ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москаа
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России по Федеральной комплексной программе “Социальная поддержка инвалидов”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 16 января 1995 г. № 59
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 “Технические средства для инвалидов”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16 сентября 1997 г. № 307
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 1997
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
ГОСТ Р 51090-97
Содержание
1 Область применения................................ 1
2 Нормативные ссылки............................... 1
3 Определения...................................... 2
4 Сокращения...................................... 3
5 Общие требования................................. 4
6 Требования к конструкции и оборудованию транспортных
средств.......................................... 6
7 Требования к туалету ДИТС.......................... 9
8 Требования к приборам и устройствам технических систем
обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения инвалидов....................................10
9 Требования к ориентирующим устройствам..............11
10 Требования к вспомогательным посадочным устройствам ... 12
11 Требования по безопасности систем и оборудования.......14
Приложение А Размеры инвалидного кресла-коляски........16
Приложение Б Состав видов транспортных средств, относящихся к ДИТС разных категорий...............17
Приложение В Международная пиктограмма “доступности для
инвалидов”............................19
Приложение Г Зоны досягаемости для инвалидов в кресле-коляске .................................20
Приложение Д Минимальные размеры площадки для размещения инвалида в кресле-коляске.............22
III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
Designated public transportation vehicles.
General technical requirements of accessibility and safety for disabled persons
Хата введения 1998-07-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в iov числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, иод землей и по воздуху
Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизм ции. Начертания и основные размеры
ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технически требования
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
Издание официальное
ГОСТ Р 51090-97
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 средство общественного пассажирского транспорта: Транспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им более 12 пассажиров;
3.1.2 средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов: Средство общественного пассажирского транспорта, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов;
3.1.3 пассажиры-инвалиды: Лица с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, но которым не противопоказано пользоваться общественным транспортом, в том числе:
— лица с нарушением опорно-двигательных функций (лица, передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т.п.), лица с сердечной и респираторной недостаточностью;
— лица с нарушением слуха и зрения.
Требования настоящего стандарта учитывают также потребности пассажиров с ограничениями в движении таких, как например, лиц пожилого возраста;
3.1.4 беспрепятственный доступ инвалида в ДИТС: Это такое передвижение инвалида самостоятельно или с сопровождающим его лицом с площадки внешнего посадочного объекта (устройства) к месту своего размещения в транспортном средстве, которое совершается без необходимости преодолевать препятствия высотой более 50 мм, зазоры свыше 100 мм и уклоны свыше 6 %;
3.1.5 пассажирское транспортное средство без ступеней (бесступенчатое): Транспортное средство, у которого пол салона, примыкающий к порогу входной (выходной) двери, остается горизонтальным и не имеет уклонов (спусков), превышающих 6 %, на всем пути следования пасса-жира-инвалида до места его размещения в транспортном средстве;
3.1.6 беспрепятственная посадка-высадка: Такая посадка-высадка инвалидов, которая осуществляется в условиях, когда горизонтальный зазор между краем посадочной площадки внешнего посадочного объекта (устройства) и порогом двери ДИТС не превышает 100 мм, а перепад высоты между поверхностью этой площадки и порогом ДИТС при всех условиях нормальной загрузки ДИТС пассажирами составляет не более ±50 мм;
3.1.7 инвалидное кресло-коляска: Мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалида-
2
ГОСТ Р 51090-97
ми с нарушениями опорно-двигательных функций, с ручным или механическим приводом, размеры которого не превышают значений, установленных ГОСТ Р 50602 (приложение А);
3.1.8 инвалидная транспортная коляска: Мобильное средство, предназначенное для перемещения сопровождающим лицом пассажира-инвалида при его посадке (высадке) в транспортное средство и внутри транспортного средства и являющееся штатным оборудованием последнего;
3.1.9 вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, являющееся штатным оборудованием транспортного средства т предназначенное для обеспечения прохода (проезда) пассажиров-ин валидов, и в первую очередь инвалидов в креслах-колясках или в транспортных колясках, в это транспортное средство при невозможности осуществлять беспрепятственную посадку-высадку и (или» прт наличии в транспортном средстве ступеней у входа:
3.1.9.1 подъемное устройство: Вспомогательное посадочное устройство, имеющее горизонтальную площадку дтя размещения инвалид^ в кресле-коляске с сопровождающим лицом, которое обеспечиваем движение вверх-вниз и, при необходимости, вперед-назад;
3.1.9.2 рампа: Вспомогательное посадочное устройство, предста» ляютцее собой плоскость (обычно наклонную) между посадочной площадкой (например остановочным пунктом, станционной платформой, пристанью, причалом и т.д.) и полом транспортного средства, создающее возможность прохода (проезда) пассажиров-инвалидоь в транспортное средство;
3.1.10 зона размещения пассажиров-инвалидов в транспортном средстве: Пространство внутри салона транспортного средства, преднь значенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числ(. инвалидов в креслах-колясках, в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
3.1.11 удерживающая система крепления пассажира-инвалида: Сове купность устройств и оборудования транспортного средства, обеспечивающих крепление в транспортном средстве кресла-коляски к необходимое щраничение перемещения тела инвалида при столки вении или резком торможении транспортного средства.
