в кресле-коляске

Приложение Д. Минимальные размеры площадки для размещения инвалида в кресле-коляске

 
Дата введения01.07.1998
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

16.09.1997УтвержденГосстандарт России307
ИзданИПК Издательство стандартов1997 г.
РазработанВНИИстандарт Госстандарта России

Designated public transportation vehicle. General requirements of accessibility and safety for individuals with disabilities

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

БЗ 6-97/197


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москаа

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России по Федеральной комплексной программе “Социальная поддержка инвалидов”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 16 января 1995 г. № 59

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 “Технические средства для инвалидов”

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16 сентября 1997 г. № 307

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 51090-97

Содержание

1    Область применения................................ 1

2    Нормативные ссылки............................... 1

3    Определения...................................... 2

4    Сокращения...................................... 3

5    Общие требования................................. 4

6    Требования к конструкции и оборудованию транспортных

средств.......................................... 6

7    Требования к туалету ДИТС.......................... 9

8    Требования к приборам и устройствам технических систем

обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов....................................10

9    Требования к ориентирующим устройствам..............11

10    Требования к вспомогательным посадочным устройствам ... 12

11    Требования по безопасности систем и оборудования.......14

Приложение А Размеры инвалидного кресла-коляски........16

Приложение Б Состав видов транспортных средств, относящихся к ДИТС разных категорий...............17

Приложение В Международная пиктограмма “доступности для

инвалидов”............................19

Приложение Г Зоны досягаемости для инвалидов в кресле-коляске .................................20

Приложение Д Минимальные размеры площадки для размещения инвалида в кресле-коляске.............22

III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

Designated public transportation vehicles.

General technical requirements of accessibility and safety for disabled persons

Хата введения 1998-07-01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в iov числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, иод землей и по воздуху

Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизм ции. Начертания и основные размеры

ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технически требования

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

Издание официальное

ГОСТ Р 51090-97

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    средство общественного пассажирского транспорта: Транспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им более 12 пассажиров;

3.1.2    средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов: Средство общественного пассажирского транспорта, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов;

3.1.3    пассажиры-инвалиды: Лица с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, но которым не противопоказано пользоваться общественным транспортом, в том числе:

—    лица с нарушением опорно-двигательных функций (лица, передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т.п.), лица с сердечной и респираторной недостаточностью;

—    лица с нарушением слуха и зрения.

Требования настоящего стандарта учитывают также потребности пассажиров с ограничениями в движении таких, как например, лиц пожилого возраста;

3.1.4    беспрепятственный доступ инвалида в ДИТС: Это такое передвижение инвалида самостоятельно или с сопровождающим его лицом с площадки внешнего посадочного объекта (устройства) к месту своего размещения в транспортном средстве, которое совершается без необходимости преодолевать препятствия высотой более 50 мм, зазоры свыше 100 мм и уклоны свыше 6 %;

3.1.5    пассажирское транспортное средство без ступеней (бесступенчатое): Транспортное средство, у которого пол салона, примыкающий к порогу входной (выходной) двери, остается горизонтальным и не имеет уклонов (спусков), превышающих 6 %, на всем пути следования пасса-жира-инвалида до места его размещения в транспортном средстве;

3.1.6    беспрепятственная посадка-высадка: Такая посадка-высадка инвалидов, которая осуществляется в условиях, когда горизонтальный зазор между краем посадочной площадки внешнего посадочного объекта (устройства) и порогом двери ДИТС не превышает 100 мм, а перепад высоты между поверхностью этой площадки и порогом ДИТС при всех условиях нормальной загрузки ДИТС пассажирами составляет не более ±50 мм;

3.1.7    инвалидное кресло-коляска: Мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалида-

2

ГОСТ Р 51090-97

ми с нарушениями опорно-двигательных функций, с ручным или механическим приводом, размеры которого не превышают значений, установленных ГОСТ Р 50602 (приложение А);

3.1.8    инвалидная транспортная коляска: Мобильное средство, предназначенное для перемещения сопровождающим лицом пассажира-инвалида при его посадке (высадке) в транспортное средство и внутри транспортного средства и являющееся штатным оборудованием последнего;

3.1.9    вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, являющееся штатным оборудованием транспортного средства т предназначенное для обеспечения прохода (проезда) пассажиров-ин валидов, и в первую очередь инвалидов в креслах-колясках или в транспортных колясках, в это транспортное средство при невозможности осуществлять беспрепятственную посадку-высадку и (или» прт наличии в транспортном средстве ступеней у входа:

3.1.9.1    подъемное устройство: Вспомогательное посадочное устройство, имеющее горизонтальную площадку дтя размещения инвалид^ в кресле-коляске с сопровождающим лицом, которое обеспечиваем движение вверх-вниз и, при необходимости, вперед-назад;

3.1.9.2    рампа: Вспомогательное посадочное устройство, предста» ляютцее собой плоскость (обычно наклонную) между посадочной площадкой (например остановочным пунктом, станционной платформой, пристанью, причалом и т.д.) и полом транспортного средства, создающее возможность прохода (проезда) пассажиров-инвалидоь в транспортное средство;

3.1.10    зона размещения пассажиров-инвалидов в транспортном средстве: Пространство внутри салона транспортного средства, преднь значенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числ(. инвалидов в креслах-колясках, в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

3.1.11    удерживающая система крепления пассажира-инвалида: Сове купность устройств и оборудования транспортного средства, обеспечивающих крепление в транспортном средстве кресла-коляски к необходимое щраничение перемещения тела инвалида при столки вении или резком торможении транспортного средства.

4 СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

Средство общественного пассажирского транспорта — транспорт ное средство:

Транспортное средство доступное для пассажиров-инвалидов -1МТС

Пассажир-инвалид — инвалид;

Инвалидная транспортная коляска — транспортная коляска;

Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в личном кресле-коляске — ДИТС категории I (приложение Б);

Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят как в личном кресле-коляске, так и на штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для передвижения по пассажирскому помещению используют личное кресло-коляску — ДИТС категории II (приложение Б);

Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для перемещения по пассажирскому помещению используют инвалидную транспортную коляску — ДИТС категории III (приложение Б).

5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1    Транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.

5.2    Конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.

В технически обоснованных случаях для обеспечения доступа в ДИТС инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций допускается оснащать ДИТС вспомогательными посадочными устройствами и (или) транспортной коляской.

5.3    Дополнительное оборудование ДИТС, предназначенное для обеспечения доступности и безопасности перевозки инвалидов, должно соответствовать нормам безопасности и климатическим условиям эксплуатации данного ДИТС, а также удовлетворять требованиям совместимости с внешними посадочными объектами (устройствами).

5.4    На всех наружных сторонах корпуса (кузова, вагона и т.д.) ДИТС должны быть нанесены соответствующие надписи, международные пиктограммы (приложение В), информирующие о его доступности для инвалидов, цвет пиктограмм должен быть голубым на белом (желтом) фоне.

5 5 Штатные средства аварийного спасения пассажиров ДИ' С

4

ГОСТ Р 51090-97

должны быть приспособлены к эвакуации инвалидов с учетом их способностей и возможностей.

Места расположения средств аварийного спасения пассажиров ДИТС, в том числе аварийные выходы, следует оснащать световыми и звуковыми маячками, имеющими надежную систему включения и энергопитание в аварийных ситуациях.

5.6    Туалет общего пользования ДИТС должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в креслах-колясках или транспортных колясках, и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.

Если в ДИТС предусмотрено два туалета общего пользования ю как минимум один из них, ближайший к месту размещения инвалидов в ДИТС, должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в кресле-коляске или транспортной коляске и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.

5.7    Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рыча !, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др ). предназначенные для пользования инвалидами в креслах-колясках, должны отвечать требованиям настоящего стандарта и должны быть размещены с учетом зоны досягаемости (приложение Г) инвалидов, сидящих в креслах-колясках или пассажирских сиденьях

5.8    Доступные для инвалидов приборы и устройства систем отопления вентиляции, освещения, сигнализации, электрообеслечения, информационною (аудио и видео) обеспечения и др , размещенные в этих ДИТС, в том числе:

—    снаружи и внутри в зоне доступного для инвалидов пассажир ского входа;

—    в проходах (подходах) к месту размещения инвалидов;

—    в зоне размещения инвалидов;

—    в проходах (подходах) к доступному для инвалидов в кресле-ко-.чяске гуалету, а также прочее приспособленное для инвалидов оборудование указывают в нормативных документах (стандартах технических условиях и др.) на конкретные группы (типы, виды) ил -* модификации ДИТС.