4 СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
Средство общественного пассажирского транспорта — транспорт ное средство:
Транспортное средство доступное для пассажиров-инвалидов -1МТС
Пассажир-инвалид — инвалид;
Инвалидная транспортная коляска — транспортная коляска;
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в личном кресле-коляске — ДИТС категории I (приложение Б);
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят как в личном кресле-коляске, так и на штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для передвижения по пассажирскому помещению используют личное кресло-коляску — ДИТС категории II (приложение Б);
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для перемещения по пассажирскому помещению используют инвалидную транспортную коляску — ДИТС категории III (приложение Б).
5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1 Транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.
5.2 Конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.
В технически обоснованных случаях для обеспечения доступа в ДИТС инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций допускается оснащать ДИТС вспомогательными посадочными устройствами и (или) транспортной коляской.
5.3 Дополнительное оборудование ДИТС, предназначенное для обеспечения доступности и безопасности перевозки инвалидов, должно соответствовать нормам безопасности и климатическим условиям эксплуатации данного ДИТС, а также удовлетворять требованиям совместимости с внешними посадочными объектами (устройствами).
5.4 На всех наружных сторонах корпуса (кузова, вагона и т.д.) ДИТС должны быть нанесены соответствующие надписи, международные пиктограммы (приложение В), информирующие о его доступности для инвалидов, цвет пиктограмм должен быть голубым на белом (желтом) фоне.
5 5 Штатные средства аварийного спасения пассажиров ДИ' С
4
ГОСТ Р 51090-97
должны быть приспособлены к эвакуации инвалидов с учетом их способностей и возможностей.
Места расположения средств аварийного спасения пассажиров ДИТС, в том числе аварийные выходы, следует оснащать световыми и звуковыми маячками, имеющими надежную систему включения и энергопитание в аварийных ситуациях.
5.6 Туалет общего пользования ДИТС должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в креслах-колясках или транспортных колясках, и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.
Если в ДИТС предусмотрено два туалета общего пользования ю как минимум один из них, ближайший к месту размещения инвалидов в ДИТС, должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в кресле-коляске или транспортной коляске и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.
5.7 Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рыча !, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др ). предназначенные для пользования инвалидами в креслах-колясках, должны отвечать требованиям настоящего стандарта и должны быть размещены с учетом зоны досягаемости (приложение Г) инвалидов, сидящих в креслах-колясках или пассажирских сиденьях
5.8 Доступные для инвалидов приборы и устройства систем отопления вентиляции, освещения, сигнализации, электрообеслечения, информационною (аудио и видео) обеспечения и др , размещенные в этих ДИТС, в том числе:
— снаружи и внутри в зоне доступного для инвалидов пассажир ского входа;
— в проходах (подходах) к месту размещения инвалидов;
— в зоне размещения инвалидов;
— в проходах (подходах) к доступному для инвалидов в кресле-ко-.чяске гуалету, а также прочее приспособленное для инвалидов оборудование указывают в нормативных документах (стандартах технических условиях и др.) на конкретные группы (типы, виды) ил -* модификации ДИТС.
5.9 В нормативном документе (стандарте, технических условиях и др.) на группы (типы, виды) или модификации ДИТС наряду с конкретными параметрами, размерами, требованиями доступности и безопасности для инвалидов могут быть установлены дополнительные гребования по обеспечению удобства, комфорта инвалидов, совместимости конструкции ДИТС с техническими средствами реабилитации инвалидов и др., учитывающие особенности применения и
5
условий эксплуатации указанных ДИТС и не противоречащие требованиям настоящего стандарта
5 10 К каждому ДИТС, оснащенному удерживающей системой крепления инвалидов в креслах-колясках, должно прилагаться руководство по эксплуатации этой системы, выполненное по ГОСТ 2 601
5 11 К каждому ДИТС, оснащенному вспомогательным посадочным устройством, должно прилагаться руководство по его эксплуатации, выполненное по ГОСТ 2 601
6 ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
6 1 Пассажирские входные двери ДИТС 6 1 1 Доступное для инвалидов транспортное средство должно иметь не менее одной двери, через которую осуществляется доступ инвалидов в это ДИТС
6 I 2 Дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалидов, должна иметь ширину в свету — не менее 800 мм и высоту — не менее 1700 мм, определенную как расстояние в плоскости двери от верхнего косяка двери до порога (пола) ДИТС, или площадки подъемного устройства в поднятом положении, или плоскости рампы
6 1 3 Каждая дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалида, должна иметь снаружи и внутри ДИТС соответствующие обозначения (надписи или пиктограммы) и специальную световую и звуковую сигнализации
62 Пассажирское помещение ДИТС 6 2 1 Для обеспечения безопасности и удобства пассажиров, включая инвалидов, в каждом ДИТС должны быть выделены
— зона размещения инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках,
— пространство, необходимое для подъезда инвалидов в кресле-коляске или транспортной коляске к зоне их размещения,
— пространство для размещения кресел-колясок в сложенном виде (в случае пересадки инвалида из кресла-коляски в пассажирское сиденье)
6 2 2 Планировка зоны размещения инвалидов должна предусматривать
в ДИТС категории I — площадки для размещения инвалидов в креслах-колясках, пассажирские сиденья для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и сиденья для сопровождающих инвалидов лиц;
в ДИТС категории II — площадки для размещения инвалидов в креслах-колясках и пассажирские сиденья, в которые инвалид может
6
ГОСТ Р 51090-97
пересесть из своего кресла-коляски; сиденья для инвалидов, не пользующихся креслами-колясками, и для сопровождающих инвалидов лиц;
в ДИТС категории III — пассажирские кресла-сиденья, предназначенные для инвалидов и сопровождающих их лиц, а также пространство, необходимое для пересадки инвалидов из транспортных колясок в эти сиденья;
в спальных пассажирских помещениях ДИТС категории II и III — отдельные предназначенные для инвалидов в креслах-колясках купе (каюты), отвечающие требованиям настоящего стандарта.
6.2.3 Зону размещения инвалидов в ДИТС располагают рядом с доступными для инвалидов входом в ДИТС и туалетом (при наличии < При этом проход, связывающий зону размещения инвалидов с туалетом, должен быть шириной не менее 820 мм
6.2.4 Размеры площадки дтя размещения инвалида в кресле-коляске в зоне размещения инвалидов должны соответствовать размерам указанным в приложении Д.
6.2.5 Для размещения одного кресла-коляски в сложенном виде t случае пересадки инвалида из кресла-коляски в пассажирское сиденье следует предусматривать пространство размерами: 1200 х 350 х 1 i00 мм
6.2.6 Планировка спального купе (каюты) ДИТС, предназначенном для инвалидов в креслах-колясках, должна предусматривать размещение в нем инвалида в кресле-коляске и сопровождающего его лица, обеспе чивагь возможность въезда в него инвалида в кресле-коляске, маневрирования внутри купе (каюты), и доступность любого оборудования кущ (каюты), предназначенного для пользования инвалидами.
6.2.7 Каждое купе (каюта), предназначенное для инвалида ь крщ ле-коляске, должно быть размещено поблизости от доступною для инвалида туалета и связано с ним доступным проходом (коридором)
6.2.8 Средние и боковые проходы внутри ДИТС категорий ! р I! для прохода (проезда) инвалидов от входных дверей к зоне их разм< • щения должны иметь ширину в свету не менее 820 мм.
Рекомендуемые значения минимально допустимой ширины бокс вых дверей в зависимости от ширины части прохода (коридора., находящегося напротив двери, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ширина коридора (прохода), мм |
Ширина боковых дверей, выходящих в коридор (проход), мм. не менее |
1100 |
850 |
1000 |
900 |
900 |
1000 |
|
7 |