5.9    В нормативном документе (стандарте, технических условиях и др.) на группы (типы, виды) или модификации ДИТС наряду с конкретными параметрами, размерами, требованиями доступности и безопасности для инвалидов могут быть установлены дополнительные гребования по обеспечению удобства, комфорта инвалидов, совместимости конструкции ДИТС с техническими средствами реабилитации инвалидов и др., учитывающие особенности применения и

5

условий эксплуатации указанных ДИТС и не противоречащие требованиям настоящего стандарта

5 10 К каждому ДИТС, оснащенному удерживающей системой крепления инвалидов в креслах-колясках, должно прилагаться руководство по эксплуатации этой системы, выполненное по ГОСТ 2 601

5    11 К каждому ДИТС, оснащенному вспомогательным посадочным устройством, должно прилагаться руководство по его эксплуатации, выполненное по ГОСТ 2 601

6    ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

6 1 Пассажирские входные двери ДИТС 6 1 1 Доступное для инвалидов транспортное средство должно иметь не менее одной двери, через которую осуществляется доступ инвалидов в это ДИТС

6 I 2 Дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалидов, должна иметь ширину в свету — не менее 800 мм и высоту — не менее 1700 мм, определенную как расстояние в плоскости двери от верхнего косяка двери до порога (пола) ДИТС, или площадки подъемного устройства в поднятом положении, или плоскости рампы

6 1 3 Каждая дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалида, должна иметь снаружи и внутри ДИТС соответствующие обозначения (надписи или пиктограммы) и специальную световую и звуковую сигнализации

62 Пассажирское помещение ДИТС 6 2 1 Для обеспечения безопасности и удобства пассажиров, включая инвалидов, в каждом ДИТС должны быть выделены

—    зона размещения инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках,

—    пространство, необходимое для подъезда инвалидов в кресле-коляске или транспортной коляске к зоне их размещения,

—    пространство для размещения кресел-колясок в сложенном виде (в случае пересадки инвалида из кресла-коляски в пассажирское сиденье)

6 2 2 Планировка зоны размещения инвалидов должна предусматривать

в ДИТС категории I — площадки для размещения инвалидов в креслах-колясках, пассажирские сиденья для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и сиденья для сопровождающих инвалидов лиц;

в ДИТС категории II — площадки для размещения инвалидов в креслах-колясках и пассажирские сиденья, в которые инвалид может

6

ГОСТ Р 51090-97

пересесть из своего кресла-коляски; сиденья для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и для сопровождающих инвалидов лиц;

в ДИТС категории III — пассажирские кресла-сиденья, предназначенные для инвалидов и сопровождающих их лиц, а также пространство, необходимое для пересадки инвалидов из транспортных колясок в эти сиденья;

в спальных пассажирских помещениях ДИТС категории II и III — отдельные предназначенные для инвалидов в креслах-колясках купе (каюты), отвечающие требованиям настоящего стандарта.

6.2.3    Зону размещения инвалидов в ДИТС располагают рядом с доступными для инвалидов входом в ДИТС и туалетом (при наличии < При этом проход, связывающий зону размещения инвалидов с туалетом, должен быть шириной не менее 820 мм

6.2.4    Размеры площадки дтя размещения инвалида в кресле-коляске в зоне размещения инвалидов должны соответствовать размерам указанным в приложении Д.

6.2.5    Для размещения одного кресла-коляски в сложенном виде t случае пересадки инвалида из кресла-коляски в пассажирское сиденье следует предусматривать пространство размерами: 1200 х 350 х 1 i00 мм

6.2.6    Планировка спального купе (каюты) ДИТС, предназначенном для инвалидов в креслах-колясках, должна предусматривать размещение в нем инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица, обеспе чивагь возможность въезда в него инвалида в кресле-коляске, маневрирования внутри купе (каюты), и доступность любого оборудования кущ (каюты), предназначенного для пользования инвалидами.

6.2.7    Каждое купе (каюта), предназначенное для инвалида ь крщ ле-коляске, должно быть размещено поблизости от доступною для инвалида туалета и связано с ним доступным проходом (коридором)

6.2.8    Средние и боковые проходы внутри ДИТС категорий ! р I! для прохода (проезда) инвалидов от входных дверей к зоне их разм< • щения должны иметь ширину в свету не менее 820 мм.

Рекомендуемые значения минимально допустимой ширины бокс вых дверей в зависимости от ширины части прохода (коридора., находящегося напротив двери, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ширина коридора (прохода), мм

Ширина боковых дверей, выходящих в коридор (проход), мм. не менее

1100

850

1000

900

900

1000

7